Фундаментом правовой культуры является нравственная и политическая культура

Обновлено: 18.05.2024

Правовая культура - это часть общей культуры, различают правовую культуру личности и правовую культуру общества.

Правовая культура личности - это уровень знания права каждым из нас, уважительное отношение к праву. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Она включает в себя правовые знания, представления и убеждения, позволяющие отличить верное и допустимое пове­дение от неверного и недопустимого.

Кроме того, правовая культура включает в себя поведение, соответствующее юридическим нормам, соблюдение прав дру­гих людей и добросовестное выполнение своих обязанностей. Правовая культура предполагает наличие таких нравственных личностных качеств, как совестливость, справедливость, чест­ность, чувство собственного достоинства, доброта. Она характе­ризуется определенным уровнем правовой активности, благода­ря которой личность приобретает и развивает правовые знания и умения.

Ведущий себя культурно (активно) человек предпочитает лично ознакомиться с правовым актом (законом, приказом, договором и т.п.), выбрать нужные юридические средства и воз­можности и действовать сообразно правовым требованиям, считая их социально значимыми.

Следовательно, не всякого человека, знающего и понимаю­щего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знание юридиче­ских правил сочетается с потребностью соблюдения их предпи­саний, кто следует им в своей деятельности.

Правовая культура общества - это достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества. Она проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности государственных органов и должност­ях лиц.

Современная правовая культура - это правовая культура гражданского общества и правового государства, которые выс­шей ценностью признают права и свободы человека, соблюдают и защищают их. И сам человек осознает свои права и свободы, (пути их правовой защиты, уважает права и свободы других лю­дей.

Высокий уровень правовой культуры предполагает вовлече­ние широких слоев населения в деятельность, связанную с правом, высокий профессионализм и качество законотворческой деятельности, соблюдение демократических и юридических процедур при правотворчестве, высокое качество правоприменительной деятельности.

Функции правовой культуры:

Познавательная функция правовой культуры заключается в Освоении правового наследия прошлых эпох и достижений, оте­чественного и зарубежного права. Такие знания необходимы для того, чтобы внести свой посильный вклад в улучшение жизни нашего общества.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение нормального существования общества и создание устойчивого правопорядка: следуя правовым и другим социальным нормам, мы обеспечиваем соблюдение предписаний, де­лающих нашу жизнь более стабильной.

Нормативно-ценностная функция правовой культуры со­стоит в том, что, совершая определенные поступки, человек со­поставляет их с образцами поведения. В результате одни наши поступки получают одобрение, другие - подвергаются критиче­скому анализу.

Коммуникативная функция правовой культуры способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает взаимодействие людей. Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосре­дуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

Прогностическая функция правовой культуры охватывает основные направления правотворчества и реализации прав, про­блемы укрепления законности, правопорядка, правовой активно­сти населения и другие изменения правовой системы.

Итак, можем отметить следующие черты современной пра­вовой культуры:

- определяющее значение прав и свобод человека и гражда­нина в правовой организации общества;

- утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;

- правовую активность граждан в осуществлении своих прав;




- активную законотворческую, правозащитную и правопри­менительную деятельность всех звеньев государства.

Правовой нигилизм (от лат. nihil - ничто, ничего) - недо­оценка роли права или даже его отрицательная оценка, неуваже­ние к праву, пренебрежительное к нему отношение. Он приво­дит к различным правонарушениям, например, к умышленному нарушению законов, массовому несоблюдению правовых норм, нарушению прав человека - это антипод правовой культуры. Правовой нигилизм бывает личностным и государственным, особенно в странах, где слабо развиты право и правовые тради­ции.

Гражданское общество заинтересовано в повышении уровня правосознания и правовой культуры, для чего необходима про­думанная система правового образования.

Содержанием понятия «правовое образование» являются следующие элементы:

- правовое обучение - передача, накопление и усвоение пра­вовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях;

- правовое просвещение - распространение правовых идей среди населения средствами массовой информации, созданием компьютерных баз данных, например «Гарант», «Консультант-Плюс» и т.д.;

- юридическая практика - передача юридической информа­ции, знаний посредством участия граждан в правоприменитель­ной деятельности и т.п.;

Задача урока. Уметь объяснять понятия: правовая культура общества и человека, правовой нигилизм и цинизм, правосознание.

Что такое правовая культура? Этот параграф завершает раздел учебника, посвящённый вопросам права. Наверное, вы размышляли над вопросом: «Для чего мы изучаем основы права? Зачем они нам нужны? Мы же не юристы».

Настало время дать ясный и обстоятельный ответ на ваши сомнения. Конечно, знание основ права нужно, чтобы представлять свои права и обязанности, не делать ошибок, принимать разумные решения в сложных обстоятельствах. Говоря проще, чтобы быть юридически грамотными людьми.

Все правильно, но это только часть ответа. Простой грамотности теперь мало. Современное общество предъявляет к человеку более высокие требования. Оно говорит, что каждый из нас должен обладать таким необходимым качеством, как правовая культура.

С понятием «культура» вы знакомы. Напомним, мы говорили, что культура включает результаты человеческой деятельности, накопленные обществом духовные и материальные ценности, деятельность саму по себе. Индивидуальная культура характеризует степень умственного, духовного развития личности.

Право – неотъемлемый элемент культуры, как и мораль, политика, экономика, искусство. Оно способствовало приобщению человечества к культуре. Сегодня очевидно, что человеку необходимо овладеть духовной культурой во всех её проявлениях: политической, нравственной, эстетической, правовой и др. Их гармония обеспечивает духовное развитие личности гражданина.

В понятии «правовая культура» выделяют правовую культуру общества и человека.


Правовая культура общества включает всё положительное, ценное, что имеется в правовой действительности: нормы и институты права, правоотношения, правовые учреждения, законность, правопорядок, справедливость. В этом широком смысле правовая культура является в определённой мере синонимом понятия «правовое государство», ибо в последнем воплощается всё общественно ценное, что даёт право.

Правовая культура человека выражается в его отношении к праву. Она является единством правовых знаний, уважения к праву и правомерного поведения. Её формирование – результат правового образования.

Без формирования и развития правовой культуры невозможно построить правовое государство.

Правовая культура тесно связана и правосознанием, одним из компонентов правовой культуры. Правосознание – это результат и процесс отражения права в сознании людей. Оно проявляется в совокупности знаний права и отношения к нему.

Правовая культура и антикультура. В реальной жизни качество правовой культуры граждан, к сожалению, остаётся невысоким.

Серьёзный недостаток – незнание населением законов страны. Однако люди подчас неплохо знают правовые нормы, но не спешат их соблюдать, не верят в их силу, не ценят их роли в обществе. Учёные называют это явление правовым нигилизмом. Есть и такие, кто готов использовать знание законов в корыстных личных целях. Перед нами так называемый правовой цинизм.

Правовой нигилизм и правовой цинизм являются прямой противоположностью того элемента правовой культуры, без которого она невозможна, – уважения к праву.

В неуважительном отношении к правоохранительным органам и к их сотрудникам состоит другой недостаток правовой культуры общества. В последние годы на них обрушилась резкая и во многих случаях справедливая критика. Но разве обнаружившиеся недостатки дают основания для выводов о некомпетентности правоохранительной системы в целом?

Не будем забывать о том, что предвзятое отношение к правоохранительным органам выгодно правонарушителям, которые сознательно преступают закон. Однако большинство граждан с уважением относятся к работникам правоохранительных органов, видят в них защитников своих законных интересов, гарантов своей безопасности.

Как обрести правовую культуру? Правовая культура создаётся постепенно. Сначала закладывается фундамент – нравственные качества личности: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, доброта. Без них правовая культура не может быть полноценной. Мы познаём законы добра и зла, чести и бесчестия, свободы и рабства, и новое знание делает нас взрослее.

Понимая, «что такое хорошо и что такое плохо», мы в состоянии освоить первые, самые общие представления о праве. Мы узнаём, почему закон говорит «нельзя», как карает нарушителей, при каких условиях оказывает снисхождение или прощает.

Потом мы начинаем проявлять интерес к различным отраслям права, к его принципам и аксиомам, истории и современным проблемам, из детективов к нам приходят сведения о криминалистике, судебном процессе и др.

Итак, основой правовой культуры являются юридические знания, приобретаемые в процессе правового образования. Но одних знаний и даже умения ими пользоваться недостаточно. Следующая ступень – формирование чувства справедливости и уважения к праву. Если положительные чувства и отношения не воспитаны, юридические знания и умения мало что значат для развития личности. Ведь их нравственные уроки мы можем попросту не замечать. Правовые чувства позволяют нам увидеть в праве общественную ценность. Мы страдаем, когда беспорядок берёт верх над порядком, своеволие – над законом. В конечном счёте у нас развивается чувство законности. Это очень важно. Человек с развитыми правовыми чувствами не станет правонарушителем, а это не так уж мало.

Но правовая культура требует большего. Пассивной законопослушности по большому счёту недостаточно. Бездеятельность не даёт развиваться тем положительным чувствам, которые уже сформированы. Важно научиться активно отстаивать законные права – свои и других людей, не мириться с нарушениями закона, даже если их много, даже если слабеет вера в торжество законности.

Человек, обладающий развитой правовой культурой, способен помочь людям, попавшим в беду, остановить преступление, не допустить разгула преступности. Он может внести свой вклад в общее дело: сделать нашу Родину счастливой, процветающей страной.

Вопросы и задания к параграфу

1. Как право связано с культурой?

2. Что является основным результатом правового образования?

3. Что такое правовая культура общества?

4. Что такое правовая культура человека?

5. Сравните эти два понятия. Какое из них шире и почему? Обоснуйте свой ответ.

6. Назовите основные элементы правовой культуры.

7. Каковы недостатки современного состояния правовой культуры? Можно ли их изжить? Аргументируйте свой ответ.

8. Охарактеризуйте понятие «правосознание».

9*. Что такое правовой нигилизм и правовой цинизм? Приведите примеры из жизни. Как бороться с ними?

10*. Как вы думаете, зачем нам нужна правовая культура? Что вы делаете, чтобы овладеть ею?

Обсудите на уроке

Право рассчитано на общественного человека, коллективиста. Без этой общественной закваски любой, даже искуснейший, знаток законов окажется всего лишь жалким зубрилой, не знающим, как использовать полученные знания (А. Рубакин, правовед).

Современное человечество переживает кризис правосознания. Мировая история отмечает такой кризис не в первый раз; достаточно вспомнить хотя бы крушение Древнего мира. Тогда этот кризис начался с медленного, но неуклонного разложения религиозности, которое постепенно захватило и семейную жизнь, и правосознание… Правосознание, утратившее свои религиозные корни, оказалось неспособным поддерживать и отстаивать монументальную государственность и культуру Рима, а неумолимая история произнесла над этим правосознанием свой суд. Спасение и обновление мирового правосознания и правопорядка пришло в то время от христианства (И. А. Ильин).

Право есть, по самому существу своему, некая духовная, священная ценность… Чтобы удостовериться и убедиться в этом раз навсегда, надо только представить себе однажды со всей силою и наглядностью, что вот я (именно я, а не кто-нибудь другой) лишён всех прав и отдан в жертву полному бесправию: отныне у меня нет ограждённых полномочий; я нигде не могу найти никакой правовой защиты; другие люди не имеют никаких обязанностей по отношению ко мне, мало того, они могут делать со мною всё, что угодно; им всё позволено, а я – вне права и закона; я подобен как бы беспризорному ребёнку, отданному в жертву чужой жадности, злобе и властолюбию… Кто однажды вообразит себя в таком состоянии и вчувствуется в него и увидит себя погибающим от него, тот мгновенно «услышит» в глубине своего существа громкий и властный голос, требующий своих священных, неприкосновенных, неотчуждаемых прав и взывающий к их признанию, уважению и защите (И. А. Ильин).

Желание стать юристом есть высшее и самое совершенное проявление правовой культуры личности (Д. Токарь, правовед).

Задания для самостоятельной работы

1. Какие знаменитые люди, получив юридическое образование, не отличались уважением к закону? Назовите известных вам лиц.

2. Какие качества личности содействуют развитию правовой культуры: смелость, нетерпимость, самоуверенность, выдержанность, настойчивость, доброта, честность, сила воли, милосердие, чувство собственного достоинства, резкость, приветливость, усидчивость, раздражительность?

3*. Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, назовите уровни правосознания и охарактеризуйте их.

Работа с текстом

Ядро, сама суть правовой культуры, а тем более культуры права, заключается в тех юридических ценностях, которые накоплены веками и которые лишь тогда проявляют себя как ценности, когда «овладевают» всем обществом, непрерывно, шаг за шагом, совершенствуясь и обогащаясь. Тут непременно нужны и время, и непрерывность процесса, и известные предпосылки (хотя бы минимум нравственного здоровья общества, само формирующееся демократическое гражданское общество!), а главное – уже достигнутый уровень правовой культуры. Далеко не достаточно пусть самых настойчивых и энергичных акций по «правовому воспитанию», чтобы в обществе чуть ли не в одночасье утвердилась действительная правовая культура.

Но если это верно, то неужели должны пройти десятки и десятки, а то и сотни лет для того, чтобы оказалось возможным достичь достаточно высокого уровня культуры в области права? Такой культуры (воистину замкнутый круг), без которой, в свою очередь, невозможно решить другие наши задачи (С. Алексеев).

Темы для проектной деятельности, рефератов, дискуссий

1. Правовая и нравственная культура: сходство и различия.

2. Как воспитать активную правовую культуру?

3. Любовь к детективам – развлечение или признак правовой культуры?

4. Правовая антикультура. Как с ней бороться?

5. Зачем простому человеку правовая культура?

Словарь урока

Законность – принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона.

Коллизия – конфликт, столкновение противоположных сил, интересов, взглядов.

Криминалистика – наука, разрабатывающая системы специальных приёмов и средств расследования преступлений.

Нигилизм – отрицание общепризнанных культурных, духовных ценностей; скептицизм.

Цинизм – бесстыдство, наглость, грубая откровенность, вызывающе презрительное отношение к общепринятым нормам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фундаментом правовой культуры является нравственная и политическая культура.

Правосознание это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, отражающих отношений человека и общества к праву

Правосознание

Виды правосознания :

(формируется у конкретного человека);

(показывает особенности восприятия правовой реальности отдельными социальными группами: молодежью, преступным сообществом, бюрократией, верующими и др.);

Уровни правосознания:

Развитие правовой культура и правосознания в современной России

Правовую культуру можно оценивать с точки зрения ее качества. Можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях правовой культуры.

Проявлениями низкого уровня правовой культуры являются:

Деформация правосознания

можно представить в следующих формах:

  • в форме правового инфантилизма;
  • в форме правового нигилизма;
  • в форме правового перерождения.
  • Правовой инфантилизм – это наиболее мягкая форма искажения правосознания, заключающаяся в расплывчатости, не информированности, пробельности в правовых знаниях. Еще М.Е. Салтыков-Щедрин иронично высказывался о том, что русский человек сам не знает, чего хочет: то ли поросятины с хреном, то ли конституций
  • Правовой нигилизм – сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях сознательное отрицание значимости права. Правовой нигилизм выражается в незнании законов и других правовых актов, пренебрежении ими или сознательном их нарушении
  • Перерождение – крайняя степень искаженного, дефектного правосознания, разрушающая последние барьеры на пути от правомерного поведения к противоправному.
  • Показательным примером может служить преступный образ жизни, сопровождающийся деградацией личности и существенной деформацией правосознания

Компоненты правовой культуры личности

Правовые знания

Структура правовой культуры

Правосознание

Состояние права

Правовая активность

Уровень правосознания

Уровни правосознания

Эффективность

деятельности правовых

и учреждений

Профессиональное

Уровень правотворческой

деятельности

Состояние законности и

правопорядка

Виды правосознания

Законопослушность граждан

Индивидуальное

Общественное

Домашнее задание А.И. Герцен, оценивая русскую действительность пришел к выводу «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, и совершенно так же поступает правительство» Какие факты позволили автору сделать такой вывод? Сравните с нынешним положением. Что изменилось?

Домашнее задание

  • А.И. Герцен, оценивая русскую действительность пришел к выводу «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, и совершенно так же поступает правительство»
  • Какие факты позволили автору сделать такой вывод?
  • Сравните с нынешним положением. Что изменилось?


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фундаментом правовой культуры является нравственная и политическая культура.

Правосознание это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, отражающих отношений человека и общества к праву

Правосознание

Виды правосознания :

(формируется у конкретного человека);

(показывает особенности восприятия правовой реальности отдельными социальными группами: молодежью, преступным сообществом, бюрократией, верующими и др.);

Уровни правосознания:

Развитие правовой культура и правосознания в современной России

Правовую культуру можно оценивать с точки зрения ее качества. Можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях правовой культуры.

Проявлениями низкого уровня правовой культуры являются:

Деформация правосознания

можно представить в следующих формах:

  • в форме правового инфантилизма;
  • в форме правового нигилизма;
  • в форме правового перерождения.
  • Правовой инфантилизм – это наиболее мягкая форма искажения правосознания, заключающаяся в расплывчатости, не информированности, пробельности в правовых знаниях. Еще М.Е. Салтыков-Щедрин иронично высказывался о том, что русский человек сам не знает, чего хочет: то ли поросятины с хреном, то ли конституций
  • Правовой нигилизм – сформировавшееся на государственном и бытовом уровнях сознательное отрицание значимости права. Правовой нигилизм выражается в незнании законов и других правовых актов, пренебрежении ими или сознательном их нарушении
  • Перерождение – крайняя степень искаженного, дефектного правосознания, разрушающая последние барьеры на пути от правомерного поведения к противоправному.
  • Показательным примером может служить преступный образ жизни, сопровождающийся деградацией личности и существенной деформацией правосознания

Компоненты правовой культуры личности

Правовые знания

Структура правовой культуры

Правосознание

Состояние права

Правовая активность

Уровень правосознания

Уровни правосознания

Эффективность

деятельности правовых

и учреждений

Профессиональное

Уровень правотворческой

деятельности

Состояние законности и

правопорядка

Виды правосознания

Законопослушность граждан

Индивидуальное

Общественное

Домашнее задание А.И. Герцен, оценивая русскую действительность пришел к выводу «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, и совершенно так же поступает правительство» Какие факты позволили автору сделать такой вывод? Сравните с нынешним положением. Что изменилось?

Домашнее задание

  • А.И. Герцен, оценивая русскую действительность пришел к выводу «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, и совершенно так же поступает правительство»
  • Какие факты позволили автору сделать такой вывод?
  • Сравните с нынешним положением. Что изменилось?


-75%

Правовая культура – исторически сформировавшийся порядок духовно-нравственных и правовых ценностей, выражающихся в достигнутом уровне развития правовой действительности.

Правосознание – это форма общественного сознания, выражающая представления и чувства людей о праве и регулируемом им поведении.

Правомерное поведение - это деятельность, соответствующая предписаниям норм права всех его отраслей.

Антикоррупционная политика государства - это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность институтов государства и гражданского общества, связанная с профилактикой и сокращением негативного влияния коррупции.

Ключевые слова

Правомерное поведение. Правосознание. Правовая культура.

Антикоррупционная политика государства.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Боголюбов Л.Н., Ю. И. Аверьянов. Обществознание. 10 класс. Учебник для общественных организаций М.: Просвещение, 2014. – С. Открытые электронные ресурсы:

Теоритический материал для самостоятельного изучения

Правовая культура – исторически сложившаяся система духовно-нравственных и правовых ценностей, выражающихся в достигнутом уровне развития правовой действительности.

Без развития правовой культуры общества, невозможно выстроить правовое государство. Структура правовой культуры общества заключается из следующих элементов:

положение самого права;

величина общественного правосознания;

действенность работы правовых органов и организаций; уровень правотворческой деятельности;

установление законности и крепость правопорядка;

законопослушность граждан и служащих личностей. Элементами правовой культуры являются: правовые знания; правосознание; правовая активность. Уровни правовой культуры

  • правовая культура личности
  • правовая культура общества

Правосознание – это совокупность идей, мнений, эмоций, волнений, показывающих связь человека и общества к праву.

Уровни правосознания разделяются на следующие виды: обыденный; профессиональный; научный. Так же правовая культура оценивается с точки зрения качества. Существует высокий, средний и низкий уровни правовой культуры. Признаком низкого уровня правовой культуры являются: правовая безграмотность (незнание норм права); правовой нигилизм (потеря веры в регулирующую силу права, разочарование в его социальной роли);

правовой цинизм (готовность и умение применить знание права для преступных деяний, что характерно для асоциальных и преступных субъектов). Виды правосознания: индивидуальное, общественное, групповое.

Правовая культура осуществляет вытекающие функции:

1.познавательно-преобразовательную, которую соединяют с теоретической и организаторской деятельностью по вырабатыванию правового государства и гражданского общества;

2.праворегулятивную, которая сосредоточена на осуществление действенного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества;

3.ценностно-нормативную, которая выражается в разнообразных, обладающих ценностное значение фактах бытию, которые отражаются в действиях и разуме людей;

4.правосоциализаторскую, через которую правовая культура выражается в развитии правовых качеств лиц;

5.коммуникативную, которая реализуется через общение граждан в юридической сфере.

Читайте также: