Фундамент это для детей

Обновлено: 02.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого

Статья. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Понятия «нравственный» и «духовный» определяются следующим образом:
Духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека.
Нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей, конкретные факты из жизни старших членов семьи. Поэтому, для высоких результатов воспитания духовной личности, педагогами дошкольных учреждений планируется разнообразная работа с родителями: беседы, консультации, совместная подготовка и участие на детских праздниках и развлечениях и т.д.

В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль в этом принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.

Семья и семейные ценности -это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека.

Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос.Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций?

ВложениеРазмер
semya-statya.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

Семья –это фундамент жизненного пути ребенка.

Что такое для человека семья? Слово, которое понятно всем. Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья – это тыл и фундамент, на котором строится вся жизнь. Все мы рождаемся в семье, а вырастая, создаем свою собственную. Так устроен человек.

Семьи бывают разные: веселые и счастливые, строгие и консервативные, несчастные и неполные. Почему так? Разные семьи имеют разные характеры, как люди. Если человек, как личность, определяет свою жизнь, исходя из своих жизненных приоритетов, то и семья, как комплекс, состоящий из отдельных личностей, взаимосвязанных между собой родственными и эмоциональными отношениями, строит свое настоящее и будущее, основываясь на собственных ценностях.

Семья и семейные ценности – это важнейший фундамент, на котором строится жизнь любого человека. Формирование личности начинается именно в семье: семейные ценности прививают нужные навыки для гармоничного развития целостной натуры.

Что важнее всего в семье? Очень трудно однозначно ответить на этот вопрос. Любовь? Взаимопонимание? Забота и участие? А может быть самоотверженность и трудолюбие? Или строгое соблюдение семейных традиций?

Семья и семейные ценности всегда неразрывно связаны между собой и друг без друга не существуют. Если семья отсутствует, то семейные ценности автоматически теряют свое значение. Ни одни узаконенные отношения между мужчиной и женщиной не существуют и никогда не существовали без основополагающих принципов. Именно благодаря им на протяжении многих лет супругам удается сохранить духовное здоровье, единство и целостность. На заботе и любви строятся традиционные семейные ценности.

Изменение и развитие общества, новые взгляды соответственно формируют и новое понимание семейных ценностей. Сегодня нравственные приоритеты родителей и детей значительно разнятся. У детей отношение к данному понятию обладает более прогрессивным, но жестким характером. Такая тенденция наблюдается ввиду того, что каждое последующее молодое поколение берет от предыдущего только самое необходимое, привносит в него собственные, актуальные в настоящее время, семейные обычаи и традиции. Безусловно, такие понятия, как доверие, любовь, взаимопомощь, уважение и доброта, остаются основополагающими и для человека 21-го века. Но, как ни печально, они подвергаются давлению со стороны самых разных факторов, которые обусловлены проблемами общества.

Согласно результатам социологических опросов, семейные национальные традиции и обычаи у молодежи стоят не на первом и даже не на втором местах. Их обогнали образование, карьера, взаимоотношения с друзьями, пристрастия. Чтобы сохранились традиционные семейные ценности, примеры для подрастающего поколения в первую очередь должны приводиться из личного жизненного опыта. И даже если кто-то вырос далеко не в такой благополучной среде и не смог впитать с воспитанием истинное любящее родственное отношение, необходимо постараться уже в осознанном возрасте наверстать упущенное и через отношение к ближнему постараться сделать этот мир лучше и светлее. Это под силу каждому.

Как воспитываются семейные ценности? Сегодня взаимодействия между близкими людьми могут условно подразделяться на современные и традиционные, и они иногда конфликтуют между собой. У каждого человека есть свое индивидуальное понятие о том, как сохранить отношения и брак. Чему-то в этом вопросе научили родители, что-то удалось уяснить из собственного жизненного опыта. Когда только сформировалась молодая семья, супруги не всегда задумываются о том, что значит чтить мнение партнера, считаться с его личным пространством. Нередко они сразу начинают ожидать друг от друга только хорошего и считают, что это хорошее должен создавать именно партнер. На этом этапе следует понять, что ответственность за гармоничный союз лежит как на мужчине, так и на женщине в равной степени. Здесь каждый, занимая свою позицию, согласно половой принадлежности, должен оберегать и культивировать все то, что в силах сделать брак удачным, а будущих детей - счастливыми. Идеалом можно не быть, но стараться нужно. В любой период взаимоотношений (неважно, это пара, прожившая в браке много лет, или молодая семья) необходимо заниматься самовоспитанием, работать над собой. Любые проблемы можно научиться решать мирно, что и станет началом пути к взаимному счастью. В результате в скором времени у супругов жизнь преобразится в лучшую сторону, наладится или трансформируется общение. Именно так, преодолевая сложности, и формируется настоящая семья, и семейные традиции становятся священными и уважаемыми среди всех сородичей.

Дети – цветы жизни. Ни в коем случае не стоит забывать и о самых маленьких. Детям в первую очередь нужен в семье мир и благополучие, ведь они являются самым незащищенным и уязвимым родовым звеном. К ним необходимо проявлять благосклонность и на собственном примере показывать, как важна семья, разъяснять, почему необходимо чтить традиции. Такое морально-нравственное воспитание не будет напрасным.

Из-за информационного дефицита и из-за навязываемых обществом новых ценностей денег и статуса, дети отодвинули самые дорогие и необходимые составляющие своей нормальной жизни на второй план. Формирование у детей правильного понятия о жизни, об этических нормах станет залогом их счастливой семейной жизни в будущем. Разобраться малышам и подросткам в данной теме также помогают и школьные учреждения. В последнее время все чаще стал проводиться классный час, на котором семейные ценности являются главной темой для бесед. Это большой шаг вперед, так как правильное развитие самосознания ребенка поможет ему найти и свое место в жизни.

Семья – это первая школа жизни для нового, только что появившегося на свет человечка, это среда, в которой он учится использовать свои способности, чтобы понять внешний мир и справится с его непредсказуемыми подарками. Все, что вы узнали из вашей семьи, становится вашей системой ценностей, на основе которых формируются ваши действия. Счастливая, радостная семейная жизнь – не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выборе. Создание семьи – ответственный поступок, который потребует много времени, затрат, сил, энергии. Но это достойное дело, это наше главное дело жизни. Хочется, чтобы наши поступки были достойны уважения.

Список использованной литературы:

2.Горбунова Л.П. Наш семейный очаг /Л.П.Горбунова //Читаем, учимся, играем.-2010 -№2. С.89-93

3.Леонова С. Мой дом – моя крепость /С.Леонова // Классное руководство и воспитание школьников. Газета Изд.дома «Первое сентября». -2001. -№14.-с.20-21

4.Поликарпова В. «Единство помыслов и дел» / В.Поликарпова// Управление школой. Газета. Изд.дома «Первое сентября».-2011. - № 6.-с.26-34

6. Урбанович Л. Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье./Л.Урбанович// Воспитание школьников. -2008.-№1. –с.45-49

Занятие ведется от первого лица ( строителя который не знает в чём его ошибка).

Конспект созданный на базе конспекта : "На чём стоит дом" ( программа : От Фрёбеля до робота. растим будующих инженеров), переделан и адаптирован под себя.

ВложениеРазмер
konspekt_frebel.docx 17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «На чем стоит дом» для старшей группы

Разработан воспитателем ГБДОУ№30 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Кобзаревой Д.И

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку 3 поросенка. Обращается с вопросом: Ребята почему у 2х поросят дом разрушился от сильного ветра, а у Наф Нафа устоял?

(Ответы детей) В конце беседы воспитатель говорит, что дети назвали все правильно. У Наф Нафа дом был сделан из кирпича, а это крепкий материал. Но это не все есть еще один секрет, а которым мы сейчас с вами поговорим.

Ребята смотрите кто-то пытается связаться с нами по видеосвязи. Давайте ответим (Ответы детей)

Ура я дозвонился. Это детский сад? (Ответы детей) Меня зовут Сан Саныч и я строитель. У меня случилась беда. Я строил дом и вдруг он рухнул. Я не понимаю почему. Вроде бы я всё делал правильно: Стены, пол, двери, окна и крышу всё всё поставил, а он раз и рухнул. Я подошел к прорабу за помощью, а он меня отправил в детский сад. Вот я и решил позвонить. Может вы мне поможете разобраться, что я делаю не так?

Очень вовремя вы нам дозвонились, ведь мы как раз говорим о том, как сделать дом надежным. Ребята давайте поможем Сан Санычу и вместе с ним разберемся что он сделал не так.

Помните я вам в самом начале говорила, что у Наф Нафа был секрет о том почему его дом был таким надежным? Хотите его узнать? (Ответы детей) Тогда я сейчас вам его расскажу.

Когда кто-то начинает строить дом, первым делом заливается фундамент. Как вы думаете, что такое фундамент? (Ответы детей)

Фундамент — это основание здание, которое распределяет все нагрузки. Т.е. это то с чего начинается дом.

Чтобы построить фундамент надо выкопать котлован (это такая яма, куда потом заливается фундамент) Как вы думаете с помощью чего строители копают котлован? (Ответы детей)

Правильно с помощью экскаватора.

Фундамент бывает нескольких видов, а, чтобы познакомится с ними поближе нам надо перейти в научный центр. Но для того чтобы нам туда попасть нам надо выполнить задание.

Молодцы мы с вами выполнили задание и оказал в научном центе. Давайте подойдем к столу с номером 1.

Но прежде, чем мы посмотрим, что же тут спрятано давайте обсудим технику безопасности поведения в научном центре. Как вы думаете, что нельзя делать в научном центре? (Ответы детей) Если дети затрудняются вспомнить все правила, воспитатель помогает им. Вместе они приходят к мысли, что в научном центре нельзя кричать, бегать, толкаться, брать что-то без разрешения, пробовать что-то на вкус,

Ничего ломать. Молодцы. Раз технику безопасности мы с вами обсудили мы можем начинать, но перед тем, как покажу что тут я вам предлагают опустить руку в мешочек и достать оттуда любой кирпичик они нам. Ну вот теперь можно начинать. Смотрите ребята, что вы тут видите? (ответы детей) да, вы правы это просто земля, без фундамента. Давайте теперь те у кого кирпичики с номером 1 попробуют поставить их на землю тонкой гранью вниз. Что произошло с кирпичиками? ( ответы детей) Да, именно чтобы такого не произошло с настоящим домом нужен фундамент.

Давайте теперь подойдем к столу с номером 2

Тут у нас на земле установлен плиточный фундамент. Он называется плиточным потому что его заливают одной большой целой плитой. Такой фундамент нужен для больших, тяжелых, каменных домов. Те у кого кирпичики с номером 2 попробуйте аккуратно поставить их. Видите, сейчас у нас кирпичики не попадали, потому что есть фундамент. Запомнили как называется этот вид фундамента? (Ответы детей)

Теперь подойдем к столу с номером 3

Тут установлен ленточный фундамент, он называется ленточным потому что устанавливается только по контору и выглядит как лента . Такой фундамент устанавливается под средними по тяжости домами, гаражами, банями, кирпичными домами. Те у кого кирпичики с номером три, попробуйте поставить свои кирпичики на фундамент. И опять у нас ничего не упало, потому что нам помог фундамент. Как называется такой вид фундамента? ( ответы детей) Правильно ленточный.

Идем к следующему столу с номером 4

Тут у нас вид фундамента, который называется столбчатый, потому что из земли торчат невысокие столбики, на которые укладывается пол. Такой фундамент дешевле остальных, но на нем можно будет построить только легкий дом. Давайте те у кого на кирпичиках номер 4 попробуют поставить свои кирпичики. Запомнили, как называется? (ответы детей)

И теперь переходим к последнему столу с номером 5.

И последний вид фундамента называется свайный. Он выглядит как трубы торчащие из земли, на которые устанавливается пол. Такой вид фундамента нужен, чтобы строить дома на земле где есть вода. Давайте попробуем немного добавить воды. Видите земля влажная сверху контейнера, но снизу остается сухой, поэтому наши сваи доходят до сухой поверхности и прочно там стоят. На таком фундаменте тоже можно строить только легкие дома. Те у кого кирпичики с номером 5, поставте их на наш фундамент.

Видите везде где был фундамент, наши кирпичики не упали, а где фундамента не было , что произошло? ( ответы детей) Именно. Давайте вернемся к нашему строителю Сан Санычу. Теперь вы догадываетесь почему у него сломался дом? ( Ответы детей) Конечно, он забыл установить фундамент. А ты Сан Саныч понял что сделал не так?

Да, я всё понял. Больше я не допущу такую ошибку. Не зря меня к вам отправили. Вы мне очень помогли. Спасибо вам. До свиданья.

Ну что ребята понравилось вам помогать Сан Санычу? А что вы сегодня узнали? (Ответы детей)

А теперь я вам предлагаю, чтобы еще лучше запомнить новую информацию сделать пометки в инженерную книгу.


Натаскивать школьников по «проблемным» предметам мы начинаем с первого класса. Заставляем заучивать правила наизусть, переписывать диктанты по несколько раз и читать, пока глаза не устанут. Учитель начальных классов нейропедагог Елена Налбат рассказывает, откуда вообще берутся трудности с учебой и как их преодолеть.

По статистике, в обычном российском классе 75% ударников и троечников, которым учеба дается нелегко. 15% детей, у которых нет желания учиться или они совсем не понимают школьную программу. И только 10% — отличники, которые быстро усваивают информацию. П редставьте: 90% детей в классе плохо справляются со школьными заданиями и делают это очень долго. Родители, узнав о плохих оценках ребенка, нанимают репетиров, до ночи занимаются с детьми дома, пытаются мотивировать новой игрушкой либо, наоборот, наказывать. Но чаще всего это не помогает. Что делать?

Главное правило: если ребенок плохо учится, это не значит, что он глупый или лентяй. Чтобы получить знания, у ребенка должны быть сформированы все уровни центральной нервной системы. Это как в ремонте: если наклеить обои на голую стену, они будут висеть, но скоро отклеятся. А вот если нанести грунтовку и штукатурку, тогда обои будут служить вам долго. Так и здесь: без фундамента в виде памяти, мышления, внимания, пространственного представления появляются проблемы в школе. Пока не развиты основные функции, мозг ребёнка не готов перейти к высшей ступени развития.

Пирамида Вильямса и Шеленбергера наглядно иллюстрирует, насколько обучение ребенка, интеллект, поведение, речь завися т от нижних этажей и особенно от фундамента — нервной системы. Речь, мышление, внимание, память — это высшие психические функции, находящиеся не в основе пирамиды, а высоко на ней.


Моя дочь Полина учится во втором классе. Полина всегда казалась мне творческой и немного «летящей» личностью. Она часто витала в облаках на уроках, отвечала на вопросы со второго или третьего раза, часто и быстро уставала, не фокусировалась на одной задаче, быстро переключалась с одного на другое, не закончив дело.

Я все это списывала на ее характер и индивидуальные особенности. Но когда она пошла в школу, появились трудности: сложности при счете, пропуск букв, она не понимала, что такое время и как отследить.

Тогда дочь подтолкнула меня к тому, чтобы изучать законы работы мозга. Как выяснилось, у Полины не были развиты равновесие, схема тела, глазо-двигательный контроль, визуально-пространственное представление. И, как следствие всего этого, дочка была невнимательной.

По статистике, у 30% детей в классе могут быть проблемы с развитием внимания. Им становится скучно, они отвлекаются, не могут работать по инструкции и мешают одноклассникам. С каждым годом таких становится все больше и больше. Причин недоразвитого внимания несколько:

  • Генетическая предрасположенность. Родители считают, что частый пропуск букв или их замена происходит по невнимательности. Но на самом деле эти ошибки относятся к дислексии и дисграфии, которые появляются еще при рождении.
  • Мало физической активности и прогулок на свежем воздухе. Дети стали меньше двигаться: в садик на машине, в школу на машине. Внимание развивается не само по себе, а в совокупности со многими навыками физической активности. Иногда, наоборот, большие физические и умственные нагрузки в течение длительного времени ведут к рассеянности и невнимательности.
  • Использование гаджетов. У детей происходит формирование клипового мышления: удобнее посмотреть и принять информацию, чем читать, искать и анализировать прочитанное. Этот вопрос касается не только детей, но и учителей. В школе тоже стали чаще использовать проекторы. Например, раньше показывали вживую три состояния воды. Воду можно было пощупать, посмотреть на нее, попробовать на вкус. А сейчас можно посмотреть на видео.
  • Недостаток сна. Усталость тоже ведет к невнимательности. Ребенку следует ложиться спать до 22:00 и спать не меньше 9 часов.
  • Раннее обучение. Последние исследования нейрофизиологов убедительно доказывают, что несвоевременное раннее обучение может затормозить развитие, помешать ребенку нормально учиться. Родители часто радуются быстрому развитию детей. Моя дочь, например, пошла в 8 месяцев. Но она пропустила ползание, а вместе с этим и важные этапы формирования других отделов головного мозга. И это потом тоже повлияло на учебу.
  • Ограниченное общение родителей и детей. Родители стали чаще сидеть в телефонах и меньше общаться с детьми. А ведь важно показывать на своем примере, как вы проявляете интерес к окружающему миру. Это отражается и на детях тоже.

Развитием когнитивной базы — внимания, памяти, мышления, речи, пространственного восприятия — занимается нейропедагогика. Это наука, которая в работе с детьми использует знания когнитивной неврологии, психофизиологии, нейропсихологии, данные о мозговой организации процессов овладения различными видами учебного материала.

Несмотря на то, что наука о строении мозга звучит достаточно сложно, улучшать интеллектуальные навыки легко, особенно у детей. Я приведу в пример три упражнения, которые могут помочь вам и вашим детям. Главное в них — повторять их регулярно и тогда вы увидите результат.

1. Путь для мухи


Ваша задача — диктовать ребёнку траекторию передвижения мухи. Например, так: «Муха полетела вверх, вправо, вниз, вниз, вправо (если ребёнок внимательно следит за полётом мухи, то в этот момент он должен хлопнуть), вниз». Если ему сложно уследить за мухой только глазами, на первом этапе можно предложить ему проводить по движениям мухи пальцем. Если ребёнок хлопнул в нужный момент, то муха рисуется в мешке. Если он не успел или, наоборот, сделал раньше, то муха рисуется в окошке.

2. Найди собачку


Задача ребёнка — за 1 минуту найти и вычеркнуть в таблице как можно больше заданных значков разными способами. Например, кошек зачеркнуть, а собачки обвести в кружочек. Вы также можете выбрать любые другие значки и придумать к ним интересные истории. Например, помочь собаке собрать всех своих друзей. Вначале можно не делать акцент на последовательности поисков значков. Если ребёнку трудно распределять внимание сразу между двумя символами, то начните с одного. Например, сначала зачеркнуть всех собак, потом обвести в кружочек белок.

3. Числа по порядку


Задача игроков — быстрее всех находить и показывать числа по порядку от 1 до 20. Тот игрок, который показал число раньше, получает очко. В конце игры подсчитывайте очки и определяйте победителя.

Если выполнять эти упражнения регулярно, они улучшат работу мозга. В феврале я проводила тренинг по развитию когнитивных функций «вКЛЮЧайся». Родители после этого курса говорили, что их дети стали более организованными и начали хорошо соображать.

Согласно исследованиям Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся, в 2020 году около 22% учеников 7-9 классов были признаны потенциально неуспешными. У ребят выявили серьёзные проблемы с читательской, математической и естественно-научной грамотностью.

Это тот самый снежный ком, который катится с начальных классов. Мозг у ребенка нейропластичен до 12 лет. Если в первые четыре класса вы заметите проблему и начнете с ней работать, то успеете все подкорректировать и ребёнок в школе будет чувствовать себя успешнее. Дальше работать с этим будет уже сложнее.

Еще больше проблема ухудшится в подростковом возрасте, так как школьники чувствуют, что отличаются от сверстников. Они считают себя неполноценными, их самооценка снижается. А этого, я думаю, не хочется ни одному родителю. Поэтому важно начинать работу по улучшению внимания уже с дошкольного возраста.

В российских школах есть культура почтения детей с высокими достижениями. А вот у теми, кто отстает, должны заниматься родители. «Пусть дома дополнительно занимаются», — говорят учителя. А ведь этим должен заниматься и сам педагог тоже: составлять индивидуальный образовательный маршрут. И в первую очередь направлять всю работу на улучшение работы мозга.

Фото: Stock-Asso / shutterstock / fotodom

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

В последние годы в сфере образования и центрах творческого развития все настойчивее говорят о развитии метанавыков у детей и взрослых. Кто-то путает их с «гибкими навыками», но это не одно и то же. Предлагаю разобраться, что эксперты понимают под термином metaskills и почему важно развивать их у детей.

Что такое метанавыки?

Метанавыки (или как их еще называют метакомпетенции) — это некая база, фундамент, на котором строится все дальнейшее развитие человека, накапливаются профессиональные и междисциплинарные знания. Приставка «meta» указывает именно на такое «сверх»-положение этой группы умений и компетенций. К основным метанавыкам относятся:

  • осознанность и умение рефлексировать;
  • принятие других со всем многообразием их характеров;
  • сотрудничество;
  • стратегическое планирование;
  • фокусировка на главном;
  • аутентичность и смелость проявляться;
  • гибкость мышления и адаптивность.

Как видите, эти навыки (или качества личности) больше сфокусированным на внутреннем, нежели на внешнем.

Чем мета отличаются от софт?

«Гибкие» навыки больше ориентированы на профессиональную деятельность, а метанавыки носят смыслообразующий характер. Они расширяют и формируют софт скиллс. Например, «гибкое» умение ставить цели, проходя через призму метанавыка «осознанность», становится шире — человек понимает, зачем ему эти цели нужны. А соединяя «принятие особенностей других людей» с коммуникабельностью, мы получаем идеального лидера.

В одном из источников была приведена аналогия с деревом: корни символизировали метанавыки, ствол — «гибкие» навыки, а ветви и листья — «жесткие» навыки.

Метанавыки, как и «гибкие» навыки, не привязаны к какой-то конкретной сфере деятельности. Они носят наддисциплинарный характер и помогают добиваться успеха в любой области — будь то наука, актерское мастерство или занятия по вокалу. Однако осваивая эти навыки, важно сразу примерять их на свою деятельность, изучать их в ее контексте.

Какие метанавыки развивать у детей?

В современном мире мало просто обладать знаниями, чтобы добиться успеха. Поэтому совет «хорошо учиться и больше читать» (то есть развитие hard skills), который был актуален в нашем детстве, сейчас не работает. Важно дополнять его развитием meta и soft skills в центре комплексного развития и дома. Как это сделать?

Осознанность. Умение чувствовать свои истинные желания, видеть сильные и слабые стороны и осознавать себя частью большого мира — это важные качества, которые необходимы современному человеку. Осознанность поможет сохранить опору под ногами, даже если что-то не получается или какая-то цель в данный момент оказывается недостижимой. Для развития осознанности необходимо обращать внимание детей на жизнь в моменте. Спрашивайте, о чем они думают, что чувствуют в настоящий момент? И акцентируйте их внимание на этих ощущениях.

Принятие других. Все люди отличаются друг от друга, и важно с детства заложить эту мысль в детскую голову, как норму. Внешность, социальное и материальное положение не должны быть критерием оценки личности. Я советую, посещать с детьми благотворительные мероприятия и помогать тем, кому меньше повезло в жизни. В благотворительности у детей формируется принятие слабостей и неудач другого человека (и своих собственных), развивается способность видеть в человеке прежде всего человека, а не статус или внешность.

Адаптивность. Гибкость мышления и умение быстро подстраиваться под меняющиеся обстоятельства необходима современном мире. Ситуация с пандемией выявила это особенно ясно. Я советую развивать у детей критическое мышление, стрессоустойчивость и способность нестандартно мыслить. Тогда неожиданные перемены не вызовут стресса, а будут восприняты, как возможность проверить свои силы и проявить себя.

Стратегическое планирование и фокусировка на главном. Планирование через призму метанавыков — это способность видеть свою жизнь в перспективе, осознавать ее общую направленность и высшую цель. Человек может ставить цели и достигать их, но если он не знает, зачем это делает и куда идет, развитие будет хаотичным. Учите детей регулярно проводить самоанализ и задавать себе вопросы: Для чего я это делаю? Что хочу получить в итоге? Как это связанно с моими ценностями?

Аутентичность. Это возможность строить гармоничные отношения с окружающими, не изменяя себя и свою истинную природу.

Важно понимать, что в отличии от жестких и гибких навыков meta skills невозможно «освоить» за несколько месяцев. Их тренировка — это постоянный процесс личностного роста, внимания к своим чувствам и эмоциям, выбор в конкретных ситуациях. Они развиваются в бытовых и профессиональных ситуациях, с которыми ежедневно сталкивается ребенок. Задача родителей в этом процессе — познакомить ребенка с его чувствами, научить его обращать на них внимание и осознанно действовать в любой ситуации.

Читайте также: