Искусство древней руси фундамент русской культуры изба произведение русских древоделов

Обновлено: 26.04.2024

Форма урока: урок-мастерская

  • Продолжать знакомить с культурой русского народа: (русское деревянное зодчество и народная музыка), приобщая к его культурным традициям.
  • Учить составлять сюжетно-декоративную композицию.
  • Развивать умения работы в группах (“плотницких артелях”)

Методическая цель: Проектирование урока с учетом требований нового Стандарта образования к организации учебной деятельности школьников.

  • Личностные УУД: мотивация учения, проектное мышление, умения и навыки работы в группе;
  • Регулятивные УУД: умение определять, формулировать учебную задачу в диалоге с учителем и одноклассниками, оценивать свою деятельность на основе заданных критериев;
  • Коммуникативные УУД: умение работать в группе, учитывать разные мнения и стремиться к принятию мнения другого, взаимоконтроль и взаимопомощь при выполнении задания; рефлексия своих действий;
  • Предметные УУД: умение моделирования из бумаги; овладение выразительными возможностями художественных материалов;
  • Метапредметные УУД: поиск информации, необходимой для решения учебной задачи

Оборудование урока: Бумага, ножницы, клей ПВА, кисти, карандаши, гуашь, заготовки деталей для конструирования избы.

Зрительный ряд: Презентация по теме урока, изображения деревянного зодчества, изображения деталей декора экстерьера избы, технологическая схема конструирования избы.

Музыкальный ряд: аудиозаписи народных песен, видеоклип “Русская изба”

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

1. Мотивационно-целевой этап.

- Показ видеоклипа “Русская изба”

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- А нужно ли это современному человеку? Зачем?

- И мы еще раз поговорим о традициях русской народной культуры, о той ее части, которая посвящена русскому деревянному зодчеству и народной музыке.

- В течение всего урока вы будете оценивать себя по предложенным критериям в специальных оценочных листах.

2. Организационно-деятельностный этап:

1. На прошлых уроках мы уже познакомились с миром русской избы, узнали о традициях ее строительства. Сегодня вы, работая в группах, должны будете еще раз напомнить друг другу все то, что знаете и поделиться той информацией, которую нашли самостоятельно.

  • Уважать мнение другого человека;
  • Внимательно слушать и слышать друг друга;
  • Выполняй свою часть задачи четко, не мешая другим;
  • Делать замечания по выполнению работы вежливо, не повышая тона;
  • Рационально распределять время при выполнении задания.

2. У вас на столах лежат карточки – опросники, которые необходимо заполнить.

Артель Фронтон
Фасад Улица
Трудовые песни Накладная резьба
Наличники Лобовая доска
Причелины Полотенце
Охлупень Красные окна
Сруб Глухая резьба

- Все термины вы смогли объяснить?

- Чтобы заполнить карточки полностью, вам еще необходима информация.

  • О выборе места для строительства дома;
  • О выборе строительного материала;
  • О видах изб и об основных частях дома;
  • Об оформлении внешнего вида дома;

- А теперь еще раз вернемся к карточкам с терминами и закончим их заполнять.

3. Выполнение коллективного творческого проекта “Русская изба”.

- Вы должны будете построить модель дома из заранее приготовленных строительных материалов.

- И, чтобы окунуться в атмосферу тех лет, давайте еще раз вспомним о народных песнях и послушаем некоторые из них во время работы.

3. Оценочно-результативный этап:

1. Оцените свою деятельность на уроке при помощи оценочных листов.

Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
В.Федотов

- Эти стихи как нельзя лучше подходят к сегодняшнему нашему уроку.

И выставка ваших работ подтверждает, что каждый дом имел свое лицо и свой характер.

Методическая разработка урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов» по программе изобразительное искусство Т. Я. Шпикаловой и по учебнику Изобразительное искусство Т. Я. Шпикаловой для 5 класса

ВложениеРазмер
Методическая разработка урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов» 68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя образовательная школа №31

с углубленным изучением предметов ХЭП

Учитель изобразительного искусства

Краковская Валентина Ивановна

Программа: Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, В. И.Колякина, Л. В. Неретина, Г. А. Поровская.

Цели: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства; развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности

Тема года: «Природа и человек в искусстве»

Тема четверти: «Лад народной жизни и образы его в искусстве»

Тема блока : «Польза и красота в образах деревянного русского зодчества»

Тема урока : «Изба – творение русских мастеров-древоделов» (время – 45 минут)

Вид творческой работы: создание архитектурных объемов деревянного зодчества в технике бумажного моделирования. ( Исследование конструкции самцовой крыши )

Воспитывать интерес к культуре, к традиционному наследию деревянного зодчества.

Воспитание любви к Родине, родному дому

Ознакомление с конструктивными особенностями избы и самцовой крыши. С проявлением искусства и научного открытия русских мастеров-древоделов

Освоение приемов художественного конструирования из бумаги деревянных построек с опорой на план проектируемого объекта.

Совершенствование навыков конструирования

Развивать аналитические способности, коммуникативные качества, эстетическую мотивацию при создании коллективного проекта

Учебник, методическое пособие, деревянные макеты венца, сруба, дома с прорубленными окнами, дома с дверью, окнами, наличниками, причелинами

Образец макета из бумаги

Диск с музыкой «Русский сувенир» (оркестр народных инструментов)

Слайды: виды угловых связей венцов, конструкция крыши, последовательность изготовления макета постройки

Учебник, тетрадь, заготовки «бревен»,, картон, ножницы, клей, карандаш, линейка, макет сруба, выполненный на предыдущем уроке.

П Л А Н У Р О К А

1. Организационная часть – 3 минуты. 4. Практическая работа – 20 минут.

2. Вводное слово учителя – 4 минуты. 5. .Итоги урока – 8 минут

3. Исследовательская работа - 10 минут .

Структурные части урока

Подготовить учащихся к работе на уроке, организовать внимание.

Сегодня на уроке нам будут необходимы : Учебник, тетрадь, ножницы, клей, карандаш, линейка, макеты срубов, заготовки «бревен», Класс разделён на плотницкие артели. (звучит музыка «Русский сувенир» (оркестр народных инструментов)) О рганизуйте рабочее место и начнем наш урок:

Рассаживаются по подгруппам(плотницкие артели)

Вводное слово учителя

Наши прадеды любовно

Топором тесали брёвна.

Гвозди крепко забивали

Песни громко запевали

Ставенки узорные, тонкая резьба.

До чего просторная русская изба

Сегодня мы исследуем конструкцию безгвоздевой (самцовой) крыши и определим, в чем проявилось искусство и в чем заключается научное открытие русских мастеров-древоделов (по ходу урока делайте себе заметки по данной исследовательской работе)

Ребята, скажите, как строилась русская изба и как назывался мастер, который выполнял эту работу?

Какой самый главный инструмент у плотника?

Как собирался сруб деревянного дома?

Посмотрите на слайд (на слайде показано два способа связи венцов по углам с небольшими выпусками – рубка «в обло» , без выпусков рубка «в лапу» ) и на макет (на деревянном макете -рубка «в обло» ) и ответьте: угловые соединения ваших срубов к какому приему можно отнести

Ответ ученика: Русская изба делалась срубной, из бревен. Бревна между собой сопрягали плотно (отсюда слово плотник)

Самым главным инструментом был топор, который в руках народных мастеров становился резцом художника.

Сруб собирали из горизонтально положенных бревен – венцов

У нас соединения похожи на рубку «в обло»

Изложение нового материала

Совместное исследование конструкции безгвоздевой «самцовой» крыши

А сейчас с помощью учебника (стр.102) и слайда

исследуем конструкцию безгвоздевой «самцовой» крыши.

В бревна врублены продольные горизонтальные бревна – слеги , образующие подкровельную конструкцию.

Поперек них кладутся кокоры, или курицы, - срубленные с с одним из ответвлений корня молодые ели.

На свисающих концах куриц лежит длинное бревно с выдолбленным лотком – поток, в который упираются нижние концы кровельного теса.

Доски для крыши не пиленные, а тесанные топором. Стык обоих скатов крыши закрывает выдолбленное снизу тяжелое бревно, которое на Севере называют охлупень или шелом.

«Самцы» - концы продольных слег. Врубленные в поперчные стены сруба.

Находят на схеме необходимую деталь

Диалог об искусстве. Добиваться от учащихся осознанного восприятия новых знаний.

Рубрика: «Прими участие в диалоге об искусстве» (стр.104)

-Каковы конструктивные элементы безгвоздевой (самцовой) крыши?

- Как отразилось мировосприятие природы крестьянином в названиях деталей самцовой крыши

- Почему в народе говорят: «Топор острее, так и дело скорее»; «Топор-кормилец»

- Какими плотницкими и столярными инструментами ты умеешь работать сам, какие названия инструментов знаешь?

Устные ответы на вопросы из учебника

Практичес- кая работа

Введение в практическую деятельность

А сейчас предстоит очень ответственная работа плотницких артелей – сконструировать крышу дома

По ходу работы не забывайте отмечать где научный подход в конструкции крыши и в чем проявляется искусство

На стр.105 учебника есть советы мастера, которые подскажут последовательность выполнения работы(- установи слеги, курицы (для поддержки потока-водотечника); - установи поток, крышу, охлупень (шелом). Подсказка для изготовления потоков и шелома -разрезаем ножницами уже готовые бумажные «бревна» вдоль на две части; -проведи монтаж дверей, красных окон; -выполни резьбу на причелинах, полотенце, оконных наличниках. Укрепи резной узор на фасаде дома ).

О распределении объема работы внутри каждой артели договариваемся самостоятельно.

Учащиеся распределяют объем работы внутри артели и приступают к работе

Организовать формирование навыков конструирования

Приступаем к работе (тихо звучит музыка )

Учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места
  2. контроль правильности выполнения приёмов работы
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения. Индивидуальная работа над ошибками, даются советы.
  4. фронтальная работа над ошибками. Останавливается работа и привлекается внимание учащихся. Общие ошибки.
  5. Демонстрируются правильно начатые работы. Выделяются: приемы работы, соблюдение последовательности, аккуратности.
  6. Привлекается внимание к работе детей. Поощряется, активизируется, стимулируется их деятельность.
  7. контроль объёма и качества выполненной работы.

Самостоятельная работа учащихся

Критерии оценки: (написаны на доске с начала урока):

  1. Соответствие полученным знаниям
  2. Овладение техникой конструирования
  3. Выразительность
  4. Эстетичность
  5. Аккуратность
  6. Согласованность в работе
  7. Результат исследования

Организовать осознанное понимание учащимися их результативнос-ти работы на уроке

Перед тем, как представители артелей презентуют выполненные работы и сделают выводы в чем по их мнению, проявлялось искусство, а в чем заключается научное открытие русских мастеров - древоделов – прослушаем стихотворение Л. Мартынова

Люди неясной судьбы!

Как твоё имя и отчество,

Чьею рукою набросана

Скромная смета её

С бревен состругано, стесано

Славное имя твоё!

Что же не врезал ты имени

Хоть в завитушки резьбы?

Господи, сохрани меня!

Разве я жду похвальбы;

Вот вам изба, божий рай – и все!

Что вам до наших имен,

Сруба творец пятистенного,

Окон его слюдяных,

Ты предваривший Баженова,

Братьев его Веснинных!

А сейчас представители артелей презентуют выполненные работы и сделают выводы в чем по их мнению, проявлялось искусство, а в чем заключается научное открытие русских мастеров - древоделов .

Итак подводим итог нашего урока:

- Что нового для себя вы узнали на этом уроке?

- Что было легко и понятно?

- В чем испытывали затруднения?

-Что вам больше всего понравилось?

-Понравился ли вам урок?

Ученик читает стихотворение

Представители артелей презентуют работу своей артели и делают вывод о проявлении искусства и научности -научность в конструкции крыши, креплении слег и самцов, крепление потоков с помощью кокор. Две функции потоков – удерживают крышу и служат для стока вод.

Охлупень скрепляет верхние части крыши и защищает от попадания осадков внутрь (научность). Охлупень заканчивается резным изображением лошади или птицы – как украшение дома и несет смысловую нагрузку – добрых пожеланий. Причелины , полотенца, наличники выполняют функцию защиты от попадания осадков в щели,от разрушения деревянных конструкций(научность). Эти же элементы являются домовой резьбой – произведением ДПИ. Несут и смысловую нагрузку – как народный орнамент защищающий дом от зла

Отвечают полными ответами

Литература: Программа Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, В. И.Колякина, Л. В. Неретина, Г. А. Поровская. 5 – 9 классы. Москва. «Просвещение» 2007

Методическое пособие. Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. 5 класс. Москва. «Просвещение» 2008

Учебник . Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. 5 класс Москва. «Просвещение» 2008

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид творческой работы: создание архитектурных объемов деревянного зодчества в технике бумажного моделирования.

Просмотр содержимого документа
«"Изба - творение русских мастеров"»

Тема урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов»

Вид творческой работы: создание архитектурных объемов деревянного зодчества в технике бумажного моделирования.

Задачи урока:

Обучающая:

ознакомление с конструктивными особенностями избы;

с проявлением искусства и научного открытия русских мастеров-древоделов;

освоение приемов художественного конструирования из бумаги деревянных построек с опорой на план проектируемого объекта;

совершенствование навыков конструирования.

Развивающая:

развивать аналитические способности, коммуникативные качества, эстетическую мотивацию при создании коллективного проекта.

Воспитательная:

воспитывать интерес к культуре, к традиционному наследию деревянного зодчества;

влюбви к Родине, родному дому.

Оборудование:

Для учителя:

учебник, методическое пособие, деревянные макеты венца, сруба, дома с прорубленными окнами, дома с дверью, окнами, наличниками, причелинами;

образец макета из бумаги;

слайды: виды угловых связей венцов, конструкция крыши, последовательность изготовления макета постройки.

Для ученика:

учебник, тетрадь, заготовки «бревен», картон, ножницы, клей, карандаш, линейка.

1. Организационная часть – 2 минуты.

2. Вводное слово учителя – 6 минуты.

3. Исследовательская работа - 10 минут.

4. Практическая работа – 20 минут.

5. .Итоги урока – 6…7 минут

На доске поэтические строки, как эпиграф к уроку:

Наши прадеды любовно

Топором тесали брёвна.

Гвозди крепко забивали

Песни громко запевали

Ставенки узорные, тонкая резьба.

До чего просторная русская изба

І. Организационная часть

Подготовить учащихся к работе на уроке, организовать внимание. Класс разделён на плотницкие артели (на подгруппы).

Сегодня на уроке нам будут необходимы : Учебник, тетрадь, ножницы, клей, карандаш, линейка, заготовки «бревен».Организуйте рабочее место и начнем наш урок.

ІІ. Вводное слово учителя

Сегодня мы исследуем конструкцию русской избы и определим, в чем проявилось искусство и в чем заключается научное открытие русских мастеров-древоделов (по ходу урока делайте себе заметки по данной исследовательской работе).

Ребята, скажите, как строилась русская изба, и как назывался мастер, который выполнял эту работу?

Ответ ученика: Русская изба делалась срубной, из бревен. Бревна между собой сопрягали плотно (отсюда слово плотник).

Какой самый главный инструмент у плотника?

Ответ ученика: Самым главным инструментом был топор, который в руках народных мастеров становился резцом художника.

Как собирался сруб деревянного дома?

Ответ ученика: Сруб собирали из горизонтально положенных бревен – венцов.

Посмотрите на слайд (на слайде показано два способа связи венцов по углам с небольшими выпусками – рубка «в обло», без выпусков рубка «в лапу») и на макет (на деревянном макете -рубка «в обло») и ответьте: угловые соединения ваших срубов к какому приему можно отнести?

Ответ ученика: У нас соединения похожи на рубку «в обло».

ІІІ. Изложение нового материала

Совместное исследование конструкции безгвоздевой русской избы. А сейчас с помощью учебника (стр.116) и слайда исследуем конструкцию построек и проведём анализ предстоящей работы. Учащиеся находят на схеме необходимые детали.

Диалог об искусстве. Добиваться от учащихся осознанного восприятия новых знаний.

Как отразилось мировосприятие природы крестьянином в названиях деталей сруба, крыши?

Почему в народе говорят: «Топор острее, так и дело скорее»; «Топор-кормилец».

Какими плотницкими и столярными инструментами ты умеешь работать сам, какие названия инструментов знаешь?

Устные ответы на вопросы из учебника стр. 118.

Делаю акцент на советы мастера стр. 117.

Проговариваем последовательность выполнения задания.

ІV. Практическая работа

А сейчас предстоит очень ответственная работа плотницких артелей – спроектировать избу, или сарай, или колодец.

По ходу работы не забывайте отмечать, где научный подход в конструировании дома, крыши и в чем проявляется искусство.

На стр.117 учебника обращайте внимание на таблицы и советы мастера, которые подскажут последовательность выполнения работы. Подсказка на слайде для изготовления потоков и шелома - разрезаем ножницами уже готовые бумажные «бревна» вдоль на две части, проведи монтаж дверей, красных окон, выполни резьбу на причелинах, полотенце, оконных наличниках. Укрепи резной узор на фасаде дома.

О распределении объема работы внутри каждой артели договариваемся самостоятельно.

V. Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся распределяют объем работы внутри артели и приступают к работе

Организовать формирование навыков конструирования.

В процессе работы учитель целевые обходы:

контроль организации рабочего места;

контроль правильности выполнения приёмов работы;

оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

индивидуальная работа над ошибками, даются советы;

фронтальная работа над ошибками.

Во время фронтальной работы привлекается внимание всех учащихся.

Проговариваем общие ошибки. Демонстрируются правильно начатые работы. Выделяются: приемы работы, соблюдение последовательности, аккуратности.

Поощряется, активизируется, стимулируется их деятельность, объём и качество, выполненной работ

VІ. Подведение итогов урока

Критерии оценки: (написаны на доске с начала урока):

Соответствие полученным знаниям

Овладение техникой конструирования

Согласованность в работе

Организовать осознанное понимание учащимися их результативности работы на уроке. Перед тем, как представители артелей презентуют выполненные работы и сделают выводы, в чем по их мнению, проявлялось искусство, а в чем заключается научное открытие русских мастеров – древоделов. Читаем на слайде стихи

Л. Мартынова Имена мастеров (Ученик читает стихотворение)

Люди неясной судьбы!

Как твоё имя и отчество,

Чьею рукою набросана

Скромная смета её

С бревен состругано, стесано

Славное имя твоё!

Что же не врезал ты имени

Хоть в завитушки резьбы?

Господи, сохрани меня!

Разве я жду похвальбы;

Вот вам изба, божий рай – и все!

Что вам до наших имен,

Сруба творец пятистенного,

Окон его слюдяных,

Ты предваривший Баженова,

Братьев его Веснинных!

А сейчас представители артелей презентуют выполненные работы и сделают выводы.

Представители артелей презентуют работу своей артели и делают вывод о проявлении искусства и научности.

Научность в конструкции крыши, креплении слег и самцов, крепление потоков с помощью кокор. Две функции потоков – удерживают крышу и служат для стока вод.

Охлупень скрепляет верхние части крыши и защищает от попадания осадков внутрь (научность). Охлупень заканчивается резным изображением лошади или птицы – как украшение дома и несет смысловую нагрузку – добрых пожеланий. Причелины, полотенца, наличники выполняют функцию защиты от попадания осадков в щели, от разрушения деревянных конструкций (научность). Эти же элементы являются домовой резьбой – произведением ДПИ. Несут и смысловую нагрузку – как народный орнамент защищающий дом от зла и духов.

Ученики оценивают работы соклассников.

Подводим итоги урока:

Что нового для себя вы узнали на этом уроке?

Что было легко и понятно?

В чем испытывали затруднения?

Что вам больше всего понравилось?

Понравился ли вам урок?

Ученики отвечают полными ответами.

Спасибо дети за урок и ваше творчество!

Литература: Программа Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, В. И.Колякина, Л. В. Неретина, Г. А. Поровская. 5 – 9 классы. Москва. «Просвещение» 2007

Методическое пособие. Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. 5 класс. Москва. «Просвещение» 2014

Учебник . Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. 5 класс Москва. «Просвещение» 2014

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид творческой работы: создание архитектурных объемов деревянного зодчества в технике бумажного моделирования.

Просмотр содержимого документа
«"Изба - творение русских мастеров"»

Тема урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов»

Вид творческой работы: создание архитектурных объемов деревянного зодчества в технике бумажного моделирования.

Задачи урока:

Обучающая:

ознакомление с конструктивными особенностями избы;

с проявлением искусства и научного открытия русских мастеров-древоделов;

освоение приемов художественного конструирования из бумаги деревянных построек с опорой на план проектируемого объекта;

совершенствование навыков конструирования.

Развивающая:

развивать аналитические способности, коммуникативные качества, эстетическую мотивацию при создании коллективного проекта.

Воспитательная:

воспитывать интерес к культуре, к традиционному наследию деревянного зодчества;

влюбви к Родине, родному дому.

Оборудование:

Для учителя:

учебник, методическое пособие, деревянные макеты венца, сруба, дома с прорубленными окнами, дома с дверью, окнами, наличниками, причелинами;

образец макета из бумаги;

слайды: виды угловых связей венцов, конструкция крыши, последовательность изготовления макета постройки.

Для ученика:

учебник, тетрадь, заготовки «бревен», картон, ножницы, клей, карандаш, линейка.

1. Организационная часть – 2 минуты.

2. Вводное слово учителя – 6 минуты.

3. Исследовательская работа - 10 минут.

4. Практическая работа – 20 минут.

5. .Итоги урока – 6…7 минут

На доске поэтические строки, как эпиграф к уроку:

Наши прадеды любовно

Топором тесали брёвна.

Гвозди крепко забивали

Песни громко запевали

Ставенки узорные, тонкая резьба.

До чего просторная русская изба

І. Организационная часть

Подготовить учащихся к работе на уроке, организовать внимание. Класс разделён на плотницкие артели (на подгруппы).

Сегодня на уроке нам будут необходимы : Учебник, тетрадь, ножницы, клей, карандаш, линейка, заготовки «бревен».Организуйте рабочее место и начнем наш урок.

ІІ. Вводное слово учителя

Сегодня мы исследуем конструкцию русской избы и определим, в чем проявилось искусство и в чем заключается научное открытие русских мастеров-древоделов (по ходу урока делайте себе заметки по данной исследовательской работе).

Ребята, скажите, как строилась русская изба, и как назывался мастер, который выполнял эту работу?

Ответ ученика: Русская изба делалась срубной, из бревен. Бревна между собой сопрягали плотно (отсюда слово плотник).

Какой самый главный инструмент у плотника?

Ответ ученика: Самым главным инструментом был топор, который в руках народных мастеров становился резцом художника.

Как собирался сруб деревянного дома?

Ответ ученика: Сруб собирали из горизонтально положенных бревен – венцов.

Посмотрите на слайд (на слайде показано два способа связи венцов по углам с небольшими выпусками – рубка «в обло», без выпусков рубка «в лапу») и на макет (на деревянном макете -рубка «в обло») и ответьте: угловые соединения ваших срубов к какому приему можно отнести?

Ответ ученика: У нас соединения похожи на рубку «в обло».

ІІІ. Изложение нового материала

Совместное исследование конструкции безгвоздевой русской избы. А сейчас с помощью учебника (стр.116) и слайда исследуем конструкцию построек и проведём анализ предстоящей работы. Учащиеся находят на схеме необходимые детали.

Диалог об искусстве. Добиваться от учащихся осознанного восприятия новых знаний.

Как отразилось мировосприятие природы крестьянином в названиях деталей сруба, крыши?

Почему в народе говорят: «Топор острее, так и дело скорее»; «Топор-кормилец».

Какими плотницкими и столярными инструментами ты умеешь работать сам, какие названия инструментов знаешь?

Устные ответы на вопросы из учебника стр. 118.

Делаю акцент на советы мастера стр. 117.

Проговариваем последовательность выполнения задания.

ІV. Практическая работа

А сейчас предстоит очень ответственная работа плотницких артелей – спроектировать избу, или сарай, или колодец.

По ходу работы не забывайте отмечать, где научный подход в конструировании дома, крыши и в чем проявляется искусство.

На стр.117 учебника обращайте внимание на таблицы и советы мастера, которые подскажут последовательность выполнения работы. Подсказка на слайде для изготовления потоков и шелома - разрезаем ножницами уже готовые бумажные «бревна» вдоль на две части, проведи монтаж дверей, красных окон, выполни резьбу на причелинах, полотенце, оконных наличниках. Укрепи резной узор на фасаде дома.

О распределении объема работы внутри каждой артели договариваемся самостоятельно.

V. Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся распределяют объем работы внутри артели и приступают к работе

Организовать формирование навыков конструирования.

В процессе работы учитель целевые обходы:

контроль организации рабочего места;

контроль правильности выполнения приёмов работы;

оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

индивидуальная работа над ошибками, даются советы;

фронтальная работа над ошибками.

Во время фронтальной работы привлекается внимание всех учащихся.

Проговариваем общие ошибки. Демонстрируются правильно начатые работы. Выделяются: приемы работы, соблюдение последовательности, аккуратности.

Поощряется, активизируется, стимулируется их деятельность, объём и качество, выполненной работ

VІ. Подведение итогов урока

Критерии оценки: (написаны на доске с начала урока):

Соответствие полученным знаниям

Овладение техникой конструирования

Согласованность в работе

Организовать осознанное понимание учащимися их результативности работы на уроке. Перед тем, как представители артелей презентуют выполненные работы и сделают выводы, в чем по их мнению, проявлялось искусство, а в чем заключается научное открытие русских мастеров – древоделов. Читаем на слайде стихи

Л. Мартынова Имена мастеров (Ученик читает стихотворение)

Люди неясной судьбы!

Как твоё имя и отчество,

Чьею рукою набросана

Скромная смета её

С бревен состругано, стесано

Славное имя твоё!

Что же не врезал ты имени

Хоть в завитушки резьбы?

Господи, сохрани меня!

Разве я жду похвальбы;

Вот вам изба, божий рай – и все!

Что вам до наших имен,

Сруба творец пятистенного,

Окон его слюдяных,

Ты предваривший Баженова,

Братьев его Веснинных!

А сейчас представители артелей презентуют выполненные работы и сделают выводы.

Представители артелей презентуют работу своей артели и делают вывод о проявлении искусства и научности.

Научность в конструкции крыши, креплении слег и самцов, крепление потоков с помощью кокор. Две функции потоков – удерживают крышу и служат для стока вод.

Охлупень скрепляет верхние части крыши и защищает от попадания осадков внутрь (научность). Охлупень заканчивается резным изображением лошади или птицы – как украшение дома и несет смысловую нагрузку – добрых пожеланий. Причелины, полотенца, наличники выполняют функцию защиты от попадания осадков в щели, от разрушения деревянных конструкций (научность). Эти же элементы являются домовой резьбой – произведением ДПИ. Несут и смысловую нагрузку – как народный орнамент защищающий дом от зла и духов.

Ученики оценивают работы соклассников.

Подводим итоги урока:

Что нового для себя вы узнали на этом уроке?

Что было легко и понятно?

В чем испытывали затруднения?

Что вам больше всего понравилось?

Понравился ли вам урок?

Ученики отвечают полными ответами.

Спасибо дети за урок и ваше творчество!

Литература: Программа Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, В. И.Колякина, Л. В. Неретина, Г. А. Поровская. 5 – 9 классы. Москва. «Просвещение» 2007

Методическое пособие. Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. 5 класс. Москва. «Просвещение» 2014

Учебник . Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. 5 класс Москва. «Просвещение» 2014

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плотницкие традиции на Руси передавались из поколения в поколение. Плотники хранили в памяти строительные приемы, типичные конструкции. Архитектурные формы и следовали им на практике. И все же каждый мастер свой подчерк имел. Оттого и лицо у каждой избы особенное. Русская изба - традиционное крестьянское жилище – делалась срубной, из бревен. Бревна сопрягали между собой весьма плотно, сплачивая их ( отсюда слово «плотник» ). Сруб – это конструктивно - техническая основа здания. Срубить избу - дело не простое, не каждому оно под силу. Только очень опытный плотник сложит без единого гвоздя всю избу от первого венца до «копыта». Сруб собирали из горизонтально положенных бревен - венцов, которые по углам связывались врубками с небольшими выпусками - « в обло» и без выпусков – «в лапу».

1. СТРУГ. 2. ТОПОР ДРОВОСЕЧНЫЙ. 3. ПОТЕС. 4. ТОПОР ПЛОТНИЦКИЙ. 5. ЧЕРТА. 6. ДОЛОТО. 7. ПРОСЕКА. 8. ТЕСЛО.

1. СТРУГ. 2. ТОПОР ДРОВОСЕЧНЫЙ. 3. ПОТЕС. 4. ТОПОР ПЛОТНИЦКИЙ. 5. ЧЕРТА. 6. ДОЛОТО. 7. ПРОСЕКА. 8. ТЕСЛО.

 Слеги – горизонтальные бревна, образующие подкровельную конструкцию. «Курицы» («Кокоры») – деталь безгвоздевой кровли, представляющая собой ствол дерева, срубленного с одним из ответвлений корня - «кокоры», и предназначенная для поддержания потока. «Поток» - деталь безгвоздевой кровли - брус или лоток, в который упираются нижние концы кровельного теса. «Охлупень» ( Шелом) – выдолбленное бревно, закрывающее верхний стык двух скатов кровли. «Самцы» - концы продольных слег, врубленных в поперечные стены сруба.

Слеги – горизонтальные бревна, образующие подкровельную конструкцию. «Курицы» («Кокоры») – деталь безгвоздевой кровли, представляющая собой ствол дерева, срубленного с одним из ответвлений корня - «кокоры», и предназначенная для поддержания потока.

«Поток» - деталь безгвоздевой кровли - брус или лоток, в который упираются нижние концы кровельного теса. «Охлупень» ( Шелом) – выдолбленное бревно, закрывающее верхний стык двух скатов кровли. «Самцы» - концы продольных слег, врубленных в поперечные стены сруба.

Читайте также: