Есть свет на башне и в руке цвет и черный тополь и в окне свет

Обновлено: 01.05.2024

1916 год. М.И. Цветаевой только 23. Именно с этого года зазвучит по-настоящему сильно голос поэта.
Весной 16 года Цветаева создаёт цикл стихов "Бессонница". В этот авторский цикл входит необыкновенно притягательное в первую очередь на звуковом уровне стихотворение "В огромном городе моём — ночь. " Музыка этого текста завораживает, окутывает парадоксальностью и покоем одновременно.

Сама М.И.Цветаева в 1922 году в книге "Вёрсты"(книга вышла в Госиздате), куда вошли стихи 1916, расписывая стихи по адресатам, свяжет этот текст с именем Н. А. Плуцер-Сарна: "Все стихи отсюда — до конца книги -- и много дальше — написаны Никодиму Плуцер-Сарна, о котором — жизнь спустя — могу сказать, что — сумел меня любить, что сумел любить эту трудную вещь — меня." И в этом — законы поэтической памяти поэта, которые мы не можем оспаривать, не должны. Интересно, что почитав предлагаемые в Интернете анализы текста, везде сталкивалась с другим именем, упоминаемым в связи с этим текстом, именем Софии Парнок. Нужно бережно относиться к тексту, к памяти людей ушедших. Раз есть пометы Цветаевой об адресатах стихов, как можно не ссылаться на них. В любом случаем, всегда важен текст, что мы можем открыть для себя, обращаясь к потенциалу смысловому. Поделюсь своим опытом прочтения.

В огромном городе моем — ночь.
Из дома сонного иду — прочь
И люди думают: жена, дочь,—
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет — путь,
И где-то музыка в окне — чуть.
Ах, нынче ветру до зари — дуть
Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.

Есть черный тополь, и в окне — свет,
И звон на башне, и в руке — цвет, И шаг вот этот — никому — вслед,
И тень вот эта, а меня — нет.

Огни — как нити золотых бус, Ночного листика во рту — вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам —снюсь.

Впечатлительность, нежность, искренность уводят в бессонницу. Бессонница — в ночь. Примечательно признание П.Юркевичу в письме от 21-го июля: ". я хочу лёгкости, свободы, понимания, — никого не держать и чтобы никто не держал! Вся моя жизнь — роман с собственной душой, с городом, где живу, с деревом на краю дороги, — с воздухом. И я бесконечно счастлива." Стихотворение "В огромном городе моём ночь. ", написанное 17 июля 1916 года, утверждает потребность в свободе "от дневных уз" чужих представлений, мнений, предположений. Ночью и дышится свободнее, поэтому выход в ночь — встреча с собой настоящей, свободной от условностей и предлагаемых рамок. Любых.

Сравнение освещения ночного города, уличных фонарей-огней с нитями бус вырастает из жизнеспособности образа и наблюдательности поэта, обличённого даром слова. Кто ни сравнивал огни фонарей с привлекательными нитями бус?! Эти бусы подсвечивают наши сознания, высвечивая тайники души, делающие нас похожими на шкатулки с секретом. Только без дна. Мы носимы потоками собственных сознаний и только сон уравновешивает наши взлёты и падения, даёт отдых. Но бывают для души времена смуты, бессонницы, как состояния самопознания. И сон, приходящий на смену такому состоянию, уже не просто отдых, а продолжение творческой реальности, в сновидческом её варианте. Самый свободный сон бессонницы.

Рано или поздно для души, осознающей свою бездонность, наступает ночь свободы. Ночь ведёт в бездомность. Дом родной погружён в обычный сон, но он сонный не только потому, что пришло время ночного отдыха, просто он всегда видит свои сны, а значит, надо смело принять бездомность: так честнее кажется душе без дна. За осознанием этого следует шаг в ночь, как в бездну. Ведь если в родному дому нет души родной — что делать?! Только — прочь! Но за пределами дома так ли просто найти понимание во мраке ночи собственной души? Люди привыкли жить стереотипами, играми с распределёнными социальными, семейными ролями. Способны ли они понять мятущуюся душу, протянув ей руку поддержки, узнав в ней нечто важное, единственно важное, потому что бессмертное.

И люди думают: жена, дочь,— // А я запомнила одно: ночь.

Разрыв в сознании ужасный,выдёргивающий из общего потока, привычного и понятного. Жена? Дочь? А если душа так надорвалась своей страстностью, что не в состоянии нести обычные данности ролей, если столкнулась с невозможность жить привычной, размеренной жизнью, впустив в душу разрушительный ветер страстей? Как жить с этими знаниями о себе, с невозможностью гармоничного соотнесения собственного прошлого — настоящего — будущего. наконец, с проблемой самоидентификации: есть "я" настоящая, а есть моё "я" то, каким его видят другие. Бессонница толкает к бесцельным прогулкам по ночному городу, который принимает шаги человека, сбежавшего от уюта дома, ибо невозможное, необъяснимое, быть может, и разрушительное, ждёт свободного высвобождения. Ритм всего стихотворения созвучен гулким шагам по мостовой в ночной тиши:

В огромном городе моем — ночь. // Из дома сонного иду — прочь.

Ночь в городе становится метафорой души: огромной душе — огромный город и . ночь. Мир поэтического восприятия здесь предметен (в стихотворении преобладают имена существительные). Предметность эмоционально окрашена. Это утомляет, особенно когда привычная жизнь рушится, когда всё откликается на одно — "прочь" (частотное слово в лирике Цветаевой).

Июльский ветер мне метет — путь, // И где-то музыка в окне — чуть.

В тексте предельно чётко дан хронотоп: июль, город, ночь.

Ах, нынче ветру до зари — дуть // Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.

Ветер своей стихийностью родствен крылатой душе поэта. Он метёт не равнодушно, а сопутствуя той, которая не собирается возвращаться домой до зари. Ветер становится не просто лучшим спутником бесцельной прогулки , а вожатым. Ветер — метафорой свободы. Стать бы ветром! Преграда — стенки тонкие груди, груз тела, лет, быта. Но он не оставит ту, чья душа узнаёт в нём родное. Поэт и ветер —две родственные стихии в бессонной ночи. Междометие "ах", в котором и удивление, и восторг, тому свидетельством.

Бытийный глагол "есть" утверждает реальность цвета и света, звука, вкуса, движения (в тексте анафора "И звон. // И шаг. // И тень. " усиливает данность реальности вещного мира), но в этом мире, где и тень очевидна, нет места хозяйке тени: безапелляционное противопоставление "а меня - нет" показывает глубину неприятия внешних ограничений. Интересно, что глаголов всего 7: иду — думают — запомнила — метёт — дуть — освободите — поймите. Поэт показывает себя в движении: внешне -- простая прогулка, внутренне -- напряжённая жизнь души, скрытая от посторонних.

Магистраль сознания обретает самое себя, видя ночные огни, для которых находит точное и красивое сравнение — "нитки бус". Бусы — символ женственности, счастья полноты женской судьбы. Огни эти, словно соединяют рассыпавшиеся бусины сознания, утомлённого узами дня.А вкус "ночного листика" (как мил уменьшительно-ласкательный суффикс здесь), возможно, напоминание о важном, когда-то пережитом. Всё это помогает вернуться к себе и обратиться с просьбой ко всем, с кем столкнёт жизнь, освободить от дневных уз, ибо лживы -- много игры, много ролей и масок, понять одно: мы сами создаём себе реальность своими волевыми усилиями, соответственно и людей в жизни видим сонно, не сновидчески — это редкий дар, а в своём сне иллюзий об этом человеке, об этом дне или ночи.

Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам — снюсь.

Счастье — познать себя, да, через боль испытаний, да, отшатываясь собственных бездн. Познание это дарит свет, который освещает самую тёмную ночь. Может быть потому это мелодичное стихотворение оказалось таким светлым.

Огни — как нити золотых бус, Ночного листика во рту — вкус.

Стихотворение "В огромном городе моём — ночь. " — важный поэтический пример свободного выхода в самопознание, который можно сравнить с прогулкой по ночному городу, пример насыщенной жизни души, несущей свой дар. Стихотворение притягательно и мелодичностью, и звукописью, и исповедальным характером.

В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного иду — прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет — путь,
И где-то музыка в окне — чуть.
Ах, нынче ветру до зари — дуть
Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.

Есть черный тополь, и в окне — свет,
И звон на башне, и в руке — цвет,
И шаг вот этот — никому — вслед,
И тень вот эта, а меня — нет.

Огни — как нити золотых бус,
Ночного листика во рту — вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам — снюсь.

Анализ стихотворения «В огромном городе моем — ночь» Цветаевой

В творчестве М. Цветаевой был целый цикл стихотворений, посвященных бессоннице. Она начала создавать его после бурного, но непродолжительного романа с подругой С. Парнок. Поэтесса вернулась к мужу, но ее преследовали мучительные воспоминания. Одним из произведений цикла «Бессонница» является стихотворение «В огромном городе моем — ночь…» (1916 г.).

Лирическая героиня никак не может уснуть. Он выходит из «дома сонного» и отправляется на ночную прогулку. Для склонной к мистицизму Цветаевой ночь имела огромное значение. Это пограничное состояние между сном и реальностью. Спящие люди уносятся в иные, созданные воображением миры. Бодрствующий ночью человек погружается в особое состояние.

У Цветаевой и так была врожденная неприязнь к повседневной жизни. Она предпочитала уноситься в мечтах подальше от реальности. Бессонница хоть и доставляет ей страдания, но позволяет совершенно иначе взглянуть на окружающий мир, испытать новые ощущения. У лирической героини обостряются все чувства. Она слышит едва различимые звуки музыки, «звон на башне». Только они поддерживают хрупкую связь героини с реальным миром. В ночном городе остается лишь ее тень. Поэтесса растворяется в темноте и, обращаясь к читателям, утверждает, что становится их сном. Она сама выбрала этот путь, поэтому просит избавить ее «от дневных уз».

Лирической героине абсолютно безразлично, куда идти. Дорогу ей указывает «июльский ветер», который при этом проникает «сквозь стенки тонкие груди». Она предчувствует, что ночная прогулка будет продолжаться до утра. Первые лучи солнца разрушат иллюзорный мир и заставят вернуться в опостылевшую будничную жизнь.

Бессонница подчеркивает одиночество лирической героини. Она одновременно находится в иллюзорном и реальном мирах, но ни в том, ни в другом не видит поддержки и сочувствия.

Особым приемом Цветаевой является многократное употребление тире. С помощью него поэтесса «обрубает» каждую строку, выделяет самые значимые слова. Упор на эти рифмованные между собой слова создает ощущение ярких вспышек.

Произведение «В огромном городе моем — ночь…» свидетельствует о тяжелом духовном кризисе Цветаевой. Поэтесса глубоко разочарована в своей жизни. В поисках выхода из тупиковой ситуации она стремится порвать все связи с реальным миром. Днем она лишь существует, скованная по рукам и ногам. Ночь приносит ей свободу и возможность избавиться от тесной физической оболочки. Цветаева уверена, что идеальное состояние для нее — чувствовать себя чьим-то сном.

В огромном городе моем - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.

Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.

Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.03.2018. Останься пеной, Афродита
  • 30.03.2018. Будем говорить о моей прекрасной, светлой жизни.
  • 29.03.2018. Пусть варежка в сугробе утонула
  • 28.03.2018. Венец искупляющих жертв
  • 27.03.2018. Чуть слышно плещется вода
  • 26.03.2018. Внутрь зрящим - свидание нож
  • 25.03.2018. После чумы
  • 24.03.2018. Всё глуше голоса чужих кровей.
  • 23.03.2018. Твой старенький блокнот
  • 22.03.2018. Вечный источник творчества
  • 20.03.2018. Друзья, поймите, что я вам - снюсь
  • 19.03.2018. Такое бывает только у русских
  • 18.03.2018. Баллада о царской шутке
  • 17.03.2018. Ария
  • 16.03.2018. Качается свет среди линий нечетких
  • 15.03.2018. Солнце в Рыбах
  • 14.03.2018. Черновик
  • 13.03.2018. Звук стекольный, свет свекольный
  • 12.03.2018. Все пройдет
  • 11.03.2018. С моею царственной мечтой
  • 10.03.2018. Звезда Маир
  • 09.03.2018. Ветка
  • 08.03.2018. Дань
  • 07.03.2018. Спокойствие гласного
  • 06.03.2018. Портрет
  • 05.03.2018. Весенний снег
  • 04.03.2018. Об этом
  • 03.03.2018. Булошная
  • 02.03.2018. Ты в сумраке ночном нашла меня, как слово
  • 01.03.2018. Гейлигенштадтское завещание

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+


***
В огромном городе моем - ночь.
Из дома сонного иду - прочь.
И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет - путь,
И где-то музыка в окне - чуть.
Ах, нынче ветру до зари - дуть
Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.

Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.

Огни - как нити золотых бус,
Ночного листика во рту - вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам - снюсь.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.07.2018. Антония Гутова На крыльях ветра музыка носилась
  • 30.07.2018. Наталия Кугушева Я расплачиваюсь за жизнь
  • 29.07.2018. Вадим Шефнер Слова
  • 28.07.2018. Константин Фофанов В городке небольшом в переулке
  • 27.07.2018. Виктор Генрихович Гофман Бывает вечером такое
  • 26.07.2018. Федор Тютчев Как неожиданно и ярко
  • 25.07.2018. Геннадий Русаков Далёкий дождь дохнул из темноты
  • 24.07.2018. Владимир Захаров Музыка
  • 23.07.2018. Ирина Маулер У жизни разные тропинки - степные, пл
  • 22.07.2018. Александр Кушнер Так быстро ветер перелистывает
  • 21.07.2018. Константин Романов Что за краса в ночи благоуханно
  • 20.07.2018. Марина Цветаева В огромном городе моем - ночь
  • 19.07.2018. Владимир Фирсов Я продолжаю вечное свиданье
  • 18.07.2018. Наталия Кугушева Что нужно поэту? Огрызок карандаш
  • 17.07.2018. Виктор Генрихович Гофман Ливень
  • 16.07.2018. Федор Тютчев Как весел грохот летних бурь
  • 15.07.2018. Анна Нелидова Что же мы создаем?
  • 14.07.2018. Евгений Чигрин Завари эту жизнь в золотистом кофей
  • 13.07.2018. Владимир Галат Не заснуть.
  • 12.07.2018. Константин Фофанов Стансы
  • 11.07.2018. Ирина Маулер Поэзия
  • 10.07.2018. Алексей Апухтин Ожидание грозы
  • 09.07.2018. Вячеслав Иванов Ливень
  • 08.07.2018. Наталия Кугушева Дождь
  • 07.07.2018. Татьяна Алфёрова Не Посейдон - изменчивый Протей
  • 06.07.2018. Федор Тютчев Не остывшая от зною
  • 05.07.2018. Ярослав Ивашкевич Для того и летний вечер
  • 04.07.2018. Александр Блок Я жду призыва, ищу ответа
  • 03.07.2018. Александр Пушкин Поэту
  • 02.07.2018. Анна Ахматова Лилии
  • 01.07.2018. Константин Романов Люблю, о, ночь, я погружаться в

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

В огромном городе моём ночь (Проект

В огромном городе моем – ночь
Из дома сонного бегу – прочь.
И люди думают – жена, дочь.
А я запомнила одно – ночь.

Июльский вечер мне метет – путь
И где-то музыка в окне – чуть.
А нынче ветру до зари – дуть
Сквозь стенки тонкие груди – в грудь.

Есть черный тополь и в окне – свет
И звон на башне и в руке – цвет
И шаг вот этот – никому вслед
И тень вот эта, а меня нет.


Огни как нити золотых бус
Ночного листика во рту – вкус
Освободите от дневных уз
Друзья, поймите, что я вам снюсь.


Фрида Бервальд. 24.12.2021 18:57:03
Отзыв: положительный
Красотища! Очень понравилось на стихи Цветаевой ваше исполнение супер. спасибо. с уваж.



Фрида, спасибо за слова и эмоции, отдельно за прекрасный букет. Поэзия Марины Цветаевой не может оставить равнодушным, наверное, никого. И в каждом веке по-новому звучат они, современные всегда! Ура!!


Александр Глазунов 23.08.2021 19:03:04
Отзыв: положительный
А мне наверно проще всех, высказать своё восхищение Вашей работой. Я, увы, не очень силен в стихах, что же касается музыкального нового образа исполнения. Просто замечательная работа. Песня, которую приятно и интересно слушать. Мне понравилось. Спасибо.


Александр, огромное спасибо за слова и мысли.
Стихи написаны по поводу, а мы их читаем на основании нашего повода и нашего ощущения современности.
Поэтесса наверняка бы разрешила такой взгляд.
Ура!!


Мила Саниэлль 24.06.2021 23:40:01
Отзыв: положительный
Интересная версия, Сергей!!
Довольно не стандартная для "видения творчества Марины" через призму её поэзии.
Но, стихи - не персонифицированы - в смысле - женский текст, мужской текст,
поэтому Вы так услышали эти стихи и это "ВАше измерение".
Я, кстати, тут же попробовала "изобразить" что-то женским вариантом,
но результаты мне пока не "пришлись". ;))
Успехов!!
;))


Люблю "своё мнение", но странно: не сказать, что амбициозно. как-то через призму уважения к поэту (стихи - исходное начало для меня). Мысленно советуюсь с поэтом, а как бы он оценил, что подсказал. Так как всю жизнь прежнюю это происходило заочно, привык и отклики формировать внутри себя. И эта (в большой мере воображаемая конечно) ответственность перед поэтом и является определяющей. Представляя себе мнение Марины Цветаевой, думаю, что она поддержала бы мнение. что стихи должны жить в той эпохе и времени, которые "на дворе": скорости и ситуации другие, ощущение современности другое. (Какие же всё таки "космические" её строчки, боже мой!)
Мила, спасибо за разговор, за мысли, за отношение!
А по женскому варианту. люблю, но не понимаю тонкостей этого влекущего понятия, рад и приветствую, не знаю как, но очень постараюсь понять и потрудиться, если пригожусь для этого.
Ура!!


Приветствую Вас, Сергей!
Боюсь, что Вы меня чуть-чуть не поняли - насчёт женского варианта.
(Просто, прослушав вашу мелодию, я попыталась что-то напеть своё,
свою мелодию - как бы она звучала в моей голова - типа, что-то альтернативное,
но, как я сказала - не получилось, да и не надо, думаю. )
А ваша мелодия и песня - это только ваша, и только Вам и исполнять, так что
я не "покушаюсь".
(Я часто так экспериментирую - типа композиция-"упражнение")
Удачи!!
;))

Читайте также: