Фундаменты сборные железобетонные вл и ору

Обновлено: 02.05.2024

Ригели опор применяются для увеличения боковой поверхности фундаментов и железобетонных стоек опор ЛЭП с целью достижения большей несущей способности при действии горизонтальных нагрузок. Ригели для закрепления опор изготавливаются из тяжелого бетона. Энергетическое строительство использует железобетонные ригели для применения в районах с наиболее холодной температурой согласно СНиП 2.01.01-82 до -55°С включительно.

Подкладные плиты (ПП1-А) применяются под тяжело нагруженные прижатые фундаменты анкерно-угловых опор ЛЭП (фундаменты типа Ф5-А, Ф6-А) в слабых грунтах для увеличения площади опирания.

АР 6-1
АР 7-1

Ригели опор ЛЭП железобетонные – это специальные конструкции, которые применяются в энергетическом строительстве для увеличения боковой поверхности фундаментов и железобетонных стоек с целью достижения большей несущей способности при действии горизонтальных нагрузок, которые могут привести к опрокидыванию стоек. Горизонтальные нагрузки, приводящие к угрозе опрокидывания стоек, образовываются естественным образом вследствие натяжения проводов. Железобетонные ригели опор значительно укрепляют фундаменты, установленные в слабых грунтах. Кроме того, ригели применяются в промышленном и гражданском строительстве в качестве опор для прогонов и межэтажных плит, которые устанавливаются в перекрытиях зданий.

Конструктивно железобетонные ригели опор ЛЭП представляют собой высокопрочную конструкцию трапециевидной уплощенной формы. Прикрепляясь к боковым поверхностям фундамента, ригели, таким образом, увеличивают площадь поверхности, которая должна удерживать фундамент и опору в грунте. Подобное техническое решение крайне необходимо для опор ВЛ, которые подвержены постоянным несимметричным нагрузкам (к примеру – поворотные, угловые опоры). Универсальная конструкция ригелей позволяет использовать их не только для подножников фундаментов, но и для квадратных и цилиндрических стоек опор. Крепление ригеля к элементам конструкции фундамента осуществляется при помощи хомутов.

Железобетонные ригели опор включают в себя несколько типоразмеров, в зависимости от типа опоры:

  • Р1, РФ – применяется для закрепления фундаментов-подножников;
  • Р1А и АР5 – для закрепления соответственно подножников и железобетонных конических и цилиндрических стоек;
  • АР6 и АР6-1, РЦ – для центрифугированных железобетонных стоек;
  • АР7 и АР7-1 – для вибрированных стоек;
  • АР8 – для стоек диаметром 800 мм.

Ригели опор ЛЭП изготавливаются в соответствии с сериями 3.407-115 «Унифицированные фундаментные конструкции ВЛ 35-500 кВ. Выпуск 5. Плиты, ригели и металлические детали для закрепления опор ВЛ 35 - 500 кВ.» и 3.407.9-158 «Унифицированные конструкции для закрепления опор ВЛ и ОРУ подстанций. Выпуск 1. Железобетонные изделия и крепежные детали. Рабочие чертежи» из тяжелого бетона классами В22,5 и В25 по прочности на сжатие. В качестве крупного заполнителя для бетона ригелей применяется фракционированный щебень из естественного камня с максимальной крупностью зерен 30 мм. В бетон добавляются пластифицирующие и воздухововлекающие газообразующие добавки для повышения способности ригелей сопротивляться агрессивным химикатам, находящимся в грунте.

Энергетическое строительство использует железобетонные ригели для применения в районах с наиболее холодной температурой согласно СНиП 2.01.01-82 до -55°С включительно. Марку ригелей по морозостойкости и водонепроницаемости принимают в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки в районе строительства: F150 W4-W6, соответственно – при расчетной температуре -40°С и выше, F200 W6-W8 – при температуре ниже -40°С.

Для увеличения прочностных характеристик и сопротивления силам растяжения, которые возникают вследствие натяжения проводов, ригели подвергаются армированию каркасами из стержневой горячекатаной стали классов A-I и A-III и обыкновенной арматурной проволоки класса В-1. Для монтажных петель применяется только стержневая горячекатаная арматурная сталь класса А-I. Арматурные и закладные детали ригелей дополнительно обрабатываются антикоррозийными присадками.

Ригели опор ЛЭП сери 3.407-115 маркируются буквенно-цифровым обозначением, где Р – ригель, АР – ригель анкерных опор. Цифры, стоящие после букв, указывают типоразмер (модификацию) изделия. Буква А, стоящая в марке ригеля первого типоразмера, указывает область применения ригеля – для фундаментов под анкерно-угловые опоры.

Железобетонные ригели опор ВЛ и ОРУ серии 3.407.9-158 маркируются буквенно-числовым обозначением, где Р – ригель, Ф или Ц – область применения, для прикрепления ригеля к фундаменту или цилиндрической стойке, соответственно. Первое число после букв обозначает длину ригеля в метрах, второе (только для ригелей РЦ) – округленный диаметр стойки в дециметрах.

По вопросам монтажа железобетонных ригелей опор обращаться по телефону (812) 336-87-96

Унифицированные железобетонные фундаменты используются при установке опор линий электропередач напряжением 35-500 кВ. Широкое распространение унифицированных железобетонных фундаментов для закрепления опор ЛЭП обусловлено исторически сформированной базой типовых проектных решений с использованием таких конструкций, положительным опытом их применения, а также серийным освоением продукции заводами ЖБК.

В качестве железобетонных фундаментных конструкций для установки опор ВЛ применяются монолитные грибовидные подножники с вертикальной или наклонной стойкой, различные составные фундаменты, сваи из напряженного и ненапряженного железобетона. Для увеличения несущей способности фундамента в слабых грунтах разработаны специальные опорные и подкладные плиты, ригели. В качестве фундаментной конструкции под оттяжки опор ВЛ используются анкерные плиты. В одноцепных железобетонных и деревянных опорах ВЛ до 35 кВ, в опорах линий связи широко применяются железобетонные трапецеидальные приставки.

Унифицированные фундаменты металлических опор ВЛ серия 3.407-115

Унифицированные фундаменты металлических опор ВЛ серия 3.407-115

Грибовидные фундаменты под унифицированные металлические опоры ЛЭП 35-500 кВ выпускаются серийно в соответствии с рабочими чертежами по серии 3.407-115. Проектом разработаны фундаменты различных габаритных размеров и конструкций основных частей. К основной группе относятся монолитные грибовидные подножники с наклонными или вертикальными стойками, подножники с навесными плитами, сборные фундаменты с болтовым соединением стойки и плиты основания. Дополнительная группа включает грибовидные монолитные фундаменты под анкерно-угловые опоры ЛЭП с модернизированными наголовниками, оснащенными карманами под болты и повышенные составные фундаменты со сварным или болтовым соединением стойки и нижней части. Применение сборных и составных фундаментов обусловлено необходимостью создания крупногабаритных фундаментов для особых условий применения.

Унифицированные составные фундаменты для стальных опор ЛЭП серия 3.407.1-144

Унифицированные фундаменты металлических опор ВЛ серия 3.407-115

Унифицированные сборные фундаменты серии 3.407.1-144 разработаны институтом «Энергосетьпроект» взамен своих грибовидных предшественников по серии 3.407-115 выпуск 2, 3. Фундаменты применяются в качестве подножников для свободностоящих металлических опор ВЛ 35-500 кВ. Конструкция удобна для транспортировки, состоит из отдельно изготовленных железобетонных плит и стоек, которые, на месте установки фундамента, скрепляются между собой двумя шпонками.

Замена фундаментов серии 3.407-115 на фундаменты серии 3.407.1-144 может производиться по таблице замены и на основании проверочных расчетов несущей способности фундаментов под унифицированные опоры ЛЭП.

Фундаменты металлических опор ВЛ проект 13478тм

Унифицированные фундаменты металлических опор ВЛ серия 3.407-115

Фундаменты под стальные промежуточные и анкерно-угловые опоры ВЛ 35-500кВ по типовому проекту 13478тм изготавливают в виде монолитных подножников. Типовой проект 13478тм был разработан институтом «Энергосетьпроект» в качестве модернизации фундаментных конструкций с учетом технологических доработок и особенностей производства на предприятии АО "Светлогорский ЗЖБИиК". Грибовидные фундаменты производят в опалубках аналогичных фундаментов проекта 3.407.-115 выпуск 1 в соответствии с ТУ 5800-001-00113371-2001.

Маркировка фундаментов под унифицированные опоры ВЛ по проекту 13478тм идентична маркировке железобетонных конструкций серии 3.407-115. Добавленный к маркировке индекс «с», указывает на завод-изготовитель.

Железобетонные сваи фундамента опор ВЛ серия 3.407-115

Унифицированные фундаменты металлических опор ВЛ серия 3.407-115

Сваи из вибрированного железобетона для устройства фундаментов опор ВЛ 35-500кВ выпускаются по чертежам типового проекта 3.407-115 выпуск 4.
Сваи выполнены в виде цельных забивных железобетонных конструкций квадратного сечения с заостренным наконечником и оголовком в соответствии с маркировкой сваи. Арматурный каркас свай выполняется из ненапрягаемой продольной арматуры. Проектом предусмотрено изготовление 6 и 8 метровых свай с поперечными размерами ствола 25х25см, и 8, 10, 12 метровых сваи с сечением 35х35см.
Сваи железобетонные применяются в односвайных и многосвайных фундаментах опор ВЛ, рассчитаны на эксплуатацию в различных климатических условиях, в различных грунтах, включая болотистые. Исключения составляют скальные грунты и искусственные насыпные с твердыми включениями.

Железобетонные сваи фундамента опор ВЛ серия 3.407.9-146

Железобетонные сваи фундамента опор ВЛ серия 3.407.9-146

Железобетонные сваи квадратного сечения изготавливаются в соответствии с рабочими чертежами серии 3.407.9-146 выпуск 2, и применяются в фундаментах под стальные опоры ЛЭП 35-500 кВ.
Разработано 4 типоразмера свай квадратного сечения 35х35 см, длиной 6, 8, 10, 12 м с двумя типами армирования, с напрягаемой и ненапрягаемой арматурой – всего 14 марок свай. Все оголовки свай изготавливаются с закладной деталью в виде металлического листа с длинной шпилькой, которая при необходимости отрезается. В фундаменте стойки опоры с оттяжками к листу закладной детали приваривают опорные плиты; в фундаменте свободностоящих стальных опор – приваривают наголовники с двумя или четырьмя болтами; для закрепления оттяжек в боковое отверстие сваи устанавливаются скобы. Проектом 3.407.9-146 выпуск 2 также предусмотрено изготовление составных железобетонных свай под опоры ВЛ длиной до 24м.

Железобетонные сваи энергетические проект 12614тм-т1

Железобетонные сваи энергетические проект 12614тм-т1

Специальные железобетонные сваи для устройства фундаментов опор ВЛ в районах Западной Сибири разработаны и изготавливаются по чертежам типового проекта 12614тм-т1.

Проектом разработано 4 типоразмера свай квадратного сечения 35х35 см, длиной 6, 8, 10, 12 м . Сваи изготавливаются из обычного вибрированного железобетона. Сваи фундаментов под унифицированные опоры ВЛ применяются в любых грунтовых условиях, включая глубокие болота. Расшифровка условного обозначения свай по проекту 12614тм-т1 аналогична серии 3.407-115 выпуск 4 за исключением маркировки оголовка: Нр – оголовок с одним болтом для крепления ростверка или башмаков стальных опор.

Ригели для опор ВЛ типа АР, Р, РФ, РЦ

Ригели для опор ВЛ типа АР, Р, РФ, РЦ

Ригели железобетонные выпускаются в соответствии с типовыми чертежами серий 3.407-115 и 3.407.9-158 и применяются при установке опор ВЛ 35-750кВ.

Ригели служат для увеличения боковой поверхности и несущей способности фундаментов опор при действии горизонтальных опрокидывающих нагрузок от сил тяжения проводов. Это особенно актуально при строительстве ЛЭП в слабых грунтах.
В зависимости от области применения железобетонные ригели отличаются габаритными размерами и имеют различные маркировки. Крепление ригеля на центрифугированные, вибрированные железобетонные стойки и унифицированные подножники металлических опор ВЛ производится специальными хомутами через предусмотренные конструктивные отверстия.

Анкерные, опорные, подкладные плиты для опор ЛЭП серия 3.407-115

Анкерные, опорные, подкладные плиты для опор ЛЭП серия 3.407-115

Анкерные, опорные и подкладные плиты являются типовыми конструкциями для установки опор ВЛ и выпускаются в соответствии с чертежами серии 3.407-115 выпуск 5.

Анкерная плита ПА для фиксации оттяжек стальных или железобетонных опор ЛЭП 35-500кВ выполняется в виде монолитной железобетонной прямоугольной конструкции 6 типоразмеров с продольным ребром жесткости по центру.
Опорная плита ОП для опирания железобетонной стойки опоры ВЛ в слабых почвах имеет в зависимости от маркировки круглую или квадратную в плане форму и оснащена стаканом для установки.
Подкладная плита ПП используется в слабых грунтах для расширения площади опирания фундаментов опор до размеров 3.6х3.6 м, изготавливается в виде плоской прямоугольной конструкции.

Железобетонные приставки производятся по типовым чертежам серии 3.407-57/87 согласно техническим условиям по ГОСТ 14295-75. В основе железобетонных приставок лежит тяжелый вибрированный бетон. Армирование изделий осуществляется при помощи сварных или вязанных пространственных каркасов.
Железобетонные трапецеидальные приставки ПТ применяются при монтаже одноцепных железобетонных или деревянных опор ВЛ напряжением до 35 кВ. Помимо строительства ЛЭП приставки ПТ широко применяют при установке телефонных и телеграфных линий связи.
Приставки ПТ могут применяться в слабоагрессивной среде, а также в сильноагрессивной среде с применением гидроизоляции. Конструкции приставок рассчитаны на эксплуатацию в IV и V гололедно-ветровых районах при температуре воздуха не ниже -55°С и сейсмичности до 9 баллов.

Данный раздел сайта ОПОРЫ ЛЭП в настоящий момент дорабатывается. Предлагаем железобетонные и металлические опоры лэп, железобетонные фундаменты опор лэп, металлоконструкции свайных фундаментов, элементы подстанций и многое другое

Унифицированные железобетонные элементы подстанций разработаны и применяются при строительстве электрических подстанций и открытых распределительных устройств (ОРУ) напряжением 35-500 кВ.
Сборные железобетонные изделия подстанций изготавливаются по рабочим чертежам типовых конструкций серии 3.407.1-157 выпуск 1 и 3.407-102. выпуск 1 и предназначены для эксплуатации в районах с расчетной температурой воздуха наиболее холодной пятидневки до -55°С, в III районе по давлению ветра, в IV районе по толщине стенки гололеда.

Расшифровка условного обозначения марок элементов подстанций

  • Первая группа – литеры условного наименования изделия,
  • Вторая группа – габаритные размеры в дм,
  • Третья – несущая способность кН*м,
  • Четвертая – конструктивные особенности (армирование, закладные изделия).

Железобетонные стойки порталов ОРУ 35-500 кВ

Железобетонные стойки порталов ОРУ 35-500 кВ

Данный раздел сайта ОПОРЫ ЛЭП в настоящий момент дорабатывается. Предлагаем железобетонные и металлические опоры лэп, железобетонные фундаменты опор лэп, металлоконструкции свайных фундаментов, элементы подстанций и многое другое

Железобетонные стойки и траверсы порталов ошиновки ОРУ изготавливают из тяжелого бетона. Для продольного армирования стоек ВС, СЦП и траверс ТЖ применяется напрягаемая арматура периодического профиля класса А-V и Ат-VI, для поперечного армирования - горячекатаная гладкая арматура класса А-I, или проволока В-1. Стойки порталов изготавливаются в соответствии с ТУ 5800-003-00113371-2004 по рабочим чертежам типовых конструкций серии 3.407.1-157 выпуск 1.

Железобетонные стойки УСО, СОН, сваи, фундаменты, кабельные лотки, плиты для подстанций 35-500 кВ

Железобетонные стойки УСО, СОН, сваи, фундаменты, кабельные лотки, плиты для подстанций 35-500 кВ

Данный раздел сайта ОПОРЫ ЛЭП в настоящий момент дорабатывается. Предлагаем железобетонные и металлические опоры лэп, железобетонные фундаменты опор лэп, металлоконструкции свайных фундаментов, элементы подстанций и многое другое

Железобетонные элементы подстанций изготавливают из тяжелого бетона. Для продольного армирования стоек СОН и свай СН применяется напрягаемая арматура периодического профиля класса Ат-VI, для поперечного армирования - горячекатаная гладкая арматура класса А-I, или проволока В-1. Для армирования стоек УСО, свай УСВ, кабельных лотков, плит, брусков, лежней ЛЖ и фундаментов применяется ненапрягаемая арматура класса А-I и А-III, проволока В-1.

Закрытые каналы для технического водоснабжения тепловых и атомных электростанций

Закрытые каналы для технического водоснабжения тепловых и атомных электростанций

Данный раздел сайта ОПОРЫ ЛЭП в настоящий момент дорабатывается. Предлагаем железобетонные и металлические опоры лэп, железобетонные фундаменты опор лэп, металлоконструкции свайных фундаментов, элементы подстанций и многое другое

Фундаменты опор ЛЭП представляют собой железобетонные изделия особой формы, которые могут быть установлены под любые опоры высоковольтных линий – металлические, деревянные или железобетонные. Железобетонный фундамент в значительной степени повышает устойчивость ЛЭП к воздействию ветровой нагрузки и обязателен в случаях, когда монтируемые ЛЭП превышают высоту 6 метров. Стандартные изготавливаемые нами железобетонные фундаменты для опор ЛЭП имеют грибовидную форму с прямой или косой железобетонной «ногой». В нее встроены закладные элементы, служащие для крепления стойки непосредственно к опоре. В современном мире электрификации невозможно представить энергетическое строительство без фундаментов опор, именно на этих железобетонных изделиях лежит основная задача устойчивости к внешним воздействиям высоковольтных опор ЛЭП.


Ф3-А-350
Ф3-А5м
Ф3-Амс
Ф4-А-350
Ф4-А-48
Ф4-Амс
Ф5-А-350
Ф5-А-48
Ф5-А5б
Ф5-А5м
Ф5-А7г
Ф6-А-350
Ф6-А-48
Ф6-А5м
ФК1-05
ФК2-05
ФК3-05
ФК4-05
ФП5-А-350
ФП5-А5
ФП5-А5м
ФП5-Ам
ФПБ5-А
ФПБ5-А5
ФПБ6-2
ФПБ6-4
ФПС5-А
ФПС5-А-350
ФПС5-А-48
ФПС5-А5
ФПС6-2
ФПС6-4
ФС1-А-350
ФС1-А-48
ФС1-А5н
ФС1-А5нм
ФС1-А5с
ФС1-А5см
ФС1-Ам
ФС2-А-350
ФС2-А-48
ФС2-А5н
ФС2-А5нм
ФС2-А5с
ФС2-А5см
ФС2-АМ
ФСБ1-4
ФСБ2-4
ФСП1-А
ФСП1-А-350
ФСП1-А-48
ФСП2-А
ФСП2-А-350
ФСП2-А-48
ФСС1-4
ФСС2-4

Унифицированные фундаменты железобетонных и металлических опор ЛЭП 35-500 кВ серия 3.407-115

Данная серия фундаментов опор содержит указания по изготовлению железобетонных фундаментных конструкций под унифицированные металлические и железобетонные опоры ВЛ 35 - 500 кВ для энергетического строительства.

Серия 3.407-115 состоит из следующих выпусков:

  • Выпуск 1. Пояснительная записка, обзорные листы;
  • Выпуск 2. Фундаменты под унифицированные металлические опоры ВЛ 35 - 330 кВ;
  • Выпуск 3. Фундаменты под унифицированные металлические опоры ВЛ 500 кВ;
  • Выпуск 4. Вибрированные и центрифугированные сваи для фундаментов ВЛ 35 – 500 кВ;
  • Выпуск 5. Плиты, ригели и металлические детали для закрепления опор ВЛ 35 – 500 кВ;
  • Выпуск 6. Свайные фундаменты и металлические ростверки.

Фундаменты опор под унифицированные металлические опоры ВЛ 35 - 330 кВ

Фундаменты, разработанные под унифицированные опоры ВЛ 35 - 330 кВ, можно разбить на две группы конструкций – основную и дополнительную.

В основную группу конструкций серии 3.407-115 входят обычные монолитные грибовидные подножники с вертикальными и наклонными стойками и составные фундаменты с навесными плитами.

Дополнительная номенклатура конструкций, учитывающая особенности производства работ на отдельных заводах, включает в себя:

  • варианты подножников по анкерно-угловые опоры с модернизированным оголовником;
  • варианты составных фундаментов со сварным соединением стойки и нижней части;
  • варианты составных фундаментов с болтовым соединением стойки и нижней части.

Основная номенклатура.

При назначении типа закрепления металлических опор следует прежде всего ориентироваться на применение этих фундаментов.

Под анкерно-угловые опоры разработано 6 типов фундаментов: Ф1-А, Ф2-А, Ф3-А, Ф4-А, Ф5-А, Ф6-А (16 марок).

Тип фундамента опоры определяется размерами плит основания в плане или типоразмером опалубки. Фундаменты Ф1-А, Ф2-А имеют вертикальную стойку, все остальные - наклонную, соосную с поясом опор, и наголовник, конструкция которого обеспечивает горизонтальное опирание плиты башмака опоры. Энергетическое строительство предусматривает установку наголовников с базой болтов 350 мм и диаметром болтов 42 и 48 мм, а также - базой болтов 350 мм и диаметром болтов 56 мм. Стороны плиты основания всех фундаментов с наклонными стойками при установке под опору располагаются под углом 45° к осям опор.

Для случаев прохождения трассы в поймах рек, на болотах или на косогорах серия 3.407-115 предусматривает повышенные фундаменты марки ФП5-А.

Для закрепления сильно нагруженных опор в слабых грунтах предусмотрены составные фундаменты ФС1-А и ФС2-А, собираемые из подножника Ф6-А и двух навесных плит соответственно - ПН1-А и ПН2-А.

Под промежуточные и промежуточно-угловые опоры разработано 6 типов фундаментов: Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5, Ф6 или 19 марок. Тип фундамента определяется размером плиты основания в плане.

В зависимости от решения оголовка фундаменты опор серия 3.407-115 могут быть предназначены:

  • под опоры, закрепляемые с помощью двух болтов - марки ФК1-2, Ф1-2, Ф2-2, под опоры, закрепляемые с помощью четырех болтов – марки Ф4-4, Ф5-4, Ф6-5, ФП6-4, ФС1-4, ФС2-4 (под эти ж опоры могут быть использованы фундаменты Ф1-А, Ф2-А);
  • под стойки опор с оттяжками – фундаменты со штырем марки ФК1-0, Ф2-0, Ф3-0, Ф4-0.

Для закрепления сильно нагруженных промежуточных и промежуточно-угловых опор, а также для закрепления в особо слабых грунтах, разработаны специальные фундаменты с большой площадью основания - марки ФС1-4 и ФС2-4. Эти фундаменты представляют собой сплошной подножник с прямоугольной в плане плитой основания, имеющей одно продольное ребро.

Для установки опор, имеющих опорные башмаки с базой и количеством отверстий, отличных от базы и количества болтов в выбранном, исходя из несущей способности, фундаменте в выпуске приведены чертежи переходных башмаков - марки Д116 и Д117.

Дополнительная номенклатура фундаментов.

Разработана с учетом ограниченных технологических возможностей отдельных заводов, а также уже имеющимся опытом изготовления на заводах и внедрения в строительство унифицированных фундаментов. Разработанные дополнительно фундаменты опор предусматривают различные изготовления конструкций основной номенклатуры и применение их менее предпочтительно, чем описанных выше фундаментов основной номенклатуры.

Варианты подножников под анкерно-угловые опоры с модернизированным оголовником.

В этом варианте разработаны подножники с наклонной стойкой. Такие подножники имеют оголовник с карманами под болты, до бетонирования прикрепляемый к армокаркасу и размещающийся внутри металлической опалубки. При монтаже опоры между верхним листом оголовника и плитой башмака опоры устанавливается прокладка, предопределяющая горизонтальные нагрузки между болтами. Всего разработано 5 марок фундаментов: Ф3-Ам (вместо Ф3-А), Ф4-Ам (вместо Ф4-А), Ф5-Ам (вместо Ф5-А), ФП5-Ам (вместо ФП5-А) и Ф6-Ам (вместо Ф6-А). Все эти подножники рассчитаны на установку 4х болтов диаметром 42 мм с базой 250 мм.

Варианты составных фундаментов со сварным соединением стойки и нижней части.

В этом варианте разработаны повышенные подножники под анкерно-угловые и промежуточные опоры (типа ФП5-А и ФП6) и подножники с прямоугольной плитой основания под промежуточные и промежуточно-угловые опоры (типа ФС).

Кроме того, разработан новый фундамент типа ФСП-А, имеющий плиту основания 4,2х3 и 5,2х3 м и общую высоту 5,16 м. Такой фундамент, собираемый из фундаментов ФС1-А и ФС2-А и приваренной к нему стойки СФ1-Нт, практически в любых грунтах воспринимает весь диапазон нагрузок от анкерно-угловых опор ВЛ 35-330 кВ.

Варианты составных фундаментов с болтовым соединением стойки и нижней части.

В этом варианте для энергетического строительства разработаны повышенные подножники типа ФП5-А и ФП6 и подножники с прямоугольной плитой типа ФС под промежуточные опоры. Каждый фундамент такого типа выполнен с модернизированным оголовником под болты диаметром 42 мм с базой 250 мм. При необходимости установки этого фундамента под опоры с базой болтов в опорном башмаке 350 мм, может применяться переходной башмак Д-117.

Фундаменты под унифицированные опоры ВЛ 500 кВ

Фундаменты опор серии 3.407-115, разработанные под унифицированные опоры ВЛ 500 кВ, включают в себя две группы конструкций - основную и дополнительную.

Основная номенклатура содержит обычные монолитные грибовидные подножники и два типа составных фундаментов.

Дополнительная номенклатура, с учетом особенности производства работ на отдельных заводах, включает в себя варианты подножников с модернизированным оголовником под анкерно-угловые опоры, а также варианты составных повышенных фундаментов. Дополнительная номенклатура фундаментов разработана с учетом ограниченных технологических возможностей отдельных заводов и применение этих фундаментов менее предпочтительно, чем фундаментов основной номенклатуры.

Основная номенклатура фундаментов серии 3.407-115 под анкерно-угловые опоры.

Под анкерно-угловые опоры разработано 4 типа фундаментов Ф3-А5, Ф5-А5, ФС-А5с, ФС-А5н или 8 марок. Все фундаменты имеют наклонную стойку, соосную с поясом опор, и наголовник, конструкция которого предусматривает горизонтальное опирание плиты башмака опоры. Предусмотрена установка наголовников с базой болтов 250 мм и диаметрами болтов 42 и 48 мм. Плиты всех фундаментов при установке под опору располагаются по углом в 45° к осям опор. Фундаменты типа Ф3-А5 и Ф5-А5 представляют собой сплошной монолитный подножник. Повышенные фундаменты предусмотрены, в основном, для случаев прохождения трассы в поймах рек или на косогорах.

Фундаменты типа ФС-А5с - сборные, состоящие из прямоугольной плиты двух длин и соединяемой с ней с помощью болтов стойки.

Фундаменты опор типа ФС-А5н - сборные, состоящие из подножника и двух типоразмеров навесных плит, разработанных в унификации фундаментов 35 – 500 кВ.

Дополнительная номенклатура.

В дополнительной номенклатуре серии 3.407-115 разработаны варианты фундаментов Ф3-А5, Ф5-А5, ФП5-А5, ФС-А5н и ФС-А5с с модернизированным оголовником. Такой оголовник с карманами под болты до бетонирования прикрепляется к армокаркасу и размещается внутри металлической опалубки. Энергетическое строительство при монтаже опоры между верхним листом оголовка и плитой башмака опоры предполагает установку прокладки, перераспределяющую горизонтальные нагрузки между болтами. Кроме того, в дополнительной номенклатуре разработаны также варианты повышенных подножников под анкерно-угловые опоры со сварным и болтовым соединением стойки и нижней части (марки ФПС5-А5 и ФПБ5-А5).

Основная номенклатура фундаментов опор под промежуточные и промежуточно-угловые опоры.

Под промежуточные и промежуточно-угловые опоры разработано 4 типа фундаментов - Ф1, Ф2, Ф3, Ф4 или 8 марок: 4 марки с нормальной длиной стойки (Ф1-05, Ф2-05, Ф3-05, Ф4-05) и 4 марки с укороченной стойкой (ФК1-05, ФК2-05, ФК3-05, ФК4-05). Укороченные фундаменты изготавливаются в той же опалубке, что и соответствующие длинные. Все фундаменты имеют наклонную стойку, соосную с поясом опор, и штампованный сферический оголовник со штырем.

Вибрированные и центрифугированные сваи для фундаментов ВЛ 35 – 500 кВ

Вибрированные и центрифугированные сваи позволяют выполнить фундаменты опор под все типы унифицированных опор ЛЭП напряжением 35 - 500 кВ практически в любых грунтовых условиях, включая глубокие болота. Фундаменты могут быть выполнены как в виде одиночных свай, так и кустов свай с металлическими ростверками.

Вибрированные сваи.

Из обычного вибрированного железобетона изготавливаются сваи квадратного сечения.
Сваи квадратного сечения запроектированы пяти типоразмеров: сечением 25х25 см - длиной 6 и 8 м, сечением 35х35 см - длиной 8, 10 и 12 м. Каждый типоразмер сваи имеет 2 варианта армирования. Для использования свай в различных фундаментах предусмотрено 4 типа оголовков: штырь, длинный болт, два болта и металлический лист. В последнем случае к листу может быть приварено 2 типа наголовников (с двумя или четырьмя болтами) или прикреплены болтами, пропущенными через отверстие в свае, детали для крепления оттяжек.

Центрифугированные сваи.

Из центрифугированного предварительно напряженного железобетона изготавливаются цилиндрические сваи.

Центрифугированные сваи запроектированы 6 типоразмеров длиной 22,2 м, отличающихся армированием (два типа) и количеством втулок стыков (одна втулка посередине длины заготовки, две втулки в третях ее длины или 5 втулок, делящих заготовку на 6 частей).

Железобетонные фундаменты опор серия 3.407-115 изготавливаются из тяжелого бетона марки по прочности на сжатие М300 (подножники со штырем, сваи квадратного сечения) и М400 (подножники, кроме подножников со штырем и цилиндрические сваи). Марка бетона по морозостойкости - не ниже F150, по водонепроницаемости - W4 (для всех элементов, кроме цилиндрических свай) и W6 (для цилиндрических свай).

Фундаменты под трансформаторы, анкерные устройства.


На подстанциях 330 кВ и выше при большом количестве единиц трансформаторов и реакторов и их значительной массе возникает необходимость окончательной сборки оборудования на месте, периодического осмотра его и ревизии, для чего при подстанции сооружается трансформаторная мастерская. Для перемещения трансформаторов в мастерскую от места установки на фундаменте и обратно предусматриваются специальные рельсовые пути перекатки, по которым трансформаторы перемещаются на собственных катках с помощью тягового механизма. Этот путь, как правило, одноколейный, нормальной колеи (1520 мм), прямолинейный и горизонтальный. В местах установки трансформаторов к нему примыкают короткие участки поперечных путей, соединенные с рельсами на фундаментах. Поперечные пути в зависимости от типа трансформатора состоят из двух, трех, четырех или шести ниток рельсов и пересекаются с продольным путем под углом 90°. Количество поперечных ниток рельсов определяется количеством кареток с катками, которыми оснащен трансформатор в зависимости от массы последнего. Стыковка поперечных рельсов с продольными называется глухим пересечением и обеспечивает изменение направления перемещения трансформатора под углом 90° путем разворота кареток на этот угол.

Рис. 2.6. Рельсовый путь для перекатки трансформаторов.
а — пример плана; б — поперечное сечение; 1 — продольный путь перекатки; 2 — трансформаторная мастерская; 3 — поперечные пути; 4 — фундаменты под трансформаторы; 5 — анкеры; 6 — рельсы; 7 — автодорожное покрытие; 8 — шпалы; 9 — слой балласта из щебня (гравия); 10 — слой балласта из песка; 11 — дренажная траншея со щебнем; 12 — дренажная труба.


Конструкция пути показана на рис. 2.6, она состоит из верхнего строения и балластного основания. Верхнее строение пути включает рельсы с подкладками, крепежными и стыковыми деталями, а также шпалы, брусья или плиты (см. разд. 4). Балласт состоит, как правило, из двух слоев: верхнего толщиной 300 мм — из щебня или гравия твердых пород и нижнего толщиной от 500 до 1200 мм — из среднезернистого песка переменной толщины.
Поскольку планировка территории вдоль пути и толщина балластного слоя не позволяют делать водоотводные кюветы, продольный путь предусматривает устройство сопутствующего дренажа с отводом воды, попавшей в балластное корыто, за пределы площадки. Такой дренаж выполняется при общем уровне грунтовых под ниже дна балласта и при недренирующем подбалластном основании. При общем уровне грунтовых вод выше дна балластного корыта дренаж пути делается по специальному расчету с учетом водопонижения в зоне, примыкающей к пути. При наличии в подбалластном основании хорошо дренирующих грунтов дренаж может не выполняться.
Конструктивно дно балластного корыта выполняется с поперечным уклоном 1=0,002 в сторону заглубленной траншеи, расположенной вдоль пути и имеющей продольный уклон 1=0,002; в эту траншею укладываются дренажные трубы. Поверх труб под песчаным балластом укладывается слой чистого щебня твердых пород; трубы — асбестоцементные с прорезями в верхней половине сечения при отсутствии агрессивной среды для цемента пли керамические при ее наличии. Дренирование в последнем случае осуществляется через не заделанные в верхней зоне стыки труб. Через каждые 150 м по длине дренажа предусматривается установка смотровых колодцев.

Рис. 2.7. Анкеры для крепления тросов при перемещении автотрансформаторов на усилие до 400—500 кН.
а — из железобетонных плит и металлоконструкции; б — из центрифугированных стоек; в — набивные с распоркой; 1 — рама; 2 — плиты; 3 — ригель железобетонный; 4, 5 — трубы железобетонные центрифугированные; 6 — сверленые котлованы; 7 — набивные железобетонные стойки; 8 — распорки металлические инвентарные; 9 — основание под автотрансформатор.

В местах глухих пересечений предусматривается возможность установки домкратов для подъема трансформаторов при развороте кареток с катками на 90°.
Трансформатор в собранном виде перемещается по путям с помощью тягового механизма. Роль последнего, как правило, выполняет трактор, который через полиспаст, закрепленный за анкеры, создает необходимое тяговое усилие.
В зависимости от усилия стационарные анкеры закладываются с двух сторон по осям фундаментов под трансформаторы и по концам продольного пути.
Типовые решения анкеров предусматривают Л-образную металлоконструкцию и железобетонные плиты, заглубленные в грунт. Такой анкер держит усилие около 400 кН. Для меньших усилий могут быть применены анкеры в виде набивных или забивных железобетонных свай, железобетонных труб и металлического оголовника. Для облегчения конструкции анкера при значительных горизонтальных усилиях и при наличии вблизи него фундамента под трансформатор могут быть рекомендованы анкеры (рис. 2.7), представляющие собой железобетонные набивные сваи неглубокого заложения, металлические оголовники и распорки, передающие горизонтальную силу на фундамент под трансформатор.
Глава СНиП «Тепловые электростанции» предусматривает возможность устройства продольного пути перекатки с уклоном до 2%. Такой путь целесообразно выполнять при значительных перепадах рельефа местности с целью снижения капитальных затрат и трудозатрат на планировочных работах и подземных сооружениях. Применение путей перекатки с уклоном до 2% на конкретном объекте должно быть обосновано технико-экономическим расчетом и согласовано с заводом — изготовителем автотрансформатора и монтажной организацией.
Имеющийся опыт строительства подобных путей подтверждает их экономическую эффективность. При этом увеличение усилия при перемещении трансформатора вверх по уклону не превышает возможностей такелажной оснастки и тяговых механизмов. Перемещение вниз по уклону не вызывает самопроизвольного движения трансформатора.

Рис. 2.8. Фундамент под автотрансформатор.
1 — железобетонная плита основания; 2 — рельс; 3 — стальные стяжки; 4 — контур маслоприемника; 5 — балласт из щебня; 6 — балласт из песка; 7 — гравийная засыпка маслоприемника.
Верхнее строение пути и основание рассчитывается из условия, что расстояние между шпалами равно 50 или 55 см; нормативное давление на щебеночный балласт 50 Н/см 2 , на песчаный балласт 30 Н/см 2 .
В расчетах принимаются следующие модули упругости Е0, Н/см 2 , оснований пути:
При деревянных шпалах с шагом 55 см .. 3400
То же с шагом 50 см .. 3700
При железобетонных плитах 4000
При железобетонных шпалах с шагом 55 см . . 10 000
То же с шагом 50 см 11 000

Таблица 2.4. Конструктивные данные рельсового пути для перекатки трансформаторов

Продолжение табл. 2.4

В табл. 2.4 сведены основные данные и результаты расчета пути перекатки для восьми типов трансформаторов и реакторов, выпускаемых промышленностью.
Действующими проектами предусматривается несколько разновидностей фундаментов под трансформаторы с использованием номенклатуры железобетонных элементов (см. разд. 4):
из сборных железобетонных плит типа НСП, укладываемых на щебеночно-песчаный балласт;
из центрифугированных железобетонных труб, устанавливаемых в сверленые котлованы с последующей обетонировкой пазух;
из унифицированных подножников под опоры ВЛ и ОРУ;
из унифицированных свай, применяемых для фундаментов опор ВЛ и ОРУ.
В верхней части фундаментов последних трех типов крепятся стальные балки для установки и закрепления рельса.
На фундаменте первого типа рельсы крепятся непосредственно •к железобетонным плитам.
Типовые решения фундаментов разработаны для приведенных в табл. 2.4 трансформаторов.
На рис. 2.8 показан пример устройства фундаментов из плит для трансформаторов АТДЦТН-200000/330 и АТДЦН-400000/330. Методика расчета фундаментов под эти трансформаторы аналогична расчету продольного рельсового пути.

Читайте также: