Фигурное катание дома на полу лайфхаки

Обновлено: 15.05.2024

Полина Иноземцева

С наступлением зимнего сезона открывается всё больше катков и жители городов смело выходят на лёд. А те, кто хоть раз любовался фигурным катанием, пытаются повторить за профессионалами их грациозные трюки. Некоторые элементы окажутся слишком сложными и даже небезопасными для новичков, другие же вполне можно изучить самому. Рассказываем, почему многие движения фигуристов лучше не пытаться делать самостоятельно и какие под силу выполнить даже начинающим.

Какие элементы не стоит повторять за профессиональными фигуристами?

Ответ прост: прыжки, вращения, элементы спиралей и сложные шаговые дорожки. Именно эти трюки придают зрелищности фигурному катанию, но новичкам их не рекомендуется исполнять по нескольким причинам.

Недостаточная физическая подготовка

В первую очередь, начинающим будет не хватать физической подготовки для исполнения сложных элементов. Для того чтобы твёрдо стоять на коньках, фигуристы тренируются ежедневно, несколько раз в день: как на льду, так и в спортивном зале. Они развивают силу, выносливость, растяжку и даже вестибулярный аппарат. Если же человек без опыта попробует выполнить даже лёгкое вращение, то головокружения ему не избежать.


Особенности коньков

Коньки для массового катания недостаточно оснащены, чтобы выполнять в них сложные элементы. Во-первых, ботинок значительно мягче, чем у профессиональных. Твёрдость нужна для стабилизации ноги, например, при приземлении с прыжка. Во-вторых, отличаются лезвия: у фигуристов они заточены специальным образом и наделены развитыми зубцами спереди, которые не дают упасть лицом об лёд. Чем выше уровень катания у спортсмена, тем более продвинутое лезвие из качественной стали должно быть у конька.

Неумение падать

При всём профессионализме даже опытные фигуристы часто падают. Но вероятность получить серьёзную травму у них меньше, чем у начинающих. Всё дело в технике падений. Спортсменов с самого начала их карьеры учат по возможности приземляться на внешнюю часть бедра. Такой исход наименее болезненный. Новички же из-за недостатка практики могут упасть неправильно и довольно сильно удариться.

Элементы, которым может научиться каждый

Самыми простыми и доступными движениями на катке являются элементы скольжения. Им учат фигуристов в самом начале спортивной карьеры, чтобы заложить некий фундамент. Пусть и не сразу, но их сможет повторить каждый желающий.

Скольжение по дуге

Это основное движение в фигурном катании. Выполнять его необходимо, стоя на слегка согнутой в колене ноге и отталкиваясь второй. Опорная нога должна быть мягкой и выполнять роль амортизатора. Тело при этом сохраняйте прямым, руки держите на уровне плеч, а голову — прямо.

Дуги можно выполнять, опираясь как на наружнее ребро, так и на внутреннее.

Этот элемент полезен для того, чтобы научиться переходить с одного ребра на другое. Перетяжки выполняют на двух ногах или на одной. Меняя ребро, важно слегка поворачивать корпус навстречу, а таз — в сторону закругления дуги.

Это движение происходит благодаря активному, но мягкому сведению и разведению ног. На льду при этом остаётся рисунок, чем-то напоминающий китайские фонарики или песочные часы.

Базовый навык фигурного катания, выполнять который можно по-разному. Опытные фигуристы тормозят внешней или внутренней стороной конька, разворачивая одну ногу и надавливая ею на лёд. Бывает, что новички выбирают более простой способ: тормозят зубцами или пяткой.

Каждому фигуристу важно научиться разворачиваться. Крюки — один из многих способов это сделать. К этому движению можно приступать, когда вы хорошо чувствуете лёд, освоили рёбра и дуги и уверенно управляете корпусом.

Это простейшая разновидность шагов, которая позволяет фигуристам набирать скорость и лежит в основе всего скольжения. Перебежки выполняют и шагом вперёд, и назад — вариант для более продвинутых.

Элемент, который чаще всего украшает дорожку шагов в программе. При выпаде происходит перенос центра тяжести на согнутую в колене ногу. Свободная нога выпрямлена сзади, конёк развёрнут. Спина остаётся прямой.

Это движение вперёд или назад на одном из рёбер — внутреннем или наружном (в соотвествии с направлением) — вокруг опорной ноги, которая ставится на зубец. Элемент напоминает рисунок циркуля в тетради.

Для того чтобы научиться уверенно рассекать лёд, существует множество упражнений и движений. Всё, что мы уже упомянули, — лишь их малая часть. Самое главное — выполнять каждый элемент, крепко стоя на коньках и чувствуя лёд. А лучше всего — под присмотром тренера-профессионала.

Дарья Кирюхина

Травмы в фигурном катании часто приводят к завершению карьеры. Но эти спортсменки стали только сильнее и выступают до сих пор.

Дарья Усачёва пережила в олимпийском сезоне жуткую травму. Забыть, как она упала на разминке во время этапа Гран-при Японии, а потом её уносили с арены на руках — невозможно. Но она со всем справилась и вернулась на лёд. Пока она исполняет не все прыжки, но дайте время: всё будет. Мы очень ждём Дашу в новом сезоне.

А то, что всё будет хорошо, говорят истории травм других наших действующих фигуристок. Они не сдавались, а потом триумфально возвращались в большой спорт.

«Когда настанет светлая сторона в моей жизни?»

Елизавета Туктамышева, когда ей было всего 17 лет, тоже получила тяжёлую травму. Случилось это, когда она пыталась отобраться на чемпионат мира через финал Кубка России в 2014 году. Никто и подумать не мог, чем эти соревнования для неё обернутся. Девушка просто упала с прыжка — частое явление на турнирах. Казалось, она просто поднимется и продолжит программу. Но кататься дальше Лиза не могла. Боль в правой ноге была невыносимой.

Позже выяснилось, что у неё случился перелом ноги с частичным разрывом связок голеностопа. Ногу Лизе заковали в гипс от стопы и почти до колена. О чемпионате мира пришлось забыть. После непопадания на Олимпиаду в Сочи это было особенно обидно.

Елизавета Туктамышева

«Когда настанет светлая сторона в моей жизни?» — писала тогда Туктамышева в своих соцсетях.

Почти четыре недели Лиза не тренировалась, передвигалась при помощи костылей, затем ей сняли гипс, и она наконец-то приступила к занятиям в зале. Однако ещё долго продолжалось физиолечение. Время на процедурах она проводила с пользой: читала книги — в частности, Ремарка.

В следующем же сезоне Туктамышева взяла реванш: выигрывала старт за стартом, а в промежутках между ними активно учила тройной аксель. В итоге Лиза завоевала золото чемпионата мира, уверенно продемонстрировав там свой триксель.

А сегодня Императрица по-прежнему держится в мировом топе одиночниц и поражает стабильностью своих тройных акселей. Великолепный пример для подражания всем юным спортсменкам!

«Семь недель в гипсе — пока сложно даже ходить»

Летом 2020-го дочь Этери Тутберидзе неожиданно сломала лодыжку на левой ноге. Произошло это в далёких США, где Диана Дэвис уже на протяжении нескольких лет тренируется со своим партнёром Глебом Смолкиным. Травма была очень серьёзной и надолго выбила фигуристку из тренировочного процесса. При этом Глеб оказался в тот долгий период единственным близким человеком, который был рядом. Тутберидзе не могла оставить своих воспитанников, чтобы вырваться к дочке, поэтому поддерживала её на расстоянии.

В гипсе Диана провела семь недель — немыслимый срок для профессионального спортсмена! А ведь после этого девушку ждала ещё и долгая реабилитация, во время которой она тоже практически не каталась. Выходила на лёд всего на 15 минут в день, в то время как до старта сезона оставалось меньше месяца. Ни о каких соревнованиях речи, естественно, не шло, хотя проявить себя Диане с Глебом было важно: в тот год они последний раз катались по юниорам, а в олимпийском сезоне уже выходили во взрослые. Позволять судьям забыть об их паре было нельзя, и они очень надеялись, что успеют выступить на последнем этапе Кубка России.

Диана Дэвис

Фото: Дмитрий Голубович, «Чемпионат»

Но планам танцевального дуэта помешала очередная травма у Дианы. Оказалось, что она сломала косточку, которая находилась рядом с первым переломом. Вердикт врачей: снова гипс на месяц. Но на этот раз фигуристка не смогла так долго оставаться безо льда и вернулась на каток через две недели.

«В августе только-только вышла на лёд, начали собирать элементы. Поехали на запланированный повторный осмотр, сделали МРТ, и врачи обнаружили второй перелом — другой косточки, которая была рядом. Сказали опять надевать гипс… Но в этот раз Дише морально было намного тяжелее, как будто закончилось терпение. Поэтому вместо запланированного месяца Диана через две недели вышла на лёд», — рассказывал Смолкин в интервью «Телеспорту».

Однако бóльшую часть сезона Диана с Глебом всё равно пропустили. Единственным их стартом тогда стал финал Кубка России. И они его выиграли, обеспечив себе место в сборной. А в олимпийском сезоне совершили невероятный прорыв: попали на этап Гран-при в Канаде, завоевали серебро на чемпионате России и отобрались на главные старты. На своём дебютном чемпионате Европы ребята заняли седьмое место, а затем поехали на Олимпиаду в Пекин — потрясающее достижение для первого взрослого сезона в танцах на льду!

«Вообще не знаю, как стоять на льду»

Спортивный путь Анны Щербаковой полон перипетий, в числе которых не одна травма. Самая страшная произошла с ней, когда она была юниоркой. Аня сломала ногу на тренировке: неудачно упала, пока отрабатывала прыжок. В итоге — два месяца без тренировок и никаких гарантий возвращения в большой спорт. Родители фигуристки боялись, что эта травма помешает ей и в дальнейшей жизни. Карьера дочери в фигурном катании не заботила их так, как её здоровье и благополучие.

«После шести недель в полном гипсе нога выглядит достаточно необычно. Ане было 13 лет, период роста, и нам требовалась очень большая вера в силу природы, чтобы успокоить себя — всё выровняется, ноги станут одинаковыми, и ребёнок сможет ходить как все, не хромая. Уговаривали себя с трудом. А возвращение на каток — я это воспринимал как большое чудо, не меньше», — вспоминал отец Щербаковой в интервью «Спорт-экспрессу».

К счастью, опасения родителей не оправдались. Аня восстановилась и вернулась на родной каток «Хрустальный». Тренеры очень заботливо отнеслись к своей подопечной и максимально бережно помогли ей вернуть былые навыки и форму. Это было очень сложно, но вместе они справились.

«Я помню первую тренировку, мне тренеры сказали: «Пока не выходи на лёд, подожди нас». Я надела коньки, уже была готова и думаю: «Странно, зачем ждать, сейчас выйду и пойду кататься». Но я выхожу на лёд и понимаю, что вообще не знаю, как стоять на льду, меня шатает, меня держат. А казалось, что выйду и поеду, начну прыгать», — делилась воспоминаниями Аня.

Теперь Щербакова — олимпийская чемпионка, чемпионка мира и трёхкратная чемпионка России. Она владеет четверным флипом, четверным лутцем и каскадом тройной лутц — тройной риттбергер. И продолжает кататься, потому что безумно любит это.

Екатерина Авдонина

В ISU затеяли большие перемены. Необычные требования усложнят жизнь ученицам Тутберидзе и поставят под угрозу существование танцев на льду.

Обновление правил в любом виде спорта — процесс трудоёмкий, но, похоже, в ISU решили иначе и пошли по простому пути. Введённые чиновниками требования во многом облегчат задачу как спортсменам, так и судьям, но вместе с тем поставят под удар тех, кто готов много работать и двигать дисциплину вперёд.
Заслуги девочек Тутберидзе теперь не оценят, зато любой промах будет отражён в оценках. С танцами же на льду всё ещё печальнее — вид может оказаться на грани вымирания.

И дело даже не в прыжках, которых в танцах не было испокон веков.

В ISU вынуждают спортсменов облегчать программы

Межсезонье в фигурном катании в самом разгаре. Пока спортсмены уезжают в заслуженные отпуска, чиновники продолжают работать и ведут подготовку к стартам в новом соревновательном году. В Международном союзе конькобежцев всерьёз занялись адаптацией старых правил и ввели несколько существенных изменений.

Судьи получили установку более строго относиться к уровням сложности на различных элементах. Например, в дорожках шагов большее внимание станут уделять количеству и разнообразию нестандартных и трудных в исполнении комбинаций. При этом введено ограничение на повторы сочетаний шагов и поворотов повышенной сложности — в двух местах программы это возможно лишь один раз.

Яркой иллюстрацией новой политики является то, что во вращениях будут засчитывать либо сложный заход, либо выход — получить бонусы и за то, и за другое не получится. По сути, это облегчает задачу многим спортсменам, которые не привыкли исполнять элементы на максимуме, но также это ударит по тем, кто всегда строит программы с необычным хореографическим рисунком. Очевидно, что в группе Этери Тутберидзе, где все фигуристы славятся нестандартными танцевальными переходами и заходами на прыжки, придётся пересмотреть свои принципы, ведь усилия атлетов не будут отмечены дополнительными баллами.

Новые требования ударят по фигуристкам Тутберидзе?

Насторожиться воспитанникам «Хрустального» придётся и из-за перемен в шкале оценивания GOE. В ISU добавили штрафные пункты надбавок за смену ребра между прыжками в каскаде. Снижения будут варьироваться от -1 до -2 баллов. В подобном уличали Камилу Валиеву, техника которой вызывает вопросы у западных специалистов. Они замечали «перетяжку» у фигуристки, забывая, что строение её тела (очень длинные ноги) создаёт оптическую иллюзию и усиливает ощущение, что ученица Тутберидзе намеренно тормозит процесс исполнения второго прыжка в каскаде, чтобы успеть сменить ребро.

«У Камилы достаточно длинные рычаги от природы, она пока замахнётся, это и будет оттяжка и накат, поэтому можно дойти до абсурда в этом копании. Думаю, даже если с помощью этих новых поправок Камиле отметят в каскаде неправильный ритм и что-то снизят, это существенно ни на что не повлияет, отрыв слишком большой», — профессиональный комментарий по этому поводу дала заслуженный тренер Инна Гончаренко, также заявившая, что российские фигуристки прыгают качественно, не касаясь ногой льда, что также теперь является ошибкой.

Камила Валиева

Фото: Александр Сафонов, «Чемпионат»

Такое случается крайне редко при выполнении каскадов ультра-си, к ним относится комбинация лутц-риттбергер. Поскольку старт второго элемента происходит практически с места, фигуристу очень трудно набрать высоту и скорость крутки, чтобы удачно сделать многооборотный прыжок, — тогда-то атлет и может украдкой перенести вес на свободную ногу, чтобы улучшить опору. Из известных спортсменов под нынешние санкции попадают Анна Щербакова и Юма Кагияма. При этом надо отметить, что у олимпийской чемпионки серьёзных недочётов в технике замечено не было, чего нельзя сказать о японском одиночнике, у которого были проблемы с его коронным каскадом флип-риттбергер.

Последнее, но не самое важное изменение: штрафовать теперь будут и за плохой отрыв ото льда. Это ситуация, когда на зубцовых прыжках спортсмен отталкивается ребром, при этом исполняя лишний оборот на льду. Подобная ошибка довольно распространена в фигурном катании — даже в штабе Тутберидзе есть те, кого обвиняют в плохой технике (недавно шквал критики обрушился на юную Алису Двоеглазову, прыгнувшую на тренировке четверной лутц), — но до этого момента её предпочитали игнорировать.

Прыжки в танцах на льду — что это и как будет выглядеть?

Несмотря на весомые перемены в одиночных видах, настоящая революция готовится в танцах на льду. Новый хореографический элемент, доступный спортсменам, называется «прыжки с помощью ассистирующего партнёра». На первый взгляд, эта комбинация противоречит исконным традициям данной дисциплины, однако это не совсем так. Атлетам будет предложено исполнять серию из трёх прыжков, не более полутора оборотов. Из ограничений: не более трёх шагов между элементами, а время отрыва на каждом из них — в пределах трёх секунд.

Переживать за то, что танцы на льду канут в лету в том виде, в котором мы знаем их сейчас, не стоит. Бетина Попова объяснила, что такие прыжки уже присутствовали в программах фигуристов на входах и выходах с поддержек. Подтвердил это и Александр Жулин, порадовавшийся, что такая «фишка» теперь будет оцениваться арбитрами. О том, что прыжки не будут обязательным элементом, а выступят лишь как опциональное дополнение к хореографическому рисунку, высказалась Анастасия Скопцова, добавив, что никакого сходства с одиночным и парным катанием у танцоров не будет.

«Нет-нет-нет, это всё ерунда. Эти прыжки опциональны. Если бы это были описанные прыжки — лутц, тулуп, флип, сальхов, аксель — то, наверное, стоило бы ещё задуматься. Думаю, это как-то будет всё модифицироваться, но прыжков в танцах на льду, я уверена, не будет. Я имею в виду те прыжки, которые мы знаем — тройные, четверные лутцы, тулупы, аксели и так далее. Я не знаю, что должно произойти для этого, учитывая, что в ISU, как мне кажется, вообще хотят снизить значимость прыжков в одиночном катании», — сказала спортсменка в интервью Sport24.

Танцорам станет проще скрывать низкий уровень катания

Тем не менее повод для тревоги у танцоров есть: тот факт, что в мастерах убрали паттерн-часть, говорит о том, что фигурное катание изменится до неузнаваемости. Глобальная проблема, связанная с этим нововведением, заключается в том, что без «школы» дуэтам будет проще скрывать недочёты в технике и скольжении. Атлеты смогут выбирать наиболее удобные элементы и перестанут отрабатывать те, которые у них «проседают». С точки зрения фигуристов, это облегчает им задачу, но вместе с тем общий уровень танцев на льду заметно понизится.

Анастасия Скопцова и Кирилл Алёшин

Анастасия Скопцова и Кирилл Алёшин

Фото: Александр Сафонов, «Чемпионат»

«Самое интересное в другом: вы все заинтересовались прыжками, а переворот происходит в ритм-танце. Я не назову это страшным, но для меня как для ученика Светланы Львовны Алексеевой, которая всегда была приверженцем азов фигурного катания, школы, базы… Мы каждое межсезонье делаем базовые упражнения: раньше ведь была школа, эти кружочки, след которых объезжаешь коньком. Был целый вид, который оценивали.

В фигурном катании ведь можно что угодно завуалировать: в произвольном танце, ещё где-то можно что-то скрыть постановкой, костюмами, ещё чем-то. Но когда пары все как один начинают делать одни и те же шаги в одних и тех же позициях, сразу видна разница, сразу видно, кто умеет держать позицию, а кто — нет, сразу видно, кто скользит. Это сразу отличало тех, кто действительно хорошо катается», — посетовала относительно новых правил Скопцова.

Эффективность решений ISU или её отсутствие будет заметна только по прошествии некоторого времени, но на данный момент кажется, что очередные требования к элементам не совсем адекватны и нанесут больше урона спортсменам, чем пользы.

для тех, кто ищет курсы:

Войти в аккаунт

Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:

Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.

Уроки фигурного катания для начинающих: бесплатные видео для самостоятельного обучения

Эстетика фигурного катания заключается в гармоничном слиянии спортивного и художественного начал. С одной стороны - четкое выполнение упражнений под счет, с другой - красивая хореография. Для профессионального обучения необходим тренер, который владеет методиками преподавания дисциплины. Однако самостоятельное изучение тоже возможно.


Онлайн занятия по фигурному катанию помогут выучить основные элементы самостоятельно. Мы подобрали лучшие обучающие видео уроки в бесплатном доступе.

Первое занятие

Подготовка фигуриста включает изучение собственно ледовой техники (художественное катание) и другие виды тренировок (общая физподготовка, хореография). Однако первая тренировка может проводиться без катка, на снегу. Походить в коньках, поприседать, адаптироваться и почувствовать решительность. Выходя на лёд впервые, необходимо следить за положением тела, сводящем к минимуму падения: колени присогнуты, слегка податься вперед руками, спина прямая.

Страх падения, неустойчивость, дрожь в ногах – все это исчезает после освоения базовых навыков, помогающих стойко держаться на льду. Отрабатывая предложенные в уроке приемы, получится уверенно встать на коньки, обрести баланс, подвижность. В первой части приводятся следующие упражнения: шаги вперед, «саночки», «фонарик», «цапля», «змейка». Вторая посвящена тем же упражнениям, выполняющимся задом наперед.

Толчки

Первым делом начинают просто "топать" по льду, нащупывая баланс, уверенность и устойчивость. Затем тренируют толчки. Распространённая ошибка — отталкиваться носком, а не серединой лезвия конька. Начать стоит с отталкиваний от борта и упражнения самокат, когда одна нога постоянно отталкивается, а другая непрерывно скользит (руки держат выпрямленными по бокам).

Скольжения

1. Прямое вперёд - когда отталкиваются с переносом баланса с ноги на ногу, колени мягкие (чуть согнутые). Проверить правильность движения можно по оставленному следу: должен остаться рисунок елочка.

2. Дугообразное вперёд - наклон туловища после толчка внутрь дуги. Важно не подгибать опорную ногу в голеностопе и не перекашивать плечи.

По кругу

Движение по кругу – базовый навык, один из первых, что учатся делать будущие спортсмены. Освоить его в совершенстве полезно и тем, кто любит проводить время, катаясь для себя. Преподаватель школы Ice Dance Алеся Дмитриева проведет короткое занятие, объяснив и показав три варианта передвижения. «Самокат» напоминает езду на самокате – необходимо отталкиваться одной ногой, удерживая вторую неподвижно. «Перекрестный шаг» выполняется методом поочередного переступания из скрещенной позиции, наклонив корпус внутрь. «Подсечка» аналогична «перекрестному шагу» с некоторыми изменениями.

Подводящие упражнения

Учиться хорошо держаться и четко выполнять элементы нужно поэтапно. Хорошо помогают подводящие упражнения, частично содержащие элемент, о в более простой форме. Перед катанием по дуге используют змейку (остаётся след с двумя волнообразными параллельными линиями) и фонарик (удаляющиеся и сходящиеся линии за счёт активного разведения и сведения ног). Перед движением по прямой тренируют равновесие на 3 счета: толчок — скольжение — пауза.

Торможение

Остановки можно осуществлять в двухопорном или одноопорном положениях. Самый простой вариант — Т-образный, когда задняя нога давит на внутреннее ребро стопы, а передняя полусогнута. Сложнее выполнять торможение путём резкого разворота обеими стопами перпендикулярно линии движения. Распространены варианты торможений плугом и полуплугом, путём разворотов стоп внутрь или наружу.

Повороты

Троечки — самые легкие среди разворотов, разучиваются из положения с места, потом с движением при фиксации тела вначале и вконце. Перетяжку тренируют, используя ориентиры в виде фишек, снежков, камешков, которые нужно объезжать. Дугу начинают осваивать, скользя спиралью, по извилистым и круговым линиям. В процессе придётся вспомнить уроки геометрии и ознакомиться с понятиями продольных и поперечных осей фигуры, а также коридорными линиями.

Вращения

Начинают с элементарного - кружения на обоих коньках на одном месте, потом с разгона из выпада. Особое внимание уделяют динамике и соблюдению центра фигуры. Освоившись на двойном упоре, переключаются на кружения на одном коньке (меняя правый на левый). Существует изобильное количество вариантов разгона и подступов к вращениям, а также поз: флажок, колечко, бильман, заклон и другие.

Прыжковая техника

1. Элементарные упражнения с прыжками - подскоки на месте и подпрыгивание в движении (по прямой линии и дугообразной), перепрыгивание через препятствие (валик из снега).

2. С полуоборота - на обеих ногах, соскок с одной на обе, блинчики (комбинации из первых двух видов).

Есть несколько видов: перебежки и беговые, четырехшажные переходы и троечные. Перебежки используют как связующее звено между фигурами. Тренировки с беговыми шагами позволяют развить динамику и стремительные скорости. Обычно новички допускают много ошибок при выполнении. Самая распространённая - толкание носками при вертикальном положении туловища.

Работа задом наперед

Всего несколько минут понадобилось Алесе Дмитриевой, чтобы донести до зрителя технологию исполнения подготовительных движений для прокатки спиной вперед. Приведены: «фонарик», выпады из стороны в сторону, подсечка. Последовательность работы демонстрируется и подробно комментируется. Алеся работает инструктором с 2004 года, встала на лед в 1992 году. Проходила обучение у Ильи Кулика, Екатерины Гордеевой, Вячеслава Загороднюка. Дополнительно занимается, хореографией и танцами, является дипломированным преподавателем.

Спирали

Для овладения непростым элементом стоит пробовать сначала скользить циркулем (внутрь назад и вперед). Скользят сперва на обоих коньках с ровными коленями, затем в плие. Вместо подготовительных элементов берут пистолеты, ласточку и полуласточку, кораблики на согнутых коленях. Поза с поднятой ногой отличается красотой и грацией. Оставшийся на льду след должен иметь плавную кривизну.

Пять типичных ошибок

Если научитесь выполнять эти элементы, станете звездой ближайшего катка. Никакой особой подготовки не требуется, надо только уверенно стоять на коньках.

10 эффектных трюков на катке для тех, кому надоело ездить по кругу

Все трюки в видеороликах для этой статьи выполнила Мария Розанова — тренер школы Ice Day.

1. Основной шаг

Он же — «ёлочка». Если умеете кататься на лыжах, это движение вам знакомо — оно напоминает коньковый ход. Поставьте ноги в третью позицию, чтобы пятка одной ноги прилегала к внутренней стороне стопы другой. Колени при этом должны быть слегка согнуты.

Расставьте руки в стороны, держите спину прямо и оттолкнитесь ото льда, выпрямив опорную ногу. Направление движения зависит от ребра конька, на котором вы скользите. Если опираться на внутреннее, то при движении с правой ноги вы поедете налево, а если на внешнее — направо. Проскользите вперёд, а потом повторите это же движение с другой ноги.

2. Торможение

Мало просто кататься, надо ещё и правильно тормозить — желательно не в сугроб или человека, который движется вам навстречу. У фигуристов в арсенале множество способов торможения, но для начала стоит освоить самый простой.

Его можно выучить в комбинации с «ёлочкой». Во время шага вынесите свободную ногу вперёд и разверните носком внутрь, а пяткой наружу. Лезвие должно не скользить, а как бы зацепиться за лёд. Ещё один способ для неопытных фигуристов — во время движения разведите ноги пошире и разверните носками внутрь. Так можно затормозить, если скорость движения не очень высокая.

3. Дуга

Это один из базовых шагов фигурного катания. Чтобы сделать дугу, встаньте в третью позицию и слегка согните правую ногу. Разведите руки в стороны на уровне плеч, а голову держите прямо — смотреть нужно не на лёд, а перед собой.

Оттолкнитесь левой ногой и перенесите вес тела на правую. Скользите вперёд, поочерёдно меняя ноги, чтобы след на льду напоминал окружность. Во время движения опорная конечность выпрямляется не до конца и остаётся мягкой и пружинящей.

Дуги делятся на внешние и внутренние в зависимости от того, на каком ребре конька вы скользите. Начинать лучше с внутренних дуг, а когда научитесь уверенно держать равновесие, переходите к внешним.

4. Тройка

Простой, но довольно эффектный элемент, который под силу любому новичку. «Тройка» — это поворот на одной ноге, после выполнения которого на льду остаётся след в виде цифры «3».

Оттолкнитесь правой ногой и скользите на левой вперёд по дуге. Колено опорной конечности слегка согнуто, а вес тела можно сместить к центру окружности, которую вы описываете на льду. Перед поворотом выпрямляйте колено, поднимите руки на уровень плеч и сначала разверните верхнюю часть туловища, а потом завершите движение разворотом таза и ног. Элемент вы закончите, двигаясь спиной вперёд.

5. Скобка

Это поворот на одной ноге, оставляющий на льду след в виде фигурной скобки. Такой элемент часто используется в качестве связки в дорожках шагов.

«Скобка» напоминает «тройку», но поворот конька направлен не внутрь воображаемого круга, который вы рисуете на льду, а из него. Выполняйте дугу на внешнем ребре конька, а в момент поворота разверните опорную ногу по направлению из круга и перейдите на внутреннее ребро.

6. Перетяжки

Популярное движение для тренировок по фигурному катанию, которое учит переносить вес с внутреннего ребра лезвия на внешнее. Держите спину ровно, руки разведите в стороны и скользите на правой ноге. Левую можно вынести вперёд — для начинающих фигуристов это удобнее, чем отводить её назад.

Во время движения переносите вес тела с внутреннего ребра конька на внешнее и обратно, скользя то вправо, то влево. Колено опорной ноги при перетяжке должно работать: при изменении направления движения чуть сгибайте его, а когда едете по прямой, выпрямляйте.

7. Фонарик

Это упражнение научит контролировать колени во время скольжения и правильно отталкиваться ото льда. Руки разведите на уровне плеч, пятки держите вместе, а носки разверните в стороны. Согните колени и разведите ноги, надавив на внутренние ребра коньков. Во время движения выпрямляйте колени и держите ноги примерно на ширине плеч. Разверните стопы носками внутрь и снова соедините ноги, чтобы вернуться в исходное положение, а потом повторите упражнение с самого начала.

«Фонарики» можно делать и назад — для этого соедините носки и разведите пятки в стороны. После завершения движения пятки окажутся сведёнными вместе, а носки будут врозь. На льду должен остаться след, напоминающий китайские фонарики.

8. Перебежки

Ещё один базовый шаг, который помогает уверенно чувствовать себя на льду и быстро набирать скорость для скольжения. Для него требуется хорошая координация, но после нескольких тренировок вы без труда освоите перебежки.

Разведите руки в стороны, согните колени и оттолкнитесь ото льда. Вес тела перенесите на опорную ногу, а если делаете перебежки во время поворота, слегка наклоните корпус к центру воображаемого круга. Во время движения свободную конечность не подтягивайте к опорной, а ставьте крест‑накрест перед ней, как бы перешагивая. Перенесите вес на ногу, которая находится впереди, и отталкивайтесь с её помощью.

9. Циркуль

Связка, объединяющая сложные элементы. Впрочем, для новичков на катке она сойдёт и за самостоятельный трюк.

Перенесите вес на левую ногу, поставьте её на зубцы конька и согните в колене. Руки держите раскинутыми в стороны, чтобы они не мешали движению. Вращайтесь, описывая круги правой ногой вокруг левой. В начале движения ноги стоят вместе, потом правая должна сделать круг и вернуться к левой. Важно, чтобы зубцы конька опорной ноги во время поворотов стояли на одном месте, а не ёрзали по льду.

10. Перекидной прыжок

Перекидной — первый прыжок, который изучают начинающие фигуристы. Выглядит эффектно, а освоить его можно довольно легко.

Встаньте спиной вперёд по ходу движения, руки поднимите в стороны, а левую ногу отставьте назад. Развернитесь и скользите по льду на левой ноге, а потом оттолкнитесь и во время прыжка поменяйте ноги, чтобы приземлиться на правую. Звучит сложно, но на практике выучить прыжок проще, чем по словесному описанию.

Освоить все эти движения вы можете на ВДНХ — главный каток страны работает здесь до 1 марта. Это самая большая ледовая площадка Европы: на искусственном покрытии площадью 20,5 тысячи квадратных метров одновременно могут кататься 4 500 человек.

Каток разделён на три зоны: большое пространство для всех гостей, детскую площадку для маленьких фигуристов и «Аллею влюблённых» вокруг фонтана «Дружба народов». Длина ледового покрытия по периметру — 1,6 километра. Чтобы объехать его, потребуется 20 минут.

Заточить свои коньки или взять пару напрокат можно прямо на катке в трёх пунктах аренды спортивного инвентаря. Термос оставьте дома — рядом с ледовой площадкой есть несколько кафе, где можно отдохнуть после катания и согреться чаем, кофе, горячим безалкогольным сидром и вкусной едой.

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Читайте также: