Фундамент церкви пресвятой богородицы 11 века

Обновлено: 13.05.2024

В 989 году, началось строительство первого каменного православного храма на Руси. Место его возведения, которым стала Старокиевская гора в Киеве, было выбрано не случайно, во-первых именно в этом месте в 978 году приняли смерть за веру первые мученики Федор Варяг и его сын Иоанн, а во-вторых оно находилось недалеко от княжьего терема.

На торжественной закладке краеугольного камня, правивший в то время князь Владимир Святославич, заявил, что церковь будет построена на десятую часть доходов от всех земель которыми он правит. Именно поэтому она и получила название Десятинной. В общей сложности строительство заняло 6 лет.

Внутреннее убранство храма, украсившего собой главную торговую площадь, составляли иконы, различная церковная утварь и дорогие сосуды из Херсонеса. Снаружи здание было отделано белым мрамором, а его западный вход украшали отлитые из бронзы статуи лошадей. После смерти князя в Десятинной церкви была создана усыпальница, где хранились мощи самого Владимира и его братьев Ярополка и Олега.

Первая Десятинная церковь существовала в почти неизменном виде до XII века, когда сначала была частично разрушена землетрясением, а затем дважды разграблена в ходе междоусобных войн. Позднее, в 1240 году, она и вовсе была полностью разрушена татаро-монголами.

После разрушения руины храма лежали нетронутыми почти 4 столетия и только во времена правления первых Романовых митрополит Петр Могила организовал в этих местах раскопки, в ходе которых в 1635 году были найдены и перезахоронены мощи князя Владимира.

Однако до полного восстановления старого здания в этот раз не дошло. По инициативе митрополита возле юго-западного угла древнего фундамента возвели лишь небольшой храм, который просуществовал до 1828 года.

В начале 20-х годов XIX века про церковь вновь вспомнили и наконец решили восстановить. Восстановлению предшествовали серьезные раскопки растянувшиеся на 4 года. Именно благодаря раскопкам удалось найти остатки уникальных фресок и мозаик созданных еще в X-XI веках, а также полностью открыть план фундаментов старой церкви.

После завершения раскопок новый храм возводили в течении 14 лет. Архитектор решил не воссоздавать стиль древнего здания, придав новой десятинной церкви совершенно другой облик. Когда строительство было завершено, храм возведенный по инициативе Петра Могилы, был полностью разобран за ненадобностью.

После освящения в 1842 году получившая новую жизнь и новый облик Десятинная церковь простояла меньше века и была полностью разрушена при Советской власти. С тех пор и по сей день она так и находится в руинах. Вопрос восстановления храма в очередной раз поднимался еще в начале 2000-х, но в итоге идею отвергли. Во-первых из-за того, что не осталось полных сведений об изначальном облике здания, а во-вторых ЮНЕСКО выступило против возведения современного здания на остатках древнего фундамента представляющего историческую ценность.

Фундамент - единственное, что осталось от первого каменного храма православной Руси.

Руины Десятинной церкви. Гравюра 1826 года, копия более древнего изображения

Руины Десятинной церкви. Гравюра 1826 года, копия более древнего изображения

Когда идет речь о самом раннем этапе истории христианской Руси, приходится смириться с тем, что известно о нем из письменных источников очень и очень мало. Представьте себе, от времени Крещения до времени создания «Повести временных лет» прошло больше 120 лет. Недаром уже к тому времени спорили, где крестился сам князь Владимир Святославич: кто говорил – в Корсуни, кто – в Киеве, а кто – еще где.

Первый собор христианской Руси

То же самое относится и к главному собору Киевской Руси – Десятинной церкви. С момента гибели этого памятника прошло уже почти восемь веков, но и по сей день о нем идут споры.

Впрочем, справедливости ради следует отметить: Десятинная церковь не была ни первым храмом Киева, ни первым собором Киева, ни первой каменной церковью Киева, ни даже первой постройкой Владимира после крещения. Источники прямо называют церковь Илии на Подоле еще до Крещения Руси, и говорят, что храм тот был соборным, – а значит, были и другие. Михаил Каргер упоминал, что он нашел остатки этого храма при раскопках киевского Подола, и говорит, что он был каменным.

Монета банка Украины с реконструкцией внешнего облика авторства Ю.С. Асеева

Монета банка Украины с реконструкцией внешнего облика авторства Ю.С. Асеева

После крещения Владимир поставил несколько деревянных храмов, а потом затеял строительство главного храма своей страны.

Во всех древних источниках написано, что храм получил посвящение Богородице, но не говорится – какое. Успения? Рождества? Положения Риз?

Этого мы не знаем. Более того, нам точно неизвестен даже год закладки храма. Разные летописи называют 989, 990 и 991 годы. Так что же нам известно достоверно?

Немного истории

Храм был освящен в 996 году – на этой дате сходятся все источники. Точно знаем, что сразу же он получил название Десятинной церкви – на содержание ее Владимир выделил одну десятую от доходов княжеской казны.

Потом в храме были похоронены кости братьев Владимира – Ярополка и Олега, павших в борьбе за княжеский престол (и, надо сказать, не без участия будущего крестителя Руси). При этом с костями была проделана уникальная процедура: они были крещены.

Захоронили в Десятинной церкви и первого христианского правителя Руси – Ольгу. При раскопках был найден мраморный саркофаг – считается, что именно в нем упокоилась святая равноапостольная княгиня.

Освящение Десятинной церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи

Освящение Десятинной церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи

В 1039 году Десятинную церковь освятили заново. Почему? Неизвестно. Может, ее достраивали, может, случился пожар. В любом случае, дальше о ней сведений очень мало: около 1037 года в Киеве воздвигли новый «главный собор» – сохранившуюся до сих пор Софию Киевскую, и центр духовной жизни Руси при сыне Владимира Ярославе Мудром переместился сюда.

Десятинная церковь простояла до 1240 года, когда была разрушена при взятии Киева войсками Батыя: рухнула – то ли нападающие постарались, то ли спасающегося народу набилось столько, что его тяжести храм не выдержал.

В 1630−1640-х годах митрополит Петр Могила устроил в юго-западном углу руин древнего храма маленькую церковь. Храм простоял до 1828 года, когда вместо него на большей территории древней церкви построили новую, по проекту архитектора В.П. Стасова, предварительно проведя раскопки. В 1824 году их вел археолог К.Н. Лохвицкий, но качество его работы признали ужасным даже в то время, поэтому в 1826 году Лохвицкого сменил архитектор Н.Е. Ефимов. В 1908–1911 годах те части Десятинной церкви, что не попали под застройку, раскопал Д. Милеев, его работу в 1912–1914 годах продолжил его ученик П. Вельмин. В 1938–1939 годах, после сноса церкви Стасова, нераскопанное Милеевым и Вельминым изучил М.К. Каргер, сводный план раскопок которого стал хрестоматийным.

Десятинная церковь XIX века

Десятинная церковь XIX века

Но даже эти раскопки оказались неполными, фиксация их результатов была не очень удовлетворительной, сами же они практически уничтожили значительную часть сохранившихся руин памятника. Поэтому большая часть того, что мы знаем о храме, относится к числу дискуссионной информации. Простой показатель: даже если говорить о плане церкви, в научный оборот введено более десятка ее реконструкций – а сколько было попыток реконструировать внешний облик Богородицы Десятинной!

Храм был довольно большим: 35 х 37 м (по фундаментам, без апсид). Он был выстроен из плинфы (древнего тонкого кирпича) – плиток размерами 31 х 31 х 2,5 см. Вот такой вот образец древнерусского зодчества.

Немного о самом слове «зодчество». В Древней Руси этим словом называли только каменное строительство. «Здати» – строить, создавать; «здо» – глина, из которой изготовляли плинфу. Кстати, таким образом, слово «Создатель» буквально означает «вылепивший из глины» – вспомним, как (согласно Ветхому Завету) творили человека. Да и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин «създа», то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда «постави» – деревянная. Так что с точки зрения древнерусского человека, «деревянное зодчество», музеи которого сейчас существуют и в России, и на Украине, – оксюморон.

Казалось бы, после раскопок Каргера и музеефикации «плана» церкви можно ставить точку – очень много неясного, но откуда взять новые данные?

Новые открытия

Тем не менее, оказалось, что есть откуда.

С 2005 года фундаменты храма снова полностью раскопали российские и украинские археологи (руководили раскопками выдающиеся археологи Глеб Ивакин (Киев) и Олег Иоаннисян (Санкт-Петербург). На этот раз раскопки провели максимально тщательно, не торопясь, фиксируя каждый камень.

Раскопки 2005-2008 года, автору статьи фото любезно предоставил Г.Ю. Ивакин

Раскопки 2005-2008 года, автору статьи фото любезно предоставил Г.Ю. Ивакин

Ученые пришли к выводу, что храм на самом деле был совсем не таким, каким его считали историки архитектуры. И все существующие реконструкции содержат как минимум одну очень серьезную ошибку.

Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу. До сих пор считалось, что ядро памятника построено в 989–996 годах, а в XI веке его дополнительно обстроили галереями (по крайней мере, частично). Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки изменились.

Сначала, как и считалось до сих пор, храм строили как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд.

Но Десятинная церковь – главный храм нового христианского государства. Он должен был быть большим. Своих мастеров-архитекторов, разумеется, на Руси не было, а в Византии того времени просто не строили таких больших крестово-купольных зданий.

Уже начав строительство, зодчие поняли, что такого размера крестово-купольные своды им не дадутся, и выстроили более простую в работе и привычную им базилику. Археологи установили очень интересный факт: строителям даже пришлось разобрать часть уже построенного здания – в засыпанном в процессе строительства Десятинной церкви древнем рву обнаружены фрагменты кладки.

Наместник Десятинного монастыря в Киеве архимандрит Гедеон (Харон) по происхождению грек, род которого восходит к византийской имперской знати. До своего назначения в Десятинную церковь в 2006 году отец Гедеон десять лет служил в Калифорнии, был настоятелем монастыря в честь святителя Иоанна Шанхайского. Однажды, будучи в Киеве проездом из Одессы в Москву, батюшка попал к митрополиту Киевскому Владимиру и неожиданным образом получил благословение остаться для служения в Десятинной церкви. Так устами приснопамятного Предстоятеля УПЦ Богородица благословила отца Гедеона служить в Своем храме – там, где издревле служили византийцы. За десять лет архимандрит Гедеон собрал многие свидетельства о чудесах Матери Божией, явленных в Десятинной церкви. Они составили целую главу готовящейся к изданию книги «Тератургима, или Чудеса нового века», куда вошли также и чудесные истории, впервые собранные и опубликованные порталом Православие.Ru.

Киев. Десятинная церковь

Киев. Десятинная церковь

Явление Божией Матери в Десятинной церкви

В 2006 году, на Пасху, спустя десятилетия после уничтожения третьего Десятинного собора в 1928 году, мы впервые совершили праздничную Божественную Литургию в скинии у Десятинной церкви. И через несколько дней, в четверг Светлой седмицы, в нашем храме было явление Царицы Небесной сразу после всенощного бдения праздника иконы «Живоносный Источник». Когда это произошло, люди еще находились в храме.

Пресвятая Богородица ступала как человек во плоти, был слышен звук Ее шагов

Пресвятая Богородица вошла в длинном белоснежном одеянии, с покрывающим голову омофором. Все, кто находился в храме, Ее видели. Она ступала, как человек во плоти, был слышен звук Ее шагов. Пречистая подошла к аналою, на котором была установлена наша единственная на тот момент писаная икона – Десятинная икона Божией Матери. Остальные были литографиями. В небольшой скинии этот огромный образ сразу выделялся. Богородица подошла к иконе, постояла возле нее, посмотрела, даже голову немного к ней склонила, как обычно делает человек, который что-то внимательно рассматривает.

На Светлой седмице всю неделю царские врата открыты. И Богородица, обойдя аналой с иконой, вошла царскими вратами в алтарь. Когда Она подняла к небу Свои пречистые руки и начала молиться, люди в исступлении упали на пол, и их тело и ум отключились (святой Паисий Святогорец говорил, что, когда благодать Божия приступает к человеку, он «сокрушается» или буквально «парализуется», кости его делаются мягки как воск).

Чудотворная Десятинная икона Божией Матери

Чудотворная Десятинная икона Божией Матери

Что говорить о безмерной благодати молитвы Самой Царицы Небесной? Кто мог ее выдержать, стоя в нескольких метрах от места, где она возносилась? Как рассказывали потом мои духовные чада и прихожане, которые находились в этот момент в храме, − причем люди разного сословия, разного возраста, разного социального уровня, − все они испытали одинаковое состояние исхищения (выпадения) из реальности.

Я в это время со священнослужителями и своими друзьями беседовал после службы вне храма. Мы вышли и стояли буквально в десяти метрах от него на дорожке у скамейки. Потом я увидел краем глаза, что люди лежат на полу, схватившись за голову, и подумал: не дай Бог, что-то случилось. Мы находимся в особенном, весьма непростом месте. Войдя в храм, мы увидели, что люди поднимаются с пола все в слезах. Зашли батюшки – и мы тоже все стояли и плакали. Чувствовалось присутствие Царицы Небесной, Ее великая неизреченная благодать, которую грешному человеку трудно выдержать. Даже если кому-то рассказать, что тут вчера было Царствие Небесное, человек все равно не заплачет. А если он почувствует это сердцем, то, даже если молчать или сказать два слова, слезы сами польются ручьем. Вот такое случилось и с нами.

Это великое, внушающее страх и трепет событие, воочию показало, насколько важно и дорого нашей Владычице каноническое православное богослужение и принесение бескровной жертвы на избранном Ею в веках месте.

Десять лет Десятинной

Сергей Ерошкин. У Десятинной церкви

Сергей Ерошкин. У Десятинной церкви

После этого благодатного посещения Пречистой наша Десятинная икона стала чудотворной. Все присутствовавшие видели, как Богородица зашла, но никто не видел, как Она вышла. И мы расценили это как то, что Она духом Своим осталась с нами. Чувствуем и видим это – братия и наши прихожане – по многим милостям и чудесам, которые у нас совершаются. В 2016 году на Пасху был юбилей этого события – десять лет, как на этом святом месте возобновлены богослужения, десять лет со дня явления Богородицы. Промыслительно оно было именно здесь: ведь Десятинная – первый на Руси собор Пречистой Богородицы – мать всех русских церквей. Отсюда начало утверждаться христианство на нашей земле. Это место – святое для всех русских людей. Здесь служили и молились все наши основатели, первосвятители и отцы, начиная от великого князя Владимира, который построил Десятинную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь молился первый митрополит Киевский Михаил. Святитель Петр (Могила), считавший за честь здесь служить, был настоятелем Десятинной церкви и инициатором ее возрождения после разрушения во время монголо-татарского нашествия.

Здесь бывали все русские императоры, которые обвязывали престол своими царскими лентами. О духовном и историческом значении Десятинной церкви написано множество томов и докторских диссертаций. Где в первые века христианства рукополагали священство, постригали в монашество? Где были архиереи? Где еще была такая служба по византийскому уставу? Где служили греки? Все здесь, мы это знаем. Только благодаря молитвам и предстательству Царицы Небесной здесь теперь возведен прекрасный храм. Она Сама нас тут держит и опекает.

Возвращение к жизни

Архимандрит Гедеон (Харон)

Архимандрит Гедеон (Харон)

Самое яркое из чудес, случившееся вскоре, – возвращение к жизни рабы Божией Марии. Это было сразу через месяц после явления Богородицы. Ко мне пришел высокопоставленный чиновник договариваться о погребении своей мамы. Взрослый мужчина, немного старше меня. Его мать Мария находилась в реанимации известной больницы и уже не подавала никаких признаков жизни – дыхание принудительно поддерживалось аппаратами. Вопрос был в том, когда их отключать: врачи в один голос сказали, что вернуть женщину невозможно, и дали время родным договориться о месте на кладбище. Один из двух сыновей Марии, мой друг, сильно горевал, плакал, корил себя, что мама умерла, а он не успел с ней как следует попрощаться. Ему так хотелось ей еще что-то сказать, сделать, отдать сыновний долг. У нас тогда было только два подсвечника. И, сам того не желая, я вдруг сказал ему: «А ты возьми поставь два полных подсвечника свечей, помолись от всего сердца своими словами – и мама еще поживет». Он на меня вытаращился: «Как же? Она же уже практически умерла». И, как бы слушая свои слова со стороны, я снова повторил: «Еще поживет».

Человек фактически умер, врачи готовились констатировать смерть. И вдруг она поднялась, напугав сиделку

Он, как ни странно, поверил мне и спросил: «Сколько поживет?» – «А сколько ты хочешь?» – Он выпалил: «Полгода мне хватит попрощаться». – «Вот, значит, полгода мама еще поживет». Он пошел, поставил два полных подсвечника свечей, мы помолились и. мама ожила. Об этом знают все наши священнослужители и прихожане. Раба Божия Мария, которой тогда было за 70, вернулась к жизни из «точки невозврата». Главврач и весь медперсонал больницы были в шоке, это было колоссальное потрясение для всех. Человек фактически умер, они готовились констатировать смерть. И вдруг она поднялась, напугав сиделку.

Я потом соборовал Марию, мы с ней разговаривали. Она сама учительница, была завучем в школе в Белой Церкви под Киевом. Я приезжал к ним гости, и исцеленная приготовила обед из трех блюд и кормила нас. А через полгода мы ее похоронили. Она исповедовалась, причастилась, приготовилась. Каждое воскресенье ее дети приходят в храм и приносят большой букет роз в память мамы. Это поражающее воображение чудо, но было и множество других. Мы записали целую толстую книгу чудес, но их происходило так много, что потом мы уже и перестали записывать.

Приди и виждь

Интерьер Десятинной церкви. На аналое чудотворная икона

Интерьер Десятинной церкви. На аналое чудотворная икона

Был, например, такой случай. Маленький ребенок не держал голову, у него была страшная болезнь: атрофированы мышцы. Пришли молодые родители с этим ребенком, мы помолились у чудотворной иконы. И сразу после молебна у ребенка перестала шататься голова, мышцы укрепились – малыш исцелился.

Также у нас исцелился мужчина, который 15 лет страдал гнойным тромбофлебитом. Это страшное дело: человек не мог ходить, ноги гнили заживо. Встать он не мог, все тромбами забито, ноги черные. Когда мы служили молебен, то появился вдруг неизвестно откуда белый как молоко туман и поплыл по храму. Я еще посмотрел на него, но особого значения не придал. А дальше после молебна на наших глазах этот тяжко болящий мужчина встал из коляски и ушел своими ногами. После исцеления он вернулся, благодарил Пресвятую Богородицу и нас. Этот человек – приезжий и иногда приходит к нам на службы, братия его видит. Он провел в коляске 15 лет жизни, и за 15 минут у него затянулись все раны на ногах.

Еще одно чудо случилось пять лет назад. Приехала к нам семья: муж, чиновник высокого ранга в Киеве, и его тяжко болящая супруга. Они богатые люди, дети у них уже взрослые. Мужчина знал, что у нас чудотворная икона: «Батюшка, помолитесь, у моей жены четвертая стадия рака. Мы были в Германии, потратили там уйму денег. Врачи делали все, что могли, а потом сказали, чтоб мы ехали домой. Мол, пусть ваша жена побудет дома с внуками, сколько ей осталось – две, три недели или месяц». Жена была на транквилизаторах, сильных обезболивающих.

Мы отслужили молебен перед Десятинной иконой. Говорю им: «Просите Божию Матерь, Она все может. Попоститесь, приходите на исповедь и Причастие». Они все это исполнили. Оба исповедовались, покаялись, причастились Святых Таин. Женщина исцелилась полностью и сразу. Они потом поехали в Германию к тем же врачам. Когда доктора ее увидели, они были в сильном шоке. Исцеленная прошла полностью все обследование – ничего не нашли! Никаких следов болезни. Врачи стали спрашивать: «Что вы принимали? Простите, мы думали, вас уже похоронили». Они ответили: «Мы в церкви помолились». Когда они это услышали, с пониманием улыбнулись: видимо, им такие исключения из правил уже были знакомы. Сказали: «Ну, тогда можете к нам больше не приезжать». И вот эта пара тоже с благодарностью часто приходит, молится, мы с тех пор дружим. Они помогают нам, когда надо. Вся наша братия знает этого человека, не могу назвать его имя, потому что в городе оно известно.

Еще одно чудо исцеления случилось месяца полтора назад. Маленький ребенок страдал мочекаменной болезнью, и его ожидала сложная операция. Трудно представить, но у него обнаружили камни, которые нельзя было пробить ультразвуковым дробильным аппаратом. Накануне операции его привезли к нам. Мы отслужили молебен, помолились, попросили Божию Матерь о помощи, помазали миром животик. После этого ребенка увезли в больницу. Перед операцией обязательно положено контрольное УЗИ. Сделали обследование: а там ничего от прежних камней – чистые почки, даже песка нет.

Кругом все обуглилось, пластмассовые кондиционеры расплавились и свисали со стены, как мокрая тряпка. А иконы и мощи остались невредимы

Это только малая толика тех чудес, которые у нас происходят по молитвам Богородицы. В нашем монастыре нет ворот, поскольку мы находимся в археологической зоне, рядом фундамент древнего собора Пречистой, возведенного великим князем Владимиром. Но у нас вратарница Сама Царица Небесная, а послушники – ангелы Божии, которые нам очень помогают. Иначе тут и сутки находиться было бы невозможно. (В дохристианские времена на этом месте было языческое капище, и до сих пор нечистый гонит сюда своих служителей «подзарядиться энергией», вооружает на бесчинства и нападения. – Сост.)

Наш монастырь пытались сжечь сатанисты-язычники, обливали бензином чудотворную икону Царицы Небесной. Кидали в святой образ коктейль Молотова. Пожар в храме вспыхнул такой, что кругом все обуглилось, пластмассовые кондиционеры расплавились и свисали со стены как мокрая тряпка. А иконы, как и мощи, остались невредимы, только кивот по краям чуть взялся. Это великое и страшное чудо. Оно еще раз показывает, что Десятинная церковь – место великой благодати. Я никого в этом не убеждаю: приди и виждь.

Фундамент Десятинной церкви в Киеве

Десятинная церковь в Киеве — место сегодня, скорее, историческое, чем религиозное. От первого христианского храма Руси, построенного из камня, остался только раскопанный археологами фундамент и стенды с информацией для всех интересующихся. Да и расположение его, равно как и окружение, приглашает окунуться в прошлое «матери городов русских»: Старокиевская гора является историческим центром украинской столицы, в двух шагах от раскопок фундамента находятся руины дворца, в котором жил князь Владимир, Музей истории Украины, липа, возраст которой перевалил за 500 лет, а также место, отмеченное камнем с летописной цитатой «Отсюда есть пошла Русская земля». Именно здесь, по мнению археологов, располагались первые строения Киева.

Визит к Десятинной церкви можно, тем не менее, вписать не только в исторический, но и в религиозный маршрут. В 700 метрах южнее находится Софийский собор, а в округе есть несколько храмов. Кроме того через дорогу от территории с фундаментом Десятинной церкви, на площади с монументом Андрея Первозванного располагается музей «Духовные сокровища Украины». Если же вас интересует исключительно первый каменный храм христиан на Руси, загляните в открытый поблизости Музей истории Десятинной церкви (улица Владимирская, 6/1). Экскурсия с гидом позволит получить полное представление о судьбе храма.

Исторический фундамент с видом на Десятинную улицу

Строительство Десятинной церкви в Киеве

Возведение Десятинной церкви началось вскоре после принятия Русью христианства. Выбор места для религиозного сооружения объясняется не только близостью к княжескому дворцу, но и особым значением территории: в 978 году здесь были убиты Феодор Варяг и его сын Иоанн, которых впоследствии стали считать первыми русскими мучениками за веру. Некоторые исследователи полагают, что именно их бесстрашная стойкость в противостоянии язычникам подтолкнула князя Владимира Святославовича к религиозной реформе.

Строительство храма началось при Владимире I. По одним данным за возведение церкви принялись в 989 году, по другим — в 990 или 991 году. Работы заняли 6 лет.

Церемония закладки краеугольного камня, ознаменовавшая начало стройки, носила торжественный характер. Присутствовали не только церковные иерархи во главе с епископом Леонтием, но и бояре и простые жители Киева. В их присутствии князь Владимир заявил, что церковь будет построена на десятую часть от доходов земель, которыми он правил. Таким образом за храмом, изначально посвященным Богородице, закрепилось определение «Десятинного».

Храм стоял на главной торговой площади, его украшали не только иконы и церковная утварь, но и дорогостоящие сосуды из Херсонеса. Торжественный вид зданию придавала отделка белым мрамором, а западный вход украшали бронзовые статуи лошадей. Первым настоятелем Десятинной церкви стал духовник князя Владимира Анастас Корсунянин. Впоследствии в храме создали княжескую усыпальницу. Некоторое время в ней хранились мощи Владимира, а также его братьев Ярополка и Олега.

В XII веке церковь частично разрушилась из-за землетрясения и пережила 2 разграбления во время междоусобных войн. В 1240 году ее окончательно разрушили войска татаро-монголов. Руины лежали нетронутыми 4 столетия, пока в XVI веке фрагменты мрамора не разобрали для строительства костелов.

Возрождение храма началось при первых Романовых. Инициатором стал митрополит Петр Могила. В 1635 году под его руководством состоялись первые раскопки, были обнаружены и перезахоронены в Софийском соборе мощи князя Владимира. Примерно в то же время у юго-западного угла фундамента возвели небольшой храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он простоял до 1828 года, когда его решили разобрать в связи с восстановлением основной Десятинной церкви.

Информационный стенд рядом с остатками церковного фундамента

Созданию третьего храма предшествовали масштабные раскопки, стартовавшие за 4 года до стройки. В процессе был полностью открыт план фундаментов, найдены остатки фресок и мозаик, созданных в X–XI веках. Строительство новой Десятинной церкви шло 14 лет, руководил им петербургский архитектор, академик Императорской Академии художеств Василий Стасов. Он не воссоздавал облик первого храма, а опирался на новый проект здания в русско-византийском стиле.

Освященная в 1842 году Десятинная церковь простояла меньше столетия: ее разрушили при Советской власти и к 1936 году окончательно разобрали. Тем не менее, в последующие годы тут неоднократно проводились археологические раскопки. В «нулевых» не раз поднимался вопрос о возрождении Десятинной церкви, но в итоге идею отвергли, так как полных сведений о первом облике сооружения не осталось. Кроме того в 2011 году ЮНЕСКО выступило против возведения нового храма на исторически ценном фундаменте. Его остатки открыли для просмотра всеми желающими.

Что посмотреть рядом

В здании рядом с остатками церковного фундамента находится музей, посвященный первому каменному храму христиан на Руси. Здесь выставлены материалы раскопок, проводятся тематические экскурсии.

Для более обширного знакомства с историей Киева рекомендуется посетить Национальный музей истории Украины, возвышающийся в 100 метрах от остатков фундамента Десятинной церкви. Здесь выставлены коллекции оружия, монет, посуды, произведений искусства, археологических артефактов, датированных рубежом эр, древних документов, часть из которых была создана более 700 лет назад.

Остатки Десятинной церкви перед Музеем истории Украины

Южнее Национального музея обустроен парк с «Пейзажной аллеей», знаменитой необычными скульптурами вроде «Кота-многоножки» и «Кубика Рубика». Если же пойти от музея в северную сторону, можно попасть на улицу Андреевский спуск — в 10 минутах ходьбы на ней находится музей Булгакова и Театр на Подоле.

В восточной части, ближе к Днепру за зданиями музея «Духовные сокровища Украины», окружного суда и МИДа находится прогулочная зона со смотровыми площадками, с которых открывается панорама набережной. Если двигаться по аллеям в южную сторону, можно дойти до станции фуникулера и парка «Владимирская горка» с монументом князю.

Рядом со станцией расположен Михайловский Златоверхий монастырь с собором и большой площадью перед ним. На ней установлены скульптурная группа со статуями княгини Ольги, Кирилла и Мефодия, а также Андрея Первозванного. Вымощенная плиткой пешеходная Михайловская площадь с золотистыми куполами над лазурными стенами собора является одним из самых красивых мест в Киеве.

Как добраться до Десятинной церкви в Киеве

Добраться до Десятинной церкви в столице Украины на общественном транспорте можно разными способами. Если вы предпочитаете метро, будьте готовы к 15-минутной прогулке: 2 подходящие станции находятся в 1,3 км от достопримечательности. Во-первых, подойдет поезд Сырецко-Печерской линии (зеленая ветка), выйти нужно на станции «Золотые ворота» и по Владимирской улице идти в северную сторону около 1,2 км, минуя Софийский собор.

Во-вторых, можно сесть на поезд Оболонско-Теремковской линии (синяя ветка) и доехать до станции «Почтовая площадь». Рядом с вестибюлем расположена линия фуникулера, которая поможет подняться на Старокиевскую гору. Сделать это можно и по лестнице, расположенной левее станции. После подъема нужно идти по главной аллее парка в северо-западную сторону до Андреевской церкви, а возле нее выйти на улицу Десятинную, пересечь ее и по Владимирской улице дойти до достопримечательности.

Маршрут прогулки от станции «Почтовая площадь» до руин Десятинной церкви: в Киеве: Яндекс. Карты

Кроме того можно воспользоваться наземным общественным транспортом, но стоит учесть, что в историческом центре Киева его выбор не обширен. Оптимально будет сесть на троллейбус № 16. Нужная вам остановка «Улица Владимирская» находится всего в 5 минутах ходьбы от нужного места. По выходу из транспорта следуйте до улицы Владимирской, на ней поворачивайте налево и идите примерно 300 метров.

Из автобусов подойдет только маршрут № 114, который поможет добраться до остановки «Почтовая площадь» рядом с одноименной станцией метро. От нее нужно будет подняться в парк по описанному выше маршруту либо на фуникулере.

Для поездки на такси воспользуйтесь мобильными приложениями от Uber, «Яндекс. Такси», «Лайм» и других служб.

Видео о Десятинной церкви в Киеве:

Панорама парка с остатками фундамента Десятинной церкви в Киеве:

Софийский собор в Киеве

Софийский собор является известнейшим храмом и памятником Киева, возведенным в первой половине XI века в центре города, а также всемирным памятником архитектуры и монументальной живописи XI века. Как гласит летопись, отстроил его князь Ярослав Мудрый там, где были повержены печенеги. Во времена Киевской Руси строение выступало в качестве культурного, политического и религиозного центра. Здесь посвящали в митрополиты, князья восходили на престол, осуществляли церковные сборы и встречали послов.

Софийский собор в Киеве

Храм является частью государственного архитектурно-исторического заповедника София Киевская, расположенного на территории 5 гектаров.

Сейчас место по большей части стало музеем — для богослужений составлен отдельный график. Молятся здесь в строго отведенное время, в прочие дни храм открыт для посетителей. В 1987 году святыня была награждена Европейской Золотой медалью за сохранение исторических памятников международным жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера.

Фрески, мозаика и архитектура Софийского собора

Софийский собор ценят за его архитектуру и интерьер. Первоначально его строили в качестве главного храма Руси, поэтому аналогичных зданий практически не существует.

Если обращаться к символике, высокий купол святыни является отсылкой к Иисусу Христу. Его 12 небольших куполов — к апостолам, четыре из которых стали символами евангелистов, проповедовавших учение Христа. Для создания центрального подкупольного пространства была выбрана форма креста. Такая же крестообразная форма у сечений столпов собора. Хоры получили великолепное освещение из-за любви знати к богослужениям.

Стены Софийского собора в Киеве могут удивить и своей мозаикой, сохранившейся с XI века. Ее палитра содержит свыше 170 оттенков, сама она является украшением центрального купола, арок и столпов. Наиболее известную мозаику Богородица «Нерушимая стена» поместили в сводчатую часть центральной алтарной апсиды, она стала изображением причащения апостолов Христом.

Фрески Софийского собора

В свое время здесь было обнаружено огромное количество граффити и нацарапанных надписей, имеющих отношение к политическим деятелям и различным событиям. В самом начале в храме было примерно 650 м 2 мозаики, на сегодняшний же день сохранилось лишь 260 м 2 , а также 3000 м 2 фресок. Самая известная мозаика собора — Богоматерь — Оранта и Христос — Пантократор, которая является купольной.

В соборе есть большое количество фресок, которые знакомят с различными сценами из Библии — детством Богоматери, житием и образами святых, сценами страстей Христовых, деяниями апостолов и прочим.

Особой ценностью обладают фрески, на которых изображена вся семья Ярослава Мудрого. Данные изображения занимали северную, западную и южную стены основного нефа.

В соборе похоронено более ста человек, среди них Ярослав Мудрый и его жена Ирина. Часть захоронений за долгое время нахождения здесь была утрачена.

Колокольня Софийского собора

Строительство Софийского собора, его автор и история

Историки спорят о том, как появился собор, склоняясь к разным версиям. О точном годе строительства храма ничего не известно. Первая версия предполагает появление святыни во времена правления Владимира I Святославича, вторая говорит о том, что создание Софийского собора было начато с легкой руки Ярослава Мудрого. Часть историков считает, что постройка святыни была приурочена к приезду в Киев из Константинополя грека митрополита Феопемпта, который впоследствии стал предстоятелем русской церкви. Доподлинно известно лишь то, что Киевский Софийский собор стал местом основания первой на Руси библиотеки, этим также занимался Ярослав Мудрый.

Тем не менее есть ряд историков, которые называют 1037 год началом сооружения Софийского собора в Киеве. Они утверждают, что постройка велась три года, в ней принимало участие большое количество византийских, греческих и русских мастеров.

Софийский собор в Киеве на google-панораме:

В своем изначальном виде святыня была 13-купольным сооружением, спустя несколько веков она обзавелась еще шестью главами. В начале XVII века место было частично отремонтировано, на его территории появился ряд деревянных монастырских зданий, все они и сам собор были обнесены высоким забором из дерева. В качестве архитектора реконструкции Софийского собора выступил итальянец Октавиано Манчини, специально приглашенный в Киев митрополитом Петром Могилой.

На протяжении всей своей истории святыня много раз разрушалась, на нее нападали и разворовывали. С XI по XIII век место не раз было разорено половцами и печенегами. В 1180 году пожар привел к частичному разрушению храма. Больше всего разрушений святыне принесли татаро-монголы во главе с ханом Батыя, захватившие Киев в 1240 году. Тогда же ими был разграблен Софийский собор. Спустя 200 с небольшим лет храм снова был ограблен, на сей раз крымскими татарами. Лишь с XVII века начинается возрождение собора, в 1688 году он получает он получает большую помощь от гетмана Ивана Мазепы.

Наступление XX века также приносит невзгоды святыне. Из-за решения Советской власти Софийский собор чуть было не уничтожили, его спасло вмешательство Франции, королева которой приходилась дочерью князю Ярославу Мудрому. Благодаря этой протекции реликвия была спасена.

Чудом уцелевший храм в 1934 году стал местом создания Софийского музея-заповедника, он дал старт исследовательским и реставрационным работам. Кроме самой святыни в ансамбль входят колокольня, южная въездная башня, Дом митрополита, трапезная, ворота Заборовского, хлебня, бурса и братский корпус.

На сегодняшний день собор в длину без галерей протянут на 30 метров, в ширину он составляет чуть больше 29 метров.

Захоронение князя Ярослава Мудрого

Саркофаг Ярослава Мудрого занял алтарную часть бывшей северной внутренней галереи Софийского собора. Он является прямоугольным ящиком с двускатной крышкой, имеющей выступы по углам. На ящике и крышке имеются резные изображения кипариса, виноградной лозы, крестов, пальмы и прочего. Весит гробница около шести тонн, материалом для ее изготовления послужил проконесский мрамор, который был доставлен из Византии.

В 1936–1939 годы саркофаг был вскрыт и исследован, ученым тогда предстало зрелище перемешанных мужского и женского скелетов, что подтвердило догадку об ограблении гробницы. Позднее было установлено, что кости принадлежат Ярославу Мудрому и его супруге Ирине.

Иконы Софийского собора

Софийский собор насчитывал два киота, появившиеся здесь в XVIII веке. В 1850-х годах были проведены реставрационные работы, в результате которых киоты были заменены на ряд новых, пышно украшенных. Для их создания использовали дуб, сосну и лиственницу. В 1930-е годы все киоты демонтировали и перенесли, чтобы предоставить хороший обзор остальной живописи на стенах собора.

Зимой 2018 года в святыню был возвращен киот из дерева XIX века, когда-то он был местом хранения иконы Николая Мокрого — первой чудотворной иконы Киевской Руси, которая в период Второй мировой войны была вывезена за пределы страны.

Софийский собор в Киеве

Библиотека

Библиотека Ярослава Мудрого стала вместилищем легендарного собрания книг и документов, которые были собственностью Великого князя киевского. Как считают историки, начиная с XII века и позже она размещалась в Софийском соборе Киева, а также в его подземельях. На данный момент собрание утеряно, есть множество версий его расположения, тем не менее ни одна из них не подтверждена.

В 1969 году в западной части, недалеко от входа в святыню, установили мемориальный знак, посвященный библиотеке. Его украшает изображение Ярослава Мудрого, ниже него расположена цитата из «Повести временных лет». В качестве автора памятника выступил И. П. Кавалеридзе.

Десятинная церковь

В X–XI веках Киев был заполнен не только деревянными постройками, тогда же настало время первых каменных сооружений. Самой первой каменной церковью стала Десятинная, ее построил князь Владимир. Его сын Ярослав после восхождения на престол основательно перешел к перестройке города и возведению новых храмов и укреплений. Он возвел достояние Киева — Золотые Ворота и собор Святой Софии.

Те, кто придерживается теории о новой датировке святыни, находят непосредственную связь между теми, кто создавал собор, и строителями Десятинной церкви. Сомнений нет, что святыня в некой степени выступила в качестве творческого переосмысления Десятинной церкви, это подтверждает общая композиция и близкие масштабы.

Мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора) в зените купола Софийского собора

Мозаика с изображением Христа Вседержителя (Пантократора) в зените купола Софийского собора, © Светлана Апполонова

Как добраться до Софийского собора в Киеве

Рядом с собором расположено достаточно много остановок, так что доехать до него не составит большого труда. Прямо рядом с национальным заповедником София Киевская размещена остановка «Софіївська», рядом с Софийской площадью есть остановка «площадь Софіївська», на небольшом удалении расположилась также остановка «Володимирська (вул. Велика Житомирська)», от которой до места нужно пройти какое-то время пешком.

От собора на примерно одинаковом удалении находятся две станции метро — Хрещатик и Театральна. От них до святыни движутся по улице Володимирьска.

Такси в Киеве представлено службами Uber, Яндекс. Такси и Максим. Также много местных служб.

Читайте также: