Характеристика дерева и древесины пиломатериалы и искусственные древесные материалы

Обновлено: 15.05.2024

Древесина — это природный конструкционный материал. Её получают из стволов срубленных деревьев различных пород. Древесная порода — это вид многолетнего древесного растения. Различают следующие породы деревьев: лиственные, у которых на ветках растут листья (дуб, берёза, липа, осина, бук и др.), и хвойные, имеющие листья в виде иголок (ель, сосна, кедр, лиственница и др.).

Строение древесины хорошо видно на разрезах ствола дерева (рис. 2). Снаружи ствол покрыт корой 1. Под ней находится молодой слой древесины заболонь 7, а в середине ствола, по всей его длине — мягкая сердцевина 2. Пригодная для применения древесина находится между корой и сердцевиной. Луб 3 — это внутренний слой коры, который проводит по стволу от корней до листьев питательные вещества.

Если разрезать ствол поперёк, то можно на срезе увидеть годичные кольца (годовые слои) 4, которые образуются ежегодно при росте дерева. Подсчитав их, можно определить возраст дерева. На поперечном разрезе некоторых лиственных пород (например, дуба) отчётливо видны светлые, направленные от сердцевины к коре линии — сердцевинные лучи 5.


Рис. 2. Строение ствола: 1 — кора; 2 — сердцевина; 3 — луб; 4 — годичные кольца; 5 — сердцевинные лучи; 6 — ядро; 7 — заболонь

Древесина некоторых пород не одинаково окрашена (дуб, рябина, сосна, лиственница и др.) — вокруг сердцевины она более тёмная, чем у коры. Такую тёмную часть называют ядром 6.

Древесина как конструкционный материал весит меньше, чем металлы, легко режется, хорошо склеивается и соединяется гвоздями и шурупами. Также достоинством древесины является её красивый внешний вид. Поэтому с давних времён человек широко применяет этот материал в строительстве, при изготовлении мебели, спортивного и садового инвентаря, музыкальных инструментов, художественных изделий и многого другого. Но у древесины есть и недостатки: она портится от сырости (плесневеет, гниёт), коробится (становится неровной) при высыхании, легко возгорается. Кроме того, древесина может иметь пороки: сучки, гниль, червоточину, трещины и др.

Текстурой называют рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевинных лучей и волокон (рис. 3, 4). Породы древесины различают по цвету, текстуре, запаху, твёрдости.

Лиственные породы (рис. 3). Дуб имеет твёрдую древесину жёлтого цвета с желтовато-коричневыми прожилками. Дуб устойчив к загниванию, не боится влаги и не коробится. Из его древесины изготовляют мебель, двери, а также применяют в строительстве, вагоностроении, в декоративно-прикладном творчестве.


Рис. 3. Текстура лиственных пород древесины

У берёзы также древесина твёрдая, светлая (белая с желтоватым или красноватым оттенком). Из неё делают мебель, фанеру, топорища для топоров, ручки для столярных инструментов.

Древесина липы мягкая, лёгкая, бело-жёлтого оттенка, хорошо режется. Из неё изготовляют рамки, шкатулки, полки, изделия с художественной резьбой.

Древесина осины имеет волокнистую текстуру светлого тона. Она твёрже липы, режется с усилием. Из неё делают ручки для садового инвентаря, посуду, спички, применяют для отделки русских бань и др.

Клён обладает текстурой с желтоватым или розовым оттенком и шелковистым блеском. Это — твёрдая порода, режется тяжело. Из клёна делают колодки для рубанков и фуганков.

Хвойные породы (см. рис. 4). Ель имеет древесину бело-жёл- -того цвета. В её разрезе видны мелкие сучки. Из древесины ели изготовляют мебель, музыкальные инструменты, её используют при производстве бумаги и др.


Рис. 4. Текстура хвойных пород древесины

У сосны древесина мягкая, немного темнее, чем у ели, с красноватым оттенком. В текстуре отчётливо видны годичные кольца. Древесину сосны широко используют в строительстве, производстве мебели.

Лиственница — единственное европейское хвойное дерево с опадающей на зиму хвоей. Древесина лиственницы твёрдая, трудно обрабатывается, устойчива к загниванию. Текстура похожа на тексгуру сосны, но более яркая. Из лиственницы делают шпалы для железных дорог, столбы, плотины, причалы; её применяют в судостроении.

Пиломатериалы

Стволы деревьев после обрезки ветвей и сучьев разрезают на брёвна. Брёвна распиливают вдоль (рис. 5, а, 6) и получают пиломатериалы, доски обрезные и необрезные, брусья, бруски, горбыль. Отличие доски от бруска состоит в том, что ширина доски в два раза больше толщины. Пиломатериалы имеют следующие элементы (рис. 6): пласть, ребро, торец, кромка.


Рис. 5. Виды пиломатериалов: а — бревно с разметкой; б — виды пиломатериалов: 1 — горбыль; 2 — бруски; 3 — доска необрезная; 4 — брус; 5 — доска обрезная


Рис. 6. Элементы пиломатериалов: 1 — пласть; 2 — ребро; 3 — торец; 4 — кромка

Древесные материалы

Кроме пиломатериалов, получают и используют также древесные материалы, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, шпон, фанеру и др.

Древесностружечные плиты (ДСП) изготовляют на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой. Древесноволокнистые плиты (ДВП) прессуют в виде листов из измельчённой древесины. ДСП и ДВП применяют для изготовления мебели и в строительстве.

Шпон — это тонкие слои древесины. Его получают на специальных станках: специальный нож срезает с поверхности вращающегося бревна тонкий слой древесины. Этот процесс называют лущением (рис. 7). Фанера — это древесный материал, полученный путём склеивания трёх и более тонких листов шпона. Для получения фанеры используют древесину берёзы, ольхи, бука, сосны.


Рис. 7. Получение лущёного шпона: 1 - бревно; 2 — лущильный нож; 3 — лента шпона; 4 — прижимная линейка

Для изготовления фанеры (рис. 8) подготовленные и нарезанные листы шпона намазывают клеем. Затем накладывают друг на друга, чтобы направление волокон в листах было взаимно перпендикулярным, и сжимают под прессом до полного склеивания. Такое перекрёстное расположение волокон делает фанеру прочным материалом. Фанеру широко применяют при производстве мебели, а также в судостроении и авиастроении.


Рис. 8. Изготовление фанеры из листов шпона: а — расположение волокон на соединяемых клеем листах шпона; б — клеёная фанера

Лабораторно-практическая работа № 1

Распознавание древесины и древесных материалов

  1. Получи у учителя образцы древесины, изучи их текстуру, определи цвет, запах, твёрдость. Запиши в таблицу в рабочей тетради изученные свойства древесины.
  2. Проведи такой опыт: вдавливая в поверхность каждого образца шило (не вращая его), определи, какие породы твёрдые, а какие — мягкие.
  1. Рассмотри имеющиеся в учебных мастерских пиломатериалы, определи их название, найди их основные элементы.
  2. Изучи образцы древесных материалов: ДСП, ДВП, шпона, фанеры. Определи количество слоёв в образце фанеры и измерь линейкой его толщину.

Новые слова и понятия

Древесина, лиственные и хвойные породы, строение древесины (кора, сердцевина, годичные кольца), текстура; пиломатериалы (доски, брусья, бруски, горбыль), элементы пиломатериалов (пласть, ребро, торец, кромка); древесные материалы (шпон, фанера).

Жарков Евгений Александрович

( Рисуем дерево ) Рассмотрим строение древесины (вспомним из чего состоит дерево?) – рисую и подписываю: дерево состоит из корня(1), ствола (2), сучьев(3), листьев или хвои(4).

Ствол дерева имеет более толстую (комлевую) часть у основания и более тонкую – вершинную.

(Читаем по очереди п.3 учебника)

Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева. (раздаю древесные срезы, считаем, сколько лет дереву)

Сверху ствол покрыт корой. Кора состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего – лубяного. (См. рис. в учебнике)

Под корой находится заболонь – молодой слой древесины.

Рыхлый и мягкий центр дерева называют сердцевиной. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи. Они имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева.

Плотный средний слой называют ядро.

( Записываем, рисуем ) Строение ствола: кора, сердцевина, луб, годичные кольца, ядро, заболонь. (какая часть самая крепкая? – та которая не захватывает сердцевину, т.к. она наиболее живая и рыхлая… рисую поперечный срез с досками)

Породы древесины: (показываю образцы)

Сосна – Мягкая, пропитана смолистыми веществами. Древесина красноватого цвета с ярко выраженной текстурой. Отчётливо видны годичные кольца. Применяется для изготовления окон и дверей, полов и потолков, мебели, строительстве судов, вагонов, мостов.

Ель— Мягкая, пропитана смолистыми веществами. Цвет белый с желтоватым оттенком. В её разрезе видны мелкие сучки. Применяется для изготовления музыкальных инструментов, мебели, окон и дверей, бумаги.

Лиственница – твёрдая, трудно обрабатывается, устойчива к загниванию. Текстура похожа на текстуру сосны, но более яркая. Из лиственницы делают шпалы, столбы, плотины, мосты, причалы, применяют в судостроении.

Дуб — Имеет твёрдую древесину жёлтого цвета с желтовато-коричневыми прожилками. Дуб устойчив к загниванию, не боится влаги и не коробится. Применяется для изготовления мебели, паркета, облицовывания ценных изделий, а также в конструкциях мостов и вагонов.

Береза — Древесина твёрдая, светлая (белая с желтовато-красным оттенком). Используется для изготовления фанеры, мебели, ружейных прикладов, ручек инструментов, лыж.

Липа — Древесина мягкая, бело-жёлтого оттенка, хорошо режется. Применяется для изготовления посуды, карандашей, полок, изделий с художественной резьбой.

Осина — Имеет волокнистую структуру светлого тона. Твёрдая, плохо режется. Склонна к загниванию. Используется для изготовления спичек, посуды, игрушек, бумаги, срубы.

Ольха (цвет красноватого ДВП)— лиственная порода. Мягкая. Цвет белый, на воздухе краснеет. Служит сырьем для изготовления фанеры, упаковочных ящиков.

Клён – обладает текстурой с желтоватым или розовым оттенком и шелковистым блеском. Твёрдая порода, режется тяжело. Из клёна делают колодки для рубанков. (показать рубанок)

Пиломатериалы (сохраняют природную структуру):

Стволы деревьев после обрезки ветвей и сучьев разрезают на бревна. Бревна распиливают вдоль и получают пиломатериалы: доски обрезные и необрезные, брусья, бруски, горбыль.

Отличие доски от бруска в том, что ширина доски в два раза больше толщины.

Пиломатериалы имеют следующее элементы: пласть, ребро, торец, кромка. (показываю доску, рисуем и подписываем название элементов)

Древесные материалы (не сохраняют природную структуру):

Кроме пиломатериалов, получают и используют также древесные материалы: древесностружечные и древесноволокнистые плиты, шпон, фанеру и др. (Показываю древесные материалы)

ДСП изготавливают на специальных машинах прессованием стружки , смешанной с синтетической смолой. (показываю)

ДВП прессуют в виде листов из измельченной древесины, опилок . (показываю)

ДСП и ДВП применяют для изготовления мебели и в строительстве.

Шпон – это тонкие слои древесины. Его получают на специальных станках: специальный нож срезает с поверхности вращающегося бревна тонкий слой древесины. Этот процесс называют лущением. (см. рис. в учебнике) (показываю образец расщеплённой на шпон фанеры – лежит в крупных обрезках)

Фанера (показываю) – это древесный материал, полеченный путем склеивания трех и более тонких листов шпона. Для изготовления фанеры подготовленные и нарезанные листы шпона намазывают клеем. Затем накладывают друг на друга так, чтобы направление волокон в листах было взаимно перпендикулярным, и сжимают прессом. Такое перекрёстное расположение волокон делает фанеру прочным материалом. Её применяют в производстве мебели, в судостроении и авиастроении

III/ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

1. Провожу опрос по пройденному материалу.

2. Отвечаю на вопросы.

3. Довожу домашнее задание: повторить конспект; определить, какие породы деревьев наиболее часто используются в нашем регионе.

Предлагаю Вашему вниманию красочную иллюстративную познавательную и интересную презентацию к уроку технологии в 5 классе «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы». Работа добавлена на конкурс.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_k_uroku_tehnologii_5_kl_drevesina.ppt 2.26 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы. Учитель технологии МБОУ СОШ № 2 г. Советский Суфиев Рафаэль Фагилевич

Изучаю новый материал Выберите темы для изучения Древесные материалы Пиломатериалы Породы древесины Строение древесины Проверяю свои знания Изучаю дома

Строение древесины Части дерева крона ствол корни меню

Породы древесины Выберите интересующую породу древесины меню Лиственные Хвойные Дуб Берёза Липа Осина Клён Ель Сосна Лиственница Кедр Пихта

Лиственные породы Дуб - имеет твёрдую древесину; - не боится влаги; - не коробится.

Лиственные породы Берёза - имеет твёрдую светлую древесину.

Лиственные породы Липа имеет мягкую и лёгкую древесину; -хорошо режется.

Лиственные породы Осина имеет волокнистую текстуру светлого тона; -режется с усилием.

Лиственные породы Клён твёрдая порода; -режется тяжело.

Хвойные породы Ель имеет древесину бело-жёлтого цвета; -в её разрезе видны мелкие сучки.

Хвойные породы Сосна древесина мягкая с красноватым оттенком; -в текстуре отчётливо видны годичные кольца.

Хвойные породы Лиственница дерево с опадающей на зиму хвоей; -древесина твёрдая; -устойчива к загниванию.

Хвойные породы Кедр прочная и ценная древесина; -быстро растёт; -декоративен.

Хвойные породы Пихта хвоя плоская; -шишки растут вверх; -отсутствие смоляных ходов в древесине.

Пиломатериалы меню Получают при распиливании брёвен вдоль Выберите интересующий пиломатериал Доски обрезные Доски необрезные Брусы Бруски Пластина Четвертина Горбыль Элементы пиломатериалов

Пиломатериалы Доски обрезные

Пиломатериалы Доски необрезные

Пиломатериалы Брусы четырёхкантный двухкантный

Пиломатериалы Элементы пиломатериалов

Древесные материалы меню Выберите интересующий древесный материал ДСП ДВП Шпон Фанера

Древесные материалы ДСП (древесностружечная плита)

Древесные материалы ДВП (древесноволокнистая плита)

Древесные материалы Шпон

Древесные материалы Фанера

Проверяю свои знания Выберите задание и выполните его Задание 2 Задание 1 Задание 3 меню

Проверяю свои знания Задание 1 Отметь стрелками, какие материалы относятся к пиломатериалам, а какие – к древесным. Доска ДСП Брус Фанера ДВП Горбыль Брусок Шпон Пиломатериалы Древесные материалы Проверьте себя, щёлкнув левой кнопкой мыши

Проверяю свои знания Задание 2 Впиши недостающие буквы в следующих словах. Проверьте себя, щёлкнув левой кнопкой мыши б_р_з_ по_о_а ф_не_а б_у_ок се_д_ев_н_ е ё а р д а р р с р ц и а

Проверяю свои знания Задание 3 Впиши в пустые клетки слова-ответы. Проверьте себя, щёлкнув левой кнопкой мыши 1.Хвойное дерево, сбрасывающее свою хвою. 2.Древесный материал, получаемый из шпона. 3.Рисунок на срезе древесины. л и с т в е н н и ц а ф а н е р а т е к с т у р а

Изучаю дома 1. §3 учебника, вопросы 1-5. 2. Найдите информацию в Интернете: чем древесина карельской берёзы отличается от древесины берёзы, произрастающей в средней полосе России, и где она применяется. меню

Список использованных печатных источников 1.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, Н.А. Буглаева. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. 2.Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2012. 3.Трудовое обучение. Технический труд: учеб. пособие для 5-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения /С.Я.Астрейко (и др.); под. ред. С.Я. Астрейко. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010.

Цели урока: ознакомить обучающихся с древесиной, её строением и областью применения, пиломатериалами и древесными материалами; формировать и развивать экологическое мышление, кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к природе.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_drevesina_pilomaterialy.docx 35.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по технологии в 5 классе

Тема урока: Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы.

Цели урока : ознакомить обучающихся с древесиной, её строением и областью применения, пиломатериалами и древесными материалами; формировать и развивать экологическое мышление, кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к природе.

Задачи урока : научить обучающихся различать породы древесины и виды пиломатериалов, подбирать нужный материал для изделия.

УМК : Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2012.

Оборудование : образцы древесины различных пород, образцы пиломатериалов и древесных материалов (ДСП, ДВП, фанера, шпон).

Цели: подготовить обучающихся к эффективной работе на уроке посредством приготовления к уроку (тетрадь, канцелярские принадлежности, учебник).

Задачи: ознакомить обучающихся с целями и задачами урока; подготовить к восприятию нового материала.

Методы обучения: рассказ.

На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цели: выяснить степень усвоения обучающимися изученного ранее материала по теме «Природные материалы».

Задачи: добиться усвоения материала всеми обучающимися.

Методы обучения: фронтальный опрос, беседа.

Критерии достижения целей и задач: «++» – если обучающийся дал полный ответ на вопрос; «+» – если ответ обучающегося был не полным; «-» – если обучающийся не смог ответить на вопрос.

Учитель заранее подготавливает оценочный лист (приложение 1), в котором оценивает ответы обучающихся по пройденной теме.

Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:

1.Как вы понимаете выражение «рукотворный мир»? (Ответ: множество предметов, которые нас окружают, сделаны руками человека).

2.Какие природные материалы вы знаете? (Ответ: например, глина, металлы, древесина, известняк, гранит и другие).

3.Приведите примеры изделий из глины. (Ответ: например, горшки, кувшины, игрушки).

4.Какие изделия можно изготовить из металла? (Ответ: например, гвозди, ножницы, вилки, ложки, ножи).

5.Из чего делают бумагу? (Ответ: из древесины).

6.Какие строительные материалы вам известны? (Ответ: например, кирпичи, цемент, доски, брёвна и другие).

3.Изучение нового учебного материала.

Цели: ознакомить обучающихся с древесиной, её строением и областью применения, пиломатериалами и древесными материалами; формировать и развивать экологическое мышление, кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к природе.

Задачи: сообщить обучающимся тему урока; научить обучающихся различать породы древесины и виды пиломатериалов.

Методы обучения: демонстрация наглядных пособий, беседа, рассказ, работа с книгой.

Критерии достижения целей и задач: «+» - внимательная, активная работа на данном этапе; «-» - невнимательная, пассивная работа.

Учитель сообщает тему урока (записывает её на доске): «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы». Обучающиеся записывают тему в свои рабочие тетради.

Учитель: Древесина – это природный конструкционный материал. Её получают из стволов срубленных деревьев различных пород. Древесная порода – это вид многолетнего древесного растения.

Различают следующие породы деревьев: лиственные, у которых на ветках растут листья, и хвойные, имеющие листья в виде иголок. [Л3]

Учитель: Ребята, а какие лиственные породы вы знаете? (Ответ: дуб, берёза, липа, осина, бук и др.).

Учитель: Приведите примеры известных вам хвойных пород. (Ответ: ель, сосна, кедр, лиственница).

Учитель: А почему лиственница так называется, хотя относится к хвойной породе? (Ответ: так как у неё на зиму опадает хвоя, как листья у лиственных пород).

Учитель: Из каких основных частей состоит дерево? (Ответ: ствол, корень, ветки (сучья), листья или хвоя).

Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2).

Учитель: Рассмотрим строение ствола дерева.

Далее обучающиеся самостоятельно читают материал на страницах 10-11 [Л3] от слов «Строение древесины хорошо видно…» до слов «…такую тёмную часть называют ядром».

Затем можно обсудить этот материал, уточнить непонятные моменты.

При демонстрации строения ствола дерева (на отрезке древесины) можно предложить школьникам определить (посчитать по годичным кольцам) возраст дерева. [Л1]

Учитель: Древесина как конструкционный материал весит меньше, чем металлы, легко режется, хорошо склеивается и соединяется гвоздями и шурупами. Также достоинством древесины является её красивый внешний вид. Поэтому с давних времён человек широко применяет этот материал в строительстве, при изготовлении мебели, спортивного и садового инвентаря, музыкальных инструментов, художественных изделий и многого другого. Но у древесины есть и недостатки: она портится от сырости (плесневеет, гниёт), коробится (становится неровной) при высыхании, легко возгорается. Кроме того, древесина может иметь пороки: сучки, гниль, червоточину, трещины и др. [Л3]

Учитель: Текстурой называют рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевинных лучей и волокон. [Л3]

Далее учителю необходимо подготовить и показать ученикам образцы древесины лиственных пород: дуба, берёзы, осины, липы, клёна и др., а также хвойных пород: ели, сосны, лиственницы и др. Эти образцы желательно покрыть бесцветным лаком для сохранения на длительное время их цвета и текстуры. [Л1]

Одновременно с этим целесообразно продемонстрировать изделия из различных пород древесины, например из древесины берёзы – ручки столярных инструментов, клёна – колодка для рубанка, осины – спички и т.п. [Л1]

Учитель: Рассмотрим подробнее лиственные породы.

Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3).

Дуб имеет твёрдую древесину жёлтого цвета с желтовато-коричневыми прожилками. Дуб устойчив к загниванию, не боится влаги и не коробится. Из его древесины изготовляют мебель, двери, а также применяют в строительстве, вагоностроении, в декоративно-прикладном творчестве. [Л3]

Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4).

У берёзы также древесина твёрдая, светлая (белая с желтоватым или красноватым оттенком). Из неё делают мебель, фанеру, топорища для топоров, ручки для столярных инструментов. [Л3]

Здесь заканчивается текст четвёртого слайда (Слайд 5).

Древесина липы мягкая, лёгкая, бело-жёлтого оттенка, хорошо режется. Из неё изготовляют рамки, шкатулки, полки, изделия с художественной резьбой. [Л3]

Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6).

Древесина осины имеет волокнистую текстуру светлого тона. Она твёрже липы, режется с усилием. Из неё делают ручки для садового инвентаря, посуду, спички, применяют для отделки русских бань и др. [Л3]

Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7).

Клён обладает текстурой с желтоватым или розовым оттенком и шелковистым блеском. Это – твёрдая порода, режется тяжело. Из клёна делают колодки для рубанков и фуганков. [Л3]

Учитель: Рассмотрим теперь хвойные породы.

Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8).

Ель имеет древесину бело-жёлтого цвета. В её разрезе видны мелкие сучки. Из древесины ели изготовляют мебель, музыкальные инструменты, её используют при производстве бумаги и др. [Л3]

Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9).

У сосны древесина мягкая, немного темнее, чем у ели, с красноватым оттенком. В текстуре отчётливо видны годичные кольца. Древесину сосны широко используют в строительстве, производстве мебели. [Л3]

Здесь заканчивается текст девятого слайда (Слайд 10).

Лиственница – единственное европейское хвойное дерево с опадающей на зиму хвоей. Древесина лиственницы твёрдая, трудно обрабатывается, устойчива к загниванию. Текстура похожа на текстуру сосны, но более яркая. Из лиственницы делают шпалы для железных дорог, столбы, плотины, причалы; её применяют в судостроении. [Л3]

Далее можно провести физкультминутку с обучающимися, чтобы снять напряжение и усталость.

Учитель: Что же такое пиломатериалы?

При изучении пиломатериалов следует акцентировать внимание школьников на названиях таких элементов, как пласть, ребро, кромка, торец, поскольку они будут упоминаться практически на всех уроках по обработке древесины. [Л1]

Здесь заканчивается текст десятого слайда (Слайд 11).

Учитель: Стволы деревьев после обрезки ветвей и сучьев разрезают на брёвна. Брёвна распиливают вдоль и получают пиломатериалы:

Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (Слайд 12).

а) доски обрезные,

Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (Слайд 13).

б) доски необрезные,

Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (Слайд 14).

Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда (Слайд 15).

Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда (Слайд 16).

Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда (Слайд 17).

Здесь заканчивается текст семнадцатого слайда (Слайд 18).

Здесь заканчивается текст восемнадцатого слайда (Слайд 19).

Отличие доски от бруска состоит в том, что ширина доски в два раза больше толщины.

Здесь заканчивается текст девятнадцатого слайда (Слайд 20).

Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, ребро, торец, кромка. [Л3]

Учитель: Выясним теперь особенности древесных материалов.

Для демонстрации древесных материалов подготовьте небольшие образцы древесностружечной и древесноволокнистой плит, шпона, фанеры и др. Поясните, каким образом перекрёстное расположение волокон шпона при склеивании делает фанеру прочным материалом. [Л1]

Здесь заканчивается текст двадцатого слайда (Слайд 21).

Учитель: Древесностружечные плиты (ДСП) изготовляют на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой. [Л3]

Здесь заканчивается текст двадцать первого слайда (Слайд 22).

Древесноволокнистые плиты ДВП прессуют в виде листов из измельчённой древесины. [Л3]

ДСП и ДВП применяют для изготовления мебели и в строительстве. [Л3]

Здесь заканчивается текст двадцать второго слайда (Слайд 23).

Шпон – это тонкие слои древесины. Его получают на специальных станках: специальный нож срезает с поверхности вращающегося бревна тонкий слой древесины. Этот процесс называют лущением (рис. 7, страница 14 [Л3]).

Здесь заканчивается текст двадцать третьего слайда (Слайд 24).

Фанера – это древесный материал, полученный путём склеивания трёх и более тонких листов шпона. Для получения фанеры используют древесину берёзы, ольхи, бука, сосны. [Л3]

Далее обучающиеся самостоятельно читают последний абзац на странице 14 [Л3] об изготовлении фанеры.

4.Закрепление учебного материала.

Цели: сформировать навыки распознавания древесины и древесных материалов, обоснованного выбора необходимого материала для изделий.

Задачи: научить обучающихся распознавать древесину и древесные материалы.

Методы обучения: лабораторно-практическая работа, работа с рабочей тетрадью.

Критерии оценки качества работы обучающегося:

1.правильное выполнение задания 1 в рабочей тетради:

2.соблюдение правил безопасной работы.

Для проведения лабораторно-практической работы № 1 из учебника учителю необходимо подготовить 15-30 образцов древесины различных пород, для того чтобы каждый ученик изучил образцы двух лиственных (твёрдую и мягкую) пород и одной хвойной породы. Размеры образцов примерно 6 х 4 х 1 см 3 .

В ходе практической работы ученики выполняют п. 1-4 задания 1 в рабочей тетради. В завершении – п. 5 «Проверь себя». [Л1]

Обучающиеся открывают рабочие тетради [Л2] на странице 4-5 и выполняют задание 1 (1, 2, 3, 4, 5).

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к природе.

Задачи урока: научить обучающихся различать породы древесины и виды пиломатериалов, подбирать нужный материал для изделия.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

определение последовательности завершающих операций с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи

Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

Оборудование: образцы древесины различных пород, образцы пиломатериалов и древесных материалов (ДСП, ДВП, фанера, шпон).

1.Организационный момент.

Цели: подготовить обучающихся к эффективной работе на уроке посредством приготовления к уроку (тетрадь, канцелярские принадлежности, учебник).

Задачи: ознакомить обучающихся с целями и задачами урока; подготовить к восприятию нового материала.

Методы обучения: рассказ.

На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цели: выяснить степень усвоения обучающимися изученного ранее материала по теме «Природные материалы».

Задачи: добиться усвоения материала всеми обучающимися.

Методы обучения: фронтальный опрос, беседа.

Критерии достижения целей и задач: «++» – если обучающийся дал полный ответ на вопрос; «+» – если ответ обучающегося был не полным; «-» – если обучающийся не смог ответить на вопрос.

Учитель заранее подготавливает оценочный лист (приложение 1), в котором оценивает ответы обучающихся по пройденной теме.

Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:

1.Как вы понимаете выражение «рукотворный мир»? (Ответ: множество предметов, которые нас окружают, сделаны руками человека).

2.Какие природные материалы вы знаете? (Ответ: например, глина, металлы, древесина, известняк, гранит и другие).

3.Приведите примеры изделий из глины. (Ответ: например, горшки, кувшины, игрушки).

4.Какие изделия можно изготовить из металла? (Ответ: например, гвозди, ножницы, вилки, ложки, ножи).

5.Из чего делают бумагу? (Ответ: из древесины).

6.Какие строительные материалы вам известны? (Ответ: например, кирпичи, цемент, доски, брёвна и другие).

3.Изучение нового учебного материала.

Цели: ознакомить обучающихся с древесиной, её строением и областью применения, пиломатериалами и древесными материалами; формировать и развивать экологическое мышление, кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность, бережное отношение к природе.

Задачи: сообщить обучающимся тему урока; научить обучающихся различать породы древесины и виды пиломатериалов.

Методы обучения: демонстрация наглядных пособий, беседа, рассказ, работа с книгой.

Критерии достижения целей и задач: «+» - внимательная, активная работа на данном этапе; «-» - невнимательная, пассивная работа.

Учитель сообщает тему урока (записывает её на доске): «Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы». Обучающиеся записывают тему в свои рабочие тетради.

Учитель: Древесина – это природный конструкционный материал. Её получают из стволов срубленных деревьев различных пород. Древесная порода – это вид многолетнего древесного растения.

Различают следующие породы деревьев: лиственные, у которых на ветках растут листья, и хвойные, имеющие листья в виде иголок. [Л3]

Учитель: Ребята, а какие лиственные породы вы знаете? (Ответ: дуб, берёза, липа, осина, бук и др.).

Учитель: Приведите примеры известных вам хвойных пород. (Ответ: ель, сосна, кедр, лиственница).

Учитель: А почему лиственница так называется, хотя относится к хвойной породе? (Ответ: так как у неё на зиму опадает хвоя, как листья у лиственных пород).

Учитель: Из каких основных частей состоит дерево? (Ответ: ствол, корень, ветки (сучья), листья или хвоя).

Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2).

Учитель: Рассмотрим строение ствола дерева.

Далее обучающиеся самостоятельно читают материал на страницах 10-11 [Л3] от слов «Строение древесины хорошо видно…» до слов «…такую тёмную часть называют ядром».

Затем можно обсудить этот материал, уточнить непонятные моменты.

При демонстрации строения ствола дерева (на отрезке древесины) можно предложить школьникам определить (посчитать по годичным кольцам) возраст дерева. [Л1]

Учитель: Древесина как конструкционный материал весит меньше, чем металлы, легко режется, хорошо склеивается и соединяется гвоздями и шурупами. Также достоинством древесины является её красивый внешний вид. Поэтому с давних времён человек широко применяет этот материал в строительстве, при изготовлении мебели, спортивного и садового инвентаря, музыкальных инструментов, художественных изделий и многого другого. Но у древесины есть и недостатки: она портится от сырости (плесневеет, гниёт), коробится (становится неровной) при высыхании, легко возгорается. Кроме того, древесина может иметь пороки: сучки, гниль, червоточину, трещины и др. [Л3]

Учитель: Текстурой называют рисунок на срезе древесины, получающийся при пересечении годичных колец, сердцевинных лучей и волокон. [Л3]

Далее учителю необходимо подготовить и показать ученикам образцы древесины лиственных пород: дуба, берёзы, осины, липы, клёна и др., а также хвойных пород: ели, сосны, лиственницы и др. Эти образцы желательно покрыть бесцветным лаком для сохранения на длительное время их цвета и текстуры. [Л1]

Одновременно с этим целесообразно продемонстрировать изделия из различных пород древесины, например из древесины берёзы – ручки столярных инструментов, клёна – колодка для рубанка, осины – спички и т.п. [Л1]

Учитель: Рассмотрим подробнее лиственные породы.

Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3).

Дуб имеет твёрдую древесину жёлтого цвета с желтовато-коричневыми прожилками. Дуб устойчив к загниванию, не боится влаги и не коробится. Из его древесины изготовляют мебель, двери, а также применяют в строительстве, вагоностроении, в декоративно-прикладном творчестве. [Л3]

Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4).

У берёзы также древесина твёрдая, светлая (белая с желтоватым или красноватым оттенком). Из неё делают мебель, фанеру, топорища для топоров, ручки для столярных инструментов. [Л3]

Здесь заканчивается текст четвёртого слайда (Слайд 5).

Древесина липы мягкая, лёгкая, бело-жёлтого оттенка, хорошо режется. Из неё изготовляют рамки, шкатулки, полки, изделия с художественной резьбой. [Л3]

Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6).

Древесина осины имеет волокнистую текстуру светлого тона. Она твёрже липы, режется с усилием. Из неё делают ручки для садового инвентаря, посуду, спички, применяют для отделки русских бань и др. [Л3]

Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7).

Клён обладает текстурой с желтоватым или розовым оттенком и шелковистым блеском. Это – твёрдая порода, режется тяжело. Из клёна делают колодки для рубанков и фуганков. [Л3]

Учитель: Рассмотрим теперь хвойные породы.

Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8).

Ель имеет древесину бело-жёлтого цвета. В её разрезе видны мелкие сучки. Из древесины ели изготовляют мебель, музыкальные инструменты, её используют при производстве бумаги и др. [Л3]

Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9).

У сосны древесина мягкая, немного темнее, чем у ели, с красноватым оттенком. В текстуре отчётливо видны годичные кольца. Древесину сосны широко используют в строительстве, производстве мебели. [Л3]

Здесь заканчивается текст девятого слайда (Слайд 10).

Лиственница – единственное европейское хвойное дерево с опадающей на зиму хвоей. Древесина лиственницы твёрдая, трудно обрабатывается, устойчива к загниванию. Текстура похожа на текстуру сосны, но более яркая. Из лиственницы делают шпалы для железных дорог, столбы, плотины, причалы; её применяют в судостроении. [Л3]

Далее можно провести физкультминутку с обучающимися, чтобы снять напряжение и усталость.

Учитель: Что же такое пиломатериалы?

При изучении пиломатериалов следует акцентировать внимание школьников на названиях таких элементов, как пласть, ребро, кромка, торец, поскольку они будут упоминаться практически на всех уроках по обработке древесины. [Л1]

Здесь заканчивается текст десятого слайда (Слайд 11).

Учитель: Стволы деревьев после обрезки ветвей и сучьев разрезают на брёвна. Брёвна распиливают вдоль и получают пиломатериалы:

Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (Слайд 12).

а) доски обрезные,

Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (Слайд 13).

б) доски необрезные,

Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (Слайд 14).

Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда (Слайд 15).

Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда (Слайд 16).

Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда (Слайд 17).

Здесь заканчивается текст семнадцатого слайда (Слайд 18).

Здесь заканчивается текст восемнадцатого слайда (Слайд 19).

Отличие доски от бруска состоит в том, что ширина доски в два раза больше толщины.

Здесь заканчивается текст девятнадцатого слайда (Слайд 20).

Пиломатериалы имеют следующие элементы: пласть, ребро, торец, кромка. [Л3]

Учитель: Выясним теперь особенности древесных материалов.

Для демонстрации древесных материалов подготовьте небольшие образцы древесностружечной и древесноволокнистой плит, шпона, фанеры и др. Поясните, каким образом перекрёстное расположение волокон шпона при склеивании делает фанеру прочным материалом. [Л1]

Здесь заканчивается текст двадцатого слайда (Слайд 21).

Учитель: Древесностружечные плиты (ДСП) изготовляют на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой. [Л3]

Здесь заканчивается текст двадцать первого слайда (Слайд 22).

Древесноволокнистые плиты ДВП прессуют в виде листов из измельчённой древесины. [Л3]

ДСП и ДВП применяют для изготовления мебели и в строительстве. [Л3]

Здесь заканчивается текст двадцать второго слайда (Слайд 23).

Шпон – это тонкие слои древесины. Его получают на специальных станках: специальный нож срезает с поверхности вращающегося бревна тонкий слой древесины. Этот процесс называют лущением (рис. 7, страница 14 [Л3]).

Здесь заканчивается текст двадцать третьего слайда (Слайд 24).

Фанера – это древесный материал, полученный путём склеивания трёх и более тонких листов шпона. Для получения фанеры используют древесину берёзы, ольхи, бука, сосны. [Л3]

Далее обучающиеся самостоятельно читают последний абзац на странице 14 [Л3] об изготовлении фанеры.

4.Закрепление учебного материала.

Цели: сформировать навыки распознавания древесины и древесных материалов, обоснованного выбора необходимого материала для изделий.

Задачи: научить обучающихся распознавать древесину и древесные материалы.

Методы обучения: лабораторно-практическая работа, работа с рабочей тетрадью.

Критерии оценки качества работы обучающегося:

1.правильное выполнение задания 1 в рабочей тетради:

2.соблюдение правил безопасной работы.

Для проведения лабораторно-практической работы № 1 из учебника учителю необходимо подготовить 15-30 образцов древесины различных пород, для того чтобы каждый ученик изучил образцы двух лиственных (твёрдую и мягкую) пород и одной хвойной породы. Размеры образцов примерно 6 х 4 х 1 см 3 .

В ходе практической работы ученики выполняют п. 1-4 задания 1 в рабочей тетради. В завершении – п. 5 «Проверь себя». [Л1]

Обучающиеся открывают рабочие тетради [Л2] на странице 4-5 и выполняют задание 1 (1, 2, 3, 4, 5).

Читайте также: