Интерактивная доска принцип работы

Обновлено: 03.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Здор Елена Александровна, преподаватель информатики, КГА ПОУ РЖДК

Интерактивная доска как средство реализации современных образовательных технологий : Методические рекомендации.

Методические рекомендации содержат указания по работе с интерактивной доской. Рекомендации могут быть использованы преподавателями для подготовки к занятиям, на которых планируется использование интерактивной доски.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже нет, пожалуй, ни одной области человеческой деятельности, где компьютерные технологии не нашли бы своё применение. Сегодня уже невозможно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникационных технологий, будь то просто приготовленная презентация POWER POINT, компьютерная обучающая программа или скачанные материалы из сети Интернет. На сегодняшний день одним из самых неизведанных вопросов для педагогов остается использование интерактивных досок (ИД) на уроках, так как специальные технические и/или методические курсы для формирования навыков работы с ИД являются большой редкостью. Исходя из актуальности этой проблемы при наличии интерактивных досок в учебных заведениях, хочется рассказать об использовании ИД на уроках. Особое значение приобретает использование инновационных технологий в преподавании не только информатики, но и других учебных дисциплин, т.к. мультимедийный инструментарий позволяет вывести процесс обучения на принципиально новый уровень.

Использование интерактивной доски на уроках позволяет активно вовлекать учащихся в учебную деятельность, повышает мотивацию обучения, стимулирует творческую активность, способствует развитию личности учащегося, а так же расширяет возможности предъявления учебной информации, тем самым увеличивает эффективность урока и экономит время.

Основные направления применения интерактивных досок в образовании:

1. Презентации, демонстрация и моделирование.

Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения всей учебной группы. Это - визуальный ресурс, который может помочь преподавателям сделать уроки живыми и привлекательными для учащихся. Интерактивная доска позволяет преподнести учащимся информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, видеофрагменты и др.). Педагог может использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.

2. Повышение активности учащихся на уроке.

Многие педагоги утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в группе, и учащиеся становятся более нацеленными на работу.

3. Увеличение темпа урока.

Используя интерактивную доску, на уроке педагог может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач.

Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы учащемуся, который пропустил урок по болезни. С использованием интерактивной доски можно преподнести больше информации за меньшее время, и при этом учащиеся активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал.

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. На ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)

Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всей группе, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Ещё один важный момент при работе с доской – управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а педагог, как и раньше, – в центре внимания.

В процессе обучения интерактивная доска используется:

• как обычная доска для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);

• как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;

• как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.

Большие возможности имеет использование объектов для перемещения. Именно тогда полностью реализуется сенсорный принцип работы интерактивной доски. Перемещать можно как отдельные объекты, так и целые группы объектов. Интерактивная доска позволяет рукам двигать буквы, слова, картинки. Следовательно, можно готовить задания на соответствия, так популярные в последнее время, логические цепочки, удалять лишнее, собирать в группы по определенным признакам. Ощущения, которые учащиеся испытывают, трогая всё руками, усиливает не только интерес к предмету, но и развивают тактильную память, тренируют моторику рук.

На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учащихся по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому учащемуся.

Для применения интерактивной доски в образовании необходимо специализированное программное обеспечение. На сегодняшний день программное обеспечение для интерактивной доски позволяет заблаговременно подготовить и импортировать прямо во время занятия в структуру файлов-страниц тексты, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, а также легко использовать различные учебные материалы с помощью программы «Коллекция». Кроме того, одновременно работать с текстом, графическим изображением, видео и аудиоматериалами, управляя процессом работы с помощью движения руки по сенсорной поверхности доски.

Клонирование, группировка объектов, затенение экрана, лупа, подсветка экрана, запись страницы, видеосъемка, набор графических инструментов, экранная клавиатура распознавание рукописного текста - вот далеко не полный список функциональных возможностей интерактивной доски, которые позволяют педагогу использовать интерактивную доску на всех этапах урока.

На сегодняшний день одной из наиболее популярной программой для интерактивной доски является программная оболочка « Notebook », она проста в применении, удобный интерфейс облегчает процесс создания интерактивных заданий. Данное программное обеспечение позволяет одновременно работать с текстом, графическим изображением, видео и аудиоматериалами, управляя процессом работы с помощью указки по сенсорной поверхности доски.

Таким образом, педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и преподавателя. Благодаря интерактивной доске учащиеся с большим удовольствием учатся и их результаты улучшаются.

Использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала учащимися при значительной экономии времени, а также мотивирует учеников на получение знаний и успешность. Работа на уроке становится живым действием, вызывающим у учащегося неподдельную заинтересованность, а также способствует совершенствованию практических знаний и речевых умений, развитию социокультурной компетенции учащихся.

Опыт работы с интерактивной доской подтверждает эффективное положительное влияние сочетания ее возможностей и реализации дидактических принципов новизны, наглядности, коммуникативной активности, межпредметных связей, интерактивности, обратной связи, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно-ориентированного обучения.

Анализ уроков и интерактивных заданий к ним, доказывает, что использование интерактивной доски позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом.

Но прежде всего, следует понимать, что интерактивная доска сама ничему научить не может. Это всего лишь инструмент в руках педагога, такой же как доска, мел, таблица, и то, как этот инструмент «зазвучит», зависит от творчества педагога, его готовности сделать урок интересным, понятным и запоминающимся.

Программа SMART NOTEBOOK поставляется в комплекте с интерактивной доской Smart Board. Если Вы купили интерактивную доску, можно попробовать установить программу с прилагаемого диска.

Замечательной особенностью программы SMART NOTEBOOK является то, что она может быть установлена на компьютер, к которому или вообще не подключена интерактивная доска (например - на домашний компьютер), или даже подключена интерактивная доска другого производителя.

Среди всех программ, которые поставляются с интерактивными досками, программа SMART NOTEBOOK считается одной из самых удачных и функциональных. Поэтому, даже если у Вас пока нет интерактивной доски, или же имеется доска другой модели, Вы вполне можете установить программу и использовать ее возможности для создания интерактивных уроков по своему предмету.

Ниже приведены технологические приемы для создания интерактивных заданий с помощью программы Smart Notebook .

Коллекция Lat 2.0 -Анаграмма.

Анаграмма - Перестановка букв, посредством которой из одного слова составляется другое.

В коллекция Lat2.0 программы SMART Notebook имеется задание позволяющее создать учебные анаграммы.

Для того чтобы создать учебную анаграмму необходимо:

1) Запустить программу SMART Notebook .

3) Перетяните интерактивное задание «Анаграмма» на рабочий лист программы.

5) Заполните поля Анаграмма терминами.

6) В поле Ключ введите вопрос к термину или пояснение (разъяснение)

7) Рядом с полем Ключ имеется квадратная область для ввода фотографии (картинки) к заданию.

9) Также на это задание можно установить пароль. Пароль позволяет защитить задание от редактирования.

10) Если раздел Анарамма заполнен, раздел Ключ заполнен, то нажав на кнопку ОК, можно приступать к решению анаграммы.

11) Нажать кнопку Начало.

12) Экран примет вид

13) Переставляя буквы местами нужно отгадать слово. Нажав на кнопку Ключ внизу экрана можно получить пояснение к заданию.

14) Если в задании использовалось несколько терминов, то выполнив первое задание по времени, появляется кнопка перехода ко второму заданию и т.д.

15) По окончанию выполнения заданий на экране появится количество заработанных баллов и наилучший результат.

16) Нажав на кнопку Сброс можно начать выполнение анаграммы повторно.

Коллекция Lat 2.0 – Викторина

Викторина - игра в ответы на вопросы, обычно объединённые какой-нибудь, общей темой.

В коллекция Lat2.0 программы SMART Notebook имеется задание позволяющее создать учебные викторины.

Для того чтобы создать учебную викторину необходимо:

1) Запустить программу SMART Notebook .

3) Перетяните интерактивное задание «Викторина» на рабочий лист программы.

4) Экран примет вид .

5) Для того чтобы начать заполнять вопросы к викторине необходимо нажать на кнопку Правка. Экран примет вид:

7) Также на это задание можно установить пароль. Пароль позволяет защитить задание от редактирования.

8) После заполнения полей необходимо нажать на кнопку ОК. Экран примет вид:

9) Составить ответ на вопрос методом передвижения букв.

10) Если в викторине использовалось несколько вопросов, то выполнив первое задание по времени, появляется кнопка перехода ко второму заданию и т.д.

11) По окончанию выполнения заданий на экране появится количество заработанных баллов и наилучший результат.

12) Нажав на кнопку Сброс можно начать выполнение викторины повторно.

Коллекция Lat 2.0 – Тест

Тест - это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития необходимых навыков, знаний и т.д..

В коллекция Lat2.0 программы SMART Notebook имеется задание позволяющее создать учебные тесты по любым дисциплинам.

Для того чтобы создать учебный тест необходимо:

1) Запустить программу SMART Notebook .

3) Перетяните интерактивное задание «Тест» на рабочий лист программы.

4) Экран примет вид .

5) Для того чтобы создать тест необходимо нажать на кнопку Правка. Экран примет вид

6) В верхней части экрана установите количество вопросов теста.

7) Заполните поля для вопроса и вариантов ответа.

8) Не забудьте внизу окна указать правильный вариант ответа.

9) После заполнения первого вопроса можно перейти на вторую и последующие вкладки для заполнения заданий тестового контроля.

10) Для того чтобы защитить тест от случайного редактирования. Необходимо поставить галочку и ввести свой пароль в верхней части окна.

11) После заполнения тест необходимо нажать на кнопку ОК.

12) При решение заданий тестового контроля необходимо нажимать на кнопку с ответом. Если ответ правильный то в уголку появится галочка и появится кнопка перехода к следующему вопросу. Если ответ выбран неверный, то возле кнопки с ответом появится крестик. Компьютер не даст перехода на следующий вопрос до тех пор пока не будет дан правильный ответ.

13) После завершения выполнения заданий тест необходимо нажать на кнопку Готово. Появится окно в котором будут отражены результаты решения работы.

Коллекция Lat 2.0 – Пары

Пары – один из видов игр на внимательность. Необходимо открывая постепенно карточки необходимо разгруппировать карточка по парам.

Для того чтобы создать учебный задание пары необходимо:

1) Запустить программу SMART Notebook .

3) Перетяните интерактивное задание «Пары» на рабочий лист программы.

4) Экран примет вид .

5) Нажмите на кнопку Правка чтобы начать редактировать задание. Экран примет вид:

6) Введите количество пар.

7) Заполните каждую пару либо текстом либо картинками.

8) После заполнения введите пароль, чтобы защитить задание от несанкционированного редактирования. Нажмите ОК.

9) Можно приступать к выполнению задания. Цель задания: Открыть парные карточки. После выполнения задания, появиться экран с результатом.

Коллекция Lat 2.0 –Сортировщик изображений

1) Для установки интерактивного средства, необходимо открыть Коллекцию LAT 2.0 занятие Сортировка по категориям изображения

2) Нажать Правка, откроется окно редактирования. Здесь можно установить пароль, задать количество графических изображений (от 1 до 16), определить количество возможных категорий (колонок), к которым можно отнести эти изображения (2 или 3) и указать, какое изображение к какой категории относится. По завершению редактирования нажать OK .

3) В начале игры картинки находятся внизу в произвольном порядке Во время работы с интерактивным средством необходимо правильно переместить изображения в левую или правую колонки. Кнопка Проверка позволяет проверить правильность выполнения задания, кнопка Решить – посмотреть ответ, кнопка Сброс – вернуться к началу игры.

1) Для установки интерактивного средства, необходимо открыть Коллекцию LAT 2.0 занятие Упорядочивание изображений

2) Для перехода в режим редактирования нужно нажать Правка. Это интерактивное средство позволяет подготовить определенное количество графических изображений (от 1 до 15) и задать их строгий порядок. Для завершения редактирования нажать ОК.

3) В начале игры картинки будут расположены в произвольном порядке. Задача ученика – перемещая картинки, выстроить их в нужном порядке. Кнопка Проверка позволяет проверить правильность выполнения задания, кнопка Решить – посмотреть ответ, кнопка Сброс – вернуться к началу игры.

Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для преподавателей, и для обучающихся. Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания обучающихся. Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяют студентам лучше понять материал.

Управляя обсуждением, преподаватель может подтолкнуть обучающихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всей аудитории. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

Использование интерактивной доски позволяет реализовать принцип наглядности в обучении на новом техническом и методическом уровне, сделать процесс обучения современным и интересным, учесть психологические особенности современных студентов.

Интерактивная доска становится незаменимой для преподавателей любого предмета.

1. Горюнова М. А., Семенова Т.В., Солонивичева М.Н. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе И.: БХВ-Петербург, 2010. - 336с.

2. Полат Е.С. , Бухаркина М.Ю. , Моисеева М.В. , Петров А.Е. ; Под ред. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров /– М.: Издательский центр “Академия”, 2009. – 224 с.


Интерактивные доски нашли широкое применение не только в образовании, но и в игровой индустрии, телевидении, медицине, в научной деятельности, в системах финансового мониторинга, в конференц-залах. У многих пользователей остаются вопросы как выбрать интерактивную доску и проектор, какие программные и аппаратные средства дополнительно применять и др. Книга "Интерактивная доска – выбор применение и рекомендации" снимает многие аналогичные вопросы и позволяет настроить более эффективное применение интерактивной доски в выбранной отрасли.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1 Что собой представляет интерактивная доска
  • Глава 2 Конструкция интерактивных досок
  • Глава 3 Оборудование, используемое в интерактивных системах
  • Глава 4 Виды интерактивных досок
  • Глава 5 Технологии интерактивных досок

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Интерактивная доска: выбор, применение и рекомендации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 5 Технологии интерактивных досок

При производстве интерактивных досок производители используют различные технологии, по которым определяется положение пишущего инструмента на доске, что соответствует типу интерактивной доски. Используемые технологии при производстве интерактивных досок разделяются на четыре основных типа:

Сенсорная аналого-резистивная технология;

Ультразвуковая — инфракрасная технология.

5.1. Сенсорная аналого-резистивная технология

Аналого-резистивная интерактивная доска представляет собой многослойную панель. Ее верхняя поверхность покрыта устойчивой к повреждениям полиэфирной жесткой пленкой. Интерактивная доска устойчива к повреждениям. Аналого-резистивная доска имеет матовую поверхность, которая рассеивает падающий свет. Поверхность доски обладает небольшой мягкостью, что обеспечивает незначительное продавливание при нажатии.

Внутри аналого-резистивной доски содержатся два слоя пластичного резистивного материала с воздушной прослойкой между ними. Образование прослойки происходит в результате того, что поверхность одного из двух резистивных листов имеет большое число миниатюрных изолирующих выступов. У досок обратной проекции резистивные листы изготавливаются из оксида олова и индия. По краям резистивных слоев подсоединяются полосные электроды: У первого листа по боковым сторонам; У второго — снизу и сверху.

При нажатии на верхнюю поверхность доска прогибается. В точке нажатия резистивные листы контактируют. С помощью специальной коммутирующей схемы происходит вычисление горизонтальных и вертикальных координат нажатия. Такая технология обычно оформляется по четырех проводной топологии. Кроме того, на базе аналого-резистивной технологии бывает пяти проводная и восьми проводная топология.

Разрешение аналого-резистивной интерактивной доски равняется, как правило, тысячам точек по вертикали и горизонтали. К примеру, разрешение наиболее известных интерактивных досок SMART Board канадской фирмы SMART Technologies — 4000x4000 точек, а модель Webster американской корпорации PolyVision — 8000x8000. Если принимать в расчет разрешение стандартного проектора (1024x768) этих характеристик вполне достаточно.

Электронные схемы аналого-резистивных досок выдают до 80 пар координат в секунду. Такой показатель достаточен для решения образовательных задач. В тоже время следует обратить внимание, что скорость реакции этих досок ограничена по ряду показателей. Это вязкость пластика, используемого при производстве интерактивных досок, быстродействие электронной системы доски, производительность компьютера.

Те, кто используют аналогово-резистивную интерактивную доску, говорят, что ее главной достопримечательностью является способность ее «мягкой» поверхности взаимодействовать с помощью любого объекта, в том числе пальца. Будучи в силах коснуться поверхности пальцем позволяет эффективно общаться с интерактивной доской и в первую очередь младшим школьникам. Использование термина «мягкая поверхность» не должно быть истолковано как недостаточная прочность долговечность интерактивной доски.


Главным недостатком аналого-резистивной доски является достаточно большая задержка при плавном передвижении маркера или пальца по лицевой поверхности интерактивной доски.

При работе с сенсорной аналого-резистивной доской можно не пользоваться специальными маркерами, несмотря на то, что в комплекте поставки иногда бывают разноцветные маркеры. Для работы достаточно использовать просто палец или любой подходящий предмет.

Сенсорные интерактивные доски, построенные на базе аналого-резистивной технологии, изготовляются компаниями PolyVision, SMART Technologies, Egan TeamBoard, Interactive Technologies, QOMO, Returnstar Technology. Интерактивные доски компании Returnstar Technology под брендом IQBoard серий PS также представлены на российском рынке.

Принцип позирования интерактивных досок IQBoard серий PS основан на сенсорной резистивной технологии пяти проводной топологии. Срабатывание интерактивной доски осуществляется от нажатия пальцем или другим твердым предметом. При нажатии поверхности доски происходит соприкосновение двух проводящих слоев. Координаты касания слоев передаются в компьютер по USB кабелю.


На рисунке представлена схема срабатывания аналого-резистивной интерактивной доски пяти проводной топология. На заднем стекле нанесено резистивное покрытие с четырьмя электродами по углам. Изначально все четыре электрода находятся под напряжением +5В, а мембрана заземлена. Уровень напряжения на мембране постоянно отслеживается преобразователем. Когда ничто не касается сенсорного экрана, напряжение равно нулю. При нажатии на экран, микропроцессор улавливает изменение напряжения мембраны и начинает вычислять координаты касания следующим образом:

На два правых электрода подаётся напряжение +5В, левые заземляются. Напряжение на экране соответствует X-координате.

Y-координата считывается подключением к +5В обоих верхних электродов и к «земле» обоих нижних.

5.2. Электромагнитная технология

Электромагнитная интерактивная доска — это доска, интерактивность которой обеспечивается электромагнитно-индукционной технологией. Интерактивные доски электромагнитной технологии в отличие от резистивных досок имеют твердую поверхность. Внутри доска имеет слоистую структуру. В слоистой структуре содержатся решетки, из часто расположенных вертикальных и горизонтальных координатных проводников. Для работы с интерактивной доской электромагнитной технологии требуется использовать электронный маркер (перо). При помощи катушки индуктивности, расположенной на кончике маркера, электромагнитные сигналы наводятся на координаты проводников, номера которых определяют месторасположения кончика маркера. Маркеры могут быть активными и пассивными.

Активный маркер питается от батарей или получает энергию по проводу, которым привязан к доске. Пассивный маркер работает от наводимого в катушке напряжения. В некоторых моделях интерактивных досок, используемые маркеры способны различать силу нажатия, что удобно для применения в программах рисования. Кончик маркера может располагаться на некотором удалении от поверхности (до 10 мм), благодаря чему можно работать поверх размещенных на доске плакатов. Кроме маркеров изготовители могут предлагать электронные ластики. Отклик электромагнитных досок осуществляется несколько быстрее, чем у аналого-резистивных досок. Скорость выдачи информации составляет в пределах 100—120 пар координат в секунду, время реакции ограничивается лишь производительностью компьютера. Интерактивные доски электромагнитной технологии не чувствительны к нажатию рукой и другими предметами, а маркеры для них обычно имеют клавиши мыши.


5.3. Принцип работы беспроводного маркера

Внутри электромагнитной интерактивной доски имеется сетка токовых линий, создающая слабое высокочастотное электромагнитное поле. При излучении поля электрические импульсы с частотой более 100 раз в секунду поочередно пробегают по проводам сетки. Внутри маркера имеется резонансный контур, настроенный на частоту этих импульсов, создающих электромагнитное поле. В контуре маркера индуцируются электрические колебания, фаза которых зависит от местоположения маркера относительно координатной сетки токовых линий.

Электромагнитные интерактивные доски выпускают компании QOMO, GTCO Cal Comp, Promethean, Sahara Interactive, Returnstar Technology, Julong Educational Technology Co., Ltd.



На российском рынке популярны электромагнитные интерактивные доски IQBoard серии ET компании Returnstar Technology и IPBoard от Classic Solution и Julong Educational Technology Co., Ltd, компания Trace Board. Преимуществом электромагнитных досок является антивандальность и надежность конструкции, которая устойчива к механическим ударам и царапинам, т.е. электромагнитная доска может продолжать работать даже при наличии вмятин и сквозных пробоин. Электромагнитная доска обладает высоким быстродействием и, при рисовании не ощущается задержка. Присутствие маркера ощущается не только при непосредственном касании, но и рядом с поверхностью. К недостаткам следует отнести необходимость наличия специальных маркеров на батарейках типа ААА.

5.4. Лазерная технология

В интерактивных досках лазерной технологии используются два инфракрасных лазерных угломера. Как правило, лазерные угломеры размещаются по углам в верхней части доски. Зеркало угломера вращается с постоянной угловой скоростью. Инфракрасный луч угломера сканирует поверхность доски, переходя из одной ее точки к другой. Лучи инфракрасных лазеров отражаются от «воротничка» маркера и регистрируются фотодатчиками. Система запоминает угол поворота зеркала в момент фиксации отраженного блика. Затем на основании расстояния между угломерами и значений углов встроенный микропроцессор вычисляет координаты кончика пера. Для работы с лазерной интерактивной доской требуется использовать специальный маркер.


Для уменьшения ошибок позиционирования маркер следует держать перпендикулярно поверхности доски. Информация о нажатии на кнопки посылается в систему посредством ультразвука (для этого электронный маркер оснащается батарейкой) или сигнала какого-либо другого вида. Маркеры разного цвета и электронный ластик система различает по оптическим свойствам отражающего «воротничка». Основное достоинство лазерной интерактивной доски состоит в том, что сама доска может быть сделана из любого материала, в том числи из толстого стального листа. Недостаток лазерной интерактивной доски — случайное перекрытие луча лазера докладчиком, в результате чего процесс измерения координат может быть нарушен. На лазерную интерактивную доску можно навешивать плакаты и работать поверх них. Лазерные интерактивные доски выпускаются компанией PolyVision. Их производство является наиболее дорогим.

5.5. Ультразвуковая — инфракрасная технология

В интерактивных досках ультразвуковой и инфракрасной технологии, используются инфракрасные и ультразвуковые датчики, которые определяют положение электронного маркера. Электронный маркер испускает одновременно и инфракрасный свет, и ультразвук. Размещенные по углам доски инфракрасные датчики и ультразвуковые микрофоны принимают сигналы, и встроенная электронная система по разности времени их прихода вычисляет координаты маркера. Скорость выдачи информации в пределах 80 пар координат в секунду.

Электронный маркер работает от батарейки, как и электронный ластик. Основной недостаток ультразвуковой/инфракрасной доски состоит в том, что необходимо использовать специальный электронный маркер.

На случай, когда нужно «оцифровать» традиционную презентацию или лекцию, проводимую с использованием маркерной доски, предлагаются специальные насадки для обычных маркеров.


Интерактивные доски с использованием ультразвуковой — инфракрасной технологии выпускают компании Hitachi, Panasonic и Returnstar. Поскольку набор ультразвуковых микрофонов и ИК-датчиков с блоком преобразователя не зависит от вида, материала и размеров доски, он может быть исполнен в виде отдельного изделия, которое крепится к любой маркерной доске и настраивается под любые размеры рабочего поля. Подобные решения, предлагают компании Emkotech, Luidia, mimio и Quartet.

5.6. Плазменные технологии

Существуют и другие пока, что экспериментальные технологии, которые в будущем будут представлять интерес. Одна из таких технологий называется плазменной. Плазменные технологии — это еще один способ создания интерактивной поверхности.

Они представляют собой сенсорный слой, толщиной 1.5-2.5 см, превращающий обычную плазменную панель в интерактивное устройство. Выпускают интерактивные насадки по размеру большинства имеющихся в продаже панелей (диапазон от 32 до 60 дюймов).

Это первая часть обзора где мы разберем основные понятия и принципы работы интерактивных досок.
Интерактивные доски все больше находят применение в нашей жизни. Они стоят в офисах, по ним занимаются в школах, они становятся хорошим инструментом передачи и восприятия информации. Что же такое интерактивная доска, как она работает, какие они бывают и нужны ли они в российских школах вот на какие вопросы мне хотелось бы ответить в этом обзоре.




Недавно была опубликована новость о новой разработке LG где компания представила «школьную доску будущего», в комментариях появились разные высказывания, одни говорили что "… все самые именитые учёные в крупнейших университетах на западе создают блок-схемы и описывают уравнения мелом на обычной доске. " и появление таких новшеств ведет к отупению детей, другие же считали что вот оно новый толчок развития образования, теперь можно не на пальцах объяснять как там электроны движутся вокруг ядра, а наглядно показать на видео или 3D модели что лишний раз заинтересует детей и привлечет их внимание к ученому процессу. Что ж, будем разбираться.


И так что же такое интерактивная доска это ни что иное как просто огромная сенсорная панель на которую с помощью проектора проецируется изображение рабочего стола с подключенного компьютера.

image

Доски с таким видом установки называются “доски прямой проекции” за счет того что проектор устанавливается непосредственно перед панелью, или подвешивается под потолком. Такой вид досок самый простой и дешевый что не мало важно, однако он имеет существенный минус при её использовании приходиться стоять боком к доске что бы не загораживать проецируемое изображение что не всегда удобно


Этого недостатка лишена доска обратной проекции где проектор располагается позади сенсорного экрана, и докладчик, подходя к экрану, не перекрывает световой поток проектора, что очень удобно в работе. Кроме того, яркий свет проектора не попадает в глаза докладчику.


Стационарные доски встраивают в стены или в специальные конструкции, мобильный комплект не требует дополнительного строительства, в его конструкции предусмотрена система зеркал, позволяющая реализовать компактное передвижное устройство. Но и вес конструкции, конечно же, соответствующий ~200 кг, при весе обычной доски в районе 40 кг.

Следует сказать что интерактивные доски производятся с применением различных технологий определения положения маркера или пальца на поверхности. Сейчас существуют: Сенсорная резистивная, оптическая, инфракрасная, ультразвуковая, электромагнитная технологии.

• Сенсорная резистивная технология применяется в интерактивных досках, поверхность которых, состоит из двух слоев, между которыми расположены датчики. При нажатии любым предметом ( или пальцем ) на верхний слой рабочей поверхности доски датчики, определяют место касания и передают информацию в компьютер.

• Оптическая технология, применяемая в интерактивных досках, также позволяет работать с доской любым предметом. Инфракрасные датчики «видят» предмет, который подносится достаточно близко к поверхности доски, определяют его координаты и передают в компьютер.

• Инфракрасная и ультразвуковая технологии позволяют работать с доской только с помощью специального маркера. При касании поверхности маркер издает ультразвуковой и инфракрасный сигнал, который фиксируется датчиками в рамке доски.

• Электромагнитная технология также подразумевает использование с интерактивной доской специального маркера. Его положение определяется датчиками в поверхности доски. Эта же технология используется в беспроводных планшетах, а также в интерактивных панелях, заменяющих монитор компьютера.


те самые маркеры

и они же в действии

В все этих технологии можно разделить на 2 условные подгруппы доски которыми можно управлять рукой или же доски для которых нужен специальный ”маркер”
Каждая из них имеет свои преимущества основными для одной это быстрота и легкость управления без дополнительных приблуд, на другой же проще делать построения и все операции связанные с точностью определения прикосновения.

Так что при выборе ИД вам нужно определиться со следующими вопросами:
— Как часто и в каком качестве будет использоваться интерактивная доска?
Если на ИД будут часто писать, то имеет смысл купить ИД, на которой можно писать не только в режиме «белой» доски, но и обыкновенным маркером в выключенном состоянии. Если предполагается проведение презентаций с внесением письменных дополнений, или использование программ рисования, например, PAINT, то для этих целей лучше подойдет электромагнитная доска с твердым покрытием.

— Нужна ли вам передвижная или закрепленная доска?
Ваш выбор зависит от целей использования ИД

— Нуждаетесь ли вы в сопутствующих устройствах к ИД?
Таковыми являются, например, пульты дистанционного управления, которые используются при анкетировании, опросе или тестировании с использованием ИД. Такие пульты могут идти как в комплекте с доской, так и продаваться отдельно

— Какое программное обеспечение ИД вам необходимо?
Каждая ИД снабжена программным обеспечением, только некоторые включают лишь самые основные утилиты, а у некоторых есть дополнительное ПО, например, программное обеспечение мультимедиа – библиотеки, энциклопедии, обучалки, развивающие флеш игры и т.д.


Конечно, это далеко не все вопросы, которыми стоит руководствоваться при выборе интерактивной доски. Следует рассмотреть условия гарантии и ремонта в случае неисправности ИД, позаботиться о наличии русскоязычных инструкций, ознакомиться с функционалом интерактивной доски и простотой его освоения, ну и, конечно, не забывать о цене.

Самый главный совет: не спешите покупать первое попавшееся интерактивное оборудование только потому, что оно носит название «интерактивная доска». Лучше всего посоветоваться со специалистом, посетить интернет-форумы, где обсуждаются различные типы досок, ознакомиться с продукцией разных производителей.

Во второй части обзора есть идея дуэли SmartBoard vs ActivBoard они как раз из разных категорий SmartBoard Сенсорная (без манипуляторов) и ActivBoard Электромагнитная (маркер) так что предлагайте, по каким параметрам их можно испытать и методы этих испытаний ;-)

В современной действительности с увеличением объемов и скорости потоков информации, в школьных классах, аудиториях институтов, офисах малых и больших компаний, и даже в детских садах, интерактивные доски и панели набирают большую популярность.

Процесс выглядит вполне логичным явлением на фоне растущего предложения компаниями производителями все более технологичных и доступных устройств.

В системе предприятий, осуществляющих образовательный процесс, интерактивный экран становится неотъемлемой частью процесса обучения, заменяя или дополняя собой традиционные меловые, маркерные доски и флипчарты. Интеграция образовательных систем открывает новые возможности взаимодействия лектора и аудитории.

Интерактивная доска в офисе UnitSolutions

Производители интерактивных экранов активно разрабатывают программное обеспечение для создания интерактивных уроков и презентаций, а также существует огромная база готовых шаблонов и уроков (например, ресурс SMART exchange), неоднократно проверенных преподавателями. В совокупности, программно-аппаратный комплекс значительно снижает нагрузку при подготовке учебного материала и позволяет значительно сэкономить на приобретении печатных учебных пособий. Электронные конспекты лекций доступны и студентам и преподавателям, также урок может быть записан в видеоформате с пошаговыми инструкциями выполнения заданий. Созданные с помощью интерактивных досок презентационные материалы легко сохраняются со всеми комментариями, могут редактироваться и использоваться многократно.

IQBoard показывает свои флагманские решения и объясняет принцип работы

Что такое интерактивная доска

Интерактивная доска — это понятие, подразумевающее под собой программно-аппаратный комплекс из нескольких функциональных блоков (электронного сенсорного экрана с проектором и ПК), которые могут быть выполнены в едином корпусе и крепиться на общем каркасе, или представлять собой систему разнесенных в пространстве отдельных устройств. По принципу размещения проектора относительно плоскости проецирования, интерактивные доски делятся на две группы: доски прямой и обратной проекции.

Виды интерактивных досок: интерактивные доски прямого и обратного проецирования

Интерактивная доска состоит из:

  • Компьютера (с соответствующим программным обеспечением), как источника отображаемого контента и средства для обработки сигналов полученных от сенсорной панели интерактивного экрана. Может использоваться как обычный настольный ПК или ноутбук, так и встроенные в интерактивную доску микрокомпьютеры предлагаемые производителями в комплекте. на плоскость доски. Существует несколько разновидностей проекторов — короткофокусные, ультракороткофокусные и стандартные мультимедиа проекторы. В зависимости от фокусного расстояния, проектор может быть закреплен под потолком на некотором удалении от плоскости проецирования (2-3 м), либо на специальном выносном кронштейне вблизи доски (0,7-1,5 м).
  • Самой интерактивной доски с сенсорной панелью на которую проецируется изображение. Благодаря встроенной системе датчиков происходит определение положения указывающего устройства и взаимодействие с отображаемым контентом. На данный момент основные технологии сенсоров — резистивная, оптическая, инфракрасная, ультразвуковая и электромагнитная.
  • Специальных указок, маркеров или стилусов входящих в комплект, которые позволяют различным образом взаимодействовать с отображаемой информацией. Некоторые производители предлагают решения без использования специальных указывающих устройств (при использовании интерактивных досок данного типа достаточно лишь пальца), однако их функционал несколько отличается.

Типовая схема подключения интерактивной доски

Интерактивная доска — это устройство применяемое не только для обучения детей дошкольного возраста, обустройства школьных кабинетов и залов для групповых занятий, а прежде всего, высокотехнологичное, интерактивное, демонстрационное оборудование и мощнейший инструмент для совместного просмотра и редактирования контента. В процессе работы докладчик, его оппонент или помощник может масштабировать изображение, создавать аннотации и пометки поверх исходной графики, рисовать и делать быстрые наброски в режиме whiteboard, запускать аудио и видеоматериалы. Можно с легкостью решать любые задачи возникающие в процессе коллективной работы и обсуждения в бизнес среде, а результаты этой работы быстро и легко сохранить на компьютере.

Мы поможем в подборе AV-оборудования и решений для ВКС

Интерактивная доска

  • Обратиться к нашим специалистам и получить бесплатную консультацию
  • Самостоятельно подобрать необходимое оборудование для видеоконференций из каталога

Чем интерактивная доска отличается от интерактивной панели.

Судя по первой половине названия обоих устройств, нетрудно догадаться, что — это части или готовые системы циклического ввода/вывода информации, основное назначение которых взаимодействие с пользователем и мгновенное отображение результатов взаимодействия, хотя технологии изготовления сенсоров и их функционал имеют много вариаций.

Основное же различие — это метод отображения графической информации и компоновка устройства. Интерактивные панели для отображения информации используют LCD и LED экраны, а изображение интерактивных досок строится благодаря мультимедийным проекторам.

Преимущества интерактивных панелей

Основные преимущества интерактивной панели перед интерактивной доской заключаются в мобильности, простоте настройки при первом запуске, высокой контрастности изображения и времени отклика при нажатии.

При первом запуске интерактивной панели достаточно ее прочно закрепить в любом пространственном положении, подключить к сети и начать работу. В случае интерактивной доски с проектором дело обстоит немного сложнее. Для монтажа зачастую требуется квалифицированный специалист, а после установки, устройство еще нужно откалибровать для точного позиционирования указателя. Интерактивная панель лучше подойдет для небольшой аудитории, ситуаций с особыми требованиями к качеству картинки. Интерактивная доска может обеспечить комфортный для просмотра размер изображения для большей аудитории при более скромном бюджете, однако с некоторым компромиссом в отношении контрастности и мобильности.

Хотя, как интерактивная доска, так и интерактивная панель могут быть установлены на мобильную стойку, для перемещения интерактивной доски потребуется немного больше свободного пространства ввиду особенностей конструкции стойки со значительно выступающим проектором. В ряде случаев размер дверных проемов может оказаться слишком мал и потребуется демонтаж кронштейна проектора со стойки с последующей повторной калибровкой доски. Также, зачастую интерактивные доски на 10–15 процентов более энергоемкие по сравнению с панелями.

Преимущества интерактивных досок

При всей кажущейся сложности эксплуатации и настройки интерактивные доски имеют целый ряд преимуществ перед интерактивными панелями. Самым очевидным преимуществом при практически одинаковом наборе функциональных возможностей является цена интерактивных досок, их стоимость в России в 2-3 раза меньше стоимости сопоставимой интерактивной панели. В ситуации перманентного кризиса финансирования учебных заведений это нивелирует все не очевидные минусы досок. Технология появившаяся еще в 1991 году до сих пор остается актуальной благодаря относительной простоте изготовления систем и как следствие значительно меньшей стоимости для потребителя.

Интерактивные доски вандалоустойчивы, и в ряде случаев даже при серьезном повреждении рабочей поверхности не теряют эксплуатационных свойств. Интерактивные панели тоже обладают достаточным запасом прочности, однако в случае поломки, стоимость ремонта может превысить цену на новое устройство, в то время как для ремонта интерактивной доски достаточно лишь заменить вышедший из строя компонент системы. Рабочая поверхность интерактивной доски может использоваться как обычная традиционная доска для работы с маркерами, нет необходимости сужать выбор до одного варианта использования. Вы по-прежнему можете прикрепить бумажный чертеж или схему использовавшуюся ранее при помощи магнитов на поверхность доски. Для работы с интерактивной доской не обязательно покупать весь комплект целиком, при наличии проектора и старенького ноутбука достаточно снабдить вашу обычную школьную доску сенсорной панелью для начала работы.

Сравнение плюсов и минусов двух подходов

Особенности Интерактивные доски Интерактивные панели
Возможность масштабирования системы, кастомизации, и замены отдельных блоков Полная свобода выбора оборудования и комплектующих для удовлетворения поставленных задач Зачастую отсутствует возможность изменения конфигурации. В ряде случаев доступны только фирменные платы расширения
Диагональ экрана Вам будет тяжело найти доску меньше 50-ти дюймов, да и незачем. Использование проектора — это возможность масштабировать экран вплоть до 120” в зависимости от текущей потребности и ситуации. Огромное многообразие размеров начиная от персональных планшетов и заканчивая гигантскими панелями в 100 и более дюймов, но стоит отметить, что панель такого размера может изрядно потрепать ваш бюджет.
Мобильность и портативные решения Кейс с проектором, современной оптической системой обратной связи, и стилусом способный превратить любую поверхность в интерактивную, просто находка для коммивояжера или лектора нуждающегося в собственном комплекте оборудования для командировок. Имеют несколько не очевидное преимущество по мобильности в рамках одного этажа здания. В ином случае требуется целая бригада грузчиков.
Цветопередача и контрастность Вполне подходящее решение для демонстрации схем графиков, таблиц изображений с достаточной контрастностью для того чтобы не уставали глаза от долгого использования. Хотя и не требует погружения помещения в полный мрак, излишняя освещенность тоже не пойдет на пользу. Отлично подходит для digital signage проектов, на прозрачных поверхностях требующих взаимодействия с пользователем. В рамках дизайна и архитектуры, других сфер деятельности с особыми требованиями к качеству изображения вещь незаменимая, т.к цветность и контрастность дисплея позволяет визуализировать все нюансы. Панели имеют постоянный, легко прогнозируемый результат отображения картинки в любого рода помещениях. Так же существуют T-OLED прозрачные интерактивные панели, однако есть некоторые ограничения в размерах и компоновке.
“Цифро-аналоговые” комбинации Средство, позволяющее дополнить традиционную доску, создать эффект дополненной реальности. Лектор или докладчик может делать пометки электронными чернилами поверх “старорежимных” чертежей схем и плакатов, или даже обозначить расположение органов на реальном человеке стоящем в лучах проектора. Существуют комбинированные панели с возможностью использования традиционных маркеров. Полезная опция в ряде случаев, однако больше похоже на регресс.
Программное обеспечение Производители интерактивных панелей и досок, такие как SMART Board или IQBoard выпускают собственное программное обеспечение для работы с любым видом интерактивного экрана. Так же имеется ряд приложений для подготовки интерактивных уроков, что значительно упрощает процесс подготовки к занятию.

Интерактивная доска как с ней работать.

Установка

Располагать доску следует в местах исключающих падение прямых солнечных лучей и появление бликов на поверхности. После выбора места расположения интерактивной доски, нужно определиться с высотой ее расположения.

Основных критерия два:

Интерактивная доска для детей дошкольного возраста и младших классов школы может располагаться на расстоянии около 30-70 см от уровня пола до нижнего края интерактивной доски.

В старших классах и институтских аудиториях доски устанавливают на расстоянии 70 — 90 см. После выполнения разметки следует закрепить монтажные кронштейны на стену или мобильную стойку и подвесить на них доску.

Обратите внимание на тот факт, что для корректного проецирования и работы, по центру доски должна располагаться линза проектора, а не его кронштейн.

Настройка

Подсоедините видео кабели и кабели питания. Чаще всего источником видеосигнала будет являться VGA или HDMI выход вашего ПК соединенный с проектором, питание для интерактивной доски подается по USB кабелю, проектор же питается от сети 220В, поэтому следует предусмотреть розетку вблизи места установки доски.

Включите ПК и проектор, вставьте диск с программным обеспечением в компьютер, который идет в комплекте. Запустите программу установки и следуйте инструкциям. Настройте проецируемое изображение меняя положение проектора и настраивая его фокус таким образом, чтобы оно занимало всю полезную площадь интерактивного экрана, не имело искажений или размытых очертаний предметов.

Калибровка

После подключения проектора и интерактивной доски к компьютеру, установки драйверов и прилагаемого ПО, можно приступить к процессу калибровки. Для синхронизации положения наконечника маркера с положением курсора на экране выполняйте поочередно инструкции мастера калибровки. В процессе вас попросят дотронуться указателем к контрольным точкам на экране.

Калибровку следует производить раз в месяц, либо при появлении проблем с позиционированием курсора, а так же каждый раз после перемещения, сборки/разборки доски.

Калибровка интерактивной доски

После несложной настройки ваша интерактивная доска готова к использованию. Вы можете управлять ПК, открывать файлы, рисовать, делать заметки, запускать мультимедийные приложения при помощи манипуляций на экране интерактивной доски.

Как выбрать интерактивную доску для школы

Давайте разберемся, на что следует обратить внимание при выборе интерактивной доски.

Прежде всего стоит ознакомиться с методическими рекомендациями и документами регламентирующими использование интерактивного оборудования в образовательном процессе:

Чтобы выбрать подходящее устройство, достаточно лишь здравого смысла, просто ответьте на следующие вопросы:

Какой размер помещения и численность аудитории?

От этого будет зависеть диагональ вашего экрана. В большинстве случаев для школьного помещения с аудиторией 30-40 человек диагональ в 70-80 дюймов будет оптимальной, для маленькой группы людей будет достаточно экрана поменьше, т.к. все смогут удачно разместиться вблизи экрана.

Интерактивная панель

Какой возраст вашей аудитории?

В зависимости от антропометрических данных будет меняться и высота крепления доски. В случае использования одной и той же доски и в младших, и в старших классах стоит подумать о креплении или стойке с изменяющейся высотой.

Каков характер учебного материала, и специфика работы?

Для работы с графикой, точных построений и математики лучше подойдет доска со стилусом, он обладает широким набором функций редактирования и лучшим позиционированием курсора для точных построений. Целый день писать и рисовать пальцем, тоже сможет не каждый.

Если же основная задача — это проведение интерактивных развивающих игр, то лучше выбрать решение реагирующее на прикосновение пальца. Следует так же обратить внимание на возможность разделения экрана и количество одновременных касаний для совместного использования ведь, что может быть интереснее для ребенка чем сделать что-то вместе или наперегонки?

Нужна ли вам возможность альтернативного использования интерактивной доски, и насколько высока вероятность того, что вашу доску сломают неподобающим обращением?

В случае если есть необходимость использовать традиционные сухо стираемые маркеры следует уточнить наличие такой возможности.

В ситуации с дошкольниками следует заранее быть готовым к тому что вашу доску попытаются сломать… Большинство досок оборудованы вандалоустойчивым покрытием, либо же не прекращают работать в случае повреждения рабочей поверхности. Обратите на это внимание при выборе.

Где вы собираетесь разместить интерактивный экран и в каком режиме использовать?

Существуют проводные и беспроводные решения, ведь не всегда удается удобно разместить все оборудование и проложить кабеля так, чтобы они никому не мешали. В случае если вы собираетесь перемещать устройство в разные кабинеты, беспроводное решение будет предпочтительнее.

Данная статья носит ознакомительный характер, и содержит практические рекомендации, основанные на полученном многолетнем опыте интеграции, однако не является законченным руководством по выбору или установке данных систем. Конечно же, все нюансы невозможно предусмотреть, ввиду многообразия существующих технологий создания интерактивных экранов и активно развивающихся новых разработок в области аппаратного и программного обеспечения.

Читайте также: