В какой период обучения грамоте целесообразно применять тактильные доски

Обновлено: 28.03.2024

Сегодня я предлагаю вам мастер-класс «использование «тактильных дощечек» на занятиях по мнемотехнике для развития связной речи детей».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Цель обучения с ее использованием – развитие памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения, совершенствование мелкой моторики, которая играет важную роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей.

В своей работе для решения этих задач использую «тактильные дощечки». Занятия с использованием «тактильных дощечек» проводятся по подгруппам (не более 5-6 детей) или индивидуально. Если детей больше, то контроль за правильностью выполнения заданий затрудняется, а продуктивность занятий снижается.

Оптимальный размер «тактильных дощечек» - 5 на10 см., что примерно соответствует размеру детской ладошки. Если дощечка меньше, то при ее обследовании дети используют только подушечки пальцев – мы же должны научить их проводить обследовательские движения всей кистью.

Дощечки покрываются различными материалами: (ткань, крупы, бумага, природный материал и т.д.), которые создают разнообразную поверхность (твердая, мягкая, ворсистая, шероховатая, ребристая и т. д.).

Количество «тактильных дощечек» рассчитывается так: дощечек с однотипным покрытием должно быть не менее трех на каждого ребенка может достигать до 12 штук.

Работа с «тактильными дощечками» строится в три этапа:

На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнивания поверхностей, нахождения по описанию.

Используются такие приемы:

  • обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: (показывать- мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д;)
  • сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:

(пушистый, как снег, а вы как думаете. колючий как? (ежик, елочка, цветок) гладкий как? (мамина ладошка, лед, стекло);

  • нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая – наждачная бумага, зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, синтепон, пух, мех;
  • описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Например, дощечка с воском – гладкая, выпуклые капельки . На что похоже? (на оладушки, капли варенья), дощечка с мишурой – мягкая, пушистая, колючая (На что похоже? На елочку, лису.)

На втором этапе детей учат соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Например, фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая; наждачная – сердитая, колючая, злая, грубая; Теперь вы назовите эмоциональное состояние дощечки с мехом? (теплый, добрый, ласковый, нежный) Целлофан? (грустный, холодный)

Используются такие приемы в работе с детьми:

  • найди такую же дощечку с закрытыми глазами или с использованием специальных «волшебных очков»;Например; ребенку закрывают глаза, дают пощупать дощечку с мехом, и просят найти среди нескольких других такую же.
  • разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности; (от самой гладкой до шероховатой в младшем возрасте 3-4 дощечки, а в старшем 5-6 штук);
  • найди дощечку, похожую на котика, ежика;
  • найди самую злую дощечку;
  • самую добрую;
  • самую грустную.

На третьем этапе применяются более сложные задания:

  • составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения. Такие задания используются для детей старшего дошкольного возраста.

Присаживайтесь за столы. Вам необходимо приклеить выбранный материал на дощечки. В зависимости от материала вы должны намазать дощечку по контуру или сам материал.

Приступайте к работе (музыка).

Кто закончил работу, придумайте рассказ, основываясь на тактильные ощущения.

Молодцы! Все составили замечательные и необычные рассказы.

Рефлексия:

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Что особенно вам понравилось?
  • Будете ли вы использовать в своей работе «тактильные дощечки»?

Большое вам спасибо. Вы мне очень понравились! Изготовленные вами дощечки вы можете взять с собой. Я предлагаю вам памятки, которые помогут использовать тактильные дощечки в работе с детьми.

Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники в развитии связной речи детей.

Так в ходе добукварного периода основное внимание уделяется работе по таким направлениям как:

  • развитие осязательного восприятия;
  • развитие слухового восприятия;
  • охрана и развитие остаточного зрения;
  • развитие ориентировки в малом пространстве;
  • подготовка руки к письму и чтению рельефно-точечного шрифта;
  • развитие речи незрячих школьников.

В ходе работы по развитию осязательного восприятия у слепых учащихся формируются следующие умения:

  • умение обследовать предмет двумя руками (при ведущей роли правой руки) на рабочей поверхности стола;
  • умение последовательно (сверху вниз) и активно обследовать предмет;
  • умение использовать все способы осязательного восприятия: пальцевой, ладонный, кистевой;
  • умение различать признаки предметов по фактуре (гладкость, шероховатость), температурным качествам и др.;
  • умение определить материал, из которого сделан предмет.

В ходе работы по развитию слухового восприятия у незрячих школьников формируются следующие умения:

  • выделить звуки из окружающей действительности;
  • различать звуки из окружающей действительности;
  • соотносить звук с источником звука;
  • локализовать звук (по направлению, по расстоянию до источника звука, по силе звука).

В ходе работы по охране и развитию остаточного зрения у учащихся формируются такие умения как:

  • различать и узнавать предметы (натуральные предметы, муляжи, игрушки) и предметы, изображенные на цветных рельефных рисунках, аппликациях, крупных, четких, не перегруженных мягкими деталями, иллюстрациях по цвету, форме, величине;
  • соотносить по цвету, форме, величине указанные предметы, изображения предметов;
  • оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) в самостоятельной деятельности.

В ходе развития ориентировки в малом пространстве у учащихся формируются умения:

  • ориентироваться на рабочей поверхности стола;
  • ориентироваться на странице;
  • ориентироваться в книге;
  • ориентироваться в кассе и работать с ней;
  • ориентироваться в брайлевском приборе и работать с ним.

В ходе подготовки руки к письму и чтению рельефно-точечного шрифта внимание учителя должно быть направлено на:

  • развитие кожной чувствительности пальцев рук;
  • умение воспринимать и различать рельефные точки;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • умение работать грифелем.

В ходе развития речи у незрячих учащихся формируются такие умения как:

  • принимать участие в беседе (по жизненным впечатлениям, по содержанию рассказа или сказки);
  • пересказывать прослушанное по вопросам учителя;
  • сопоставлять предметы по их признакам;
  • группировать предметы (исключать лишний предмет);
  • классифицировать предметы по их видовым понятиям;
  • классифицировать названия предметов;
  • подбирать слова, характеризующие действия и признаки предметов;
  • выделять из устной речи предложения в 2-3 слова;
  • определять количество слов в предложении;
  • составлять короткие предложения по опорным словам;
  • делить (устно) слова на части (слоги);
  • выделять гласные и согласные звуки;
  • осуществлять звуковой анализ слов;
  • осуществлять правильную артикуляцию звуков;
  • выделять гласные в слоге;
  • читать рельефные рисунки;
  • коллективно составлять рассказ по сюжету;
  • разучивать стихотворение с голоса учителя;
  • соотносить слова и образы;
  • пополнять словарный запас.

В добукварный период учитель использует на уроках чтения и письма натуральные предметы, чучела, изделия из папье-маше, муляжи, аппликации, рельефные рисунки, разнообразный занимательный материал: загадки; доскажи словечко; узнай по описанию, по голосу, по запаху и т.д.

Широко применяются звукозаписи сказок, стихов, песен, звуков, голосов животных, шумов улицы.

Задания на уроках в этот период могут давать Незнайка, Буратино, Карлсон и т.д. Эти герои могут присутствовать на уроке в виде игрушек, аппликаций.

На уроках добукварного периода в школе для слепых широко используется инсценирование сказок, стихов, диалоги в лицах.

На каждом уроке необходимо проводить две-три физкультминутки со стихами, музыкой, движениями, а на уроке письма обязательно проводить физкультминутку для рук.

В ходе букварного периода работа по перечисленным направлениям идет параллельно с формированием умений:

  • обозначать звуки речи рельефно-точечными буквами;
  • находить место буквы в кассе;
  • различать звуки на слух (в собственной речи и в речи окружающих);
  • устанавливать последовательность звуков в словах;
  • правильно артикулировать звуки;
  • читать прямые слоги и постепенно усложняющиеся слова;
  • выкладывать на линейке:
  • слова, включающие открытые и закрытые звуки;
  • слова, включающие как твердые, так и мягкие согласные;
  • слова, содержащие стечение согласных всех видов, твердый и мягкий знаки;
  • преобразовывать одно слово в другое путем замены, вставки, перестановки, добавления и усечения букв и слогов в слове;
  • читать предложения и небольшие тексты;
  • писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, чу, ща, щу.

В ходе послебукварного периода наряду с развитием вышеперечисленных умений идет работа по формированию умений:

  • читать по слогам и целыми словами;
  • читать связные тексты;
  • дифференцировать связный текст от набора предложений;
  • подбирать заглавия к тексту;
  • давать ответы на вопросы по содержанию прочитанного;
  • находить в тексте предложения для ответа на вопросы;
  • оценить (элементарно) прочитанное;
  • читать диалоги;
  • соблюдать паузы, интонации, соответствующие знакам препинания (точке, восклицательному и вопросительному знаку, запятой);
  • выразительно читать наизусть стихотворение;
  • пересказывать прочитанное;
  • правильно использовать особенности устной речи (правильное произношение, громкость, темп речи);
  • заучивать наизусть небольшой текст;
  • правильно писать слова, написание которых не расходится с произношением;
  • записывать слова и предложения ( в два-три слова) после предварительного их анализа с учителем и самостоятельно.

В ходе обучения грамоте широко используются общедидактические методы и приемы работы по обучению школьников письму и чтению.

В то же время особенности познавательной деятельности незрячих школьников, обусловленные глубокими нарушениями зрения, приводят к необходимости использования ряда специфических методических приемов в процессе обучения слепых учащихся грамоте.

При выделении звука и знакомства со звуком большое внимание уделяется артикуляции. Необходимость тщательной работы над артикуляцией звуков незрячими школьниками обусловливается возникновением у них значительных трудностей, связанных с невозможностью (или затрудненностью) подражательной деятельности.

При выделении звука и знакомстве со звуком учитель подробно рассказывает незрячим учащимся, какие органы речи участвуют в произношении данного звука (язык, зубы, губы, твердое небо; воздух проходит свободно через рот или встречает преграду, через нос и т.д.). Кроме этого, необходимо организовать работу по наблюдению детей за артикуляцией того или иного звука. В этих целях целесообразно использовать следующие приемы:

  • поднесение ладони правой руки ко рту с целью определения того, как выходит воздух;
  • подставление тыльной стороны ладони под подбородок (использование данного приема позволяет незрячим школьникам в добукварный период определить количество слогов в слове, в букварный период – проследить своеобразие артикуляции отдельных звуков);
  • прижатие ладони правой руки к горлу для определения звонкости или глухости согласного;
  • закрытие ладонями ушей и громкое произнесение звука (если звук звонкий, то слышен голос; если глухой – только шум).

При работе с рельефными рисунками, расположенными на страницах “Русской азбуки”, необходимым является проведение предварительной работы по выявлению уровня сформированности представлений школьников о предмете, изображенном на рисунке. В случае несформированности предметных представлений или наличия неадекватных предметных представлений, учителю необходимо сформировать в ходе предварительной работы адекватные предметные представления. Данную работу можно осуществлять на уроках коррекции, уроках изобразительного искусства во внеурочной деятельности.

В процессе формирования предметных представлений незрячих школьников необходимо использовать различные виды наглядности:

  • натуральные предметы (овощи, фрукты и т.д.);
  • чучела птиц, животных, рыб;
  • объемные муляжи;
  • барельефы;
  • игрушки;
  • аппликации (предметы могут выделяться цветом, материалом, поверхностями).

В случае возникновения затруднений в восприятии на уроке рельефного рисунка, целесообразно помочь детям узнать изображенное на рисунке,с помощью наводящих вопросов или прямого называния изображения учителем.

В процессе знакомства с буквами целесообразно широко использовать хоровое чтение слогов, слов, предложений (всеми учащимися класса, по рядам, по партам и т.д.) и индивидуальное проговаривание.

Текстовый материал, помещенный в “Русской азбуке”, включает в себя большое количество текстов, различных по степени сложно для восприятия их незрячими школьниками (в ряде текстов встречаются буквы, с которыми дети еще не знакомились; в ряде текстов встречается много новых сложных для восприятия незрячих слов и т.д.). При выборе текстов для работы в классе учитель вправе выбрать тексты, исходя из особенностей состава учащихся.

Работу с кассой целесообразно использовать на уроках письма и чтения. Однако начинать работу с кассой необходимо с отработки умения ориентироваться в ней, подготавливать ее к работе.

Выполнение письменных работ в школе слепых необходимо начинать с письма на отдельных листах (в добукварный период) и постепенно переходить к письму в тетрадях. Для лучшей ориентировки в тетради (листе) обозначается вырезанным уголком, а на первой странице в правом верхнем углу титульного листа тетради может быть помещена аппликация. Особое внимание в школе слепых уделяется такому виду работ, как списывание (с карточки, с книги).

В целях формирования у незрячих навыка списывания целесообразно использовать приемы:

  1. При работе с буквами целесообразно прочитать их и записать по памяти (письмо по памяти начинается с запоминания трех букв).
  2. При работе со слогами проводится чтение и осуществляется звукобуквенный анализ слогов, после чего осуществляется запись по памяти.
  3. При работе со словами проводится их чтение, деление на слоги, осуществляется звукобуквенный анализ слов, после чего учащиеся приступают к письму по памяти.
  1. При работе с предложениями проводится чтение каждого предложения, осуществляется его анализ (выясняется количество слов, анализируется каждое слово). Затем предложение прочитывается еще раз и записывается по памяти.

На первых этапах работы со словами учащимся предлагается записать по памяти от одного до двух слов, а звуко-слоговой анализ проводится под руководством учителя.

По мере формирования данного навыка, работа усложняется: звуко-буквенный анализ слова делает вызванный учителем ученик, и только на третьем этапе формирования умения навыка списывание проводится учащимися самостоятельно.

В процессе организации работы по списыванию (с карточек, с учебника) необходимо обращать внимание на самонаблюдение учащимися правил чтения и письма: чтение осуществляется двумя руками, в процессе письма участвуют обе руки.

В целях достижения необходимой техники чтения целесообразным является чтение незрячими учащимися вслух в после урочное время

Развитие мелкой моторики (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, мышления, речи. Пособие «тактильные дощечки», является не только инструментом для развития мелкой моторики, но и решает множество образовательных задач. Игровой материал активизирует познавательную деятельность детей, мотивирует их к познанию и творчеству.

ВложениеРазмер
taktilnye_doshchechki_2021.docx 782.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Направление: «Развитие дошкольного образования»

в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Малинина Оксана Викторовна,

воспитатель высшей категории

Ученые, исследуя деятельность головного мозга, психического и речевого развития у детей, обнаружили закономерность: чем лучше у ребенка развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь.

Развитие мелкой моторики (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, мышления, речи. Чем более подвижные, «послушные» пальчики у ребенка, тем легче ему учиться говорить. «Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук» (М.М. Кольцова). Рука, пальцы, ладошки ребенка – органы, приводящие в движение мыслительную деятельность детей.

В связи с этим в своей коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи мы решили использовать «тактильные дощечки», так как данное пособие является не только инструментом для развития мелкой моторики, но и решает множество образовательных задач.

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти. Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения с каким-либо предметом. На основе развития тактильных ощущений у детей формируется творческое воображение, мышление, внимание, память, связная речь, умение пересказывать. Поэтому взяв за основу доступность и разнообразие материалов, мы решили изготовить комплект тактильных дощечек под названием «Волшебный сундучок».

C:\Users\SILENCE\Desktop\Конкурс\01.jpg

Актуальность данного дидактического пособия заключается в доступности и наглядности для детей, в эффективности развития речевых навыков. Игровой материал активизирует познавательную деятельность детей, мотивирует их к познанию, творчеству, развивает такие психические процессы, как память, внимание, мышление, мелкомоторные навыки.

Проблема речевого развития дошкольников актуальна, т.к. овладение связной речью легче происходит с использованием технологии эффективного запоминания речевого материала. Для лучшего запоминания мы задействовали разные виды памяти, в том числе и тактильную. Известно, что в дошкольном возрасте ребенок познает мир через себя, через свои ощущения.

Новизна дидактического материала заключается в том, что дощечки с поверхностью из разнообразных материалов дают возможность ребенку исследовать поверхность с помощью всей ладошки и пальчиков, и соотносить с определенным предметом, живым объектом, эмоциональным состоянием.

Практическая значимость дидактического пособия в том, что оно помогает воспитанникам самостоятельно исследовать, изучать материал, дополняет набор используемых дидактических игр и пособий в образовательном процессе. Дидактическое пособие «тактильные ладошки» предназначено для детей старшего дошкольного возраста для усвоения и закрепления пройденного материала.

Цель создания дидактического материала:

● развитие у детей восприятия окружающего мира через тактильные ощущения;

● развитие воображения, речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Задачи , реализуемые при использовании дидактического материала:

● формировать представление о фактуре и тактильных особенностях разных предметов;

● активизировать словарный запас по теме, способствовать развитию связной речи – умению составлять рассказ с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения.

● профилактика оптической дисграфии, формировать тактильное представление о образе букв;

● формировать умение включаться в образовательный процесс, соотносить правила культурного поведения, вырабатывать усидчивость.

● развивать мелкую моторику, зрительную концентрацию.

- сформировать познавательный интерес к предметам;

- сформировать начальные знания об окружающем мире через тактильные ощущения;

- сформировать знания зрительно-пространственного образа буквы;

- сформировать лексико-грамматический строй речи;

- сформировать воображение, умение составлять рассказы с опорой на тактильные ощущения и эмоциональные реакции.

I этап: знакомство с дощечками и обучение приемам обследования, сравнение поверхностей и нахождение по описанию.

C:\Users\SILENCE\Desktop\Конкурс\03.jpg
C:\Users\SILENCE\Desktop\Конкурс\02.jpg

В работе с детьми используются следующие приемы:

  1. Обследование «дощечек» с называнием качеств предметов (ребенок показывает – мягкий, шершавый, твердый, колючий, пушистый, холодный).

E:\СТАРШАЯ ГРУППА 2020-2021\Конкурс\Фото 5.jpg

2 . Нахождение дощечки по описанию . Например, воспитатель называет качество, а ребенок называет материал: (шершавая – наждачная бумага, крупа, зернышки, чешуйки),

(мягкая – пух, мех, вата, фланель).

E:\СТАРШАЯ ГРУППА 2020-2021\Конкурс\Фото 4.jpg

3. Сравнение поверхностей дощечек между собой и окружающими предметами (пушистый, как воротник; гладкий, как лед (пол, стол); колючий, как елка (ежик, кустарник, роза).

4. Описание заданной дощечки. «Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество, то есть, расскажите, какая она. Например, дощечка с чешуйками (шершавая, немного колючая). На что похожа? (на чешую рыбки, на елку, на поверхность коврика). Дощечка с воском – гладкая, выпуклые капельки. Похожа на капельки варенья (мороженного, сгущенки, на оладушки, печенье).

II этап. Формируем у детей умения соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, живым объектом, эмоциональным состоянием. Например, наждачная бумага – асфальт, кора дерева, жук, сердитая, злая, грубая, колючая. Фланель – как бабушка, как мама – добрая, мягкая, ласковая, нежная. Как животик у кошки, хомячка. Мягкая, как постель, подушка, одеяло и т.д. Вырабатываем умения называть эмоциональные состояния: дощечка с мехом – теплая, ласковая, добрая, нежная, приятная). На кого похожа? (зайчик, котик, шуба, шапка, помпончик); дощечка с целлофаном – грустная, холодная, скучная.

C:\Users\SILENCE\Desktop\Конкурс\11.jpg

- найди такую же дощечку с закрытыми глазами (ребенку закрывают глаза с помощью повязки, специальных волшебных очков, дают потрогать дощечку с мехом, и просят найти среди нескольких других такую же);

- разложить дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности (от самой гладкой, до шероховатой);

- найди дощечку, похожую на рыбку, ежика, котика;

- найди самую злую дощечку;

- найди самую грустную (веселую) дощечку.

E:\СТАРШАЯ ГРУППА 2020-2021\Конкурс\Фото 9.jpg
E:\СТАРШАЯ ГРУППА 2020-2021\Конкурс\Фото 10.jpg

III этап. Задания усложняются, знания закрепляются:

Составление рассказа с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения.

«Пушистый мягкий зайка прыгал с кочки на кочку, и оказался на скользком льду. Лапы его скользили, заяц испугался. Собрал последние силы и прыгнул на берег. Под лапами оказался шуршащий, колотый лед. Очень быстро заяц поскакал в лес и спрятался под елкой».

C:\Users\SILENCE\Desktop\Конкурс\06.jpg

● Знакомство с образом буквы (обвести букву пальчиком, пощупать, рассказать, какая она на ощупь, из каких частей состоит).

● Из предложенных букв выбрать все мягкие на ощупь (шершавые, скользкие).

● Выбрать буквы, которые состоят из одной-нескольких частей, назвать эти буквы.

● Определить на ощупь название буквы.

● Выбрать только гласные буквы среди предложенных.

C:\Users\SILENCE\Desktop\Конкурс\08.jpg

Исходя из многолетнего опыты работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что наши дети становятся двигателем творческой мысли педагогов, каждый ребенок задает свои коррективы в творческую деятельность воспитателей, направляют их желания создавать что-то новое, интересное и необыкновенное.

Активно используя тактильные дощечки в совместной, индивидуальной и самостоятельной деятельности детей, работая в тесной взаимосвязи воспитателей и учителя-логопеда, мы заметили у воспитанников наблюдается значительное улучшение внимания, памяти, мышления и мелкомоторных навыков, повышение познавательной и творческой активности. Эффективному достижению поставленных целей и задач способствовал принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическим материалом осуществлялась в индивидуальном темпе, а сложность и вид заданий подбирался исходя из интересов и возможностей каждого ребенка). Принцип наглядности также сыграл значительную роль в эффективности использования дидактического материала. Интересный и разнообразный по структуре и оформлению материал помогал нашим детям легче и быстрее усваивать программный материал. А в условиях игровой ситуации – закреплять. Наша коллекция «тактильных дощечек» постоянно пополняется, дети являются активными участниками (приносят из дома разнообразный материал, новые идеи), а мы с удовольствием их воплощаем в жизнь, пополняем наш «Волшебный сундучок».

  1. Ананьев Б.Г. Развитие тактильной чувствительности. – М. Просвещение 1985.
  2. Османова Г.А. Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику.
  3. Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. 5-6 года»
  4. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. - М.: СФЕРА, 2000.
  5. Кольцова Н.Н. Ребенок учится говорить. - М., 1993.
  6. Кольцова Н.Н., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам.


"Песочная терапия в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи"

Участие в заочном методическом объединении "Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья" 2016 (из опыта работы).


Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Содержание и формы работы с детьми имеющие тяжелые нарушения речи

Представление практик коррекционно-развивающей работы с инвалидами и лицами с ОВЗ.


Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)

Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа.


«Умные резиночки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)

Цель данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования, а именно: «резиночки для волос».Игры с нестанда.


Представление из опыта работы по теме: «Нетрадиционные методы в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Игры с прищепками».

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Статистические данные последних лет показывают, что значительно возросло число детей с речевой патологией.С течением времен.


В современной логопедии особую значимость приобретает проблема сложного дефекта зрения, при котором нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития.

Зрительные нарушения осложняют формирование речи. У детей с амблиопией и косоглазием низкая острота зрения, монокулярность отрицательно сказываются на чувственной стороне речи, обедняют смысловую сторону слова и затрудняют его понимание. [3,с.3]

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся. [6,с.125]

По мнению И. М. Сеченова, двигательный анализатор обогащает сознание верными образами, представлениями о движении, его свойствах и тем самым содействует развитию головного мозга. [7,с.107]

Большое познавательное значение деятельности руки открыл И. П. Павлов. Он считал руку тонким анализатором, позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами. [4,с.201]

Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на своё дефектное зрение, которое даёт им ограниченную, а иногда и искажённую информацию; другие, как правило, дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности. [6,с.125]

В результате соприкосновения тактильного раздражителя с рецептором в мозгу человека возникает ощущение прикосновения, отражающее многообразие свойств и признаков предметов: плотность, гладкость или шероховатость, упругость и т. д. [1,с.70]

Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. [6,с.125]

Формирование речи тесно связано с развитием психических процессов: ощущений, представлений, мышления, памяти.

Речь у детей с нарушением зрения формируется на тех же принципиально одинаковых основах, что и речь нормально видящих детей. Так же как и у нормально видящих речь детей при зрительной неполноценности развивается и усваивается в процессе коммуникативной деятельности, но имеет некоторые особенности — изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «вербализм», из-за отсутствия зрительных впечатлений в речи редко употребляются развернутые высказывания. [ 2 ,с. 17 ]

Общая особенность таких детей — нарушение словесного опосредования. Это очевидно при дефектах зрения, когда непосредственный зрительный анализ сигналов страдает меньше, чем словесная квалификация его результатов. Если ребенок правильно называет предмет, это не значит, что у него имеются четкие представления о нем. Это объясняется трудностями установления предметной соотнесенности слова и образа, правильного употребления слов в речевой практике. [3 , c .9 ]

Для многих детей самым сложным предметом в школе является русский язык. Это связано с тем, что родители уделяют недостаточно внимания развитию речи и обогащению словарного запаса ребёнка. Полноценная устная речь невозможна без богатого словарного запаса и правильного понимания значения слов. Ребёнок с хорошо развитой речью не испытывает трудностей в освоении грамматики родного языка. Начинать развивать и обогащать речь ребёнка в школе уже поздно. В процессе общения активно пополняется словарный запас ребёнка в возрасте 4–6 лет. Именно это служит залогом успешного обучения в школе. [5.с.3]

Недоразвитие речи затрудняет осмысливание материала, ведёт к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности. [3.с.10] Сложности возникают у детей в подборе качественных и относительных прилагательных, слов-синонимов и слов-антонимов.

Одним из эффективных приёмов для решения данных проблем у детей 5–7 лет с нарушениями зрения является использование тактильных дощечек. В работе психолога с помощью таких дощечек дети учатся чувствовать и передавать настроение, погоду, эмоциональные переживания. Мы же решили использовать тактильные дощечки для развития словаря, связной речи и осязания. Были изготовлены дощечки 6 на 10 см. с разной поверхностью. Данный размер позволяет ребёнку обследовать поверхность дощечки всей ладонью, а не только подушечками пальцев. Используются дощечки с разной тактильной поверхностью (наждачная бумага, мех, бархат, замша, вельвет, контактная лента и т. д.) Количество дощечек с однотипной поверхностью должно быть не менее трёх у каждого ребёнка. Работа с детьми проводится в подгруппе от 4 до 6 человек. Мы выделили три этапа в работе с тактильными дощечками.

Знакомство с пособием. Введение в активный словарь качественных прилагательных. Формирование умения группировать дощечки по признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений. Сравнение дощечек между собой. Обучение приёмам обследования. Нахождение дощечки по описанию.

Детям предлагают найти пушистую дощечку, колючую дощечку.

—На что или кого похожа данная дощечка?

— C равните колючую и пушистую дощечки.

—Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую дощечку, или до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую дощечку?

Обучение выкладыванию дощечек слева направо по ходу рассказа. Введение новых дощечек с разной поверхностью. Расширение словаря относительных и качественных прилагательных, слов-антонимов (колючий-мягкий, лохматый-лысый и т. д.). Соотнесение поверхности дощечек с определённым предметом, животным.

Детям демонстрируют картинку, на которой изображены валенки.

—Шерстяные (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).

—Колючие (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).

Детям демонстрируют картинку, на которой изображена собака.

—Лохматая (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).

—Какие зубы у собаки?

—Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).

—Какой нос у собаки?

—Гладкий (дети находят и выкладывают на стол соответствующую дощечку).

Затем опираясь на тактильные дощечки, дети могут дать простейшее описание собаки.

Введение новых дощечек с похожей поверхностью для расширения словаря синонимов (пушистый-лохматый, гладкий-ровный). Пересказывание рассказов с опорой на тактильные дощечки использую зрительный анализатор и без него (с закрытыми глазами) используя только тактильные ощущения.

На данном этапе детям предлагаются рассказы, для дальнейшего пересказа с опорой на тактильные дощечки, используя зрение или с закрытыми глазами (используя тканевые очки). Дети отвечают на вопросы, которые задаёт логопед к подчёркнутым словам.

У Вики много обуви. В кожаных сапожках Вика ходит гулять на улицу. В гладких новых туфельках Вика танцует. В джинсовых кедах Вика занимается спортом. А дома Вика ходит в тёплых меховых тапочках.

«Ёжик в гостях у зайчика»

Однажды колючий ёжик решил пойти в гости к пушистому зайчику. Он надел шерстяные валенки и вышел на улицу. С начало он пошёл по гладкой дорожке, затем по ребристой дорожке. Когда ежик пришёл к зайчику они стали пить чай, накрывшись клетчатым одеялом.

Как-то раз Павлик собрался на прогулку. Он надел фланелевую рубашку, новые вельветовые брюки и пошёл гулять. Во дворе лежала лохматая собака. Она грызла гладкую кость. Павлик взял сухую ветку и стал дразнить собаку. Собака оскалила острые зубы и схватила Павлика за брюки. Брюки порвались. Павлик заплакал и пошёл домой. Мама сказала: «Сам виноват. Нельзя дразнить собак».

—Какая собака лежала во дворе?

—Как ещё по-другому можно назвать лохматую собаку?

Если дети выкладывают дощечки закрытыми глазами, то подчеркнутые слова логопед повторяет два раза для усиления внимания на те слова, к которым следует подбирать дощечки.

Рассказы и сказки, используемые логопедом, соответствуют тематическому планированию МБУ в коррекционных группах, а также в рассказах учитываются образовательные области «Безопасность», «Здоровье» и т. д.

Через работу с тактильными дощечками мы обогащаем чувственную сторону речи, которая сказывается на развитии речевой системы в целом: в накоплении словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, и даже в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2000

Корнилова И. Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация/ И. Г. Корнилова.- М.: Издательство «Экзамен», 2004.

Лапп Е. А. развитие связной речи детей 5–7 лет с нарушениями зрения: планирование и конспекты.- М.:ТЦ Сфера,2006.

Павлов И. П. Полное собрание соч.2-е изд М.;Л.,1951.

Парамонова Программа развития и обучения дошкольника. Узнаю новые слова. Для детей 4–6 лет.-СПб: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС образование», 2003.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду/под.ред. Л. И. Плаксиной.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение зрения, дощечка, соответствующая дощечка, пушистая дощечка, колючая дощечка, лохматая собака, практическая деятельность, связная речь, чувственная сторона речи.

Похожие статьи

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте.

обучающая дощечка, слово, ребенок, картинка, звук, дощечка, буква, вариант заданий, звуковой анализ слов, мелкая моторика, деревянный планшет, нарушение функций, пособие, развитие.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.

Роль педагога в работе над формированием связной речи детей. Огромная ответственность по организации деятельности детей лежит на педагоге.

Современные педагогические методы и технологии по развитию.

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и

В процессе таких игр дети рассуждают, отстаивают свою точку зрения при рассматривании.

Формирование связной речи у детей с ОНР | Статья в журнале.

70 % детей имеют речевые нарушения. Именно поэтому в детских учреждениях с детьми работают логопеды. Их работа направлена на выявление и профилактику связной речи детей ОНР и коррекционную работу.

Развитие связной речи у детей с нарушениями речи на основе.

В статье описывается опыт работы логопеда по развитию связной речи через познавательно-исследовательскую деятельность детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных методов и приемов при.

Чтобы речь ребенка с речевыми нарушениями к концу дошкольного обучения была более

Формируется, расширяется, уточняется словарный запас. Развиваются навыки связной речь.

«Про собаку» (С. Антонюк). У него четыре лапы, Черный нос и хвост лохматый

Развитие образной речи у детей среднего дошкольного возраста

Одной из важных задач подготовки детей к школе является развитие связной речи. Невозможно переоценить её влияние на познавательное развитие

При пересказе сказок мы использовали коллаж, тактильные дощечки, мнемотаблицы (технология Большевой Т. В. [10]).

Формирование связной речи у дошкольников с нарушениями.

Развитие связной монологической речи является одной из задач речевого воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи. Задача развития связной монологической речи решается через различные виды речевой деятельности: пересказ.

Развитие невербальных средств коммуникации как составная.

Речевое развитие ребёнка осуществляется в процессе его социализации определяется прежде всего характером взаимодействия со

К числу важнейших задач логопедической работы с детьми с ОНР относится формирование у них связной монологической речи.


Обучение первоначальным навыкам чтения и письма является сложным психологическим процессом, для овладения которым, кроме общего и речевого развития, необходима достаточная зрелость психофизических функций: фонематического восприятия, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, внимания, памяти.

Задачи добуквенного периода:

1. развитие фонематического слуха;

2. умения вычленять звуки из слова;

3. производить слого-звуковой и звуковой анализ слов;

4. сравнивать звуки в похоже -звучащих словах;

На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На занятиях вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, слоги, ударение. Дети делят слова на слоги с использованием графических схем.

Дети шести лет, владея умением выполнять звуковой анализ и давать качественную характеристику звукам, свободно оперируют условно- символическими моделями: составляют звуковые модели слов из цветных фишек-заместителей, подбирают к различным звуковым моделям соответствующие слова (состоящие из трех, четырех и пяти звуков).

В этом возрасте детей учат делить речевой поток на предложения, предложения — на отдельные слова, делать графическую запись, моделирующую последовательность слов в предложении. Таким образом, дети овладевают анализом предложений, состоящих из 3–5 слов.

Ознакомление детей со знаковой системой языка.

Детей старшего возраста знакомят с буквами русского алфавита, принципом позиционного чтения, затем обучают по слоговому и слитному способами чтения, учат составлять слова и предложения из букв азбуки и т. д.

Показывая ребенку буквы, следует знать и соблюдать определенные правила и принципы.

− Опознание буквы в ее связи со звуком.

− Слияние нескольких букв в слог.

− Слияние нескольких слогов в слово.

− Объединение нескольких слов в законченную фразу.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста.

− Ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте. У него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика.

− Обучение следует проводить с использованием игровых методик.

− Обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне.

− Процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков.

− В основе обучения грамоте детей с нарушениями речи лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза.

− Очень важно не смешивать в своей речи и речи детей понятия «звук» и «буква». С самого начала обучения дети имеют дело со звуками речи. Дошкольники часто путают названия букв (дэ, ша, вэ и т. д.) со звуками. Эта путаница будет им мешать при обучении в школе. Для того чтобы подобного не случилось, педагог должен сам твердо усвоить, когда речь идет о звуках, а когда о буквах. Звуки мы слышим и произносим, ощущаем их на слух и речевыми органами (губами, языком и т. д.). Буквы видим, пишем, раскрашиваем, вырезаем, ощущаем руками и т. д.

− Гласные звуки — это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Для гласных звуков мы придумали «домики», в которых они будут жить. Мы решили, что гласные звуки у нас будут жить только в красных домиках (красные кружочки или квадраты). В русском языке 6 гласных звуков: А,О, У, Ы, Э, И.

− Согласные звуки — это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них могут тянуть (ССС, МММ,) но петь никто из них не может, а петь им хочется. Поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-. ). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Для согласных звуков мы тоже придумали «домики», только решили, что они будут для согласных твердых синего цвета (синие кружочки или квадратики), для согласных мягких — зеленого (зеленые кружочки или квадратики).

− Согласные твердые звуки [П, Б, Т, Д, М, К, Г. ] — в словах звучат сердито (твердо).

− Согласные мягкие звуки [ПЬ-П', БЬ-Б', ТЬ-Т', ДЬ-Д', МЬ-М'. ] — в словах звучат ласково (мягко).

− Звуки [Ш, Ж, Ц] — всегда твердые, у них нет «мягкой» пары (нет «ласковых» братиков).

− Звуки [Ч, Щ, Й] — всегда мягкие, у них нет «твердой» пары (нет «сердитых братиков»).

− В русском языке 10 гласных букв (А, О, У, Э, Ы, И, Я, Е, Ё, Ю).

− В русском языке 21 согласная буква (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ). И еще 2 особенные буквы — это Ь и Ъ.

Какие слова не даём дошкольникам для звукового анализа:

1. С йотированными гласными Е, Ё,Ю, Я. В начале слова они составляют 2 звука: Й+А, Й+О и пр. (ЯМА, ЁЛКА); после согласной — звучат как нейотированные, смягчая предыдущую согласную (МЁД, НЯНЯ, ЛЮК).

2. С безударной гласной О (КОРОВА, ОГУРЕЦ, МОЛОКО).

3. С безударным гласным Э. Он в безударной позиции подвергается редукции и становится близким к звуку И. (ЭТАЖЕРКА, ЭКСКАВАТОР). К тому же слов, где Э пишется так же, как произносится, не более 10 (Эмма, Элла, Эдик, эхо, мэр, пэр, сэр, дуэт, силуэт, эму). Такого количества сложных по значению слов недостаточно для обобщенного представления о звуке!

4. С аффрикатами Ч, Ц, так как они сами являются составными (ЧЬ=ТЬ+Щ, Ц=Т+С)

5. Со звонкими согласными Б, В, Д, Г, З, Ж в конце слова и перед глухой согласной, так как они оглушаются (ЮБКА, ГОД, НОЖ, НИЗКО, ВСЕ, ПОДСТАВКА).

6. С непроизносимыми согласными ГРУСТНЫЙ, СЕРДЦЕ, ПРАЗДНИК.

Также в своей работе по обучению грамоте в добуквенный период мы используем песочницу с цветным песком.

Песочная терапия для детей — это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.

№ 2 «Ритуал выхода» Ребята по горсточке песка всыпают в «Волшебный мешочек», он завязывается, чтоб песок не просыпался, прощается со всеми ребятами, озвучивая при этом успехи ребят за данное занятие. Садиться в уголок песочницы. Дети ставят раскрытые ладошки на песок и говорят: Спасибо, милый наш песок Ты всем нам подрасти помог В ладоши наши посмотри Мудрее стали ведь они! Поднимают руки, и начинают разглаживать свои отпечатки, говоря: До свидания Песочек! Приложение № 3 «Игры с песком» Упражнение «Здравствуй, песочек» Цель: снижение психоэмоционально напряжения. Дети различными способами дотрагиваются до песка. Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий). Давайте с ним поздороваемся: «Здравствуй, песочек!". Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом. А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Вы слышите, как он смеется. Упражнение «Необыкновенные следы» Цель: развитие тактильной чувствительности. «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях)».Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

Перед этой работой необходимо познакомить детей с песочной терапией, закрепить правила пользования песком, 1-й этап — дети рисуют полоски — прямые, косые, волнистые. Затем рисуют пальчиками — точки. Потом все рукой и т. д.

Чем полезны игры спеском?

− Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

− Формируют у ребенка представления об окружающем мире;

− Развивают мелкую моторику, глазомер;

− Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

− Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)

− Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;

Несекрет, чторазвитиемелкоймоторикирукикакнельзялучшеспособствуетразвитиюречиуребенка. В этойсвязи песочнаятерапияявляетсянезаменимым методомвпрофилактике речевых нарушений у дошкольников.

А только после этого проводят игры: «Найди предмет».

Использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлым нарушениями речи. Являются очень эффективным средством в образовательной и коррекционной работе с детьми. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:

Развитие дыхания. Развития фонематических представлений; совершенствование грамматического строя речи, обучения грамоте. Развитию связной речи. Песок позволяет раскрыть даже закомплексованных детей. И сохранить работоспособность, и повысить интерес к логопедическим занятиям.

В своей работе используем такие логопедические игры:

При обучении грамоте:

Игра «Звуки на песке».

Эту игру можно с успехом использовать для постановки или автоматизации определенных звуков, изучении звуков и букв.

Ход игры: взрослый рисует на песке любой предмет на заданную букву, например, рыба — на «Р», и просит нарисовать предметы и назвать слова, в звучании которых есть звук «р» — в начале, в середине, в конце.

«Найди букву» прячет в песок пластмассовые буквы, а дети их должны найти и назвать их.

«Назови слово»- ребёнок находит в песке букву а затем придумывает с ней слово.

«Прочитай слово» -воспитатель пишет слово на песке, а ребёнок читает, затем меняются ролям

Песочный круг»- дети рисуют круги, по заданиям педагога-большой круг, внутри поменьше и еще меньше. Это упражнение развивает глазомер и мелкую моторику, при этом все выполняемые упражнения сопровождаются стихами, загадками.

«Кто спрятался» — Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

«Написание букв, слов на песке» — (Пальцем, палочкой, «змейками» — простыми веревочками с узелком на конце).

«Веселые преобразования»— Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т. д.

«Допиши букву, слово»— Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.

«Найди иназови»— Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные.

«Что скрывает песок?» -Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют

«Игра волшебный кулечек» Эту игру можно использовать на закрепление пройденного материала педагог предлагает детям взять кулёчки в них насыпать песочек и начать им рисовать буквы- т. е. писать.

Обучение грамоте в добуквенный период в детском саду — это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением, так же занимает важное место в системе профилактики дислексии и дисграфии. Подготовка к обучению грамоте в детском саду поможет ребенку в дальнейшем, избежать ошибок при чтении и письме.

C:\Users\Uzer\Desktop\IMG-20200212-WA0039.jpg

C:\Users\Uzer\Desktop\IMG-20200212-WA0007.jpg

C:\Users\Uzer\Desktop\IMG-20200212-WA0067.jpg

  1. Нищева Н. В. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
  2. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет
  3. Гомзяк О. В. Комплект учебно-методических пособий «Говорим правильно» (5–6 лет, 6–7 лет).
  4. Цуканова С. П., Бетц Л.,Л. «Я учусь говорить и читать»
  5. Пособия «Обучение грамоте» издательство «Школа семи гномов» (от рождения до 7 лет)
  6. Бардышева Т.Ю, Моносова Е. Н. «От звука к букве»
  7. .Аромштам М. Игры на влажном песке//Дошкольное образование — июнь № 12 2006
  8. Грабенко Т. М. Игры с песком или песочная терапия//Дошкольная педагогика № 5 /сентябрь, октябрь/ 2004
  9. Горошкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание № 6/89
  10. Зинкевич — Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии
  11. Кичура В. В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008
  12. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — Спб.: Речь, 2008

Основные термины (генерируются автоматически): звук, ребенок, песок, слово, буква, обучение, гласный, игра, мелкая моторика, русский язык.

Похожие статьи

Использование дидактических игр при подготовке к обучению.

Игра «Составь слово». Цель игры: упражнять детей в определении первого и последнего звука в слове, в составлении слов из выделенных звуков.

Игра «Какое слово я задумала?» Цель игры: учить детей определять гласный звук в середине слова и соотносить с артикуляцией.

Итоговое занятие по обучению грамоте в группе компенсирующей.

Дети на ощупь определяют букву, называют слово на эту букву.

Использование дидактических игр при подготовке к обучению. На доске схемы слов (по количеству звуков) и предметные картинки.

1. Обобщение знаний о звуках и буквах русского языка.

Чтение без принуждения: возможности песочной терапии

Ключевые слова: песочная терапия, песочные игры, читать. Сегодня всё чаще дети ещё до поступления в первый класс умеют читать.

Гипотеза исследования: песочные игры способствуют снятию эмоционального напряжения, сопротивления обучению чтению и письму.

Игры с песком как средство развития речи и мелкой моторики.

Учителей и родителей всегда беспокоил вопрос обеспечения полноценного развития как в психическом, так и физическом плане детей, начиная с дошкольного возраста. Развитие сенсорно-моторных способностей — первый этап развития ребенка.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма взаимодействия и преобразования мира. Что же происходит с ребенком, когда он играет с песком? Зачастую ребенок не может словами выразить свои переживания, эмоции, страхи, и тут ему на помощь.

Совершенствование работы по подготовке к обучению грамоте.

Использование дидактических игр при подготовке к обучению. ход игры, ребенок, игра, слово, звук, слог, буква, развитие умения

логопедический тренажер, мелкая моторика кистей, вариант использования тренажера, ребенок, слово, тренажер, дифференциация.

Конспект занятия «Дифференциация звуков к — кь. Буквы. »

Буквы К, к» по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психического развития 6–7 лет.

ребенок, пальчиковая гимнастика, игра, упражнение, мелкая моторика, детский сад

логопед, ребенок, звук, слово, яблоко, предмет посуды, пальчиковая гимнастика, левая.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с общим.

В статье представлены игры с песком по развитию мелкой моторики. Ключевые слова: старшие дошкольники, песочная терапия, мелкая моторика, общее недоразвитие речи. В настоящее время значительно увеличилось количество детей с речевой патологией.По.

Обучение первоклассников грамоте с использованием.

Ключевые слова: дидактическая игра, сюжетная игра, ролевая игра, лингвистическая сказка. Одним из требований Федерального государственного образовательного

В результате чего у детей появляется интерес к урокам обучения грамоте, воспитывается любовь к родному языку.

Читайте также: