Форма кровельного покрытия позакомарная

Обновлено: 01.05.2024

Традиционное внешнее устройство православного храма визуально нам хорошо знакомо. Однако далеко не всем известно, что подобные культовые сооружения строят по вполне определённым правилам. При этом строго соблюдают принципы православия. Причём, сама архитектурная форма сооружения и его отдельные элементы содержат ту или иную символику. А она может иного рассказать о конкретном храме. Итак, попытаемся чуть подробнее рассказать о некоторых моментах, связанных с храмостроительством. Начнём с архитектурных форм.

Архитектурные формы храмов

Православные храмы строили и строят в соответствии с символикой православия. При этом каждый элемент культового сооружения несет какую-либо информацию о том, кому посвящен храм, о некоторых чертах самого православия и о многом другом.

Основные формы православных храмов

Храмы строили и строят обычно в форме, напоминающей такие геометрические фигуры, как:

  • Восьмиугольник (восьмиконечная звезда) – символизирует путеводную Вифлеемскую звезду;
  • Корабль – храм является «ковчегом» спасения верующих людей;
  • Крест – он символизирует основу Церкви и спасения людей;
  • Круг – символа бесконечности, вечности и нерушимости Церкви.

Купола храма

Наверху обязательным элементом подобного культового сооружения является купол – символ Неба. Его венчает крест.

Форма и цвет купола также имеют символический смысл.

Форма куполов православного храма

По форме условно различают следующие купола православного храма:

  • Шлемовидные (византийские),
  • Луковичные (русские),
  • Шахматы,
  • Гранёные (зонтичные),
  • Необычные.

Шлемовидная форма символизирует воинство, духовную брань (борьбу), которую Церковь ведет с силами зла и тьмы. Напоминает о доблести защитников Земли русской.

Форма луковицы символизирует пламя свечи, обращающих верующих к словам Христа: «Вы – свет миру».

Шатровая форма купола – уникальная, присуща только России. Символизирует небесный свет и образ Богородицы.

Гранёная форма — при которой купол содержит шесть, восемь, двенадцать либо иное количество граней. Символизирует небесный цвет и красоту Рая и образ Богородицы.

Необычная форма и яркая раскраска куполов, как, например, у Собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве, свидетельствует о красоте Рая (Небесного Иерусалима).

Разумеется, существуют и другие классификации форм куполов.

Цвет и значение куполов православного храма

Цвет купола (куполов) имеет важное значение в символике храма.

Золотой цвет
Чаще всего в православной традиции купола делают золотыми. Изначально на них наносилось сусальное золото.
Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
Золочение куполов — чисто православная традиция, которая не встречается у других конфессий.
Следует отметить, что ныне повсеместно вместо золота используют менее затратную технологию покрытия куполов нитридом титана.

Синий цвет
Синие купола (в том числе, со звёздами) традиционно устанавливают на церквях Рождества Христова или над храмами, посвященными Богородице. Если символическое значение связано со Спасителем, то это олицетворение Вифлеемской звезды, напоминающей о рождении Христа от Девы Марии. Синие со звездами купола свидетельствуют о том, что храм посвящен Пресвятой Богородице.

Зелёный цвет
Зеленый цвет в христианской традиции является олицетворением Святого Духа. Поэтому такие купола возводят, как правило, над храмами, посвященными Святой Троице.

Серебряный цвет
Иногда можно встретить серебряные купола, символизирующие святость и чистоту. Как правило, такие храмы построены в честь конкретных святых.
Храмы, посвященные святым, могут быть увенчаны также зелеными куполами.

Чёрный цвет
Еще реже встречаются чёрные купола. Данный цвет в православной традиции тесно связан с монашеством. Поэтому такие купола преимущественно встречаются в храмах, расположенных на территории монастырей (либо бывших обителей). Хотя бывают и исключения, поскольку жизнь течёт и всё меняется.

Разноцветные
Существуют даже разноцветные купола, которые, пожалуй, встречаются реже всего. Это символические свидетельства красоты Небесного Царства. Ярким примером могут служить прекрасные купола знаменитого Покровского Собора, именуемого чаще всего также Собором Василия Блаженного. Того самого, всемирно известного, что расположен в Москве, на Красной площади.

Значение количества куполов православного храма

Некоторые храмы имеют не один, а несколько куполов. При этом количество куполов также имеет символическое значение.
Так:

  • 1 (один) купол — означает, что Бог един, совершенство творения.
  • 2 (два) купола — символизируют два естества (божеское и человеческое) в Иисусе Христе, означая Божественную и человеческую его природу.
  • 3 (три) купола – знаменуют Святую Троицу (поклонение Богу Единому в трёх лицах – Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа).
  • 4 (четыре) купола – символизирует Четвероевангелие, четыре стороны света.
  • 5 (пять) куполов – это Образ Христа и 4-х евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
  • 7 (семь) куполов – символизируют семь церковных Таинств: главнейших духовных обрядов православной церкви и Вселенских соборов.
    9 (девять) куполов – по числу Ангельских чинов.
  • 11 (15) куполов — В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами. однако это исключение из правил.
  • 13 (тринадцать) куполов – в честь Иисуса Христа и двенадцати апостолов. Причём, над входом в храм обычно стоит колокольня.
  • 25 (двадцать пять) куполов — означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова.
  • 33 (тридцать три) купола — символизируют годы жизни Христа на земле. Примечательно, что подобные многокупольные храмы строили очень редко.

Внешнее устройство православного Храма (примерная схема)

Представленные ниже примерная схема внешнего устройства православного Храма содержит лишь самые общие сведения. Но они дают определённое представление об устройстве подобного культового сооружения. Следует также иметь в виду, что представленные для обозрения отдельные архитектурные составные части и элементы органично объединены в единое целое. Причём это единение — итог исторически сложившихся многовековых принципов храмостроительства.

Некоторые архитектурные элементы храма

Ниже приведены определения отдельных деталей и элементов архитектурных сооружений, в основном, с внешней стороны сооружения. Надеюсь, что они помогут лучше понять внешнее устройство православного храма.

Начало перечня

  • АЛТАРЬ (лат. «высокий жертвенник») — восточная, главная часть храма, в которой находится престол.
  • АПСИДА (Абсида) — полукруглый, граненый или иной сложной формы пониженный выступ, примыкающий к основному объему храма. Как правило, в нем располагается алтарная часть храма.
  • БАРАБАН — цилиндрическое или граненое завершение объема храма, поддерживающее главу.
  • БАРАБАН СВЕТОВОЙ — барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами.
  • ГУЛЬБИЩЕ — открытый или крытый обход, окружающий здание храма.
  • ЗАКОМАРА — полукруглое или килевидное завершение прясел храма.
  • ЗВОННИЦА — отдельно стоящее, пристроенное к храму или надстроенное над храмом или его западной частью открытое сооружение или стенка с проемами, предназначенными для подвешивания колоколов.
  • ИЗРАЗЕЦ — керамический элемент декора или облицовки стен или печей. На тыльной стороне имеет выступ — румпу — для сцепления с кладкой. Бывает полихромным и простым (майолика и терракота).
  • КОКОШНИКИ — декоративные ложные закомары полукруглой или килевидной формы с богатой профилировкой или профилированные арки с заполненным полем, иногда с заостренным верхом, служащие декоративным завершением стен, сводов, оконных проемов, обрамлением оснований барабанов, шатров, куполов, наружным оформлением сводов в виде горки кокошников.
  • КОЛОННА — архитектурный элемент, служащий опорным столбом или декоративный, цилиндрической или граненой формы.
  • ЛЮКАРНА — световой проем в крыше, имеющий вертикальную лицевую плоскость. В храмовой архитектуре чаще всего встречается в шатровых колокольнях и служит для улучшения акустики.
  • ПАПЕРТЬ — внешняя часть притвора — крыльцо храма.

Продолжение перечня

  • ПИЛЯСТРА — плоский вертикальный выступ на стене, имеющий базу и капитель.
  • ПОДКЛЕТ — нижний этаж здания в русской архитектуре, незначительно поднимающийся над землей.
  • ПОЗАКОМАРНОЕ ПОКРЫТИЕ — кровля, уложенная непосредственно по сводам («камарам»).
  • ПОЛУКОЛОННА — колонна, наполовину выступающая из вертикальной поверхности стены.
  • ПОРТАЛ — декоративное оформление входа. Бывает килевидным или полукруглым, а также перспективным, т.е., с рядом уходящих вглубь уступов одинакового очертания.
  • ПРЯСЛО — Часть стены, ограниченная по вертикали пилонами или лопатками. Характерно для древнерусской архитектуры.
  • ТРАПЕЗНАЯ (греч. «стол, еда») — здание в монастыре, в которое монашествующие собираются для принятия пищи, т.е. на трапезу. Трапезная обычно расположена в специальном храме.
  • СЛУХИ — открытые проемы в шатровом покрытии колоколен, обрамленные наподобие оконных проемов наличниками.
  • СТОЛП — массивная опора, прямоугольная, круглая или крестообразная в плане, поддерживающая своды.
  • ФРЕСКА — настенная роспись в храме, наносимая на влажную штукатурку.
  • ФРИЗ — украшенная горизонтальная полоса на стене, элемент декора.
  • ФРОНТОН — завершение карниза или наличника, имеющее треугольную, полукруглую, лучковую или сложную форму.
  • ШАТЕР — высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.
  • ЯРУС — убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.
  • ЯБЛОКО — основание для Креста, который устанавливается на главе храма.

Как устроен храм внутри?

Получить ответ на данный вопрос Вы можете, ознакомившись с публикацией Внутреннее устройство православного храма (общие сведения) .

Позакомарное покрытие — кровля, уложенная непосредственно по сводам («камарам»). Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31 103 99) … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

позакомарное покрытие — Закомара Полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне закрываемого свода. Позакомарное покрытие кровля, уложенная непосредственно по сводам Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Муромский Спасо… … Словарь храмового зодчества

Софийский собор (Вологда) — У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Собор Софии Премудрости Божией … Википедия

Закомара — Закомары Дмитри … Википедия

ГРИГОРИЙ БОРИСОВ — рус. зодчий, родом из Ростовской земли, работал в 20 40 х гг. XVI в. совместно с артелью мастеров, из к рых известны по именам Третьяк Борисов и Пахомий Горяинов. Собор святых Бориса и Глеба в Борисоглебском мон ре в Ростове. 1522 1524 гг. Собор… … Православная энциклопедия

МДС 31-9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99) — Терминология МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31 103 99): Алтарь (лат. высокий жертвенник) отделенная иконостасом и находящаяся на возвышении главная часть… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Успенский собор (Дмитров) — У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор. Собор Успенский собор … Википедия

Крестово-купольные храмы Древней Руси — Основная статья: Крестово купольный храм Крестово купольный (вариант написания крестовокупольный) храм основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства в России каменных крестово купольных … Википедия

ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ — Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. 1907 г. Фотография. 2006 г. Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. 1907 г. Фотография. 2006 г. Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена в янв. 1900 г. как… … Православная энциклопедия

Церковь Василия на Горке (Псков) — Православный храм Церковь Василия на Горке … Википедия


Закома́ра (от др. русского комара — свод) [1] — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Ложная (не повторяющая внутренней формы свода) закомара называется кокошником. Кокошники имеют только декоративное значение. Они располагаются на стенах, сводах, а также (уменьшающимися ярусами) у оснований шатров и барабанов глав церковных зданий.

Содержание

История

В XII—XVII веках закомары были типичной деталью древнерусских православных храмов. Во многих храмах применяется сочетание закомар и кокошников.

Позакомарное покрытие

Кровля при покрытии закомарным способом устраивалась прямо на сводах. В зависимости от количества сводов фасад церкви имел такое же количество закомар.

К XVII веку значительное число русских храмов имело позакомарное покрытие. Однако, сложная криволинейная кровля было не очень практична: на крыше скапливался снег и дождевая вода, что вызывало протечки.

В XVII—XVIII веках при строительстве храмов всё реже применяют камень, а вместе с ним уходят в прошлое закомары и позакомарное покрытие. На смену камню приходит кирпич, а с ним и бесстолпные храмы с четвериком, перекрытым крещатым (сомкнутым, ступенчатым) сводом. Во многих храмах в XIX веке позакомарные покрытия заменили на четырехскатную кровлю.

В конце XX века началось возрождение позакомарного покрытия, в связи с появлением строительной технологии создания позакомарных покрытий, устойчивых к воздействию дождя и снега. Так, новый Успенский собор в Ярославле имеет позакомарное покрытие.

Фотографии




Спасский собор Андроникова монастыря, типичное для московского стиля сочетание закомар и кокошников.

Примечания

Ссылки

  • Строительные элементы и конструкции
  • Храмовая архитектура
  • Архитектурные элементы

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Закомара" в других словарях:

ЗАКОМАРА — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода … Большой Энциклопедический словарь

Закомара — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический свод и повторяющий его очертания. В зависимости от количества сводов фасад здания имел 3, 4 и более закомар … Художественная энциклопедия

закомара — сущ., кол во синонимов: 1 • кокошник (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Закомара — полукруглое или килевидное завершение верхней части одного прясла стены храма, обычно соответствующее форме внутреннего свода. Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя РФ от… … Официальная терминология

закомара — Полукруглое или килевидное завершение верхней части наружных стен церковного здания, обычно соответствующее форме и очертаниям сводчатого покрытия и закрывающее его торец [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя… … Справочник технического переводчика

Закомара — полукруглое или килевидное завершение верхней части одного прясла стены храма, обычно соответствующее форме внутреннего свода. Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Закомара — полукруглое или килевидное завершение наружного прясла стены (отрезка между двумя Лопатками), воспроизводящее очертания расположенного за ним свода. Закомара церкви Георгия в Старой Ладоге (12 в.) … Большая советская энциклопедия

закомара — ы; ж. Архит. Полукруглое или килевидное завершение наружной части стены, повторяющее форму свода здания (применялась при постройке церковных зданий на Руси). * * * закомара в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части… … Энциклопедический словарь

ЗАКОМАРА — полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (отрезка между двумя лопатками), воспроизводящее очертания располож. за ним свода (см. рис.). Закомара (указана стрелкой) … Большой энциклопедический политехнический словарь

закомара — Полукруглое или килевидное завершение прясел церковного здания, примерно соответствующее кривизне закрываемого свода. Ист.: Плужников, 1995 См. также : кокошник Иллюстрации: Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Завидове. Элементы декора на… … Словарь храмового зодчества


Позакомарное покрытие — кровля, уложенная непосредственно по сводам ( комарам ). Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя РФ от 27.12.1999 N 92) … Официальная терминология

Позакомарное покрытие — кровля, уложенная непосредственно по сводам («камарам»). Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31 103 99) … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Софийский собор (Вологда) — У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Собор Софии Премудрости Божией … Википедия

Закомара — Закомары Дмитри … Википедия

ГРИГОРИЙ БОРИСОВ — рус. зодчий, родом из Ростовской земли, работал в 20 40 х гг. XVI в. совместно с артелью мастеров, из к рых известны по именам Третьяк Борисов и Пахомий Горяинов. Собор святых Бориса и Глеба в Борисоглебском мон ре в Ростове. 1522 1524 гг. Собор… … Православная энциклопедия

МДС 31-9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31-103-99) — Терминология МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и строительству (к СП 31 103 99): Алтарь (лат. высокий жертвенник) отделенная иконостасом и находящаяся на возвышении главная часть… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Успенский собор (Дмитров) — У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор. Собор Успенский собор … Википедия

Крестово-купольные храмы Древней Руси — Основная статья: Крестово купольный храм Крестово купольный (вариант написания крестовокупольный) храм основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства в России каменных крестово купольных … Википедия

ГРОДНЕНСКАЯ И ВОЛКОВЫССКАЯ ЕПАРХИЯ — Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. 1907 г. Фотография. 2006 г. Кафедральный собор в честь Покрова Пресв. Богородицы в Гродно. 1907 г. Фотография. 2006 г. Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена в янв. 1900 г. как… … Православная энциклопедия

Церковь Василия на Горке (Псков) — Православный храм Церковь Василия на Горке … Википедия

Золочение – одно из древнейших ремесел в истории человечества. Известно, что отделку сусальным золотом впервые применили в Египте и Древней Индии. Оттуда сусальное ремесло распространилось на Ближний Восток. Вскоре изготовление сусального золота было освоено в Греции и с Х века получило широкое распространение в Киевской Руси. По свидетельству Лаврентьевской летописи, в Киеве по повелению князя Святополка (Михаила) Изяславовича была вызолочена церковь Святого Михаила, получившая название Златоверхой. Существует несколько способов золочения. Амальгамное, или огневое, золочение применялось относительно недолго, и технология не получила распространения, несмотря на феноменальную стойкость. Причина – чрезвычайно вредное производство. В Петербурге есть только один пример применения этой технологии – купол Исаакиевского собора. При огневом золочении происходит диффузия (проникновение на атомном уровне) золота в металл основы. Золото растворяли в ртути, потом над горящими углями устанавливали медный лист, на который наносили амальгаму, и все время ее растирали. Когда ртуть выпаривается, золотая пленка настолько крепко схватывается с основой, что удалить ее можно только при физическом воздействии. Гальванический метод удобен при золочении крестов, но для золочения куполов практически не применим. Недостаток технологии гальваники при работе с куполами заключается в том, что для получения хорошего результата – равномерной толщины покрытия и тональности золота, практикуется погружение в гальваническую ванну всего объекта. В силу размеров куполов это невозможно. Покрытие сусальным золотом – главный метод золочения куполов на сегодня. Сусальное золото – это тончайшие пленки золота всегда одного размера, 91,5 х 91,5 мм, и разной толщины – от нее зависит так называемый лигатурный вес сусального золота. Для золочения куполов используется золото с лигатурным весом 3–5 г. В России делают сусальное золото обычно выпускают в виде «книг», состоящих из 60 листов. Производится сусальное золото нескольких.

Купол в архитектуре православного храма

В Православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства, Бога и ангелов. В современном лексиконе под куполом часто понимается навершие храма, т.е. его глава. Настоящее же определение следующее: «Купол – это пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т.п.). Купольные конструкции позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор. Образующими формами служат различные кривые, выпуклые вверх». Глава в храмовой архитектуре – это декоративное покрытие, расположенное над куполом и устраиваемое на световом барабане. Главка – глава, устроенная на декоративном (глухом) барабане. В историко­архитектурном и реставрационном обиходе о главах часто говорят и в широком смысле – как о завершении храма, состоящем из барабана, купола и купольного покрытия. Соответственно, к главам часто относят и простейшие посводные покрытия (металлом либо лемехом непосредственно по своду). Главы храмов могут быть различного размера и формы в зависимости от размера, типа и конструкции покрытия храма. Традиционное количество глав на многоглавых храмах – три, пять, семь, двенадцать, но может быть и иным. Как правило, количество глав бывает не меньшим, чем число престолов в храме. Технологически сложные и большие каменные купола правильной сводчатой конструкции стали сооружать после изобретения бетона во времена Римской империи при строительстве языческих храмов и больших общественных сооружений. Самый древний купол из ныне существующих расположен в римском Пантеоне, возведенном примерно в 128 году нашей эры. Здесь полусферический купол перекрывает круглое здание 43,5 м в диаметре. Позже традиция куполостроения была перенята византийской архитектурой. Византийские архитекторы впервые разрешили задачу помещения купола над основанием не только круглого, но и квадратного и вообще многоугольного плана посредством устройства тромпов и парусов. Кульминацией этого периода стало возведение 42­метрового купола Софийского.

Покрытия и кровли православных храмов

Медь в архитектуре православных храмов

Читайте также: