Готический собор англии который согласно легенде стоит на самом неглубоком фундаменте называется

Обновлено: 17.05.2024

Английская готическая школа создалась под влиянием территориальных приобретений, присоединения к Англии нормандских и анжуйских провинций; она сохранила следы этого происхождения из двух источников.

Как и нормандская школа, она любит четкие приемы построения, основанные на геометрических формулах. Она принимает квадратную абсиду. Для окон она лишь в виде исключения принимает очертания «пламенеющей» готики; до конца XIV в. она держится нормандской заостренной формы оконных переплетов с розетками, а когда в XV в. отказывается от заостренных переплетов, то заменяет их решеткой из вертикальных и поперечных брусков.

Английская конструктивная арка XIV в. — это нормандская стрельчатая арка с ее постоянной кривизной. В XV и XVI вв. ее заменяют пониженной стрельчатой аркой, которая названа была аркой Тюдоров.

Подобно анжуйской архитектуре, английская архитектура увеличивает число нервюр.

Мы уже описывали ранее свойственный ей тип сводов и пучки нервюр, разветвляющихся у вершин устоев и образующих своими разветвлениями сеть, на которой лежат распалубки. В XVI в. нервюры превращаются в простые профили, украшающие внешнюю поверхность конструкции, которая уже больше не состоит из распалубок.

Собор в г. Дарем
Собор Вестминстерского аббатства
Собор в г. Дарем Собор Вестминстерского аббатства

Над центральной секцией часто возвышается фонарь, как и в нормандских церквах (Йорк и др.). Надо отметить, что в Англии никогда не применялись ни светлый трифорий, ни нервюры, непосредственно связанные с устоями; между стволом устоя и пятами нервюр всегда па ходится капитель; в последний период она заменяется валом, но не исчезает совершенно.

Внешний вид готических зданий настолько согласуется с характером страны, что, когда в XVII в. вся остальная Европа была захвачена реформаторским течением нового искусства, Англия осталась верна традициям своей старой архитектуры.

Наоборот, английский стиль никогда не мог акклиматизироваться по эту сторону Ламанша. Собор в Бордо, построенный во время английского владычества, по стилю своему — французский.

Эдуард I сооружал на территории Гиенны целые города, как Монпазье, но церкви и дома в этих новых городах построены в стиле Южной Франции. В английских же владениях на севере Франции можно назвать только хор в Доле, квадратная форма которого была вызвана, может быть, подражанием, и церковь Сен-Поль в Леоне, где подражание очевидно.

Период расцвета английского искусства приходится на XIV, XV и начало XVI вв. В этот период были построены готические части церквей в Сольсбери, Винчестере, Оксфорде, Глочестере, Личфильде, г Кембридже, Эли, Питерборо, Линкольне, Йорке.

Развитие Английской Готики как стиля подразделяется на три основных этапа: ранняя английская готика (1170-1300 гг.; «ланцетовидный стиль»); «декоративный», или «украшенный стиль» (1272-1349 гг.) и «перпендикулярный», или «вертикальный стиль» (1350-1539 гг.) - поздняя английская готика.

Термин «английская готика» условен, поскольку понятие «Англия» входит в употребление только с XVI в. Английская готика в целом отличается от французской или германской большим рационализмом, простотой, тектоничностъю.

ЛАНЦЕТОВИДНЫЙ СТИЛЬ - (англ. «Lanceolate style», нем. «Lanzettbogen» – «ланцетовидный свод, арка» от лат. lanсеа – копье, нож с обоюдоострым лезвием) – условное название ранней стадии развития готического стиля в архитектуре, характерным элементом которого являются расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет. Самый ранний пример английской готики - Собор в городе Дареме (ок. 1130 - 1133гг.)

ДЕКОРАТИВНЫЙ, УКРАШЕННЫЙ СТИЛЬ - (англ. Decorated Style) - стиль зрелой английской готики, второго этапа ее развития (1272-1349) после раннего периода (см. ланцетовидный стиль) и сменившийся затем поздней Готикой, или «перпендикулярным стилем». В этот период были канонизированы характерные черты композиции английских кафедральных соборов, отличающихся от французских доминирующей центральной башней над средокрестием, двумя маленькими башенками, фланкирующими по норманнскому обычаю главный фасад, прямоугольной апсидой. Большая роза западного фасада, как правило, отсутствует, она заменяется прямоугольным окном (такое же окно появляется в апсиде). Арки применяются ланцетовидные. Своды -сложные, с дополнительными нервюрами - тьерсеронами и лиернами. Они переходят в чисто декоративные - сетчатые, звездчатые и веерные, причем исходная каменная конструкция имитируется в дереве. Первые признаки «декоративного стиля» намечаются в соборе Солсбери (1220-1266) с огромной башней средокрестия.

Главные памятники - неф собора Вестминстерского аббатства (перестроенный в 1245-1269 гг.), там же - Капелла Св. Стефана (не сохранилась), галереи клуатра и дормиторий, хоры соборов в Линкольне и Бристоле (ок. 1298), своды собора в Уэллсе (1285-1340). В нефе собора Йорка (1280-1350) трифории включены в обрамления больших окон второго яруса и превратились в ряд декоративных арочек, напоминающих орнамент масверк. Тонкие пучки опор создают легкое светлое пространство капеллы собора в Или (1321-1349). Интерьеры собора в Глостере (1340-1370-е гг.) представляют собой пример переходного стиля от «украшенного» к «перпендикулярному».

Английские готические постройки были сравнительно низкими. Центральный неф собора в Солсбери имеет всего 25,6 метров в высоту, тогда как высота центрального нефа собора в Амьене - 43,5 метров. Английские архитекторы до последнего сохраняли нормандскую mur epais, толстую стену. Это означало, что они возводили исключительно мощные стены, которые можно было расчленять на слои и пронизывать галереями и коридорами. По этим двум причинам и появлялась возможность строить каменные своды центрального нефа с низкими аркбутанами или вовсе без аркбутанов и контрфорсов. Этот метод представлял собой полную противоположность гораздо более смелому с технической точки зрения французскому готическому стилю с его постройками головокружительной высоты и каркасной структурой стен. Английская архитектура проигрывала в высоте, она с успехом наверстывала в протяженности, а также в изысканности декора. Старый собор Святого Павла в Лондоне, например, достигал в длину 179 метров. Длина же собора в Реймсе составляла всего 139 метров. Кроме того, английская готическая архитектура отличается гораздо большим богатством декоративных форм и большей утонченностью в подходе к деталям и материалам, чем французская. Судя по всему, английские заказчики стремились к тому, чтобы в здании было как можно больше пролетов и чтобы декор его был как можно более грандиозным и пышным. Как следует из его названия, декоративный стиль английской готики ориентировался главным образом на инновации в области декора всевозможных архитектурных элементов. При этом параллельно развивались две разновидности «украшенного» стиля, различавшиеся по формам ажурной каменной работы. Геометрический стиль, основанный на вестминстерской традиции, следовал образцам геометрического орнамента, характерного для французского «лучистого» стиля. А приверженцы «криволинейного» стиля (называемого также «текучей» ажурной работой) исследовали на основе новой килевидной (двухскатнойстрельчатой) арки декоративные возможности плавных, скругленных, текучих линий орнамента.

ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЙ, ВЕРТИКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ - Несмотря на то что в конечном счете «перпендикулярная» готика восходит к французскому «лучистому» стилю, она представляла собой вполне самостоятельный английский стиль, меньше других испытавший влияние французской готики.

Расточительное изобилие форм и деталей, отличавшее «украшенный» стиль, в конце концов породило противоположную тенденцию. Реакция эта началась на западе Англии, при реконструкции монастырской церкви аббатства в Глостере в 30-е годы 14 века, т. е. в период, когда еще не завершилось строительство некоторых выдающихся образцов «украшенного» стиля. Зародился новый стиль, основанный на прямоугольных пересечениях горизонтальных и вертикальных линий, - «перпендикулярный» стиль. Основной мотив декора - «панель», узкий, вытянутый прямоугольник ажурного кружева, увенчанный маленькой аркой с остроконечным навершием.Такие панели покрывают все стены, арочные проемы и окна в Глостере,образуя геометрически правильную решетку. Подобная упорядоченность резко противостоит той буйной игре воображения, которая отличала «украшенную» готику. Внутри этой «сетки» отдельные структурные компоненты формируют чёткую и стройную систему; выделенные вертикальные элементы делят стены на единообразные пролеты. На первый взгляд такое стереотипное повторение прямоугольных панелей было довольно рискованным, так как могло привести к утомительной монотонности; однако зодчие, работавшие в новом стиле, оказались не менее искусны в структурировании пространства, чем их предшественники. Ведь именно благодаря этим панелям появилась возможность доводить окна, поверхность которых состояла исключительно из стекла, до столь гигантских размеров, как в Глостере. Так сбылась старинная мечта основателей готического стиля: создать интерьер, полностью залитый ярким солнечным светом.

Часовня Королевского колледжа представляет собой часть университетского колледжа, основанного Генрихом VI в Кембридже в 1441 году. После смерти короля в 1471 году работы продвигались медленно. И лишь после того как в 1508 году Генрих 7 вновь обратил внимание на этот проект и выделил в завещании средства на строительные работы, в 1515 году часовня наконец была завершена.

Эта часовня – поистине идеальное воплощение «перпендикулярного» стиля. Стены здесь практически исчезли, трансформировавшись в стеклянные поверхности. Только в нижней части сохранилась сплошная стена, но и она покрыта ажурной решеткой. Узкие секции нижней части стены задают общую вертикальную устремленность интерьера, увлекая взор посетителя вверх, к самым сводам. Своды этой часовни, сооруженной на последнем этапе строительства колледжа, в начале 16 века, по праву считаются вершиной развития средневековой системы перекрытий. Здесь на огромном пространстве протяженностью в 12,66 м использована встречающаяся только в Англии уникальная техника перекрытия – веерный свод. Эта форма свода была разработана и была разработана и воплощена уже около 1360 – 1370 годов в клуатре собора Глостера, но ранее ее использовали лишь в небольших по размерам строениях. Веер формировался благодаря тому, что тьерсеронный свод с его пальмообразным узором нервюр объединялся с панелями, типичными для «перпендикулярного» стиля. В базовом виде веерные своды представляют собой ряды усеченных конусов, расположенных вверх основаниями; эти воронкообразные поверхности соприкасаются между собой на продольном ребре сводов и опираются на поперечные арки. Конусы отделаны ажурными панелями, которые становятся все более узкими по мере удаления от вершины свода. Вертикальные линии таких сводов напоминают лучи «окна-розы». В результате образуется весьма сложная, но тем не менее чётко структурированная форма. Ажурные украшения и панели, прежде охватывавшие только стены и окна, теперь распространились и на свод. В часовне Королевского колледжа мастера поздней английской готики создали абсолютно единообразное архитектурное пространство, не имеющее себе равных во всей Европе.

В середине XVIII в. этот стиль возрождался (ранее, чем в других странах) в романтической Неоготике. Элементы национального готического стиля бережно сохранялись в английском искусстве в силу его традиционности и консервативности. Английская готика не отрицалась, а развивалась последующими стилями елизаветинского Ренессанса, английского Классицизма и Барокко периода правления королей Георгов.

В архитектуре, искусстве оформления интерьера и мебели традиционные готические элементы органично входили в консервативный «староанглийский стиль» на протяжении всего XIX столетия, вплоть до продукции мастерских «Искусства и ремёсла» У. Морриса и английского Модерна. Рационализм и, одновременно, романтичность английской готики привлекали внимание художников других стран. Этот стиль послужил основой романтических построек А. Менеласа и Н. Бенуа в 1820-1850-х гг. в Петергофе.

Практически в каждой европейской стране есть выдающиеся образцы готической архитектуры — и это не только всем известные Нотр-Дам-де-Пари, Кельнский собор и Вестминстерское Аббатство. Показываем 10 соборов и церквей в готическом стиле, которые включают в туристические маршруты несколько реже — а зря.

Базилика Аббатства Сен-Дени, Сен-Дени, 1135-1144

Колыбелью стиля стала Франция, где уже в середине XII появилось здание, которое традиционно считается первой готической постройкой в мире. Ей стала церковь Аббатства Сен-Дени в северном пригороде Парижа, строительство которой было инициировано аббатом Сугерием. Священнослужитель поддерживал действующего монарха Людовика VI, верил в божественное происхождение королевской власти, стремился объединить нацию вокруг короля и мечтал сделать аббатство духовным центром страны. Все новое в политике рассматривалось Сугерием как средство оценить по достоинству и возродить старое — эту же идею ему хотелось воплотить и в архитектуре церкви.

При строительстве неизвестный архитектор использовал приемы, которые уже получили распространение во Франции (это, к примеру, бургундская стрельчатая арка и нормандский нервюрный свод, пришедший на смену цилиндрическому). Однако впервые все эти достижения объединились в одной постройке совершенно по-новому. Капеллы в Сен-Дени уже не являются самостоятельными элементами, как в романских религиозных сооружениях, а образуют единое пространство со всем зданием, формируя вторую галерею.

Одной из целей, поставленных перед мастерами, стало стремление к обилию света, и интерьер действительно отличается легкостью. Достичь такого эффекта архитектору удалось за счет использования определенных конструкций: например, изящных колонн и больших окон, занимающих значительную часть плоскости стен.

Шартрский собор, Шартр, 1194-1260

Один из лучших архитектурных памятников чистой готики стал первым собором, при строительстве которого использовалась характерная для готического стиля конструкция: аркбутаны (каменные полуарки, которые частично берут на себя нагрузку от сводов) опираются на выступающие снаружи вертикальные ребра — контрфорсы. Этот прием позволил архитекторам создать самые высокие на тот момент своды во всей Франции.

Еще одна особенность собора — это его сильно различающиеся башни. Лаконичный шпиль южной башни сохранился от стоявшей на месте готического собора романской постройки, возведенной в XI веке. Шпиль северной башни появился лишь в начале XVI века, он выполнен в стиле поздней готики, отличавшейся декоративностью. Внутри собора сохранилась внушительная коллекция витражей, которые поражают насыщенностью цветов. Для доминирующего синего оттенка даже придумали особый термин — "шартрская синь" (секрет получения этой краски был утерян). Пол собора украшен лабиринтом, символизирующим путь Христа (а по другой версии — путь человека к Богу).

Реймсский собор, Рейм, 1208—1311

Реймсский собор, наряду с Шартрским и Амьенским, считается эталонным образцом готики в периоде ее расцвета. Со времен раннего Средневековья до XIX века Реймсский собор был местом коронации французских правителей — выбор локации во многом объясняется величественным центральным нефом, который до сих пор остается самым длинным во Франции (его длина составляет почти 150 метров). При этом в архитектурно-художественной композиции преобладают вертикальные линии, что подчеркивает устремленность постройки ввысь: этому способствуют высокие стрельчатые окна, контрфорсы (выступающие части стен) и пинакли (копьевидные башенки с остроконечным завершением).

Еще одна отличительная особенность собора — обилие скульптур, украшающих фасады и превратившихся в органичную составляющую архитектуры. Среди них выделяется скульптура “улыбающегося ангела”, которая стала одним из символов Реймса после Первой Мировой войны. Из-за попадания в собор немецкого снаряда в здании начался пожар, и упавшая балка отбила ангелу голову, которая разбилась на десятки фрагментов. Для французов это событие стало свидетельством вандализма противника, а реймсский ангел — символом антинемецкой пропаганды. Обломки головы ангела собрал и сохранил аббат Жюль Тино, и в 1926 году голову ангела воссоздали из этих фрагментов.

Сиенский собор, Сиена, 1215-1263

Один из первых и важнейших памятников итальянской готики отличается от большинства построек этого периода в других европейских странах. В нем нет характерной “невесомости” конструкции и устремленности ввысь, которая достигается за счет использования вертикальных элементов. Кроме того, у Сиенского собора есть купол, а круглое окно не расчленено фигурным переплетом-розой, что тоже не свойственно французской готике.

Сиенский собор поражает ювелирным исполнением декоративных элементов и отделки: его стены выполнены из белого и темно-зеленого мрамора, на фасаде привлекают внимание фрески на золотом фоне, а в интерьере — мозаичный пол, украшенный сюжетами на библейские темы и геометрическими мотивами, лазурные своды с золотыми звездами и резная кафедра авторства Никколо Пизано, основателя школы итальянской скульптуры.

К середине XIV века жители города решили расширить собор и превратить его в грандиозное сооружение, которое могло бы посоперничать с Собором Святого Петра в Ватикане. Сиенцы даже начали возводить новые стены, однако грандиозным планам не суждено было сбыться: в 1348 году в городе началась эпидемия чумы, заставившая отказаться от строительства.

Фрайбургский собор, Фрайбург, приблизительно 1200-1513

На развитие немецкой готической архитектуры оказала влияние французская готика, однако в разных регионах Германии новый стиль отличался узнаваемыми особенностями. Так, например, в юго-западной части начали появляться церкви и соборы с одной башней. Самым смелым примером такой конструкции можно считать собор во Фрайбурге, восьмигранная башня которого словно вырастает из фасада, сужаясь кверху. Швейцарский искусствовед Якоб Буркхардт считал эту башню самой красивой в мире. Ее ажурный шпиль, завершенный еще в XIV веке, сохранился до наших дней в неизменном виде, несмотря на то, что после Второй Мировой войны большая часть города лежала в руинах.

В башне собора находится 19 колоколов, самый старый из которых был создан более семиста лет назад — его вес составляет три тонны. Внимания также заслуживают необычные украшения сточных желобов, которые выполнены в виде горгулий. Одна из них повернута к туристам задней частью: согласно городской легенде, каменотесы заставили ее "отвернуться" от резиденции епископа, задолжавшего мастерам денег.

Кафедральный собор Святой Марии, Толедо, 1226-1493

Толедский собор — это главный католический храм Испании, резиденция епископа и один из важнейших памятников испанской готики. На примере этого собора можно проследить арабское влияние на готический стиль в Испании: например, многолопастные и подковообразные арки. Кроме того, к мусульманскому наследию отсылает и планировка храма: за счет своей ширины он напоминает мавританскую мечеть зального типа.

Интересно, что какое-то время на месте собора действительно стояла мечеть, которая разместилась в здании бывшей христианской церкви после завоевания города маврами. В XI веке испанский король отвоевал Толедо и пообещал противникам не преследовать мусульман города и сохранить за ними их культовые здания. Однако уже через два года обещание было нарушено, и мечеть переосвятили как христианскую церковь.

Период расцвета готики в Богемии (современная Чехия) пришелся на XIV век. В 1418 году на территории страны начались военные действия, что затормозило развитие готического стиля в искусстве. Однако в конце XV века его ждал новый этап развития, который известен нам под названием “владиславская готика” — по имени короля, правившего в то время. Одним из выдающихся свидетельств этого периода стала Церковь Святой Варвары в городе Кутна Гора. Здесь были расположены серебряные рудники — вероятно, именно поэтому церквовь посвятили Святой Варваре, покровительнице шахтеров и горняков.

Церковь строили разные архитекторы на протяжении нескольких веков, и это отразилось на конструкции здания: за счет второго яруса с крещатыми сводами создается ощущение “церкви над церковью”. Считается, что архитекторы Бенедикт Рейт и Матей Рейсек, проектировавшие постройку, смогли в полной мере насладиться свободой творчества, поскольку заказчиками выступали богатые жители города, а не представители церкви.

Церковь Мария ам Гештаде, Вена, примерно 1394-1450

Церковь Мария ам Гештаде можно считать одним из самых изысканных образцов готической архитектуры. Строгий фасад этой устремленной ввысь постройки контрастирует с ажурным купольным завершением семигранной башни — купол напоминает корону эрцгерцогов Австрийских.

Название "Мария ам Гештаде" переводится как "Мария на берегу", поскольку раньше она стояла на высоком берегу одного из рукавов Дуная (сегодня он превращен в Дунайский канал, протекающий примерно в 300 метрах от здания). Считается, что уже в IX веке на этом месте стояла деревянная церковь, в которую приходили молиться моряки и рыбаки.

Часовня Королевского колледжа, Кембридж, 1446 -1515

Часовня Королевского колледжа считается ярким образцом поздней английской готики, которую называют “перпендикулярной”. Эта вариация стиля стала реакцией на предшествующую ей декоративную готику, которую отличало разнообразие форм и деталей. В постройках, относящихся к перпендикулярному стилю, в декоре преобладают прямолинейные формы — к примеру, вытянутые панели-прямоугольники, увенчанные остроконечными шпилями.

В Часовне Королевского колледжа особенного внимания заслуживают внутренние перекрытия, выполненные в технике веерного свода — она получила распространение только в Англии. До строительства часовни ее использовали в небольших строениях, и только в Кембридже эта конструкция была впервые реализована в здании такого масштаба. Веерные своды здесь состоят из отдельных каменных плит, которые образуют воздушный ажурный узор. Этой постройке повезло, и она избежала серьезных повреждений во время гражданской и двух мировых войн. Однако на стенах до сих пор можно найти надписи, оставленные солдатами армии Кромвеля — его войска использовали часовню как учебный полигон.

Костел Святой Анны, Вильнюс, предположительно 1495-1501

В некоторых европейских регионах севернее Франции отсутствуют запасы природного камня — именно поэтому здесь начала развиваться кирпичная готика. Ранние ее образцы отличались тяжеловесностью и скромным декором, поэтому смотрелись более громоздко, чем каменные постройки того же периода в более южной части Европы. Однако с течением времени кирпичная готика становилась более изысканной — лучшим подтверждением этому служит Костел Святой Анны в Вильнюсе.

Фасад храма отличается выразительной пластикой — на основной его части нет ни одной плоской поверхности. Своими стилистическими характеристиками он соответствует поздней пламенеющей готике: куполовидные завершения арок напоминают языки пламени. Согласно распространенной легенде, в 1812 году красотой этой церкви восхищался Наполеон Бонапарт, мечтавший забрать ее во Францию.

Для многих из нас готика всегда будет ассоциироваться в первую очередь с собором Нотр-Дам-де-Пари, к которому из-за трагических событий прошлого года приковано внимание всего мира. Узнать больше об этом шедевре французской архитектуры можно здесь .

- Стрельчатый свод, состоящий из двух пересекающихся друг с другом сегментных дуг.

Общее описание готической архитектуры

Внутреннее пространство, бесплотная воздушная среда, в которую вступает человек, приобрела в готическом соборе ту силу художественного воздействия, какую на Востоке имели тяжелые каменные массивы, в Греции — выточенные из камня архитектурные формы.

Своей вместимостью и высотой готические соборы значительно превосходят самые большие романские соборы.

Строительная схема готического собора

Наиболее бросающимися в глаза техническими средствами, которыми пользуется готика, являются стрельчатые арки и каркасная система с ребристым сводом. Они придают собору особый внешний вид и устойчивость. Контрфорсы и аркбутаны входят в наружную каркасную конструкцию собора, являясь не только украшением, но и несущим элементом, воспринимая серьезную нагрузку от наружных стен.

История возникновения готической архитектуры

Готика зародилась в XII веке в северной Франции. В последующие столетия она распространилась во многих европейских странах.

В XI и XII веках формирование городской буржуазии стало толчком для развития культуры и экономики. На этой волне, в городах, развернулось широкое строительство строений нового архетипа, который, спустя пару веков начали называть готикой. Название данного стиля принадлежит итальянскому архитектору, живописцу и писателю Джорджо Вазари. Таким образом, он выразил своё отношение к архитектурному стилю, казавшемуся ему, грубым и варварским.

Готические соборы строились не без податей горожан. Нередко, строительство прерывалось на десятилетия во время войн и стихийных бедствий. Многие соборы так и остались незаконченными. Некоторые соборы начинали строиться в одном стиле, а заканчивали в другом. Например, Шартрский собор (1145-1260), украшенный двумя стилистически разными башнями.

Основное предпочтение отдавалось строительству больших соборов, церквей и замков.

В архитектуре Западной Европы, готику можно разделить на 3 вида, соответствующие разным временным отрезкам:

1. Ранняя готика или стрельчатая (1140-1250 гг.) . Переход от романского стиля к готическому. Происходит это с середины XII в во Франции, Англии и Германии . Для него характерны мощные стены зданий и высокие арки.

2. Высокая (зрелая) готика. XIII-XIV вв. (1194-1400 гг.) Усовершенствование ранней готики и признание её городским архитектурным стилем Европы. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.

3. Поздняя готика (пламенеющая). XIV в. 1350-1550. Название происходит от похожих на языки пламени узоров, применявшихся при оформлении зданий. Это высшая форма готической архитектуры, где главное внимание уделяется декоративным элементам. Орнаменты в форме «рыбный пузырь». Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.

В отличие от Германии и Англии, поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

На родине готики, во Франции, выделяют следующие этапы этого стиля:

1. Стрельчатая готика (ранняя) (1140-1240 гг.)

2. Лучистая готика или Rayonnant – «сияющий стиль» (1240-1350 г.г.)

Стиль готической архитектуры, сложившийся во Франции после 20-х годов XIII века, называют “лучистым” — в честь типичного для того периода орнамента в форме солнечных лучей, украшавшего изящные окна-розы. Благодаря техническим инновациям формы ажурного каменного декора окон стали богаче и изысканнее; сложные узоры теперь выполняли по предварительным чертежам, сделанным на пергаменте. Но несмотря на возросшую сложность орнаментов, декоративная структура по-прежнему оставалась двухмерной, лишенной объема.

3. Пламенеющая готика (поздняя) (1350-1500 гг.)

В Англии и Германии выделяют несколько иные этапы готического стиля в архитектуре:

1. Ланцетовидная готика. 13 век. Характерным элементом являются расходящиеся пучки нервюр сводов , напоминающих ланцет.

2. Украшенная готика. 14 век. Декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок.

3. Перпендикулярная готика. XV век. Преобладание вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, — такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.

5. Зондерготика (от нем. Sonder – «особая») – позднеготический стиль архитектуры, бывший в моде в Австрии, Бавариии и Богемии в XIV-XVI веках. Для стиля характерны массивные величественные здания, тщательно вырезанные из древесины детали внутреннего и внешнего декора.

Особенности ранней готики. Главные отличительные признаки.

  • Высокие стрельчатые окна без масверка (Франция), с масверком и без крипты (Германия)
  • Фасады 2-х башенные с круглыми окнами (розасами). Розас и фасад Нотр-Дама в Париже становятся образцами многочисленных кафедральных соборов
  • Масверк, круглое готическое окно и вимперги высшей утонченности
  • Важные росписи по стеклу
  • Членение стен 4-х зонное
  • Круглые колонны с 4 тонкими служебными колоннами
  • Богатая орнаментика капителей
    Исключительно стрельчатые арки

Особенности зрелой готики. Главные отличительные признаки.

  • Вместо стен устанавливаются витражи с росписью. После замены односкатных крыш боковых нефов шатровыми и вальмовыми крышами удается снабжать задними окнами и трифории (Кельн). окна верхних проемов круглые
  • Членение стен 3-х зонное
  • Тонкие разделяющие стены
  • Стремление ввысь, которое требует двойных (Шартр 36 м, Бове 48 м) и тройных аркбутанов
  • Колонны составные (пучкообразные)
  • Арки полуциркульные
  • Свод 4-частный
    Крыши башен ажурные

Особенности поздней готики. Главные отличительные признаки.

  • Низкие верхние оконные проёмы или уменьшение размеров окон, а так же круглые окна наряду со стрельчатыми с богатым ажурным орнаментом
  • Более высокие аркады
  • Более декоративно насыщенная (стиль «Изабелла с 1475, стиль «платереско» — соединение восточных и мавританских влияний)
  • Ажурный орнамент в виде рыбьего пузыря (каф. собор Амьена 1366-1373)
  • Средний неф выше боковых и меньше разделительных элементов между нефами. В германии поперечный неф вовсе отсутствует
  • Колонны приобретают более упрощенный профиль. круглые столбы устанавливаются далеко один от другого
  • Капитель на служебных колоннах отсутствует или есть на отдельных колоннах
  • Арки больших размеров — килевидная (уже ренессансная)
  • Звездчатый или сетчатый свод и свод с замковыми нервюрами с грушевидным профилем
  • Трифорий отсутствует
    Крыши с куполами

Окна в готической архитектуре

Стены-перегородки травей и хоров заполняются окнами с цветными стеклами, а фронтонные стены главного и боковых нефов — розетками. Особенно большую роль в архитектуре играет ажурный орнамент готики (массверк).

Готика зародилась во Франции, а уже затем перекинулась через Ла-Манш и стала развиваться на берегах Туманного Альбиона. За свою многовековую историю английская готическая архитектура прошла три этапа развития, и имеет собственные конструктивные особенности. Заглянем в глубь веков и рассмотрим популярные сооружения Англии, возведённые в этом величественном и изысканном архитектурном стиле. Для лучшего восприятия разделим обзор на две категории — культовые сооружения и гражданские здания.

Этапы развития и особенности готического стиля в Англии

Для начала рассмотрим основные вехи развития этого уникального архитектурного стиля на берегах Британии, а также обозначим его основные национальные особенности.

1. Ранняя английская готическая архитектура

В Англии готические сооружения начинают появляться в конце XIII столетия, и многие элементы были заимствованы в соседней Франции.

Для этого периода, продолжавшегося до середины XIV века характерные строгие линии, четырёхчастные своды и минимальность декоративных украшений. Таково, к примеру, Вестминстерское аббатство, самое «французское» среди английских средневековых построек.

2. Украшенная готика

В середине XIV века в Англии зарождается новый стиль, названный украшенная, или декоративная готика. Увеличивается число декоративных элементов, меняется форма и размеры окон.

Это было уже детище английских зодчих, создававших на базе классической готики свои архитектурные, пышно украшенные, шедевры.

3. Перпендикулярная готика

В XV столетии меняется расположение декоративных элементов готических сооружений, в них начинают преобладать перпендикулярные линии.

Появляются веерные своды, как в Глостерском соборе, арки сводов дополняются новыми элементами. Нововведения английских архитекторов использовали как в религиозной, так и в светской архитектуре.

4. Неоготика

Особый стиль, зародившийся в Англии в XVIII столетии, стал новым направлением в архитектуре.

Зародилась благодаря тому, что англичане разочаровались во французских ценностях и идеалах, и создали собственный стиль. Особый расцвет неоготики пришёлся на Викторианскую эпоху, в которую и появились настоящие шедевры, представляющие этот уникальный стиль.

Чем же отличалась французская готика можно посмотреть в интересной статье на topcafe.su об удивительной готической архитектуре Франции .

Гражданские сооружения

На Британских островах нет величественных готических ратуш и колоколен, сохранившихся на просторах Франции, но и в Англии на рыночных площадях, в облике гостиниц, госпиталей и бывших приютах для бедняков легко узнаются готические мотивы.

А вот по некоторым зданиям Оксфорда и Кембриджа можно проследить историю развития английской готики.

1. Королевская часовня Кембриджа

Архитектурная гордость прославленного учебного заведения Англии выстроена в стиле перпендикулярной готики. Король Генрих VI лично определил место, где будет возведена часовня, и утвердил проект.

Начали строить часовню в 1444 году. В строительные работы вмешалась война Алой и Белой розы, и завершили строительство уже при Генрихе VIII в 1515 году.

Университетская часовня по размерам воистину королевская, ведь её длина 88 м, а высота величественных сводов достигает 29 м. Витражи считаются лучшими произведениями искусства британских островов XVI столетия.

2. Вестминстерский дворец

Величественный Королевский дворец в стиле неоготики возвышается над водами Темзы в самом сердце английской столицы. А возвели его в середине XIX столетия, с 1840 по 1860 год.

Исконное место, где возводили резиденции королей, а первый замок построил здесь в начале XI века Кнуд Великий. Состоит из трех башен, самой доминантной из которых является башня Виктории. Везде расположены характерные для неоготики арки и стрельчатые резные окна.

Сейчас в памятнике английской архитектуры заседает национальный парламент.

3. Виндзорский замок

Самый большой и один из красивейших замков мира является загородной резиденцией британских монархов. А возвели его в двух архитектурных стилях — новой готики и традиционном романском стиле.

Вот уже 900 лет величественное сооружение является символом королевской власти. Подвергаясь перестройке и неоднократным реставрациям, оно сохранило основные архитектурные конструкции в первоначальном виде.

Замок имеет славную историю, а его стены выступают молчаливыми свидетелями важнейших событий многовековой британской истории.

4. Вокзал Сент-Панкрас

Недалеко от Риджентс-канала в 1868 году возвели красивое здание железнодорожного вокзала. Вокзал образует общий готический фронтиспис с отелем «Мидленд Гранд Отель», построенным в 1873 году.

Сегодня бо́льшую часть вычурного неоготического здания в самом сердце Лондона занимает гостиница, а вокзал уютно разместился за вычурным фасадом. Примечательно, что здание возвышается на 5 м от уровня улицы.

Автором проекта строительства уникального здания выступил Джордж Гилберт Скотт. А воплотил идею в жизнь инженер Уильям Гилберт Барлоу. Сегодня вокзал — важный транспортный узел в железнодорожной системе страны.

Советуем посмотреть на topcafe.su увлекательную статью о 20 самых красивых ж/д вокзалах мира .

5. Биг Бен и Тауэрский мост

Часовая башня Вестминстерского дворца была возведена в неоготическом стиле в 1859 году архитектором Огастесом Пьюджином . Со временем башня стала туристическим символом Лондона.

Вместе с Тауэрским мостом это самая узнаваемая достопримечательность Англии. Мост , открытый для движения в 1894 году, также выстроен с элементами неоготики, характерной для Британии Викторианской эпохи.

Если считать со шпилем, то высота величественной постройки равна 96 м. Примечательно, что башня Елизаветы (Биг Бен) имеет отклонение от основной оси на 43 см.

Готика религиозных сооружений

Этот архитектурный стиль в первую очередь использовался при возведении церквей. По подсчётам историков и археологов в Англии в период господства этого стиля возвели более 10 тысяч церквей, но лучше историю развития готики в Англии можно проследить на великолепных соборах и монастырских церквях Туманного Альбиона.

1. Вестминстерское аббатство

Красивейшую средневековую церковь, освящённую в честь особо почитаемого на берегах Темзы апостола Петра, возвели в период с 1245 по 1269 год. Личное указание о начале строительства отдал король Генрих III, а следил за работами и принимал участие в возведении придворный зодчий Генри Рейнский.

Традиционное место коронации британских монархов выстроили в готическом стиле с двумя монументальными квадратными башнями. На фасаде разместили ажурные арки и характерное для этого стиля витражное окно-розетку.

Церковь неоднократно перестраивалась, и теперешний вид приобрела в 1745 году в правление Георга III. Но, несмотря на все перестройки и реставрации, сохранила свой готический облик.

2. Солсберийский собор

Величественный храм в городе Солсбери возводили в течение 100 лет с 1220 по 1320 год, а освятили в честь Святой Девы Марии. В последний год возвели знаменитый шпиль собора, уходящий в небо на 123 м.

Именно уникальный шпиль делает готический собор самым высоким средневековым зданием на просторах Англии. Внутри остались леса с балками, датированными 1240 годом, а на балках маркировка в виде арабских цифр.

Ещё один уникальный артефакт, это часы на фасаде, начавшие отсчитывать время в 1386 году. Они считаются древнейшим работающим механизмом в истории человечества.

3. Кентерберийский собор

Ссылаясь на записи Беды Достопочтенного, собор был основан в 603 году, а история его строительства растянулась на многие века. Началось возведение в 1070 и завершилось в 1834 г.

В 1174 к основному зданию пристроили Троицкую капеллу. С первых месяцев строительства стали видны его готические очертания, а в XV столетии был перестроен неф, ставший примером английской перпендикулярной готики. В это же время надстроили величественную центральную башню.

В XVII веке сооружение пережило ещё одну грандиозную перестройку. Северо-западная башня, построенная в романском стиле, могла обрушиться. Её разобрали, и возвели новую, но уже в стиле готики.

4. Уэлский собор

Собор, выстроенный в стиле ранней английской готики, был возведён в городке Уэлс, графства Сомерсет. Расположен он в живописнейшем месте, среди зелёных лугов.

Строили его с 1175 по 1490 год, а Джон Харви назвал это культовое сооружение первым классическим готическим собором Европы. Возведённое здание освятили в честь Андрея Первозванного, и со временем Уэлский собор стал главным храмом диоцеза.

Алек Клифтон, описывая его архитектурные особенности, назвал его самым поэтическим зданием Англии. По отзывам историков архитектуры и туристов это один из самых красивых соборов не только Англии, но и Европы.

5. Собор в Эксетере

Храм в Эксетере яркий образец декоративной, или украшенной готики, которая пришла на смену архитектурным элементам ранней готики. Строгие формы готических зданий стали украшаться вычурными декоративными элементами.

Начали возводить культовое сооружение в начале XII столетия, а к 1400 строительство здания было завершено. По всему периметру свода столбы окружили пучком небольших колонок, а над капителями соорудили декоративные украшения в виде цветов.

Отметим, что храм имеет самый длинный непрерывный свод, а из инноваций того времени на фасаде установили астрономические часы.

Это была лишь часть готических сооружений Соединённого королевства. Мы решили сильно не утомлять вас большим количеством информации, но если вам интересно, можете посмотреть полную версию этой статьи со множеством готичесских сооружений.

Заключение

Представленные здания и соборы подтверждают, что английская готика в архитектуре имеет свой особый колорит. Она развивалась по общеевропейским законам, но на почве национальных, чисто английских архитектурных традиций. Редакция ТопКафе ждёт от вас интересных комментариев по теме статьи.

Westminster

Представляя готическую архитектуру, мы первым делом вспоминаем соборы Франции — страны, в которой зародилась готика. Очень скоро этот стиль стали заимствовать англичане, но усвоили они его своеобразно: эта нация, как никакая другая, дистанцируется от континентальной Европы, гордясь островным положением. Кроме того, вечное противостояние между соседями по Ла-Маншу привело к тому, что английская готика развивалась по своим канонам.

Сложно выделить среди английских готических зданий самые-самые. Начнем с наиболее известных, воплощающих имперский дух Лондона, и закончим любопытными и весьма неожиданными в этом списке архитектурными сооружениями. Но обо всем по порядку.

Вестминстерский дворец

Вестминстерский дворец

Самый популярный открыточный вид Лондона — вид со стороны Темзы на Вестминстерский дворец. Здание английского парламента приобрело свой нынешний облик с башенками, стрельчатыми окнами и порталами в середине XIX века, когда после пожара оно было перестроено в стиле неоготики. Чтобы пройти по всем коридорам парламента, понадобится ровно 1 час. Квадратная башня Виктории — самая высокая во дворце, ее высота составила 98,45 м и превзошла на 2 м размеры часовой башни Елизаветы, более известной как Биг-Бен. В 2017 году знаменитый колокол замолчал на 4 года — начался ремонт его механизма, часов и самой башни.

Полюбоваться на масштабнейшее творение с высоты не просто, а очень просто — надо лишь прокатиться на колесе обозрения London Eye. В туристический сезон билеты в кассе бывают распроданы, поэтому удобно приобрести их заранее, еще из дома.

Вестминстерское аббатство

Вестминстерское аббатство

Вестминстерское аббатство — памятник ранней готики, внесенный в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО, место коронации и свадеб королевского семейства, символ английской монархии. В архитектурном смысле уникальным является веерный свод часовни Генриха VII — особенность, присущая английской готике, когда декоративные элементы главенствуют над конструктивом.

Станция метро: Westminster /St James’s Park.

Купить заранее билеты с русским аудиогидом можно здесь, а если вы хотите одновременно сэкономить на транспорте и посещении других лондонских достопримечательностей — приобретите London Pass.

Тауэрский мост

Тауэрский мост

Узнаваемый неоготический силуэт Тауэрского моста — еще один из символов Лондона, до сих пор не потерявший свое транспортное значение. Башни, галереи, машинное отделение разводной части моста — все это можно посетить с экскурсией. Более подробно про Тауэрский мост вы узнаете в нашей отдельной статье.

Станция метро: Tower Hill /London Bridge.

Йоркский собор

Йоркский собор

Собор в Йорке — второй по площади среди средневековых зданий в Европе (после Кельнского собора) и один из первых в Англии, построенный в стиле украшенной готики. Это ажурные орнаменты, стилизованные листья и стебли декора. Светлый интерьерный камень создает праздничную и светлую атмосферу внутри. Дневной свет льется через самые большие витражные окна в Европе, а одно из окон очертаниями каменного узора напоминает сердце; оно так и называется — Сердце Йоркшира.

Расположение: Йорк, графство Йоркшир.

Чтобы осмотреть Йоркский собор, забронируйте отель или апартаменты в Йорке.

Собор в Глостере

Собор в Глостере

Глостерский собор наиболее ярко раскрывает переход от украшенной готики к перпендикулярной, декор которой выражен в господстве пересечений горизонтальных и вертикальных линий. В то же время, веерные своды становятся все более вычурными. Мы можем увидеть их в кино — в галереях Глостерского собора снимали сцены из фильмов о Гарри Поттере.

Расположение: Глостер, графство Глостершир.

Оксфордский университет

Оксфордский университет

Это крупнейшее и старейшее высшее учебное заведение Англии, где в 38 колледжах обучается более 20 тысяч студентов. Многие здания Оксфордского университета — пример гражданской архитектуры в стиле готики, с которыми большинство из нас знакомы по киноэпопее о Гарри Поттере. В Бодлианской библиотеке снимали школьную библиотеку Хогвартса, больница обрела свое киновоплощение благодаря помещению факультета богословия, а Крайст-Черч подарил магической школе свои лестницы.

Расположение: Оксфорд, графство Оксфордшир.

Посетить студенческий городок и рассмотреть как следует его архитектуру можно вместе с русскоязычным гидом, записавшись на групповую или индивидуальную экскурсию.

Солсберийский собор

Солсберийский собор

Собор в Солсбери, посвященный Деве Марии, сооружен в стиле ранней английской готики. Во многом он определяется превосходной степенью: высочайший из сохранившихся средневековый шпиль (123 метра), древнейшие работающие часы, самый хорошо сохранившийся в Библиотечном корпусе экземпляр «Великой хартии вольностей».

Расположение: Солсбери, графство Уилтшир.

Посетить средневековый Солсбери с собором и другими достопримечательностями можно на автобусной экскурсии из Лондона.

Собор в Кентербери

Собор в Кентербери

Собор, посвященный Христу Спасителю, был основан в VII веке, и с тех пор непрерывно строился и перестраивался вплоть до XIX века. В результате получилось сооружение, сочетающее в себе все этапы развития английской готики. Мощи архиепископа Томаса Бекетта, некогда казненного королем Генрихом II прямо в соборе, привлекали в храм паломников, о странствиях которых написаны средневековые «Кентерберийские рассказы».

Расположение: Кентербери, графство Кент.

Строберри Хилл Хаус

Строберри Хилл Хаус

В XVIII веке готика переживала упадок, и средневековые соборы казались старомодными и несообразными. Готическое возрождение в Англии началось с покупки 30-летним оригиналом Горацием Уолполом маленького сельского домика в предместье Лондона. За 50 лет он превратил свое загородное поместье в игрушечный готический замок, снабдив его стрельчатыми окнами, порталами и витражами — почти настоящими, но уменьшенных, «человеческих» размеров. В XIX веке этот стиль назовут неоготикой. А сейчас игрушка Уолпола, наполовину отреставрированная, доступна для экскурсий.

Расположение: Твикенхем, предместье Лондона.

Замок Хайклер

Замок Хайклер

Хайклер нельзя назвать в полной мере готическим замком, но, по иронии судьбы, автором проекта его перестройки стал Чарльз Бэрри — архитектор, подаривший нам современный вид Вестминстерского дворца. Интерьеры вестибюля и музыкального салона выполнены в неоготическом стиле, и их обстановку без труда узнают поклонники сериала «Аббатство Даунтон» — именно эту главную роль сыграл в кино замок Хайклер. Экскурсия по саду, залам и спальням, где проводились съемки, выставка египетских артефактов, а затем обед — все это доступно для посетителей при условии предварительного бронирования.

Расположение: Ньюбери, графство Беркшир.

Поселиться в 1,5 км от аббатства Даунтон — это реально, если забронировать номер в мини-гостинице The Carnarvon Arms.

Хотелось бы кратко упомянуть и о готических руинах аббатства Уитби, овеянных мистическим духом, и об остатках аббатства Фонтхилл, памятника эксцентричности его владельца Бекфорда, и о многих других местах.

Еще больше достопримечательностей во всех уголках страны вы увидите, свободно путешествуя по Англии на автомобиле (арендовать его можно, например, здесь).

Читайте также: