Фундамент личности в виде самооценки закладывается

Обновлено: 07.05.2024

Что такое самооценка, на ваш взгляд? Попробуйте выразить своё мнение в трактовке понятия – это важно для того, чтобы уже с первого взгляда окунуться в природу ваших ощущений к самому себе.

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, а также сформированность таких характеристик как уверенность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Она влияет на эффективность его деятельности, дальнейшее развитие его личности и её уникальность, принятие себя и своей ценности.

Самооценка опирается на самопознание и самосознание, только в триединстве она бывает адекватной.

Самооценка как фундамент успешной жизни теория

Важно понять и запомнить, что именно самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

Самосознание закладывается в детстве и видоизменяется по жизни, исходит из следующих факторов влияния:

  • личностей родителей, их мировоззрения, поведения, ценностей, общения и убеждений;
  • установок в семье между её членами в общем и на ребёнка в частности;
  • оценки и убеждений значимого человека (авторитетного) как приобретённые знания о себе (воспитатель, учитель, лидер во дворе или в классе, тренер в секции) при помощи фраз: «Ты ничего не значишь!», «Ты не способен без меня ни на что!» и т. д. и сопоставлений / сравнений с другими людьми: «Наташа – это гордость для родителей, а с тебя что взять – одни анализы и то плохие»;
  • принятия в детском коллективе, наличием сиблингов (братьев / сестёр, каким ребёнком в семье рождён по порядку, какие сложились отношения между детьми и как к этому относились родители);
  • норм общественной морали, которые были приняты во время становления личности ребёнка, условий жизни (место проживания – город / деревня, большая благоустроенная квартира / старенький домик, чистота и порядок / хаос);
  • полученного личного опыта, образованности и воспитанности;
  • влияния жизненной ситуации – престижность места работы, уровень зарплаты и единения в коллективе, возможность профессионального роста;
  • вхождения в субкультуры, наличие увлечений, хобби, самореализации в личностном плане.

В конечном итоге самосознание определяет характер и особенности интерпретации приобретаемого опыта, тем самым оказывает совокупное влияние на ожидания относительно себя и своего поведения. Как следствие, человек получает определённый уровень самооценки.



Важно осознать, что у одного и того же человека одновременно может быть как заниженная, так и завышенная самооценка. Например, женщина на работе чувствует себя ниже по профессиональному уровню, чем коллеги и постоянно ведёт себя как ущербная, не берясь за ответственные поручения руководства, страдает. За день негативные эмоции от непринятия накапливаются и придя домой она становится тираном для мужа и детей, постоянно их гнобя и критикуя абсолютно за всё, чтобы компенсировать чувства и душевную боль.

Самооценка что это такое понятие структура виды и уровни Коррекция самооценки

Человек – часть социума, и для него важно отношение окружающих, оценка его качеств, способностей, привлекательности. Но не менее важна для нас и самооценка, отношение к себе, которое формируется у человека в течение всей его жизни. От уровня собственной оценки своих достоинств и недостатков во многом зависит и то место в обществе, которое мы занимаем, и уверенность в своих силах, и степень социальной активности.

Что такое самооценка

В психологии самооценка рассматривается как комплекс представлений человека о себе самом, которые сформировались на основе сравнения себя с окружающими. Эти представления играют важную роль в формировании образа собственного «Я» или Я-концепции.

Сознательно или неосознанно, но мы всегда сравниваем себя с другими и оцениваем с позиции «лучше», «хуже» или «такой же, как все». Оцениваются в первую очередь важные, значимые для общества качества. Например, для молодого человека дворянского сословия первой четверти XIX века было нормальным рассуждать о том, лучше или хуже он танцует мазурку, чем поручик Ржевский. А для современного человека это качество не имеет значения, поэтому и не оценивается.

Таким образом, в основе самооценки - социально значимые ценности, без которых невозможно осознать себя достойной уважения личностью в данном обществе и в данное время.

Понятно, что оценивать себя можно по-разному, тем более бывают ситуации, когда мы довольны собой и нравимся себе, а в другое время какой-то поступок заставляет переживать острое недовольство, и мы занимаемся самобичеванием. Но самооценка как часть самосознания личности – это устойчивое образование, оно хоть и может меняться, но не зависит от ситуативного отношения к себе. Напротив, самооценка корректирует это отношение:

Человек с высоким мнением о себе скажет: «Как же я мог так поступить, это для меня совершенно нехарактерно» и постарается забыть об оплошности.

А тот, у кого самооценка низкая, напротив, акцентирует внимание на своих ошибках, будет долго корить себя за них, подумает о том, что «он по жизни криворукий неудачник, который ничего толком не умеет».

Виды и уровни самооценки

В психологии выделяется два вида самооценки: адекватная и неадекватная. Иногда еще говорят об оптимальной и неоптимальной самооценке, тем самым подчеркивая, что многим людям свойственно оценивать себя чуть выше среднего, и это скорее норма, чем отклонение. Другое дело, насколько высоко мы оцениваем себя.

Адекватная самооценка

Адекватная самооценка в той или иной степени правильно отражает способности и качества личности, то есть это представление человека о себе самом, которое соответствует реальному положению вещей. Подобные представления могут быть как со знаком +, так и со знаком −, ведь люди не идеальны. Например, когда человек говорит, что ему медведь на ухо наступил, это может быть не принижение собственных способностей в музыке, а их адекватная оценка.

Самооценка влияет на все поведение человека и на его отношение к себе и к другим людям. Так, при адекватной самооценке индивид:

  • правильно оценивает соотношение своих желаний и способностей;
  • ставит перед собой реалистичные цели, которые в состоянии достичь;
  • способен критически посмотреть на себя со стороны;
  • старается предвидеть результаты своих поступков.

Вообще для человека с адекватной самооценкой важны окружающие его люди. Но их мнение он тоже оценивает адекватно, больше ориентируясь на собственные представления о пользе или вреде своих действий.

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка бывает двух видов: заниженная и завышенная. Степень неадекватности бывает разных уровней. Самооценки уровня чуть выше или чуть ниже среднего – довольно распространенное явление, и они почти не проявляются в поведении индивида, не мешают ему жить и взаимодействовать с окружающими. Определить отклонение в этом случае можно только с помощью специальных психологических тестов. А самооценка чуть выше среднего даже в коррекции не нуждается, так как человек вполне заслуженно может уважать и ценить себя, а самоуважение еще никому не мешало.

Но случается (и нередко), что самооценка далека от оптимальной и значительно выше или ниже среднего уровня. В этом случае она оказывает серьезное влияние на поступки человека и может приводить к неадекватному поведению и конфликтам с окружающими.

Завышенная самооценка

Людей с чрезмерно завышенной самооценкой можно быстро заметить в любом коллективе – они стремятся быть на виду, всем советовать, всеми руководить и доминировать везде. Для таких людей характерны следующие особенности:

  • они слишком высоко оценивают свои возможности и свою значимость;
  • не воспринимают критику, их раздражает чужое мнение, не совпадающее с их собственным;
  • часто имеют комплекс превосходства, считая себя во всем правыми;
  • подчеркнуто независимы и даже высокомерны;
  • отвергают помощь и поддержку окружающих;
  • в своих неудачах и проблемах обвиняют других людей или обстоятельства;
  • не замечают свои слабые стороны или выдают их за сильные, например, упрямство за упорство, а наглость за решительность;
  • часто отличаются демонстративным типом поведения, любят совершать поступки напоказ;
  • имеют склонность к эгоизму и пренебрежительно относятся к окружающим.

Встречается такое мнение, что лучше иметь завышенную самооценку, чем заниженную. Но тут все зависит от уровня – люди, слишком высоко ценящие себя, могут быть очень неприятны.

Заниженная самооценка

Людей с уровнем самооценки значительно ниже среднего не всегда можно сразу заметить, особенно в коллективе. Они не стремятся быть на виду и кажутся просто скромными. Но в процессе общения с ними открываются их далеко не самые приятные качества:

  • нерешительность и чрезмерная осторожность;
  • зависимость от мнения других людей и постоянная потребность в их поддержке;
  • стремление переложить ответственность, в том числе и за свои поступки, на плечи окружающих;
  • комплекс неполноценности и, как следствие его, чрезмерная ранимость, обидчивость , неуживчивость;
  • чрезмерная требовательность к себе и окружающим, перфекционизм;
  • мелочность, мстительность и завистливость;
  • страдая от низкой самооценки, они тем не менее стараются всем доказать свою «крутизну» и совершают неадекватные поступки.

Заниженная самооценка тоже делает людей эгоистами, только это эгоизм другого рода. Они настолько погружены в свои неудачи и одержимы жалостью к себе, что не замечают проблем своих близких. Очень часто те, у кого слишком низкий уровень самооценки, не умеют ни уважать, ни любить.

Структура самооценки

В структуре самооценки психологи выделяют два компонента: когнитивный и эмоциональный:

Когнитивный компонент (от латинского cognition – знания) включает в себя знания человека о себе, своих способностях, умениях, возможностях, слабых и сильных сторонах. Этот компонент формируется в процессе самопознания и во многом влияет на уровень самооценки. Неадекватная самооценка, как правило, связана либо с не соответствующими реальности представлениями о собственном «Я», либо с их несформированностью.

Эмоциональный компонент – это отношение индивида к себе и различным проявлениям собственной личности. Эмоции, которые мы испытываем к себе, очень противоречивы: одобрение и неодобрение, самоуважение или его отсутствие, любовь или неприятие себя.

Различия этих двух компонентов чисто теоретические, в реальной жизни они сосуществуют в неразрывном единстве – наши знания о своих качествах всегда эмоционально окрашены.

Факторы, влияющие на формирование самооценки

Неадекватная самооценка – это всегда плохо, она создает дискомфорт и проблемы и самому человеку, и его окружению. Но можно ли винить индивида в неправильном представлении о себе? Под влиянием чего формируется самооценка?

Социальные факторы

Основы самооценки закладываются в детстве, с того момента, когда малыш осознает свое «Я» и начинает сравнивать себя с другими детьми и взрослыми. Но в дошкольном, да и в младшем школьном возрасте дети еще не могут адекватно анализировать свои качества и свое поведение, поэтому оценочная сфера формируется полностью под влиянием взрослых. Помните, как у В. Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: — Что такое хорошо? И что такое плохо?»

Поэтому именно неправильные действия взрослых дают толчок формированию неадекватной самооценки. Вот некоторые из них:

  • несправедливые или чрезмерные наказания;
  • необоснованная и слишком частая похвала;
  • постоянное сравнение ребенка с другими детьми, чтобы показать его слабости, неумения, непослушание;
  • положение «царька» в семье или любимчика в школе;
  • подчеркивание и акцентирование внимания ребенка на его неудачах и промахах.

Детские психологи считают, что в целом похвала и поощрение приносят больше пользы, а постоянные выговоры и наказания – вреда. Дело в том, что отрицательные эмоции мы переживаем более сильно, чем положительные. И неприятные ощущения дольше хранятся в памяти и сильнее влияют на наше поведение. Так сложилось в процессе эволюции.

Мнение окружающих людей оказывает большое влияние на формирование самооценки и взрослого человека, особенно если речь идет о социально значимых людях, мнение которых для нас важно.

Личностные факторы

На формирование самооценки влияют и индивидуальные особенности человека, своеобразие эмоций, темперамента, характера. Люди с чувствительной психикой в большей степени переживают из-за своих неудач и из-за оценок окружающих, чем менее эмоциональные.

Человек, у которого преобладают черты меланхолика, склонен расстраиваться даже из-за незначительного случайного замечания и помнить его долго. Флегматик, возможно, даже не обратит внимания на замечание.

Замкнутые, нелюдимые интроверты из-за оценок окружающих переживают меньше, чем общительные экстраверты. С другой стороны, экстраверты из-за их склонности к демонстративному поведению часто страдают от завышенной самооценки. Но и избегающие людей, предпочитающие одиночество люди нередко считают себя выше других, презирают окружающих, недостойных общения с ними.

То есть индивидуальные особенности личности, безусловно, влияют на формирование самооценки, но вектор ее задает прежде всего социальная среда.

Есть и еще один важный фактор, связанный с оценкой человеком собственного «Я»:

Уровень притязаний

Мы все стремимся к чему-то в жизни, ставим перед собой цели. И цели эти разные: кто-то хочет заработать на новую квартиру, кто-то создать собственную процветающую фирму, а для кого-то поездка к морю – предел мечтаний. Степень сложности, трудности цели или задачи, которую определяет для себя человек, и есть уровень его притязаний.

Так же как и самооценка, уровень притязаний может быть адекватным или неадекватным. Адекватным является такой, где цели соответствуют возможностям человека. Если выпускник школы со слабенькими знаниями и низкими оценками по ЕГЭ решит подавать документы в престижный столичный вуз, то у него явно неадекватный, завышенный уровень притязаний. А когда хороший ученик отказывается поступать в высшее учебное заведение, потому что боится провалиться, то уровень притязаний у него слишком низкий. И то, и другое плохо.

Формируется уровень притязаний под влиянием успехов и неудач, которые сопровождают человека на жизненном пути, и, в свою очередь, влияет на формирование самооценки. Ведь спортсмен, постоянно ставя себе планку, через которую он не сможет перепрыгнуть, очень быстро разочаруется в своих силах и в возможности добиться успеха. Да и заниженный уровень притязаний не способствует развитию самоуважения и веры в себя.

Но психологи все же считают, что низкий уровень хуже высокого и плохо влияет на формирование личности и ее положение в обществе. Он делает человека социально пассивным неудачником, не стремящимся к успеху.

Коррекция самооценки

Возможность изменения своей самооценки в сторону более адекватной волнует многих людей. Особенно это характерно для зрелых и уже казалось бы состоявшихся личностей, когда человек осознает, что неправильная оценка своих сил и возможностей мешает ему достигнуть успеха и плохо влияет на отношения с окружающими.

Самооценка поддается коррекции даже самостоятельно, хотя в особо запущенных случаях требуется помощь психотерапевта или психолога-консультанта. Но проще повысить самооценку, чем снизить неадекватно завышенную. Точнее, есть условия, при которых самооценка понижается, но чаще всего они неприятные и даже травмирующие.

Если же индивид осознал, что у него неадекватно завышенная самооценка, значит, смог посмотреть на себя критически, а следовательно, не такая эта самооценка у него и завышенная. В любом случае он уже на правильном пути.

Существует множество советов, касающихся повышения самооценки. Но сначала стоит разобраться, в какой сфере вы себя недооцениваете. Что вас больше в себе не устраивает или чего вам не хватает для повышения самоуважения?

Напишите на отдельном листе в столбик основные области, в которых реализовывается человек:

  • отношения с людьми;
  • профессиональная деятельность (или выбор профессии);
  • внешность;
  • уровень знаний, интеллект;
  • увлечения;
  • семья.

Можете сами добавить что-то важное для вас. А теперь оцените свою успешность в этих сферах по 10-балльной шкале. Если оценки будут несколько выше 5 баллов, то у вас самооценка в пределах нормы, но можно ее повысить. А если существенно ниже 5, то на эту область следует обратить особое внимание.

Подумайте, почему вы считаете, что в данной области вы неуспешны? А что вам не хватает, чтобы почувствовать себя более уверенным, начать уважать себя и даже восхищаться? Напишите на отдельном листе то, чего вам не хватает. И начинайте работать, устраняя эти недостатки.

Как видите, ничего сложного. А если вы хотели бы «волшебную таблетку» или готовый рецепт, так их нет. Люди-то все разные, проблемы у нас тоже разные. Но можно дать несколько общих советов для повышения самооценки:

  • Перестаньте сравнивать себя с другими. Помните, каждый человек уникален, не лучше или хуже, а просто другой. И ваше преимущество в том, что вы отличаетесь от других.
  • Посмотрите вокруг и постарайтесь увидеть все самое хорошее и светлое. Остановитесь, закрепите у себя в голове это ощущение и постарайтесь больше не допускать негативных мыслей – они притягивают неудачи.
  • Начиная любое дело, ориентируйтесь на успех, поражение приходит к тому, кто его ждет.
  • Улыбайтесь. Улыбка – мощнейший инструмент, настраивающий наше состояние на позитив. Но не менее важно, что она и окружающих людей настраивает на более высокую оценку нас.
  • Напишите на бумажке все свои достоинства и почаще перечитывайте их, особенно когда почувствуете неуверенность и страх неудачи.
  • Будьте более открыты. Не стесняйтесь обращаться к людям за помощью и поддержкой.

Для повышения самооценки очень важно одобрение и похвалы окружающих. Поэтому найдите себе хобби или увлечение, в котором вы сможете добиться успеха, и не стесняйтесь эти успехи демонстрировать. Рисуйте, вяжите, вышивайте крестиком, собирайте картины из пластиковых пробок или фотографируйте необычные облака. И делитесь своими успехами, добивайтесь похвалы. Сейчас с развитием общения в социальных сетях это сделать совсем несложно.

Фото: Pexels

Кому-то достижение амбициозных целей может не принести радости, а для кого-то незначительные результаты становятся поводом для гордости. Разбираемся, как формируется самооценка и как она влияет на карьеру и личную жизнь

Что такое самооценка

Самооценка (англ. self-esteem) — это значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Существует общая самооценка, которая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. И частная самооценка, характеризующая отношение человека к различным сторонам своей личности, поступкам, успешности в отдельных видах деятельности. Например, человек считает себя психологически здоровой личностью — это общая самооценка; но при этом считает, что он плохо готовит или ему тяжело даются физические нагрузки — это частная самооценка.

Первым теорию самооценки представил американский психолог Уильям Джеймс в 1890 году. Он использовал простую формулу для определения самооценки, утверждая, что самооценка равна успеху, разделенному на наши цели, ценности и то, что мы думаем о своем потенциале. То есть, если наши фактические достижения невелики, а наш предполагаемый потенциал и цели высоки, мы считаем себя неудачниками. И наоборот, если наш успех превосходит ожидания, мы чувствуем себя прекрасно, и наша самооценка повышается.

В психологии самооценку характеризуют по уровню — высокая, средняя и низкая; реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); и устойчивости — стабильная и нестабильная.

Как формируется самооценка

Как говорят опрошенные РБК Трендами психологи, основы самооценки закладываются в детстве. По словам заведующего кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимира Шляпникова, основа базового отношения к себе — принимаю ли я себя таким, какой я есть, или нет — формируется в результате общения с родителями в детстве.

«Важную роль в формировании самооценки играет и школа. В отличие от родителей учителя выставляют нам первую социальную оценку. Она носит более дифференцированный характер и относится к конкретным видам деятельности и предметам», — говорит он.

Фото:Shutterstock

Во взрослом возрасте на самооценку в большей степени влияют:

  • социально-экономический статус (образование, доход, безработица);
  • проблемы со здоровьем, инвалидность;
  • социальные отношения;
  • образ мышления.

Обычно именно наш опыт формирует основу для общей самооценки. Например, те, кто постоянно получают чрезмерно критические оценки от семьи и друзей, скорее всего, будут иметь низкую самооценку. Те, кто испытывают то, что американский психолог Карл Роджерс называл «безусловным позитивным отношением», с большей вероятностью будут иметь здоровую, адекватную самооценку. Под адекватной или здоровой самооценкой психологи понимают соответствие восприятия человеком самого себя реальному положению дел.

Как самооценка влияет на человека

Много факторов влияет на самооценку и, вместе с этим, много на что влияет сама самооценка. Она воздействует на процесс принятия решения, наши отношения с окружающими, эмоциональное здоровье. Рассмотрим подробнее, как самооценка может влиять на личность в целом, на обучение и на построение карьеры.

На личность

Для человека самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию.

  • Регуляторная функция отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Это, в свою очередь, помогает человеку воспринимать собственный успех или неуспех, ставить дальнейшие цели.
  • Защитная функция обеспечивает относительную независимость личности, формирование собственного мнения, которое человек может высказывать и отстаивать в общении с другими людьми.

Как объясняет Владимир Шляпников, при здоровой самооценке человек адекватно оценивает свои возможности и ставит реальные цели. Например, если человек не является профессиональным спортсменом, но захочет принять участие в марафоне, он поймет, что ему для подготовки к забегу понадобится гораздо больше времени на подготовку, чем опытным атлетам; исходя из этого знания он примет решение, стоит ли ставить такую цель и как ее достигать. При этом, отмечает Шляпников, это не значит, что люди с адекватной самооценкой не могут ставить перед собой сложные цели — они должны это делать, и, как правило, люди с адекватной самооценкой достигают своих целей. «Такой человек добивается успеха и действует при этом на пределе своих возможностей, что позволяет ему развиваться как личности и профессионалу. При неадекватно завышенной самооценке человек неизбежно будет сталкиваться с неудачами. Ставя заведомо нерешаемую цель, человек вряд ли ее достигнет, как бы не старался. А сам процесс достижения цели может нести угрозу жизни и здоровью», — говорит он.

По словам эксперта, неадекватно заниженная самооценка плоха тем, что человек тоже не развивается. Он избегает риска, сложных задач, идет по пути наименьшего сопротивления, боится раскрыться в полной мере.

Фото:alpinabook.ru

На обучение

В подростковом возрасте самооценка ученика оказывает значительное влияние почти на все, что он делает в школе — как справляется с трудностями, как взаимодействует с другими людьми. И в детстве, и во взрослом возрасте низкая самооценка может снизить желание человека учиться, его способность сосредоточиться на процессе обучения. При этом из-за завышенной самооценки и внутренней позиции «я все знаю», у человека в принципе может пропасть желание учиться новому, а значит — развиваться.

На профессиональную сферу

О том, что самооценка может серьезно повлиять на профессиональную сферу человека, говорят опрошенные РБК Трендами эксперты. По словам гештальт-терапевта и консультанта онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk Валентина Оськина, заниженная самооценка мешает человеку работать, развиваться и иметь высокий доход.

Фото:Unsplash

Рассмотрим, как проявляется завышенная и заниженная самооценка и с какой самооценкой человек более эффективен — в личных целях и в работе.

Завышенная самооценка

У многих завышенная самооценка — на самом деле попытка компенсировать заниженную самооценку и низкую самоценность, говорит Валентин Оськин. То есть, объясняет он, человек внутри себя чувствует, что он «не очень», уверен в том, что у него ничего не получается и все валится из рук, но другим преподносит себя ровно наоборот — прекрасным и восхитительным, мастером и талантом. При этом он часто получает от людей восхищение и похвалу.

«Это восхищение и похвала не дает человеку падать обратно в свой личный ад, но действие этих внешних эмоций очень скоротечно, и вскоре человек снова будет ощущать себя никчемным и ни к чему не способным, даже если это не так», — говорит Оськин.

Другой вариант завышенной самооценки — когда человек в детстве получал только похвалу и никогда не получал адекватную критику, даже тогда, когда это было объективно необходимо, объясняет эксперт. При такой ситуации человек часто не может адекватно сравнить свои навыки с реальным положением дел. Обычно в этом случае человек чувствуют внутри себя большую уверенность и восхищение собой, воспринимая то, что он делает, как нечто очень хорошее, прекрасное и важное, хотя на деле же его результаты довольно посредственны, если не плохи.

Признаки

Человек с завышенной самооценкой может:

  • быть озабоченным поддержанием своего совершенства;
  • сосредоточиться на том, чтобы всегда быть правым;
  • верить, что он не может потерпеть неудачу;
  • полагать, что он более квалифицирован и лучше других;
  • выражать грандиозные идеи;
  • сильно переоценивать свои навыки и способности.

Низкая самооценка

Низкая самооценка может привести к различным расстройствам психического здоровья, включая тревожные и депрессивные расстройства. Более того, она увеличивает риск возникновения суицидальных мыслей.

Признаки

Человек с заниженной самооценкой может:

  • верить, что другие лучше него;
  • с трудом выражать свои потребности;
  • часто испытывать страх, неуверенность в себе и беспокойство;
  • испытывать сильный страх неудачи;
  • с трудом принимать положительные отзывы;
  • иметь проблемы с тем, чтобы сказать «нет» и установить личные границы.

Фото:«Альпина нон-фикшн»

Какой должна быть самооценка

Психологи утверждают, что для личности эффективным является достаточно высокая общая самооценка и адекватные частные самооценки разного уровня. То есть, человек в целом может считать себя хорошим человеком, но понимать свои слабые стороны. При этом Владимир Шляпников утверждает, что неадекватная самооценка — это не проблема, а симптом. Поэтому нужно корректировать не саму самооценку, а решать проблемы, которые на нее влияют. Говоря об общих способах повысить самооценку, психологи советуют минимизировать общение с людьми, которые принижают достижения человека; заботиться о себе, делать вещи, которые приносят радость; установить личные границы и следить за их соблюдением; чаще хвалить себя за даже небольшие достижения.

«Часто спрашивают, что лучше — заниженная или завышенная самооценка. Ответ простой — лучше всего адекватная, поскольку в предыдущих случаях она не соответствует реальности», — говорит Валентин Оськин. Эксперт дает пять советов, как воспитать адекватную самооценку:

  1. Хорошо понимать и соотносить свои реальные возможности, ограничения, навыки, умения и прочие качества с объективной реальностью. Например, если человек хочет повышения на работе, но должен обучится новым навыкам, применять их на практике, а не просить повышение, «просто потому что он хочет».
  2. Давать себе здоровую обратную связь о своей деятельности, учитывающую все стороны его деятельности, а не только позитивную или негативную. То есть не только хвалить себя, но и работать над своими ошибками.
  3. Принимать критику других людей, не делая ее частью своей личности. Если работнику сказали, что он плохо выполнил задание, человеку следует понимать, что речь идет исключительно об этом задании, и это не означает что он — плохой человек или работник.
  4. Адекватно воспринимать похвалу. «Человеку приятно и ценно мнение других людей, но это не должно влиять на то, как он сам относится к себе, и он не должен пытаться делать что-либо, чтобы похвалу заслужить: он и без других знает, что он хороший», — говорит эксперт.
  5. Отделять свою деятельность, ее процесс, результаты, и их качество от своей личности — человек всегда больше, чем результат его деятельности. «Проще говоря — если ты печешь блинчик, и он получается горелый, ты сам не становишься горелым блинчиком, твоя личность и опыт не сжимаются до горелого блинчика», — приводит пример Оськин.

Эксперты говорят, что стремиться к завышенной самооценке не стоит еще по одной причине. Дело в том, что достигнутый реальный успех человека с завышенной самооценкой будет выглядеть для него неполным. Вокруг нас есть примеры людей с деньгами, властью и впечатляющей карьерой, которые при этом не получают удовольствия от достигнутого.

Кроме того, в Сети есть множество тестов и методик на выявления уровня самооценки. Один из них — шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, которая считается классическим методом оценки уровня своей тревожности.

Специалисты утверждают, что большую часть времени наши мысли сосредоточены на себе. Что бы ни случалось в настоящий момент, все происходящее воспринимается через призму ощущений и роли здесь и сейчас. Прислушиваясь к реакции на те или иные замечания о наших поступках, мы создаем собственное представление и восприятие внутреннего «Я». Самооценка личности в психологии — это взгляд на самого себя, критика и принятие достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

адекватная оценка

Общее определение

Живя в социуме, каждый находится под его пристальным вниманием. Действия, манера говорить, внешний облик, успехи на профессиональном поприще — объект обсуждения нашего окружения. Нам важно, какими нас видят как близкие, так и посторонние люди. Кроме того, есть и внутренняя цензура. Иногда представление о себе искажено, а комментарии остальных лишь усугубляют дело. Это работает в обе стороны: можно заниматься самоуничижением или мнить о себе в разы больше, чем есть на самом деле. И то и другое нарушает гармонию принятия себя и всего, что нас окружает в повседневности. И иногда это требует корректировки со специалистом.

В повседневной реальности имеет значение комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных навыков, иными словами — то, что входит в понятие самооценки личности и оказывает влияние на нас. Насчитывают три вида.

Адекватная

Помогает людям воспринимать реальность и абсолютно трезво осознавать достоинства и недочеты. Они прекрасно осведомлены о своих возможностях и потребностях, а также без ложных иллюзий определяют свой внутренний потенциал. Для нее свойственны: спокойная реакция на критику, анализ чужих мнений, умение признавать ошибки и работать над ними. При этом мы можем наблюдать полный контроль и ответственность за все сделанное, без перекладывания этой миссии на других, не полагаясь на помощь извне.

Неадекватная

желание угождать

Удовлетворенность жизнью — залог нормального функционирования индивида во всех сферах: от общественных до собственного развития. Здесь очень важно гармоничное самоощущение и абсолютное принятие многогранности мира таким, какой он есть. Правильная самооценка личности и ее формирование — это непростой процесс, требующий определенных условий, которые улучшают качество жизни. Неадекватная же провоцирует агрессию, неврозы и саморазрушение. Мы постоянно корим себя за плохо сделанную работу, недостаточно привлекательную внешность, слабости, «скверный» характер. Это отравляет жизнь ー нашу и всех, кто находится рядом. Понимание этого угнетает еще сильнее.

Нередко встречается и противоположная история, в которой человек слишком увлечен собой. Уверенный в своей правоте и непогрешимости, он игнорирует мнение и реакции всех остальных. Самоуверенность и раздутое самомнение отталкивает людей, делают нас одинокими и неспособными на реализацию себя в семье, отношениях, дружбе. А без этого жизнь перестает быть полноценной.

Смешанная

Бывает так, что ты успешен в одной сфере и проседаешь в другой. Например, карьера идет в гору, а вот на личном фронте ー одни провалы. Мы как бы исключаем для себя счастье, убежденные в его недосягаемости. Карьера может говорить о всецелой уверенности и высоком самомнении, зато в общении вне работы налицо робость, угловатость и душевные переживания по поводу собственной несостоятельности. А еще часто на различных жизненных отрезках мы демонстрируем железобетонную самоуверенность и идем напролом или опускаем руки и даем волю слабости и комплексам.

Уровень

Оценка и самооценка личности оказывает сильнейшее влияние на все аспекты существования и зависит от степени любви, уважения самого себя, а также противопоставления другим. Различают четыре уровня.

Заниженная

слабая инициатива

Наблюдается у всех, кто ежедневно критикует себя по любому поводу. Недовольство своим существованием в мире бывает запредельным.

  • непрекращающееся самоедство;
  • гнет вины за все на свете;
  • неослабевающее желание угождать;
  • опасение совершить ошибку.

Важно: даже обладатели объективно хороших данных и высокого потенциала не в состоянии реализовать их перед страхом ошибиться.

Низкая

В этом случае особенности самооценки не дают признавать свои заслуги. Даже в случае успеха мы сомневаемся в результатах, умаляем свое участие в них.

  • бесконечные просьбы простить;
  • невротическая зацикленность на ошибках;
  • попытки оправдывать буквально за все и перед всеми;
  • слабая инициатива и ориентированность на поражение.

Наиболее сложное отношение к собственному «Я», блокирующее построение успешных взаимоотношений и достижение высоких результатов. При всем этом люди с низким (и заниженным) уровнем постоянно изнуряют и изводят себя маниакальным желанием сделать лучше. Вечное стремление к перфекционизму делает их настоящими невротиками.

Нормальная

Хорошая самооценка — это объективный подход к восприятию своих сильных и слабых сторон. Она ориентирует нас на любовь и самоуважение вне зависимости от любых обстоятельств.

Характерные черты и подход к жизненным ситуациям:

  • Брать на себя ответственность за решения и их последствия.
  • Спокойно высказывать свое мнение, но не навязывать его.
  • Справляться со стрессом без надрыва, с четким пониманием, что это временное явление.
  • Прислушиваться к конструктивной критике, но поступать исходя из собственных соображений.
  • Не строить иллюзий, но рассчитывать на закономерные результаты своих трудов.

Правильная оценка и самооценка человека — это возможность видеть свои плюсы и работать над реальными, а не надуманными недостатками.

Высокая, завышенная

Таких людей сразу видно: хотят быть в центре внимания и настойчиво доминируют над всеми. Воспевание собственных достоинств и полное игнорирование недостатков — самое яркое проявление такой личности.

  • неумение слушать;
  • эгоизм, нарциссизм и комплекс превосходства;
  • отказ от любой помощи;
  • блок на любую критику;
  • нежелание признать промахи;
  • убежденность в собственной правоте;
  • демонстративное поведение.

Все это скользкий путь к одиночеству, неспособности нормально функционировать внутри социума и своей семьи.

Функции самооценки

попытки оправдать

Адекватное самооценивание — это ключ к нормальному существованию, душевная гармония во всех проявлениях.

Оно несет ряд функций:

  • Адаптационнуюー комфорт в социуме.
  • Защитную — гарантия стабильности.
  • Корригирующую — самоконтроль.
  • Мотивирующую — достижения.
  • Отражающую ー сторонняя оценка.
  • Прогностическую — толчок к началу действий.
  • Развивающую — стимул быть лучше.
  • Регуляторную — возможность выбора.
  • Ретроспективную — умение сделать выводы.
  • Терминальную — шанс пресечь действие.
  • Эмоциональную — душевная гармония.

Отсутствие какого-либо пункта ведет к нарушению всей системы и привычных жизненных алгоритмов.

Факторы, влияющие на становление

Самооценка личности и ее формирование происходит под влиянием многих причин: от внешнего воздействия до душевного устройства и мировоззрения.

Социальные факторы

Это то, что оказывает влияние, независимо от выбора и желания. Яркий пример — восприятие поведения ребенка взрослыми. Основной фундамент оценивания закладывается именно в детстве.

  • несправедливые частые претензии;
  • гиперопека;
  • захваливание;
  • приведение в пример чужих успехов;
  • акцент на неудачах.

Перекос пунктов формирует у ребенка, веру в себя, на которую он попросту никак не влияет самостоятельно.

На зрелых людей социальные факторы также имеют огромное воздействие. В подавляющем большинстве, это суждение о нас со стороны. Особенная оглядка здесь на тех, в чей авторитет мы свято верим.

Личностные факторы

формирование веры в себя

Способы выражения эмоций, темперамент, черты характера — индивидуальные винтики самооценивания. Меланхолики и экстраверты все принимают ближе к сердцу, переживают по любым поводам. А вот флегматик-интроверт равнодушно реагирует на раздражители извне и попытки прокомментировать его поступки или высказывания.

Уровень притязаний

Хорошая оценка и самооценка взрослого человека — это залог гармонии и отсутствие самобичевания. Замечали, как близкие в плане образования и интеллекта люди достигают разных высот или не добиваются их вовсе? Это напрямую связано с анализом собственного «Я». Некоторые живут без ярких взлетов в карьере, громких перемен в жизни. Им даже может этого всего хотеться, но они заранее отказались от возможности что-то иметь. «Выше головы не прыгнешь», — частая фраза из уст таких людей. Но есть противоположность тех, кто хочет всего и много.

Вообще, чем выше уровень притязаний, тем грандиознее цели. В таких случаях мы считаем себя достойными больше того, что имеем в настоящее время и растем. А бывает и так, что без преувеличения гениальный ум и сверхспособности не находят реализации без веры в себя и попыток достичь вершин.

Насколько же мы зависимы от взлетов и неудач, от всего того, что образует самооценку личности! Когда задуманное упорно не получается, то память человека фиксирует фиаско. И тут два выхода: решать проблемы, пересмотрев подход и план действий, или пассивно ждать без веры в себя.

Как формируется

Самооценивание может меняться в зависимости от окружающих человека обстоятельств в разном возрасте. Рассмотрим ниже особенности детского, мужского и женского формирования.

Детская

гарантия стабильности

Ребенок не испытывает критики внешности. Все вокруг умиляются его шалостям. Ответственности за поступки малыш тоже не несет, ему не нужно оправдывать чьи-то ожидания.

С поступлением в школу все меняется. К родительским оценкам присоединяется мнение педагогов и буллинг от одноклассников, правила разных компаний, отметки, что оказывает колоссальное влияние на подростка. В старших классах добавляются переживания относительно внешности. Вера подростка в себя подвергается испытанию.

У избалованных родителями, любимчиков учителей и неформальных лидеров в классах появляется раздутое самомнение. Другие же могут превращаться в изгоев и забитых детей.

Психологи предупреждают о рисках и развитии неадекватной самооценки у старшеклассников. Самооценивание — это сложный процесс, на который в 12−17 лет влияют: гормональная перестройка, несчастная любовь, отметки, выбор профессии. В этот период визиты и помощь психолога показана всем.

Мужская

На веру мальчика в себя изначально влияет воспитание родителей, отношения со сверстниками, успеваемость в школе, внешность. Когда в какой-то области будущий мужчина не очень хорош, он переключается и реализуется в другом. Не дается русский язык и чтение трехтомников по литературе ー идет в футбольную секцию и выигрывает межшкольные чемпионаты.

Карьера, финансовое благополучие и статусность — вот что образует самооценку личности взрослого мужчины. У него множество путей для самореализации. Поэтому всего одна пятая часть мужчин испытывают муки заниженного самооценивания. У 40 процентов мужского населения на оптимальном уровне, и у стольких же она и вовсе завышена.

Женская

акцент на неудачах

В силу природы женщины более эмоциональны и бурно встречает любое изменение фигуры, колебания в личных отношениях, критику и многое другое. Интересно, что самооценивание девушек часто зависит от взаимоотношений с отцом. Если таковых не было, то здесь сильно воспитание мамы, а потом подруг и мужчин. Самооценка взрослого человека претерпевает изменения и зависит от множества событий и людей, появляющихся и исчезающих насовсем из нашей жизни. У женщин эта зависимость прослеживается ярко. Статистика говорит, что 75 процентов являются обладательницами заниженной веры в себя, 10 — завышенной и всего 15 — адекватной. Это объясняется повышенной требовательностью к себе и сильной чувствительностью к оценкам и взглядам окружающих.

Диагностика

Выше мы разобрались, что означает самооценка. Остается вопрос: как определить ее уровень и вид. На сегодняшний день существует немало методик. Наибольшей популярностью пользуется тестовый подход.

Дембо-Рубинштейн

Человеку предлагают отметить счастливую личность на начерченных шкалах: счастья, характера, ума и здоровья. Далее нужно показать себя. Все просто: под отметкой ставят себя те, у кого низкий уровень самооценивания; над ними — у кого завышенная; рядом — у кого адекватная.

Шкала Занга

Она представляет собой 20 утверждений. Исходя из состояния за последние дни, нужно дать односложные ответы: редко, иногда, часто. Далее психолог суммирует баллы и определяет уровень тревожности и веры в себя испытуемого.

Листы самооценки

Простой и эффективный способ наглядно проследить за тем, какого мы мнения о своих достижениях и промахах. Полезная самодиагностика по нескольким показателям производится по десятибалльной шкале.

Способы коррекции

скорректировать восприятие себя

Анализ внешности, речи, поступков, свершений и неудовлетворительных результатов — все это неизменно происходит в нашей голове, влияя на жизнь и ее качество. Специалисты уверены: пусть уж будет завышенный уровень оценки себя. Но и от нее хватает неприятностей. А вопрос здравого самовосприятия актуален всегда и везде: от коммуникации внутри семьи до карьерных побед на самых высоких уровнях.

Есть масса путей по коррекции самооценки:

  • Развиваться, осваивать новые навыки.
  • Учиться принимать похвалу, правильно реагировать на комплименты.
  • Составить список как положительных сторон, так и своих очевидных минусов, работать над ними и переписывать «улучшенный» список заново.
  • Разрешить себе ошибаться, перестать постоянно оправдываться и извиняться.
  • Хвалить себя за сделанное, в том числе — и за мелочи.
  • Читать книги профессиональных психологов (Брайан Трейси, М. Лабковский, Б. Литвак, П. Макги и многие другие).
  • Посетить групповой тренинг.
  • Поработать с психологом индивидуально по подобранной им методике.

Заключение

Углубляясь в разбор, что такое оценка и самооценка личности и ее формирование, становится очевидным, какое колоссальное воздействие она оказывает на всех вокруг каждую минуту. Самовосприятие — это синоним любви и нелюбви к себе, а также их закономерное следствие. Чем сильнее можете любить себя, тем более наполнено и качественно можно проводить каждый свой день. Для счастливого существования важно в первую очередь суметь договориться с собой, принять свои плюсы и работать над минусами — без самобичевания и упреков даже тогда, когда что-то сделал не так.

Нужно помнить, что адекватная самооценка — это развитие, полноценное проживание в любых условиях, продиктованных текущим моментом, а главное — шанс влиять на ситуацию. Это важно понимать родителям при воспитании малыша, чтобы заложить правильный фундамент. По мере взросления он укрепится, изменится, а иногда может дать трещину.

Взрослые люди понимают, когда что-то идет не так, уныние и негативное восприятие себя превалирует над хорошими впечатлениями и достижениями. Важно обратиться к специалистам, которые помогут вернуть веру и самоуважение. Эмоциональное здоровье нужно каждому. Так легче справляться с трудностями, выбирать только приятное общение, строить крепкие отношения, воспитывать психически здоровых детей, словом, создавать все то, из чего состоит самооценка личности. Вот такая простая и важная для каждого взаимосвязь.

Фото: «Самая обаятельная и привлекательная», 1985

В сложные периоды мы проводим много времени в диалогах с внутренним голосом, который часто обвиняет нас в наших проблемах. РБК Стиль разбирается, почему этот тон надо поменять на поддерживающий, а внутреннего критика — на внутреннего друга.

1. Замечайте хорошее

Ошибочная установка: «Тебе никогда не везет»
Правильная установка: «Посмотри, сколько хороших событий с тобой случилось»

Фразу «Тебе никогда не везет» хочется сказать себе после неожиданной неудачи, большого провала и личного краха, против которого предпринималось очень много усилий. В драматичном настроении, когда мы находимся в длительном стрессе и стараемся снизить ущерб, любое невезение воспринимается болезненно: все итак идет кувырком, еще и этого не хватало.

Вместо того, чтобы отрицательно медитировать на неуспех, можно вспомнить хорошие события за последние несколько месяцев или лет. Некоторые также пользуются практиками благодарности, чтобы не принимать как должное то, что с ними происходит каждый день: от доброго разговора по телефону до маленьких приятных случайностей.

Любая острая ситуация переключает внимание так, что мы, выстраивая цепочку негативных событий, перестаем видеть события позитивные. Сколько людей нам помогло, сколько вещей мы увидели и попробовали, что успели выучить, с кем подружиться, чего добились и как много заработали своим трудом. Не надо переключаться на хорошее и навязывать себе неестественный оптимизм в минуты гнева, скорби и отчаяния. При этом важно не выстраивать цепь жизненных событий как ряд вечных неудач и неминуемых расплат. Выйдя из состояния аффекта, подумайте, как ваше целеполагание, чужая помощь и счастливые случайности повлияли на вашу жизнь.

Чтобы повысить самооценку, старайтесь меньше акцентировать внимание на негативных событиях

2. Не бойтесь ошибок

Ошибочная установка: «Ты снова все сделал/а наперекосяк»
Правильная установка: «Сколько всего ты узнал/а и чему научился/ась»

С установкой «Ты все сделал не так» воспитываются многие люди, боящиеся делать ошибки и панически реагирующие на провалы. Чаще всего это связано с требовательностью родителей или других авторитетных взрослых: когда на тебя повышают голос, если ты недостаточно быстро реагируешь, неуклюже двигаешься, учишься делать что-то в первый раз или просто не выделяешься исключительным результатом.

Многие люди после такого воспитания вырастают в патологических искателей одобрения, другие мучаются от каждой промашки — как будто все рождаются со знанием, как надо поступать правильно, и исключительно назло ошибаются или поступают наперекор. Необязательно относиться к жизни как копилке знаний — в конце концов, не всегда содержимое этой копилки получается обналичить. В то же время любой путь и усилия связаны с новыми знаниями и умениями: как можно было поступить, какие были опции, кто мог предсказать неудачу.

Если задумываться о том, что приложенные старания необязательно принесут дивиденды, но решать задачи на самом деле интересно и важно в первую очередь для ощущения собственной цельности и личных знаний, даже совершенные ошибки не будут восприниматься фатально.

3. Подходите к проблемам объективно

Ошибочная установка: «Ты недостаточно стараешься»
Правильная установка: «Давай посмотрим, что нужно и можно сделать лучше»

Еще одна максималистская воспитательная формулировка, которая якобы стимулирует людей делать все лучше и выкладываться больше, а на самом деле формирует болезненное самолюбие и стремление угодить, а также мешает понять, ради чего, собственно, эти усилия прилагаются и что действительно важно.

Каждую неприятную ситуацию — от профессиональной провинности до личного конфликта — можно если не преодолеть, то хотя бы минимизировать последствия. Посмотреть на рабочий проект под другим углом, проконсультироваться с друзьями, найти людей с релевантным опытом, позвонить другу, извиниться, переделать что-то с учетом конструктивных комментариев.

Проанализируйте, насколько актуально менять и улучшать то, что уже сделано. Сколько у вас времени? Каких событий стоит дождаться, чтобы исправлять ошибки? За какие можно извиниться и сделать выводы? С точки зрения работы многие скажут: «Лучше сделать хоть как-то, чем не сделать, но идеально».

Для повышения самооценки откажитесь от установки «я недостаточно стараюсь»

4. Примите возможность неудачи

Ошибочная установка: «Во всех проблемах ты сам виноват / ты сама виновата»
Правильная установка: «Что-то происходит, потому что мы не можем на это влиять»

Расстроенный ум склонен преувеличивать роль случайного и незначительного и включать мелкие происшествия в цепочку несчастливых событий: скажем, хронических профессиональных неудач, болезненных расставаний, конфликтов с близкими, постоянных проблем с доходом.

Мы не будем отрицать понятие вины и автоматически заменять его ответственностью: и то, и другое существует в нашей жизни — иногда мы действительно обманываем чужое доверие и злоупотребляем слабостью других, иногда боимся взять на себя ответственность за поступки. Но существует также спектр условий, на которые мы не можем повлиять. Нет шансов застраховать себя от всех невзгод. Иногда нет сил подготовиться к трудным временам, а потом становится поздно. Какие-то несчастливые события и трагедии не вписываются в теорию справедливости. И важно разделить неминуемое от того, чего можно легко избежать, а также признать, что жить в соответствии с определенными ценностями — это отказывать себе во всем остальном.

Если вы рисковый человек, то рано или поздно за риск чисто статистически придется расплатиться — и это не вина, а последствия выбора. Если вы выбрали однозначным приоритетом работу, личная жизнь оказывается в тени сама собой. Но это не вопрос вины, а исключительно принятых решений, которые можно принимать и по-другому. А к личным и глобальным катастрофам не готов никто — и стрессоустойчивости во всем просто не бывает.

5. Не бойтесь просить помощи

Ошибочная установка: «Ты не справляешься, а пора бы»
Правильная установка: «Попросить помощи не стыдно, как и быть слабым»

Справляться со всеми проблемами самостоятельно — установка, которую на нас применяют слишком рано. Если воспитатели самоустраняются и блокируют возможность попросить у них помощи, у человека возникает иллюзия того, что он априори должен все знать и понимать, поэтому на помощь со стороны можно не рассчитывать. Отсюда отсутствие навыка прояснять непонятные моменты, когда они возникают, а не когда приходится сталкиваться с последствиями — например, проговаривать честные ожидания от отношений, общий бюджет, список обязанностей при приеме на работу, график уборки с соседями.

Часто нам не хватает навыков, чтобы быстро решить проблему, которую многие решают играючи — и нет ничего противоестественного и стыдного в том, чтобы сказать: «Я это не умею», «Я это делал несколько раз», «Помоги мне понять», когда возникают неясности и недосказанности. Самое важное в этой ситуации — союзники. В вашей проблеме не должно быть равнодушной пустоты. Если это партнерские отношения, то проблемы решаются вместе. Если рабочий проект, договоритесь о взаимопомощи. Если дружеская ситуация, не стесняйтесь откровенно обращаться за советами или просить помощи тогда, когда не понимаете, как поступить. У всех есть слабые места: можно держать лицо и действовать на ощупь в одиночестве, а можно договориться с окружающими о полезном взаимообмене, когда вы будете страховать друг друга.

Чтобы повысить самооценку, не бойтесь говорить «Я не умею»

6. Подумайте о себе

Ошибочная установка: «Тебя не любят, потому что ты не любишь себя»
Правильная установка: «Пора о себе позаботиться»

В формулировке, что любовь к себе — обязательное условие спокойных и уверенных отношений с миром, нет ничего опасного, если она не навешивает на человека груз ответственности за то, что до сих пор ему не удалось полюбить себя. Процесс примирения со своими недостатками может занять всю жизнь, и самое дурное, что можно сделать — вменить себе в вину то, что ты сам провоцируешь негативное отношение окружающих.

7. Не сравнивайте себя с другими

Ошибочная установка: «Ты хуже других»
Правильная установка: «Хуже и лучше не бывает, все разные»

Воспитание и социальные стандарты подводят людей к неминуемому ранжированию друг друга: по происхождению, доходам, внешности, социальному капиталу, достижениям — и все это важно для самооценки. Другое дело, что это создает ощущение беспрестанной гонки с другими за мнимые призы. Негативная самооценка и самопрезрение для многих — действенный кнут и негативная мотивация, подталкивающая к новым победам, но потом этот стимул перестает работать: сравнение себя с другими приводит к тому, что кругом все в чем-то лучше и талантливее.

Внутренний друг вместо внутреннего критика выберет другую формулировку: «хуже» и «лучше» на самом деле не бывает, однако мы действительно можем уступать другим по каким-то свойствам когнитивных способностей и количеству привилегий, а кого-то можем обгонять. Возможно, вам не довелось пользоваться своим абсолютным слухом, а он у вас есть. Или вы здоровы, а других людей с детства мучают хронические заболевания. Вам не дается долгосрочное планирование, зато вы не боитесь спонтанных решений. Легко учите языки, но плохо воспринимаете цифры. Быстро утомляетесь, но и быстро восстанавливаетесь. Не душа компании, но обладаете редкой усидчивостью.

Никакой случайный набор особенностей не делает нас плохими и хорошими, но, чтобы получать удовольствие от плодов своего труда и человеческого общения, лучше заниматься тем, к чему лежит душа, и окружать себя теми, с кем чувствуешь себя хорошо.

Также послушайте подкаст-медитацию «РБК Тренды» о том, как снова поверить в свои силы.

Читайте также: