Фундамент научного знания это мощная базовая теория

Обновлено: 02.05.2024

К основным формам научного познания относятся научные факты, проблемы, гипотезы и теории. Их назначение состоит в том, что они раскрывают динамику процесса познания, т.е. движение и развитие знания в ходе исследования или изучения какого-либо объекта.

Фундаментом всего научного знания являются научные факты, с установления которых начинается научное познание. Научный факт — это отражение конкретного явления в человеческом сознании, т.е. его описание с помощью языка науки (обозначение, термины и т.п.). Одним из важнейших свойств научного факта является его достоверность, которая обусловливается возможностью его воспроизведения с помощью различных экспериментов. Чтобы факт считался достоверным, требуется его подтверждение в ходе многочисленных наблюдений или экспериментов. Так, если мы один раз увидели, что яблоко с дерева падает на землю, то это всего лишь единичное наблюдение. Но если мы фиксировали подобные падения неоднократно, то можно говорить о достоверном факте. Подобные факты составляют эмпирический, т.е. опытный, фундамент науки.

Трудность заключается в том, что в непосредственном наблюдении зафиксировать сущностные характеристики предмета практически невозможно. Поэтому прямо перейти с эмпирического на теоретический уровень познания тоже нельзя. Теория не строится путем непосредственного индуктивного обобщения опыта. Поэтому следующим шагом в научном познании становится формулирование проблемы.

Проблема определяется как «знание о незнании», как форма знания, содержанием которой является осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Любое научное исследова-

ние начинается с выдвижения проблемы, что свидетельствует о возникновении трудностей в развитии науки, когда вновь обнаруженные факты не удается объяснить существующими знаниями. Поиск, формулирование и решение проблем — основная черта научной деятельности. Проблемы отделяют одну науку от другой, задают характер научной деятельности как подлинно научной или псевдонаучной.

В свою очередь, наличие проблемы при осмыслении необъяснимых фактов влечет за собой предварительный вывод, требующий своего экспериментального, теоретического и логического подтверждения. Такого рода предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, называется научной гипотезой.

Гипотеза— это знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда достоверных фактов.

По своему происхождению гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер и поэтому требует обоснования и проверки. Если в ходе проверки содержание гипотезы не согласуется с эмпирическими данными, то гипотеза отвергается. Если же гипотеза подтверждается, то можно говорить о той или иной степени вероятности гипотезы. Чем больше фактов, подтверждающих гипотезу, найдено, тем выше ее вероятность. Таким образом, в результате проверки одни гипотезы становятся теориями, другие уточняются и конкретизируются, а третьи отбрасываются как заблуждения, если их проверка дает отрицательный результат. Решающим критерием истинности гипотезы является практика во всех своих формах, а вспомогательную роль при этом играет логический критерий истины.

Выдвижение гипотез — один из самых сложных моментов в науке. Ведь они не связаны прямо с предшествующим опытом, который лишь дает толчок к размышлениям. Огромную роль играют интуиция и талант, отличающие настоящих ученых, имена которых нам известны из школьных учебников. Интуиция важна так же, как и логика. Ведь рассуждения в науке не являются доказательствами, это только выводы, которые свидетельствуют об истинности рассуждений, если посылки верны, но они ничего не говорят об истинности самих посылок. Выбор посылок связан с практическим опытом и интуицией ученого, который из огромного множества эмпирических фактов и обобщений должен выбрать действительно важные. Затем ученый должен выдвинуть предположение, объясняющее эти факты, а также целый ряд явлений, еще не зафиксированных в наблюдениях, но относящихся к этому же классу событий. При выдвижении гипотезы принимается во внимание не только ее соответствие эмпирическим данным, но и требования простоты, красоты и экономичности мышления.



В случае своего подтверждения гипотеза становится теорией.

Теория— это логически обоснованная и проверенная на практике система знаний, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области объективной реальности.

Главная задача теории — описать, систематизировать и объяснить все множество эмпирических фактов. Иными словами, теория представляет собой систему истинного, уже доказанного, подтвержденного знания о сущности явлений, высшую форму научного знания, всесторонне раскрывающую структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношения всех его элементов, сторон и связей.

Научная теория — это развивающаяся система знания, главными элементами которой являются принципы и законы. Принципы — это наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. В теории принципы играют роль исходных, основных и первичных посылок, образующих фундамент теории. В свою очередь, содержание каждого принципа раскрывается с помощью законов, которые конкретизируют принципы, объясняют механизм их действия, логику взаимосвязи вытекающих из них следствий. На практике законы выступают в форме теоретических утверждений, отражающих общие связи изучаемых явлений, объектов и процессов.

Раскрывая сущность объектов, законы их существования, взаимодействия, изменения и развития, теория позволяет объяснять изучаемые явления, предсказывать новые, еще не известные факты и характеризующие их закономерности, прогнозировать поведение изучаемых объектов в будущем. Таким образом, теория выполняет две важнейшие функции: объяснение и предсказание, т.е. научное предвидение.


1. Принципы научности предназначены для …
отделения научных знаний от ненаучных
2.Структура научного знания…
Представляет сложную многоуровневую систему
3. Антропогенный фактор это – …
влияние человеческой деятельности на окружающую среду
4. Принцип верификации предполагает…
что научная теория должна быть эмпирически проверяема
5. Основой для появления гипотезы о «тепловой смерти» Вселенной:
Послужило второе начало (закон) термодинамики
6. Область распространения жизни на Земле – это …
Биосфера
7. Неверно, что к фундаментальным типам взаимодействий относят …
Механические
8. Эмпиризм как научная школа – это …
Движение в познании от фактов к теории
9.Целью науки является …
получение знаний и их систематизация
10. Принцип фальсификации предполагает .
*что теория должна иметь возможность для опровержения
11. Наука, изучающая сложные системы с самоорганизующимися процессами, – это …
синергетика
12. Пространственно-временные представления применительно к микромиру изучает…
квантовая механика
13. Неверно, что к общенаучным методам научного познания относится
Наблюдение
14. Скорость звука в воздухе равна…
331 м/с
15. Суть креационизма как теории возникновения жизни в том что…
жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время
16. К элементам научной деятельности следует отнести …
Эмпирические и теоретические положения
17. К методам научного познания эмпирического уровня относится
Эксперимент
18. В основе теории Дарвина лежит …
Лежит в положении о том что способность организмов передавать свои свойства и признаки последующему поколению
19. Согласно современной формулировке периодического закона химических элементов
свойства элементов…

находятся в периодической зависимости от числа протонов в ядре(то есть от заряда ядра)
20. К методам научного познания теоретического уровня относится …
формализация
21. К методологическим критериям научного знания следует отнести …
Согласованность, объяснительный потенциал
22. Неверно, что … можно отнести к методологическим критериям научного знания математическое изложение и сложность
23. Гипотеза о расширяющейся Вселенной была подтверждена …
красным смещением линий спектра излучения
24. Обезьяноподобные предки человека имели ряд особенностей, которые послужили
предпосылками для эволюции чел. Одна из них:
Стадный образ жизни
25. Ноосфера это …
будущее эволюционное состояние биосферы, связанное с преодолением воздействия человека на природу
26. Основной аргумент в пользу того что для ископаемых предков человека была
характерна сложная трудовая деятельность – это
разнообразие найденных орудий
27. Принцип относительности означает что …
все инерциальные системы отсчета равноправны между собой
28. Суть идеи синергетики….
«открытие механизма осуществления перехода системы от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации»
29. Атмосфера это. земли
внешняя газовая оболочка
30. Заключительный этап эволюции массивных звезд (с массой свыше двух солнечных масс),
если сжатие ядра неостановимо, – …
черная дыра
31. Заключительный этап эволюции массивных звезд (с массой менее двух солнечных масс)
– …
нейтронная звезда
32. По Ньютону, исходные понятия – это …
масса плотность импульс сила
33.Реакции, протекающие с поглощением тепла, называются …
Эндотермическими
34.К естественным наукам относятся такие дисциплины, как…
Физика и химия
35. К естественным наукам относятся такие дисциплины, как…
Экология и астрономия
36.Основными единицами жизни являются …


Клетки
37.Сильные взаимодействия передаются …
глюонов
38. Реакции, протекающие с выделением тепла, называются …
Экзотермическими
39.Архантроп – это …
человек прямоходящий
40. … – это наука, изучающая строение, состав, происхождение и развитие Земли
Геология
41. … химическая связь возникает, если два электрона находятся в общем владении двух
атомов
Ковалентная
42.Характерной чертой человека, отличающей его от животных, является …
Речь
43.По положению в трофической цепи современный человек является …
Консументом
44.Под субъектом науки понимают
учёных и специалистов
45.Организмы, потребляющие органические вещества, – это…
Консументы
46.Одним из способов сохранения видового разнообразия является …
Создание заповедников
47.Источник энергии звезд – это…
термоядерные реакции синтеза
48. Организмы, производящие первичные органические вещества из неорганических, – это

Продуценты
49.Ученый который при создании модели атома учел квантовый характер получения и
поглощения энергии …
Бор
50. Основоположником генетики считается …
Мендель
51. Неоантроп – это …
Человек-разумный
52. Литосфера это – …
Верхняя твердая оболочка Земли
53. Структурный элемент клетки, являющийся переносчиком одного наследственного
признака, – …
Гены


54. Организмы, разлагающие органические вещества и превращающие их в неорганические,
– это …
Редуценты
55. По современным оценкам возраст Земли составляет приблизительно …
4,6 млрд лет
56. К гуманитарным относятся науки, изучающие …
Общество
57. Связь различных форм материи – вещества и поля – впервые была показана
Максвеллом, заложившим основы физического учения о поле как особой форме материи;
58. Гидросфера – это … Земли водная оболочка
59. Закон всемирного тяготения, гласит:
две материальные частицы притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной их массам и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними
60.Скорость света равна …
300 000 км\с
61. Наука является составной частью …
духовной культуры
62. К общенаучным методам научного познания относится …
дедукция
63. Частицы, участвующие в сильных взаимодействиях, – это …
Лептоны
64. Результатом неолитической революции является …
Окультуривания растений
65. В строении Земли нет …
Тектолитового слоя
66.Химическим элементом называют совокупность атомов, .
имеющих одинаковое число протонов в ядрах
67.К основным особенностям естественнонаучных знаний относится то, что они . объективны и общеобязательны
68.Основой для появления гипотезы о «тепловой смерти» Вселенной:
послужило второе начало (закон) термодинамики
69.Антропогенными источниками электромагнитного излучения являются .
Радары
70. Катализатор это вещество…
Увеличивающее скорость реакции
71. Согласно закону сохранения массы вещества, в химических процессах .
свойства элементов находятся в периодической зависимости от масс протонов в ядре
72.Специальная теория относительности основана .

на том, что все виды равномерного движения относительны
73. Неверно, что к методам научного познания эмпирического уровня относится .
идеализация
74. Понятие абсолютного пространства в механистической картине мира сводится к тому,
что .
абсолютное пространство связано с движущимися в нем материальными объектами движение является сущностью абсолютного пространства
75.Слабые взаимодействия передаются …
w-бозонами
76. Деградация земельных ресурсов происходит в результате .
разрушения и засоления почв водами водохранилищ
77. Фундамент научного знания - это.
Установленные факты
78. Суть панспермии как теории возникновения жизни - в том, что .
жизнь занесена на нашу планету извне
79. Ученые, первыми сформулировавшие закон сохранения массы применительно для
химических реакций:
Ломоносов и Лавуазье
80. Общая теория относительности исследует …
Свойства пространства-времени при наличии полей тяготения
81. Глобальный эволюционизм - это .
невозможность существования Вселенной вне развития
82. Под предметом науки понимается …
конкретная часть объекта науки
83. Неверно, что … относятся к естественным наукам
история и обществознание
84. Неверно, что … относятся к естественным наукам этика и педагогика
85. Принцип суперпозиции означает, что … результирующий эффект представляет собой сумму эффектов, вызываемых каждым эффектом в отдельности
86. Суть соотношения неопределенностей Гейзенберга – в том, что …
если известно место положения частицы, то остается неизвестным импульс, и наоборот
87. Суть теории стационарного состояния как теории возникновения жизни – в том, что … жизнь существовала всегда
88. Нефтяное пятно на поверхности водоема относится к … типу загрязнения
биологическому
89. Научная школа «Рационализм» - это . движение в познании с быстрейшим получением знаний


90. … химическая связь образована за счет полного перехода электронов одного атома на
орбитали других атомов ионная
91. Неверно, что … относится к объектам исследования биологии
Теология
92. Теория происхождения жизни, считающаяся сегодня наиболее достоверной, – это …
Креационизм
93. К естественным относятся науки изучающие . природу
94. Связь естественных и гуманитарных наук – в том, что …
они не зависят друг от друга, но имеют единую природу
95. Электромагнитные взаимодействия передаются …
фотонами
96. Дисциплина «Этика науки» изучает …
нравственные основы научной деятельности
97. Учение о биосфере создал …
В.Вернадский
98. Неверно, что к принципам построения и организации современного научного знания
относится …
радикальность
99. Сущность второго начала термодинамики – в том, что …
энтропия изолированной системы не может убывать
100. Согласно закону инерции Галилея, …
равномерное прямолинейное движение и покой реализуются при отсутствии всяких сил
101. Время в понимании теории относительности – это …
четвертая координата пространственно-временного континуума
102. Принципиальная невозможность точных измерений в квантовой механике обусловлена
тем, что…
измерительный прибор вступает во взаимодействие с исследуемой системой и меняет ее свойства
103. Масса атома …
сосредоточена, в основном, в атомном ядре
104. Верная характеристика нашей Галактики «Млечный путь» - …
гигантская, спиральная, состоящая из старого и нового населения звезд и межзвездного газа
105. Высокая теплоемкость воды играет важную роль для живой природы, обусловливая …
относительное постоянство температурного режима клетки при колебаниях температуры в окружающей среде
106. Вирус герпеса, живущий в клетках человека, вступает во взаимоотношения … паразитизма
107. Примером электромагнитного взаимодействия может (могут) служить…
сила трения


108. К научным предпосылкам возникновения специальной теории относительности
относят…
преобразования Галилея
109. Сущность утверждений Фридмана о свойствах Вселенной состоит в том, что Вселенная

нестационарна, она либо расширяется, либо сжимается
110. В гуманитарных науках, в отличие от естественных.
*предмет изучения всегда историчен
111. Основными движущими силами, которые вызывают горизонтальные перемещения
материков, являются (-ется).
*тепловая конвекция в верхней мантии
112. В процессе плавления вещества его энтропия… возрастает
113. Возможность выхода жизни на сушу связана с таким важнейшим ароморфозом в
истории жизни как появление .
фотосинтетической деятельности
114. Колебательная реакция Белоусова-Жаботинского называется .
«химическими часами»
115. Установите соответствие между содержанием понятия и термином:
А. белковый комплекс, отделённый от воды липидной оболочкой
В. организм, способный синтезировать органические вещества из неорганических
С. одноклеточный организм, не имеющий оформленного ядра
D. прокариот
Е. эукариот
F. коацерват
G. автотроф
A-F, B-G, C-D
116. Закон всемирного тяготения Ньютона и общей теории относительности совпадают в
случае …
*слабых гравитационных полей
117. Расположите представления о причинности и закономерности в порядке их
возникновения:
1 лапласовский детерминизм (однозначная предопределенность, нет места случайности)
2 универсальный эволюционизм, наличие обратных связей, нелинейный характер процессов в открытых системах
3 вероятностный характер процессов, статистические закономерности
3, 2, 1
118. Тип ответа: Сопоставление
А. современная картина мира
В. электромагнитная картина мира
С. материя существует в форме вещества и поля; главным является поле, поэтому основным свойством материи является непрерывность
D. материя существует только в виде частиц, характеризующихся массой
Е. материя существует в разных формах, которые неразрывно связаны друг с другом


A-E, B-C
119. Мантия Земли состоит преимущественно из .
*кремния и его соединений
120. Все изотопы химического элемента имеют .
*одинаковый заряд ядра атома
121. В открытых неравновесных системах . с окружающей средой
*происходит обмен энергией, информацией и веществом
122. Для дополнительных физических величин всегда выполняется . .
*соотношение неопределенностей
123. Расположите в хронологическом порядке физические теории, которые лежат в основе
сменяющих друг друга картин мира:
1теория электромагнитного поля
2квантовая механика
3классическая механика
3,1,2
124. Установите соответствие между теориями эволюции и их содержанием:
A. теория микроэволюции
B. теория макроэволюции
C. исследует начальный этап эволюционных преобразований популяции
D. исследует процессы, ведущие к формированию новых отрядов, классов
E. утверждает, что эволюция происходит в результате внезапных скачкообразных изменений
A-C, B-D
125. В процессе наблюдения происходит…
фиксация фактов, их предварительная классификация и сравнение+
126. Определенный химический элемент – это …
совокупность атомов, связанных ковалентной связью
127. Научная школа «Эмпиризм» - это … движение в познании от фактов к теории
128. Возраст Земли в настоящее время оценивается около …
4,6 миллиардов лет
129. Установите соответствие между элементарным эволюционным фактором и его
функцией в процессе эволюции:
A. мутационный процесс
B. естественный отбор
C. поставщик элементарного эволюционного материала
D. движущий фактор эволюции
E. возникновение независимых генофондов популяции
A-E, B-D
130. Элементы научной деятельности это:
эмпирические и теоретические положения
131. Теория или закон, послужившие основой для появления гипотезы о «тепловой смерти»
Вселенной – это …

второе начало (закон) термодинамики
132.Точкой бифуркации называют …
крайне неравновесное состояние системы
133. Процессы качественного превращения молекул относятся к … формам движения
материи.
химическим
134. Количество аллелей одного гена в норме, содержащееся в соматических (неполовых)
клетках равно …
Двум
135. Согласно концепции механического детерминизма, …
будущее полностью предопределено современным состоянием Вселенной и законами механики
136. Исходные понятия по Ньютону:
масса плотность импульс сила


1. Принципы научности предназначены для …
отделения научных знаний от ненаучных
2.Структура научного знания…
Представляет сложную многоуровневую систему
3. Антропогенный фактор это – …
влияние человеческой деятельности на окружающую среду
4. Принцип верификации предполагает…
что научная теория должна быть эмпирически проверяема
5. Основой для появления гипотезы о «тепловой смерти» Вселенной:
Послужило второе начало (закон) термодинамики
6. Область распространения жизни на Земле – это …
Биосфера
7. Неверно, что к фундаментальным типам взаимодействий относят …
Механические
8. Эмпиризм как научная школа – это …
Движение в познании от фактов к теории
9.Целью науки является …
получение знаний и их систематизация
10. Принцип фальсификации предполагает .
*что теория должна иметь возможность для опровержения
11. Наука, изучающая сложные системы с самоорганизующимися процессами, – это …
синергетика
12. Пространственно-временные представления применительно к микромиру изучает…
квантовая механика
13. Неверно, что к общенаучным методам научного познания относится
Наблюдение
14. Скорость звука в воздухе равна…
331 м/с
15. Суть креационизма как теории возникновения жизни в том что…
жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время
16. К элементам научной деятельности следует отнести …
Эмпирические и теоретические положения
17. К методам научного познания эмпирического уровня относится
Эксперимент
18. В основе теории Дарвина лежит …
Лежит в положении о том что способность организмов передавать свои свойства и признаки последующему поколению
19. Согласно современной формулировке периодического закона химических элементов
свойства элементов…

находятся в периодической зависимости от числа протонов в ядре(то есть от заряда ядра)
20. К методам научного познания теоретического уровня относится …
формализация
21. К методологическим критериям научного знания следует отнести …
Согласованность, объяснительный потенциал
22. Неверно, что … можно отнести к методологическим критериям научного знания математическое изложение и сложность
23. Гипотеза о расширяющейся Вселенной была подтверждена …
красным смещением линий спектра излучения
24. Обезьяноподобные предки человека имели ряд особенностей, которые послужили
предпосылками для эволюции чел. Одна из них:
Стадный образ жизни
25. Ноосфера это …
будущее эволюционное состояние биосферы, связанное с преодолением воздействия человека на природу
26. Основной аргумент в пользу того что для ископаемых предков человека была
характерна сложная трудовая деятельность – это
разнообразие найденных орудий
27. Принцип относительности означает что …
все инерциальные системы отсчета равноправны между собой
28. Суть идеи синергетики….
«открытие механизма осуществления перехода системы от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации»
29. Атмосфера это. земли
внешняя газовая оболочка
30. Заключительный этап эволюции массивных звезд (с массой свыше двух солнечных масс),
если сжатие ядра неостановимо, – …
черная дыра
31. Заключительный этап эволюции массивных звезд (с массой менее двух солнечных масс)
– …
нейтронная звезда
32. По Ньютону, исходные понятия – это …
масса плотность импульс сила
33.Реакции, протекающие с поглощением тепла, называются …
Эндотермическими
34.К естественным наукам относятся такие дисциплины, как…
Физика и химия
35. К естественным наукам относятся такие дисциплины, как…
Экология и астрономия
36.Основными единицами жизни являются …


Клетки
37.Сильные взаимодействия передаются …
глюонов
38. Реакции, протекающие с выделением тепла, называются …
Экзотермическими
39.Архантроп – это …
человек прямоходящий
40. … – это наука, изучающая строение, состав, происхождение и развитие Земли
Геология
41. … химическая связь возникает, если два электрона находятся в общем владении двух
атомов
Ковалентная
42.Характерной чертой человека, отличающей его от животных, является …
Речь
43.По положению в трофической цепи современный человек является …
Консументом
44.Под субъектом науки понимают
учёных и специалистов
45.Организмы, потребляющие органические вещества, – это…
Консументы
46.Одним из способов сохранения видового разнообразия является …
Создание заповедников
47.Источник энергии звезд – это…
термоядерные реакции синтеза
48. Организмы, производящие первичные органические вещества из неорганических, – это

Продуценты
49.Ученый который при создании модели атома учел квантовый характер получения и
поглощения энергии …
Бор
50. Основоположником генетики считается …
Мендель
51. Неоантроп – это …
Человек-разумный
52. Литосфера это – …
Верхняя твердая оболочка Земли
53. Структурный элемент клетки, являющийся переносчиком одного наследственного
признака, – …
Гены


54. Организмы, разлагающие органические вещества и превращающие их в неорганические,
– это …
Редуценты
55. По современным оценкам возраст Земли составляет приблизительно …
4,6 млрд лет
56. К гуманитарным относятся науки, изучающие …
Общество
57. Связь различных форм материи – вещества и поля – впервые была показана
Максвеллом, заложившим основы физического учения о поле как особой форме материи;
58. Гидросфера – это … Земли водная оболочка
59. Закон всемирного тяготения, гласит:
две материальные частицы притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной их массам и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними
60.Скорость света равна …
300 000 км\с
61. Наука является составной частью …
духовной культуры
62. К общенаучным методам научного познания относится …
дедукция
63. Частицы, участвующие в сильных взаимодействиях, – это …
Лептоны
64. Результатом неолитической революции является …
Окультуривания растений
65. В строении Земли нет …
Тектолитового слоя
66.Химическим элементом называют совокупность атомов, .
имеющих одинаковое число протонов в ядрах
67.К основным особенностям естественнонаучных знаний относится то, что они . объективны и общеобязательны
68.Основой для появления гипотезы о «тепловой смерти» Вселенной:
послужило второе начало (закон) термодинамики
69.Антропогенными источниками электромагнитного излучения являются .
Радары
70. Катализатор это вещество…
Увеличивающее скорость реакции
71. Согласно закону сохранения массы вещества, в химических процессах .
свойства элементов находятся в периодической зависимости от масс протонов в ядре
72.Специальная теория относительности основана .

на том, что все виды равномерного движения относительны
73. Неверно, что к методам научного познания эмпирического уровня относится .
идеализация
74. Понятие абсолютного пространства в механистической картине мира сводится к тому,
что .
абсолютное пространство связано с движущимися в нем материальными объектами движение является сущностью абсолютного пространства
75.Слабые взаимодействия передаются …
w-бозонами
76. Деградация земельных ресурсов происходит в результате .
разрушения и засоления почв водами водохранилищ
77. Фундамент научного знания - это.
Установленные факты
78. Суть панспермии как теории возникновения жизни - в том, что .
жизнь занесена на нашу планету извне
79. Ученые, первыми сформулировавшие закон сохранения массы применительно для
химических реакций:
Ломоносов и Лавуазье
80. Общая теория относительности исследует …
Свойства пространства-времени при наличии полей тяготения
81. Глобальный эволюционизм - это .
невозможность существования Вселенной вне развития
82. Под предметом науки понимается …
конкретная часть объекта науки
83. Неверно, что … относятся к естественным наукам
история и обществознание
84. Неверно, что … относятся к естественным наукам этика и педагогика
85. Принцип суперпозиции означает, что … результирующий эффект представляет собой сумму эффектов, вызываемых каждым эффектом в отдельности
86. Суть соотношения неопределенностей Гейзенберга – в том, что …
если известно место положения частицы, то остается неизвестным импульс, и наоборот
87. Суть теории стационарного состояния как теории возникновения жизни – в том, что … жизнь существовала всегда
88. Нефтяное пятно на поверхности водоема относится к … типу загрязнения
биологическому
89. Научная школа «Рационализм» - это . движение в познании с быстрейшим получением знаний


90. … химическая связь образована за счет полного перехода электронов одного атома на
орбитали других атомов ионная
91. Неверно, что … относится к объектам исследования биологии
Теология
92. Теория происхождения жизни, считающаяся сегодня наиболее достоверной, – это …
Креационизм
93. К естественным относятся науки изучающие . природу
94. Связь естественных и гуманитарных наук – в том, что …
они не зависят друг от друга, но имеют единую природу
95. Электромагнитные взаимодействия передаются …
фотонами
96. Дисциплина «Этика науки» изучает …
нравственные основы научной деятельности
97. Учение о биосфере создал …
В.Вернадский
98. Неверно, что к принципам построения и организации современного научного знания
относится …
радикальность
99. Сущность второго начала термодинамики – в том, что …
энтропия изолированной системы не может убывать
100. Согласно закону инерции Галилея, …
равномерное прямолинейное движение и покой реализуются при отсутствии всяких сил
101. Время в понимании теории относительности – это …
четвертая координата пространственно-временного континуума
102. Принципиальная невозможность точных измерений в квантовой механике обусловлена
тем, что…
измерительный прибор вступает во взаимодействие с исследуемой системой и меняет ее свойства
103. Масса атома …
сосредоточена, в основном, в атомном ядре
104. Верная характеристика нашей Галактики «Млечный путь» - …
гигантская, спиральная, состоящая из старого и нового населения звезд и межзвездного газа
105. Высокая теплоемкость воды играет важную роль для живой природы, обусловливая …
относительное постоянство температурного режима клетки при колебаниях температуры в окружающей среде
106. Вирус герпеса, живущий в клетках человека, вступает во взаимоотношения … паразитизма
107. Примером электромагнитного взаимодействия может (могут) служить…
сила трения


108. К научным предпосылкам возникновения специальной теории относительности
относят…
преобразования Галилея
109. Сущность утверждений Фридмана о свойствах Вселенной состоит в том, что Вселенная

нестационарна, она либо расширяется, либо сжимается
110. В гуманитарных науках, в отличие от естественных.
*предмет изучения всегда историчен
111. Основными движущими силами, которые вызывают горизонтальные перемещения
материков, являются (-ется).
*тепловая конвекция в верхней мантии
112. В процессе плавления вещества его энтропия… возрастает
113. Возможность выхода жизни на сушу связана с таким важнейшим ароморфозом в
истории жизни как появление .
фотосинтетической деятельности
114. Колебательная реакция Белоусова-Жаботинского называется .
«химическими часами»
115. Установите соответствие между содержанием понятия и термином:
А. белковый комплекс, отделённый от воды липидной оболочкой
В. организм, способный синтезировать органические вещества из неорганических
С. одноклеточный организм, не имеющий оформленного ядра
D. прокариот
Е. эукариот
F. коацерват
G. автотроф
A-F, B-G, C-D
116. Закон всемирного тяготения Ньютона и общей теории относительности совпадают в
случае …
*слабых гравитационных полей
117. Расположите представления о причинности и закономерности в порядке их
возникновения:
1 лапласовский детерминизм (однозначная предопределенность, нет места случайности)
2 универсальный эволюционизм, наличие обратных связей, нелинейный характер процессов в открытых системах
3 вероятностный характер процессов, статистические закономерности
3, 2, 1
118. Тип ответа: Сопоставление
А. современная картина мира
В. электромагнитная картина мира
С. материя существует в форме вещества и поля; главным является поле, поэтому основным свойством материи является непрерывность
D. материя существует только в виде частиц, характеризующихся массой
Е. материя существует в разных формах, которые неразрывно связаны друг с другом


A-E, B-C
119. Мантия Земли состоит преимущественно из .
*кремния и его соединений
120. Все изотопы химического элемента имеют .
*одинаковый заряд ядра атома
121. В открытых неравновесных системах . с окружающей средой
*происходит обмен энергией, информацией и веществом
122. Для дополнительных физических величин всегда выполняется . .
*соотношение неопределенностей
123. Расположите в хронологическом порядке физические теории, которые лежат в основе
сменяющих друг друга картин мира:
1теория электромагнитного поля
2квантовая механика
3классическая механика
3,1,2
124. Установите соответствие между теориями эволюции и их содержанием:
A. теория микроэволюции
B. теория макроэволюции
C. исследует начальный этап эволюционных преобразований популяции
D. исследует процессы, ведущие к формированию новых отрядов, классов
E. утверждает, что эволюция происходит в результате внезапных скачкообразных изменений
A-C, B-D
125. В процессе наблюдения происходит…
фиксация фактов, их предварительная классификация и сравнение+
126. Определенный химический элемент – это …
совокупность атомов, связанных ковалентной связью
127. Научная школа «Эмпиризм» - это … движение в познании от фактов к теории
128. Возраст Земли в настоящее время оценивается около …
4,6 миллиардов лет
129. Установите соответствие между элементарным эволюционным фактором и его
функцией в процессе эволюции:
A. мутационный процесс
B. естественный отбор
C. поставщик элементарного эволюционного материала
D. движущий фактор эволюции
E. возникновение независимых генофондов популяции
A-E, B-D
130. Элементы научной деятельности это:
эмпирические и теоретические положения
131. Теория или закон, послужившие основой для появления гипотезы о «тепловой смерти»
Вселенной – это …

второе начало (закон) термодинамики
132.Точкой бифуркации называют …
крайне неравновесное состояние системы
133. Процессы качественного превращения молекул относятся к … формам движения
материи.
химическим
134. Количество аллелей одного гена в норме, содержащееся в соматических (неполовых)
клетках равно …
Двум
135. Согласно концепции механического детерминизма, …
будущее полностью предопределено современным состоянием Вселенной и законами механики
136. Исходные понятия по Ньютону:
масса плотность импульс сила

У нас в институте выдали тесты, вопросы в этих тестах я не совсем понимаю, покрайней мере в учебнике найти определенный ответ на них не могу.
1.Какие дисциплины относятся к естественным наукам?
1.Математика, химия
2.Экономика, статистика
3.История, этика
4.География, политология
5.Менеджмент, аэродинамика
2.Какие дисциплины не относятся к естественным наукам?
1.Математика, физика
2.Геология, экология
3.Биология, космология
4.Этика, педагогика
5.Механика, химия
3.Каковы основные особенности естественнонаучных знаний?
1.Они верны и всегда истины.
2.Они объективны и общеобязательны
3.Они противоречивые
4.Они общеприняты
5.Они прогнозируемы
4.Какова цель науки?
1.Получение знаний и их систематизация
2.Внедрение научных знаний в жизнь
3.Свобода научного творчества
4Изучение условий деятельности научных организаций
5.Отрицание недоказанных знаний
5.Каковы методологические критерии научного знания?
1.Абсолютная истинность
2.Признание обществом
3.Согласованность, объяснительный потенциал
4.Сложность изложения
5.Связь с математикой
6.Не является особенностью научных знаний?
1.Объективность, изучение повторяющихся явлений
2.Изучаются только повторяющиеся явления
3.Признание большинством общества
4.Системность и логическая выводимость одних знаний из других
5.Использование строгого языка с фиксацией понятий.
7.Каковы элементы научной деятельности?
1.Субьект, объект, цель, результаты
2.Эмпирические и теоретические
3.Истинные и ложные
4.Естественные и гуманитарные
5.Логика мышления
8.Что понимают под предметом науки?
1.Совокупность элементов организации научной деятельности
2.Конкретная часть объекта науки
3.Материал для будущего изучения
4.Ученые, специалисты, научные школы
5.Обобщение фактов
9.Что изучает дисциплина "Этика науки"?
1.Правила поведения ученых вне работы
2.Порядок внедрения научных знаний в жизнь
3.Нравственные основы научной деятельности
4.Изучение условий деятельности научных организаций
5.Различные научные методы исследования
10.Составной частью чего является наука?
1.Духовной культуры
2.Всемирного наследия и достижений
3.Знаний общества
4.Социальной культуры
5.Материальной культуры
11.Что понимают под субъектом науки?
1.Полученные субъективные данные
2.Предметы и объекты исследований
3.Полученные объективные данные
4.Ученых и специалистов
5.Знания общества
12.Какова структура научного знания?
1.Представляет сложную многоуровневую систему
2.Включает теоретический и эмпирический уровни
3.Может иметь различную конфигурацию
4.Не имеет конкретной структуры
5.Она циклична
13.Что является фундаментом научного знания?
1.Мощная базовая теория
2.Установленные факты
3.Совокупность теории и фактов
4.Не имеет фундамента
5.Математика
14.Закон инерции Галилея
1.Для поддержания равномерного движения необходима постоянная сила
2.Равномерное прямолинейное движение реализуется при прложении периодически действующей силы
3.Силы действия и противодействия равны по величине
4.Равномерное прямолинейное движение, так же, как и покой, реализуется при отсутствии всяких сил
5.Сила тяготения между телами пропорциональна массам этих тел
15.Исходные понятия по Ньютону
1.Масса, длина, сила тяжести, энергия
2.Скорость, энергия, ускорение, длина
3.Масса, плотность, импульс, сила
4.Напряженность, масса, объем, скорость
5.Масса, скорость света, длина, энергия
16.Понятие абсолютного пространства в Механистической картине мира
1.Абсолютное пространство-неподвижное, постоянное, не связанное со временем вместилище тел, от которых оно не зависит
2.Абсолютное пространство взаимосвязано с движущимися в нем материальными объектами
3.Абсолютное пространство изменяется во времени
4.Движение является сущностью абсолютного пространства
5.Абсолютное пространство анизотропно.

1) Математика, химия.
2) Этика, педагогика
3) Они объективны и общеобязательны
4) Получение знаний и их систематизация
5) Согласованность, объяснительный потенциал
6) Не знаю, к сожалению. Сомневаюсь между 2 и 3 ( Скорее всего, 2-й ответ.
7) Субьект, объект, цель, результаты
8) Конкретная часть объекта науки
9) Нравственные основы научной деятельности
10) не знаю (
11) Ученых и специалистов
12) Представляет сложную многоуровневую систему (не на 100% уверена)
13) Установленные факты
14) Равномерное прямолинейное движение, так же, как и покой, реализуется при отсутствии всяких сил
15) Скорость, энергия, ускорение, длина
16) Абсолютное пространство-неподвижное, постоянное, не связанное со временем вместилище тел, от которых оно не зависит

10.Что сделали древнегреческие натурфилософы впервые?
1Разработали систему доказательств (логику)
2использовали рациональный (теоретический) способ получения знаний
3развили методику наблюдений явлений природы
4разработали экспериментальный способ получения знаний

11.Признаки, отличающие естественнонаучные знания от гуманитарных знаний:
1объективность
2математичность
3однозначность и строгость языка
4эмпирическая проверяемость
5историчность
6неопровержимость

12.Признаки и качества, не свойственные естественнонаучным знаниям, но характерные для гуманитарных знаний - это:
1субъективность
2историчность
3логичность
4математичность
5объективность

13.Признаки, не характерные для гуманитарной культуры:
1математичность
2историчность
3образность
4субъективность
5уникальность

16.Согласно общей теории относительности пространство искривляется под действием:
1гравитации
2скорости
3времени
4вакуума
5сил инерции

20.Во всех инерциальных системах отсчета, неизменным остается пространственно-временной:
1интервал
2промежуток
3отрезок
4виток
5контур

21.Согласно теории относительности пространство и время:
1зависят от материи
2взаимосвязаны
3не зависят друг от друга
4не зависят от материи

22.Чем определяется симметрия пространства:
1однородностью
2изотропностью
3бесконечностью
4безграничностью

23.Процесс гравитации:
1замедляет ход времени
2может остановить время
3не действует на ход времени
4ускоряет ход времени
5квантует время

24.Что является следствием специальной теории относительности?
1Эффект замедления времени в движущейся системе отсчета
2эффект сокращения длины в движущейся системе отсчета
3относительность понятия "одновременность событий"
4относительность ускорений
5квантованность пространства и времени
6эквивалентность вещества и антивещества

26.Согласно современным представлениям:
1квантованность пространства и времени не доказана
2непрерывность пространства и времени пока не опровергнуты
3пространство и время квантованы
4пространство и время непрерывны

27.Принцип эквивалентности означает эквивалентность:
1инерционной и гравитационной массы
2гравитации и движения с ускорением
3массы и энергии
4вещества и поля
5всех видов энергии

28.Причины невесомости - это:
1отсутствие или очень слабая гравитация
2равенство нулю суммы всех сил, действующих на тело
3движение с ускорением в гравитационном поле
4движение с очень большой постоянной скоростью

29.Мега уровень организации материи описывает:
1галактики
2туманности
3атомы
4молекулы
5моря

30.Макро уровень организации материи описывает:
1человека
2океан
3биологическую клетку
4галактику
5молекулу воды

31.Микро уровень организации материи описывает:
1протон
2электрон
3ядро атома
4.молекулу воды
5биологическую клетку
6кристалл

33.Характерные размеры галактик:
1.100000 парсек
2.300
3.500
4.900

34.Характерные размеры обычных звезд:
1.10 10м
2.10 9м
3.10 8м
4.10 7м
5.верны все размеры

35. Мельчайший, структурный элемент материи - это:
1элементарная частица
2атом
3молекула
4клетка

36.Мельчайшая, структурная единица на химическом уровне организации материи - это:
1химический элемент
2атом
3элементарная частица
4молекула
5химическое соединение

Читайте также: