Говорящие стены в детском саду как оформить своими руками в подготовительной группе по пдд

Обновлено: 30.04.2024

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.

При реализации этих требований мы выбрали такую форму работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей.

С этой целью в детском саду была внедрена технология «Говорящая стена».

ВложениеРазмер
govoryashchaya_stena_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnoy_aktivnosti_i_samostoyatelnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 21.18 КБ
oformlenie_govoryashchey_steny.docx 15.29 КБ
obrazovatelnoe_sobytie_vremena_goda.docx 22 КБ

Предварительный просмотр:

«Говорящая стена», как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, но развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.

При реализации этих требований мы выбрали такую форму работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей.

С этой целью в детском саду была внедрена технология «Говорящая стена».

История говорящих стен.

Откуда пришла к нам технология «говорящих стен»? Если быть точными, то из далекой предыстории человечества: впервые человек дал камню «голос» и функцию посредника при передаче информации более 39000 лет назад, сделав первые наскальные рисунки, повествующие о правилах и особенностях охоты, о животных данной местности, о путешествиях и т.д.

С появлением печати, ростом вербальной коммуникации и глобализацией информационного контента возникла необходимость уже не просто фиксировать всю новую и потенциально полезную информацию, но осуществлять ее смысловую (тематическую, по адресату и по степени важности, долгосрочности) фильтрацию, канализировать ее потоки. Так появились объявления (срочные), вывески (долгосрочные), мемориальные доски (не имеющие срока давности и оттого возвращающиеся к камню как носителю.

Как и когда произошла революция «говорящих стен»? В 20м веке активнее стали использоваться виртуальные стены (в т.ч. соцсети, по сути своей также являющиеся своеобразными стенами и привлекающие тематическим иллюстративным компонентом внимание к текстовой составляющей).

«Говорящие стены» могут включать (а могут не включать) пространства «над» (потолок) и «под» (пол). Например, Э. Реджио предлагает: «Что расположено у подножия стен для подъема в гору? «Ателье». Это пространства, которые снабжены разнообразными материалами для поделок, которые находятся в свободном доступе. Это могут быть кисточки, краски, пластилин, глина, ракушки, веточки, шерсть, бумага, камни. Ателье - место, где ребенок может выразить себя

Новизна. Любое новшество представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиального нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого мы в нашем детском саду применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Развивающая среда в ДОУ должна соответствовать современным условиям. Перед воспитателями стоит задача - как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как воспитанники проводят в ДОУ большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова. Каждый день дети должны себя чувствовать себя здесь комфортно и узнавать много нового. Можно приобрести новомодные игрушки, гаджеты и пособия, но воспитателю необходимо соблюдать принципы построения развивающей среды (согласно ФГОС ДО), поэтому желательно пересмотреть взгляды не только на привычный интерьер группы, но и на детскую активность.

Во ФГОС ДО перечислены девять видов детской активности, и воспитателю нужно создать условия для их обеспечения.

Основная проблема нехватка пространства (воспитатели хотят разместить в группе зоны для всех видов детской деятельности, но не имеют для этого нужного помещения).

Эту проблему они решили путем частичного переноса образовательного пространства из горизонтали в вертикаль.

Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в обучающую среду.

Говорящая стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, своеобразный живой экран.

Говорящая стена - это:

- центр познавательного развития,

- центр художественно-эстетического развития.

Какие задачи решает интерактивная стена

Интерактивная стена решает важные задачи:

• создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;

• позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;

• развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;

• обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.

Хочу такой сайт

Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.

Цель: Создать условия для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС .

Развивать познавательную активность детей

Развивать самостоятельность, инициативу при выборе содержания деятельности, наглядных средств.

Развивать коммуникативные навыки.

Основные виды детской деятельности: познавательная, совместная со взрослыми, игровая, коммуникативная.

Формы, методы и приемы работы:

Как работать с интеллектуальной «говорящей» стеной выбор педагога. В каждой группе работа индивидуально и исходит от потребностей детей. По продолжительности от 10 минут до 30 в подготовительной группе.

«Говорящую стену» можно использовать как элемент любой ООД. Говорящая стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

Работа с «Говорящей стеной» начинается с нового для детей материала. На ООД знакомим дошкольников с темой, размещаем наглядный материал, пособия. Работа проводится фронтально. Применяя наглядные, словесные, проблемно- поисковые методы изучаем материал. Затем, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать. Используем игровые приёмы, когда герой просит помощи в создавшейся ситуации. Дети ищут решение самостоятельно или с помощью педагога.

При работе со стеной педагог может делить детей по группам. Например, детям этой группы необходимо закрепить навыки счёта до 10. Для детей предлагаются задания по теме. Дети могут самостоятельно их выполнять.

Работа со стеной может проводиться индивидуально. Например, ребёнок не усвоил названия дней недели. Ему предлагается в игровой форме посадить в вагончики игрушки в соответствии с очерёдностью дней недели.

На уровне глаз детей размещается разнообразная информация об их исследованиях и продуктах творчества, этапах работы над проектом. Информация представлена в доступной для детей форме, фотографии, выставки рисунков, поделок, схемы и карты, созданные вместе с педагогом.

. Вокруг доски на стене можно закрепить прищепки, что увеличит развивающее пространство группы и повысило его вариативность. Наприщепки воспитатели подвешивают картинки и схемы к занятиям, работы воспитанников, фотографии игр и экспериментов, детских достижений. Такой способ организации пространства стены позволяет педагогу разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий.

Дети рассматривают фотографии своих игр, занятий, рисунков, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова. Таким образом, инициатива исходит не от взрослого, а от ребенка. Например, девочка видит себя на фотографии во время игры в магазин, вспоминает, как ей было интересно, и возвращается к этой игре.

Поместив фото удачных детских построек, архитектурных объектов (дворцы, пирамиды, мосты) воспитатель побуждает маленьких строителей не просто громоздить кубики, а создавать сложные постройки по схемам известных сооружений, возвращаться к своим удачным поделкам. Например, воспитатели вывешивают на стену фото известных мостов мира. Дети рассматривают их, просят рассказать, что на них изображено инициатива исходит от воспитанников). Рассмотрев картинки, обсудив их со взрослыми, дошкольники строят мосты из кубиков. Затем можно поместить на стену различные схемы конструирования на тему «Мосты». Дети замечают изменения, догадываются, что можно использовать эти схемы для самостоятельной деятельности. Удачные постройки они фотографируют и размещают на стене. Это побуждает воспитанников не только работать увлеченно и с интересом, создавая постройку, но и возвращаться к этой действительности снова.

Можно использовать «Говорящую стену» как выставку детских работ, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды. Для воспитанников важно осознание нужности своего труда. Как правило, их рисунки после просушивания убираются в папки, вывешиваются в приемной для родителей. Но в приемной ребенок и родитель проводят не более получаса в день. Основное время дошкольники находятся в группе, поэтому они считают, что выставки детских работ там и нужно размещать (не для родителей, а для детей).

Когда они видят свои рисунки на «говорящей стене», у них есть возможность и время их рассматривать. Дети их обсуждают, обмениваются впечатлениями - так создаются условия для речевого и социальнокоммуникативного развития.

Кроме того, осознание того, что твою работу разместят на выставке, дает ребенку дополнительную мотивацию. Чтобы его рисунок был достойным, он будет стараться сделать работу аккуратно и красиво.

Дополняя и обновляя материалы по теме, создаётся ситуация «погружения» в проект, когда дети окружены информацией и продуктами проектной деятельности.

Такой подход позволяет дошкольникам постоянно находиться в проекте, вспоминать все его этапы, возвращаться к ним, углублять и расширять тему. Этому помогают и стены с кармашками .

Важная и понятная информация способствует поддержке детской активности, инициативы; сменяемость информации делает развивающую среду вариативной. А использование работ и фотографий позволяет ребенку почувствовать свою важность и побудить его к дальнейшей исследовательской и продуктивной деятельности.

Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки на разные темы.

«Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог должен не руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития. Наблюдать, а не вмешиваться.

Не навязывать темп выполнения, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения.

Только тогда, интеллектуальная «говорящая» стена выполнит функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно.

Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывать все» : и люди, и книги, и понятия. В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать стены.

(Макаренко Антон Семёнович)

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей стены». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.

Технология «говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы.

Цель и задачи технологии «Говорящая стена»

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

• Создать атмосферу эмоционального комфорта.

• Создать условия для творческого самовыражения.

• Создать условия для проявления познавательной активности детей.

• Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.

Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность детей.

Главная составляющая – магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой-липучкой, втулками и вкладышами и так далее.

Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах.

В специальных кармашках на развивающей стене размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и так далее.

Для изготовления игр и пособий можно использовать плёнки для ламинирования и магнитную плёнку. Большинство игр на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика.

Обязательное приложение к играм образцы, схемы, карты-алгоритмы. Они особенно нужны старшим дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и подсказки.

В основе работы с развивающей стеной лежит интерактивное обучение.

Используя в работе интерактивную стену, это дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.

Развивающая интерактивная стена это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного развивающего учреждения, своеобразный живой экран.

Сенсорная стена - одно из направлений развивающей стены.

Слово сенсорный происходит от латинского «senstus»«чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Сенсорная стена – это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, развивать моторику пальцев, мышление и логику.

Одним из видов сенсорной стены является бизиборд – своеобразный путеводитель среди множества материалов, пособий, игр.

Бизиборд представляет собой деревянную панель. С кнопками, липучками, звонками, дверными молоточками и так далее. Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет ребенку. На ней размещены также, тканевые крутящиеся мебельные колесики, зеркало, велосипедный звонок, калькулятор и другие объекты с кнопками (выключатели). Для детей младшего возраста панель размещена на небольшой высоте таким образом, что дети могут поиграть с заинтересовавшим их предметом. Ребенок работает руками, но развивает мышление. Он звонит в велосипедный звонок, прикрепленный к доске, слышит звук, запоминает, какой объект его издает, анализирует свои действия и решает, что нужно сделать, чтобы снова услышать звон.

Затем он делится своими открытиями с другими воспитанниками. При этом взрослый не принуждает детей к действию: ребенок сам – инициатор деятельности. Если другие дети тоже хотят позвонить, но не могут дождаться своей очереди, они договариваются между собой, зачастую обращаются к взрослому либо переключают внимание на другой объект стены (социально-коммуникативное развитие).

При организации игровой деятельности с сенсорной стеной речевое развитие происходит постоянно: дети делятся впечатлениями, выражают свои эмоции.

Самое ценное объекты бизиборда побуждают дошкольников задавать вопросы: «Почему крутится колесико?», «Что спрятано в домике?» и т. д.

Сенсорная стена – доступный и важный объект для развития детей, поддержки их активности и инициативы.

Какие игры можно проводить на развивающей стене?

I. Игры для развития изобразительных способностей:

в младших группах: «Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй дорожку»;

в старших группах: «Дорисуй человека»

в средней группе «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…»,

«Расставь от низкого до самого высокого и наоборот»;

в старших группах: «Найди соседа», «Посчитай и подбери гараж для машины», «Выложи в соответствии с цифрами», «Больше или меньше», «Посчитай и запиши»

II. Речевые игры и игры с элементами обучения грамоте:

в младших группах: «Кто как кричит», «Скажи словечко»

в средней группе «Выложи правильно и расскажи», «Кто где?»

в старших и подготовительных группах: «Составь слово», «Какой первый звук в слове», «Найди пропущенный слог», «Сложи букву» и так далее.

III. Логические игры:

в средней группе «Что сначала, а что потом…», «Что лишнее»;

в старших группах: «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом», «Лабиринт».

Педагог сам выбирает, каким образом он будет осуществлять работу с развивающей стеной.

В каждой группе она индивидуальна.

В младших группах, в силу возрастных особенностей воспитанников, задания даются на каждый день.

В старших группах они могут быть рассчитаны на неделю или на месяц.

Например, в подготовительной группе работа с развивающей средой рассчитана на неделю. Каждый понедельник к детям приходит какой-нибудь сказочный герой с проблемной ситуацией и предлагает разрешить её в течение недели. Дошкольники выполняют задание в течение дня поочерёдно в ходе самостоятельной деятельности. Как правило, у стены собирается до пяти человек, в то время как другие дети заняты свободной игровой, продуктивной деятельностью. К пятнице задание выполнено, проблемная ситуация разрешилась.

Если ребёнок испытывает затруднения, педагог работает с ним индивидуально. Рекомендуется проводить эту работу не сразу и не около развивающей стены. Такой подход оградит воспитанников от чувства неуверенности в себе, негативного отношения к самостоятельной деятельности и дидактическому материалу.

При систематической организации детской деятельности на развивающей стене педагог видит положительную динамику развития самостоятельности у воспитанников. Кроме того, изменится тип взаимодействия с детьми, способы их мотивации.

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Применение технологии «Говорящая стена» в РППС разновозрастной группы

Применение технологии «Говорящая стена» в РППС разновозрастной группы Главная идея «говорящей стены» — преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и «воспитывающую». «Говорящая стена» — это.

Говорящая интерактивная стена по теме «Животные»

Говорящая интерактивная стена по теме «Животные» Я надеюсь, что данное пособие поможет воспитать в детях бережное отношение к природе, глубже и ярче почувствовать красоту родной земли.

Мастер-класс для воспитателей и родителей «Технология «Сторисек» или «Мешок историй» в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей и родителей «Технология «Сторисек» или «Мешок историй» в детском саду» Цель: знакомство и овладение инновационной технологией речевого развития дошкольников. Ход мероприятия. «Что такое сторисек»? Метод «Сторисек»,.

Уголок по Правилам Дорожного Движения в подготовительной группе

Безопасность детей — это самая важная задача для родителей, воспитателей и всех взрослых, которые его окружают. Эта работа целенаправленно проводится во всех образовательных учреждениях начиная с младшего возраста в детском саду и даёт положительный результат.

Главная задача взрослых не только обеспечить контроль за поведением дошкольников, но и привить им понятие собственной безопасности.

С раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием впечатлений, необычностью ситуации.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность.

Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.


Знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Для этого создаются в детском саду уголки по ПДД.


Цель уголка ПДД:

Создать условия для изучения ПДД; формировать навыки безопасного поведения на дороге; развивать у детей умение ориентироваться на дорогах;

воспитывать в детях грамотных пешеходов.


Задачи уголка ПДД:

Обучающие: закреплять знания детей о работе светофора и дорожных знаках; обобщать знания о правилах безопасного поведения на дороге; расширять знания детей о видах транспорта.

Развивающие: формировать навык ориентирования по сигналам светофора; развивать внимание; совершенствовать координацию движений; развивать речь и активизировать словарь детей.

Воспитательные: воспитывать чувство сопереживания, умение применять правила безопасности на дорогах; воспитывать у детей культуру поведения на улице.

Используя стенды, макеты, игрушки, дидактические игры, с помощью которых воспитатели обучают дошкольников ПДД.







Дети дошкольного возраста в уголке по ПДД играют и приобретают знания о том, что на улицах города есть большие и маленькие дома, дорога и тротуар, отличают понятия «улица» и «дорога», «тротуар» и т. д. Играя с машинами, учатся различать легковой и грузовой транспорт, учатся правилам поведения в транспорте, на тротуаре, при переходе дороги, что главным на дороге является светофор.

Содержание нашего уголка ПДД в группе (наполнение уголка ПДД зависит от возраста воспитанников).

1. картинки с изображением опасных ситуаций, которые могут произойти на проезжей части.

2. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры.

3. Макет дороги с переключаемыми сигналами светофора.

4. Комплект дорожных знаков.

5. Дидактические игры.

6. Мелкие машинки.

7. Художественная литература.

8. Также мы создали картотеку по ПДД, в которой имеются:

- Стихи про различные виды транспорта;

- Подвижные и дидактические игры по ПДД;

- Песни про транспорт и ПДД;

- Наглядный материал для детей.

Представляемые материалы на стендах, адресуются и родителям, так как значительную часть времени ребёнок находится с ними, а молодые родители не всегда могут правильно создать безопасную обстановку дома.

Однако, ключевая роль в обучении маленьких детей ПДД всё же принадлежит родителям (важен, прежде всего, их положительный личный пример). Именно поэтому воспитатель должен уделять отдельное внимание взаимодействию с семьёй в этом направлении.

В раздевалке создали отдельный тематический стенд, где вывешивается различная информация, заметки, рекомендации, консультации. Здесь же располагаются папки-передвижки.

Такой стенд, если он красочно оформлен, будет интересен и детям, особенно в старшем возрасте.

Если дети с ранних лет поймут и усвоят правила дорожного движения, то они смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.

Конспект ООД по правилам дорожного движения в подготовительной группе «Я примерный пешеход» Конспект ООД по правилам дорожного движения в подготовительной группе (коррекция речи) «Я примерный пешеход» Аллахкулиева Эльнара Цели.

Сценарий досуга по правилам дорожного движения во второй младшей группе «Незнайка знакомится с правилами дорожного движения» Досуг по правилам дорожного движения во второй младшей группе "Незнайка знакомится с правилами дорожного движения"Цель: создать условия.

КВН по правилам дорожного движения в подготовительной группе КВН по правилам дорожного движения в подготовительной группе Задачи: • Закреплять знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах,.

Фотоотчет «КВН по правилам дорожного движения в подготовительной группе»

Фотоотчет «КВН по правилам дорожного движения в подготовительной группе» . В наше время большое внимание удаляется обучению детей правилам дорожного движения. На сегодняшний день количество автомобилей резко.

КВН по правилам дорожного движения «Азбука дорожного движения» в подготовительной группе

КВН по правилам дорожного движения «Азбука дорожного движения» в подготовительной группе КВН по правилам дорожного движения в подготовительной группе «Азбука дорожного движения»Задачи: Закреплять знания о ПДД. Закреплять навык.

Презентация «Уголок по правилам дорожного движения» Конкурс проводится с целью формирования транспортной культуры воспитанников дошкольных образовательных организаций через вовлечение детей.

Проект для детей в подготовительной группе по правилам дорожного движения Проблема: Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. Актуальность проблемы: Ежегодно.

Уголок развивающей среды по правилам дорожного движения старшей группы

Уголок развивающей среды по правилам дорожного движения старшей группы Цель: продолжать знакомить детей с понятиями "улица", "дорога", "перекресток", "остановка общественного транспорта" и элементарными правилами.

Викторина по правилам дорожного движения в подготовительной группе Викторина по правилам дорожного движения в подготовительной группе. Подготовила: воспитатель Ревенко О. В. Цели: Повторить и закрепить правила.

«Послушайте – и Вы забудете, посмотрите - и Вы запомните, сделайте - и Вы поймете».

Взрослый призван обеспечить богатство предметно-развивающей среды, чтобы максимально развернуть самостоятельную детскую активность [3]. Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «Говорящей стены». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс. Технология «говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному восприятию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире [1]. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.

Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и школьного обучения через современные педагогические технологии. Любое новшество представляет собой создание последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Для этого в нашем детском саду мы применяем интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Главная составляющая «Говорящей стены»магнитная доска с различными элементами: леской, прищепками, наборным полотном и тд. Неотъемлемые части «говорящей стены» - материалы, игры и пособия – собираются на полках, шкафчиках и доступны детям.

«Говорящая стена» используется в режимном моменте «Утро улыбок», который является одной из форм организации образовательного процесса, где ребенок может получить положительный настрой на весь день, проявить свои речевую активность, а педагог может закрепить полученные детьми знания.

«Утро улыбок» включает в себя 3 блока: блок эмоционального настроя, информационный блок, блок планирования на день. Первый блок направлен на создание положительно-эмоционального настроя на весь день, на развитие коммуникативных навыков у детей. Второй блок направлен на закрепление имеющихся знаний по различным видам деятельности. Информация может быть связана или не связана с календарным и тематическим планированием, информационный блок проводится в форме познавательно-делового общения. Третий блок предполагает формулирование идей, выбор деятельности с учетом интересов детей, событий и комплексно-тематического планирования.

«Утро улыбок» устраивается для того, чтобы дети почувствовали себя частью сплоченной команды, участие в мероприятии помогает осознать свою принадлежность к коллективу, учит уважительному отношению к сверстникам и старшим. Дети обсуждают, чему они научились за неделю, обговаривают план действий на текущий день, договариваются, кто за что будет отвечать.

Дети в ходе работы у «Говорящей стены и во время «Утра улыбок» учатся высказывать свое отношение к чему либо, комментировать свои высказывания и действия, контролировать свое поведение, следовать установленным правилам. Налаживать контакты со сверстниками.

«Говорящую стену» можно использовать, как элемент любой НОД. В младших группах задания даются на один день. В старших группах на неделю или месяц. Например, воспитанники каждый день получают конверт с заданиями: в понедельник – задания по обучению грамоте, во вторник – по ФЭМП, и т. п. Дети выполняют задания в течении дня поочередно во время самостоятельной деятельности. В конце недели таким образом разрешается проблемная ситуация. Во время выполнения детьми заданий воспитатель наблюдает за ними. Если ребенок испытывает затруднения, педагог работает с ним индивидуально. «Говорящая стена» помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

«Говорящая стена» помогает освоить режимные моменты, особенно в младших группах.

Так же в работе с детьми можно использовать игры на «Говорящей стене».

Игры на развитие изобразительных способностей: младших группах - «дорисуй лучики солнышку», «нарисуй дорожку»; старших группах - «дорисуй человечка».

Игры по ФЭМП: средних группах - «подбери по размеру», «выложи столько же, сколько…», «расставь от низкого до самого высокого»; старших группах - «найди соседа», «подсчитай и найди гараж для машины», «выложи в соответствии с цифрами», «больше или меньше», «посчитай и запиши».

Речевые игры с элементами обучения грамоте: младших группах - «кто как кричит», «скажи словечко»; средних группах - «что сначала, а что потом», «что лишнее»; старших группах - «составь слово», «какой первый звук в слове», «найди пропущенный слог», «сложи букву».

Логические игры: средних группах - «что сначала что потом», «что лишнее»; старших группах - «соотнеси геометрическую фигуру с предметом, «лабиринт» [2].

«Говорящая стена» - это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду ДОУ, своеобразный живой экран.

Хочется закончить словами Я. Коменского: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потом не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ. –М. : Детство-Пресс, 2011. – 112с.

2. Назарова Т. С. Педагогические технологии : новый этап эволюции? / Т. С. Назарова // Педагогика. – 2007. - № 3.

3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – издание пятое (инновационное, испр. и доп. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2019. – с. 336;

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

«Стена Памяти» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее» Часть V

«Стена Памяти» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее» Часть V 2020 год – стал юбилейным годом в истории России, годом 75-летия Великой Победы в войне 1941-1945 годах. В истории нашего народа, есть события,.

Фотоотчет об оформлении холла в ДОУ к 9 мая «Стена Памяти»

Фотоотчет об оформлении холла в ДОУ к 9 мая «Стена Памяти» Вечная слава героям! Вечная слава! 2020 год указом Президента РФ объявлен Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной.

Интерактивная стена «Весёлая деревенька»

Интерактивная стена «Весёлая деревенька» Представляем авторский проект по оформлению интерактивной стены в холле, который был реализован в МДОБУ «Детский сад „Сказка“» с. Нижегородка.

Стена памяти «Маленькие герои большой войны»

Стена памяти «Маленькие герои большой войны» Скоро вся страна будет отмечать памятное событие - 70-летие Победы в Великой Отечественной Войне. Везде вспоминают и чествую ветеранов ВОВ.

Стена памяти. Оформление помещения к празднику 9 Мая

Стена памяти. Оформление помещения к празднику 9 Мая Патриотическое воспитание каждого человека начинается в детстве и продолжается всю жизнь. Истоки дают родители, воспитатели в детском саду,.

Стена памяти в детском саду.

Стена памяти в детском саду. Вся наша страна готовится к празднованию главного праздника - 70 летию великой Победы. День Победы занимает особое место в жизни каждой.

Видеопрезентация «Стена Памяти» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее». Часть VI

Видеопрезентация «Стена Памяти» в рамках проекта «Пока мы помним прошлое — у нас есть будущее». Часть VI Стена Памяти – это живая нить, идущая от наших дедов к сегодняшним, совсем юным жителям нашей большой Родины! Федорова. М. Ю Уважаемы коллеги.

Игровой макет на тему ПДД

Известно, что привычные модели поведения, сформированные в раннем детстве, сопровождают человека на протяжении всей его жизни, поэтому так важно обучать малышей правилам дорожного движения, а также безопасному поведению на улицах и дорогах. Задача взрослых — дать ребёнку элементарные необходимые знания, которые сформируют ответственное отношение к собственному здоровью и жизнедеятельности. Решению вышеперечисленных задач поможет создание поделок, посвящённых теме правил дорожного движения.

Значение деятельности по созданию поделок на тему ПДД в детском саду

Делать поделки на тему правил дорожного движения просто и весело. Ребёнок фантазирует, развивает мелкую моторику, пространственное мышление, воображение, умственные и творческие способности и одновременно осваивает и запоминает важнейшую информацию. Красочный и привлекательный макет, созданный своими руками, поможет в доходчивой и интересной для ребёнка форме объяснить, показать и обыграть правила поведения на улицах и дорогах города: как и где можно переходить дорогу, как правильно заходить и выходить из автобуса, как прочитать символы, изображённые на дорожных знаках и т. д.

Педагог на примере макета города знакомит детей с правилами дорожного движения

Красочный и привлекательный макет, созданный своими руками, поможет в доходчивой и интересной для ребёнка форме объяснить, показать и обыграть ПДД

Обучать детей правилам поведения на дороге желательно в игровой форме, ведь игра является ведущей деятельностью дошкольников.

Задачи

Задачи создания поделок на тему ПДД в детском саду:

  • расширять диапазон оригинальных творческих приёмов, разнообразных форм и методов педагогической работы для повышения эффективности обучения воспитанников правилам дорожного движения;
  • сформировать знания о символическом значении цветов светофора;
  • познакомить с основами игрового моделирования;
  • закрепить и систематизировать знания о дорожных знаках и правилах безопасного поведения на дорогах города или посёлка, формировать культуру поведения на улице;
  • совершенствовать мелкую моторику, ручные умения;
  • развивать сенсорное восприятие, пространственное и образное мышление, интеллектуальные и творческие способности;
  • обогащать словарь новыми понятиями: проезжая часть, транспорт, перекрёсток, инспектор, пешеходы и т. д.;
  • воспитывать самостоятельность, организованность, аккуратность и трудовую культуру.

Формы и техники изготовления поделок

Поделка на тему ПДД может быть оформлена как:

  • предметная — единичная объёмная игрушка или плоская аппликация (светофор, регулировщик и т. д.);
  • сюжетная коллективная композиция («Перекрёсток», «Улицы города», «Безопасное движение» и т. д.) — дети работают в подгруппах, комбинируя различные техники и приёмы работы, сочиняют и рассказывают собственные сюжетные истории, составляют из отдельных игрушек единую композицию и обыгрывают её, «оживляя» созданных героев с помощью ролевого озвучивания.

Техники, которые используются для изготовления поделок:

  • рисунок, выполненный цветными карандашами и красками;
  • аппликация, сюжетная композиция из цветной бумаги, например, различные «Светофорики», дорожные знаки;
  • коллаж — комбинированная техника аппликации из бумаги и природного материала с элементами рисования, оригами, лепки, пластилинографии;
  • конструирование плоской и объёмной поделки из картона, бумаги, бросового материала;
  • макет в технике конструирования и бумагопластики («Безопасная дорога в детский сад», «Дороги нашего города»).

Малыши 2–3 лет с увлечением займутся простым пошаговым конструированием из бумаги или наклеиванием подготовленных педагогом деталей на основу в технике накладной аппликации. Изготовление поделки своими руками сформирует у ребят младшего дошкольного возраста базовые навыки построения несложной композиции, поможет закрепить знания геометрических форм, усовершенствует умение различать основные цвета.

Игра-аппликация «Светофорики» для младших дошкольников

Помимо изучения ПДД, в процессе изготовления поделок у малышей развивается мелкая моторика

Воспитанникам средней группы интересно будет самостоятельно вырезать по шаблону несложные силуэты деталей для накладной аппликации, подобрать природный материал для коллажа, смастерить на основе поэтапной инструкции оригинальную поделку из пластиковой бутылки или использованных компакт-дисков. Ребятам этого возраста можно предложить более сложные техники аппликации, например, модульную или обрывную. Заполнение схематического рисунка разноцветными кусочками рваной бумаги, создание мозаичных аппликаций из множества заготовок геометрической формы воспринимается детьми как занимательная игра.

Трое детей делают аппликации по теме ПДД

Воспитанникам средней группы можно предложить более сложные техники аппликации, например, модульную или обрывную

Старшим дошкольникам по силам самостоятельно создавать поделки на основе собственного замысла, поскольку основные приёмы рисования, конструирования и аппликации ими уже освоены. Ребята с удовольствием принимают участие в познавательных творческих проектах, создавая индивидуальные работы и удивительные большие коллективные макеты в виде сюжетных композиций. Необычные работы получаются при сочетании разнообразных техник, например, объёмного конструирования из цилиндров и конусов и рисования, аппликации из скрученных элементов (квиллинг) и оригами.

Новые техники могут показаться сложными, но при соблюдении пошаговой инструкции и грамотном участии педагога можно получить качественные творческие работы.

Фотогалерея: примеры коллективных работ

Готовые поделки воспитанников можно оформить в виде выставки или игрового макета Использование в работе различных материалов позволяет ребятам выбрать наиболее привлекательный для них Выполняя коллективную работу, дошкольники учатся сотрудничать Готовый макет можно использовать в качестве обучающего пособия Техника насыпной аппликации требует соблюдения особой аккуратности Выполняя коллективную аппликацию, ребята могут распределить обязанности: кто рисует, вырезает, клеит

Фотогалерея: поделки, выполненные в различных техниках

Техника пластилинографии требует терпения и тщательности Всевозможные коробочки отлично подойдут в качестве основы для макетов светофора, домов или автомобилей Старые компакт-диски можно использовать в качестве основы для поделок В ряде случаев ребятам помогают работать над поделками родители Создавая коллаж в различных техниках, ребята развивают творческие способности Техника накладной аппликации подойдёт для самых маленьких воспитанников Для поделки в технике насыпной аппликации потребуется порезать или порвать бумагу на маленькие кусочки Технику декоративной аппликации с радостью освоят девочки Разнообразить привычные поделки помогут новые техники и подходы «Эмоциональный светофор» поможет малышам запомнить его сигналы

Педагогические приёмы

Приёмы обучения традиционно выстраиваются на подражательной основе и постепенно усложняются:

  1. На первом этапе проводят детальный анализ образца будущего изделия:
    • в младшей группе в качестве образца используется поделка, заранее изготовленная педагогом;
    • в средней группе детям можно предложить рассмотреть картинку или нарисованное изображение;
    • дети 6–7 лет уже способны анализировать схему или модель игрушки.
  2. Этап второй — детей обучают планированию и обдумыванию пошагового продвижения к цели, учат целостному восприятию всего процесса работы. Конкретизируется, в какой последовательности вырезаются или изготавливаются детали, из какого материала, какой инструмент будет предпочтительнее. Выбор педагогических приёмов осуществляется с учётом возраста воспитанников:
    • в младших группах воспитатель подробно демонстрирует все этапы процесса создания поделки, сопровождая его понятными и детальными комментариями;
    • в средней группе педагог постепенно сокращает процесс полного показа и обстоятельного пояснения, подключая активную работу со схемами и опорными планами в виде самостоятельно нарисованных детьми схематических зарисовок.
  3. Этап третий — продумываются этапы рисования, приклеивания элементов аппликации, способов скрепления деталей и частей объёмной конструкции.
  4. Четвёртый этап предусматривает, что дети самостоятельно осуществляют подбор необходимого материала и инструментов для работы.
  5. На пятом этапе дошкольники самостоятельно справляются со всем процессом изготовления поделки — от зарождения мыслительного прообраза игрушки до предметного воплощения творческой идеи. На этом этапе важно поощрять проявления творческой фантазии и стремление ребёнка к самостоятельности в процессе практической реализации.
  6. На заключительном этапе происходит подведение итогов, анализ и оценка готовых изделий. Важно найти положительные моменты в работе каждого ребёнка, поддержать и вдохновить. Отличным приёмом на этом этапе станет увлекательная сюжетно-ролевая игра с использованием игрушек, изготовленных детьми, это поможет им ощутить значимость своего труда.

Кроме традиционных педагогических форм и приёмов работы, можно использовать популярные в современной дошкольной педагогике игровые методы. Например, в рамках недели по безопасности дорожного движения можно организовать и провести занятие в форме квест-игры по дорожным правилам и знакам с элементами конструирования. Такая игра с участием родителей подарит детям массу новых впечатлений, поможет освоить премудрости правильного поведения на дороге в непринуждённой форме, вызовет положительные эмоции.

Дошкольники и их родители играют с макетом проезжей части

Занятие в форме квест-игры по изучению дорожных правил и знаков поможет укрепить детско-родительские отношения

Ещё один интересный и оригинальный приём работы — это мультипликация. Малыши могут нарисовать декорации, сконструировать здания для городских улиц, вылепить машинки и фигурки человечков, а во время съёмок передвигать эти фигурки и озвучивать фильм. Ребята постарше могут попробовать свои силы в качестве режиссёра, художника и конструктора, автора диалогов, актёра и даже оператора.

Читайте также: