Горизонтально перемещаемая катучая опалубка

Обновлено: 15.05.2024

Катучая опалубка. Катучая - горизонтально перемещаемая опалубка периодически передвигается в горизонтальном направлении по мере приобретения бетоном достаточной прочности. Ее применяют для бетонирования линейно протяженных сооружений, возводимых открытым способом, имеющих постоянное поперечное сечение и типовые повторяющиеся элементы ячейки: подпорные стенки, туннели и коллекторы для подземных сооружений и коммуникаций. В зависимости от типа и объемно-планировочного решения сооружения катучая опалубка может иметь свои технологические особенности, но в целом основное конструктивное решение не меняется.

Главный смысл данной опалубки заключается в непрерывности бетонирования (допустимы незначительные перерывы). Возможны два варианта технологии: непрерывное скольжение опалубочных щитов по поверхности возводимой конструкции и последовательная перестановка щитов с предварительным их отрывом от бетона на предыдущей захватке.

Современные типы опалубок позволяют перемещать опалубочные щиты вдоль оси бетонируемой конструкции, поднимать их по вертикали для поярусного бетонирования, регулировать уклон бетонируемых поверхностей.

Катучая опалубка для бетонирования линейно-протяженного сооружения (коллектора) состоит из внутренней и наружной частей (рис. 23.1). Нижняя внутренняя часть опалубки, смонтированная на рельсовом пути, состоит из тележки с закрепленными на ней подъемными устройствами - домкратами двух типов (подъемно-опускными опорами), которые несут инвентарную опалубку.

На перемещаемой тележке имеются горизонтальные домкраты, позволяющие установить в проектное положение внутренние боковые щиты опалубки. На тележке установлены также центральные стойки с винтовыми домкратами, позволяющими перемещать опалубку в вертикальной плоскости.

Верхний щит составной, он шарнирно закреплен на стойке. Вертикальные щиты соединены с горизонтальными также на шарнирах. Верхние щиты устанавливают в рабочее

положение и распалубливают вращением домкратов, расположенных на стойках.

Наружная опалубка состоит из двух боковых рам, соединенных шарнирно; они могут поворачиваться при установке в рабочее положение и при распалубливании. Наружную опалубку переставляют краном, внутреннюю на тележке перемещают по рельсам (каткам) с помощью лебедок после распалубливания.

Для перемещения опалубка снабжена катками или тележками, передвигающимися по направляющим или рельсам, и для транспортирования лебедкой или приводом.


После укладки и твердения бетона осуществляют отрыв от него опалубочных щитов с приведением их в транспортное положение. Затем опалубку по направляющим перемещают вдоль возводимого сооружения на новую стоянку. При распалубке внутренний горизонтальный щит как бы переламывается и при опускании вниз тянет за собой вертикальные щиты; они также отрываются от бетона и поворачиваются.

Существует разновидность катучей опалубки, предназначенной для бетонирования высоких и протяженных стен, в частности подпорных стенок (рис. 23.2). Щиты опалубки могут иметь длину до 8 м, они закреплены на перемещающемся портале. Портал позволяет иметь разную толщину стен - до 800 мм. Щиты можно перемещать вверх по направляющим портала для перестановки на следующий ярус бетонирования. Шиты опалубки отрывают от бетона и перемещают горизонтально с помощью домкратов, а поднимают и опускают с помощью тросов.

Объемно-переставная опалубка. Объемно-переставную опалубку применяют для одновременного бетонирования внутренних поперечных стен и междуэтажных перекрытий

многоэтажных жилых и административных зданий. Объемно-переставная опалубка представляет собой крупноразмерный опалубочный блок, включающий опалубку стен и перекрытий, который монтируют и переставляют с помощью монтажного крана.

Эту опалубку выполняют в виде пространственных секций П- и Г-образной формы. Она состоит из двух боковых (стеновых) и потолочной опалубочных панелей, шарнирно сочлененных между собой, поддерживающих устройств и приспособлений для закрепления в проектном положении и распалубки.

Секции при соединении образуют «туннели» - опалубки на квартиру или на всю ширину здания. Секции опалубки могут иметь переменную ширину в зависимости от принятого шага стен и различную длину. П- и Г-образные секции опалубки устанавливают на перекрытии ранее забетонированного этажа, выверяют и закрепляют между собой в продольном и поперечном направлениях.

Общие конструктивные признаки опалубки:

- наличие системы механических домкратов для выверки и установки в проектное положение;

- катучие опоры для перемещения секций опалубки при монтаже и демонтаже;

- система раскосов для обеспечения необходимой пространственной жесткости.

В России объемно-переставную П-образную опалубку выпускают в виде секцийшириной 1,2; 1,5; 1,8 м (модуль 300 мм), при пролетах 2,4. 6,3 м и шаге 0,3 м. Опалубку применяют для этажей высотой 2,8; 3,0 и 3,3 при толщине перекрытий не более 16 см. Ее собирают из Г-образных элементов, объединяемых верхним шарниром, используя системы подкосов и стоек. В комплект опалубки входят щиты торцевых наружных стен, лифтовых шахт, секции для коридоров, подмости.

Опалубочный блок из готовых П-образных секций собирают на всю ширину здания. Секции опалубки устанавливают на путь из швеллеров, по которым их можно перемещать вдоль или поперек здания в зависимости от его конструктивного решения. Пути прокладывают вдоль бетонируемых стен. Боковые панели служат внутренней опалубкой монолитных стен, а верхние - опалубкой перекрытия. Собранную секцию опалубки краном

устанавливают в проектное положение. Для установки (и для распалубливания) в рабочее положение нижняя часть секции оборудована четырьмя катками (шаровыми опорами) для передвижения по перекрытию и четырьмя винтовыми домкратами (по два с каждой стороны), которые располагаются выше опор и с помощью которых секцию можно поднимать при установке в рабочее положение и опускать при распалубке.

Бетонную смесь укладывают между туннелями опалубки для бетонирования и образования стен здания, а также на сами секции, осуществляя бетонирование перекрытий. После того как бетон наберет распалубочную прочность, опалубку распалубливают, не разбирая ее на составные элементы.

Туннельная опалубка. Опалубку используют для отделки туннелей и коллекторов, бетонирования конструкций жилых и общественных зданий, возводимых закрытым способом.

Туннельная опалубка конструктивно мало отличается от горизонтально перемещаемой. Она включает в себя щиты - панели, прикрепленные к каркасу, который снабжен фиксирующими и распалубочными устройствами и механизмом для горизонтального перемещения опалубки по направляющим.

Туннельная опалубка применима и для возведения зданий, когда целесообразна продольная схема перемещения опалубки (больницы, дома отдыха, гостиницы). В этом случае возведение всех элементов этажа, включая и наружные стены, становится непрерывным. Для внутренних стен при перемещении опалубки оставляют поперечные щели, после установки инвентарной крупнощитовой опалубки через эти щели будет осуществлено бетонирование.

При наличии свободных блоков туннельной опалубки возможно применение ступенчатого бетонирования. В этом случае особенность технологии работ заключается в том, что одновременно возводятся ячейки здания на нескольких этажах со смещением фронта работ на одну ячейку относительно соседнего этажа. Внутренние стены будут возводиться позже, после перемещения опалубки в очередную ячейку с использованием инвентарной мелко- или крупнощитовой опалубки.

Рис. 2-8. Схема катучей опалубки фирмы «Акров-Вольф»

Рис. 2-8. Схема катучей опалубки фирмы «Акров-Вольф» Катучую опалубку применяют для бетонирования стен и перекрытий, а также туннелей открытым способом. Такой вид опалубки изготовляют с рамой или без нее. В рамной конструкции опалубочные поверхности подвешены к перемещаемой раме и могут сближаться с ней при распалубке.

Катучие опалубки достаточно широко используют многие зарубежные фирмы. На рис. 2-8 показан один из вариантов ка-тучей опалубки фирмы «Акров-Вольф» (ФРГ). Использование такой опалубки позволяет бетонировать туннели с радиусом до 5 м со значительной толщиной бетонных сводов и длиной до 125 м. Внутренние опалубочные поверхности установлены на подвижной раме с помощью телескопических распорок. Вертикальные поверхности соединены с горизонтальной фермой шарнирно и могут поворачиваться при распалубке. Горизонтальная ферма установлена с возможностью перемещения относительно рамы. Наружные щиты шарнирио закреплены на перемещаемом портале с помощью телескопических распорок и отрывных устройств.

Рис. 2-9. Схема катучей опалубки конструкции Донецкого Промстройниипроекта

Рис. 2-9. Схема катучей опалубки конструкции Донецкого Промстройниипроекта Опалубка конструкции Донецкого Промстрой-ниипроекта (рис. 2-9) предназначена для по-ярусного бетонирования протяженных стен. Габариты опалубки 6700x5400x3900 мм, масса ее 8000 кг. Щиты имеют длину 6—8 м и высоту 1,3 м, закреплены на перемещаемом портале. Портал можно раздвигать на разную толщину стен — до 600 мм. Щиты перемещают вверх по направляющим портала для перестановки на следующий ярус бетонирования. Их отрывают от бетона и перемещают горизонтально с помощью винтовых домкратов, а поднимают с помощью тросов.

На опалубке смонтированы бункер объемом 1,4 м 3 с вибраторами для подачи бетонной смеси и рабочие подмости. Портал перемещают с помощью лебедок со скоростью 4—8 м/ч, скорость движения без укладки бетонной смеси 60—120 м/ч.

Рис. 2-10. Катучая опалубка для бетонирования прямоугольного туннеля (разрез)

Рис. 2-10. Катучая опалубка для бетонирования прямоугольного туннеля (разрез) Катучая опалубка для бетонирования туннелей и коллекторов прямоугольного сечения конструкции треста «Запорожстрой» показана на рис. 2-10. На перемещаемой тележке установлены центральные стойки с винтовым домкратом. Верхний щит — составной, он шарнирно закреплен на стойке. Вертикальные щиты соединены с горизонтальными на шарнирах. Щит устанавливают в рабочее положение и распалубливают вращением домкрата, установленного на стойке. При распалубке горизонтальный щит как бы переламывается и при опускании вниз тянет за собой вертикальные щиты; они тоже отрываются от бетона и поворачиваются.

Наружная дощатая опалубка закреплена на деревянных рамах, которые соединены в верхней части с помощью болтов. Рамы, установленные шарнирно, могут поворачиваться при установке в рабочее положение и при распалубке. Внутренняя опалубка перемещается по рельсам с помощью лебедок, наружную переставляют краном.

В такой опалубке можно бетонировать туннели и коллекторы шириной 210—280 см и высотой 180—220 см. Изменяют размеры с помощью отверстий, выполненных в раме с шагом 50 мм по высоте и 100 мм по ширине.

Рис. 2-8. Схема катучей опалубки фирмы «Акров-Вольф»

Рис. 2-8. Схема катучей опалубки фирмы «Акров-Вольф» Катучую опалубку применяют для бетонирования стен и перекрытий, а также туннелей открытым способом. Такой вид опалубки изготовляют с рамой или без нее. В рамной конструкции опалубочные поверхности подвешены к перемещаемой раме и могут сближаться с ней при распалубке.

Катучие опалубки достаточно широко используют многие зарубежные фирмы. На рис. 2-8 показан один из вариантов ка-тучей опалубки фирмы «Акров-Вольф» (ФРГ). Использование такой опалубки позволяет бетонировать туннели с радиусом до 5 м со значительной толщиной бетонных сводов и длиной до 125 м. Внутренние опалубочные поверхности установлены на подвижной раме с помощью телескопических распорок. Вертикальные поверхности соединены с горизонтальной фермой шарнирно и могут поворачиваться при распалубке. Горизонтальная ферма установлена с возможностью перемещения относительно рамы. Наружные щиты шарнирио закреплены на перемещаемом портале с помощью телескопических распорок и отрывных устройств.

Рис. 2-9. Схема катучей опалубки конструкции Донецкого Промстройниипроекта

Рис. 2-9. Схема катучей опалубки конструкции Донецкого Промстройниипроекта Опалубка конструкции Донецкого Промстрой-ниипроекта (рис. 2-9) предназначена для по-ярусного бетонирования протяженных стен. Габариты опалубки 6700x5400x3900 мм, масса ее 8000 кг. Щиты имеют длину 6—8 м и высоту 1,3 м, закреплены на перемещаемом портале. Портал можно раздвигать на разную толщину стен — до 600 мм. Щиты перемещают вверх по направляющим портала для перестановки на следующий ярус бетонирования. Их отрывают от бетона и перемещают горизонтально с помощью винтовых домкратов, а поднимают с помощью тросов.

На опалубке смонтированы бункер объемом 1,4 м 3 с вибраторами для подачи бетонной смеси и рабочие подмости. Портал перемещают с помощью лебедок со скоростью 4—8 м/ч, скорость движения без укладки бетонной смеси 60—120 м/ч.

Рис. 2-10. Катучая опалубка для бетонирования прямоугольного туннеля (разрез)

Рис. 2-10. Катучая опалубка для бетонирования прямоугольного туннеля (разрез) Катучая опалубка для бетонирования туннелей и коллекторов прямоугольного сечения конструкции треста «Запорожстрой» показана на рис. 2-10. На перемещаемой тележке установлены центральные стойки с винтовым домкратом. Верхний щит — составной, он шарнирно закреплен на стойке. Вертикальные щиты соединены с горизонтальными на шарнирах. Щит устанавливают в рабочее положение и распалубливают вращением домкрата, установленного на стойке. При распалубке горизонтальный щит как бы переламывается и при опускании вниз тянет за собой вертикальные щиты; они тоже отрываются от бетона и поворачиваются.

Наружная дощатая опалубка закреплена на деревянных рамах, которые соединены в верхней части с помощью болтов. Рамы, установленные шарнирно, могут поворачиваться при установке в рабочее положение и при распалубке. Внутренняя опалубка перемещается по рельсам с помощью лебедок, наружную переставляют краном.

В такой опалубке можно бетонировать туннели и коллекторы шириной 210—280 см и высотой 180—220 см. Изменяют размеры с помощью отверстий, выполненных в раме с шагом 50 мм по высоте и 100 мм по ширине.

Горизонтально перемещаемая опалубка (рис. 6.8, б) представляет собой жесткую раму на тележках с прикрепленными к ней двумя опалубочными щитами, рабочим настилом с ограждением и бункером. Опалубка применяется для непрерывного поярусного бетонирования стен протяженных конструкций типа подпорных стенок, каналов, коллекторов, резервуаров, аэротенков, отстойников, туннелей, возводимых открытым способом, и др.



Рис. 6.8. Устройство скользящей опалубки б — горизонтально перемещаемой: 1 — стойка; 2 — тележка; 3 — балка; 4 — щит опалубки; 5 — монтажное устройство; б — лебедка подъема щитов; 7 — настил; 8 — ограждение; 9 — ползуны; 10 — фиксаторы; 11 — бункер; 12 — лестница; 13 — электрический привод; 14 — поверхностный вибратор

Горизонтально перемещаемую опалубку в сравнении с разборно-переставной экономически целесообразно использовать при следующих размерах возводимых сооружений: линейно-протяженных стен высотой до 3 м, площадью не менее 200 м 2 ; высотой 3. 6 м, площадью более 180 м 2 ; замкнутых в плане емкостных сооружений при высоте стен до 3 м, площадью не менее 450 м 2 ; высотой 3. 6 м, площадью более 400 м 2 .

Рассматриваемая опалубка позволяет бетонировать стены толщиной 12. 60 см. Длина опалубочных щитов составляет 6. 8 м, высота 1,2. 1,5 м. Скорость горизонтального передвижения 6. 8 м/ч.

При возведении емкостных сооружений рельсовые пути монтируют на предварительно забетонированное днище. Монтаж опалубки начинают с укрупнительной сборки двух секций. Первая из них собирается из тележки, двух стоек, опалубочного щита и соединительной балки, вторая — из тех же элементов, но вместо соединительной балки ставится монтажная балка. Секции ставят на рельсовые пути, раскрепляют и жестко соединяют болтами с соединительной балкой. По верху щитов укладывают настил рабочих площадок и устанавливают остальное оборудование.

Через 45. 60 мин после установки опалубки в исходное проектное положение и бетонирования начинают первое пробное горизонтальное движение ее. Если при этом бетон не оплывает и нет видимых трещин, то дальнейшее движение опалубки и укладка бетона идут непрерывно до окончания бетонирования первого яруса. На втором и следующих ярусах опалубка возвращается в исходное положение и процесс повторяется.

Любая конструкция, возводимая из железобетона, подразумевает заливку бетонной смеси в предварительно установленную опалубочную систему, предназначенную для поддержания форм элементов, заданных проектным решением. В строительном деле используют большое количество опалубочных наборов, с помощью которых заливают фундаментные основания, возводят стены и устраивают перекрытия. Один из таких примеров – катучая опалубка.

Катучая опалубка

Что это

Если говорить кратко, то катучая опалубка – это конструкция горизонтального типа, перемещаемая по строительной площадке по мере того, как залитая бетонная смесь наберет достаточный уровень прочности.

Основная особенность катучей опалубки подразумевает непрерывный процесс бетонирования (непродолжительные перерывы допускаются).

Технология предусматривает проведение работ двумя вариантами:

  • щиты опалубочной системы могут непрерывно смещаться по поверхности строящегося сооружения;
  • выполняется их последовательная перестановка, которой предшествует отделение от бетонной поверхности на предыдущем участке.

Области применения

В современном строительстве катучая опалубка успешно применяется для возведения сооружений с линейной протяженностью, постоянным либо переменным значением сечения.

Конструкция системы устроена таким образом, что можно перемещать щиты вдоль оси или поднимать их вертикально, выполняя поярусное бетонирование. Кроме того, применение такой опалубки позволяет выполнять регулирование уклонов поверхностей строящегося объекта.

Пользуются объемно-переставной опалубочной системой при возведении сегментированных сооружений и зданий, отличающихся сотовой структурой. Кроме того, катучая опалубка применяется при заливке тоннельных стен, строительстве коллекторов.

Технические характеристики

Для катучей опалубки они определены соответствующим ГОСТом. Рассмотрим параметры стандартного тоннельного комплекта, в который входят панели трех типов:

  • среднее время, необходимое на бетонирование, если опалубка собирается с применением крана – около двух часов на один метр;
  • погонная способность по нагрузочному воздействию – до шести тонн на метр;
  • погонный вес опалубочной системы – около ста килограмм на метр;
  • параметры панелей горизонтального типа – 1.2 – 1.6
    8 – 2.4/2.4 – 3 м;
  • длина модуля в основной панели – 1.25 м;
  • ширина – от 2.4 до 6 м;

Максимальный показатель длины системы

  • максимальный показатель длины системы при соответствующих подъемных возможностях домкрата – 12.5 м;
  • ширина вкладного панельного элемента – от 5 до 60 см.

Элементы конструкции

В опалубочный набор входят внутренние и наружные части. Низ опалубки смонтирован на рельсах. Сюда входит тележка, на которой укреплены подъемные механизмы в виде двух домкратов, поддерживающих опалубку. Кроме горизонтальных домкратов, тележка имеет центральные опоры с винтовыми механизмами, с помощью которых опалубка может перемещаться в вертикальной плоскости.

Верхний щитовой элемент составной, закреплен на стойке шарнирами. Соединение щитов тоже выполнено шарнирно.

В состав наружной опалубки входит пара боковых рам, способных поворачиваться в момент установки в необходимое для работы положение. Перестановка наружной опалубки выполняется краном, а внутренняя конструкция перемещается на тележке.

Монтаж и демонтаж

Из крупных модулей катучей опалубки собирают цельные конструкции на месте, предназначенном для строительных работ.

Монтаж системы проводится по определенным правилам:

  • сначала уточняется объем предстоящих работ, составляется чертеж, который должен соответствовать проектному заданию;
  • выполняются необходимые расчеты, уточняется потребность в опалубочных щитах, опорных элементах и откосах;
  • все элементы, предназначенные для сборки каркаса, доставляются на площадку;
  • монтаж выполняется с привлечением грузоподъемных устройств.

Алгоритм установки выглядит следующим образом:

  • выставляются стеновые щиты;
  • выполняется монтаж перекрытия;
  • все отдельные части соединяются;
  • выставляются откосы, придающие требуемую жесткость.

В конечном варианте сборки катучая опалубка представляет единый модуль, к которому, если есть необходимость, крепятся очередные секции, пока конструкция не достигнет длины в 12.5 м.

К демонтажу опалубки приступают после того, как залитая бетонная смесь наберет до восьмидесяти процентов от требуемой прочности. Разборка проводится в обратном порядке с привлечением специальной техники.

Прочность конструкции

Преимущества

Сегодня катучая опалубка представлена модернизированной конструкцией с удельным весом около 70 кг и приличным коэффициентом по оборачиваемости, достигающим двухсот циклов.

Применение такой системы позволяет снизить финансовых расходы на строителей почти в два раза, так как процесс частично механизирован. Кроме этого, к достоинствам катучей опалубки относятся:

  • высокий показатель скоростного режима по выполнению работ;
  • экономический эффект от пятнадцати процентов;
  • залитый бетонный раствор можно не уплотнять.

Следует заметить, что кроме положительных качеств, катучая опалубка имеет и определенные недостатки:

  • в бетонную смесь вводятся специальные добавки. Данная необходимость вызвана тем, что при экстренном прекращении бетонирования последующие конструктивные сегменты придется монтировать по «мокрой» бетонной поверхности предыдущего рабочего участка;
  • жидкий бетон приходится подавать по твердому графику;
  • элементы опалубки отличаются большими габаритами и приличным весом, что диктует необходимость привлекать погрузочную технику;
  • для смены угла заливки возможности нет;
  • работа с такой конструкцией подразумевает наличие соответствующей квалификации.

Качественное выполнение заливки бетоном

Заключение

Катучая опалубка представляет собой комплект, с помощью которого бетонируются различные монолитные конструкции с типовыми формами. Такое оборудование гарантирует качественное выполнение заливки бетоном, экономию времени и денежных средств.

Читайте также: