Инструкция для мытья полов в школе

Обновлено: 12.05.2024

В зимний период года, в том числе в связи с сезонным подъемом заболеваемости ОРВИ, гриппом и сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, особенно актуальным является вопрос соблюдения нормируемых параметров микроклимата (температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха) в образовательных организациях для детей и подростков (школы, детские сады).

В результате жизнедеятельности людей в воздух помещений поступают вещества, выделяемые кожей, грязной одежной, остатками пищи; повышаются температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа. Если в группе, классе есть больные дети то при кашле, чихании в воздух попадают вирусы, бактерии.

В воздухе закрытых помещений всегда есть пыль, вместе с воздухом пылевые частицы попадают в дыхательные пути ребенка и механически раздражают слизистую оболочку, более нежную, чем у взрослых.

Степень качества воздуха находится в прямой зависимости от числа детей и длительности их пребывания в помещении.

В теплообмене ребенка с окружающей средой очень значимы влажность и скорость движения воздуха. Как повышенная, так и пониженная влажность отрицательно влияет на организм ребенка. Для поддержания оптимального воздушного режима в помещениях детских организаций важно регулярно удалять отработанный воздух и заменять его наружным.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.

До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещений (при наличии 2-х смен обучения – после каждой смены).

Детские сады

Проветривание в групповых проводится не менее 10 минут в отсутствие детей, и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В спальнях сквозное проветривание проводится до укладывания детей.

Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью работы отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2°С.

Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых помещениях.

Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей, проветривание через туалетные комнаты.

При хорошем отоплении, эффективной работе системы вентиляции, правильной организации проветривания помещений нормативные параметры микроклимата обеспечить нетрудно. Это значит, что дети, находясь в образовательной организации в комфортных условиях, будут меньше подвержены заболеваниям, в том числе инфекционным.

Влажная уборка

Влажная уборка в образовательных организациях, ее кратность и качество проведения также играет большую роль в профилактике гриппа, ОРВИ и новой коронавирусной инфекции.

уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее - генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования Организации;

обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в Организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты;

ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей;

генеральную уборку не реже одного раза в неделю;

обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук;

регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы Организаций;

организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению;

мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.

Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в спортивных залах и групповых помещениях не реже 2 раз в день.

Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Ковровое покрытие не реже одного раза в месяц подвергается влажной обработке. После каждого занятия спортивный, гимнастический, хореографический, музыкальный залы проветриваются в течение не менее 10 минут.

Столы в групповых помещениях промываются горячей водой с моющим средством до и после каждого приема пищи.

Стулья, пеленальные столы, манежи и другое оборудование, а также подкладочные клеенки, клеенчатые нагрудники после использования моются горячей водой с мылом или иным моющим средством; нагрудники из ткани -стираются.

Игрушки моются в специально выделенных, промаркированных емкостях.

Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед использованием детьми моются проточной водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей.

Пенолатексные, ворсованные игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции производителя.

Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), допускается использовать в качестве демонстрационного материала.

Игрушки моются ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.

Уборка учебных и вспомогательных помещений проводится после окончания занятий, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах.

При организации обучения в несколько смен, уборка проводиться по окончании каждой смены.

Уборка помещений интерната при общеобразовательной организации проводится не реже 1 раза в день.

При выполнении всех вышеуказанных мероприятий вероятность заболеваний ОРВИ, гриппом и новой коронавирусной инфекцией среди детей резко снижается.

Дезинфекция – действенное профилактическое мероприятие по предупреждению заболеваний. В образовательных организациях ее проводят для обеззараживания помещений, посуды, белья, игрушек, пищевых продуктов.

Какие бывают виды дезинфекции

1

раз в месяц

школы обязаны проводить генеральную уборку помещений с использованием моющих и дезинфицирующих средств

Дезинфекция бывает трех видов:

Цель профилактической дезинфекции – предотвратить заболевания среди детей и работников. Ее проводят ежедневно. Если в детском саду или школе обнаружена инфекция, в течение определенного периода проводят текущую дезинфекцию, а перед снятием ограничительных мер – заключительную. Их цель – не дать болезни распространиться.

Требования к дезинфекционным мероприятиям содержат СП 3.5.1378–03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003. Отдельные нормы указаны в санитарных правилах для детских садов и школ.

Кто вправе проводить дезинфекционные мероприятия

Профилактическую и текущую дезинфекцию проводят специально обученные работники образовательной организации, заключительную – специально обученные работники либо организация, которая занимается дезинфекционной деятельностью.

Если вы проводите текущую и заключительную дезинфекцию своими силами, то процесс должен проходить под контролем работников санитарных служб и дезинфекционной станции.

Дезинфицировать медицинский кабинет можно в том случае, если у образовательной организации есть лицензия на медицинскую деятельность. Проводить дезинфекцию других помещений можно без лицензии. Об этом говорится в письме Минздрава России от 09.06.2016 № 14–5/993.

Как проводить дезинфекцию при инфекционных заболеваниях

Дезинфекционные мероприятия зависят от заболевания, которое зафиксировано в образовательной организации. При паразитарных болезнях ориентируйтесь на положения СанПиН 3.2.3215–14, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.08.2014 № 50, при выявлении чесотки – на нормы Руководства по медицинской дезинсекции Р 3.5.2.2487–09, утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2009.

Не забудьте изучить региональные и муниципальные документы. При некоторых заболеваниях федеральное законодательство требует проводить лишь текущую дезинфекцию, однако местные органы власти вправе установить необходимость заключительной дезинфекции.

Пример. В Москве при выявлении чесотки нужно проводить и текущую дезинфекцию, и заключительную – силами дезинфекционной станции. Об этом говорится в приказе Департамента здравоохранения города Москвы от 26.09.2005 № 383 «О совершенствовании мероприятий по профилактике чесотки и дерматомикозов».

При выявлении любой болезни проведите текущую дезинфекцию. Продезинфицируйте места общего пользования, кабинеты, посуду, при необходимости – белье.

Обратите внимание

Ребенка с подозрением на инфекцию нужно изолировать, а затем максимально быстро транспортировать в лечебно-профилактическое учреждение

Сделайте влажную уборку полов и поверхностей дезинфицирующими средствами.

Очистите воздух в кабинетах, в том числе проведите ультрафиолетовое облучение. Используйте для этой цели ультрафиолетовые бактерицидные облучатели и установки.

Включенная бактерицидная лампа не выделяет озон, поэтому ее применение безопасно для органов дыхания, а помещения с непрерывно работающими бактерицидными лампами не требуют проветривания. Облучатели закрытого типа разрешено применять в присутствии людей, открытого типа – только когда в помещении никто не находится. Удобнее использовать передвижные бактерицидные облучатели.

Мероприятия текущей дезинфекции проводите систематически, пока есть опасность, что инфекция распространится.

Заключительную дезинфекцию проведите после того, как заболевший покинул здание образовательной организации или перед снятием ограничительных мер (карантина), особенно тщательно – в очагах тех заболеваний, возбудители которых устойчивы к воздействию факторов окружающей среды (сальмонеллез, полиомиелит, глистные инвазии, педикулез).

При организации дезинфекционных мероприятий учитывайте предписания органа Роспотребнадзора. Если не хватает сил и средств, привлеките специалистов дезинфекционной станции.

До заключительной дезинфекции медработник образовательной организации или руководитель дезинфекционной бригады осматривает помещения, выясняет эпидемиологическую обстановку, определяет объем, содержание и очередность дезинфекционных мероприятий, выбирает дезинфицирующее средство. Затем сотрудники, которые будут проводить дезинфекционные мероприятия:

Важный документ

Какие дезсредства относятся к IV классу опасности, говорится в ГОСТ 12.1.007–76, утвержденном постановлением Госстандарта СССР от 10.03.1976 № 579

· готовят растворы дезинфекционных средств;

· обеззараживают важные в эпидемиологическом отношении объекты (мокроты, выделения, остатки пищи, посуду, белье), отбирают вещи, которые подлежат камерному способу обеззараживания;

· уничтожают насекомых, если они обнаружены в очаге заболевания;

· обеззараживают предметы, собранные с мест, где присутствовал больной.

Методы и средства заключительной дезинфекции зависят от предметов и поверхностей, которые требуют обработки.

Пример. Продезинфицировать белье значит прокипятить и прогладить его с обеих сторон. Шерстяные одеяла, ковры, матрацы, пледы, занавески обрабатывают пылесосом, затем подсушивают на солнце и проглаживают горячим утюгом через ветошь. Пыль из контейнеров пылесосов после обезвреживания утилизируют в общую канализацию.

Какой инвентарь подходит для уборки и дезинфекции

Уборку и дезинфекцию проводят промаркированным уборочным инвентарем. После применения его промывают горячей водой с моющими средствами и просушивают.

Для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе используют промаркированную емкость с крышкой, для обеззараживания – сухожаровой шкаф.

Чтобы провести текущую и заключительную дезинфекцию, понадобятся:

· ведра с мерными отметками;

· щетки для чистки мягких вещей;

· распылители порошков и жидкостей;

· мешки для транспортировки вещей в дезинфекционную камеру;

· клеенчатые мешки для чистой и использованной ветоши и для использованных комплектов спецодежды;

· средства индивидуальной защиты (очки, резиновые перчатки).

Где посмотреть перечень разрешенных дезинфекционных средств

Периодичность уборки и дезинфекции в школе

Вид

Периодичность

Основание

Влажная уборка туалетов, столовой, вестибюлей, рекреации

После каждой перемены

Уборка обеденных залов

После каждого приема пищи

Влажная уборка учебных и вспомогательных помещений при открытых окнах или фрамугах

После окончания уроков или смены. Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут. При неблагополучной эпидемиологической ситуации перерыв для дезинфекционной обработки увеличивают до 60 минут

Пункты 10.13, 2.3СанПиН 2.4.2.2821–10

Санитарная обработка технологического оборудования пищеблока

Ежедневно по мере загрязнения и по окончании работы

Дезинфекция помещений туалета, душевых, раздевалок, обходных дорожек, скамеек, дверных ручек и поручней бассейна

Ежедневно, по графику уборки и дезинфекции

Уборка туалетов, душевых, буфетов, помещений медицинского назначения с использованием дезинфицирующих средств

Уборка помещений интерната (при его наличии)

Обеззараживание санитарно-технического оборудования

Обработка моющими средствами спортинвентаря

Чистка ковровых покрытий с использованием пылесоса (в помещениях начальной общеобразовательной школы, групп продленного дня, интернате)

Смена постельного белья и полотенец

По мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю

Генеральная уборка всех помещений школы и интерната (при его наличии)

Чистка вытяжных вентиляционных решеток

Генеральная уборка всех помещений, оборудования и инвентаря пищеблока с последующей дезинфекцией

Генеральная уборка помещений бассейна с профилактическим ремонтом и последующей дезинфекцией

Обработка постельного белья в дезинфекционной камере

Перед началом учебного года

Дезинфекция медицинских инструментов в медкабинете

В соответствии с указаниями по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения

Дезинфекция посуды и инвентаря

По эпидемиологическим показаниям согласно инструкции по применению дезинфицирующих средств

К использованию в образовательных организациях допускаются дезинфекционные средства только IV класса опасности. Чаще всего в качестве действующих веществ в них входят катионные поверхностно-активные вещества (ПАВ) и полигексаметиленгуанидин гидрохлорид (ПГМГ-хлорид).

В № 2, 2017 электронного журнала читайте статью о том, как мыть посуду с учетом санитарных правил и норм

У дезинфекционного средства должны быть:

· свидетельство о госрегистрации;

· сертификат соответствия системы ГОСТ Р;

Внимательно прочитайте инструкцию. Она должна содержать:

1) указание на возможность применения средства в детских садах и школах;

2) токсикологическую характеристику средства и его рабочих растворов;

3) информацию о приготовлении таких растворов (расчеты по препарату или по действующему веществу), мерах предосторожности при работе со средством, условиях его хранения, требованиях к упаковке.

Дезинфекционные средства нужно периодически менять, чтобы не появлялись устойчивые к ним штаммы микробов.

К СВЕДЕНИЮ

Как хранить дезинфекционные средства

Храните дезинфекционные средства в оригинальной упаковке в сухом, темном, прохладном, недоступном для детей месте отдельно от лекарственных препаратов и пищевых продуктов.

Легковоспламеняющиеся, горючие, взрывоопасные жидкости держите вдали от источников тепла и солнечных лучей. Такими местами могут быть закрытые шкафы в санузле, подвальные и технические помещения.

Следите за сохранностью упаковки. Не допускайте попадания неразбавленного вещества в сточные, поверхностные или подземные воды и в канализацию.

Нормы расхода моющих и дезинфицирующих средств для образовательных организаций на федеральном уровне не установлены. Проверьте, возможно, такой документ разработан органами местного самоуправления. Если нет, определите нормы для образовательной организации и утвердите их приказом руководителя. За основу возьмите примерные нормы расхода, утвержденные приказом Минпроса СССР от 28.01.1986 № 45. Нормативный правовой акт утратил силу, но его можно использовать в качестве примера.

поддерживать порядок на своем рабочем месте, соблюдать режим труда и отдыха, трудовую дисциплину. Не допускается нахождение на работе в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ на рабочем месте или в рабочее время;

заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работы либо во время нахождения на территории учреждения;

использовать и правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с условиями и характером выполняемой работы, а в случае их отсутствия или неисправности немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя либо иное уполномоченное должностное лицо работодателя;

проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, обучение, инструктаж по охране труда;

выполнять только ту работу, которая ему поручена, применяя безопасные методы и приемы ее выполнения;

выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, трудовым договором (контрактом), правилами внутреннего трудового распорядка, функциональными) обязанностями;

немедленно сообщать непосредственному руководителю о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем в учреждении, оказывать содействие по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в учреждение здравоохранения;

оказывать содействие и сотрудничать с работодателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо работодателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, средств защиты, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе проявлении признаков острого заболевания;

выполнять требования пожарной безопасности, знать сигналы оповещения о пожаре, порядок действий при пожаре, места расположения основных и запасных выходов, путей эвакуации, первичных средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;

знать приемы оказания первой помощи потерпевшим при несчастных случаях на производстве, уметь применять их на практике, а также знать назначение содержащихся в аптечке первой медицинской помощи лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

не допускать присутствия на рабочем месте посторонних лиц, во время работы быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры;

соблюдать правила личной гигиены: мыть руки с мылом или аналогичными по действию смывающими средствами перед приемом пищи и по окончании работы.

для питья необходимо пользоваться водой из специально предназначенных для этого устройств (питьевые бачки, фонтанчики и т.п.), принимать пищу следует в специально предназначенном для этого месте;

исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда. Работник имеет право отказаться от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также в случае непредставления ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда. При отказе от выполнения порученной работы по указанным основаниям работник обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю либо уполномоченному должностному лицу работодателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения вышеуказанной работы.

3. В процессе работы при определенных условиях на работающего могут оказывать неблагоприятное воздействие следующие вредные и (или) опасные п роизводственные факторы:

работы на высоте;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

скользкий пол после влажной уборки.

4. Уборщик служебных помещений обеспечивается средствами индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормами выдачи:

Код профессии по ОКРБ 006-96

Наименование профессии, должности

Наименование средств индивидуальной защиты

Классификация (маркировка) средств индивидуальной защиты по защитным свойствам

Уборщик служебных помещений

Рукавицы хлопчатобумажные с накладками

При выполнении работ по мытью полов и мест общего пользования дополнительно:

5. За невыполнение требований настоящей Инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

6. Перед началом работы уборщик служебных помещений обязан проверить наличие и годность к эксплуатации средств индивидуальной защиты, соответствующих выполняемой работе, надеть их, застегнуть спецодежду на все пуговицы, убрать волосы под головной убор.

7. Проверить исправность инвентаря, необходимого для уборки помещений (ведра, щетки, швабры, совки т.д.). Ведра для мытья полов и уборки помещений должны иметь надпись «для мытья полов».

8. Осмотреть место уборки, убрать с пола предметы, мешающие выполнению работы (стулья, решетки, коврики и т.д.), половые доски должны быть тщательно выструганы, не иметь трещин, сколов, торчащих гвоздей, мусор перед мытьем полов должен быть выметен, осколки разбитого стекла тщательно убраны.

9. Убираемый участок должен быть свободным и хорошо освещен.

10. Убедиться в возможности быстрого и беспрепятственного открытия дверей.

11. Проверить исправность переносных лестниц, убедиться в том, что стремянка оборудована устройством, исключающим возможность ее самопроизвольного раздвижения, основания лестниц снабжены резиновыми наконечниками или обиты резиной.

12. Работы необходимо выполнять только в установленное графиком время.

13.При обнаружении неисправности инвентаря, инструментов и приспособлений, нарушений требований охраны труда необходимо принять меры по их устранению, а в случае невозможности – немедленно сообщить непосредственному руководителю и до устранения выявленных нарушений к работе не приступать.

ГЛАВА 3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

14. Во время уборки уборщик служебных помещений обязан быть внимательным и осторожным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

15. При уборке пыли (паутины) с высоко подвешенных предметов (плафонов, картин), потолков, карнизов нужно использовать стремянку и легкие длинные, обмотанные на конце тряпкой, швабры, шесты. Не разрешается ставить лестницу на шаткое основание, подкладывать под ее нижние концы доски и другие предметы.

16. Работы с применением приставной лестницы, стремянки необходимо выполнять вдвоем (один из работников должен придерживать лестницу), не опирать лестницу на стекла и оконные блоки. При работе с лестницы, установленной в коридоре, на лестничной площадке, необходимо предусмотреть ее страховку и ограждение места уборки.

17. Перед мытьем или протиркой стекол обязательно осмотреть рамы и форточки, убедиться в их прочности, а также в прочности закрепления стекол. Мойку и протирку стекол осуществлять только с помощью специальных приспособлений.

18. Перед протиркой и мытьем дверей, стен, панелей, оконных рам проверить, нет ли в них гвоздей, штырей, острых кромок.

19. Не допускается открывать электрощиты и производить протирку электроаппаратуры (пусковых устройств, рубильников, штепселей, осветительной арматуры и т.п.).

20. Пыль следует удалять влажной тряпкой или пылесосом.

21.При уборке помещений не допускается одновременно прикасаться к радиаторам отопления, трубам отопления и водопровода с одной стороны и к металлическим корпусам электрооборудования – с другой.

22. Уборку мест, расположенных в непосредственной близости от оборудования, производить при отключенном оборудовании.

23. Будьте внимательны и осторожны при уборке пола около люков, спусков, лестниц, а также в труднодоступных местах.

24. Чистку и протирку дверного полотна проводить при запертых или подклиненных дверях.

25. Мусор с пола убирать при помощи совка и щетки (веника), не делать этого непосредственно руками, при необходимости надевать рукавицы.

26. При мытье полов в подсобных помещениях вблизи штабелей необходимо проверять их устойчивость.

27. Прежде чем передвигать столы, полки, шкафы и другую мебель и инвентарь необходимо проверить и убрать с их поверхности предметы, которые могут упасть.

28. При уборке мест общего пользования, туалетов, обработке раковин, умывальников, унитазов с использованием дезинфицирующих средств необходимо использовать резиновые перчатки. Все моющие химические вещества и дезинфицирующие средства, применяемые при уборке, держать в соответствующей посуде, имеющей надписи с названием вещества.

29. Не допускается класть тряпки, другие предметы на оборудование и радиаторы отопления.

30. Во избежание поражения электрическим током не прикасайтесь к токоведущим частям, а также к поврежденным или неисправным выключателям, штепсельным розеткам, вилкам, к неизолированным или с поврежденной изоляцией проводам.

31. Горячую воду переносите только в закрытой таре, ведро заполняйте горячей водой не более чем на три четверти его емкости.

32. При уборке помещений не допускается:

поднимать тяжести массой более 10 кг (для женщин);

производить уборку мусора, отходов и уплотнять их в урне непосредственно руками;

вешать половые тряпки, спецодежду для просушки на радиаторы центрального отопления;

пользоваться для мытья полов ведрами, которые имеют острые выступы;

мыть и протирать окна при наличии битых стекол, непрочных и неисправных переплетов или стоя на отливе подоконника, радиаторах центрального отопления;

пользоваться неисправными приставными лестницами, стремянками;

применять горючие и легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, ацетон и др.).

33. Мусор после уборки помещений выносить в специально отведенные места (контейнеры).

ГЛАВА 4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

34. По окончании работы уборщик служебных помещений обязан:

убрать в определенное место рабочий инвентарь и другие приспособления;

снять средства индивидуальной защиты и убрать в специально предназначенное для их хранения место, убедившись в их исправности и пригодности для дальнейшего использования;

выполнить правила личной гигиены.

35. Обо всех выявленных во время работы неполадках, других факторах, влияющих на безопасность труда, работающий обязан сообщить своему непосредственному руководителю.

ГЛАВА 5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

36. В случае возникновения аварийной ситуации (наличие на убираемом участке электрических проводов с поврежденной изоляцией, неудовлетворительное состояние пола, неисправность инвентаря и др.) необходимо прекратить работу, сообщить о случившемся непосредственному руководителю. Работу можно возобновить только после устранения причин, приведших к аварийной ситуации.

37. При возникновении пожара или возгорания следует:

приступить к тушению очага пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения и одновременно сообщить о происшествии непосредственному руководителю;

при невозможности устранения очага пожара необходимо сообщить о нем в пожарно-спасательную службу по телефону «101» или «112» (при этом четко назвать адрес учреждения, место пожара, свою должность и фамилию);

в случае угрозы здоровью и (или) жизни немедленно покинуть место пожара по путям эвакуации, принять меры по обеспечению безопасности и эвакуации людей.

38. При несчастном случае на производстве необходимо:

быстро принять меры по предотвращению воздействия травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию ему первой помощи, применив имеющиеся в аптечке первой медицинской помощи лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

сообщить о происшествии непосредственному руководителю, при необходимости вызвать на место происшествия скорую помощь по телефону «103» или обеспечить доставку потерпевшего в учреждение здравоохранения;

если несчастный случай, внезапное ухудшение здоровья (усиление сердцебиения, появление сильной головной боли и др.) произошли с самим работником, он должен прекратить работу и сообщить об этом непосредственному руководителю, воспользоваться аптечкой первой медицинской помощи, при необходимости обратиться в учреждение здравоохранения по телефону «103» или попросить сделать это кого-либо из окружающих.

39. При авариях и несчастных случаях в учреждении необходимо обеспечить до начала расследования сохранность обстановки на месте происшествия, а если это невозможно (существует угроза жизни и здоровья людей) – фиксирование обстановки путем составления схемы, фотографирования или иным методом.

Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл

Уборка в школе - Санитарный надзор

Санитарный надзор

Уборка в школе

Старшеклассники нередко возмущаются, когда приходится убираться в классе. Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, самообслуживание и элементарные трудовые навыки должны быть нормой школьной жизни. С другой – желающих работать нянями и уборщицами все меньше. Кто же все-таки должен убираться в классе? Как часто должна проводиться влажная уборка в школе? Эти и другие вопросы, которые волнуют родителей учеников и самих учащихся, регламентируются СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств, а в школах, работающих в две смены – дважды в день. Для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания предусмотрен перерыв не менее 30 минут, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации и интернате при общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению.

Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствии обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).

Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год. Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли. Уборку помещений интерната при общеобразовательной организации проводят не реже 1 раза в сутки.

Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательной организации и интерната при общеобразовательной организации должна проводиться генеральная уборка. Причем проводить ее надо непременно с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств, поэтому привлекать к подобной уборке детей не разрешается.

Также не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, уборке помещений пищеблока, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Уборочный инвентарь для уборки помещений должен быть промаркирован и закреплен за определенными помещениями. Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должен иметь сигнальную маркировку (красного цвета), использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.

По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств, ополаскивают проточной водой и просушивают. Хранят уборочный инвентарь в отведенном для этих целей месте. Дезинфицирующие и моющие средства должны храниться в соответствии с инструкцией в недоступном для обучающихся месте. Готовятся дезинфицирующие растворы для мытья полов непосредственно перед применением в туалетных комнатах и в отсутствии обучающихся.

С целью предупреждения распространения инфекции при неблагополучной эпидемиологической ситуации в общеобразовательной организации проводят дополнительные противоэпидемические мероприятия по предписаниям органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Валентина Ивановна

Дети проводят огромное количество времени, сидя в школьных стенах, изучая дисциплины. И важно уделять много внимания правильной уборке класса. Неправильная и плохая в следствии уборка может спровоцировать болезни не только у детей, но и у школьного персонала. Вот почему так важна уборка школьных помещений.

Виды уборки других помещений

Уборка в школьных помещениях

Уборка в школьных помещениях очень важна. Учащиеся проводят большую часть дня именно там. Важно создавать правильные и комфортные условия для учебы, работы школьного персонала. С недавнего времени этот пункт стал обязателен для того, чтобы школа получила лицензию на образовательную деятельность.

Обычно уборку в классах доверяют специальным рабочим — уборщикам. Но в последнее время, школы все чаще заявляют о нехватки кадров на эту должность. Из-за этого администрации школ вынуждены просить учительский персонал заниматься уборкой. Некоторые школы обращаются в муниципалитет с просьбой выделить средства на уборку школы. Если деньги выделены, то администрации заключает контракт с клининговыми компаниями. Но, несмотря на возникшие трудности, школы все же находят специалистов для уборки школьных помещений.

Так же, как и во всей школе, уборке необходимо уделять огромное внимание и в других помещениях. Уборка может делиться на несколько видов.

Как часто проводится уборка классных помещений:

  1. Ежедневная. Проводится каждый день. Направлена на мгновенную, не полную уборка помещения. В эту чистку может входить чистка напольного покрытия, уборка против пыли, очистка поверхностей.
  2. Поддерживающая. Выполняется периодически, чистка происходит в течение дня. Нужна для очистки повседневных загрязнений, которые попадают на поверхности в ходе работы.
  3. Генеральная. Проводится раз в неделю. Необходима для того, чтобы убрать загрязнения с недоступных во время обычной уборки мест. В основном в школьных помещениях такой вид уборки проводят чаще, чем в обычных.
  1. Сухая чистка. Выполняется химическими средствами, но без воды. Нужна для очистки от сложно выводимых пятен.
  2. Влажная чистка. Проводится с помощью химических средств, специального оборудования и воды. Подходит для всех видов загрязнений.

Останавливаясь на уборке школ, стоит отметить, что большинство учреждений выбирают именно влажную уборку учебных помещений из-за огромной эффективности этого метода.

Общие требования к уборке в школе

Уборка школьных помещений

В законе изданы общие нормы для уборки в школе. Сделано это было для обеспечения безопасности учащихся в учебное время. Также был сделан упор на качество уборки помещений.

Согласно нормам СанПиН, уборка помещений в образовательных учреждениях должна проводиться с соблюдением специальных правил:

  1. Уборку в туалетных помещениях стоит проводить не менее 2 раз в день, используя все меры дезинфекции, вместе с антибактериальными средствами. Также специалисты по уборке должны проводить поддерживающую чистоту профилактику.
  2. Не менее 1 раза в месяц работники должны проводить дезинфицирующую уборку во всем учреждении.
  3. Для уборки туалетов, уборщик должен иметь в своем инвентаре не менее 2 комплектов одежды. Тщательно следить за ней и проводить дезинфицирующие стирки.
  4. Уборочный инвентарь (швабры, ведра, тряпки, средства) должны иметь специальную маркировку. На ней должно быть указано, для какой уборки предназначена данная вещь.
  5. Работник должен следить за состоянием инвентаря, менять при необходимости. Форму хранить в специальном помещении, следить за ее состоянием и чистотой, проводить дезинфекцию.
  6. Мыть руки, как до начала уборки, так и после.

Также в постановлении об уборке школьных помещений по СанПиН указано, какой инвентарь должен присутствовать у человека, который будет заниматься уборкой в школьных помещениях:

  1. Набор специальной уборочной одежды, включая перчатки.
  2. Большая емкость для дезинфицирующего средства.
  3. Салфетки для очистки поверхностей и нанесения дезинфицирующей химии. Но это должны быть разные салфетки, также и для поддерживающей уборки.
  4. Основной уборочный инвентарь, где должны быть все важные инструменты для уборки школы.
  5. Щетка для унитазов, специальные контейнеры.
  6. Мусорные пакеты для специального мусора.
  7. Растворы для дезинфекции
  1. Нельзя использовать ядовитые, вызывающие аллергию химические растворы. Электрические приборы стоит обесточить перед обработкой.
  2. Во время дезинфекции, все окна и двери в помещении должны быть открыты.
  3. Все средства для уборки должны быть маркированы. Специалист по уборке помещений должен использовать каждое средство по отдельности.

Персонал должен пройти курс по технике безопасности, также иметь при себе санитарную книжку.

Периодичность генеральной уборки

Как часто проводится уборка классных помещений

Согласно постановлению об уборке школьных помещений по СанПиН, в образовательных учреждениях должна проводиться генеральная уборка. Она делится по периодичности, и выполняется, отталкиваясь от специальных правил:

  1. Еженедельно. В образовательном учреждении должна проводиться уборка в столовой, где больше всего времени стоит уделить уборке кухни. При уборке столовой должна быть продезинфицирована вся мебель — столы, стулья, полки. На кухне необходимо также провести тщательную уборку, обязательно продезинфицировав блок, где должна храниться еда. Также необходимо уделить время спортивному залу. Дезинфицируется все спортивное оборудование, половое покрытие должно быть очищено.
  2. Ежемесячная. В образовательном учреждении необходимо провести очистку основных помещений. В этот список входят — столовая, классы, спортзалы. Должны быть продезинфицированы окна, с внешней и внутренней стороны, стены, полы. Обязательно должна быть очищена вентиляция и прилегающие к ней поверхности.
  3. Уборка во время каникул. Проводится во время каникул примерно раз в 3 месяца. Если в школе есть бассейн, то стоит полностью осушить, почистить, а потом заполнить его водой. Уделить время таким мелочам, как светильники, ручки дверей и другие мелкие предметы.

Уборка помещений в школе должна проводиться в соответствии с нормами.

Порядок работы по уборке классов

Уборка школьных помещений

Внимание необходимо уделять и порядку работ по уборке школьных помещений. Администрация образовательного учреждения должна составить свой план по клинингу. В этот список должны входить:

  • уборка классных помещений, кабинетов;
  • дезинфекция буфета, специальных помещений, спортивного зала;
  • проветривание помещений.

Чистоте в школе уделяют особое внимание. Там постоянно находятся дети, которые могут стать переносчиками инфекций. Для исключения этого поддержка порядка выводится на первый план.

Читайте также: