Гордеевы жили в доме с бревенчатыми еще не штукатуренными стенами

Обновлено: 26.04.2024

Николай Сергеич утверждал, что князь (не) способен к неблагородному поступку.
Теперь (не) легкое беспокойство, а нечто похожее на тревогу обуяло меня.
Остался ящик с рукописями, никому (не) нужными.
Чего только (не) услышишь, когда все матросы соберутся в кубрике.
В книге рассказано о судьбе (не) счастной старухи.

Райский считал себя отнюдь (не) отсталым человеком.
В мечтах он открывал ещё (не) исследованные земли.
Старая усадьба стояла на (не) высоком холме.
Некоторые упражнения (не) выполнены.
Озеро Севан – ни с чем (не) сравнимое по красоте творение природы.

Причины миграции этих редких птиц ещё (не) изучены.
Вдоль улиц громоздятся горы (не) растаявшего снега.
В Севан впадает чуть ли (не) тридцать рек и речонок.
Воды в этих краях (не) хватает.
Артист сегодня (не) в голосе.

А. Н. Толстой умер, (не) успев дописать роман «Пётр I».
(Не) лёгкий, но достойный удел ожидает нашего героя.
Война – (не) митинг.
Чего только (не) происходило в те времена.
(Не) встречей был памятен для меня тот день, а событием совсем иного порядка.

Я чувствую, что (не) обходимо переменить тему разговора.
К сожалению, задача (не) решена.
Вас дочка кличет – никак (не) докличется.
Чего только (не) происходило в те времена.
Это, господа, (не) кто иной, как капитан Копейкин.

(Не) сказано было ни слова.
(Не) кого было спросить, как проехать к концертному залу.
(Не) счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.
Никем (не) замеченный, Иван быстро скрылся.
Николай, совершенно (не) чувствуя тела, заворочался, устраиваясь удобнее.

Надо было (не) спеша ехать дальше.
С середины XIX века русские ученые (не) раз организовывали экспедиции на вулканы Камчатки.
(Не) понятное поведение героя объяснено автором в последней главе.
(Не) всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.
Наша команда (не) тренировалась и проиграла.

(Не) зачем думать о плохом: всё будет хорошо.
Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (не) штукатуренными стенами.
За степным туманом (не) видно ни поля, ни леса.
Тишина, (не) нарушаемая ни движением, ни звуком, особенно поразительна.
Туристы прошли (не) меньше километра.

(Не) прекращавшаяся в течение трёх суток пурга замела сторожку снегом.
После ремонта комната ещё (не) приведена в порядок.
(Не) помня зла, за благо воздадим.
(Не) обычная обстановка мешала сосредоточиться.
(Не) нужно расспрашивать о происшедшем.

Месяца (НЕ) БЫЛО на небе, и звёзды ярко светили.
До Нового года (НЕ) БОЛЬШЕ недели.
Бабушка, (НЕ) СМОТРЯ на преклонный возраст, отлично видит и слышит.
Серёжа (НЕ) ТОРОПЯСЬ перевернул страницу.
Вовсе (НЕ) ТРУДНАЯ задача решена учеником.

Компьютер (не) подключён к сети.
Гибнущий сад и (не) состоявшаяся любовь — две внутренне связанные темы пьесы.
Еще (не) распустившийся цветок особенно красив.
Помещение (не) рассчитано на такое количество людей.
(Не) спрашивая ни о чем, он все понял.

(Не) сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.
Ключи до сих пор (не) найдены.
Дом у Петровых (не) большой, но очень уютный.
Брат (не) удостоил Мишу даже взглядом.
Здание (не) построено в срок.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1.
Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (не) штукатуренными стенами.
Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)большой, но быстрой речки.
Взялась за роли потруднее, да и провалилась, - пороху (не)хватило!
Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Кажется, вы здесь уже (не)первый раз.

2.
(Не)раз я рисовал себе эту встречу.
Мы купались около часа, пока (не)зазвонили к завтраку.
(Не)забудьте, что за час до окончания экзамена принесут словари.
Тень вагона бежала по (не)кошеному откосу.
И всё-таки дела обстоят далеко (не)благополучно.

3.
Из этих же стен уходил Строганов на войну, (не)доучившись до конца последнего курса.
В лесу кипела (не)омрачённая пришествием человека жизнь.
Капитан показался Алексею (не)молодым, а уже пожилым, утомлённым человеком.
Помощи ждать (не)откуда.
Шубин (не)спускал с самолёта глаз, держа руки на штурвале.

4.
Лиза молчалива, застенчива, (не)общительна.
Я сидела, бессмысленно глядя на белую, (не)занятую шрифтом половинку страницы.
Я смотрел на змею (не)моргая.
Многие выдающиеся личности были отнюдь (не)выдающегося телосложения.
Оставалось только надеяться, что письмо (не)получено.

5.
Нужная книга (не)прочитана
Клементьев ушёл, (не)ответив на наши вопросы.
Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.
(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.
Но Двигубский был вовсе (не)добрый профессор, он принял нас круто и был груб.

6.
Во многих поступках его проявляется (не)живая натура, а схема, не логика характера, а произвол автора.
Я понимаю это, но от этого мне было (не)легче.
На давно (не)подметавшихся улицах ветер шелестел опадавшей листвой.
Кто (не)проклинал станционных смотрителей, кто с ними (не)бранивался?
В (не)которых селах до сих пор изгоняют из домов всякую нечисть.

7.
Воевода был (не)молод и (не)стар.
Сергею довелось услышать об этом странном человеке много отзывов, (не) делающих тому чести.
Хозяева накормили (не)ожиданно приехавших гостей вяленой олениной и печёной картошкой, напоили топлёным молоком.
(Не) полученная вовремя телеграмма заставила нас изменить планы.
Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума.

8.
(Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.
Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.
Без дружбы никакое общение (не)имеет смысла.
Нивы были (не)скошены, зерно (не)убрано; ни на минуту (не)прекращающиеся дожди вызывали тревогу сельчан.
Веди себя прилично: ты (не)умнее и (не)лучше окружающих!

1. НЕБОЛЬШОЙ
2. НЕКОШЕНОМУ
3. НЕОТКУДА
4. НЕОБЩИТЕЛЬНА
5. НЕВЫСКАЗАННЫЙ
6. НЕКОТОРЫХ
7. НЕОЖИДАННО
8. НЕСМОТРЯ НА

Задание №1. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не) чего было надеяться на чудо, поэтому мы так упорно готовились к предстоящим соревнова-ниям.
Эта задача так и (не) решена учениками.
(Не) яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
А кругом на полях (не) пробудная тишь.
Первоначально он отнёсся ко мне (не)приязненно и даже оскорблял меня.

Задание №2. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не) кого было спросить, как проехать к концертному залу.
В последние годы (не) измеримо увеличились наши знания об Атлантиде.
Вдали показались (не) высокий дом и двор, обнесённый забором.
(Не) счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.
Голос отвечавшего был (не)выразимо мучителен.

Задание №3. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не) зачем думать о плохом: всё будет хорошо.
Гибнущий сад и (не) состоявшаяся любовь - две внутренне связанные темы пьесы.
Меня огорчило (не) вежливое замечание приятеля.
Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (не) штукатуренными стенами.
Я спрашиваю его о чём-то (не)нужном на суде.

Задание №4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не) сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.
Ключи до сих пор (не) найдены.
Раздался удар, но (не)бьющиеся стёкла за шторою выдержали его.
Брат (не) удостоил его даже упрёком.
Преступления Варравана и Га-Ноцри совершенно (не)сравнимы по тяжести.

Задание №5. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наш спутник оказался молчаливым, (не) разговорчивым человеком.
Егор слыл (не) утомимым тружеником.
Птиц гонит на юг (не) наступающий холод, а отсутствие корма.
Домашним животным (не) чего было опасаться людей.
В какую именно причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой (не)слыхан-ной дерзости арестованного?

1) не решена
2) не счастье
3) не штукатуренными
4) небьющиеся
5) не наступающий

anastasijakotopos

Установите соответствие. 1. Строительство храма завершилось 2. Храм подожгли 3. Храм просуществовал 4. Храм был найден а) до III в. b) в 1869 г. c) в … 356 г. до н.э. d) в 550 г. до н.э. 4 Определите, какого утверждения нет в тексте. А) Строительство храма было долгим и сложным. В) Некогда один из крупных портов, Эфес в начале нашей эры пришёл в запустение и перестал существовать. С) Жители Эфеса решили сами восстановить храм Артемиды. D) По периметру храма было установлено 127 колонн. Е) Найденные во время раскопок каменные блоки затем установили в одну колонну. 5 Разделите текст на смысловые части и определите, с какого предложения начи- нается каждая часть. 6 Составьте план текста.

Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи. 1) Смягчить боль 2) Постоянно дергался 3) Машинист сообщил 4) И … стинная чистота СРОЧНО.

от глаголов неопределенной формы образуйте форму будущего 1 лица ед числа учитывыая вид глаголов: создать - создавать - засидеться - отцепиться - спр … осить - стараться - постараться - взяться - ходить - застилать -

Выписать из рассказа "Фотография, на которой меня нет" 7-8 предложений с вводными словами и вводными предложениями. 40 баллов​

Напишите эссе-рассуждение на тему глобального потепления. Рассказ ведите от лица эколога. Озвучьтесвои теории, которые помогут спасти мир от катастроф … , связанных с глобальным потеплением. Озаглавьтесвой текст. В эссе используйте вводные конструкции, предложения с прямой и косвенной речью, Объем150-200 слов.Напишите эссе-повествование о том, какими изобретениями прославится Казахстан в будущем. Рассказведите от лица молодого ученого-энергетика. Придумайте название. В эссе используйте вводныеконструкции, предложения с прямой и косвенной речью. даю 10 баллов​

Упражнение 501. Объясните лексическое значение слов и их написание. Стоп(кран),диван(кровать), плащ(палатка),рыба(пила),генерал(майор).

В городе Зеленограде есть широкое водохроранилище. Летом по его берегам зеленеют белоствольные берёзки, шепчут листочки дубов и клёнов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? «….» это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта. Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам, это чаще всего глубочайшие духовные прозрения. Недаром он предположил: "Зато в глазах моих прозрений дивных свет". Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды, и поэтому написанное им с каждым годом звучит громче и громче.

Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. А Есенин был идеальным в этом смысле инструментом – он был обнажённой совестью нации.

(По Е. Винокурову)

1) Применение анафоры (Есенин – это национальный мыслитель…, Есенин – великий художник интуиции…, Есенин – певец любви.) способствует смысловому и логическому выделению значимых идей путём акцентирования внимания на повторяющихся элементах речи.

2) Использование такого средства выразительности как риторический вопрос (Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина?) помогает автору создать иллюзию общения c читателями.

3) Текст предназначен для ученых, будущих специалистов, учеников, а также для любого человека, интересующегося наукой.

4) Тексту присущи такие стилевые черты, как оценочность, призывность, документально-фактологическая точность, эмоциональность, образность, субъективность.

5) Текст относится к публицистическому стилю речи, так как основные цели автора – сообщить информацию, одновременно воздействуя на читателя, применяя эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации.

2. Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска в четвёртом предложении текста. Запишите эту частицу.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в четырнадцатом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

НАПРЯЖЕ́НИЕ, -я, ср.

1) Действие по значению глагола напрячь—напрягать; напрячься— напрягаться. Напряжение голоса. Напряжение внимания.

2) Сосредоточение сил, внимания на чём-либо (при выполнении, осуществлении чего-либо), затрата больших усилий, энергии. Творческое напряжение. Работать с напряжением.

3) Затрудненное, стесненное положение, состояние. В городе огромное напряжение в отношении сырьевых ресурсов и топлива..

4) Величина давления или растяжения, возникающих в твердом теле в результате внешних воздействий (сил, температуры и т. п.).

5) Величина, характеризуемая работой электрических сил при перемещении единичного электрического заряда из одной точки электрического поля в другую. Ток высокого напряжения.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

клалА бАнты слИвовый сверлИшь кУхонный

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Радость от успеха, незаметно для него самого, переросла в ГОРДЫНЮ, слава вскружила голову.

Отношения между ещё мало знакомыми людьми постепенно стали приобретать более ДОВЕРЧИВЫЙ характер.

Все его высказывания, все его выступления, где бы то ни было, всегда были проникнуты РОМАНТИЧЕСКИМИ идеями.

Мне вспомнился город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

Любопытно, что особенно ДЕЙСТВЕННЫМ средством обработки внутренней поверхности обуви многие считают масло чайного дерева.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Количество девятиклассников, желающих поехать летом в приморский лагерь, прогрессирует с каждым днём.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НАДЕТЬ шапку ЛЯЖЬТЕ на пол десять ГРАММОВ

нет ПЯТИ ТЫСЯЧ ШЕСТИСОТ ТРИДЦАТИ ДВУХ рублей много ТУФЕЛЬ

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. ошибка в построении предложения с однородными членами

Б. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г. ошибка в управлении

Д. нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

1) На наш взгляд, следует обратить внимание общества к этой проблеме,

поскольку на сегодняшний день она самая актуальная.

2) Школьники нашего села охотно помогали группе археологов, приехавших из Новгорода.

3) Анализируя стихотворный текст, у нас с одноклассниками завязался спор. 4) Те, кто обращался к поэзии Б. Пастернака, были ошеломлены неожиданными метафорами, выразительностью антитез, сцеплением антонимов.

5) Именно тогда в старом русском городке, в Вологде, я увлёкся историей, именно тогда я нашёл и начал заниматься архивами деда.

6) Благодаря Галилея человечество получило первый в своей истории оптический астрономический инструмент – телескоп.

7) Физическая нагрузка позволяет человеку не только стать здоровее, но и обрести уверенность в себе.

8) По приезде в деревню тонкая и эмоционально настроенная девушка душою сразу же влилась в чудную сельскую природу, захватившую её поэтический ум.

9) В поэтической сказке А.Н. Островского «Снегурочке» показана красота не только окружающего мира, но и любви, молодости.

1) бракосочетание, гористая, касательная

2) собрать, отраслевой, проклинать

3) стилистический, обмакнуть, озарение

4) перила, прилагать, примерять (вещи)

5) обмакнуть, скачок, блистательный

1) пр..бывать (в городе), пр..зидент, пр..высить (скорость)

2) бли..сидящий, бе..спорный, ни..ходящий

3) пр..ныра, об..греться, не..тснятый (кадр)

4) пред..юльский, меж..нститутский, двух..мпульсный

5) пен..юар, почтал. он, об..ятый

2) корч..вать, марл..вый

3) милост..вый, откле..ваться

4) устойч..вый, затраг..вать

1) побел..шь, уравновеш..нный

2) обруш..вшийся, недвиж..мый

3) (они) кле..т, кол..щий (дрова)

4) крикн..шь, независ..мый

5) огранич..шь, слыш..мый

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ещё видны остатки (НЕ)РАССТАЯВШЕГО на полях снега, ещё чувствуется дыхание зимы.

Через два дня состоялся тот самый (НЕ)ЛЁГКИЙ разговор.

Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (НЕ)ШТУКАТУРЕННЫМИ стенами.

Комната была (НЕ)ОСВЕЩЕНА, поэтому трудно было различать лица, сидящие напротив людей.

Путники шли без привала весь день, (НЕ)ЧУВСТВУЯ усталости.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ОТ)ТОГО цикла стихотворений Пушкина, который называется «вольнолюбивым», (НА)ВЕРНОЕ нельзя отторгнуть стихотворение «Арион». (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, над которым клубы огня крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, всё увеличиваясь в размерах.

(НЕ)СМОТРЯ на усталость, туристы шагали быстро, озабоченно поглядывая на солнце, (НА)СКВОЗЬ пробивающее лёгкие тучки.

Стоит прочесть ХОТЯ(БЫ) несколько строк из любимой книги – и ТОТ(ЧАС) же хочется писать самому.

Софья ТУТ(ЖЕ) убеждается, что Молчалин её (НИ)КОГДА не любил.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Запишите цифры в порядке возрастания.

Когда погода безветре(1)а, смотритель маяка, не торопясь, сворачивает папиросу из искроше(2)ого табака, надевает форме(3)ую бескозырку и потрёпа(4)ый бушлат и идёт к морю.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Талант писателя позволяет сочетать правду и фантастику и заставляет поверить в реальность событий.

2) После смерти старого хозяина наследник не только вырубил последние берёзы в парке но и сбыл по частям всю пахотную землю и поставил на аукцион всё имение.

3) В минуты музыки печальной я представляю жёлтый плёс и голос женщины печальный и шум порывистых берёз.

4) В неурожайный год можно пройти по тайге сотни километров и не услышать ни криков ни бормотания бурундуков.

5) В тишине сбивчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я поливал саженец, ухаживал за ним и часто представлял его остроиглой бояркой, запорошенной цветами, овитой листвой: конечно (1) боярка высокой не бывает, до неба ей не достать, однако (2) выше сеновала (3) пожалуй (4) вымахает.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я уверил себя (1) что эта осень первая и последняя в моей жизни (2) потому что сердце моё (3) которое когда-то пылало от любви (4) теперь было разбито.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Как только приезжие разложили в комнатах свои вещи (1) они немедленно решили осмотреть город (2) но (3) так как экскурсионные автобусы отправлялись только через два часа (4) все решили идти пешком.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Эти старенькие дворы — настоящее испытание для всех, кто решил навсегда покинуть город, кто уже спешит в сторону станции с большим чемоданом или сумкой на плече. (2)Тут на каждом шагу хочется остановиться, подслушать, о чём перешёптываются из приоткрытого окна на первом этаже, хорошенько рассмотреть ржавые ажурные оградки цветников, лепнину на окнах. (3)И всякий, кто покидает городок, замрёт, заслушается, засмотрится и наверняка опоздает на поезд, как мои любимые старики. (4)Собравшись переезжать в Москву, бабушка и дедушка не раз решительно маршировали к станции с одним намерением — не возвращаться и поскорее забыть город. (5)Дед шёл с серым военным чемоданом и пиджаком, накинутым на плечи; бабушка, оживлённая и взволнованная, в купленном по случаю отъезда лёгком платье из креп-жоржета. (6)Они шли, тихонько переговариваясь и улыбаясь друг другу. (7)Дед — напевая. (8)Бабушка — заботливо снимая с его пиджака пёрышко. (9)Из окна раздавалась песня патефона — они замедляли шаг, а потом одновременно останавливались.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Принято считать, что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса «Сказание о Гильгамеше». (2)Писалось это сочинение аж в третьем тысячелетии до нашей эры, и, следовательно, изящная словесность будет постарше египетских пирамид.

(3)С тех пор было написано великое множество книг, умных и дурацких, талантливых и не сказать чтобы отмеченных «искрой Божьей», которые (в том-то всё и дело) физически невозможно перечитать. (4)Спрашивается: а чего, собственно, ради скрипели перьями, может быть, миллионы людей, обременённых даром художественного слова, зачем они недосыпали-недоедали и мучились под пытками синтаксисом, если их сочинения обречены на безвестность, если книги, рождённой в ночной тиши, никогда не коснётся человеческая рука?

(5)С другой стороны, интересно: вот уже пять тысяч лет, как человечество не отстаёт от чтения, хотя у него хлопот, что называется, полон рот (тут тебе и бесконечные междоусобицы, и кризис неплатежей), а он всё почитывает на досуге, словно это, казалось бы, зряшное пристрастие злободневно. (6)Вроде бы и практического толка от этого занятия никакого: всё-таки книжку прочитать — это не то, что делянку под картошку вскопать или починить в доме электропроводку, вроде бы и без того жизнь коротка, как заячий хвост, и глаза портить не годится, и основные вопросы бытия давно закрыты, а людей всё тянет к печатному слову, точно в нём заключена какая-то великая благодать…

(7)Что до первого пункта, то ответ на него таков: люди, обременённые даром художественного слова, пишут потому, что есть такая болезнь — писатель и этот страдалец не может не сочинять. (8)Болезнь эта весьма распространённая, особенно у нас, в России, где писатель двести лет стоял наравне с апостолами, а теперь перешёл на положение городского дурачка, бездельника и недотёпы, который не умеет даже электричество починить.

(9)Другое дело, что бывает писатель, имеющий что сказать городу и миру. (10)А бывает писатель, который только и может, что в письменном виде поделиться с публикой своими наблюдениями над вечерней зарёй, характерами современников, а то и расцветкой бабочки махаона. (11)Но при этом ни того ни другого нимало не интересует, прочитают ли их писанину или не прочитают, признает публика искромётный талант творца или не признает, и даже им неважно, выйдет рукопись в свет или навеки упокоится в ящике письменного стола.

(12)По второму пункту: люди вот уже пять тысяч лет читают книги по той причине, что им от Бога вышло такое внушение – раз своего ума мало, если ты бесчувствен, как сапог, то потрудись освоить хотя бы часть корпуса великой литературы, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе. (13)И ведь действительно: с мудрым автором связаться через печатное слово — это совсем не то, что выяснить по сотовому телефону у Саши или у Маши, что они кушали на обед; это совсем не то, что выслушать от матери нагоняй за бестолковость и нерадение.

(14)Исключительно по той причине, что большой писатель представляет собой феномен, что он есть высший подвид человека разумного, наделённого способностью мыслить и чувствовать, как никто, его сочинения непременно следует прочитать. (15)Лев Толстой нас вдохновит своим озарением: «Мне говорят, я несвободен, а я взял и поднял правую руку». (16)Чехов насторожит категорическим императивом: «В человеке всё должно быть прекрасно…» (17)В свою очередь, Достоевский нам сообщит: «Широк, слишком широк русский человек, я бы сузил» и «Красотою спасётся мир».

(18)Следовательно, люди испокон веков тянутся к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, и удовлетворить её не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты. (19)Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, как мыслителя и творца. (20)Словом, скорее всего прав поэт Бродский: «Человек — это то, что он читает». (21)По крайней мере, человек — это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно настороже.

* Вячеслав Алексеевич Пьецух (род. в 1946 г.) —советский и российский

1) Удовлетворить потребность человека в общении вполне могут домашние, приятели, газеты.

2) По мнению автора, большой писатель есть высший подвид человека разумного, наделённого особой способностью мыслить и чувствовать.

3) Читатель обращается к книге, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе.

4) Писатель всегда в России был на положении городского дурачка, бездельника и недотёпы.

5) Все созданные человечеством книги невозможно перечитать физически.

1) В предложениях 3, 4 содержится рассуждение.

2) Предложение 8 поясняет содержание предложения 7.

3) Предложения 9 и 10 противопоставлены по содержанию.

4) В предложениях 12, 13 представлено описание.

5) Предложение 21 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 19.

24. Подберите синоним к слову нерадение (предложение 13). Запишите этот синоним.

25. Среди предложений 15−21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Размышления автора текста В.А. Пьецуха о писателях и читателях подчинены строгой логике. Отследить её нам помогают синтаксическое средство – (А)_______ (в предложениях 3, 5) и приём – (Б)________ (в предложениях 15–17). Нередко автор прибегает к такому лексическому средству, как (В)________ («аж» в предложении 2, «дурацких» в предложении 3, «зряшное» в предложении 5, «писанину» в предложении 11). Ярче выразить свою мысль автору помогают тропы, среди которых (Г)_________ («мучились под пытками синтаксисом» в предложении 4)».

6) вводные и вставные конструкции

8) восклицательные предложения

9) разговорные и просторечные слова

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Дайте пояснение к каждому примеруиллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Читайте также: