Геометрия в покраске стен в школе
Обновлено: 18.05.2024
Итак, вам надоели пустые бежевые стены, которые есть в 90 процентов школ в России. Вы решили отринуть безрадостность и сделать их красивыми и полезными. Самое сложное в этом вопросе — победить себя и привычные установки о том, как должны выглядеть стены. Они могут быть не просто фоном, а частью учебного процесса. Дети будут учиться у вас правильному, утилитарному подходу к пространству и использовать поверхности со смыслом.
Работая со школами, Студия образовательного дизайна выделила 5 самых популярных заблуждений педагогов при оформлении стен.
1. Превращение стен в учебники
Многие учителя и директора думают категориями учебников или рабочих тетрадей. Они свято верят, что учебный материал можно перенести на все поверхности, в том числе стены. У них есть веское обоснование: если дети будут видеть что-то изо дня в день, то они это запомнят.
К сожалению, в реальной жизни есть такая вещь, как «визуальный шум». И так можно воспринимать любое информационное пространство. Наш мозг фильтрует и «отсекает» данные, которые считает ненужными. Самый простой пример — баннерная слепота. Каждый день вы игнорируете много рекламы, не замечая этого.
Решение будет работать, если учитель будет постоянно включать композиции на стенах в обучающий процесс. Нужно будет регулярно выходить из класса, организовывать обсуждения, придумывать квесты и игры. Только в этом случае ученики будут активно взаимодействовать с материалом.
Как эффективнее
1. Учебные материалы и пособия на конкретные темы лучше оставить в кабинете. А в коридорах и рекреациях стоит использовать решения, которые делают помещения эстетичнее.
2. Можно организовать выставки, интересные ученикам. Конечно, их придется делать регулярно, но вы всегда можете вовлекать в это учеников.
Эта выставка работ, нарисованная нейросетью, обученной на живописи художников XX века. Работы разместили около кабинета информатики на подвесной системе. Раз в полгода или год композицию можно менять. Следующая выставка может быть посвящена, например, компьютерным играм или носителям информации.
2. Боязнь маркерных или грифельных поверхностей
Почему-то учителя боятся дать возможность детям что-то рисовать самостоятельно. Мол, дети все хулиганы в душе и только дай им повод где-то навредить — обязательно это сделают. Так что строгий контроль, никаких лишних активностей и, вообще, «не провоцируйте детей на гадости».
Как эффективно
Маркерные и грифельные поверхности — это хороший педагогический инструмент, которым можно пользоваться в процесс учебы. На них устраивают брейнштормы, организуют работу в группах, самообучение, презентации. Ученики будут выходить из класса в общие пространства — так мозг не будет застаиваться и воспринимать учебные помещения как скучные «коробки».
Но как любой инструмент, маркерные и грифельные стены сами по себе не работают. Если вы не планируете их использовать в процессе учебы, то лучше вообще не ставить.
Большая грифельная стена в «Новой школе». Дети регулярно рисуют большую совместную работу. Проходит время, ее стирают и рисуют новую.
Пример большой маркерной карты в рекреации. С ее помощью можно устраивать с детьми работу в группах, соревнования и брейнштормы.
3. Декор бессмысленный и беспощадный
Природа не терпит пустоты. Поэтому пустые стены многие торопятся заполнить чем угодно. Естественно, без идеи и эстетической составляющей. Часто это выглядит безвкусно, полезное пространство просто засоряется.
Как эффективно
Если мы что-то делаем с пространством, в том числе и со стенами, то должны сперва ответить на вопрос «Для чего?». Предложенные ниже варианты могут ответить на этот вопрос:
1. Пустота и однообразие раздражают, но это легко исправит сложная окраска стен. Продуманный рисунок задаст ритм и выразительность пространству, может показать зонирование помещений.
2. В качестве окраски стен подойдет выразительная и крупная навигация. Подробная и понятная навигация в школе крайне важна, чтобы новые ученики не тратили время на поиск нужных помещений и не чувствовали себя потерянными.
3. Мы уже упоминали выставочные и информационные поверхности. Да, они должны регулярно обновляться, зато ученики поучаствуют в жизни школы и сами оживят ее пространство.
4. И, наконец, акцентные изображения на стенах. Они формируют облик и задают атмосферу образовательного пространства. Главное — чтобы с ними работал профессионал, не «перебарщивая» и вкладывая в них смысл.
4. Тяжелый взгляд со стены
Любовь к цитатам и портретам, видимо, идет из советской школьной культуры: лозунги и портреты вождей должны были быть в каждом кабинете. И мы, дизайнеры, тоже любим крупный шрифт и большие портреты в пространстве, потому что они эффектно выглядят в пространстве. Но даже самая мудрая цитата после сотого повторения будет восприниматься как что-то раздражающее и фальшивое.
Как эффективно
Есть одна веская причина, по которой вы можете разместить портрет и цитаты на стенах и ни один дизайнер не скажет ни слова против — если школа названа чьим-то именем. Тогда лицо и слова этого человека будут частью образа школы.
5. «Чтоб на века! И все антивандальное!»
Мы понимаем, что ремонт нужно сохранить на долгие годы, хотя бы с точки зрения финансов. Но такая логика сильно ограничивает в выборе материалов и решений. Мир вокруг постоянно меняется. Через пять лет, когда нужно будет делать новый ремонт, даже самый современный дизайн уже надоест и устареет.
Школа — это живой организм и пространство в нем должно меняться. Антивандальность должна быть сделана с умом. С одной стороны, в школе повышенная нагрузка на декор, мебель и материалы. А с другой — она должна учить бережному и осознанному отношению к пространству. А как ему научиться, если все вокруг говорит «я уродливое, но зато ты меня не сломаешь, мелкий засранец». Осознанность прививается с культурой, которую нельзя воспитать в недоверии и пренебрежении.
Как эффективно
Это сложный вопрос, на который каждый директор должен ответить самостоятельно. От себя добавим, что есть недорогие материалы вроде ламинированной фанеры или пробки, которые можно ярко покрасить, красиво вписать в интерьер и быстро заменить, если что-то все-таки испортится.
Школьный музей, в котором, все можно трогать и брать. Экспозицию на стене легко обновлять, что ученики и делают в рамках проектной работы.
В этой школьной столовой используется крашеная фанера, пробка, полноцветная печать на пленке и флажки. Именно разнообразие фактур и материалов делают ее живой и симпатичной.
Все, что мы написали — это не прямое руководство к действию и единственная объективная истина. Это скорее некий набор принципов, который лучше понять с точки зрения сути, цели и смысла. И тогда вам будет проще принять решение. А Студия образовательного дизайна поможет его качественно реализовать.
На создание этого проекта вдохновила геометрия — наука о пространстве и структурах, которые в нем существуют. Выразительные и при этом предельно простые геометрические формы отлично вписываются в интерьер, радуют глаз и создают «учебное» настроение, расставляя при этом важные акценты в дизайне стен.
Игра с тенью создает объемность росписи, таким образом выстраивается богатый ассоциативный ряд: прямоугольники и круги отчасти похожи на лучи света, создающие иллюзию движения. Светлые и объемные холлы сами по себе становятся геометрическими фигурами в общем пространстве.
Этот вариант прекрасно подойдет для школ с математическим уклоном. Но так же выигрышно будет смотреться в интерьерах учебных заведений с другой спецификой, так как простые геометрические фигуры являются нейтральным и универсальным решением в оформительстве.
Идея развивается от первого этажа к пятому не только в формах росписи, но и в цветовом решении. Облегченный голубой отлично работает для входной группы. На этажах, где расположены классные комнаты мы выбрали более сложные и интересные цвета. Это связано с тем, что дети проводят там основную часть времени на переменах, К тому же различие цветов и геометрических форм на стенах упрощает навигацию по этажам.
Интенсивность росписи увеличивается в местах скопления людей. Наиболее активной зоной выступают холлы: здесь даже оконные проемы и поддерживающие колонны добавляют объем, выступая в виде отдельного элемента. В проходах и коридорах наша геометрия ведет себя более спокойно и снижает активность на лестничных площадках.
Скопление людей на лестничных пролетах нежелательно, этому содействует и колористика данной зоны. Квадраты и треугольники здесь лишь обозначены легким черно-белым акцентом, зато ярко и крупно выделены номера этажей, чтобы облегчить школьникам навигацию.
Здесь геометрические фигуры присутствуют в качестве поддержки всего этажного ансамбля, но не выходят на первый план. Они лишь немного освежают интерьер уборных, не привлекая к себе большого внимания. Это позволяет сохранить косметический ремонт, который уже сделан в туалетах вашей школы ранее.
Легкая, воздушная и незамысловатая роспись стен таит в себе много сюрпризов. Для того чтобы орнамент раскрылся с разных сторон, нужно пройтись по коридорам и понаблюдать, как меняется картинка в зависимости от угла зрения. В данном проекте мы провели большую работу по созданию многоуровневой загадки, которая работает сразу в нескольких плоскостях. Различные зоны школьного пространства взаимодействуют между собой самым неожиданным образом. Линии и цветовые пятна внезапно находят продолжение в соседних коридорах, через проемы мы можем увидеть недостающий элемент головоломки. Все это напоминает большую игру, участвовать в которой можно долго, с каждым разом обнаруживая новые пазлы.
Чтобы удержать концепцию игры, мы выбрали яркий и простой орнамент. Ломаные линии по стенам и проемам двигаются в собственном пульсирующем ритме. Цветные четырехугольники как лучи света: путешествуют по пространству и преломляются под разнообразными углами. Ведущим цветом остается белый, который визуально делает помещения школы просторными и светлыми. В целом дизайн стен — динамичный и живой, он побуждает гостей школы как можно дольше разгадывать «тайну», заглядывать за разные углы, искать новые фокусы.
При этом проект можно назвать нейтральным и абстрактным. Он подойдет любой школе вне зависимости от ее уклона. Ведь сам процесс получения знаний — и есть бесконечная головоломка: что-то лежит на поверхности, а что-то приоткрывается только самым любознательным.
Сложная и разветвленная архитектура этого типа школы прекрасно работает с дизайн-проектом, открывая массу возможностей для творчества. Чтобы не утяжелить концепцию, в росписи стен используются радужные, но приглушенные цвета. Первый этаж встречает учащихся приветливыми оттенками спелой кукурузы, настраивая на позитивный лад. Дальше инициативу подхватывают салатовый, оранжевый и цвет морской волны. Все цвета позитивные и способствуют более качественному отдыху школьников на перемене. К тому же колористика облегчает навигацию между этажами.
В построении уникального ритма росписи участвуют все конструкции, заложенные в проект здания: цветом обыгрываются несущие колонны, балки, арки, переходы и выпуклые части стены. Именно поэтому многие элементы орнамента не сразу заметишь невооруженным глазом. Самые интересные сплетения линий можно увидеть, находясь в холлах, и это не случайно: ведь именно здесь учащиеся проводят больше всего времени на переменах.
На лестничных площадках также присутствуют узнаваемые элементы росписи, но игровой момент сведен к минимуму. Это сделано для того, чтобы дизайн пролетов выступал частью общей концепции, но не отвлекал внимание, не мешал ребятам свободно передвигаться по ступеням. Все детали в данном пространстве выполнены в ключевых цветах разных этажей, что облегчает навигацию.
Здесь роспись стен присутствует в качестве поддержки всего этажного ансамбля, но не выходит на первый план. Она лишь немного освежает интерьер уборных, не привлекая к себе большого внимания. Это позволяет сохранить косметический ремонт, который уже сделан в туалетах вашей школы ранее.
Заполняя форму, вы разрешаете нам обрабатывать ваши персональные данные. Мы не собираем базы и не передаём ваши данные третьим лицам.
Плоскость и объем: сочетая эти два мотива в одном дизайн-проекте, можно получить очень интересный, нестандартный и целостный вид интерьера. Кто сказал, что геометрия — статичная наука? Надо лишь обыграть привычные прямоугольные формы здания с помощью смелых размашистых диагоналей — и пространство будет восприниматься совершенно по-новому.
Используя двухмерные геометрические формы разных цветов, мы создаем эффект светотени, которая придает объем настенной росписи. Активная диагональ, которая здесь солирует, создает эффект движущихся в пространстве объектов. Игре воображения помогают и разветвленные внутренние помещения школы. Все линии перекликаются между собой, с какой точки на них ни взглянуть. Благодаря этому создается иллюзия, что несколько разных плоскостей объединяются в одну причудливую фигуру. В композицию органично вписываются двери классных комнат, коридорные арки и оконные проемы.
В целом дизайн очень динамичный и яркий, но не кричащий за счет спокойной цветовой гаммы и четкого ритма построения. В любом помещении есть за что зацепиться глазу. Этот проект понравится учащимся и младшего, и старшего возраста. Он подойдет для школы с усиленным изучением точных наук, а также для любого образовательного учреждения вне зависимости от специфики.
Геометричность и трехмерность настенной росписи визуально расширяют узкие коридоры здания. Просторные холлы становятся более оригинальными и уютными. Такой эффект достигается с помощью особого ритма, интенсивности и цветового решения. Серый цвет уравновешивает яркие пятна в интерьере, при необходимости добавляет камерности помещениям, успокаивает, способствует межличностному общению. Белый фон расширяет и облегчает пространство, акцентирует внимание на ярких деталях.
Диагональ удачно вписывается в пространство лестничных пролетов, выглядит уместно и активно развивается от этажа к этажу, направляя движение школьников. Яркие полосы чередуются с серыми и меняют свой цвет в зависимости от этажа. Отсутствие большого количества оригинальных деталей росписи позволяет детям не задерживаться на лестнице долго, а колористика облегчает навигацию между этажами.
Здесь диагональные фигуры присутствуют в качестве поддержки всего этажного ансамбля, но не выходят на первый план. Они лишь немного освежают интерьер уборных, не привлекая к себе большого внимания. Это позволяет сохранить косметический ремонт, который уже сделан в туалетах вашей школы ранее.
Все началось два года назад, когда в школу пришёл работать учителем географии мой муж. Ему дали кабинет, и он решил кардинально его изменить. Директор нас поддержал, и за 46 600 рублей нам удалось сделать комфортное образовательное пространство. Прошлым летом я с командой Geek Teachers сделала уже второй ремонт кабинета.⠀
Важно! Не считаю, что учитель должен самостоятельно делать ремонт. Нет, но создать запрос на современные, комфортные условия, говорить о своих потребностях и желаниях нужно. Иначе будет как в том анекдоте про «глухонемого», который не говорил, потому что его не спрашивали.
Главными фишками моего кабинета стали:
⁃ место для чтения и отдыха, где дети могут с комфортом и пользой провести время.
⁃ Дверь, на которой можно писать (меловая наклейка).
⁃ Стеллажи с играми, журналами и книгами, которые в любое время можно взять.
⁃ банки для голосования жвачками (про этот метод, который помогает навсегда избавиться от жвачек под партами, у меня есть отдельный пост).
⁃ подвесные контейнеры с карандашами, ручками.
Полный обзор кабинета есть в вечных сторис под названием «35 кабинет».
⠀
Я прочитала 1000 страниц «Руководства по оформлению школ», добавила что-то из своего опыта и составила краткое описание кабинета современной школы и хочу поделиться им с вами, может, и у вас получится сделать свой «35 кабинет».
Зонирование кабинета
⠀
1. Учебная зона. 2. Зона хранения и отдыха. 3. Зона учителя. 4. Санитарная зона. Изображение взято из руководства по оформлению школ студии Артемия Лебедева
Учебная зона
В учебной зоне находятся рабочие места учеников. Здесь располагаются парты и стулья, а также информационные материалы для уроков.
Планировка учебной зоны кабинета зависит от количества учеников в классе, общего планировочного решения пространства, места вывода воды и размера парт (индивидуальные или двухместные).
Ученические парты расставляются в соответствии с нормативными документами, в которых указаны минимальные расстояния от столов до стен, шкафов, доски и между ними.
Зона хранения и отдыха
В зависимости от возможностей̆ пространства и пожеланий преподавателя, родителей и учеников зона совмещает в себе один или несколько модулей: зону хранения (различные стеллажи и шкафы для учебных материалов), мягкую зону (пуфы, лавки), зону свободного творчества (маркерные, меловые или магнитные поверхности), уголок настольных игр и рисования (отдельные столы со стульями) и выставочную зону (приспособления для демонстрации детских поделок).
При планировании зоны нужно учесть несколько моментов.
Во-первых, мебель должна примыкать к полу. Шкафы на ножках затрудняют процесс уборки кабинета.
Во-вторых, желательно, чтобы шкафы были закрытыми. Если это стеллаж, то для хранения стоит использовать непрозрачные контейнеры, чтобы не было визуального шума и кабинет смотрелся опрятно.
В-третьих, цвет мебели будет зависеть от цветового решения стен. Поэтому закупайте мебель уже после того как определитесь с цветовыми решениями для конкретного кабинета.
Зона учителя
Главными элементами являются удобный стул, просторный стол, закрывающий ноги. Желательно, чтобы техника стояла не на столе и имелось дополнительное место хранения рядом со столом.
Санитарная зона
Она есть преимущественно в кабинетах начальной школы и имеет следующие требования:
- подвесная тумба
- раковина со скруглёнными краями
- жидкое мыло с дозатором
- полотенца и мусорка
Стоит обратить внимание на плитку. Узористая, крупная плитка часто может испортить весь вид. Поэтому в этой зоне рекомендуется использовать мелкую квадратную плитку без узоров.
Цветовые решения
Цвет стен или пола способен повлиять на учебный процесс: создать расслабленную атмосферу или наоборот, активно стимулировать умственную деятельность. Цвет помогает сделать кабинет визуально теплее или прохладнеее. Некоторые оттенки позволяют выделить объекты, расположенные на их фоне», - выдержка из руководства по оформлению школ Студии Артемия Лебедева:
1. Классический: все стены кабинета окрашиваются в один цвет.
2. С акцентом. Одна из стен выделяется более ярким оттенком. Это помогает привлечь внимание к расположенному на этой стене объекту, например доске, и делает интерьер кабинета более необычным.
Еесть мнение, что стены, служащие фоном при демонстрации учебных пособий, должны быть согласованы по цвету с преобладающим цветом учебных средств и с цветом классной доски. В большей степени это относится к согласованию цветов стены и доски.
Цвет классной доски пo яркости не должен особенно отличаться от окраски стены, иначе из-за непрерывной адаптации глаз быстро наступит усталость.
По умолчанию двери, окна и потолки окрашиваются в белый цвет.
Если существующие помещения невозможно перекрасить, нужно придерживаться следующего правила: светлые пространства, оформленные в одном цвете, наполняются цветной мебелью; пространства, оформленные в разных оттенках, наполняются однотонной мебелью.
Нестандартные помещения лучше оформлять в светлых тонах — такое решение всегда хорошо смотрится. При невозможности приобрести мебель предложенного цвета лучше выбирать светлое дерево.
Выставочное пространство
Это важный элемент, который служит местом притяжения в любом кабинете. Существуют следующие варианты оформления выставочного пространства.
Стенд
Стенды могут быть фетровые и пробковые. Предпочтительней пробковый, так как в него легко втыкать кнопки, он смотрится эстетично. Но если предполагается крепить что-то на липучки, то фетровый стенд тоже подойдет. Альтернативой стендам служат пробковые подставки под горячее ХИТ из ИКЕА. Комплект из 3-х штук стоит всего 129 рублей.
Рейки
Плюсы этого способа в том, что
— рейки выглядят минималистично и сами по себе уже украшают пространство;
— пространства, куда можно прикрепить работу, действительно много;
— размещать листы можно где угодно и как угодно, постоянно меняя композицию.
Крепятся работы на кнопки.
Планшеты и клипборды
Самый обыкновенный канцелярский планшет может послужить отличным решением для создания необычного выставочного пространства.
Огромный плюс в том, что снимать и размещать новые работы очень легко и быстро.
Средняя цена одного планшета 100 рублей.
Прищепки
Еще один простой вариант — это прищепки.
Вам нужно натянуть вдоль стены проволоку, веревку или сетку. С помощью канцелярских прищепок подвесить работы.
Есть еще один похожий вариант, где работы крепятся не на прищепки, а на собачки (бегунки для штор), а собачки крепятся на рейлинг.
Варианты декоративного оформления пространства
Стены могут содержать интересную информацию в не менее интересной форме.
Это могут быть:
— измерители роста, где можно соотнести свой рост с ростом животных или известных литературных персонажей;
— геометрические фигуры с разверсткой;
— молекулярная сетка;
— иллюстрация о распространении звука в воздушной среде;
— наклейка, демонстрирующая закон отражения света.
Также можно использовать пол кабинета. С его помощью можно разобраться с дробями и наглядно изучить измерение углов.
Изображение с сайта Pinterest.
Об авторе: Воробьева Александра Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «КСОШ № 2 имени матроса, погибшего на АПЛ „Курск“, Витченко Сергея Александровича», г. Кировск Ленинградской области, автор блога @wow_urok
Читайте также: