Фундамент на котором строится какой либо стиль образует

Обновлено: 28.04.2024

Классификация фундаментов. Определение и виды оснований. Основания и фундаменты

Определение и виды оснований. — Требования, предъявляемые к фундаментам. — Классификация фундаментов. — Виды фундаментов: ленточные, бутовые, бутобетонные, столбчатые, свайные, сплошные. — Гидроизоляция.

Массив грунта, залегающий под фундаментом, способный надежно воспринимать давление от здания, называют естественным основанием.

Грунты, образующие основание, подразделяют на глинистые, песчаные, крупнообломочные и скальные.

Если грунты основания не способны надежно воспринимать давление от здания, их искусственно укрепляют.

Основание, грунты которого искусственно укреплены, называют искусственным.

Под действием нагрузки от здания глинистые, песчаные и крупнообломочные грунты способны сжиматься, что может повлечь за собой осадку здания. Величина и равномерность осадки зависят от величины нагрузки, сжимаемости грунта, формы и размеров опорной площади фундамента.

Сжимаемость и несущая способность различных видов грунтов неодинаковы, так как различны их физико-механические свойства. Грунтовые воды снижают несущую способность основания.

Требования, предъявляемые к фундаментам:

2) устойчивость на опрокидывание и скольжение в плоскости подошвы фундамента;

3) устойчивость к агрессивным грунтовым водам;

4) стойкость к атмосферным факторам (морозостойкость; пучение грунтов при замерзании);

5) соответствие по долговечности сроку службы здания;

По работе материала фундамента под нагрузкой различают жесткие фундаменты, работающие преимущественно на сжатие, и гибкие, работающие на растяжение и скалывание.

К жестким фундаментам относят бутовые, бутобетонные и бетонные фундаменты.

Гибкие фундаменты выполняют из железобетона.

По конструктивной схеме (рис. 2) фундаменты делят:

1) на ленточные (в виде непрерывной ленты под всеми несущими стенами);

2) столбчатые (в виде отдельных столбов);

3) сплошные (в виде сплошной плиты под всем зданием);

Рис. 2. Конструктивные схемы фундаментов: а — ленточный; б — столбчатый; в- сплошной; г — свайный: 1 — монолитная железобетонная плита: 2 — сваи: 3 - ростверк; 4 — стена; 5 — фундаментные балки

По способу возведения фундаменты могут быть монолитными и сборными.

В зависимости от глубины заложения подошвы фундаментов различают фундаменты глубокого (более 5 м) и мелкого заложений. Глубиной заложения фундамента называется расстояние от отметки планировки грунта до подошвы фундамента. Глубина заложения фундаментов зависит от конструктивных особенностей здания (наличие или отсутствие подвалов и др.), величины и характера нагрузок на основание, глубины заложения фундаментов смежных зданий, геологических и гидрологических условий участка (виды грунтов, их физическое состояние, наличие грунтовых вод, их отметки и колебания уровня), климатических особенностей района (глубина промерзания грунтов), а также от принятой конструкции фундамента.

ГЗ = ГП + Ц + 0,2,

где ГЗ — глубина заложения фундамента; ГП — глубина промерзания грунта; Ц — высота цоколя; 0,2 м — конструктивный запас.

Ленточные фундаменты устраивают под несущие стены здания. Они подразделяются на сборные и монолитные (рис. 3)

Рис. 3. Конструкции ленточных фундаментов: а — сборный; б — то же, прерывистый; в — монолитный фундамент (бутобетонный); г — бутовый фундамент: 1 — фундаментные подушки; 2 — бетонные блоки; 3 — отмостка; 4 — гидроизоляция; 5 — кирпичная облицовка (в полкирпича)

Сборные ленточные фундаменты собирают из железобетонных блоков-подушек прямоугольного или трапецеидального сечений высотой 300 и 500 мм, длиной от 800 и до 2800 мм. уложенные на выровненное основание вплотную одна к другой в направлении несущих стен, они образуют сплошную ленту, по которой в перевязку швов на растворе укладывают бетонные блоки стенки фундамента. Блоки стенки шириной 300, 400, 500, 600 мм, высотой 580 мм, длиной 780, 1180 и 2380 мм могут быть сплошными и пустотелыми.

Пустотелые блоки неприменимы в грунтах, насыщенных водой, так как в пустоты блоков проникает вода и при замерзании разрушает их стенки. Фундаменты, в которых блоки-подушки уложены с расстоянием одна от другой, называются прерывистыми (рис. 4, б). Расстояние между блоками засыпают песком. Прерывистые фундаменты экономичнее сплошных.




Рис. 4. Конструкции ленточных фундаментов: а — ленточный сборный фундамент; б -ленточный монолитный фундамент

Бутовые фундаменты. В современном строительстве бутовые фундаменты применяют только в тех районах, где бут является местным строительным материалом, потому что бутовые фундаменты трудоемки в изготовлении и неэкономичны.

Рис. 5. Ленточные монолитные фундаменты. План

Рис. 6. Ленточные сборные фундаменты. План

Бутовые фундаменты. В современном строительстве бутовые фундаменты применяют только в тех районах, где бут является местным строительным материалом, потому что бутовые фундаменты трудоемки в изготовлении и неэкономичны.

Рис.7. Ленточный бутовый фундамент: 1 — отмостка, 2 — обратная засыпка грунтом

Наиболее экономичными из монолитных ленточных фундаментов являются бутобетонные фундаменты.

Рис. 8. Бутобетонный фундамент

Их выполняют из бетона М75 (и выше) и бутового камня (40. 50%), вводимого в бетон по мере возведения фундаментов.

При устройстве монолитных фундаментов применяют инвентарную щитовую опалубку.

Рис. 9. Бутобетонный фундамент. План

Столбчатые фундаменты устраивают в тех случаях, когда нагрузки от здания вызывают давление на грунт меньше нормативного (например, малоэтажные здания, некоторые типы панельных зданий) или когда слой грунта, служащий основанием, залегает на значительной глубине (3. 5 м), что экономически не оправдывает применение ленточных фундаментов.

Рис. 10. Столбчатый фундамент

Рис. 11. Столбчатый фундамент. План

Столбчатые фундаменты могут быть монолитными и сборными. Под зданиями с несущими стенами столбчатые фундаменты располагают под углами стен, в местах пересечения наружных и внутренних стен, под простенками и через 3. 5 м на глухих участках стен. По столбчатым фундаментам под несущие стены устраивают фундаментные балки из сборного или монолитного железобетона. При расстоянии между столбчатыми фундаментами до 4 м иногда устраивают кирпичные армированные перемычки. Во избежание деформаций фундаментных балок от сил пучения грунтов при промерзании в пучинистых грунтах (под фундаментными балками) устраивают подушку из песка или шлака высотой 50. 60 см.

Столбчатые фундаменты устраивают и под отдельно стоящими опорами зданий: под каменные колонны — сборный фундамент из железобетонных блоков-подушек.

Свайные фундаменты устраивают на деревянных, бетонных и (редко) стальных сваях.

Свайные фундаменты различают:

1) по способу изготовления и погружения свай в грунт — на сваи забивные, погружаемые в грунт в готовом виде, и набивные, изготовляемые непосредственно в грунте;

2) по характеру работы в грунте — на сваях-стойках, которые проходят через слабые грунты и опираются на прочный грунт, и висячих сваях (сваях трения), которые уплотняют слабый грунт и передают нагрузку на грунт трением, возникающим между грунтом и боковой поверхностью свай.

Для равномерного распределения нагрузки от здания на все сваи, располагаемые рядами или в шахматном порядке, головы свай заделывают в бетонную или железобетонную плиту (ростверк).

Свайные фундаменты позволяют сократить объем земляных работ, расход бетона, снизить стоимость фундаментов. Вместе с тем свайные фундаменты менее экономичны по расходу стали.

Забивные железобетонные и деревянные сваи погружают с помощью копров, вибропогружателей и вибровдавливающих агрегатов.

Набивные сваи устраивают методом заполнения бетонной или иной смесью предварительно пробуренных, пробитых или выштампованных скважин. Нижняя часть скважин может быть уширена с помощью взрывов (сваи с камуфлетной пятой).

Буроопускные сваи отличает oт набивных то, что в скважину устанавливают готовые железобетонные сваи с заполнением зазора между сваей и скважиной песчано-цементным раствором.

Свайные фундаменты в плане могут состоять:

- из одиночных свай — под опоры;

- лент свай — под стены здания, с расположением свай в один, два и более рядов;

- кустов свай — под тяжело нагруженные опоры;

- сплошного свайного поля — под тяжелые сооружения с равномерно распределенными по плану здания нагрузками.

Расстояние между сваями и их число определяют расчетом. Минимальное расстояние между висячими сваями принимают 3d (где d — диаметр круглой или сторона квадратной сваи).

Рис. 12. Свайный фундамент из сборных винтовых свай

Сплошные фундаменты проектируют в виде балочных или безбалочных, бетонных или железобетонных плит. Ребра балочных плит могут быть обращены вверх и вниз. Места пересечения ребер служат для установки колонн каркаса. Пространство между ребрами в плитах с ребрами вверх заполняют песком или гравием, а поверх устраивают бетонную подготовку. Бетонные плиты не армируют. Железобетонные армируют по расчету. При большом заглублении сплошных фундаментов и необходимости обеспечить большую их жесткость фундаментные плиты можно проектировать коробчатого сечения с размещением между ребрами и перекрытиями коробок помещений подвалов.

Рис. 15. Сплошные фундаментные плиты: а — под стены или колонны; б — плитно-балочный вариант; в — коробчатые; г — в виде цилиндрических оболочек; д — оболочек двоякой кривизны

А. Красный, оранжевый, коричневый, зеленый.
Б. Синий, голубой, фиолетовый, розовый, красный, желтый.
В. Зеленый, черный, серый, белый, голубой, красный.

5. Какая композиция называется симметричной?

А. Изображение слева подобно изображению справа.
Б. Выверенное чередование.
В. Чувство гармонии.

6. Что такое ритм?

А. Выразительность и гармония.
Б. Чередование изобразительных элементов.
В. Полноправный элемент композиции.

7. Шрифт что это такое?

А. Линейные композиции на плоскости.
Б. Элементы композиции.
В. Буквы, объединенные единым стилем.

8. К произведениям плоскостного дизайна относятся:

А. открытки, игрушки, ковры

Б.открытки, плакаты, этикетки

В. открытки, обложки книг, картины

А. Скульптурное украшение в виде завитка

Б. Художественно оформленная денежная единица

В. Конструктивная часть орнамента

10. К фронтальной композиции в архитектуре здания относится …

А. усложнение формы в пределах одной поверхности

Б. увеличение здания ввысь

В. усложнение поверхности в пределах всего здания

А. главная страница альбома

Б. архитектурно-декоративное решение главного входа в здание

В. перекрытие в здании

12. Кроме эмоционального воздействия цвет в архитектуре…

А. украшает пространство

Б. влияет на восприятие объема помещения

В. приносит пользу при моделировании пространства

13.В Древней Греции - находящаяся на возвышенном месте укрепленная часть города

14. Тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов

15. В архитектуре какого стиля берет свое начало дворцово-парковая архитектура?

16. Здание Ярославского вокзала спроектировал…

Б. Василий Баженов

В. Матвей Казаков

17. Для средневекового города характерен следующий тип планировки:

18.Стилевое единство вещей

19. Имидж мы понимаем как…

20. Временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры.


Практическое задание. Создайте гармоничную глубинную композицию, используя произвольное количество элементов. Добейтесь эмоционально-образного впечатления.

ALinaELderhanovaLOVE

Выделить грамматические основы и расставить знаки препинания. Найти причастные и деепричастные обороты, если они есть 26.Он легко отвечает на любые во … просы. 27.Облачко легко и невесомо. 28.Обаяние овладевшее слушателями и уносившее их далеко за эти скромные стены разрушалось, пока собравшись с силами музыкант не ударял вновь по клавишам. 29.Чеховский интеллигент был человеком сочетавшим глубочайшую порядочность со смехотворным неумением осуществить свои идеалы. 30.Леонид Леонов являясь классиком русской литературы ХХ века был неутомимым защитником русского леса. 31.Ребята вернувшись на станцию долго сидели на перроне ошеломлённые наступившей разлукой с друзьями. 32.Старики сидевшие на веранде принялись обсуждать последние события и пить чай. 33.Слова образованные от географических названий довольно часто ставят перед говорящим и пишущим немало вопросов связанных с нормативным словоупотреблением. 34.Сосна погибая в схватке с бурей напоминает мужественного солдата павшего в атаке от рук врага. 35.Я огляделся и осторожно ступая вышел на поляну освещенную солнцем.​

Выделить грамматические основы и расставить знаки препинания. Найти причастные и деепричастные обороты, если они есть 13.Нельзя много сидеть долго за … компьютером. 14.Надо выучить правила. 15.Плохо на улице во время осеннего дождя. 16.В комнате было тихо. 17.Тяжело и грустно было видеть ее такой. 18.Мелодия звучала тягостно и печально завывая на протяжении всего пути. 19.Ночью стало холодно. 20.Глаза светились радостно. 21.Утро солнечно и радостно. 22.На душе у ребят было радостно 23.Сегодня на улице спокойно. 24.Лицо старика красиво и спокойно. 25.На рассвете крепко и спокойно заснул ребенок.​

Выделить грамматические основы и расставить знаки препинания. Найти причастные и деепричастные обороты, если они есть 1. Метро быстрее взятого в карше … ринг автомобиля. 2. Метро движется быстрее автомобиля взятого в каршеринг. 3. Радуясь весеннему солнцу птицы поют весело . 4. У меня весело на душе от неожиданной удачи. 5. У меня на душе спокойно. 6. Мать безумно любящая своего ребенка тихо поет колыбельную. 7. В лесу под пологом деревьев тихо и сумрачно. 8. Утро солнечно и радостно. 9. Глаза светились радостно. 10.На душе у ребят встретивших на улице слона радостно. 11. У нас ночью очень светло от звёзд появившихся на горизонте. 12.Река течёт спокойно.​

составьте публичное выступление на собрании, митинге (на любую актуальную тему), используя анафору:В наше время, когда. В наше время, когда. В на … ше время, когда. В наше время, когда. мы не можем. ​

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА С РУССКИМ Укажите все компоненты структуры реферата А) библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппар … ат Б) описание, реферативный текст, развернутый план, список литературных источников В) план, содержание, литература Г) реферативный текст, справочный аппарат Д) план, текст

Педагогика — это совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в вузах.

В научном стиле речи нельзя выделить подстиль

4) собственно научный (академический).

3. Слова исходящий, заслушать, входящий, подтверждаем, квартиросъемщик относятся к стилю

Текст

С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам. В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим дополнительно.

Относится к стилю

Объяснительную записку необходимо написать, если

1) Вы опоздали на работу;

2) Вам необходимо получить экспонаты музея для проведения конференции;

3) Вы хотите перевестись с одного факультета на другой;

4) Один подчиненный из вашего отдела систематически опаздывает на работу.

К приемам управления аудиторией не относится

1) усиленная жестикуляция;

2) вопросно-ответный ход;

7. Лекция, диссертация, учебник, реферат, доклад являются жанрами стиля

К официально-деловому стилю относится жанр

1) научная статья;

9. Языковые формулы:

1) поздравляем Вас…;

2) обязать руководителей всех подразделений академии…;

3) приглашаем Вас…;

4) в целях обмена опытом направляем в Ваш адрес…

Употребимы в текстах следующих жанров: а) распоряжения, б) приглашения, в) поздравления, г) письма-предложения.

10. Стиль и смысловое содержание деловой документации должны подчиняться следующим требованиям:

а) точность изложения информации;

б) использование языковых клише, облегчающих восприятие текста;

в) нейтральный тон изложения;

г) всем вышеперечисленным требованиям.

Административный речевой этикет нарушен в предложении

1) Институт просит представить Ваши экспонаты для выставки в приемлемом для экспонирования виде;

2) Направляем Вам откорректированный вариант проекта нового положения;

3) Просим сообщить о результатах эксперимента;

4) Вышлите нам, пожалуйста, необходимую документацию.

Недостатком языка и стиля документов является

1) однозначность используемых слов и терминов;

2) соблюдение лексических, грамматических, стилистических норм;

3) использование эмоционально-экспрессивной лексики;

4) смысловая достаточность и лаконичность текста.

К архаичным словам и оборотам, встречающимся в текстах деловых бумаг, относится

2) настоящим подтверждаем, что…;

3) в данном письме;

Фундамент, на котором строится какой-либо стиль, образует

1) книжная лексика;

2) разговорная лексика;

3) нейтральная (межстилевая) лексика;

4) стилистически окрашенная.

Формирование общественного мнения — это одна из основных функций

Выразительность речи — это живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, «такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя» (Головин 1988: 184).

В разных ситуациях общения используются различные типы речевой выразительности:

1) информационная выразительность (предметно-логическая, логико-понятийная) (М. Н. Кожина называет такую выразительность интеллектуальной экспрессивностью. См.: Кожина 1983: 172), которая заключается в подборе фактов, умелом использовании понятий, в точности словоупотребления, логичности, доказательности, ясности, доходчивости изложения и т. д.;

2) чувственно-воздействующая выразительность, создаваемая интонационными, звуковыми, графическими, лексическими средствами, тропами, фразеологическими, графическими средствами, фигурами речи — стилистическими фигурами: речемыслительными, риторическими, синтаксическими.

Так, выразительность разговорной речи создают интонационные, лексические, грамматические средства, фигуры выражения эмоций (риторические фигуры).

Выразительность письменной официально-деловой речи создается графическими средствами: абзацным членением, знаками препинания (красная строка, тире, нумерация и т.д.); выразительность устной официальной речи — лексическими, фразеологическими, синтаксическими, интонационными и другими средствами.

Научный стиль речи выразителен благодаря логичности, доказательности выдвигаемых положений, тезисов, точности словоупотребления, умелому использованию понятий, ясности, доходчивости изложения и т. д.

Выразительность публицистической речи достигается разнообразными средствами: отбором фактов, их компоновкой, ракурсом подачи, размещением материала, сменой типов речи (описания, повествования, рассуждения) и её формы (прямая речь, косвенная и несобственно-прямая), лексическими, синтаксическими, графическими.

Выразительность художественной речи связана с образностью, поскольку художественная речь воздействует не только на разум, но и в большой степени на чувства, эмоции адресата (читателя, слушателя), создаётся разнообразными средствами (фонетическими, лексическими, фразеологическими, грамматическими), зависит от рода и вида художественного произведения, литературного направления, авторского стиля, манеры. Наивысшим достоинством речевого произведения является не только внешняя выразительность, яркость, не только эмоциональное самовыражение, но и выразительность скрытая. Настоящий мастер избегает в своей речи, с одной стороны, неоригинальных средств (поэтических штампов), с другой — искусственности, вычурности этих средств.

Чувственно-воздействующие средства выразительности (средства выражения личностного начала)русской речи представляют собой сложную систему, включающую:

1) интонационные средства,

2) фонетические средства,

3) графические средства,

4) лексические средства,

5) фразеологические средства,

6) словообразовательные средства,

7) морфологические средства,

8) стилистические фигуры — фигуры речи: речемыслительные, риторические, синтаксические.

1. Интонационными средствами выразительности речи, выражающими эмоциональное состояние говорящего, усиливающими смысловое и экспрессивное отношение к предмету речи, значение звучащей речи в целом, являются:

а) мелодический (ритмический) контур речи,

б) интенсивность движения тона,

в) степень громкости,

д) логические ударения.

2. Фонетические средства выразительности речи — средства звуковой выразительности:

а) аллитерация — повторение согласных: …бронзы звон и гранита грань (В. Маяковский); … то громкой трелью вдруг по роще рассыпался (И. Крылов);

б) ассонанс — повторение гласных: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. (Н. Некрасов);

в) фонетическая анафора — повтор начальных звуков: Славься! Сияй, солнечная наша коммуна! (В. Маяковский)); Гром гремит, грохочет;

г) фонетическая эпифора — повтор конечных звуков:

Я вольный ветер, я вечно вею,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

Лелею травы, лелею нивы (К. Бальмонт).

3. Графические средства выразительности:

а) абзацное членение (красная строка),




б) знаки препинания,

г) шрифтовые средства,

д) сочетание кириллического и латинского шрифтов,

е) цветовые выделения,

ж) подчёркивание и др.

4. Лексические средства выразительности:

- семантические (исполин, гигант, титан),

- стилистические (пришёл, прибыл, притащился),

- стилевые (глаза, очи),

- семантико-стилистические (блуждать, бродить, шататься, шляться).

2. Устарелые слова — слова, вышедшие из активного употребления, так как по каким-либо причинам перестали отвечать современным требованиям, запросам, употребляются как стилистическое средство. Среди них:

- историзмы — слова, вышедшие из повседневного употребления вследствие того, что означаемые ими предметы и понятия вышли из употребления, остались в прошлом, в истории, поэтому неизвестны говорящему (городовой, асессор, оброк);

- архаизмы — слова, вышедшие из активного употребления, заменившиеся более современными словами и выражениями — синонимами (вежды — глаза, брег — берег, десница — правая рука, наущать — учить, наставлять).

3. Неологизмы — новые слова:

- языковые — широкоупотребимые в данном языке: льготник, силовик, компьютерщик, бессобытийность, совковый (от советский), псевдорынок, суперхитовый, телемания, беспредел (бывшее жаргонное), отюда — беспредельщик, новостная (программа), подземка и др.;

- индивидуальные, единичные, авторские (окказионализмы): Молоткастый, серпастый советский паспорт (В. Мяковский);…даже прознобь берет (А. Солженицын); …обсуждали с ребятами советно (А. Солженицын); Готов поднаумитья (А. Солженицын); Быстросменчивые надписи (А. Солженицын); Успешливый молодой человек (А. Солженицын); Сроки моей жизни на исчерпе (А. Солженицын); Сене некогдилось с посиделками (В. Распутин).

4. Специальными художественно-изобразительными средствами, в которых слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сопоставления с другим, близким в каком-то отношении, понятием, являются тропы. Среди них:

Метафора — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: а) по форме (головка лука, кольцо садов), б) по качеству (шёлковые ресницы, тонкий слух, чёрные мысли), в) по расположению (Наш вагон в хвосте поезда), г) выполняемой функции (дворники автомобиля).

Разновидностями метафоры являются:

- олицетворение — отнесение признака или действия живого существа (лица) к предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям: Ветер злится; Море смеялось и плакало;

- эпитет — художественное, образное определение, созданное на основе переноса значения по сходству, которое возникает в сочетании с определяемым словом: зеркальная гладь воды; ядовитый взгляд.

Разновидностью метонимии является синекдоха — перенос значения с целого на часть и наоборот (Ноги моей здесь не будет!; У него рука в министерстве).

Метонимия — употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними (смежности): а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан (Хрусталь уже на столе); б) между содержимым и содержащим (Ну, съешь тарелочку ещё!); в) между действием и его результатом, местом или предметом (За диктант она получила «пять»; Утреннюю почту уже принесли); г) между действием и орудием этого действия (Труба звала в поход); д) между социальным событием, мероприятием и его участниками (Съезд постановил. ); е) между автором и его произведением (Всего Чехова перечитал); ж) между местом и людьми, находящимися на этом месте (Аудитория шумела; Весь дом высыпал на улицу); з) между эмоциональным состоянием и его причиной (Радость моя ещё в школе).

Разновидностью метонимии является синекдоха — перенос значения с целого на часть и наоборот (Ноги моей здесь не будет!; У него рука в министерстве).

Гипербола — преувеличение размера, силы, значения, усиление признака, свойства до не свойственных предмету, явлению размеров: Сто раз уже тебе говорил; Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. Гоголь).

Литота — образное выражение, содержащее преуменьшение, ослабление свойства, качества, явления до немыслимых в реальности размеров (мальчик с пальчик; В двух шагах живу от школы).

Ирония — троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Он и в шестьдесят ещё шустрый мальчик; Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (в обращении к ослу) (И. Крылов).

Мейозис — «троп, заключающийся в преуменьшении интенсивности свойств (признаков) предмета, явления, процесса: оставляет желать лучшего (о плохом), это вам влетит в копеечку, . не первой молодости, . детинушка пустил в ход кулачки» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 138), неплохой (хороший), недурно (хорошо); Немалых (больших) денег стоит всё это).

Разновидностью мейозиса является литота — образное выражение, содержащее преуменьшение, ослабление свойства, качества, явления до немыслимых в реальности размеров (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок; В двух шагах живу от школы).

Читайте также: