Иней лежал на крышах домов и на листве деревьев и еще долго блестел на солнце

Обновлено: 16.05.2024

A23 № 668. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.
2) Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.
3) В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так и театрализованные представления.
4) Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1)Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.
2)Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.
3)В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады, так и театрализованные представления.
4)Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.

Одна запятая необходима в третьем предложении: его однородные члены соединены при помощи двойных союзов.

Правильный ответ указан под номером 3.

A23 № 706. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) Тогда Иван изо всех сил дёрнул ручку прибора и оторвал её.
2) Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно.
3) Большие белые птицы либо кружат над водой либо садятся отдыхать на камни либо неторопливо и величаво плывут по реке.
4) Эта роща и красивый фасад дома отражались в водной глади озера и небольшой речонки

Пояснение.
Приведем верное написание.

1)Тогда Иван изо всех сил дёрнул ручку прибора и оторвал её.
2)Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.
3)Большие белые птицы либо кружат над водой, либо садятся отдыхать на камни, либо неторопливо и величаво плывут по реке.
4)Эта роща и красивый фасад дома отражались в водной глади озера и небольшой речонки.

Одна запятая необходима во втором предложении: его однородные члены соединрены при помощи двойных союзов.

Правильный ответ указан под номером 2.

A23 № 744. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) Туча на востоке росла и захватывала запад и юг.
2) Было по-осеннему и скучно и грустно и серо.
3) В журчании ручья слышатся и грустные мелодии расставания с летом и жизнерадостные песнопения о необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.
4) При входе в это учреждение нужно предъявить паспорт или какой-нибудь другой документ.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1) Туча на востоке росла и захватывала запад и юг.
2) Было по-осеннему и скучно, и грустно, и серо.
3) В журчании ручья слышатся и грустные мелодии расставания слетом, и жизнерадостные песнопения о необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.
4) При входе в это учреждение нужно предъявить паспорт или какой-нибудь другой документ.

Одна запятая необходима в третьем предложении: его однородных члены соединены союзами И.

Правильный ответ указан под номером 3.

A23 № 782. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
3) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
4) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1)В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2)Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
3)Сердце то вдруг задрожит и забьётся, то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
4)Можно любить родник или тропинку, тихое озеро или густой лес, синюю ночь или светлое утро.

Одна запятая необходима в третьем предложении: его однородные члены соединены союзами ТО.

Правильный ответ указан под номером 3.

A23 № 820. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) Я видел только бой да слышал несмолкаемый грохот канонады.
2) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
3) В художественном промысле используются традиционные образы и символы приёмы и краски.
4) Птицы были кем-то напуганы или вовсе покинули эти места.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1) Я видел только бой да слышал несмолкаемый грохот канонады.
2) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
3) В художественном промысле используются традиционные образы и символы, приёмы и краски.
4) Птицы были кем-то напуганы или вовсе покинули эти места.

Одна запятая необходима в третьем предложении для разделения пар однородных членов предложения

Правильный ответ указан под номером 3.

A23 № 858. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) Вечером они или гуляют вдоль берега реки или ведут неспешные разговоры в беседке на вершине холма или идут на спектакль в местный драматический театр.
2) Я видел только верхушки деревьев да извилистый край берега.
3) Иней лежал на крышах домов и на листве деревьев и еще долго блестел на солнце.
4) Писательский талант равно проявляет себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1)Вечером они или гуляют вдоль берега реки, или ведут неспешные разговоры в беседке на вершине холма, или идут на спектакль в местный драматический театр.
2)Я видел только верхушки деревьев да извилистый край берега.
3)Иней лежал на крышах домов и на листве деревьев и еще долго блестел на солнце.
4)Писательский талант равно проявляет себя как в книгах для взрослых, так и в детской литературе.

Одна запятая необходима в четвертом предложении: его однородные члены соединены при помощи двойных союзов.

Правильный ответ указан под номером 4.

A23 № 897. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
3) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
4) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.

Пояснение.
Приведем верное написание.

1)В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.
2)Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.
3)Сердце то вдруг задрожит и забьётся, то безвозвратно тонет в воспоминаниях.
4)Можно любить родник или тропинку, тихое озеро или густой лес, синюю ночь или светлое утро.

Одна запятая необходима в предложении 3 "Сердце то вдруг задрожит и забьётся, то безвозвратно тонет в воспоминаниях": его однородные члены соединены при помощи соединительного сочинительного повторяющегося союза ТО-ТО.

Правильный ответ указан под номером 3.

A23 № 935. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.
2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
3) Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нём и одежда персонажей.
4) С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального критика.

Пояснение.
Приведём верное написание.

1)Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха, воды и почвы.
2)Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.
3)Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом, и обстановка в нём, и одежда персонажей.
4)С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального критика.

Одна запятая необходима в первом предложении: ставится между однородными членами предложения при отсутствии союза.

Правильный ответ указан под номером 1.

A23 № 973. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) По поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.
2) В солнечный день сквозь прозрачную воду тёплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.
3) Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озёр или прудов.
4) На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний облик человека но и передать его внутренний мир.

Пояснение.
Приведём верное написание.

1)По поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.
2)В солнечный день сквозь прозрачную воду тёплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.
3)Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озёр или прудов.
4)На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний облик человека, но и передать его внутренний мир.

Одна запятая необходима в четвертом предложении. Однородные члены предложения. Двойной сочинительный соединительный союз НЕ ТОЛЬКО, НО И. Всегда запятая.

Правильный ответ указан под номером 4.

A23 № 1011. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.
2) В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.
3) Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться по красоте и яркости с коралловыми полипами.
4) Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.

Пояснение.
Приведём правильное написание.

1)Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.
2)В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках, но и самих моллюсков.
3)Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться по красоте и яркости с коралловыми полипами.
4)Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.

Одна запятая необходима во втором предложении. Двойной сочинительный соединительный союз НЕ ТОЛЬКО, НО И соединяет однородные члены предложения. Запятая ставиться всегда.

Правильный ответ указан под номером 2.

A23 № 1049. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) Множество забавных и грустных привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.
2) На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.
3) Во время Крымской кампании Л. Н. Толстой видел героизм народа и неисчислимые беды и несчастья войны.
4) Яркостью и многоцветием актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.

Пояснение.
Приведём верное написание.

1)Множество забавных и грустных, привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.
2)На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.
3)Во время Крымской кампании Л. Н. Толстой видел героизм народа, и неисчислимые беды, и несчастья войны.
4)Яркостью и многоцветием актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.

Правильный ответ указан под номером 1.

A23 № 1087. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.
2) В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.
3) Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.
4) Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы.

Пояснение.
Одна запятая необходима в предложении 1 "В поведении скворца много суетливого и забавного, деловитого и хитрого" для разделения однородных членов предложения.

Правильный ответ указан под номером 1.

A23 № 1125. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки ни бормотания бурундуков.
2) В Приморье много закрытых бухт и заливов.
3) А. Х. Востоков был избран действительным и почётным членом многих русских и иностранных научных обществ.
4) Вдали морские волны казались то голубыми то зелёными то тёмно-синими.

Пояснение.
Одна запятая необходима в первом предложении "В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков кедровки, ни бормотания бурундуков".

Однородные члены предложения при соединительном сочинительном повторяющимся союзе НИ-НИ.

Правильный ответ указан под номером 1.

A23 № 1163. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.
2) Все эти звуки были странно красивы и грустны и казались началом чудесной сказки.
3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.
4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.

Пояснение.
Одна запятая необходима в предложении 3 "Фёдору постоянно мерещились огни то справа, то слева" она разделяет однородные члены предложения при двойном сочинтительном соединительном союзе ТО-ТО.

Правильный ответ указан под номером 3.

A23 № 1201. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

Пояснение.
Одна запятая необходима в предложении 2 "Причастия способны как образно описать предмет или явление, так и представить его признак в динамике": его однородные члены соединены при помощи двойных союзов.

Правильный ответ указан под номером 2.

A23 № 1239. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

Пояснение.
Одна запятая необходима в предложении 4 "Мы долго не ложились спать и любовались то небом, то морем".

Однородные члены предложения соединяюся при помощи повторяющегося соединительного сочинительного союза ТО-ТО.

Правильный ответ указан под номером 4.

A23 № 1277. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)


1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.
2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.
3) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.
4) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.

Пояснение.
Одна запятая необходима в предложении "Художник писал как городские, так и деревенские пейзажи": его однородные члены соединены при помощи двойных союзов.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Здесь (1) по рассказам очевидцев (2) когда-то стояло богатое село. Следователь сумел восстановить именно (3) по рассказам очевидцев (4) последовательность событий.

1) 1, 2
2) 1, 2, 3, 4
3) 3, 4
4) 1, 3

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вечером они или гуляют вдоль берега реки или ведут неспешные разговоры в беседке на вершине холма или идут на спектакль в местный драматический театр.
2) Я видел только верхушки деревьев да извилистый край берега.
3) Иней лежал на крышах домов и на листве деревьев и ещё долго блестел на солнце.
4) Писательский талант равно проявляет себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.

А23. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Эта операция нелегко далась генералу: он был немолод, потрёпан жизнью и сильно утомлён последними днями боёв.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мохнатые ветви деревьев (1) образуют тёмный свод (2) сквозь (3) который только кое-где (4) весело проглядывает солнечный лучик.

1) 1, 3
2) 2
3) 3
4) 2, 4

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дождь хлещет в стёкла окон (1) и (2) когда стеклянный сумрак улицы освещают вспышки молнии (3) цветы на подоконниках становятся похожими на фантастические деревья (4) которые произрастают в сказочной стране.

1) 1, 2, 4
2) 2, 3
3) 1, 2, 3, 4
4) 1, 3

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) У этого художника был любимый и часто варьируемый сюжет — стада овец, которые мирно пасутся в степи.
2) Во второй половине сороковых годов Брюллов создал целую галерею портретов своих современников, которые поражают бесконечным разнообразием, правдой и многогранностью характеров.
3) В картинах Боттичелли линия уже не простой контур, который обрисовывает границы объёмов, а напряжённая душевная экспрессия, безукоризненный художественный инструмент для передачи самых сложных чувств и переживаний.
4) Но ведь есть же на свете человек, который поймёт меня!

А27. Прочитайте текст.

Каждое слово или выражение из синонимического ряда хорошо звучит только в определённой ситуации, а в других случаях может оказаться нелепым или смешным. Например, в медицине и в биологии принято употреблять выражения: орган обоняния (нос), верхние конечности (руки) и т.п. Но если кто-нибудь вместо известного выражения: Не суйте нос в чужие дела скажет Не суйте орган обоняния в чужие дела, вы примите этого человек за шутника или иностранца, плохо знающего русский язык.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Чтобы не казаться нелепым и смешным, следует правильно употреблять термины.
2) Правильность употребления слов из одного синонимического ряда обусловлена речевой ситуацией.
3) Необходимо верно использовать в своей речи известные выражения.
4) Принятие в медицине выражения: орган обоняния, верхние конечности и т.п. следует употреблять только в соответствующем контексте.

А21-1, А22-4, А23-3, А24-2, А25-3, А26-4, А27-2. Вообще-то, это несложные задания, если понять материал. Если нужно, напиши мне, я подробно растолкую.


Задание 16 № 250

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена . Каждый союз и соединяет разные ряды однородных членов, запятая не нужна.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление, так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект, и приковывает внимание читателя, и усиливает образность. Три однородных сказуемых, два союза, запятые ставятся после каждого однородного члена. См. правило к заданию.

5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

Одна запятая необходима:

во втором предложении: его однородные члены соединены при помощи двойного союза;

в 4-м предложении: оно сложносочиненное. Содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют придаточной части.

Правильный ответ указан под номером 2 и 4.

Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖ­НО­СО­ЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕ­НА­МИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунк­то­грамм:

1. За­пя­тые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми чле­на­ми.

2. За­пя­тые в слож­но­со­чинённом пред­ло­же­нии, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в част­но­сти, союз И.

Цель: найти ДВА пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каж­дом. Не две, не три (а такое бы­ва­ет!) за­пя­тых, а одну. При этом нужно ука­зы­вать но­ме­ра тех пред­ло­же­ний, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА про­пу­щен­ная за­пя­тая, так как бы­ва­ют такие слу­чаи, что в пред­ло­же­нии уже есть за­пя­тая, на­при­мер, при де­е­при­част­ном обо­ро­те. Её мы не счи­та­ем.

Не сле­ду­ет ис­кать за­пя­тые при раз­лич­ных обо­ро­тах, ввод­ных сло­вах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном за­да­нии про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунк­то­грам­мы. Если в пред­ло­же­нии будут не­об­хо­ди­мы за­пя­тые на дру­гие пра­ви­ла, они уже будут рас­став­ле­ны

Вер­ным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой по­сле­до­ва­тель­но­сти, без за­пя­тых и про­бе­лов, на­при­мер: 15, 12, 34.

ОЧ — од­но­род­ные члены.

ССП — слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние.

Ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния дол­жен быть таким:

1. Опре­де­ля­ем ко­ли­че­ство основ.

2. Если пред­ло­же­ние про­стое, то на­хо­дим в нём ВСЕ ряды од­но­род­ных чле­нов и об­ра­ща­ем­ся к пра­ви­лу.

3. Если основ две, то это слож­ное пред­ло­же­ние, и каж­дая часть рас­смат­ри­ва­ет­ся от­дель­но (см. пункт 2).

Не за­бы­ва­ем, что од­но­род­ные под­ле­жа­щие и ска­зу­е­мые со­зда­ют НЕ слож­ное, а про­стое осложнённое пред­ло­же­ние.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕ­НАХ

Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые от­ве­ча­ют на один и тот же во­прос и от­но­сят­ся к од­но­му и тому же члену пред­ло­же­ния. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как глав­ные, так вто­ро­сте­пен­ные) все­гда со­единёны со­чи­ни­тель­ной свя­зью, с со­ю­зом или без него.

На­при­мер: В «Дет­ских годах Баг­ро­ва–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и лет­ние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской при­ро­ды.

В дан­ном пред­ло­же­нии есть один ряд ОЧ, это два од­но­род­ных опре­де­ле­ния.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных чле­нов. Так, в пред­ло­же­нии Вско­ре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два ска­зу­е­мых, уда­рил и по­крыл; два до­пол­не­ния, по­ры­вы и стоны.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние : в каж­дом ряду ОЧ дей­ству­ют свои пунк­ту­а­ци­он­ные пра­ви­ла.

Рас­смот­рим раз­лич­ные схемы пред­ло­же­ний с ОЧ и сфор­му­ли­ру­ем пра­ви­ла по­ста­нов­ки за­пя­тых.

15.1.1. Ряд од­но­род­ных чле­нов, со­единённых ТОЛЬ­КО ин­то­на­ци­ей, без со­ю­зов.

Общая схема: О , О , О .

Пра­ви­ло: если два или не­сколь­ко ОЧ со­еди­нен­ных толь­ко ин­то­на­ци­ей, между ними за­пя­тая ста­вит­ся.

При­мер: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, крас­ные яб­ло­ки.

15.1.2 Два од­но­род­ных члена со­еди­не­ны со­ю­зом И, ДА (в зна­че­нии И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема: О и/да/либо/или О .

Пра­ви­ло: если два ОЧ со­еди­не­ны оди­ноч­ным со­ю­зом И/ДА, между ними за­пя­тая не ста­вит­ся.

При­мер 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и крас­ные яб­ло­ки.

При­мер 2: Везде её встре­ча­ли ве­се­ло и дру­же­люб­но .

При­мер 3: Толь­ко ты да я оста­нем­ся жить в этом доме.

При­мер 4: Я при­го­тов­лю рис с ово­ща­ми либо плов .

15.1.3 По­след­ний ОЧ при­со­единён со­ю­зом И.

Общая схема: О , О и О .

Пра­ви­ло: Если по­след­ний од­но­род­ный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ста­вит­ся.

При­мер: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и крас­ные яб­ло­ки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы два­жды

Пра­ви­ло: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся пра­ви­ло: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы два­жды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Общая схема: О , и О , и О .

Общая схема: и О , и О , и О .

При­мер 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и крас­ные яб­ло­ки.

При­мер 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и крас­ные яб­ло­ки.

Более слож­ные при­ме­ры:

При­мер 3: От дома, от де­ре­вьев, и от го­лу­бят­ни, и от га­ле­реи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, че­ты­ре ОЧ. За­пя­тая между ОЧ.

При­мер 4: Было груст­но и в ве­сен­нем воз­ду­хе , и на тем­нев­шем небе , и в ва­го­не . Три союза и, три ОЧ. За­пя­тая между ОЧ.

При­мер 5: Дома, и де­ре­вья, и тро­туа­ры были укры­ты сне­гом. Два союза и, три ОЧ. За­пя­тая между ОЧ.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, после по­след­не­го ОЧ нет за­пя­той , ибо это не между ОЧ, а после него.

Имен­но эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и не­су­ще­ству­ю­щую, учти­те это при вы­пол­не­нии за­да­ния.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние : дан­ное пра­ви­ло ра­бо­та­ет лишь при усло­вии, что союз И по­вто­ря­ет­ся в одном ряду ОЧ, а не во всём пред­ло­же­нии.

При­мер 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколь­ко рядов? Два: дети и взрос­лые; со­би­ра­лись и чи­та­ли. Союз и не по­вто­ря­ет­ся в каж­дом ряду, он упо­треблён по од­но­му разу. По­это­му за­пя­тые НЕ ста­вят­ся по пра­ви­лу 15.1.2.

При­мер 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) пе­ре­чи­ты­вать и пи­сать.

15.1.5 Од­но­род­ные члены со­еди­не­ны со­ю­зом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Пра­ви­ло: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ста­вят­ся.

При­мер 1: Уче­ник пишет быст­ро , но не­ак­ку­рат­но .

При­мер 2: Малыш уже не хны­кал , а пла­кал на­взрыд.

При­мер 3: Мал зо­лот­ник, да дорог .

15.1.6 При од­но­род­ных чле­нах по­вто­ря­ют­ся союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , или О , или О

Пра­ви­ло: при дву­крат­ном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или за­пя­тая ста­вит­ся все­гда:

При­мер 1: А ста­рик рас­ха­жи­вал по ком­на­те и то впол­го­ло­са на­пе­вал псал­мы, то вну­ши­тель­но по­учал дочь.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в пред­ло­же­нии име­ют­ся также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и до­пол­не­ния, но мы их не вы­де­ля­ем для более чёткой кар­ти­ны.

После ска­зу­е­мо­го «рас­ха­жи­вал» за­пя­той нет! Но если бы вме­сто союза И ТО, И ТО был бы про­сто И, за­пя­тых было целых три (по пра­ви­лу 15.1.4)

15.1.7. При од­но­род­ных чле­нах име­ют­ся двой­ные союзы.

Пра­ви­ло: При двой­ных со­ю­зах за­пя­тая ста­вит­ся перед вто­рой его ча­стью. Это союзы как. так и; не толь­ко. но и; не столь­ко. сколь­ко; на­сколь­ко. на­столь­ко; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не толь­ко не, а, ско­рее. чем и дру­гие.

При­ме­ры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших зна­ко­мых .

Грин был не толь­ко ве­ли­ко­леп­ным пей­за­жи­стом и ма­сте­ром сю­же­та, но был еще и очень тон­ким пси­хо­ло­гом .

Мама не то что сер­ди­лась , но все-таки была не­до­воль­на .

Ту­ма­ны в Лон­до­не бы­ва­ют если не каж­дый день , то через день не­пре­мен­но.

Он был не столь­ко рас­стро­ен , сколь­ко удив­лен сло­жив­шей­ся си­ту­а­ци­ей.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что каж­дая часть двой­но­го союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учи­ты­вать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошиб­ка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими со­ю­за­ми.

15.1.8. Часто од­но­род­ные члены со­еди­ня­ют­ся по­пар­но

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Пра­ви­ло: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет ло­каль­но, толь­ко внут­ри групп):

При­мер1: Аллеи, за­са­жен­ные си­ре­ня­ми и ли­па­ми , вя­за­ми и то­по­ля­ми , вели к де­ре­вян­ной эст­ра­де.

При­мер 2: Песни были раз­ные: про ра­дость и горе , день про­шед­ший и день гря­ду­щий .

При­мер 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские спра­воч­ни­ки , дру­зья и слу­чай­ные зна­ко­мые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Бол­га­рии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми:

Ряд по­вто­ров, име­ю­щих уси­ли­тель­ный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Про­стые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми

Ска­зал так ска­зал, пойду про­ве­рю.

Фра­зео­ло­гиз­мы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся со­ю­за­ми не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные опре­де­ле­ния , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым сло­вом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сто­рон, между ними нель­зя вста­вить союз и.

Из глу­би­ны цвет­ка не­ожи­дан­но под­нял­ся сон­ный зо­ло­ти­стый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖ­НО­СО­ЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ

Слож­но­со­чи­нен­ны­ми на­зы­ва­ют­ся слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых про­стые пред­ло­же­ния рав­но­прав­ны по смыс­лу и свя­за­ны со­чи­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми. Части слож­но­со­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

При­мер: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый свя­зы­ва­ет части пред­ло­же­ния, все слож­но­со­чи­нен­ные пред­ло­же­ния (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных раз­ря­да:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми (и; да в зна­че­нии и; ни . ни; тоже; также; не толь­ко . но и; как . так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми со­ю­за­ми (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми со­ю­за­ми (а, но, да в зна­че­нии но, од­на­ко, зато, но зато, толь­ко, же).

15.2.1 Ос­нов­ное пра­ви­ло по­ста­нов­ки за­пя­той в ССП.

За­пя­тая между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му пра­ви­лу, то есть ВСЕ­ГДА, за ис­клю­че­ни­ем осо­бых усло­ви­ях , ко­то­рые огра­ни­чи­ва­ют дей­ствие этого пра­ви­ла. Об этих усло­ви­ях ска­за­но во вто­рой части пра­ви­ла. В любом слу­чае, чтобы опре­де­лить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние слож­ным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Да­ле­ко не все­гда каж­дое про­стое пред­ло­же­ние может иметь и под­ле­жа­щее, и ска­зу­е­мое. Так, ча­стот­ны пред­ло­же­ния с одной без­лич­ной ча­стью , со ска­зу­е­мым в не­опре­делённо-лич­ном пред­ло­же­нии . На­при­мер: Много труда пред­сто­ит ему, и он это знал .

Схема: [ пред­сто­ит ], и [ он знал ].

В дверь по­зво­ни­ли, и никто не сдви­нул­ся с места.

Схема: [ по­зво­ни­ли ], и [ никто не сдви­нул­ся ].

б) Под­ле­жа­щее может быть вы­ра­же­но ме­сто­име­ни­я­ми, как лич­ны­ми, так и дру­гих раз­ря­дов: Я вдруг услы­шал до боли зна­ко­мый голос, и это вер­ну­ло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те ме­сто­име­ния в роли под­ле­жа­ще­го, если оно дуб­ли­ру­ет под­ле­жа­щее из пер­вой части! Это два пред­ло­же­ния, у каж­до­го своя ос­но­ва, на­при­мер: Ху­дож­ник был хо­ро­шо зна­ком со всеми го­стя­ми, и он не­мно­го уди­вил­ся , уви­дев не­зна­ко­мое ему лицо.

Схема: [Ху­дож­ник был зна­ком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной кон­струк­ци­ей в про­стом пред­ло­же­нии: Ху­дож­ник был хо­ро­шо зна­ком со всеми го­стя­ми и не­мно­го уди­вил­ся , уви­дев не­зна­ко­мое ему лицо. [ О Сказ и О Сказ].

в) По­сколь­ку слож­ное пред­ло­же­ние со­сто­ит из двух про­стых, то впол­не ве­ро­ят­но, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём со­ста­ве. За­пя­тые ста­вят­ся и по пра­ви­лу од­но­род­ных чле­нов, и по пра­ви­лу слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния. На­при­мер: Ли­стья баг­ря­ные, зо­ло­тые па­да­ли тихо на землю, и ветер кру­жил их в воз­ду­хе и под­бра­сы­вал . Схема пред­ло­же­ния : [Ли­стья па­да­ли], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Осо­бые усло­вия по­ста­нов­ки зна­ков в слож­но­со­чинённом пред­ло­же­нии

В школь­ном курсе рус­ско­го языка един­ствен­ным усло­ви­ем, при ко­то­ром между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния не ста­вит­ся за­пя­тая, есть на­ли­чие об­ще­го вто­ро­сте­пен­но­го члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся —это по­нять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния , ко­то­рый даст право не ста­вить за­пя­тую между ча­стя­ми, или его нет. Общий— зна­чит, от­но­ся­щий­ся од­но­вре­мен­но и к пер­вой части, и ко вто­рой. Если общий член есть —за­пя­тая между ча­стя­ми ССП не ста­вит­ся . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го вто­ро­сте­пен­но­го члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле пред­ло­же­ния. Рас­смот­рим про­стые слу­чаи:

При­мер 1: Через год дочка пошла в школу и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту.

Оба про­стых пред­ло­же­ния в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство вре­ме­ни «через год». Что слу­чи­лось через год? Дочка пошла в школу. Мама смог­ла выйти на ра­бо­ту.

Пе­ре­ста­нов­ка об­ще­го члена в конец пред­ло­же­ния ме­ня­ет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И те­перь этот вто­ро­сте­пен­ный член уже не общий, а от­но­сит­ся лишь ко вто­ро­му про­сто­му пред­ло­же­нию. По­это­му для нас так важно во-пер­вых, место об­ще­го члена, толь­ко на­ча­ло пред­ло­же­ния, а во вто­рых, общий смысл пред­ло­же­ния.

При­мер 2: К ве­че­ру ветер утих и на­ча­ло под­мо­ра­жи­вать . Что про­изо­шло к ве­че­ру? Ветер утих. На­ча­ло под­мо­ра­жи­вать.

Те­перь более слож­ный при­мер 1: На окра­и­не го­ро­да снег уже начал под­та­и­вать, и здесь уже была впол­не ве­сен­няя кар­ти­на. В пред­ло­же­нии два об­сто­я­тель­ства, у каж­до­го про­сто­го— своё. Имен­но по­это­му за­пя­тая по­став­ле­на. Об­ще­го вто­ро­сте­пен­но­го члена нет. Таким об­ра­зом, на­ли­чие вто­ро­го вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, вре­ме­ни, цели) во вто­ром пред­ло­же­нии даёт право по­ста­вить за­пя­тую.

При­мер 2: К ночи тем­пе­ра­ту­ра у мамы под­ня­лась ещё боль­ше, и мы не спали всю ночь. Нет ос­но­ва­ний от­но­сить об­сто­я­тель­ство «к ночи» ко вто­рой части слож­но­го пред­ло­же­ния, по­это­му за­пя­тая ста­вит­ся.

Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что бы­ва­ют и дру­гие слу­чаи, при ко­то­рых за­пя­тая не ста­вит­ся между ча­стя­ми слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния. К ним от­но­сит­ся на­ли­чие об­ще­го ввод­но­го слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний не­опре­делённо-лич­ных, без­лич­ных оди­на­ко­вых по струк­ту­ре, вос­кли­ца­тель­ных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не пред­став­ле­ны и в школь­ном курсе не изу­ча­ют­ся.


Основной Государственный Экзамен 2019-2020 учебный год. Официальный сайт. Открытый банк заданий ФИПИ. Ответы на Тесты. Русский язык. ФИПИ. ВПР. ЕГЭ. ФГОС. ОРКСЭ. СТАТГРАД. ГИА. Школа России. 21 век. ГДЗ и Решебник для помощи ученикам и учителям.

Вот и наступает жаркая пора, когда пришло время сдавать в школе ОГЭ / ГИА. Здесь, на страничке для школьников 9 класса, мы предлагаем вам прочитать или бесплатно скачать оригинальный текст и задания с ответами по Русскому языку из Открытого банка заданий ФИПИ ГИА. 1 вариант, 2 вариант. С помощью этих заданий с решением и ответами вы можете в спокойной обстановке пройти тесты, написать эссэ, приготовиться реальному экзамену ОГЭ в школе и решить все задачи на 5-ку! После прохождения данных тестов, вы сами себе скажите, что я решу ОГЭ! Воспользуйтесь бесплатной возможностью улучшить свои знания по предмету с помощью данных тестов и кимов по ОГЭ / ГИА

Задание ОГЭ по Русскому Языку. 9 класс. Лексика и фразеология. Грамматика. Синтаксис.

Задание 16 № 858
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Савинов зажёг несколько свечей и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной

2) Я видел только верхушки деревьев да извилистый край берега.

3) Иней лежал на крышах домов и на листве деревьев и еще долго блестел на солнце.

4) Прошёл короткий ливень и на улицах запахло горькой сладостью берёзовых почек.

5) Вечером они или гуляют вдоль берега реки или ведут неспешные разговоры в беседке на вершине холма или идут на спектакль в местный драматический театр.

Актуальность: с 2016 года
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Знаки препинания в ССП и предложении с однородными членами
Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами Подробнее
ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель: найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

ОЧ — однородные члены.

ССП — сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние, и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.

Обратите внимание: в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема: О, О, О.

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема: О и/да/либо/или О.

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно.

Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов.

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема: О, О и О.

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды
Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема: О, и О, и О.

Общая схема: и О, и О, иО.

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры:

Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4: Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе, и на тем­нев­шем небе, и в вагоне. Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой, ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание: данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Пример 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О, а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро, но неаккуратно.

Пример 2: Малыш уже не хныкал, а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог.

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О, илиО, или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не толь­ко не, а, скорее. чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи, так равно и от всех наших знакомых.

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом.

Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна.

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день, то через день непременно.

Он был не столько расстроен, сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к де­ре­вян­ной эстраде.

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе, день прошедший и день грядущий.

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники, друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:
Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения, ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни . ни; тоже; также; не толь­ко . но и; как . так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях, ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью, со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении. Например: Много труда предстоит ему, и он это знал.

Схема: [предстоит], и [он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [позвонили], и [никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился, уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился, уви­дев незнакомое ему лицо. [ОСказ и ОСказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал. Схема пред­ло­же­ния : [Листья падали], и [ветер ОСказ и ОСказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена.

Самое слож­ное для уча­щих­ся —это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения, ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий— значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть —запятая между ча­стя­ми ССП не ставится. Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена, он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год. И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения, а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2: К вечеру ветер утих и начало подмораживать. Что произошло к вечеру? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1: На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина. В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого— своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Читайте также: