Этап переправа по бревну

Обновлено: 16.05.2024

Этап «Организация переправы по бревну» предназначен для проверки навыков использования технических приёмов, слаженности работы группы при организации переправы через реку.

6.2. Снаряжение на этап:

6.2.1. Команда прибывает на этап, имея полный комплект личного снаряжения согласно п. 3.1 Общих условий проведения соревнований Приложения №1;

6.2.2. Судьи этапа предоставляют команде комплект снаряжения, необходимый для успешного прохождения этапа, куда входят:

· страховочная система (с блокировкой) – 4 комплектов;

· карабин с муфтой – 6 шт.;

· веревка 40м – 2 шт.;

· основная веревка для организации локальных петель – 3 шт.

6.2.3. Участник может на усмотрение судей этапа использовать свою собственную страховочную систему, а также иное снаряжение, допущенное к использованию главным судьей;

6.2.4. Начинать этап все участники всех команд обязаны в равных условиях;

6.2.5. Каждый участник обязан уметь заблокировать собственную страховочную систему самостоятельно, но помощь от других участников команды не запрещена;

6.2.6. Если судьи этапа усомнились в умениях участника, они имеют право потребовать от данного участника самостоятельно заблокировать систему вне контрольного времени этапа;

6.2.7. Если это требование не будет выполнено, команда получает штраф «Угроза безопасности» (20 баллов).

6.3. Порядок прохождения этапа:

6.3.1. Перед началом этапа судья разъясняет команде схему этапа, расположение возможных точек страховки, расположение опасной зоны (промаркирована судьями). Команде даётся время (до 5 минут) на обсуждение тактики прохождения этапа и подготовку снаряжения, по истечении которого судья даёт команду «СТАРТ» и запускает секундомер;

6.3.2. Участники, обеспечивающие страховку, должны находиться на самостраховке;

6.3.3. При необходимости команда может выставить наблюдателя за течением реки, известив об этом судью;

6.3.4. Первый участник переходит по бревну по судейским перилам, с двумя командными страховками, одна из которых находится на уровне бревна, вторая – ниже по течению;

6.3.5. Страховочные веревки прикрепляются к боковому ремню грудной обвязки участника с разных сторон перекрестья;

6.3.6. Страховочные веревки не должны перехлёстываться;

6.3.7. Остальные участники переправляются на противоположный берег, имея самостраховку в командных перилах и командную страховку с двух берегов (у последнего участника – страховка с одного берега);

6.3.8. После переправы всех участников осуществляется продёргивание верёвок;

6.3.9. Окончание этапа и отсечка контрольного времени производится только после переправы всех участников и продергивания всех основных верёвок;

6.3.10. Системы снимаются и маркируются на берегу старта после возвращения по судейским перилам;

6.3.11. Время одевания систем входит во время работы команды на этапе;

6.3.12. Контрольное время прохождения этапа 30 минут.

Этап «Организация бивуака»

7.1. Общие положения:

Этап «Организация бивуака» предназначен для проверки навыков планирования и организации бивуака на маршруте, а также укладки рюкзака.

Снаряжение на этап

7.2.1. Команда прибывает на этап, имея полный комплект личного снаряжения согласно п. 3.1 Общих условий проведения соревнований Приложения №1, а так же приносит с собой:

· спички и дрова для разведения костра;

· деревянные колышки для установки палатки (кроме центрального).

7.2.2. Судьи предоставляют команде комплект снаряжения, в который входят:

· другое бивуачное и специальное снаряжение на усмотрение судьи этапа.

7.3. Порядок прохождения этапа:

7.3.1. Перед началом этапа судья делает некоторые вводные по погодным условиям и обстановке на маршруте, которые необходимо учитывать при организации бивуака и укладке рюкзака.

7.3.2. Этап включает в себя следующие элементы:

· обустройство спальных мест;

· разведение костра и кипячение воды (min 0,5л.);

· снятие бивуака и укладка снаряжения в рюкзак.

7.3.3. Жеребьёвкой определяется 1 участник, осуществляющий разведение костра и кипячение воды;

7.3.4. По мере выполнения своих непосредственных обязанностей участники могут присоединиться к другой группе для помощи в общей организации бивуака.

7.3.5. По готовности команды к работе судья подаёт команду «СТАРТ» и запускает секундомер;

7.3.6. После выполнения всех элементов, кроме снятия бивуака отсекается промежуточное время. Судья проверяет правильность выполнения каждого элемента, при необходимости разъясняет ошибки, после чего снова запускает секундомер;

7.3.7. Окончание отсчёта времени происходит в момент доклада команды «Рюкзак готов», при надетом рюкзаке на одного из участников команды;

7.3.8. При судействе применяются штрафы из специальной Таблицы штрафов (Приложение №4);

7.3.9. Контрольное время прохождения этапа 30 минут.

Этап «Прохождение П-перил»

8.1. Общие положения:

8.1.1. Этап «Прохождение П-перил» предназначен для проверки навыков использования технических приёмов и слаженности работы группы при прохождении участка рельефа, требующего применения вертикальных и горизонтальных перил.

8.1.2. Этап представляет собой участок подъёма (вертикальные перила), участок траверса (горизонтальные перила с одной промежуточной точкой закрепления) и участок спуска (вертикальные перила);

8.1.3. На всём протяжении трассы участник движется с самостраховкой (схватывающий узел – на вертикальных перилах, скользящий карабин – на горизонтальных), на участке спуска предусмотрена верхняя страховка, которая обеспечивается судьями.

8.2. Снаряжение на этап:

8.2.1. Команда прибывает на этап, имея полный комплект личного и командного снаряжения согласно п. 3.1 Общих условий проведения соревнований Приложения №1. Судьи этапа предоставляют команде комплект снаряжения, необходимый для успешного прохождения этапа, куда входят:

· готовые к использованию перила;

· страховочная система (с блокировкой) – 4 комплектов;

· отрезок репшнура длиной 4-5 м (для самостраховки) – 4 шт.;

· карабин с муфтой – 7 шт.;

· спусковое устройство – 4 шт.;

8.2.2. Начинать этап все участники всех команд обязаны в равных условиях;

8.2.3. Каждый участник обязан уметь заблокировать собственную страховочную систему самостоятельно, но помощь от других участников команды не запрещена;

8.2.4. Если судьи этапа усомнились в умениях участника, они имеют право потребовать от данного участника самостоятельно заблокировать систему вне контрольного времени этапа. Если это требование не будет выполнено, команда получает штраф «Угроза безопасности» (20 баллов).

8.3. Порядок прохождения этапа:

8.3.1. Перед началом работы команды судья проводит краткий инструктаж и отвечает на вопросы участников (кроме вопросов, касающихся тактики и конкретных технических приёмов), после этого команде даётся время (в пределах 5мин) для обсуждения тактики прохождения этапа и подготовки снаряжения;

8.3.2. По готовности команды к работе судья подает команду «СТАРТ» и запускает секундомер;

8.3.3. Во время прохождения этапа включается время одевания страховочной системы;

8.3.4. Проверка правильности одевания страховочной системы осуществляется судьями перед началом движения участника без остановки секундомера;

8.3.5. Окончание отсчёта времени (остановка секундомера) производится по команде «Перила свободны» и по освобождению судейской страховки после прохождения этапа последним участником;

8.3.6. Подача команд страхующему судье от участников обязательна;

8.3.7. Неподача команд страхующему судье штрафуется согласно таблице штрафов;

8.3.8. Разрешается включение репшнура, которым завязан схватывающий на перилах, в карабин на системе;

8.3.9. При прохождении этапа не допускается использование судейской страховки для передачи снаряжения или иных целей команды, а также любые контакты и взаимодействие между участниками, находящимися на участке спуска (либо уже спустившимися) и участниками, находящимися на участке подъёма (либо ещё не приступившими к нему), при необходимости такое взаимодействие может осуществляться через участников, находящихся на горизонтальных перилах;

8.3.10. Карабин судейской страховки используется только для включения судейской страховочной верёвки;

8.3.11. Судейская страховка включается в грудной узел;

8.3.12. Запрещается организация самостраховки схватывающим узлом, либо скользящим узлом «проводник» на горизонтальных перилах;

8.4. Особые условия при прохождении этапа:

8.4.1. Нагрузочная способность перил определена следующим образом: на каждом участке перил может находиться только один человек;

8.4.2. Траверс состоит из двух независимых участков;

8.4.3. Очередному участнику запрещается организовывать свою самостраховку на перилах до подачи команды «Перила свободны» для исключения возможности нагрузки перил во время работы с ними предыдущего участника;

8.4.4. Допускается завязывание схватывающего узла на вертикальных участках при обеспечении на земле (очередным участником – на подъёме, предыдущим – на спуске) свободного провиса перил 1,5–2м;

8.4.5. Включать в страховочную систему схватывающий, ФСУ, жумар и нагружать вертикальные перила разрешается только после полного их освобождения предыдущим участником и подачи команды «Перила свободны»;

8.4.6. Команда «Земля» (при спуске) эквивалентна команде «На самостраховке»;

8.4.7. Перила считаются свободными только после полного прекращения работы участника с ними (снят схватывающий, жумар, ФСУ);

8.4.8. Каждый участник команды может потребовать у судьи проверку правильности одевания страховочной системы до начала движения, тем самым подтверждая готовность к выполнению следующего технического приёма, правильность одевания системы оценивается судьей в соответствии с Таблицей штрафов;

8.4.9. Неправильным считается удержание схватывающего узла, которое не обеспечивает оперативного его освобождения в случае неконтролируемого спуска;

8.4.10. Участники соревнований, покидая этап, обязаны привести предоставленное им снаряжение в исходное состояние (разобрать и смаркировать страховочные системы, репшнуры и пр.), затраченное на это время, в контрольное время не включается, невыполнение данного требования приводит к штрафу «Неаккуратное обращение со снаряжением»;

8.4.11. На каждую подачу команды должен быть ответ, отсутствие ответа приравнивается к неподаче команды;

8.4.12. Участник, идущий по перилам последним, подаёт все команды, ответы другими участниками команды возможны, но не обязательны, отсутствие ответа в данном случае не штрафуется;

Подъем по перилам

Спуск по перилам

Обозначение берега и наведение перил на этапе переправе по бревну

Перила на этапе переправа по бревну наводятся без полиспаста усилиями (без фанатизма) трех мужчин. Судьи должны постоянно перетягивать перила после прохождения по этапу 4-5 команд. По отношению к бревну перила могут крепиться на высоте от 120 до 180 сантиметров. Чем выше расположены перила, тем легче будет участникам.

Организация этапа переправа по бревну на турполосе для команд

Разметка этапа - это обозначение линии берега маркировочной лентой, которую для простоты судейства надо обернуть вокруг бревна, что исключит саму возможность споров о заступе за линию берега. Заступ за линию берега засчитывается только при фактическом заступе ногами, если за линией берега находится тело или руки, пусть даже участник и не пристегнулся к перилам самостраховкой, то это не ошибка.

Положение относительно перил (выше или ниже по течению) на турполосе для участников не учитывается, тогда как на турполосе для команд - это штраф за отсутствие самостраховки. Прохождение этапа можно усложнить расположив перила, например, с заметным уклоном к финишному берегу или точно по линии бревна. Еще больше усложняет этап, если перила расположены под углом к бревну, начинаясь с одной его стороны и заканчиваясь с другой , что потребует от участника перехода на другую сторону перил, уже находясь на бревне.

Переправу по бревну можно организовать и как переправу с использованием вместо перил маятниковой веревки для всех участников. Здесь есть несколько тонкостей, которые нужно обязательно учитывать. Если бревно короче 5 метров, то замена перильной веревки на маятниковую не имеет смысла, все участники пройдут этап за одно и то же время. Проще всего участникам использовать маятниковую веревку, если она образует перпендикуляр точно с серединой бревна. Если она не образует перпендикуляр ни с какой частью бревна, то все участники не будут ею пользоваться, а по бревну пойдут, как по канату (также как на фото внизу). Самостраховка на маятниковой веревке осуществляется схватывающим (обмоточным) узлом. Схватывающий узел ведется по веревке так же как на подъеме или спуске по перилам, это зависит от того приближается участник к точке крепления маятниковой веревки или удаляется от неё. Маятниковая веревка должна быть не менее чем вдвое длиннее бревна, чем она длиннее, тем легче ею пользоваться.

Для вытягивания маятниковой веревки назад следующим участником, она должна быть еще длиннее, и второй её конец должен быть закреплен на стартовом берегу.

Требования к оборудованию этапа переправа по бревну на турполосе для участников

Бревно должно быть ровным без сучков и изгибов, диаметром не менее 20, но не более 40 сантиметров . Устанавливается бревно на высоте не более 20 сантиметров над землей и жестко крепится. Любые сдвиги, раскачивания и прокручивания должны быть исключены. В местах укладки и крепления бревна не должно быть торчащих вверх кольев, лучший вариант крепления - это врубка в небольшие бревна, подложенные под основное бревно поперек в его начале и в конце, а если бревно сильно прогибается под весом человека, то и в середине.

Бревно на турполосе для участников нельзя укладывать через ручьи, овраги и любые другие углубления, даже самые незначительные.

На турполосе для участников бревно вообще лучше положить на землю. Вероятность срыва с бревна бегущих по дистанции участников очень высока, а срыв с высоко поднятого бревна может привести еще и к падению и травме, срыв с лежащего на земле бревна с намного большей долей вероятности закончится просто заступом.

Новичку об основах в области ОБЖ, экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

суббота, 12 декабря 2020 г.

Переправа через реку по бревну

Наиболее удобна и безопасна переправа по бревну или по дереву. Этот способ используется в тех случаях, когда невозможно переправляться вброд из-за катящихся по дну камней, большой скорости течения, низкой температуры воды, значительной глубины и т. д.

Бревно (дерево) должно быть длиннее ширины русла реки на 3-4 метра. Сучья надо тщательно срубить.

Как положить бревно

Бревно для переправы через реку может понадобиться сначала положить. Это делается несколькими способами.

Укладывание бревна

  1. Со стороны берега, с которого предполагается наводить переправу, выкапывается уголком ямка. В него упирается комлем приготовленное бревно.
  2. Затем к верхушке бревна серединой крепится веревка так, чтобы оставались два одинаковых конца.
  3. За оставленные концы верёвки берутся равное количество людей с обеих сторон и веревки разводятся в стороны под острым углом — первоначально 90 градусов.
  4. Начинают медленно поднимать бревно на 40-50 градусов. Когда бревно будет поднято на нужную высоту, его разворачивают перпендикулярно противоположному берегу.
  5. Затем также медленно начинают опускать в намеченную точку на противоположном берегу.
  6. По уложенному бревну проходит налегке первый человек. Для безопасности его надо страховать верёвкой (лучше всего с двух сторон). И, если необходимо, закрепляет для устойчивости верхушку бревна (такое лучше делать каждый раз - так переправа будет более надёжна).
  7. Веревку, на которой опускали бревно, перевязывают на нужную высоту, используя ее в качестве перил.

Выдвижение бревна

  1. Подбирается необходимой длины ствол дерева, очищается от сучьев и кладется на катки вблизи берега концом, направленным в противоположную сторону.
  2. Чтобы бревно не опрокинулось вперед, к комелю привязывают тяжелые предметы для противовеса, а со стороны верхушки привязывается веревка так, чтобы оставались два одинаковых конца
  3. С обеих сторон вбиваются рогулины высотой около 1,5 метра, через которые пропускаются веревки.
  4. Веревки с каждой стороны держат два человека. Другие со стороны комеля начинают подавать бревно вперед, страхующие при этом выдают веревку.
  5. После того, как бревно ляжет на противоположную сторону, по нему проходит первый участник, держась за веревки.
  6. Перейдя на противоположный берег, он укрепляет бревно, перевязывает перила на нужную высоту.

Сваливание дерева

  1. На нешироком участке реки, где намечается навести переправу, подбирается дерево на берегу и его валят так, чтобы оно перекрыло русло (т.е. достало другого берега).
  2. Первый человек переправляется без рюкзака, придерживаясь толстых сучьев, мешающие прохождению сучья срубает.
  3. На противоположном берегу укрепляет дерево, чтобы его не снесло.

Сплав бревна

  1. Бревно ложится на берег вершиной вверх по течению. Перед этим нужно заранее определить точку на противоположном берегу (большой камень, дерево и др.), в которую бревно будет упираться своей вершиной.
  2. По возможности выкапывается ямка и в него упирается комлем приготовленное бревно.
  3. К верхушке бревна серединой крепится веревка так, чтобы оставались два одинаковых конца.
  4. Бревно вершиной сталкивается в воду. За веревки бревно придерживается.
  5. По уложенному бревну проходит налегке первый человек. Для безопасности его надо страховать верёвкой. При необходимости натягивается верёвка.

Использование завала

В некоторой местности на реках можно встретить завалы, которыми можно использовать для перехода на другой берег. Но прежде чем переходить по завалу, необходимо проверить устойчивость бревен. Прочность завала проверяет один из группы. Он без рюкзака переходит на противоположный берег и определяет устойчивость и прочность завала. Последующие переходят завал по одному или по двое.

Как переправляться через реку по бревну

Переправляться по бревну на противоположную сторону нужно по одному.

Если бревно тонкое, мокрое и по нему сложно передвигаться, для устойчивости нужно сделать зарубки.

По сырому бревну возможна переправа сидя или на коленях.

Если при переправе по бревну возникает малейшая опасность падения, необходимо натянуть веревочные перила. Для этого один человек налегке переходит на другой берег и натягивает верёвку. Последним переправляется самый опытный турист. Он перевязывает веревки так, чтобы их можно было выдернуть с другого берега и переходит сам.

Переправляться через реку данным способом удобно когда река имеет очень быстрое течение или большую глубину. Также такой способ подходит для переправ в холодное время года. Правда и ширина у реки должна быть не очень большой, чтобы была возможность найти подходящее дерево.

Причем следует подбирать бревно такой длины, чтобы она была больше ширины реки метра на два с обоих сторон. После того как бревно найдено, с него срубаются все ветки и гнилая кора. А чтобы ноги не так сильно скользили вдоль всего бревна можно сделать насечки крест на крест. Это улучшит сцепление обуви с поверхностью бревна.

Чтобы уложить поваленное дерево правильно, его кладут вдоль берега, затем возле основания (широкой части) роют небольшую ямку. Затем к верхней части привязывают 2 веревки (должны быть в два раза длиннее бревна).

Затем одна часть людей берется за одну веревку, а вторая часть за другую веревку и с другой стороны. Таким образом поднимается верхушка ствола и разворачивается так, чтобы можно было его уложить перпендикулярно руслу реки. Теперь аккуратно и медленно опускают ствол дерева.

Вот практически и все, теперь осталось все тщательно проверить, чтобы бревно было устойчиво и не каталось. Если шатается, то следует подпереть камнями или кольями. Сначала отправьте одного человека без снаряжения для проверки. Этот человек также проверяет и закрепляет противоположную часть бревна.

Кроме этого можно растянуть веревку на нужной высоте над бревном. Она будет использоваться в качестве перил. Кстати, по бревну нельзя бегать. Да и переходить реку нужно по одному, чтобы избежать перегрузки.

Когда река не широкая и рядом растут деревья, можно срубить его так, чтобы оно сразу упало перпендикулярно течению. Затем также отправляется один человек без снаряжения. За толстые ветки можно держаться, а те которые мешают передвижению следует срезать.

Иногда переправляться по бревну удобно сидя. В этом случае бревно следует обхватить ногами и толкающими движениями ползти. Также можно использовать длинный шест. Только ставить шест нужно со стороны течения.

Предыдущие статьи:

Спасибо за внимание, если вам понравилось поставьте ЛАЙК и ПОДПИШИТЕСЬ на мой канал . Это будет хорошей мотивацией писать дальше для вас интересные и полезные статьи. А еще вы можете посетить мой сайт .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

на тему: "Техника организации переправы по бревну"

1. Переправа первого участника через реку по бревну

2. Практика: переправа по бревну

1. Переправа первого участника через реку по бревну

Переправа осуществляется с обеспечением страховки основной веревкой, выдаваемой на уровне бревна, либо несколько ниже по течению реки. Кроме того, к участнику должна быть подключена сопровождающая веревка (основная), выдача которой осуществляется ниже по течению реки. Расстояние между страхующей и сопровождающей веревками - не менее половины ширины реки по берегу.

Выдаются веревки. Кроме того, сопровождающую веревку участник может использовать как дополнительную точку опоры. При этом свободный конец веревки жестко удерживается двумя участниками на берегу в руках (подключение его к участникам либо к опоре запрещается). Переправляющийся участник набирает в руку необходимый запас веревки и постепенно выдавая ее, переправляется по бревну, самостоятельно контролируя силу натяжения сопровождающей (опорной) веревки - метод маятника. Участник, переправляющийся со страховкой с берега должен быть без рюкзака.

Если расстояние от бревна до поверхности воды более 3 м, участник, идущий со страховкой с берега, обеспечивается обязательной судейской страховкой в виде горизонтальных судейских перил и проводка (допускается использование своей длинной самостраховки).

ВНИМАНИЕ: Использование данных перил в качестве опоры запрещено и расценивается как зависание на судейской страховке.

Движение по бревну первого участника допускается любым образом (на ногах, сидя на бревне и т.д.).

Участник может использовать как дополнительную точку опоры растяжки-усы, использовавшиеся командой при укладке бревна.

2. Практика: переправа по бревну

Используемое снаряжение: Веревки, системы, карабины, верхонки или перчатки, репшнуры, бревно.

Место проведения: Река шириной 3-5 м, в лесу между деревьями.

Техника безопасности: При опасности срыва с бревна в воду первого участника организовать страховочные перила.

Организация страховки первого участника аналогична пр. 9.2.

Переправа первого участника. Со страховкой с берега и используя веревку, которой укладывали бревно, как временные перила. Если бревно было уже уложено - пешком или ползком по нему со страховкой с берега. Можно использовать шест для опоры в дно (если возможно).

Организация перил. Если точки закрепления перил находится в опасной зоне (в воде, на склоне) - организация станции и самостраховки, не теряя командной страховки (страховочная или дополнительная веревка). Перила натягивает первый участник (если может) или команда. Вывод перил на нужное место оттяжками и подпорками (вдоль бревна, на уровне плеч, выше по течению относительно бревна). Минимальная степень натягивания - участник, упавший на середине бревна, не должен оказаться в воде. Натяжение оценивается у участка перил в безопасной (доступной) зоне и сравнивается с запомненной степенью натяжения на тренировках при которой перила не касались земли под нагрузкой на середине.

Организация страховки аналогично пр. 9.2.

Движение: лицом или боком к течению; человек на самостраховке (усом, грудным карабином); руки в перчатках; карабин между рук; страховка выше по течению без перехлеста через спину. Продергивание аналогично пр. 9.2.

Переправу по бревну (кладке) следует рекомендовать как наиболее безопасную, хотя наведение ее сложнее, чем переправы вброд и по камням (рис. 40).

В случае сильного течения, большой глубины или опасности удара катящимися по дну реки камнями переправа по кладке незаменима.

Выбирается наиболее узкое место русла, берег, с которого будет перебрасываться кладка, должен иметь отмель или быть достаточно ровным. Противоположный берег должен быть несколько приподнятым, чтобы при переправе бревно не заливалось водой. Важно наличие поблизости сухостойных деревьев, лучше сосен.

Прежде всего надо определить ширину реки для того, чтобы выбрать соответствующее бревно. Кладка должна быть длиннее, чем ширина реки на 3-4 м. При отсутствии таких деревьев связывают два ствола. Для этого надо, чтобы одно бревно заходило на другое на 1,5-2 м. Связывание производится прочными репшнурами или рабочей веревкой в двух местах (около концов бревен). Стягивающая бревна веревка укладывается виток к витку на расстоянии 10-15 см. После каждого витка веревка туго натягивается.

Все сучья с кладки должны быть тщательно срублены заподлицо с поверхностью бревна. На мокром, скользком бревне делаются частые насечки топором или оно обкручивается витками веревки (чтобы не скользить при переправе).

Бревно кладется на берег почти параллельно реке так, чтобы вершина его несколько выдавалась над водой. Около толстого конца бревна делается "уголок" из камней высотой от 0,5 до 1 м (для упора комля при подъеме кладки). переправа бревно кладка страховка

При отсутствии камней роется углообразная яма. Вдоль стенок ямы высотой около 0,5 м, образующих прямой угол, забиваются один около другого колья, предохраняющие земляные стенки от разрушения комлем бревна.

"Уголок" делается с таким расчетом, чтобы конец бревна упирался в одну его стенку при подъеме бревна, когда оно лежит параллельно руслу, и в другую его стенку при повороте бревна к реке. Для этого одна стенка располагается перпендикулярно к руслу, другая - параллельно ему. "Уголок" открыт в сторону русла.

Чем ближе к воде устроен "уголок", тем короче должно быть бревно, но тем труднее будет его поднять (так как часть поднимающих должна первоначально встать в воду). Обычно "уголок" устраивается на расстоянии 1-2 м от воды.

Тонкий конец кладки обвязывают средней частью рабочей веревки (схватывающим узлом) так, чтобы получилось два конца, каждый на 3-4 м длиннее бревна.

Туристы делятся на две равных по силам группы, каждая из них берется за концы веревок и натягивает их так, чтобы веревки образовали острый угол, а бревно делило бы угол пополам.

У конца бревна ставятся один-два наиболее сильных туриста. Комель дерева укладывается в "уголок". По команде бревно поднимается теми, кто.стоит у его вершины, на высоту 2-2,5 м, а затем подтягивается выше с помощью туристов, державших веревки. Одновременно бревно разворачивается в сторону реки по команде старшего на переправе за счет подтягивания одной веревки и небольшой выдачи другой. При этом группы туристов, держащие веревки, постепенно расходятся так, чтобы угол между веревками стал менее острым, а бревно всегда являлось биссектрисой этого угла.

Бревно надо поднять под углом в 45-50° к земле, тогда его легче удерживать и поворачивать в сторону реки. Если конец кладки поднять выше, она теряет устойчивость и может упасть в любом направлении. Успех подъема кладки зависит от опытности старшего на переправе и тех, кто поднимает бревно за веревки. Натягивать веревки надо очень медленно, не спуская глаз с конца бревна, строго следуя командам.

При подъеме бревна старший на переправе становится на расстояние 1,5-2м от комля лицом в его сторону (спиной к поднимающим). Команды подаются обеими руками и голосом.

Надо помнить, что подъем бревна - сложная и опасная операция. Веревки, с помощью которых поднимается бревно, должны быть длиннее его для того, чтобы обе группы поднимающих оказались сзади комля, упертого в землю. Это необходимо, чтобы не попасть под бревно в случае, если "уголок" будет разрушен комлем или бревно упадет. Никто не должен находиться под бревном (за исключением первой фазы подъема).

Зрителей не должно быть в радиусе, по крайней мере, равном полуторной длине бревна.

Главный "секрет" успеха подъема бревна заключается в том, чтобы оно подтягивалось вверх последовательно на очень небольшую высоту поочередно то одной, то другой группой. Команда "стоп" звучит много раз. Только при такой организации дела командир в любой момент сможет понять, какую и кому команду надо сейчас подать.

Когда кладка поднята и повернута в сторону реки, нельзя сразу отпускать веревки, иначе бревно может упасть не в ту сторону, куда надо, или сломаться при ударе о землю. Веревки отпускаются постепенно, по команде старшего. Таким образом, конец бревна может быть положен в любое место на противоположном берегу реки - на нужный камень, ствол дерева, в расселину скалы и т. д. (а во время тренировок, например, точно в развилку козел).

После того как бревно уложено, его комель может быть поднят на груду камней для того, чтобы оно не заливалось водой. Теперь по бревну может двигаться первый турист. Его обязанность завязать на той стороне конец веревочных перил. Идти первым по бревну должен турист, у которого лучше, чем у других, развито чувство равновесия. Он должен идти на страховке основной веревкой. В качестве временных перил ему служат веревки, за которые поднималось бревно. Веревки туго натягиваются под таким углом, чтобы идущий первым мог взяться за них обеими руками. При этом надо следить, чтобы какая-нибудь группа не перетянула своей веревки и этим не сдернула бревно в сторону или не вытянула его на свой берег. Устранить эту опасность, а также качание бревна можно, если одному-двум туристам навалиться на комель.

Трудность перехода бревна первым заключается в том, что обе веревки постепенно сходятся к концу кладки, расстояние между ними сужается, они становится все ниже для идущего туриста. Положение вынужденного идти почти на корточках становится все более неустойчивым. Тот, кто хорошо владеет равновесием, не доходя 1,5-2 м до места, где веревки привязаны к бревну, поднимается во весь рост и плавными быстрыми шагами выходит на берег. В этот момент возникает опасность поскользнуться на бревне, поэтому хорошо обмотать репшнуром эту часть кладки еще заранее, перед ее подъемом.

Когда кладка положена, натягивается веревка перил с таким расчетом, чтобы после оттяжки ее репшнурами (см. выше в разделе "Веревочные перила") она заняла необходимое по отношению к бревну положение. Перила располагаются или на высоте плеча на полметра вправо или влево от бревна, или над головой идущих по кладке.

Бревно можно не только поднять веревками, но и выдвинуть на другой берег через кучу камней. Наверху каменной груды укладывается полено или короткое бревно, по которому скользит выдвигаемая в сторону другого берега кладка. Прежде чем выдвинуть кладку, к ее толстому концу привязывается в виде балансира тяжелое бревно, а к тонкому концу - расходящиеся под углом веревки. Они служат для того, чтобы поддерживать выдвигаемое бревно, передвигать его в нужное место, когда конец его коснется противоположного берега, а также используются в качестве перил во время перехода по бревну первого туриста (рис. 41).

Этот способ применяется в том случае, если берег неудобен для подъема кладки веревками. Груда камней высотой в метр наваливается как можно ближе к воде, иногда прямо в русле, если река около берега неглубока.

Кладку можно положить, используя силу течения воды. Для этого выбирают участок реки без камней. К тонкому концу бревна, как обычно, привязываются две веревки. Бревно сдвигается в реку и укладывается параллельно берегу, вершиной навстречу течению. Струя воды постепенно отводит тонкий конец от берега, комель бревна надо удерживать на месте. Как только тонкий конец бревна касается противоположного берега, его с помощью веревок выдергивают на сушу (рис. 42).

Кладку можно перекинуть с берега на берег, повалив растущее у самой воды дерево. Этим. способом следует пользоваться лишь в глухих, таенных районах, там, где порубка одного свежего дерева не причинит вреда лесу. Прежде всего надо выбрать дерево такой высоты, чтобы его вершина легла на другой берег. Важно, чтобы ствол был или совершенно вертикален, или наклонен в ту сторону, куда надо его повалить. Сильный ветер может изменить направление падения ствола.

При переправе участников группы по кладке через опасную реку каждый турист применяет грудную обвязку и прикрепляется к перилам с помощью карабина. В особо опасных случаях добавляется вспомогательная веревка, середина которой с помощью второго карабина прикрепляется к грудной обвязке переправляющегося, а концы держат страхующие на обоих берегах. Бежать по кладке строго воспрещается.

Последний снимает перила и переходит по бревну (или передвигается по нему верхом) со страхующей веревкой.

Читайте также: