Фундамент храма христа спасителя

Обновлено: 14.05.2024



Там, где сейчас стоит кафедральный собор Русской православной церкви Храм Христа Спасителя на Волхонке, всего лишь 25 лет назад находился большой бассейн. Даже не просто большой — огромный, самый большой в СССР. Его закрыли как раз в этих числах, в середине сентября в 1994 году, прежде чем соорудить на его месте храм.

Храм Христа Спасителя.

Алексеевский монастырь. Картина Карла Рабуса, 1838.

И если постройки тогда действительно снесли, то Храм Христа Спасителя простоял вплоть до 1931 года. В этом году Политбюро постановило снести храм и вместо него возвести еще более внушительный по размеру Дворец Советов. Планировалось, что это будет самое огромное здание не только в Москве, но и вообще в мире.

Проект Дворца Советов.

5 декабря 1931 года храм и правда взорвали. Взрыв был такой силы, что его ощущали на себе за несколько кварталов вокруг. Полтора года разбирали завалы. Облицовка храма впоследствии пошла для оформления отделки здания Совета труда и обороны, в котором сегодня располагается Госдума, а также для облицовки метрополитена.

Храм в 1902 году.

Разрушение храма, 1931 год.

Затем началось строительство амбициозного Дворца Советов, но дальше фундамента процесс не пошел — из-за начала Великой Отечественной войны стройку пришлось заморозить. В таком виде это место оставалось до самого конца войны, и после еще 15 лет, пока наконец Никита Хрущев не распорядился из неприглядной стройки в самом центре города устроить бассейн — котлован всё равно очень часто наполнялся водой из-за дождей и талого снега, так что такая идея была вполне логичной.

Бассейн Москва.

Так, в 1958 году началось строительство огромного круглогодичного открытого бассейна. Его архитекторами стали сразу три специалиста — Д.Чечулин, В. Лукьянов и Н.Молоков. Они не стали разрушать уже построенный фундамент, а вписали бассейн внутрь бетонного кольца, который должен был быть основанием Большого зала дворца. Именно поэтому вместо стандартного и привычного прямоугольного бассейна Москва могла похвастаться совершенно необычным сооружением.

Вид на бассейн сверху.

Бассейн получился огромным. В него вмещалось 25 тысяч кубометров воды. В день в нем могло искупаться порядка 20 тысяч посетителей, а за год их число доходило до трех миллионов. Считается, что за первые десять лет бассейн «Москва» — а именно так назвали это сооружение — посетило около 24 миллионов человек.

Бассейн Москва зимой.

Самый большой бассейн в СССР.

Отношение к бассейну было разным. Кто-то радовался, так как попасть в другие два бассейна из-за их большой популярности получалось не всегда. Кто-то возмущался, что на месте храма теперь плавают полуголые люди. Среди народа можно было услышать ироническое выражение «Сперва был храм, потом — хлам, а теперь — срам». В 1980-х разговоры о том, чтобы восстановить храм стали слышаться чаще, и к концу десятилетия даже появилось общественное движение за восстановление храма Христа Спасителя.

Круглый бассейн.

Бассейн проработал вплоть до 1990-го года. С распадом СССР поддерживать работу такого огромного сооружение стало слишком дорого — и бассейн закрыли на три года. В 1994 году постройки стали разбирать, и уже на Рождество 1995 года заложили фундамент нового храма.

Храм Христа Спасителя.

В этот раз люди стали протестовать уже против снова бассейна. В мае 1994 года в пустом бассейне художники Андрей Великанов и Марат Ким устроили художественную акцию против его сноса. К ним присоединилось немало представителей общественности и деятелей культуры. Но так же, как некогда не желавшие сноса храма, не желавшие расставаться с бассейном ничего не добились — к 1999 году новый храм уже был полностью возведен.

Новый храм.

На сегодняшний день храм Христа Спасителя является самым большим собором Русской православной церкви — в нем может помещаться до 10 тысяч человек одновременно. Он выше Исаакиевского соборы и внешне похож на тот храм, который стоял здесь в начале прошлого века, однако не является его точной копией.

Храм в центре Москвы.

О том, каким планировался быть Дворец Советов, а также о других амбициозных архитектурных планах СССР вы можете прочитать в нашей статье "Москва могла быть другой".

Открытка начала XX века с изображением улицы Волхонки.

130 лет назад, 7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя.

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.

Снос памятника Александру III на площади у Храма Христа Спасителя

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500‑летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100‑летие Отечественной войны 1812 года, 300‑летие Дома Романовых.
В августе 1917 года в Храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного собора, на котором после 200‑летнего перерыва был избран патриарх Тихон, ныне причисленный Русской православной церковью к лику святых.
В феврале 1918 года для предотвращения закрытия храма было создано Братство Храма Христа Спасителя, фактически содержавшее храм. В 1922‑1923 годах храм был захвачен обновленцами, а в 1931 году закрыт.

Снятие колоколов с Храма Христа Спасителя. 1930 г.

По решению советского правительства 5 декабря 1931 года храм был взорван. Сохранилась часть наружных белокаменных барельефов, позже вмонтированных в стену Донского монастыря.

Фрагменты горельефа Храма Христа Спасителя, разрушенного в 1931 году, хранящиеся в Донском монастыре

На месте храма предполагалось построить грандиозное сооружение социалистической эпохи — Дворец советов. Великая Отечественная война (1941‑1945) не позволила осуществить эти планы. После войны фундамент недостроенного здания использовали для устройства открытого плавательного бассейна "Москва" (1960‑1994).

25 декабря 1812 года российский император Александр I обнародовал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя». В первом конкурсе проектов храма Христа, объявленном в 1813 году, участвовали многие маститые профессиональные зодчие — А. Воронихин, Д. Кваренги, А. Михайлов, А. Стасов, А. Мельников. Но Александр в 1817 году выбрал проект дилетанта — 30-летнего живописца Карла (Александра) Витберга, недавно закончившего петербургскую Академию художеств. Два года, уединившись во временном московском жилище, Витберг самостоятельно изучал руководства по архитектуре и создавал свой проект.

История строительства Храма Христа Спасителя. Москва, История, Архитектура, Храм Христа спасителя, Длиннопост

Витберг создал проект, выдержанный в традиционных классических архитектурных формах, но наполнил его совершенно новым для своего времени содержанием. Он понимал, что создает небывалое. Колоссальный (около 230 метров в высоту; длина нижней колоннады равнялась 640 метрам) храм, стоя на Воробьевых горах, должен был господствовать над всем городом.

В 1817 году императорская фамилия и весь двор на несколько месяцев переехали в Москву, чтобы принять участие в торжественной закладке храма Христа Спасителя на Воробьевых горах. Она состоялась 12 октября 1817 года, в пятую годовщину ухода наполеоновской армии из Москвы. 12 октября церковь празднует день Иерусалимской иконы Богоматери. Это не случайное совпадение; судя по свидетельствам современников, строительством храма Христа Москва сознательно уподоблялась Иерусалиму, а сам храм — Иерусалимскому храму.

Храм Витберга, будь он построен, превысил бы самую большую из египетских пирамид. Постройка, однако, продвигалась крайне медленно. К строительству, по обычаям того времени, было приписано 4000 крепостных крестьян, которые из-за плохих условий жилья и питания умирали, как на строительстве петровского Петербурга. Витберг, никогда не занимавшийся архитектурной практикой, был совершенно неприспособлен к хозяйственной и административной организации большой стройки и контролю за работами и расходами (в те времена это входило в обязанности архитектора).

В августе 1825 года архитектор обращался к императору с просьбой оказать ему содействие в борьбе с казнокрадством на стройке. После смерти Александра I в ноябре 1825 года ход строительства стала расследовать специальная комиссия. Злоупотребления, сопровождавшие большое строительство, свалили на Витберга. Н.В. Берг, казначей комиссии по сооружению храма, вспоминал: «Витберга окружила толпа плутов, людей, принимающих Россию — за аферу, службу — за выгодную сделку, место — за счастливый случай нажиться. Не трудно было понять, что они под ногами Витберга выкопают яму».

История строительства Храма Христа Спасителя. Москва, История, Архитектура, Храм Христа спасителя, Длиннопост

Николай I не отказался от обета своего старшего брата Александра и принял на себя его исполнение. Сначала строительство намеревались продолжать на Воробьевых горах, отодвинув храм от «слабого» берега. В 1831 году проектирование храма было поручено придворному архитектору Константину Тону. Николай I самолично определил место храма — устье ручья Черторыя на Пречистенской набережной, территория древнего Алексеевского монастыря.

Если сравнить замыслы Витберга и Тона, становится очевидным, что идеей первого проекта было создание небывалого христианского храма, а идеей второго — создание храма национального, русского. Храм Витберга пробуждал религиозное чувство и благоговение, демонстрируя торжество духа христианства. Храм Тона скорее иллюстрировал их, демонстрируя торжество Православия.

Проект Тона, как и все зрелое творчество этого зодчего, стал архитектурным выражением поиска русским обществом XIX века «национальной идеи» и «национального стиля». С именем Тона в истории отечественной архитектуры связано возникновение стиля «русского», или «русско-византийского».

Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1839 года (год 25-летия взятия Парижа русскими войсками). Утвержденную смету для первоначальных работ (более 1400 тысяч рублей) Тону удалось даже сократить на 150 тысяч. Во избежание повторения витберговской истории государем был утвержден новый порядок контроля за строительством, который делал руководство стройкой коллективным.

История строительства Храма Христа Спасителя. Москва, История, Архитектура, Храм Христа спасителя, Длиннопост

Строительство храма, которое велось и на казенные средства, и на народные пожертвования, затянулось на десятки лет. Работы не прекращались ни на один день, но объем их оказался колоссальным, а финансирование не всегда было бесперебойным. В 1849 году был сооружен свод большого купола — это был самый крупный купол России. К 1853 году закончилась кладка кирпичных стен, куполов и наружная облицовка здания. К 1857-му смонтировали металлические части кровли и куполов. В 1860 году все внешние отделочные работы были закончены, и с храма сняли наружные леса. Тогда же начаты росписи и отделка интерьеров — она продолжалась до 1883 года. Одновременно в 1877—1880 годах строилась гранитная набережная, благоустраивалась площадь вокруг храма. Освящен он был 26 мая 1883 года. Строительство храма, таким образом, продолжалось при четырех императорах. Оно обошлось в 15 миллионов 123 тысячи 163 рубля 89 копеек.

Весной 1880 года к подножию уже построенного храма принесли носилки с 86-летним стариком. Он си-лился встать, чтобы взойти в храм, но так и не смог. Это было последнее свидание Константина Тона с главным храмом своей жизни. Архитектор умер в 1881 году, так и не дожив до освящения храма Христа Спасителя.

Освящение храма 26 мая 1883 года было приурочено к коронации императора Александра III и стало грандиозным торжественным праздником. Царь и наследник престола прошли в алтарь, где высшее духовенство совершило сопутствовавшие ритуалу освящения таинства и молебны. Затем крестный ход обошел вокруг храма под звон всех московских колоколов и залпы орудийных салютов. Дожившие до этого дня ветераны кампании 1812 года были удостоены беседы с императором.

История строительства Храма Христа Спасителя. Москва, История, Архитектура, Храм Христа спасителя, Длиннопост

Самым удачным в храме Христа Спасителя было, пожалуй, его чрезвычайно выигрышное местоположение — близ Кремля, на изгибе Москвы-реки. Храм стал главным акцентом многих архитектурных видов города, его монументальное величие было подчеркнуто рельефом местности и небольшими размерами окружающей городской застройки. С его постройкой в Москве появился храм, которого, пожалуй до того в ней не было — городской собор (не по официальному статусу, а по значению для горожан), отделенный от резиденции власти, всегда доступный, стоящий на площади в гуще жилых кварталов. Такой тип собора более характерен для городов Европы, нежели для старинных русских городов, где главный собор обычно стоит в кремле или в крепости. Не случайно площадь храма Христа Спасителя москвичи полюбили: она, подобно площадям у городских соборов Европы, всегда была заполнена народом, здесь отдыхали на скамейках и ступенях, назначали свидания, гуляли с детьми.

В 1901 году при соборе был учрежден собственный хор, считавшийся в Москве одним из лучших. Среди регентов соборного хора были композиторы А.А. Архангельский и П.Г. Чесноков, в храме исполнялись произведения известного церковного композитора того времени АД Кастальского. Между прочим, знаменитый руководитель ансамбля песни и пляски Советской армии, композитор и дирижер А.А. Александров начинал свою музыкальную деятельность в начале ХХ века как регент хора храма Христа Спасителя.

Храм, без сомнения, стал одним из символов Москвы, неотделимых, казалось, от ее образа. И в этом должное храму отдавали даже искусствоведы, невысоко оценивавшие его архитектурные качества. Показательно мнение (1926) ДД Иванова, директора Оружейной палаты 1920-х годов: «При всей монотонности и казенности храма Христа Спасителя, в его постройке есть какой-то элемент вечности, он так подходит к окружающему, что не только не тревожит глаз, но даже является необходимым дополнением, в особенности он дает тот мазок золота, который необходим для того, чтобы художественно оформить пейзаж Москвы».

Высота собора равнялась 103 метрам. На позолоту глав понадобилось 25 пудов 31 фунт золота, еще 721 фунт ушел на храмовую утварь. Рассчитан собор был на 7200 человек, но помещалось в нем около 10 тысяч. Фундаменты собора доходили местами в глубину до 40 метров. Он был сложен из 40 миллионов кирпичей. Толщина стен составляла три с лишним метра. Все строительные материалы, кроме нескольких редких видов мрамора, были отечественного происхождения.

Вид на ночную Москву с крыши Дома на набережной

Ровно 80 лет назад, 5 декабря 1931 г., по распоряжению Иосифа Сталина был взорван храм Христа Спасителя в Москве.

Главный храм Русской православной церкви ‑ храм Христа Спасителя ‑ был построен как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. Торжественное освящение храма состоялось 26 мая 1883 года, в день праздника Вознесения Господня.

После Октябрьской революции 1917 года новой властью был взят курс на идейную борьбу с религией и церковью. После издания декрета советской власти "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" в 1920‑е гг. в России закрывались сотни храмов и монастырей. Cоветское руководство приняло решение о сносе храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов.

Первое предложение воздвигнуть "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" на месте "дворцов банкиров, помещиков и царей" внес Сергей Киров на I съезде советских депутатов в 1922 г. В 1924 г. после смерти Ленина (21 января) Леонид Красин предложил увековечить имя вождя в архитектурных памятниках на всем пространстве советской России. Эти предложения подхватил выпускник ВХУТЕМАС (Высшие художественно‑технические мастерские) Виктор Балихин, предложив соорудить грандиозное здание, которое должно было стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и СССР. Этот дворец должен был располагаться на высокой точке местности Москвы, чтобы его можно было бы увидеть издалека, – на месте храма Христа Спасителя.

В 1931 г. на заседании правительства по личному распоряжению Иосифа Сталина было решено снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте "главного здания страны" – Дворца Советов.

В мае 1933 г. постановлением совета строительства Дворца Советов был принят проект архитектора Бориса Иофана, по которому храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная огромной статуей Ленина, указывающего путь к светлому будущему. Дворец советов планировался как самое высокое здание не только в Москве, но и во всем мире – его высота должна была составить 415 м.

В 1932 г., в год 120‑летия Отечественной войны 1812–1814 гг., исполнялось 15 лет Октябрьской революции и 10 лет создания СССР. Советское руководство хотело отметить оба этих события началом сооружения грандиозного монумента.

В 1931 г. начала действовать комиссия по выявлению ценностей в храме Христа Спасителя, после месяца работы которой был составлен список памятников, подлежащих сохранению. Небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи, все остальное погибло.

В августе 1931 г. территорию, прилегающую к храму, обнесли забором, а осенью разборка здания пошла полным ходом. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Также был сброшен крест с купола храма, который не упал вниз, а застрял в арматуре. Когда поняли, что разобрать здание до основания не получилось, было принято решение храм взорвать.

После первого взрыва храм устоял, поэтому были заложены новые заряды и прогремели новые взрывы. 5 декабря 1931 г. в 12 часов дня храм Христа Спасителя был уничтожен.

Мрамором из храма Христа Спасителя выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный Ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

Но грандиозный дворец так и не был построен на святом месте. Для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось около полутора лет, поэтому строительство дворца было начато в 1937 г. К 1939 г. была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. На том все и остановилось – началась Великая Отечественная война.

В сентябре‑октябре 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 г. стальные конструкции дворца были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге для снабжения северным углем центральных районов страны.

В 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма. В 1960 г. здесь был построен открытый бассейн "Москва".
Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: "Сперва был Храм, потом – хлам, а теперь – срам".

В конце 1980‑х гг. возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание храма Христа Спасителя.

В 1989 г. было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя в точном соответствии с тем, каким он был построен в XIX веке. В 1990 г. с востока от бассейна был установлен закладной камень. В 1994 г. началась разборка бассейна "Москва", и уже через три месяца, 7 января 1995 г., был заложен первый камень в фундамент возрождаемого храма.

В декабре 2000 г. все работы по внешней и внутренней отделке были полностью завершены. Новый храм отличался от прежнего расширенным цокольным этажом, в котором разместились музей храма, зал Церковных Соборов, церковь Преображения, зал совещания Священного Синода, Трапезные палаты и различные технические службы. В возрожденном храме Христа Спасителя присутствовали и некоторые старые части – мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты главного иконостаса.

Воссозданный заново храм Христа Спасителя может вместить 10 тысяч молящихся. Общая площадь строения составила 34 135 квадратных метров. Высота сводов храма превысила 103 метра, высота иконостаса ‑ 27 м. Храм был расписан известными живописцами. Орнаментальная и сюжетная иконопись заняла свыше 22 тысяч квадратных метров.

31 декабря 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение храма. 19 августа 2000 г., в День Преображения Господня, состоялось Великое освящение возрожденного храма Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя — это большой Кафедральный собор, историческая, культурная и духовная значимость которого очень высока. Это одновременно и памятник павшим в Отечественной войне 1812 года, и благодарность людей Богу за защиту России. Сегодня храм находится в ведении РПЦ, здесь проводятся Архиерейские соборы и другие важные мероприятия.

История

Первые попытки строительства храма Христа Спасителя были предприняты еще при императоре Александре I в. честь победы России над армией Наполеона. Николай I, сменивший Александра I на престоле, в 1832 году пригласил для работ над храмом другого архитектора — Константина Тона, который занимался изучением и применением традиций древнерусского зодчества. Храм решили поставить на месте бывшего Алексеевского женского монастыря, откуда он был бы виден с любой точки Москвы, к тому же, соседство с Кремлем подчеркивало бы глубокую связь храма Христа Спасителя с русской историей и культурой. Храм строился почти 40 лет: с 1839 по 1883 год.

Храм Христа Спасителя в Москве

Наконец, 26 мая 1883 года он был освящен в присутствии Александра III и императорской семьи. Вместимость храма составляла до 7200 человек. Фасады храма были оформлены мраморными горельефами работы скульпторов Иванова, Логиновского и Рамазанова, входные двери собора выполнили из бронзы, интерьер собора украшали росписи и каменная отделка (лабрадор, порфир, мрамор). Над украшением храма работали известные русские художники: В. Верещагин, В. Суриков, И. Крамской и другие виднейшие представители академической школы живописи.

Сооружение опоясывала галерея, ставшая первым музеем войны 1812 года: на её стенах находились мраморные доски с летописями Отечественной войны.

Храм Христа Спасителя просуществовал 48 лет.

Решением советской власти в 1931 году стало уничтожение храма и расширение близлежащей территории для нужд государства. Вместо храма Христа Спасителя планировалось возведение Дворца Советов — утопического проекта самого высокого в мире здания с вращающимся памятником В. И. Ленину на крыше. Однако снести храма Христа Спасителя оказалось не так просто: только два взрыва смогли его, наконец, уничтожить.

Сохранившиеся элементы белокаменного декора после взрыва были вмонтированы в стену Донского монастыря.

Поборов грунтовые воды, строители завершили фундамент Дворца Советов и начали возведение каркаса, однако дефицит стройматериалов во время Великой Отечественной войны скорректировал планы. Фундамент здания использовали для строительства круглогодичного плавательного бассейна «Москва», который стал одним из крупнейших в мире бассейнов под открытым небом. Несмотря на неоднозначную реакцию общественности, бассейн был уникален с точки зрения инженерной конструкции и просуществовал с 1960 по 1994 год, и был закрыт только в связи с экономическими затруднениями в стране.

Храм Христа Спасителя в Москве

Идея восстановления храма Христа Спасителя на его историческом месте возникла еще 1980-х годах. К работе над проектом были привлечены реставраторы, однако окончательный вариант внешнего декора храма принадлежит Зурабу Церетели, выполнившему бронзовые медальоны для кокошников.

Строительство и отделочные работы были символично завершены к 2000 году — наступлению нового тысячелетия. Сегодня храм является крупнейшим в России, он вмещает в себя 10000 человек.

Святыни и иконы храма Христа Спасителя

Храм очень значим для православных христиан и является объектом паломничества.

Его внутреннее убранство, изобилующее сусальным золотом, мрамором, порфиром и лабрадором, гармонирует с величием экстерьера. На стенах галереи, расположенной по периметру здания, представлена военная история русского могущества: на мраморных досках сохранены для потомков значительные сражения, в которых принимала участие наша армия, имена полководцев, офицеров и простых солдат, воевавших во славу Родины.

По высоте внутренние помещения храма достигают 79 метров, а удивительный иконостас, расположенный на одной оси с главным входом, представляет собой восьмигранную часовню из белого мрамора. Ее вершину венчает золотой шатер.

Время от времени в храме Христа Спасителя выставляются православные реликвии из различных святых мест (Пояс Пресвятой, Богородицы, крест апостола Андрея, Дары волхвов, мощи святителя Николая).

Храм Христа Спасителя в Москве

Постоянно в храме находятся:

Мощи святителя Филарета Московского. Святой, прославившийся благодаря деятельности пастыря и богословским трудам, запомнился современникам христианским благородством. Его речи и помыслы были искренними, а отношение к миру — смиренным. Митрополит Филарет, стоявший во главе Русской Православной церкви в течение 46 лет, был одним из наиболее образованных иерархов. Благодаря ему Ветхий и Новый завет были переведены на русский язык, а при Московской епархии появилось несколько новых женских монастырей. Святитель милостив и щедр и сейчас, после смерти. У его чудотворных мощей, помещенных в Храм Христа Спасителя в 2004 году, просят помощи и получают ее.

Частица ризы Иисуса Христа. Ключарь Храма Христа Спасителя уверен, что небольшой фрагмент хитона, полученного одним из воинов — свидетелей распятия Сына Божьего, является главной святыней обители. Он хранится в особом аналое, расположенном отдельно от других реликвий. 23 июля, во время Праздника положения Ризы Господней, сокровище, обнаруженное среди экспонатов Ярославского музея-заповедника в 2002 году и переданное Храму Христа Спасителя в 2007 году, выносят к прихожанам.

Частица ризы Богородицы. Хитон Девы Марии, завещанный ею перед Успением ее прислужницам-вдовицам, долгое время хранился на Святой земле. В V веке реликвия была хитростью похищена и перевезена в Константинополь, где не раз творила чудеса. Фрагмент, ставший одной из наиболее значимых святынь Храма Христа Спасителя, был подарен РПЦ Кремлевским музеем в 2008 году. Для ризы также создан отдельный аналой, дающий верующим возможность помолиться и попросить о помощи.

Гвоздь Христа-Спасителя. Подлинный кусок железа, пригвоздивший Иисуса к кресту, попал в Россию в XVII веке. Наряду с другими святынями, он долго хранился в Кремлевском музее и лишь недавно стал достоянием церкви. Его длина составляет 14,5 см, а вес — чуть больше 80 граммов.

Также в храме хранятся чудотворные иконы, многие другие святыни и лики, творящие чудеса. Среди них пять старинных икон, изображающих Святителей Московских, образ защитницы от бедствий, злых людей и катастроф — Смоленской Божьей Матери, чтимый лик Николая-Чудотворца и древний Спас Нерукотворный. В Храме периодически «гостят» и святыни Афона.

Храм Христа Спасителя в Москве

Расписание богослужений в храме Христа Спасителя в Москве

Богослужения в храме Христа Спасителя проходят по расписанию, с которым вы можете ознакомиться на официальном сайте. Летом с пиком наплыва туристов будничные службы переносятся в храм «Державной» иконы Божией матери, в выходные проходят в храме Христа Спасителя. Однако перед посещением службы в этот храме лучше уточнить актуальную ситуацию на сайте.

Музей в храме

На нижнем ярусе храма находится площадка «Центр искусств. Москва», где проводятся выставки, лекции и концерты.

Зал Церковных Соборов

Это один из самых известных и значимых залов для проведения подобных мероприятий. Он открылся в 2008 году и является частью восстановленного храма Христа Спасителя. Зал способен вместить до 1250 посетителей. Его украшают фрески и мозаичные панно, потолок — звездное небо, а в центре находится композиция, показывающая сошествие Святого Духа на апостолов — важное событие, описанное в Новом Завете. По обе стороны от нее размещаются мозаики, изображающие два Града — «Град Небесный» и «Град Земной». Украшением четырех круглых колонн служат портреты известных людей Земли Русской — святых, государственных деятелей, воинов Господних. Помимо роскошного внутреннего убранства, зал отличают удобные кресла и отличное техническое обеспечение. Необычное устройство, в котором зрительный зал не отделен от фойе, создает особую акустику и приятную прохладу. В фойе, любимом уголке гостей, находится зимний сад, полный цветов и дивных растений, маленьких водопадов и скульптур, изображающих фантастических зверей.

В Зале Церковных Соборов регулярно проводятся всевозможные культурные программы — концерты церковных хоров и духовной музыки, детские праздники, фестивали, собрания и конференции. На мероприятия лучше приходить заранее, чтобы избежать очередей на входе и в гардеробе.

Храм Христа Спасителя в Москве

Смотровая в храме Христа Спасителя

Еще в дореволюционные времена обзорная площадка в храме Христа Спасителя была одной из самой высоких в Москве. Отсюда было снято много известных исторических фотографий города. С новой смотровой восстановленного храма, возвышающейся на 40-метровой высоте и представляющей собой 4 площадки между храмовыми колокольнями, объединенными воедино, можно рассмотреть все важные строения как советского, так и современного периода. Отсюда видно, как росла и менялась Москва, как живописны Патриарший и Большой Каменный мосты, Кремлевская набережная и Москва-река.

Посещение смотровой площадки часто совмещают с экскурсией по храму. Подъем наверх проводится в сопровождении экскурсовода, можно присоединиться к любой из групп по расписанию. Осмотр длится 30 минут, стоимость составляет 400 рублей. Обратите внимание, что подниматься туда придется пешком. За безопасность волноваться не стоит, смотровая площадка огорожена балюстрадой с кованой решеткой.

Экскурсии

Все экскурсии по храму Христа Спасителя проводятся для посетителей только в составе экскурсионных групп. Группы формируются в туристических фирмах при покупке соответствующего билета. Для индивидуальных посетителей экскурсии не проводятся.

Группам туристов доступны не только внутренние посещения, но и смотровая площадка храма Христа Спасителя.

Стоимость экскурсий в 2022 году

Обзорная экскурсия по комплексу Храма Христа Спасителя длится 1 час 10 минут. В цену билета для граждан РФ входит посещение Верхнего и Нижнего храм, Зала церковных соборов, смотровой площадки

Читайте также: