Главный критерий духовности независимости основной фундамент

Обновлено: 11.05.2024

В статье рассматриваются основные подходы определяющие критерии духовности личности студента на основе теоретического исследования. Для выявления критерии духовности личности студента проанализированы различные толкования термина «духовность», а также предложены качества личности студента в соответствии с общечеловеческими ценностями.

В современном обществе все больше наблюдается интерес к возрождению понятия «духовность». К началу XXI в. понятие «духовность» прочно обосновалось в различных социальных науках вопреки прогнозам и надеждам некоторых учёных, выдержав испытание временем [1].

Современный мир находится в поиске новых образовательных программ по общечеловеческим ценностям, в том числе и Казахстан идет в ногу с мировым сообществом поэтому и внедрена программа НДО «Самопознание», которая является отечественным брэндом в области производства духовных ценностей. Духовность считается основным критерием, который определяет прогресс общества, всестороннее развитие личности, так как только тогда, когда развита духовность, в обществе царит общественно-политическая и экономическая стабильность [2]. А вот выявление критериев духовности личности во многом вызывали трудности, обусловленные тем, что в научной литературе нет единства в толковании понятий «духовность», «духовный». Главная причина существования проблемы заключается в недооценке ее философского осмысления и обоснования, а также в многообразии толкования термина «духовность». Так, ученый М.С. Каган определяет «духовность» как целостность психической деятельности человека, К.Вааген «единство всех нравственных сил человека», Ю.Г. Буртин, А.В. Петровский систему высших чувств личности, зарубежные ученые в лице Дж. Нэйсбит отмечает «духовность» быстро распространяющийся «мегатренд», Г.Линч пишет, что духовность – сущность жизни, которая проявляется как любовь, внутренний мир, мудрость «внутреннего голоса», творчество, ощущение целостности, причастности всему миру. Поэтому выделять критерии духовности личности исходит прежде всего из понимания самой сущности духовности.

Самую полную разработку критериев развития духовности личности мы встретили в исследованиях Щеткина Ю. Ю. По его мнению выбор критериев зависит от конкретного содержания понятия «духовность», его смысла, а также системы ценностей, определяющих этот смысл. Опираясь, что смысл понятия «духовность» связан с духом всеобъемлющей любви и соответствующими личностными качествами, приобретающими значение духовных ценностей (милосердие, эмпатия, терпение и т.д.) он выделяет 12 критериев духовности личности. Мы же в свою очередь предлагаем связать и раскрыть эти критерии на основе программы духовно-нравственного образования «Самопознания». Итак, первый критерий разумное следование естеству – это в первую очередь принятие себя, так же это означает жить в согласии, в гармонии с естественными законами, не нарушать эти законы, соглашаясь полностью с ними и оставаясь при этом счастливым. Изучая тщательно Программу НДО «Самопознание», хотим отметить, что принятие действительности и понимание всего сущего есть раскрытие общечеловеческой ценности Истина. Более того, выявление общечеловеческой ценности Истина личности проявляется в таких качествах как честность, всегда говорить правду, ответственность.

Второй критерий –стремление к познанию истины, точным знаниям –это значит говорить правду, видеть хорошее в других, ответственность, стремление к знаниям, умение искать истину в самих себе, умение отличать вечное от временного, уважение ко всем, вера в себя, единство мысли, слов и дела и правдивость иначе говоря это качества отражающие ценность Истина.

Критерий третий, который подразумевает собой непрерывное самосовершенствование и самообразование, согласно программе НДО «Самопознания», нам известно, что идея непрерывного духовнонравственного самосовершенствования входит в содержательную ткань современных психологопедагогических исследований вопросов саморазвития, самопознания и самовоспитания личности.

Так, в концепции К. Роджерса о взаимодействии Я-реального, Яидеальногодуховного окружения четко просматривается духовно-нравственная проблематика. Несоответствие, возникающее между Я-реальным и Я-идеальным, объясняется тем, что личность не встал на путь познания самого себя. Способность к саморазвитию, самопознанию и самообразованию и его осуществление в течение всей жизни – важная отличительная особенность человека духовного. Более того ученые Р.А. Мукажанова, Омарова Г.А. подчеркивают, что самопознание должно основываться на общечеловеческих ценностях, которые заложены в нас с рождения [6].

По Щеткину Ю.Ю., четвертый критерий особая ответственность (за себя, других, природу и др.). Юсуф Баласагуни в своей поэме «Кутадгу Билиг» рассуждал о духовно-нравственной природе человека: «Создатель наш дал человеку слово, Чтоб он вершиной стал всего земного. И разум дал, чтоб постигать нам знанья, чтобы благие совершать деянья. Бог дал нам совесть, дал нам стыд чтобы дурные сдерживать желанья, узда необходима в виде знанья. Ум – та веревка, что в тяжелый час над пропастью удерживает нас» [7]. Иными словами духовно-нравственные знания успокаивают ум, помогают сдерживать чувства и направляют на благие дела, что является основой ответственности за свои мысли, слова и дела чему и учит нас курс «Самопознания».

Пятый критерий непрерывная просветительская деятельность, направленная на формирование духовности в других. Он отражает требования к личности учителя самопознания, который также отражен в Программе духовно-нравственного образования «Самопознание», где говорится о создании атмосферы любви на уроках самопознания и о личном примере учителя самопознания. А также мы должны помнить, что бы учитель ни делал, он постоянно должен помнить о важности своего личного примера. Так например, если он говорит о внимательности на уроках детям, но слушая их ответы учитель даже и не вникает в то, что говорит ученик это во-первых отражается на оценивании учащегося, но самое неприятное это то, что дети сохранят это в душе, затем это отразиться и в их поведении.

Следующий критерий –поиск смысла жизни не только своей, но и вообще человеческой, является признаком духовности. Он определяет духовную личность также как и ее стремление найти ответы на такие вопросы, как «Кто Я?». Согласно Программе НДО «Самопознание» смысл жизни заключается в стремлении жить по совести, развивать интуитивное мышление, учить быть, а не казаться. Одним из способов развития уровня духовности является постоянное чтение духовной литературы через которых мы осознаем важную роль мирового национального духовного наследия.

Следование духу всеобъемлющей любви, служение другим. Любовь это самая мощная энергия, способная творить чудеса. Её нужно искать внутри себя, проявлять, дарить её бескорыстно и радостно. Так, в произведениях М. Жумабаева мы можем найти: "Для того чтобы быть настоящим Человеком, недостаточно любить лишь себя, своих близких. Обязательным условием является любовь к человечеству" [8].

В самопознании говорится о существовании трех видов любви: эгоистическая любовь, взаимная любовь, чистая, бескорыстная Любовь. Многочисленные исследования ученых подтверждают чудодейственное влияние энергии Любви на все сферы человеческой жизни. В программе НДО «Самопознание» говорится о примении на практике идеи Любви, то есть делиться любовью с все большим и большим количеством людей, только так осознаётся опыт единства между людьми. Поэтому любовь и служение – это два очень близких понятия. Для того чтобы развить в себе эти два качества, любовь и служение, нужно иметь тройственную чистоту: чистоту мысли, слова и дела.

Еще одним критерием, названным Щеткиным Ю.Ю. является понимание своей связи со всем сущим (человечеством, Землей, Вселенной, с другими внеземными цивилизациями и существами). В науке (философии, педагогике, социальной педагогике, социологии и т.д.) существует подход, который называется гуманистическим, есть гуманная педагогика, гуманистическая психология, где в центре гуманизма стоит человек [3]. И в отношении к человечеству гуманистические и духовные позиции сходятся в том, что человечество является величайшей ценностью, а каждый человек, независимо от его расовой, национальной, классовой, религиозной и какой либо другой принадлежности рассматривается как уникальное самобытное и неповторимое существо, равноценное всему человечеству.

Следующий критерий по Щеткину Ю.Ю. называется ненависть к злу. В программе НДО «Самопознания» говориться об общечеловеческой ценности Ненасилие. Практика ненасилия, которая подразумевает не причинение вреда ни себе, ни другим. Выделяют три аспекта Ненасилия: 1. Индивидуальный (ненасилие по отношению к себе); 2. Социальный (ненасилие по отношению к другим); Экологический(по отношению к природе и окружающей среде) [6]. Практика Ненасилия: стараться не причинять никому вреда; понять, что все существа обладают чувствами и правом на жизнь: развивать чувство единства и всеобщего братства; заботиться об окружающей среде; не тратить попусту все виды энергий, установить потолок для желаний, учиться прощать, воздерживаться от непочтительной речи, от пагубной информации, избегать плохой компании.

Следующий критерий по Щеткину Ю.Ю. – совокупность особых личностных качеств. В своей работе он перечисляет их, мы же считаем, что все пункты изложенные нами ранее уже в той или иной мере отразили какими качествами должна обладать духовная личность. В рамках этого критерия мы хотим подчеркнуть, что выявление общечеловеческой ценности: Истина, Любовь, Правидное поведение, Внутренний покой , Ненасилие в человеке проявляются как качество личности. В табл.1 отражены в соответствии с общечеловеческими ценностями и качеств личности.

Табл. 1. Качества соответствующие общечеловеческим ценностям

Начальное звено: говорить правду, видеть хорошее в других,любознательность, ответственность, скромность, оптимизм

Среднее звено: стремление к знаниям, единство мысли, слова и дела, скромность, правдивость, умение видеть хорошее во всем, отличать хорошие поступки от плохих, патриотизм.

Старшее звено: умение искать истину в самих себе, умение отличать вечное от временного, реальное от нереального, самоанализ, умение говорить только то, что истинно и необходимо с любовью, уважение ко всем религиям и нациям, вера в себя, ответственность и т.д.

Начальное звено: любовь ко всем, любовь в семье, любовь к природе и животным, не быть эгоистом, уметь делиться дружелюбие, умение и желание помочь другим людям и т.д.

Среднее звено: умение прощать, искренность, доброта, умение заботиться о других, сострадание, понимание и т.д.

Старшее звено: Симпатия и чуткость к окружающим, щедрость, умение пожертвовать своим эгоистическими интересами ради других, умение понимать и прощать, желание, гуманность.

Начальное звено: говорить правду, не красть, не нарушать обещания, не ссориться, здоровье и гигиена, уважение к родителям, учителям, старшим, послушание, храбрость и т.д

Среднее звено: хорошие манеры, пунктуальность, не сплетничать, не говорить плохо о других, быть бережливым, понимать опасность вредных привычек, выполнение своего долга в семье, школе, умение работать в команде

Старшее звено: Работать ответственно и дисциплинированно, с любовью и искренностью, правильно использовать свое время, установить потолок желаний (еда. деньги, энергия), бескорыстное служение обществу, социальная и гражданская ответственность, качества истинного лидера, справедливость

Начальное звено: Вежливость, не сердиться, практика сидения в тишине ума, сосредоточенность, терпение, дисциплина и т.д.

Среднее звено: правильное ритмичное дыхание, уравновешенность, умение концентрироваться, умение контролировать гнев, жадность, леность, позитивное мышление, терпение и т.д.

Старшее звено: простая жизнь, высокие мысли, самообладание, скромность и терпение, позитивное и различающее мышление, умение быть хозяином, а не рабом своих мыслей и эмоций, ограничение желаний, удовлетворенность настоящим моментом, внутренняя радость, уверенность в себе и т.д.

Начальное звено: помогай всегда, не вреди никогда, не обижать других, забота о животных, не играть с опасными предметами, работа в команде, единство и т.д.

Среднее звено: понимать ценность другой культуры, дружелюбие, единство, память о культурном наследии, забота об общественной собственности, забота об окружающей среде и т.д.

Старшее звено: уважение ко всем религиям и культурам, толерантность, умение видеть единство во всем, не причинять зла ни одному существу ни мыслью. ни словом, ни делом, социальная справедливость, права человека, быть хорошим гражданином и т.д.

В заключении Щеткин Ю. Ю. предлагает еще два критерия духовности личности. Чувство меры и непорочность. Так, необходимость чувства меры для духовной личности подчеркнуто нами ранее, проецируя практику ненасилия мы говорим об установлении «Потолка желании». Далее непорочность, которая понимается полное отсутствие пороков. Духовная личность может иметь недостатки, но пороков для своего уровня развития – ни одного. Так, Маслоу А. в своих трудах писал, что личность должна пройти трансценденцию и встав на путь духовного совершенствования он с него никогда не сойдет. Вовсе не следует думать, что духовный человек не ошибается. В разных ситуациях те или иные качества его личности иногда дают сбой. Не все они созревают одновременно. Но духовная личность осознает, что без них невозможно сохранять духовность. Поэтому, падая, она поднимается вновь и вновь, борясь в самовоспитании за формирование каждого качества.

Конечно, нами отражены критерии духовности личности в целом, но хотим подчеркнуть, что студенческий возраст предполагает наличие мировоззренческой позиции. Духовно-нравственное совершенствование личности это внутреннее событие, происходящее глубоко в душе, и когда студент окажется перед нравственным выбором, то именно эти критерии помогут ему трансформировать свою личность.


За годы независимости внашей стране созданы большие возможности для национального возрождения иразвития духовности.

Сегодня народ Узбекистана строит новое демократическое общество, в развитии которого одной из самых важных сторон считается — духовность. Для решения необходимых социально-политических, культурно-просветительских задач, стоящих перед нашей страной, особое внимание уделяется проблемам образования, воспитания и развитию духовности.

Наш Президент Ислам Каримов почти во всех своих выступлениях и произведениях затрагивает вопросы духовности. Подчеркивая ее значение, он отмечает, что высокая духовность — это фундамент будущего.

В годы независимости духовные и исторические ценности узбекского народа, наследие великих предков становятся поистине мировым достоянием. Восстановление подлинной истории узбекского государства, возрождение национальных традиций, обычаев, обрядов, национальной культуры, развитие национальных языков — все это и есть новая духовная жизнь народов нашей независимой Родины.

Вопрос духовного возрождения стал одним из важнейших приоритетов нашей государственной политики. Впервые в истории узбекского народа были теоретически разработаны национальная идея и идеология. За годы независимого развития Узбекистана изменились мышление и мировоззрение людей.

В жизнь вступает новое поколение, которое мыслит по-новому и видит свою перспективу в укреплении демократических ценностей. либерализации экономической и политической жизни, обновлении общества. Двадцать лет независимости ощутимо внесли огромный вклад в жизнь народов Узбекистана. Достижения независимости очевидны. Хорошеют города и села, улучшается быт людей. Наряду с решением важных социально-экономических задач неустанно ведется работа по духовному воспитанию населения.

Особенно хочется подчеркнуть значение недавно сданного в эксплуатацию современного величественного здания «Маърифат маркази», воздвигнутого по инициативе и на основе идеи нашего Президента Ислама Каримова. В этом здании расположен Дворец симпозиумов и Национальная библиотека Узбекистана им. Алишера Навои. В библиотеке размещены музей книг, читальные залы, оснащенные современным высокотехническим оборудованием. Кроме этого, здесь имеется книжный салон, киноцентр, Интернет и медиацентры, детская комната и комнаты отдыха.

Богатый информационно-библиотечный фонд Национальной библиотеки, в котором содержатся уникальные материалы, является неотъемлемой частью нашего великого духовного наследия и национальным достоянием.

Размещение современной библиотеки в центре нашей столицы является подтверждением огромного внимания и заботы о развитии духовности и просветительства. Как видно это одно из условий, которое наше государство создает для повышения знаний молодежи, для их гармоничного развития.

Сегодня мы воспитываем молодое поколение в духе национальной идеи. На лекциях по общественным дисциплинам мы подчеркиваем, что национальная идея опирается на идею свободы личности. Личность, которая знает свои права, опирающаяся только на свои силы и возможности, умеющая самостоятельно оценивать происходящие события, согласовывать личные интересы с интересами общества, сможет правильно оценить принципы национальной идеологии. Изжить из жизни общества настроение равнодушия, иждивенчества, взяточничества, а также воспитание высоконравственного, духовно богатого, социально активного, физически сильного поколения — все это повышает эффективность национальной идеологии, наших стремлений в построении демократического общества. Национальная идея опирается на традиции и обычаи, на высокую духовность нашего народа. Она созвучна с идеями справедливости, равенства, свободы и является опорой нации и народа.

Как известно, философскую основу нашей идеологии составляют жемчужины мировой философии и классические образцы национального интеллекта. В годы независимости у нас появилась возможность более подробно ознакомиться с творчеством наших великих ученых, поэтов, мыслителей, деятельность которых является духовным богатством нашего народа. Идея национальной независимости связывает прошлое и будущее народа, служит претворению в жизнь его мечты. Она должна служить процветанию Родины, сохранению мира, подъему жизненного уровня народа.

В центре всей многогранной деятельности по реформированию и обновлению общества — человек, гражданин суверенного Узбекистана. Смысл реформ как раз и направлен на то, чтобы каждый гражданин имел возможность проявить свои способности, свой талант, раскрыться как личность. Все преобразования в политической и экономической жизни подчинены именно достижению высшей цели — сделать жизнь каждого человека лучше, достойней, духовно богаче.

С другой стороны, именно от конкретных личностей, конкретных людей всецело зависят целевая направленность, динамизм и результативность процессов реформирования. От того, какой будет эта личность в ближайшем будущем, каким духовным, культурным и нравственным ценностям привержена, будет зависеть и успех наших реформ, будущее нашей страны.

Мы стремимся построить такое государство, которое гармонично сочетало бы в себе общепризнанные демократические принципы и нормы с коренными нравственными устоями нашего народа. Демократическое государство должно исходить из наиболее полного учета менталитета нашего народа, для которого характерны высокая духовность и обостренное чувство социальной справедливости, стремление к просвещенности и образованности.

С обретением независимости у нас появилась возможность обращаться к истокам нашей культуры, к богатейшему духовному наследию, воспринять и развивать все лучшее, что есть в нашем историческом прошлом. Углубленное и всестороннее изучение восточной цивилизации, культурного и духовного богатства предшествующих поколений открывает нам возможность лучше познать культуру, образ жизни, обычаи и традиции нашего древнего народа. Изучая историю народа, мы стараемся вернуть в сокровищницу национальной духовности все имена и труды наших предков — мыслителей, ученых, творцов прекрасного.

За двадцать лет независимости руководителями нашего государства, учителями и наставниками проводится огромная работа, способствующая возрождению национального самосознания, формированию и развитию свободной мысли, национальной идеологии. Теперь основная задача состоит в том, чтобы наши люди, обогатившись знаниями, духовно возвышались, укрепляли веру в самих себя, в способность изменить свою жизнь к лучшему.

Основные термины (генерируются автоматически): национальная идея, высокая духовность, национальная идеология, возможность, демократическое общество, духовное богатство, народ, обновление общества, развитие духовности.


За историческое короткое время, в годы независимости наша республика достигла зерновой и нефте-газовой независимости, миллионы людей получили право свободного использования личной собственности, личного капитала, возродилась историческая память народа, развиваются культура, просвещение и духовность. В 49-статье нашей Конституции определено, что «Граждане обязаны оберегать историческое, духовное и культурное наследие народа Узбекистана». Это обеспечивает уважительное отношение к бесценному духовному наследию народа. В 4-статье гарантируется «уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создание условий для их развития» [1].

С достижением независимости Узбекистана вопрос духовного возрождения стал одним из важнейших приоритетов нашей государственной политики. В узбекском языке есть понятия «духовность человека», «духовность народа», «духовность общества», «духовность нации», в сущности и содержании которых отражены жизненные критерии, связанные с судьбами человека, народа, общества и нации. Президент страны Ислам Каримов в течение последних лет в своих выступлениях, произведениях и интервью затрагивает вопросы духовности, воспитания всесторонне развитого молодого поколения, духовного возрождения. В своем произведении «Высокая духовность — непобедимая сила» И. Каримов дал определение понятию «духовность»: «духовность призывает человека к духовному очищению, душевному росту и является несравненной силой, которая укрепляет веру и внутренний мир человека, силу воли, служит критерием его мировоззрения» [5]. В этом произведении он даёт описание духовных ценностей и подчеркивает их важность в воспитании как нынешнего, так и будущих поколений. Духовные корни нашего народа глубоки. Их возрождение и обогащение новым содержанием исходя из реалий нынешнего времени является одной из важнейших задач в деле развития духовности. В последние годы в Узбеки стане уделяется большое внимание возрождению духовного наследия. В связи с этим в республике праздновались юбилеи таких великих мыслителей, как Навои, Бабур, аль Фергани, аль Беруни, Ибн Сина, аль Бухари, аль Мотуриди, ат Термизи и других. В связи с памятными датами были изданы их произведения, которые обогатили фонды всех библиотек и информационно-ресурсных центров.

Духовность считается основным критерием, определяющим прогресс общества, всестороннее развитие личности, так как только тогда, когда развита духовность, в обществе царит общественно-политическая и экономическая стабильность. А это служит необходимым фундаментом для всестороннего развития личности. Велика роль духовности в укреплении и развитии нравственных качеств народа. Как подчеркнул Президент И. А. Каримов в своём произведении «На пути духовного возрождения»: «Укрепление и развитие духовного состояния нашего народа — одна из важнейших задач государства и общества в Узбекистане. Духовность — это такой драгоценный плод, который созрел в душе нашего древнего и юного народа, взращенный чувством понимания своей независимости и любви к свободе” [4].

Духовность — понятие сложное и многогранное. Она охватывает многие стороны сознания, мышления, убеждений человека, культурное наследие и систему современных научных и художественных ценностей, обычаи, традиции, ритуалы, религию и религиозную практику. В свою очередь каждое из перечисленных явлений состоит из множества конкретных ценностей. Естественно, не все они равнозначны по своим возможностям служить потребностям независимости, влиять на общество и людей [9].

В последнее время в общественной науке уделяется внимание определению понятия “духовность”, выявлению ее места в жизни общества, нации и человека. Узбекистанский философ А.Жалолов в своей книге “Ответственность независимости” пишет, что “Духовность — родовой признак человека, неотделимая составная часть его деятельности, продукт его сознания и ума” [6]. В своей статье “Философия жизни и жизнь философии”он расширяет это определение: “Духовность — это духовное содержание деятельности человека, посредством духовности люди осознают себя, изучают особенности общества, природы, их бытия, а также особенности прогресса, открывают их законы, и опираясь на них, решают проблемы условий своей жизни и практической деятельности” [10]. “Жизнь без духовности как тёмная комната”, пишет он. А.Иброхимов, Х.Султонов определяют духовность как “понятие, олицетворяющее внутреннюю жизнь, душу, восприятие общества, нации и отдельно взятого человека” [7]. В различных докладах, сделанных на конференциях, встречаются такие трактовки, как “духовность — это система, положительно влияющая на всестороннее развитие человечества, это нравственность, знания, наука, вера и преданность”, или “духовность — это сумма умственных, нравственных, научных, практических, идеологических взглядов человека, степень отражения его религиозных и светских взглядов”. По мнению А.Эркаева, “духовность — сущность человека в качестве социокультурного сущего, то есть единый комплекс таких качеств человека, как доброта, справедливость, честность, совесть, патриотизм, любовь к красоте, ненависть к злу, воля, мужество и других достоинств” [11].

Духовность — это самосознание человека, его проницательность, умение различить справедливость от подлости, хорошее от плохого, красивое от безобразного, уверенность от своенравия, умение поставить перед собой высокие цели и идеи, стремление к их воплощению. Как сказал И. А. Каримов, духовность — это не подарок судьбы. Для того чтобы духовность воцарилась в душе человека необходимо работать от души и с совестью, с умом и руками [2]. Развитию духовности способствуют семейная среда, согласие в обществе, практическое воплощение справедливости и гуманизма в государственной политике. Хотя человек рождается от отца с матерью, тем не менее, его нравственность, достоинства, духовный мир формируются под влиянием социальных, политических и экономических отношений в обществе. Духовный мир человека как продукт общественного развития, оказывает большое влияние на развитие общества. Насколько будут сильнее у людей нравственность, совесть, честность, трудолюбие, гуманизм, патриотизм, чувство национального и человеческого достоинства и гордости, сознание долга и ответственности, настолько общественное развитие будет стабильнее, и в нем воцарятся мир и спокойствие.

Как подчеркнул И. Каримов в своей речи на первой сессии Олий Мажлиса первого созыва: «Судьбу прогресса решают духовно зрелые люди. Технические знания, способность овладеть сложными технологиями должны идти в ногу с духовным совершенством, с независимым мышлением» [3]. Как без духовности не бывает справедливого, имеющего возможность к подъёму общества, так и духовность не может развиваться без общества. Духовность является важным фактором, ведущим нацию к прогрессу, к могуществу государства.

1. Конституция Республики Узбекистан. Новая редакция. — Т., 2014

2. Karimov I. A. Villiy istiqlol, iqtisod, siyosat, mafkura. — T.:O’zbekiston, 1993. 74-b.

3. Karimov I. A. O’zbekistonning siyosiy-ijtimoiy, iqtisodiy istiqbolining asosiy tamoyillari. — T.:O’zbekiston, 1995. 46-b.

5. Karimov I. A. Yuksak ma’naviyat — yengilmas kuch. — T.:Ma’naviyat, 2008.

6. Jalolov A. Mustaqillik mas’uliyati. — T.:O’qituvchi, 1996. 29-b.

7. Ibrohimov A., Sultonov X., Jo’rayev N. Vatan tuyg’usi. — T., 1996. 111-b.

8. Высокая духовность — фундамент будущего. // Голос Узбекистана. 24.12.2011.

10. Muloqot. 1997. № 5, 15-b.

11. Эркаев А. Маънавият — миллат нишони. — Т.: Маънавият, 1997. 27-бет.

Основные термины (генерируются автоматически): духовность, духовное возрождение, всестороннее развитие личности, государственная политика, общественное развитие, общество, произведение, уважительное отношение.

Похожие статьи

Современные аспекты роли развития духовности в воспитании.

Мы должны помогать воспитанию гармоничной, всесторонне развитой личности, способной

Нам необходимо всемерно поддерживать возрождение духовной жизни

И, как следствие, именно духовность является важнейшей предпосылкой целеполагания в развитии общества.

Социально-педагогические основы привития.

Позднее, под влиянием эпохи Возрождения, духовно-просветительская работа в Туркестане проходила в два этапа.

Такие положительные проявления, имея особую роль в развитии общества, в системе

Педагогические основы развития социально-активной личности.

Современная трактовка понятия «духовность» узбекистанскими.

Духовность не только развивает личность, общество и нацию, она развивается вместе с ними.

То есть его жизнь, интересы, всестороннее гармоничное развитие, стремление к счастью являются целью и для общества в целом.

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного.

Духовность здесь предстает как процесс внутреннего развития человека, преодоление им

Демократическое общество по праву наследует и развивает принципы духовностей

Идея воспитания гармоничной, всесторонние развитой личности отражает постоянное стремление.

Духовно-нравственное воспитание личности | Статья в журнале.

Возрождение национальных традиций — в народных обрядах, фольклорных произведениях, праздниках — говорит о неоценимом духовном богатстве.

Ведущая роль в процессе духовно-культурного развития общества принадлежит: 1) самой личности, которая должна.

Возрождение национально-духовных и общечеловеческих.

Не обновляя общество в духовном отношении, не

‒ Укрепление и развитие духовного наследия нашего народа.

Мы вернулись к своей религии и языку, заново возрождаются национальные обычаи и традиции, все богатства, имеющие отношение к духовности человека.

Понятие и потребность духовно-нравственного воспитания

Известно, что духовность воспитывает всесторонне развитого человека.

Духовность является важным фактором и фундаментом развития нации и общества.

Духовность человека, духовное совершенствование личности формируется и осуществляется на основе.

Духовность советского человека | Статья в сборнике.

Вопрос значения духовности для разностороннего личностного развития и социокультурной сохранности общества в целом, на всем

На данный момент времени проблема духовного развития личности по-прежнему является актуальной для той области мирового научного.

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне.

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества.

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников. Классное руководство как средство формирования всесторонне развитой личности.

Что такое Духовная Независимость?

Когда ваше человеческое Я переходит на более высокий уровень взаимоотношений с вашей Душой, она начинает говорить с вами о независимости. Независимость – это главный атрибут вашего Нового Я.

Независимость проявляется различными способами. Для некоторых людей быть независимым – это значит быть свободным в своей жизни от внешних влияний и учреждений. Для других – это касается денег, власти или положения, отвечающих их нуждам и желаниям. Для третьих независимость – это обеспечение их свободы выбора. Для большинства таких людей важно наличие права самим решать, что они хотят (или не хотят) делать со своей жизнью.

Духовная независимость

Когда вы приглашаете в свою жизнь ваше Новое Я, вы также выбираете независимость. Но эта независимость не имеет ничего общего с политической или экономической ситуацией. Этот вид независимости духовен по своей природе.

Так что же это значит – быть духовно независимым? Означает ли это, что вы чувствуете себя выше других? Что ваше сознание более развито? Что у вас есть больше силы, творческих способностей или авторитета? Благословляет ли Бог только ваш выбор и внимает ли только вашим молитвам и просьбам в первую очередь?

Нет. Это не означает ничего из перечисленного. Быть духовно независимым означает только одно – быть свободным от иллюзии, что вы представляете собой что-то, чем на самом деле не являетесь.

Когда вы духовно независимы, вы также помните, что вы - Бог, а не набор личностей созданных вашим эго. Вы знаете, что Бог – это ваша глубочайшая суть, настолько же близкая вам, как ваше собственное сердце, и поэтому вы не позволяете себя склонить к чему-то другому.

Вы сознаете, что цель вашего пребывания на Земле – это воплощение жизни вашей Души, придание голоса и творческого выражения тому уникальному фокусу сознания, который является Вами внутри Божьего Ума.

Когда вы духовно независимы – вы свободны от иллюзии, что вы представляете собой что-то, чем на самом деле не являетесь.

Что означает "быть независимым"?

Начав принимать жизнь с точки зрения вашего Нового Я, вы научитесь выражать многие аспекты суверенности вашей Души. Наиболее значительные из них – это величие, автономия, авторство, сила и свобода.

Величие – как Новая личность вы почувствуете свое величие глубже, чем это было возможно когда-либо ранее. Величие – это высота и великолепие, которые ваша Душа испытывает постоянно. Вы почувствуете, что живете величественно, когда абсолютно осознаете Кто Вы Есть, когда в вашем уме исчезнут малейшие сомнения о том, что любовь и благополучие – это ваши права от рождения.

Что такое Духовная Независимость?

Автономия – автономность – это еще один аспект жизни вашего Нового Я. Духовная автономность не означает независимость от Бога, но означает Самоуправление. Духовная автономия означает, что Бог, действуя как ваше глубочайшее Я, дает вам силы проживать вашу жизнь так, как вы того хотите.

Поскольку Бог является верховным авторитетом в вашей жизни, вы не позволяете другим контролировать вас, и это дает вам возможность испытать жизнь теми путями и способами, которые вы выбираете.

Бог дает силу вашим выборам, чтобы вы могли полностью испытать Кто Вы Есть. Ваша Душа точно знает это и наслаждается этим, так же, как сможете и вы, став Новым Я.

Авторство – как Новая личность, вы узнаете, что являетесь автором собственной жизни. Бог наделил вас правом создавать свой жизненный опыт в соответствии с вашими мыслями и убеждениями. Вы увидите, что Бог поддерживает вас в этом, формируя Вселенную вокруг вас так, чтобы обеспечить вам требуемый опыт.

Поскольку вы осознаете потенциал своих мыслей, вы бдительны по отношению к истине. Вы не впускаете в свой ум никакие сомнения или заблуждения о том, кем вы являетесь или каково ваше место в мире. Вы выбрали испытать Правду о Себе и ничего более. Вы знаете, что проживая эту Правду, вы получите наилучшую возможность испытать радость и полноту Бытия.

Сила – это еще один атрибут центрированного в Душе Я. Но это не сила в общеизвестном смысле слова. Ваше Новое Я не заинтересовано в навязывании миру своего пути. Поэтому сила никак не связана с доминированием или манипулированием другими.

Настоящая сила – это способность творить. Ваше Новое Я понимает, что превращение сущности в материю при помощи созидательной силы ума является величайшей игрой, для которой вы и рождены. Вы также знаете, что любое другое использование ваших талантов ведет к скуке и застою.

Свобода. Независимость дает вам свободу проживать вашу жизнь прямо сейчас. Прямо здесь и сейчас вы можете получать удовольствие от того, что вы как Душа получаете удивительный человеческий опыт. Ваше Новое Я заякорено в этом осознании. Как Новая Сущность, вы можете двигаться через ситуацию, ранее шокировавшую вас, не смущаясь и оставаясь спокойным. Вы бесстрашны, свободны – и отзывчивы на любовь уместным в данный момент способом.

Что такое Духовная Независимость?

Единство – основа независимости

Важно помнить, что ваша суверенность не отделяет вас от других. Это просто невозможно сделать. Каждая личность разделяет Жизнь Бога, и все свободны жить по своему выбору, просто так, как они есть. Вы независимы в своем выборе, но зависимы друг от друга в Жизни. Когда вы поймете это, то увидите, что ваша независимость функционирует только в пределах Единства Бога, и тогда вы перестанете создавать для себя многие проблемы.

Как может такое количество людей, принимающих независимые решения, договориться хоть о чем-нибудь? Где надежда на гармонию в этом? Важно помнить, что существует только Одна Жизнь – Жизнь Бога, в которой вы все одинаково любимы.

Каждый раз, когда вам необходимо принять решение, задевающее других, осознавайте это. Попросите, чтобы ваши индивидуальные желания соответствовали Любви Бога ко всей жизни и принесли наилучший результат всем вовлеченным в это. Не имеет значения что это. Просто верьте, что это придет.

Разбираясь со своими желаниями и реализуя их к всеобщей выгоде, вы выполняете единственный наказ, данный вам Создателем – «Любите друг друга так сильно, как только можете». Помните это, и ключи от духовной независимости будут в ваших руках.

Каковы критерии духовности? Духовность включает в себя множество основополагающих категорий. Попробуем исследовать этот вопрос, взяв за основу духовности триединство: Любовь (в том числе Вера в Любовь), Мудрость и Творчество (активность, действие). Будем в дальнейшем использовать эти вечные ценности для выявления духовности всего, с чем мы столкнемся. Это позволит нам: во‑первых, говорить «на одном языке»; во‑вторых, сделать шаг к истине в определении понятия «духовность»; в‑третьих, исследовать на предмет духовности все сферы жизни.

Духовность рождается и проявляется через человека. Только он может любую сферу своей деятельности наполнить духовностью. Человек может и искусство, и религию превратить в бездуховное и привести к деградации, и самый тяжелый физический труд наполнить духовным содержанием. Духовность – это сама жизнь, наполненная любовью человека.

Духовность – это сама жизнь, наполненная любовью человека.

Духовность – это глубочайшая человечность! Понимать друг друга, уважать человека любого вероисповедания и любой идеологии, больных и «умственно отсталых», президентов и преступников – это и есть духовность. Помните, у Фета: «Хоть не вечен человек, но то, что вечно, – человечно!»? Теперь рассмотрим подробнее критерии духовности.

Любовь

Любовь – это и стремление друг к другу двух человек, и любовь к себе и к Богу, и «космический принцип», объединяющий человека и Вселенную, то есть любовь к Миру, где под этим словом «Мир» понимается ВСЁ. И обязательно – сам человек.

Любовь – это и стремление друг к другу двух человек, и любовь к себе и к Богу… то есть любовь к Миру, где под этим словом «Мир» понимается ВСЁ.

Некоторые забывают об этом и относятся к себе по «остаточному принципу», отделяя тем самым себя от Мира, из‑за чего получают множество проблем, в том числе укороченную жизнь. Другая крайность – любовь к себе большая, чем к другим, также вносит в Мир дисгармонию и получает ответную реакцию. Нахождение тонкой грани между любовью к себе и любовью к Миру, выполнение заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя» являются важной задачей человека.

Нахождение тонкой грани между любовью к себе и любовью к Миру, выполнение заповеди «Возлюби ближнего своего, как самого себя» являются важной задачей человека.

Исходя из этого, становится понятным, почему у глубоко верующих людей есть проблемы. Они производят разделение Мира и Бога, а человечество ставят на эту межу и разрывают его, разделяя людей на верующих и не верующих в определённого Бога, на соблюдающих и не соблюдающих те или иные законы, ритуалы и традиции. Но Бог есть Любовь, и она во всём! «Бога ни кто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (Иоанн. 4:12). Если Вера вырастает на именно таком понимании Бога, как Вера в Любовь, то человек приобретает бесконечные возможности.

Читайте также: