Фундамент колонны на дворцовой площади

Обновлено: 17.05.2024

Александровскую колонну часто называют Александрийским столпом по стихотворению Александра Сергеевича Пушкина:
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа. "
Эти дерзкие строки Пушкин написал в позднем периоде своего блистательного творческого пути, в 1836 году. К тому времени Александр Сергеевич уже мог по праву так превозносить свои таланты. К самому памятнику поэт относился весьма критически, в 1834 году Пушкин специально уехал из Петербурга, не желая присутствовать при торжественном "освящении" колонны. Смелое произведение Пушкина было опубликовано в 1841 году, уже после смерти поэта, Жуковским, переделавшим стихотворение из опасения перед цензурой, чтобы иметь возможность опубликовать его. В частности, название "Александрийский" в стихотворении было заменено Жуковским на "Наполеонов" (имелась в виду Вандомская колонна).

Александровская колонна в Санкт-Петербурге была создана по проекту Огюста Монферрана по указу императора Николая I в честь победы его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Перед Монферраном была поставлена непростая задача - создать колонну, по величию превосходящую Вандомскую, воздвигнутую в Париже в честь побед Наполеона, образцом для которой послужила знаменитая колонна Траяна в Риме.

О знаменитой колонне Траяна я подробно рассказывала в своём фотоотчёте "Рим. Форум Траяна" . Колонна Траяна - лучшее произведение скульпторов Древнего Рима. Этот грандиозный памятник был возведён в 113 году нашей эры на форуме Траяна в честь побед императора над даками. Общая высота колонны Траяна - 38 метров.

Вандомская колонна была установлена на Вандомской площади Парижа по декрету Наполеона I в память побед, одержанных им в кампанию 1805 года. Возводилась Вандомская колонна с 25 августа 1806 года по 15 августа 1810 года. Статую Наполеона, венчающую колонну, неоднократно меняли. После победы Парижской Коммуны 18 мая 1871 года Вандомская колонна была повалена на землю при огромном стечении народа, Наполеон в очередной раз был повержен. Но после поражения Коммуны новое правительство подняло колонну, и водрузило на неё новую статую Наполеона I. О том, что почитание Наполеона во Франции благополучно пережило века, я рассказывала в своём фотоотчёте "На экскурсионном автобусе по Парижу" .

Если Вандомская колонна возведена по образу и подобию колонны Траяна, то Александровская колонна уникальна. Она изготовлена из целого гранитного монолита (Вандомская колонна и колонна Траяна изготовлены из каменных блоков и полые внутри) и держится за счет собственного веса благодаря гениальной планировке. Ствол Александровской колонны имеет коническую форму и установлен на массивном пьедестале, украшенном бронзовыми барельефами, которые в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии. В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг, шлемов и щитов, хранящихся в Оружейной палате в Москве, в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку.
Монферрану удалось возвести в Санкт-Петербурге Александрийский столп, превосходивший парижскую Вандомскую колонну Наполеона. Высота Александровской колонны - 47,5 метров, что на три метра превышает высоту Вандомской колонны.

У Монферрана, наверняка, были свои "счёты" с Наполеоном - в молодости архитектор, сразу после поступления в парижскую Королевскую школу архитектуры, был призван в 1806 году в наполеоновскую гвардию, где в боях получил ранения в голову и бедро. После лечения Монферран оставил армию в звании сержанта и вернулся в Париж в 1807 году продолжать обучение.
В послевоенной Франции, получивший блестящее образование Монферран не мог найти применение своим талантам. Воспользовавшись приездом в Париж российского императора Александра I, в апреле 1814 года Монферран преподнёс монарху свой "Альбом разных архитектурных проекто в, посвящённых Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I " . Российского императора заинтересовали идеи Монферрана, и французскому архитектору предложили приехать в Россию. Монферран прибыл в Петербург 16 июля 1816 года, и сразу приступил к реализации своих творческих планов. Самой известной его работой в Санкт-Петербурге стало возведение Исаакиевского собора. Но пока строился собор, Монферран параллельно занимался и другими проектами, в частности, готовился к воплощению идеи по возведению "Колонны в честь всеобщего мира", которая реализовалась в создании Александровской колонны.

Александровская колонна в лесах. Гагарин Григорий Григорьевич. 1832-1833 годы. Акварель из собрания Государственного Эрмитажа

Александровская колонна в лесах. Гагарин Григорий Григорьевич. 1832-1833 годы. Акварель из собрания Государственного Эрмитажа

Подготовительные работы по возведению Александровской колонны начались с обработки гранитного монолита, выбранного Монферраном в Выборгской губернии, в Пютерлакской каменоломне (современная деревня Пютерлахти в Финляндии).

Монолит для основной части колонны был отсечён от скалы и с помощью рычагов перемещён на упругую подстилку из елового лапника, толщиной в 4 метра. Вес гранитного монолита значительно превосходил своими размерами будущую колонну. Окончательный вес главной части колонны после отсечения всего лишнего составил 613 тонн.

После отделения заготовки колонны, из этой же скалы каменотёсы вырубили камни для фундамента памятника и большой камень под пьедестал колонны весом около 25 тыс. пудов (более 400 тонн).

Для транспортировки основной части колонны в Санкт-Петербург был сконструирован специальный бот-баржа, получивший имя "Святой Николай", грузоподъёмностью до 65 тысяч пудов. Для выполнения погрузочных работ были сооружёны пристань и мол. Погрузка колонны на бот производилась с деревянной платформы на конце мола, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, а оттуда - к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие основной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года.

Заранее, ещё в 1829 году в Санкт-Петербурге была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра Дворцовой площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный "материк" (подпочвенный пласт земли). В декабре 1829 года в утверждённом месте был выкопан глубокий котлован под фундамент из гранитных блоков полуметровой толщины. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года.
После закладки фундамента, на него был водружён громадный пьедестал колонны - монолит, весом в четыреста тонн. Монферран писал в воспоминаниях, что "камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано . с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор" . Поскольку работы по установке пьедестала производились в зимние месяцы, Монферран велел смешать цемент с водкой и прибавить десятую часть мыла для облегчения передвижения огромного камня.

К июлю 1832 года пьедестал уже был готов к установке колонны. Для подъёма колонны использовалась система, разработанная генерал-лейтенантом Бетанкуром для установки колонн Исаакиевского собора.

День торжественного подъёма колонны был назначен на 30 августа 1832 года. Посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, окна и крыша здания Главного штаба также были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит под одобрительные приветствия собравшихся. Сам государь, очень довольный благополучным завершением установки колонны произнёс:
"Монферран, Вы себя обессмертили!"
За свой труд Монферран был щедро вознаграждён, он получил за возведение Александровской колонны орден Святого Владимира III степени и 100 тысяч рублей серебром.

Александровская колонна стала самым высоким монументом в мире, выполненным из цельного гранита и самым тяжёлым монолитом, установленным вертикально.

После установки колонны на её пьедестале были закреплены барельефные плиты, а на вершине колонны, на высоком цилиндрическом постаменте с надписью " Сим победиши!", была установлена скульптура Ангела с крестом работы Бориса Орловского. Правую руку Ангел возносит к небу, левой держит крест, которым попирает змея. Ангел символизирует мир, который принесла Европе Россия, одержав победу над Наполеоном. Фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона, венчающую французский памятник.
Отделка памятника длилась два года.
Торжественное открытие монумента состоялось 30 августа 1834 года и ознаменовало окончание работ по оформлению Дворцовой площади. На церемонии присутствовали государь, царское семейство, дипломатический корпус, стотысячное русское войско и представители русской армии. Оно сопровождалось торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклонённые войска и сам император.

Вид Санкт-Петербурга зимой. Адмиралтейский проспект к Дворцовой площади. Большая Катальная горка. Гравюра. Беггров Карл Петрович. 1836 год

Вид Санкт-Петербурга зимой. Адмиралтейский проспект к Дворцовой площади. Большая Катальная горка. Гравюра. Беггров Карл Петрович. 1836 год

Александровскую колонну можно увидеть на многих картинах акварелистов XIX века.

Карл Петрович Беггров, например, изобразил Александровскую колонну на гравюре в разгар зимних праздников, во время которых на Адмиралтейском проспекте в 1836 году устроили Катальную горку.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Александровская колонна или Александрийский столп С-Петербурга (история, строительство, легенды)

А лександровский столп (Александринский) - памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов.
Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела (похожего внешне на императора Александра), выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столп

Александрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита.

Александровская колонна

Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону (она есть ТУТ)


Начну с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

""В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда". ".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор. "


Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух – кажется что колонна покачивается.

Это настоящее произведение искусства.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напоминает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.


Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра. Картина находится в Михайловском замке

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I - Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу".

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С колонной связано много баек и легенд ))) истории о том, как её случайно раскопали строители во главе с Монферраном или версии об инопланетянах с Альфа-Центавра я сразу опущу. под плинтус. Этого добра будет достаточно в комментах )))

лександрийский столп

А вот занятные байки мне кажется будут интересны - занятные лохотроны прошлого.

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так ))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать.

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лаконичная надпись: "Юрий Гагарин! Ура!"

Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.

Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.

Проект колонны был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном (он же автор и строитель Исаакиевского собора). В 1829 году проект был одобрен императором Николаем I, причем колонна по проекту превышала высоту Вандомскую, построенную в Париже в честь побед Наполеона Бонапарта, что было немаловажно. Николай I хотел воздвигнуть этот памятник в память о победе его старшего брата, Александра I, над Наполеоном. Строительство длилось с 1829 по 1834 гг.

Для монолита из гранита была использована скала в Финляндии, вблизи деревни Пютерлахти. Длю будущей колонны был отсечена и опрокинута часть скалы в форме призмы, сильно превосходившая по размерам будущую колонну. Другая же часть скалы была разрублена на громадные куски, которые нужны были для фундамента, вес которых достигал четырехсот тонн. Специальными суднами эти громадины был вывезен водным путем в Санкт-Петербург. Что же касается монолита, "будущей колонны", русский инженер Константин Глазырин сконструировал и построил бот, одномачтовое судно, грузоподъемность которого достигала 1,1 тыс. тонн. Летом 1832 года основная часть будущей колонны с помощью баржи, которую буксировали два парохода, прибыла в Петербург.

Тем временем на Дворцовой площади под основание было забито 1250 сосновых свай длиной более шести метров на глубину четырех метров. Фундамент будущего памятника был сооружен из привезенных гранитных блоков. В центр фундамента была заложена шкатулка из бронзы с монетами внутри, которые были отчеканены в честь победы в войне 1812 года. По мнению современников, когда на фундамент ставили громадный четырехтонный монолит, служивший основанием колонны, "так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар ".

Литография «Подъём Александровской колонны в 1832 году».Бишебуа Луи Пьер Альфонс, Байо Адольф Жан Батист

Литография «Подъём Александровской колонны в 1832 году».Бишебуа Луи Пьер Альфонс, Байо Адольф Жан Батист

После всех подготовительных работ оставалась самая сложная - установка самой колонны. На базе разработок знаменитого испанского ученого,архитектора и генерал-лейтенанта на службе в Российской империи, Августина Бетанкура, использованных при установке колонн Исаакиевского собора, для этого была создана оригинальная подъемная систему. Она состояла из строительных лесов высотой в 47 метров, 60 кабестанов ( механизмы для передвижения грузов на основе вертикального вала и цепей,канатов) и системы блоков. 30 августа 1832 года было назначено днём торжественного поднятия колонны. В этот день вся площадь была переполнена людьми, присутствовала императорская семья. Для поднятия монолита было использовано две тысячи солдат и 400 рабочих. Сам процесс занял чуть менее двух часов. После этого император сказал французскому архитектору: " Montferrand, vous vous êtes immortalisé! ", то есть "Монферран, вы себя обессмертили!".

История строительства и возведения колонны на Дворцовой площади Петербурга (Александрийского столпа) стала образчиком даже не искажения истории, а издевательства над ней, как над наукой. Несуразность и недостоверность изложения «вырубки» колонны и её пьедестала в Пютерлакской каменоломне за Выборгом (ныне Финляндия) уже мало кто не воспринимает. Что же такое скрывали Романовы, если это побоялись раскрыть даже «борцы с царским режимом», – большевики?

Александровская колонна – действительно Петербургское чудо, возвышающееся над площадью на высоту 47,5 метров и завершённое фигурой ангела с античным профилем. Его правая рука, взметнувшаяся вверх, явно осталась не удел. А судя по змее под ногами, куда он и смотрит, ангел прежде сжимал ею копьё. Вот потому и латинский крест в левой руке (получается, ангел – левша?) приставлен к фигуре в неуклюжей попытке создать новую композицию. И если держала бы фигура крест, то - двумя руками, без указания правым перстом то ли в небо, то ли на крест.

Подобно и бронзовые барельефы квадрата пьедестала вовсе не отлиты вновь, а доработаны и переделаны с античных отливок. Лицевой барельеф с надписью «Александру I благодарная Россия», разумеется, должен был быть над фигурой царя. Но, лицо античного героя, видимо, на него никак не походило. А потому, на всех барельефах его заменили пустым шлемом, как якобы «точной копией образцов доспехов из Оружейной палаты».

Скульптура ангела на вершине колонны - явная архитектурная эклектика, указывающая на доработку и самой колонны, а не создания её с нуля.

Скульптура ангела на вершине колонны - явная архитектурная эклектика, указывающая на доработку и самой колонны, а не создания её с нуля.

Античные доспехи и античные римские фигуры для событий войны 1812-го года (лишь двухсотлетней давности)?! И если ангел, венчающий монумент, и барельефы пьедестала явно переделаны с античных образцов, то это же самое следовало ждать и от самого памятника. Вот потому лишь для видимости Николаем I в 1829-м году был объявлен «конкурс» на создание монумента его брату-победителю в войне 1812-го.

Но - не над Наполеоном, а над восточной, антиримской частью России (над Московской Тартарией), о чём говорит и название у Пушкина колонны Наполеоновым столпом (см.1). И это не Вандомская колонна в Париже в честь Наполеона, поскольку так никогда не называлась, будучи ниже и, конечно, неизвестной для массового русского читателя. А вот величание её Пушкиным ещё и Александрийским столпом не только однозначно говорит о двух названиях одной и той же колонны, но и прозрачно намекает на античность её и всего города.

Явно античного вида барельефы пьедестала колонны, частично сохранившиеся с прежнего монумента. Колонна - Александру I, а барельефы - образцам антично-римских доспехов и античным образам.

Явно античного вида барельефы пьедестала колонны, частично сохранившиеся с прежнего монумента. Колонна - Александру I, а барельефы - образцам антично-римских доспехов и античным образам.

О. Монферран, воздвигший «Петербургское чудо», вовсе не победил в «конкурсе» своим образцом монумента. Ведь ему «недвусмысленно указали на колонну», как на форму памятника, причём - с «узкими рамками проекта» (см.2). А это значит, что колонна, подобно и его Исаакиевскому собору (см.3), уже была, но требовала восстановления и доработки. Вот потому Монферран и был назначен именно «строителем» колонны (см. 2) или архитектором её восстановления .

Не афишируется, что архитектурный руководитель реконструкции Дворцовой площади в 1978 году А. Чернов утверждал о закопанной на ней (ближе к району Малого Эрмитажа) второй такой же колонны (см. 4). Получается, что ранее закопана была и стоящая колонна. Как раз это подтверждает рисунок М.И. Махаева от 1750-го года.

М.И. Махаев, 1750 год. Зимний дворец Елизаветы Петровны с «луговой» стороны (со стороны будущей Дворцовой площади). Слева на луговой топи - затопленный пьедестал колонны Петрополиса, ставшей Александровским столпом.

М.И. Махаев, 1750 год. Зимний дворец Елизаветы Петровны с «луговой» стороны (со стороны будущей Дворцовой площади). Слева на луговой топи - затопленный пьедестал колонны Петрополиса, ставшей Александровским столпом.

Посреди огороженной территории перед зимним дворцом – некое сооружение со ступенями с четырёх сторон, окружённое скульптурами. К фонтану, например, незачем делать ступени. Потому — это и есть пьедестал колонны. Ступени приподняли над трясиной «луга», а вот окружённый ими пьедестал явно погрузился в зыбкую насыпь от движения земных пластов верхнего античного Петрополиса (см. 5). И несомненно, что рядом с пьедесталом погрузилась в топь и упавшая с него (из-за движения верхних массивов) колонна.

Именно её и решено было поднять и восстановить, но уже в 19-м веке, когда устоялась петербургская почва и полностью осели массивы верхнего города – предшественника Петербурга и третьего (а в реальности начального) Рима. Сообщается, что Монферран взял за образец восстановления монумент Траяна в итальянском Риме. А у него – полый пьедестал и литая (но не составная, как иногда говорится) колонна с винтовой лестницей внутри.

Наверху колонны императора Траяна выполнена смотровая площадка, поскольку внутри неё находится винтовая лестница. Такая же площадка (но, понятно, без ограждения) и на Александровской колонне справа, означая, что она так же полая и там была предусмотрена лестница. Монферран по слухам потому предлагал "выдолбить" и в ней лестницу, Видны следы замазки уступов на Александровской колонне спиральными линиями.

Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832 год. На картине зима 1832-го года. Колонна облицовывается после её установки. Леса вокруг колонны стоят на временном кирпичном каркасе. Колонна стоит не по центру каркаса, означая, что перед подъёмом она лежала с правой свободной стороны.

Наверху колонны императора Траяна выполнена смотровая площадка, поскольку внутри неё находится винтовая лестница. Такая же площадка (но, понятно, без ограждения) и на Александровской колонне справа, означая, что она так же полая и там была предусмотрена лестница. Монферран по слухам потому предлагал "выдолбить" и в ней лестницу, Видны следы замазки уступов на Александровской колонне спиральными линиями.

Вот потому такими же полыми внутри была и откопанная затем будущая Александровская колонна, и её сохранённый пьедестал. Иными словами, они были не из цельного гранита, а отлиты (как и колонны «Исаакия») из искусственного (а, может, и из расплавленного натурального) гранита. Именно этим и объясняется, что Монферрану столь удачно провёл операции по их подъёму и установке (они не были столь тяжелы, как считается). Интересно посмотреть на приведённый ниже план перемещения пьедестала.

Он озаглавлен (в переводе с французского) именно « возвратом гранитного камня цоколя» внутри кирпичного каркаса, сделанного для дальнейшего подъёма лежащей рядом колонны и для её оформления. Это также подтверждает, что пьедестал раскопали и отодвинули при помощи лебёдок, когда нашли уже ближе к арке Главного штаба «походящий (более-менее твёрдый) «песчаный материк» (см. 2). Затем туда забили более тысячи деревянных свай, обнаружив 99 старых от прежней (античной) установки. Перед этим же из Пютерлакской каменоломни доставили камень под пьедестал , установив его на сваи.

Вид работ в Пютерлакской каменоломне. Литография Бишбуа и Ватто по рисунку О. Монферрана. 1836 г. (Wikimedia Commons)
Литография
Подъем Александровской колонны, 1832. Художник: Александр Гаврилович Денисов (1811—1834), источники: artmeteo.ru (Wikimedia Commons)
Александровская колонна в лесах 1832 - 1833 гг. Автор: Grigory Grigorievich Gagarin (Wikimedia Commons)
Парад при открытии Александровской Колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра (Wikimedia Commons)
Рубль с портретом Александра I в честь открытия Александровской колонны 1834 года. Автор скана: Pianist (Wikimedia Commons)
Пьедестал колонны, лицевая сторона (обращённая к Зимнему Дворцу). Автор фото: Steven Pavlov (Wikimedia Commons)
Скульптура ангела на цилиндрическом пьедестале. Автор фото: Ant at Russian Wikipedia
Санкт-Петербург. Дворцовая площадь, Александровская колонна. Цветная фотолитография XIX века (1890—1900). Автор: неизв. (Wikimedia Commons)
Вид с южной стороны. Автор фото: en:User:Leonard G. (Wikimedia Commons)
Реставрация Александровской колонны в 2002 году. Автор фото: неизв. (Wikimedia Commons)
Картина
Колонна Траяна в Риме — прообраз Александровской колонны. Автор фото: sonofgroucho (Wikimedia Commons)
Вандомская колонна в Париже — памятник Наполеону. Автор фото: User:Popolon (Wikimedia Commons)

Санкт-Петербург – город с уникальной архитектурой и множеством памятников-шедевров. Но одно зодческое произведение до сих пор считается для него знаковым и не перестает вдохновлять деятелей искусства. Речь идет о памятнике венценосному Александру I , созданному архитектором-французом Огюстом Монферраном, и украшающем Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге. Построен он был по указанию императора Николая I и вначале был задуман автором в виде обелиска. Не получив одобрения с царской стороны, а лишь указания выполнить монолит, превосходящий по высоте известные колонны, Монферран приступил к работе. Так, в 1829 году был утвержден проект Александровской колонны.

Поначалу центр Дворцовой площади должен был венчать памятник основателю Северной столицы работы Растрелли, но осуществить свой замысел архитектор не успел. Затем еще один великий зодчий Карл РОсси планировал украсить площадь обелиском – и вновь планы изменили свой ход. Во время правления Александра I возникла идея увековечить победу русских войск над французами – сей монумент должен был прославлять русского вседержителя. «Народ помнит, значит, уже признателен», – посчитал отличавшийся скромностью Александр, а потому идею не поддержал. Рождение проекта отложилось до времен Николая I . Место для Александровской колонны было исторически определено.

Хотите крепости цемента? Добавьте в него… водку!

Итак, все решено, и наиболее важную работу – сооружение фундамента – передают под ответственность молодого купца Василия Яковлева. Вместе с выгодным контрактом 20-летний техник-самоучка взял на себя обязательство в случае провала безвозмездно N -ное количество раз отбивать и доставлять в Петербург камень.

Сам монолит высекали в 1830-31 гг. Перерыв на зиму предусмотрен не был: полгода в тяжелейших условиях камень обтесывали 250 человек.

Укрепляя основание, подрядчики обнаружили сваи, «дожидавшиеся» своего часа еще с 1760 г. Дабы укрепить полуметровые гранитные блоки, потребовалось ни много ни мало – 1101 свая. Дело было в конце года: лютовали сильные морозы, и для лучшего схватывания Монферран в цементный раствор добавлял «народное горячительное» – водку. А в центр фундамента заложили ценную основу – шкатулку с монетами, напоминающую потомкам о победе в Отечественной войне 1812 года. Свой добавок к драгоценностям внес и Монферран – платиновую медаль с изображением колонны и датой ее постройки (1830 г.), ну и, естественно, закладную доску.

Спустя год, при установке постамента, Николай I одобрил увенчание столь значимого труда еще одной бронзовой закладной доской и медалью за взятие Варшавы. Все это поместили в основание колонны.

600 тонн за считанные минуты: Гиннес нервно курит в сторонке

Для ее транспортировки было задействовано 600 солдат, впоследствии после удачной перевозки драгоценного груза, граф Юлий ЛИтта был представлен к ордену святого Владимира.

Подъем 600-тонного монолита стал настолько уникальным явлением в мировой инженерии, что Монферрану пришлось разработать специальную инструкцию. Строительные леса занимали почти всю Дворцовую площадь, а в работах задействовали множество технических приспособлений и порядка 2 тысяч людей. Эта инструкция была настолько детальной, а механизм – продуманным, что вся операция по подъему Александровской колонны осуществилась в рекордные сроки – за 100 минут.

В наши дни установка Александровской колонны однозначно заняла бы страницы Книги рекордов Гиннеса, да и 30 августа 1834 года на сие чудо пришло посмотреть до 10 тысяч человек, среди которых были и иностранные гости. На специальном помосте были выделены 4 тысячи мест для VIP -персон: императорской семьи, представителей Высочайшего двора, дипломатического корпуса, Государственного совета и Сената, свиты, а также гвардейских генералов и кадетов.

Победа, Мудрость, Милосердие, Справедливость и Изобилие в одной колонне

Позже, еще два года уйдет на шлифовку, полировку монолита, а также на украшение пьедестала. В то время было принято, дабы подобные сооружения увенчивал крест либо фигура ангела. Считалось, что тогда архитектурное решение не идет вразрез с модой. Поначалу Монферран так и предполагал – увенчать вершину колонны крестом, но в процессе работы выбор пал на ангела, и Николай I повелел придать фигуре лик покойного Александра.

Постамент же украсили барельефами: со стороны здания Главного штаба Победа занята важным делом – заносит в Книгу Истории памятные даты, а барельеф со стороны Зимнего Дворца украшают две крылатые фигуры. Остальные стороны венчают фигуры Мудрости, Милосердия, Справедливости и Изобилия.

Остается удивляться точному расчету великого архитектора, создавшего уникальный монумент, ведь колонна не имеет абсолютно никаких укреплений. Прочно стоять на земле Александровской колонне помогает собственный вес и точный расчет мастера. «Особые приметы» самой высокой в мире колонны достойны восхищения: при высоте самого памятника в 47,5 м и гранитного монолита в 25,6 м вес достигает 704 тонн.

Упадет – не упадет… Будет конец света или не будет?

Долгое время Петербургом гуляли легенды об истинном предназначении колонны: якобы изначально ее собирались использовать при строительстве храма. А получив большую, нежели необходимо, длину монолита, «переадресовали» для Дворцовой площади. Все это домыслы, так как колонну высекали по специально заказанному проекту.

После возведения горожане боялись прогуливаться вблизи Александровской колонны – ожидали ее внезапного падения.

Не обошлось в истории монумента и без мистики. Некая таинственная буква «N», в свете фонарей проявляющаяся на колонне, якобы предзнаменовала смену правления. Заканчивался 1889 год – ничего не предвещало перемен. Как часто бывает, все оказалось намного проще: буква являлась всего лишь отражением части надписи на стеклах фонарей.

Еще одна мистическая история относится уже к советскому периоду: посчитав фигуру ангела неподходящей для главной площади, было принято решение укрыть его от глаз людских. Несколько раз зависал над «небесным помощником» воздушный шар, но порывы ветра не давали ни малейшего шанса выполнить задуманное. Среди аналогичных нелепиц числятся попытки замены ангела на бюст Ленина, а позже – Сталина. К счастью, крылатый оборонец не стал жертвой столь печальных планов.

Послесловие…

Свершив великие дела, многие мастера желают остаться в тени… Так и Монферран всячески пытался найти предлог для отказа в участии церемонии открытия колонны – усталость, мол, и все такое прочее. Благо, император настоял на желании лично созерцать главного архитектора. Ведь заслужил-таки Огюст благодарственные слова о своем детище, о памятнике, по сути, собственному гению, творению, попавшему в список мировых достижений того времени…

Читайте также: