Гомогенный линолеум для линогравюры

Обновлено: 26.04.2024

Расширяем горизонты применения талантов: рассказываем про необычные техники и приёмы творческого самовыражения. Сегодня поговорим о линогравюре.

Линогравюра — это техника высокой печати, когда краска переносится на бумагу с выступающих участков печатной формы, а места, которые бумаги касаться не должны, углубляются. Линогравюра или Гравирование на линолеуме — самая молодая из основных графических техник.

Из глубины веков

Ксилография — гравюра на дереве — зародилась в Китае, по некоторым источникам, уже в VI - VII веках. Самая ранняя, из дошедших до нас китайских гравюр, датирована 868 годом. Фрагменты ксилографических книг на арабском языке, относящихся к периоду между X и XIV веками, были найдены в Египте.

Первые европейские ксилографии появились на рубеже XIV - XV веков. Историки связывают появление гравюры с началом производства бумаги в европейских странах. Самая раняя датированная ксилография относится к 1418 году. Именно в эпоху раннего Возрождения гравюра развивается как самостоятельный вид искусства и как средство массовой печати.

Линогравюра возникла на рубеже XIX - XX веков: в 1860-х годах появился линолеум как строительный материал. А после уже нашёл применение и как основа для гравюры. Одними из первых мастеров, использовавших линолеум вместо дерева, были художники-экспрессионисты немецкой группы «Мост», когда им потребовалось отпечатать плакаты большого формата и обои.

Первыми в России мастерами линогравюры стали Иван Павлов, Николай Шевердяев и Вадим Фалилеев. Примечательно, что Павлов способствовал широкому внедрению линогравюры в книжное дело.

В технике линогравюры работали даже такие великие художники как Пабло Пикассо и Анри Матисс. Пикассо фактически изобрел метод гравировки одного куска линолеума для всех цветов: наложив очередной цвет на бумагу, художник чистил пластину и срезал уже отработанные фрагменты, оставляя те, на которые ещё нужно нанести краску.

Материалы и инструменты

Освоить линогравюру можно даже самостоятельно. Главное желание и правильные инструменты :)

Например, для новичков или для детского творчества продаются специальные наборы для линогравюры, в которые входит всё необходимое для создания отпечатка.

Для начала выбираем материал — можно приобрести специальный линолеум для линогравюры, а можно воспользоваться и бытовым линолеумом — однотонным и без фактуры, толщиной 3-5 мм.

Так же понадобится набор резцов , лезвие которых бывает разной формы: радиусная, плоская, коробчатая, уголковая (есть и в художественных, и в хозяйственных магазинах).

Следующий этап: выбираем краски . В продаже есть специальные краски для линогравюры , а можно взять типографскую краску, гуашь или акрил . Можно даже воспользоваться краской для текстиля и перенести изображение на ткань. Главное, чтобы краска была умеренно густая и не слишком быстро сохнущая.

Для нанесения краски на основу потребуется валик. Это может быть полиграфический вальцмассовый валик или обычный резиновый для обоев.

Материал для оттиска — бумага, картон, ткань .

Пресс — в домашних условиях это может быть валик, ложка или обыкновенная скалка. Такое точно есть дома у каждого ;)

Начинаем творить и вытворять

Если линолеум недостаточно гладкий, нужно тщательно отшлифовать.

Сначала создаётся эскиз . Необходимо хорошо продумать все детали, разобрать, где будет свет, а где тень. Это очень ответственный этап работы. За счёт штрихов, их толщины, частоты, размеров, направлений передаётся не только форма предметов, но и разница в материалах. Готовый эскиз переносится на линолеум.

Проще всего при помощи карандаша перевести рисунок на кальку, положить под кальку на линолеум копировальную бумагу и обвести рисунок карандашом. Или вообще нарисовать эскиз тушью сразу на линолеуме. Важно помнить, что изображение на линолеуме должно быть зеркальным .

Рисунок на линолеуме делается резцами различных профилей и размеров. При работе с острыми инструментами помните о технике безопасности!

Когда печатная форма готова, на неё валиком наносится краска. Важно следить за её количеством, чтобы не залить мелкие штрихи или наоборот не оставить непрокрашенные участки.

Теперь можно переносить изображение. На прокрашенную поверхность кладут лист бумаги или картона и прижимают прессом или вручную. Главное при печати — хорошо прижать печатную форму к материалу, но не переусердствовать, чтобы не смять тонкие штрихи .

Я решила подробно написать о том, что такое линогравюра, в какие этапы у меня происходит работа и какие материалы я для этого использую. Это не пошаговая инструкция, а описание процесса с фотографиями примеров.

Во-первых скажу, что у меня нет профессионального образования в области печатной графики. Все, что я знаю и умею, я нашла опытным путем, что-то было подсказано коллегами или подсмотрено в интернете. Мой путь начался с занятия по линогравюре в Британской высшей школе дизайна в 2012 году.



Линогравюра из серии "Лето на маяке", 2014 года. Моя самая успешная в коммерческом плане работа.


Линогравюра начинается с рисунка, я делаю эскиз будущей работы карандашом. Т.к. обычно я делаю цветные линогравюры, в 2-3 краски, на этапе эскиза я ищу оптимальное цветовое решение. Как его ищу. Во-первых я думаю о тоне, что у меня будет светлое, что темное. Во-вторых о том, чтобы использовать по максимуму возможности каждого цвета. Например, если у меня гравюра в две краски, допустим, желтый и синий, то при печати я могу получить третий цвет — зеленый (за счет наложения желтого на синий или синего на желтый). На фото выше я получила феолетовый цвет путем наложения синего на красный. Кроме того, я думаю о настроении, которое хочу выразить, что также влияет на выбор цвета (читайте подписи к фотографиям).

Так, например, выглядел эскиз к заглавной работе этого поста. Иногда цвет я просто представляю в голове, а на картинке могу лишь памятки-почеркушки сделать.


Дальше я переношу рисунок на кальку и с кальки на линолеум. Можно для этой цели использовать копирку, но мне это неудобно, т.к. при работе с копиркой готовое изображение будет зеркальным к эскизу. А через кальку, пусть это и несколько дольше, я получу именно то, что было у меня в эскизе. С кальки переношу изображение на отдельные одинакового размера куски линолеума (одинаковые — если у меня именно линогравюра, вписанная в определенного размера фон, а не штампы). Каждый цвет на отдельном куске линолеума. Если линогравюра в один цвет, в одну краску, то и печатная форма одна.

Эскиз, рисунок на кальке и на линолеуме. Работа из серии "Волчата летят в космос", 2014 год



В традиции линогравюры, участки формы, которые не вырезаются покрываются темным цветом (гуашью, маркером), я так не делаю, максимум делаю себе напоминалки, где какая форма, закрасив черным уголки (на фото выше).


Следующий этап — вырезание форм. Для этого используются специальные ножи (резцы, штихели, стамески — у них есть разные названия). Я использую Татьянку, Pfeil и Speedball, все их одинаково люблю. Для понимания: Татьянка — это российский качественный доступный продукт. Speedball — американский дешевый, не продается в России. Pfeil — швейцарские профессиональные ножи, стоят дорого, в России видела в Черной Речке.

Резец с синей ручкой — Speedball, ножи со светлой ручкой — Татьянка, с темной — Pfeil.


Дальше — бумага. Если я печатаю ложкой, чаще всего использую обычный ватман Госзнак, так как он гладкий и плотный. Его недостаток — с годами желтеет. Меня это смущает лишь потому что я не могу сказать, что моя работа архивного качества и гарантировать ее сохранность на долгие годы, но по сути, пожелтевшая бумага — мелочи. Если я печатаю на станке (скажу ниже об этом) я могу использовать любые бумаги. Особенно люблю хлопковые, специальные для офорта.

Сначала о печати ложкой. Ложкой я печатаю по принципу "бумага снизу", т.е. как при печати штампами, когда печатная форма сверху прикладывается к листу (фото ниже) . Традиционно линогравюру печатают "бумагой сверху", т.е. форма остается внизу, а бумага прикладывается сверху. При "правильном" способе нужно меньше усилий, чтобы добиться качественного оттиска. Но так сложилось, что попробовав печатать правильно я в итоге выбрала "неправильный" способ. Для меня так выше ощущение контакта, контроля, достоверности что ли. Перед печатью я делаю разметку на каждом листе, по размеру печатной формы отмечаю карандашом уголки (можно полностью обвести форму), с которыми затем поочередно буду совмещать каждую печатную форму, чтобы цвета наложились точно.


Процесс печати линогравюры. Из серии "Лето на маяке", 2014 год.

Печать на прессе. Этой зимой я купила себе специальный пресс для линогравюры марки ABIG, это самое бюджетное и негабаритное, что можно найти на рынке, размер пресса 30x30 см, стоил он 10 тысяч рублей. Я привезла его из Санкт-Петербурга транспортной компанией. Очень долго я вокруг него ходила, первые попытки печати были неудовлетворительными и прежде чем приноровиться я даже успела пожалеть о покупке. Но затем знакомство и даже любовь состоялись. На прессе я стала печатать "правильно", когда бумага сверху. Почему, не знаю. Просто на прессе такой способ печати оказался более естественным, мне не нужно ничего регулировать и контролировать, все за меня делает пресс. О том, как делать разметку бумаги при печати "бумага сверху" предлагаю посмотреть в коротком видео "Linocut with Simon Ripley". Я делаю примерно также.


Следующий этап — подготовка краски. Это очень важный этап. Иной раз краску я готовлю очень долго, прежде чем получу нужные мне цвета. Я использую офортную краску Charbonnel Aqua Wash, в моем понимании это идеальня краска. Прежде чем ее найти я пробовала краски на водной основе, кое-какие оказались хорошие (краска LINO/Creall, например), а какие-то вообще очень и очень низкокачественными (Speedball, например). Краски на водной основе я использую в основном для коллажей, когда нужно напечатать что-то, чтобы быстро высохло. Краска Charbonnel имеет уникальную формулу, у нее масляная текстура, но моется она водой с мылом. Это профессиональная краска архивного качества. Сохнет как и масло долго, сутки, иногда больше.


Моя палитра при печати штампами




Для нанесения краски на формы используют валики (резиновые, вальцмассовые, "для линогравюры" — так они могут называться). Я дополнительно использую паролоновые кисти для маленьких деталей (чаще всего — при печати штампами). Валики у меня есть маленькие 10 см шириной фирмы Abig, я покупала их в Питере в Салоне художника, для моего формата работ это идеального размера валики. Качество не могу сказать, что идеальное, но все равно люблю их. Еще использую резиновый валик из Черной речки и валики Speedball. Последние имеют стандартный диаметр окружности 3-3,5 см, это предполагает больший расход краски и если я печатаю что-то небольшое, это неудобно. Валики бывают мягкие и жесткие, чем жестче валик, тем тоньше будет слой краски на форме. Abig — это что-то среднежесткое, универсальное. Из Черной речки — очень твердый и это в определенных задачах замечательно. Spedball у меня все мягкие, что особенно подходит, например, для печати на ткани, т.к. валик набирает больше краски.

По центру валик Speedball, по краям ABIG (обратите внимание на диаметр)


И далее непосредственно печать. Поочередно каждую форму аккуратно совмещаю с разметкой. Покажу несколько фотографий об этом (читайте подписи к фотографиям).



Печатаю на прессе, бумагой сверху. Печатная форма и оттиск с одним цветом (на ягоды я дополнительно нанесла другую краску паролоновой кистью).



Второй цвет



Готовое изображение. В верхней части можно увидеть оттиск с каждой формы по отдельности.

Подложка для палитры — лист оргстекла или пластика размер А4-А3 или обычный ламинированный лист, на котором будете замешивать краску.

Краски для линогравюры. Как уже говорила, я использую Charbonnel Aqua Wash. На первое время п рофессиональные краски можно заменить, например, художественными масляными (я начинала именно ими) либо акриловыми с замедлителем высыхания.


Что еще я могу порекомендовать для знакомства с этой техникой и ее возможностями
Давно-давно я делилась своим процессом печати линогравюры пошагово, смотреть здесь.
Видео на которое уже ссылалась выше: Linocut with Simon Ripley
Видео на англ., но и так все понятно: Monoprints with Simon Ripley
Отличный автор, недавно нашла ее в инстаграм, делится короткими видео процесса печати.
Видео от автора Леси Дубовик
Еще одно видео.
Еще некоторые авторы, работающие в технике линогравюры:
Антонина Пылаева
Маша Каштанова
Ия Гаас
Студия Printenstein

Многие из перечисленных авторов проводят живые и/или онлайн занятия по линогравюре.


Посмотреть больше моих работ в технике линогравюра можно по соответствующему тегу в моем журнале, а также на сайте или в портфолио на behance. Ниже несколько моих линогравюр разных лет.

"Настроение", 2015 год



"Воспоминание", 2014 год.



Иллюстрация в технике линогравюра "Волчата летят в космос", 2014 год



Линогравюра "Волчишко" по мотивам иллюстрации Евгения Чарушина, 2016 год.

И еще пару слов! Как-то мне написали, "а зачем все это, если можно просто нарисовать?". Я думаю, не имеет смысла делать линогравюру ради лишь картинки, линогравюра это прежде всего процесс, рукотворный процесс. А еще малотиражная печатная графика, которой можно оформить дом. В линогравюре можно экспериментировать до посинения, придумывать различные приемы (о которых быть может когда-нибудь напишу). Линогравюру можно использовать для создания иллюстраций, как самостоятельно так и в сочетании с другими техниками (я обожаю вводить элементы линогравюры в коллаж), можно делать рукотворные открытки, принты, картины; штампами из линолеума можно украшать почтовые конверты, дневники и многое многое другое.

Удачной вам практики!

Пожалуйста, указывайте автора и используйте активную ссылку при цитировании или использовании материала целиком.

Линогравюра — это гравирование на линолеуме, печатная форма для так называемой высокой печати. Возникла линогравюра на рубеже XIX-XX веков с изобретением линолиума. В России, один из первых, серьезно стал заниматься это техникой Иван Павлов. С 1909 года Павлов, работая в типографии Ивана Сытина, стал применять для обложек и иллюстраций линогравюру вместо трудоемких литографии и цинкографии.

Этот мастер-касс рассчитан на новичков и предполагает использование подручных средств, а не профессиональных инструментов и материалов. Одним словом, для тех кто хочет просто попробовать и сделать это на «коленке»!

И так, что же понадобится для созданная нашей первой работы:

2. Режущий инструмент (резак, штихель, стамеска).

4. Резиновый валик.

7. Маркер и карандаш.

8. Столовая ложка.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 1

Начинаем с создания эскиза. Выбираем близкий вам сюжет или тему и начинаем отрисовывать ее на бумаге. Так же вы можете скачать мой эскиз.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 2

Работая карандашом сразу заштрихуйте объекты и формы, которые будут отпечатываться — это создаст правильное представление того каким будет изображение на печати.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 3

Второй шаг это выбор и подготовка линолеума. Линолеум художественный — очень дорогой, поэтому мы будем использовать строительный, единственное что нужно учесть его толщина должна быть не меньше 2,5 мм, он должен быть твердым и однородным. Купить такой можно на строительных рынках или в специализированных супермаркетах, причем нередко там торгуют обрезками. Отрезаем кусок линолеума исходя из размеров эскиза с небольшими припусками с каждой стороны для удобства работы. Затем тщательно шлифуем всю поверхность наждачной бумагой (это делается для того, чтобы краска равномерно ложилась на нашу будущую форму).

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 4

Шаг третий. Переводим на кальку рисунок с эскиза мягким карандашом (я использую карандаш 8В). Кальку и эскиз между собой лучше скрепить, например, канцелярскими прижимами.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 5

Затем уже с кальки переводим рисунок на линолеум. Переворачиваем кальку той стороной, на которой остался след от мягкого карандаша и тупым карандашом или шариковой ручкой путем нажатия переводим рисунок на линолеум. Получившийся рисунок на линолеуме обводим тонким фломастером черного цвета. Можно использовать для перевода копировальную бумагу и обойтись без кальки, но она имеет свойство пачкаться и смазываться (я не рекомендую, проверено на опыте).

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 6

Шаг четвертый. Берем в руки штихель (угловая стамеска) и начинаем гравировать. Вместо штихеля можно использовать небольшую полукруглую стамеску. Также понадобится макетный или канцелярский нож для подрезки контуров. Снимаем области линолеума, которые не должны отпечатываться и оставляем не тронутыми те, которые будут печататься.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 7

Спешить не нужно, но и слушком аккуратно работать тоже не правильно. Постарайтесь добиться живой линии, работайте смело, активно и в тоже время следите за инструментом, что бы не пораниться.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 8

Шаг пятый. Если все необходимые участки вырезаны и проработаны стряхните мусор и удалите всю пыль с формы.Приступаем к накатке краски на форму. Я использую штемпельную краску, она идеально подходит в нашем случае так как стоит недорого и высыхает очень медленно. Купить такую можно почти в любом канцелярском магазине. Что бы раскатать краску я использую резиновый валик для фотографий (такой есть почти у всех, кто занимался печатью пленочных фотографий дома). Если такого валика нет под рукой, можно купить полиуретановый валик для обоев. Сначала нужно раскатать краску на стекле, чтобы равномерно нанести ее на всю поверхность валика.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 9

Затем хорошо с усилием накатать краску на форму. Делать это нужно в разных направления, избегая нераскатанных сгустков краски.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 10

Шаг шестой — печать. Берем плотный лист бумаги, например, ватман или бумагу для акварели (если хотите поэкспериментировать) накладываем на форму и печатаем. Я для печати использую обычную столовую ложку и круговыми движениями прикатываю бумагу к форме, проходя несколько раз в противоположенных направлениях. Так же отлично подойдет бутылка, кусок пластиковой трубы или жесткая втулка от какого-нибудь рулона — всем это прекрасно прокатает бумагу.

Линогравюра для начинающих с использованием бюджетных материалов и инструментов, фото № 11

Арсений Говорухин

Что делать, если нет: специального линолеума (А4 - 470 р.), специальной краски (Краски"Аква-линоль" из Нерхау - 438 р.), нормального валика (Резиновый валик №8 (20 см) - 587 .), штихелей (Набор штихелей для линогравюры Pfeil LS D - 6шт - 5108 р.) и пресса (Пресс для гравюр ручной 20 х 25 см - 9494 р.)?

Вот что у меня было:

обрезки линолеума отдали в школе (коммерческий без "шерсти" снизу 2 и 3 мм, на лицевой стороне рельеф - ничего - перевернем) - 0р.

краски:
тушь канцелярская черная "Гамма" - 27 р. - не подошла :( при подсыхании на линолеуме становиться липкой, впитывает свежие слои, замучался)

краска штемпельная черная "Horse" - 26 р. - подошла :) наносил губкой

валик для прикатки обоев - 107 р. - резиновое покрытие - "проваливается" в фон - подходит только, если не давить

губка для мытья посуды - от 30 р.

бумага:
1) из старого альбома для черчения - подошла
2) ватман 5р - лист А3 - не подошел (не тянул тушь в себя)
3) скорлупа 6 р - лист А3 - не подошла (не тянула тушь в себя)
4) крафт 6 р - лист - брал краску, но ходил волной при прикатке - не подошел
5) тоненькая офисная А3 - :) - подошла (хорошо прилипала к печатной форме и отлипала, впитывала штемпельную краску, короче, молодец!)

резцы по дереву китайские (набор - 180 р.) и старые русские (мама дарила)

лента для шлифмашины зерно - 180 (145 р.)

Опыты показали, что лучший результат при отсутствии денег можно получить примерно за 0-400 р.
потребуется:
1) линолеум - найти
2) резцы - от 180 р.
3) бумага тонкая, чтобы лекго принимала краску - 65 г/м. кв. (писчая) - 80 г/м. кв. (офисная) ) - от 119 р. пачка
4) шкурка с зерном до 180 - от 15 р. лист (если не шкурить, то краска на поверхности будет скатываться в капли, оставляя белые места)
5) обычная ручка или фломастер для нанесения рисунка - наверно, найдется
6) губка для мытья посуды (я отрезаю маленькие бруски - так удобнее) - от 20 р.
7) инструмент для прикатывания (прикатывать можно ровной скалкой, бутылкой), я прикатывал обрезком черенка от лопаты (не очень подходит из-за неровностей)

Арсений Говорухин

12 советов для тех, кто интересуется бюджетной линогравюрой:

1. Если край или угол линолеума выгнут, загнут и т.п., то не стоит создавать изображение на этих местах - кривизна никуда не уйдет - потом замучаетесь. Следовательно, используйте только ровный линолеум.

2. Если не шкурить, краска будет скатываться в капли. Шкурьте! До или после того как убрали фон - не важно. На ошкуренную поверхность линолеума краска ложиться лучше и ровнее.

3. Используйте тушь (гамма канцелярская) с осторожностью. Несколько слоев туши превращаются в клей - можно клеить - проверено. Лучше использовать штемпельную краску.

3. Нанося краску губкой или тампоном можно окрасить фон. Лучше пользоваться валиком.

4. Если пользуетесь мягким обрезиненым валиком для прикатки обоев, то давить нельзя - прокрасите фон. Таким валиком можно катать только легко. Собственного веса валика вполне достаточно для переноса краски на печатную форму.

5. Прикатывать бумагу к печатной форме валиком или скалкой можно один, максимум два раза, иначе возникает риск смещения бумаги (получится двоящееся изображение). Гораздо проще и удобнее положить линолеум на пол, сверху бумагу, сверху пластину (например двп) и пошагать на месте.

6. Толстая бумага (толще 80/м3) хуже впитывает краску. Проще использовать 65 (писчая, офсетная) или 80 (офисная).

7. Валик для прикатки обоев можно ошкурить, чтоб краска распределялась равномернее.

8. При оформлении работ в паспарту лучше использовать скотч, двойной скотч и клей-карандаш (не жидкий (выгнет бумагу) и не засохший (комки создадут бугорки). Клей ПВА можно использовать только густой и осторожно, так как он содержит воду, которая может легко выгнуть бумагу или картон.

9. Штемпельная краска (Horse, например) хорошо переходит на бмагу.

10. Используйте острые резцы и штихеля - тупые будут лохматить края срезов.

Меня зовут Макс Ельцов, я художник из Новосибирска. Хочу познакомить вас с одной из техник, представляющих для меня творческий интерес, — линогравюрой. Если вкратце, то это вырезание штампа на линолеуме и последывающее отпечатывание на любой ровной поверхности. Я печатаю открытки (они же принты, оттиски), футболки (стойкие к стиркам, конечно же), декорирую стены.

Печать на ткани (в данном случае футболке):


Печать на стенах в новосибирском баре:


Печать на бумаге:


Это искусство возникло на рубеже XIX—XX веков с изобретением линолеума. Впервые его использовали в качестве материала для гравировки художники немецкой группы «Мост» в 1905 году. На этом со вступлением закончим.

В пунктах 1-3 я изложу технические детали: какой инструмент, краски и линолеум использовать. С пункта 4 пойдет практическая сторона (как рисовать, резать и тп). К сожалению есть ограничение по длине мастеркласса, поэтому разбил его на 2 части.

1. Инструмент. Что и где купить



Для резьбы по линолеуму я пользуюсь резаками по дереву, называются они штихели. Без них в линогравюре никак. Не рекомендую приобретать самые дешевые, так как они быстро тупятся, и работа будет не в кайф. Приемлемый для меня вариант — это штихели фирмы «Татьянка», стоят от 400 рублей за штуку. Продаются в Леонардо.

Штихели делятся на 4 категории: 1) Линия (плоский) — аналог обычного канцелярского ножа; 2) U-образные; 3) V-образные; 4) П-образные (редкость). Внутри каждой категории штихели бывают разной ширины — от 1мм до 10-15мм.

Наборы приобретать не советую, так как поначалу вполне хватит двух штихелей: V-образный 1-2мм и U-образный 6-8мм + канцелярский нож, который послужит вам плоским штихелем.

При работе с резаками всегда режьте от себя, а свободной рукой придерживайте лист линолеума ближе к себе (первое фото). При соблюдении этих двух простых условий ваши пальцы будут радовать вас ещё долго!

2. Линолеум. Какой использовать и где его взять

Обычно используется плотный не пористый линолеум, у которого нет ворсистой подложки, например Tarkett или любой другой технический линолеум, служащий для офисных помещений.

Когда идете покупать линолеум, лучше всего взять с собой штихель и проверить, как он режется и с внешней стороны, и с внутренней. Иногда с внутренней резать удобнее. Мягкий линолеум при сцеплении со штихелем рвется и мнется, твердый же ведет себя подобно дереву.

Совет — можно поискать строителей, которые стелят такой линолеум и попросить у них обрезки.

3. Краски



Выбор краски в первую очередь зависит от поверхности. Для печати на футболках и ткани — акриловые краски по ткани. Для печати на бумаге — типографские или акриловые краски. Для печати на стенах — акрил по стенам. Конечно же, краски можно смешивать и получить любой желаемый цвет.

Расскажу немного подробнее про печать по текстилю, ведь нам необходимо, чтобы краска хорошо впитывалась и выдерживала машинные стирки.

Я пользуюсь красками Love2art, Decola, Таир — все они продаются в Леонардо. Краски Dye-na-flow и pebeo мне не нравятся, соотношение цена-качество не устроило. Перламутровые и металлик краски брать не советую, они хуже ложатся и эффект особо не виден.

После нанесения рисунка на ткань нужно закрепить краску термически — проглажкой утюгом на максимальной температуре. При проглаживании необходимо подкладывать под рисунок доску, так как иначе рисунок пропечатается насквозь. Гладить нужно после высыхания краски.

Между принтом и утюгом рекомендую прокладывать тонкую ткань или марлю, чтобы утюг не смазал рельеф.

4. Нанесение рисунка на линолеум

Рисунок шариковой ручкой.

Уже в вырезанном и напечатанном виде.


Во-первых. Линолеум должен быть светлый. Если линолеум темный, то предварительно красим его в белый цвет любой краской, которая потом смоется (водоэмульсионка, например).

Помните, что принт (он же оттиск) — зеркальное отражение штампа. Поэтому рисунок, переносимый на линолеум, должен быть зеркальным отражением желаемого принта.

Варианты перевода рисунка на линолеум:

1. Через копирку. Тут всё ясно.

2. С помощью лазерного принтера.

Сканируем рисунок, делаем зеркальное отражение в любом графическом редакторе, печатаем.

Берем распечатку, кладем рисунком на линолеум и сверху проглаживаем утюгом с очень сильным давлением и на самой большой температуре. Требуется аккуратность: если линолеум перегреем, то он может пойти пузырями. Чем более темная печать — тем лучше.

Ждем пока линолеум остынет. Если бумага сильно прилипла, то мочим её сверху и стираем рукой. После этого рисунок перенесется на линолеум.

3. С помощью струйного принтера.

Кладем распечатку лицом на линолеум, аккуратно промакиваем его кисточкой или ватным диском на с помощью жидкости для снятия лака для ногтей или ацетона. Потом придавливаем рисунок, например валиком.

Качество переноса будет зависеть от краски в принтере. Чем она темнее и её больше (на распечатке) — тем лучше.

4. По старинке — нарисовать рисунок в зеркальном отражении на самом линолеуме (углем, шариковой ручкой, маркером, тушью).

Существует альтернатива линолеуму — резина из художественных магазинов. Возможно, для новичков это достойный вариант (я сам не пробовал)! Главный минус — это намного дороже, чем линолеум. Я режу довольно много, поэтому предпочитаю линолеум, как деды наши резали 🙂

Предполагаю, что варианты описанные для перевода на линолеум сработают и для резины. 1 и 4 то точно сработают 🙂

5. Выр­езание штампа



Итак у нас есть рису­нок на линолеуме. Са­мый трудоемкий проце­сс — это как раз выр­езание.

Ещё раз напомню, что самое главное — тех­ника безопасности! П­ри работе с резаками всегда режьте от се­бя, а свободной рукой придерживайте лист линолеума ближе к себе.

Надо помнить, что мы вырезаем фон, а соп­рикасаться с поверхностью и, как следствие, формировать оттиск бу­дет окрашенная часть (линии рисунка).

Мелкий рисунок лучше вырезать или U-обра­зным штихелем шириной 1-2 мм или V-образ­ным 1-3 мм. Широкий U-образный штихель мы используем для выбирания больших пло­щадей внутри рисунка, а плоский (он же канцелярский нож) — для выбирания перимет­ра (вокруг штампа).

Надо стараться не пр­орезать линолеум нас­квозь, но если это всё-таки произошло, то страшного ничего нет.

Обязательно оставляй­те по периметру рису­нка небольшой отступ от выпуклой части штампа, чтобы в момент отрывания линолеума от поверхности было за что хвататься.

После того как вы вы­резали штамп обязате­льно нужно помыть ли­нолеум жесткой щетко­й, чтобы оторвались все ненужные кусочки, смылась водоэмульсионка, краска от пр­интера или чернила, короче всё лишнее.

Если мы хотим исполь­зовать принт часто (например я часто исп­ользую своё лого), то лучше приклеить его на жесткую основу (фанера, дерево, кир­пич). Клеить мож­но на что угодно (си­ликон, суперклей). Самое важное — клеить надо ДО вырезания штампа. Иначе в момент наклейки полые час­ти могут стать высок­им рельефом и отпеча­тываться на поверхно­сти, что испортит ваш штамп.

6. Нанесение краски и печать



Необходимое оборудование: валик и палитра. В качестве палитры я использую большой кусок стекла, с него очень просто смывается акрил. Не самый практичный вариант, так как может разбиться. В целом подойдет любая гладкая ровная поверхность, которую удобно мыть (чтобы в неё краска не впитывалась).

Валик подойдет прикаточный для обоев из любого строительного магазина. Он мягкий, резиново-поролоновый. Они бывают разных размеров, удобно когда валик по ширине примерно соответствует принту, можно чтобы был меньше.

Краску наливаем на палитру и раскатываем её валиком, чтобы на валике был тонкий равномерный слой краски. Если хотим получим сложный цвет, то сразу же валиком их и смешиваем. Если хотим получить градиент, то наливаем краску нескольких цветов рядом и раскатываем таким образом, чтобы градиент перенесся на валик. Тут потребуется немного практики.

Затем переносим краску валиком на выпуклый рельеф штампа. Равномерно раскатываем. Лучше прокатать валиком с тонким слоем краски 2-3 раза, тогда краска на штамп тоже ляжет тонким слоем и не зальется в рельеф.

Печатать надо сразу же после нанесения краски.

Есть 2 способа печати:

1. Накладываем лист бумаги сверху на штамп — при печати на бумаге такой способ удобнее.

При нанесении краски на штамп мы неизбежно испачкаем поверхность на которой находится штамп. Для того, чтобы это поверхность не испачкала работу штамп лучше переместить на чистое место.

2. Прикладываем штамп к поверхности, на которой печатаем (футболка, стена).

При многоцветной линогравюре, когда на 1 лист наносятся несколько оттисков, создающих единую картинку, применим только способ 2, иначе точного попадания не получится.

Пожалуй это всё. Напоследок покажу, что ещё может получится.





Линогравюрой я оформляю свои конверты, этикетки, визитки, коробки. Короче всё, что попадается под руку!

Вырезать базовые вещи вроде какого-нибудь несложного логотипа можно даже не умея вырезать и рисовать, так что не пугайтесь пробовать. Желаю вам успехов в освоении линогравюры.

Читайте также: