Эмоциональная сфера фундамент поведения человека

Обновлено: 05.05.2024

Эмоции являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой – особенностями внешней ситуации.

Свойства эмоций:

  1. Субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).
  2. Полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…).
  3. Фазность эмоционального характера эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения – разрядки и возбуждение – успокоение.

Классификация эмоций

В эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.

Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).

Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

Эмоция возникает как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта она более длительна и менее интенсивна, это душевное волнение. Эмоция как реакция возникает не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.

Чувства (высшие эмоции) – особые психол. состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны. Поэтому их часто классифицируют в зависимости от предметной сферы:

  1. Моральные (нравственно-этические).
  2. Интеллектуальные, практические.

Психологические теории эмоций

В XVIII – XIX вв. не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)

  1. «Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются как следствие эмоций, стали их причиной. Каждой эмоции соответствует свой набор физиологических проявлений.
  2. «Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.
  3. Круг Папеса и теории активации. Эмоция – это не функции отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, называется «Кругом Папеса».

Когнитивные теории эмоций. Они открывают природу эмоций через механизмы мышления.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В эмоциях большую роль играют ког-нитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова. В символической форме представлена совокупность функций, влияющих на возникновение и характер эмоций:

Эмоция = П х (Ин – Ис). П – актуальная потребность. (Ин – Ис) – оценка вероятности.

Существуют различные школы, что определяет разность определений и классификаций.

  1. Джемс-Ланге. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций. В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния. Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма, возникают эмоции через систему обратных связей. «Мы огорчены от того, что плачем, а не плачем от того, что огорчены». Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.
  2. Психоанализ. Реакции связаны с влечениями. Причина возникновения – рассогласованность желаемой ситуации с действительной.
  3. Бихевиоризм. Сопутствующая реакция на определенный стимул. Представления об эмоциях обеднены тем, что не рассматривается центральное звено, а рассматриваются подкрепления. Они могут быть положительными и отрицательными, соответственно эмоции бывают тоже как положительные так и отрицательные. Не воспринимаются как внутренние переживания (горе от тоски ничем не отличается).
  4. Когнитивная психология – есть нормальная экспериментальная база.Шехтер.
      2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига. Оказывают влияние два фактора: когнитивный, психол.
  5. Лазарус. 3х компонентная теория. Влияют следующие компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается не только физиологический сдвиг, но и возможность поведения в данной ситуации, возможность интерпретировать: эмоции возникают, если мы все воспринимаем как реально происходящее. Если подвергать все рациональному анализу – эмоции отсутствуют.
  6. Рубинштейн. Эмоция – это нечто связанное с определенным возбуждением опреде-ленных участков в подкорковых структурах – реакция на стимул, чувства – до стимула, то что может быть вербализовано, или уже вербализовано, раз вербализовано, значит осознано. Эмоции и потребности. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека. Эмоции – конкретная форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».
  7. Леонтьев. Теория эмоций строится на Деятельности. В ней утверждается, что поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.

Психофизиологические механизмы

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражатель-ной функции мозга – эмоции (от лат. возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражается в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию Личности, включающую не только психологический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

Житейское понимание слова «чувства» настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это обозначение ощущений (боль), возвращение сознания после обморока («прийти в чувство») и т.п. Нередко и эмоции называют чувствами. В действительности же строго научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам. При этом, в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене – радость, а при провале – разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывают, что эмоции и чувства – это не одно и то же.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством их нетождественности является и более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.

Дети дошкольного возраста очень рано начинают усваивать систему отношений в той среде, в которой они живут. Непосредственно воспринимая эмоциональную атмосферу семьи, подражая взрослым, ребёнок перенимает их ценности, отношение к людям и к окружающему миру в целом.

ВложениеРазмер
statya_safronova_sonnikova.docx 43.71 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «эмоциональная сфера» в психолого- педагогической литературе

Сафронова И.Б., Сонникова О.Ф., воспитатели ГБОУ «Школа № 842»

Эмоции в переводе с латинского звучат как «потрясаю, волную». Эмоции являются особым классом психических явлений, который проявляется в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Эмоции являются одним из главных механизмов психической регуляции поведения человека. [1]

Биологическое назначение эмоций заключается в форме актуализации видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых остается для него скрытой.

Учёные С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон основали концепцию эмоциональных процессов на методологических принципах теории отражения. Авторы концепции подчеркивают, что эмоции обусловлены отношением между человеком и окружающей средой. Вместе с тем, учёные предполагают, что эмоция является особой формой отношения человека к предметам и явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям личности.

Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс – «…это особый род процессов регуляции, которые актуализируются под влиянием событий, вызывающих изменения в состоянии организма или в его отношениях со средой, либо изменяющих актуальное состояние равновесия между субъектом и средой». [2]

Л.Ф. Обухова в своих исследованиях пишет, что эмоции - это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. [3]

Эмоциональная сфера входит в структуру личности и находится в тесной взаимосвязи с потребностно-мотивационной сферой, характером и поведением человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии личности, помогает воспринимать действительность и реагировать на нее.

А.В. Запорожец, Л.А. Абрамян, М.И. Лисина, Т.А. Репина подчёркивают, что общение и взаимодействие между людьми не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого человека и главное распознавать свои эмоции и управлять ими.

Посредством распознавания эмоций мы понимаем друг друга, определяем настроение и эмоциональное состояние собеседника, независимо от того знаком нам человек или он незнакомец.

Л.С. Выготский справедливо отмечал: «Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать». [4]

В.В. Зеньковский в своих трудах отводит эмоциональной сфере одно из первых мест по значению в развитии ребенка: «эмоции - это, прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода».

Вопросы эмоциональной сферы детей представлены в исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.А. Рубинштейна, Т.А. Марковой, Я.З. Неверович, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др. Некоторые их них утверждают, что положительные эмоции создают необходимые условия для активной деятельности мозга и стимулируют познание окружающей действительности.

Положительные эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности детей, в развитии мышления.

Л.С. Выготский, А.В. Запорожец утверждали, что «эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитания в такой же мере, как ум и воля. То, как будут усваиваться полученные в процессе воспитания знания и умения, и как ради достижения каких-либо целей они будут использованы в дальнейшем, решающим образом зависит от эмоционального отношения субъекта к окружающим людям и окружающей предметной среде». [5]

К.Э. Изард в своих исследованиях пишет: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие». [6]

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие ученые указывают на то, что развитие эмоциональной сферы детей происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов. При определенных условиях они присваиваются личностью, становятся основой побудительных мотивов поведения.

Результатом усвоения является своеобразная система мер, эталонов ценности. Сопоставляя наблюдаемые явления дети оценивают эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

А.В. Запорожец эмоциональную сферу ребенка рассматривал в качестве базовой предпосылки общего психического развития или в качестве фундаментального внутреннего фактора, определяющего его психическое здоровье. [7]

А.Д. Кошелева под эмоциональной сферой ребёнка видит сложную организованную систему регуляции поведения, определяющую детское благополучие, психическое и соматическое здоровье. [8]

Огромную роль эмоции играют и в развитии речевой деятельности ребёнка, влияют на процессы восприятия и порождения детской речи. В методике развития речи детей дошкольного возраста выделяется особый класс лексики - эмотивный.

Вместе с тем, важно формирование и развитие у детей способностей к распознаванию эмоциональных состояний и эмпатии (пониманию эмоциональных состояний других людей и сопереживанию).

Ключевым моментом развития эмоциональной сферы ребёнка являются освоение им социальных форм выражения эмоций. Также посредством речевого развития эмоции ребёнка становятся осознанными.

Исключительную роль в развитии эмоциональной сферы ребенка играет общение. От характера отношений ребенка с окружающими напрямую зависит, какие именно личностные качества у него будут сформированы.

Ближайшее социальное окружение ребёнка, как правило, семья. М.И. Лисина подчёркивает влияние семьи на содержание и способы выражения эмоциональных состояний детей. Идеалы взрослых, система требований к ребенку во многом обуславливают содержание, силу и глубину его эмоциональных проявлений.

Дети дошкольного возраста очень рано начинают усваивать систему отношений в той среде, в которой они живет. Непосредственно воспринимая эмоциональную атмосферу семьи, подражая взрослым, ребёнок перенимает их ценности, отношение к людям и к окружающему миру в целом.

Особое значение семейной микросреды в развитии эмоциональной сферы ребёнка объясняется тем, что самостоятельность ребенка относительна, благополучие и сама жизнь его зависит от заботы и помощи воспитывающих его взрослых людей.

Отметим, что такие воздействия как одобрение и неодобрение (в особенности со стороны родителей), приобретают в период детства такую побудительную силу, что служат регулятором поведения и стимулом психического развития.

[1] Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с

[2] Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М. : Прогресс, 1979. – 392 с.

[4] Выготский Л.С. Собр. соч. Т.3. М., 2005.

[5] Ключникова И.Ф. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. - 2020. - С. 131-133

[6] Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. - СПб. : Издательство «Питер», 2001. - 464 с.

[7] Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. Я.З. Неверович. – М.: Знание, 2005.

[8] Кошелева А. Л Эмоциональное развитие дошкольников. М, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Развитие эмоциональной сферы детей средствами художественной литературы"

Статья по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.


"Развитие эмоциональной сферы детей средствами художественной литературы"

Статья по развитию эмоций у детей дошкольного возраста.


Понятие застенчивости в психолого-педагогической литературе.

Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения занимает одно из первых мест и в современной педагогической и психологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика.Проблему .


Понятие познавательной деятельности детей в психолого-педагогической литературе

Проблеме познавательного интереса дошкольников и учащих­ся, вопросам его формирования и развития посвящено значитель­ное количество исследований.


Понятие «познавательная активность дошкольника» в психолого-педагогической литературе

У детей дошкольного возраста познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, и на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности.


Статья:"Содержание понятия «одаренность» в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе"

Одаренные дети являются уникальным явлением в современном мире. Потребность общества в нестандартно мыслящих людях, умеющих находить выход из любых сложных ситуаций, обуславливает интерес к теме.


Сущность понятия «интерес» в психолого-педагогической литературе

В статье раскрывается понятие "интерес" с различных ракурсов, а также рассматриваются виды интересов, их признаки и классификация.

Изложены результаты анализа психологических исследований роли эмоциональной сферы в осуществлении эффективного поведения личности. Проведен анализ представлений современных исследователей о роли эмоциональной сферы в регуляции поведения личности, проблемы адаптации и человека в процессе его личностного развития, проявлений эмоциональной сферы в структуре личности при дезадаптивном поведении. Установлено, что эмоции, выступая в качестве регуляторов поведения, выполняют важную приспособительную функцию, организуя взаимодействие субъекта с внешней средой, обеспечивая активные формы его жизнедеятельности. Показано, что нарушения эмоциональной регуляции поведения, согласно современным исследованиям, непосредственно ведут к расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности.


1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. – М.: Наука, 1976. – 272 с.

2. Алмазов Б.Н., Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. – Свердловск: УрГУ, 1986. – 150 с.

3. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Просвещение, 1984. – С. 172.

4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 221с.

7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.

8. Вострокнутов Н.В. Динамика отклоняющегося поведения при формирующихся психопатиях в подростково-юношеском возрасте // Международный симпозиум детских психиатров социалистических стран, 7-й: Тезисы докладов. – М., 1986. – С.16.

11. Иовчук Н.М. Механизмы школьной дезадаптации при различных заболеваниях у детей и подростков // Дефектология. – 1998. – № 4. – С. 15.

12. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М.: Педагогика, 1988. – 167 с.

15. Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно–нормативный подход // Личность преступника как объект психологического исследования. – М., 1979. – С. 3.

20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопросы психологии. – 1998. – № 6. – С.3.

21. Сухарев А.В Информационный подход к психической адаптации человека // Журнал прикладной психологии. – 1998. – № 5. – С.3.

22. Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестн. Москв. ун-та. – Сер.14, Психология. – 1990. – № 4. – С. 57.

23. Фелинская Н.И. Клиническая дифференциация пограничных состояний // Журн. Невропатол. и психиатр. – 1976. – Вып. 6. – С.875.

24. Экелова–Багалей Е.М. Нарушенные нормы поведения у детей и подростков и их профилактика // Профилактика психоневрологических расстройств у школьников и учащихся подростков. – Харьков, 1980. – С.105.

25. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 197 с.

26. Яссман Л. В. Психология отклоняющегося поведения (юридическая психология). – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2002. – 176 с.

Эмоциональная сфера представляет собой целостный класс явлений, охватывающий и примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни. Она осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Эмоции, по мнению Л.С. Выготского, участвуют в процессе психического развития от самого начала до самого конца в качестве важнейшего момента, поэтому особенности развития эмоциональной сферы не могут не повлиять на процесс становления и функционирования личности, организацию ее поведения [3; 10; 13;16; 18].

Выступая в качестве регуляторов поведения, эмоции выполняют важную приспособительную функцию в плане организации взаимодействия субъекта с внешней средой, обеспечения активных форм его жизнедеятельности [3; 10; 12].

Фундаментальный принцип человеческого поведения заключается в том, что эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие; все эмоции обладают адаптивными функциями, развивающимися в ходе эволюции. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего [9; 10; 13].

Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией, отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции рассматриваются рядом исследователей как внутренний регулятор деятельности. Выполняя мобилизационную, интегративно-защитную функцию, эмоции производят практически моментальную интеграцию всех функций организма, выступают абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм. Нарушения эмоциональной регуляции непосредственно ведут к расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности [9; 10; 13].

Многими авторами описано влияние эмоций на поведение в условиях эмоциональной патологии. Исследователи отмечают, что в структуре неэффективного поведения личности занимают большое место действия, совершенные на фоне особых эмоциональных состояний. В качестве таких состояний авторы указывают эмоциональную неустойчивость, гипертимность, агрессивность, повышенную ригидность, личностную и реактивную тревожность, фрустрацию, страхи различного генеза, депрессию, повышенное психоэмоциональное возбуждение, аффективную насыщенность переживаний, неустойчивый фон настроения, вспыльчивость, состояние повышенного эмоционального напряжения [4; 11; 22; 24; 26].

Отклоняющееся, дезадаптивное поведение характеризуется различной степенью расстройств адаптации к среде, способности управлять своими действиями и корригировать их, выраженностью и спецификой психических изменений. Важнейшими и наиболее значимыми из них являются эмоциональные расстройства [2; 4; 9; 15; 19; 24; 26].

В связи с вышесказанным, нами проанализированы представления исследователей о роли эмоциональной сферы в регуляции поведения личности, проблема адаптации и человека в процессе его личностного развития, проявления эмоциональной сферы в структуре личности при дезадаптивном поведении.

Изучение подходов к исследованию роли эмоциональной сферы в психической адаптации человека показало неоднозначность разрешения этого вопроса в работах исследователей разных лет и разных направлений. Одни исследователи рассматривают функцию эмоций как разрушающую и дезорганизующую поведение человека, другие приписывают эмоциям позитивную роль в организации мотивации и подкреплении поведения. Эмоции, комплексы эмоций практически всегда проявляются во взаимодействии с перцептивной, когнитивной и двигательной системами. И эффективное функционирование личности зависит от того, насколько сбалансирована и интегрирована деятельность различных систем.

Ряд отечественных и зарубежных, представляя различные точки зрения, в целом склонны признавать центральную роль эмоций в мотивации, социальной коммуникации, познании и поведении. Многие авторы являются сторонниками теории дифференциальных эмоций, которая признает за эмоциями функцию детерминант поведения в широчайшем диапазоне его проявлений. С позиции данной теории эмоции рассматриваются не только как основная мотивационная система организма, но и в качестве фундаментальных личностных процессов, придающих смысл и значение человеческому существованию. Им отводится важная роль как в поведении человека, так и в его внутреннем мире [3; 10; 13; 16; 18].

Согласно теории дифференциальных эмоций, личность - это результат сложного взаимодействия шести систем: гомеостатической, побудительной, эмоциональной, перцептивной, когнитивной и моторной. Каждая из систем до некоторой степени автономна и независима, и одновременно каждая из систем некоторым образом соотносится с остальными. Гомеостатическая и побудительная системы неизбежно взаимодействуют с эмоциями, и именно в силу этого взаимодействия они играют важную роль в организации личности и поведении [10].

Для организации личности, для ее социального взаимодействия принципиально важны четыре системы: эмоциональная, перцептивная, когнитивная и моторная. Их взаимодействие формирует основу истинно человеческого поведения. Результатом гармонии во взаимоотношениях систем становится эффективное поведение. И наоборот, неэффективное поведение, дезадаптация - прямое следствие нарушения или неправильного осуществления системного взаимодействия.

Сторонники теории дифференциальных эмоций заявляют, что каждая из фундаментальных эмоций имеет свои уникальные мотивационные и адаптивные функции. Каждая эмоция, по их мнению, работает на нас и для нас, и то, что она делает, обычно идет нам на пользу. Исключением из этого правила являются случаи, когда эмоция становится более интенсивной, чем того требует ситуация - тогда она оказывает дезорганизующее, разрушительное воздействие. Но в целом, заявляет К. Изард, эмоция все же несет в себе конструктивное начало [10].

В исследованиях Ю.А. Александровского, Р.М. Баевского, Б.С. Братуся, С.Н. Зинченко, В.И. Слободчикова, А.В. Сухарева и др. адаптация человека рассматривается в качестве одной из важнейших составляющих развития личности как субъекта социальной среды в соответствии с позитивной ролью субъекта во взаимоотношениях с другими людьми, в соответствии с общественной значимостью его жизненных целей и стоящих за ними мотивов, способов поведения применительно к своим целям и задачам [1; 6; 20; 21].

В ряде исследований подчеркивается системная организация психической адаптации и ее роль в целенаправленной активности индивида. Сам процесс психической адаптации предполагает воздействие не только субъекта на среду, но и среды на субъект. Исследователи рассматривают психическую адаптацию как процесс оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления деятельности. Адаптационные возможности индивида обусловлены сложной многоуровневой структурно-функциональной системой, при этом на каждом уровне регулирования действуют преимущественно психологические или физиологические механизмы [1; 6].

В целом адаптация понимается как приспособление структуры и функций индивида или группы к условиям среды (в общем случае как внутренней, так и внешней). По сути, адаптация - это процесс изменения характера связей, отношений индивида или группы со средой. Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции (преобразование среды, «уподобление» себе). Процесс психической адаптации характеризуется целостностью его сторон - когнитивной, аффективной, моторно-поведенческой. Дизъюнктивность, «разрывность» различных сторон процесса психической адаптации обусловливает дезадаптацию, проявляющуюся в возникновении психических, поведенческих расстройств [16; 21].

По мнению современных исследователей, важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья, является адаптированная психическая деятельность. В настоящее время термин «дезадаптация» используется очень широко. Сравнительно недавно в отечественной психологии этот термин обозначал исключительно нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. В последние годы в научной литературе все чаще встречаются термины «психическая адаптация» и «психическая дезадаптация». Проблема дезадаптации рассматривается авторами по-разному. В одних исследованиях дезадаптация используется для характеристики состояния «социального распада» и сопутствующих ему девиантных форм поведения, в других исследованиях этим понятием пользуются для объяснения сущности тех или иных патопсихологических явлений, в ряде исследований - придают ему статус клинических понятий [4; 7; 8; 11; 12; 17; 19; 22; 23; 26].

Одни авторы трактуют понятие «дезадаптация» широко, относят к нему как легкие нарушения, так и психические расстройства. Другие под термином психическая дезадаптация понимают преимущественно группу расстройств непатологического характера, используя при этом термины «стресс», «кризис», «кризисное состояние», «повышенный риск», «акцентуация», «препсихотическое состояние» [1; 14].

Анализ понятия дезадаптация личности показывает, что оно содержит довольно широкий континуум состояний, в котором на одном полюсе находятся легкие расстройства, представ­ляющие собой переживание неудач и жизненных проблем, а на другом - адаптационные нарушения, граничащие с психическими расстройствами непсихотического уровня, и даже патологии психического развития и нервно-психические заболевания, в основе которых лежат функционально-органические поражения нервной системы.

Нарушения в эмоциональной сфере у личности с отклоняющимся, неэффективным поведением по своим проявлениям неоднородны. Наиболее частыми и значимыми в плане неадаптивного поведения, считают авторы, являются три основных клинико-психологических варианта нарушений аффективной сферы: с преобладанием явлений психической неустойчивости; с преобладанием явлений аффективной возбудимости; с преобладанием расторможенности влечений [12; 15].

Характерным показателем эмоциональных нарушений в структуре дезадаптивного поведения, возникающих в процессе формирования личности, выступает своеобразная «эмоциональная дезорганизация» - потеря избирательного и адекватного ситуации характера эмоциональной регуляции [7].

Начиная с подросткового возраста, характерными являются такие специфические эмоциональные проявления, как импульсивность, устойчивый «аффект неадекватности». Появляясь еще в младшем школьном возрасте, «аффект неадекватности» становится в подростковом возрасте одним из средств защиты «Я-образа». У подростков эмоциональный дефект может быть представлен и неспецифическими эмоциональными нарушениями: пассивность, вялость, различные депрессивные состояния [7; 19].

Г.М. Бреслав подчеркивает, что отклонения в эмоциональной сфере представлены, прежде всего, искажением предметности, ситуативности, избирательности и других свойств эмоциональной регуляции. При этом эмоциональное состояние распредмечивается и теряет свою связь с реальной жизненной ситуацией. Исследователи отмечают необходимость учета эмоционального дефекта при изучении особенностей проявления неэффективного, неадаптивного поведения [7; 20; 25].

Таким образом, основные критерии эмоционального дефекта в структуре состояния дезадаптации таковы: эмоциональная возбудимость, аффективная насыщенность переживаний, тревожная настроенность, неуверенность, лабильность фона настроения, немотивированные страхи, депрессивные реакции, вспыльчивость, психоэмоциональная возбудимость, эмоциональная неустойчивость.

Изучение роли эмоциональной сферы в осуществлении эффективного поведения личности имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.

Проблема влияния эмоций на поведение личности является одной из важнейших в современной психологии. Значительное число исследований отнюдь не исчерпали проблему, скорее, показали ее глубину, определили спектр направлений анализа психологии поведения. Изучение психологии эмоций позволяет расширить представления об адаптивной психической активности, о факторах, обеспечивающих эффективное поведение личности в процессе ее адаптации.

Эмоциональная сфера осуществляет активацию, побуждение и аффективную оценку действительности, организуя целостные формы поведения, разрешающие простые и сложные адаптационные задачи. Эмоции влияют на процесс становления и функционирования личности, организацию ее поведения. Выступая в качестве регуляторов поведения, эмоции выполняют важную приспособительную функцию в организации взаимодействия личности с внешней средой, в обеспечении активных форм ее жизнедеятельности.

Эмоции, выступая в качестве регуляторов поведения, выполняют важную приспособительную функцию, организуя взаимодействие субъекта с внешней средой, обеспечивая активные формы его жизнедеятельности. Нарушения эмоциональной регуляции поведения, согласно современным исследованиям, непосредственно ведут к расстройству адаптации, социально-психологической деформации личности.

В структуре дезадаптивного поведения личности большое место занимают нарушения, совершенные на фоне особых эмоциональных состояний, таких как эмоциональная неустойчивость, агрессивность, повышенная ригидность, личностная и реактивная тревожность, преходящие ситуационные расстройства психоэмоциональной сферы, фрустрация, страхи различного генеза, аффективная насыщенность переживаний, неустойчивый фон настроения, вспыльчивость, состояние повышенного эмоционального напряжения.

Проявления эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности занимают одно из ведущих мест, выступая и в качестве одной из возможных причин дезадаптивного состояния и в качестве критериев дезорганизации психической деятельности, усугубляющих данное состояние.

Денисова Р.Р., д.п.н., профессор, зав. кафедрой специальной и дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск.


Дети очень разные. Но все они нуждаются в нашей ласке любви и заботе: и забияки, и задиры, и тихони. Изучение эмоциональной сферы, создание благоприятных условий развития одна из важнейших задач современного общества.

Проблема изучения, состояния и условий результативного развития эмоциональной сферы ребенка — одна из актуальных в современной психолого-педагогической науке. Частью целостного процесса психического развития детей является вырабатывание эмоциональной сферы. Основы его исследования заложены в трудах П. П. Блонского и Л. С. Выготского [4]. Формирование и развитие эмоций, их дифференциация, обогащение и усложнение эмоциональной сферы, повышение высших чувств — очень сложный, медленный, неоднозначно опосредованный процесс. Только что появившийся на свет новорожденный имеет очень ограниченный набор эмоциональных реакций — комплекс новорожденного [5].

Эмоциональное созревание зависит от правильности чередования фаз эмоционального развития в первом месяце жизни. В дальнейшем большую роль приобретает способность к обучению. В результате обучения происходит закрепление определенной эмоции с системой выразительных движений [3, 7]. Основываясь на механизм окружающей среды взрослых людей, и у него образуется новая потребность — потребность в общении [6]. Н. Я. Фигурин и М. П. Денисова описали эту новую форму реагирования, назвав «комплексом оживления». Выражается эта реакция в появлении улыбки и голосовой реакции на лицо знакомого взрослого [2].

К восьми месяцам у ребенка оформляется нервный аппарат для выражения эмоций. В дошкольном возрасте формируются и проявляются возможности детей сдерживать некоторые свои эмоции, с помощью мимики и пантомимики выражать внешние признаки эмоций при их реальном отсутствии. Особенности эмоционального развития ребенка раннего и дошкольного возраста во многом определяют специфику его эмоционального развития в более поздние возрастные периоды, в частности, в период младшего школьного возраста. Данную проблему разрабатывал Якобсон П. М. [1].

Чувства ребенка-дошкольника к определенному времени теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются те эмоции, которые трудно контролируются. Это эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д.

Развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы оказывает свое влияние на эмоциональное развитие, что приводит к их интеллектуализации. На протяжении периода дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром. с 4 до 5 лет дошкольники осознают собственную индивидуальность, понимают моральные доводы, заинтересованы во взаимодействии с другими детьми, лучше осведомлены в чувствах других людей. У ребенка в возрасте 4–5 лет начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует осознанию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6–7 лет. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.

Основными моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

− освоение социальных форм выражения эмоций;

− формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

− благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

− эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые, родители любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие — чувство уверенности, защищенности.

Ребенок растет и развивается жизнерадостный, активный физически и психически, когда к нему хорошо относятся признают его права, постоянно внимательны. Эмоциональное благополучие способствует полноценному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Личность ребенка формируют эмоции. Эмоции так же могут утомлять ребенка до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Ему необходимо отдохнуть от своих собственных чувств.

Эмоции — это важнейшая сторона психики ребенка, характеризующая переживание им действительности. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются: овладение социальных форм выражения эмоций; формирование чувства долга, дальнейшее развитие эстетических, интеллектуальных и моральных чувств; становление эмоций благодаря речевому развитию осознанными. В целом эмоции отбирают позицию, из которой ребенок будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга.

Во ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяется вопросам по охране и укреплению физического и психического здоровья дошкольников, их эмоционального благополучия, развитию у детей социального и эмоционального интеллекта. Быть с эмоциями в ладу порой гораздо важнее, например, эрудиции. На современном этапе развития психолого-педагогических технологий актуальным становится вопрос направленности, способов и средств развития эмоциональной сферы ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, чувство долга, эмоция, чувство, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональное развитие, эмоциональное развитие ребенка, дальнейшее развитие.


Изменения, происходящие в государственной политике системы образования Российской Федерации, ставит особые задачи перед первой ступенью образования — дошкольным образованием. Одной из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) является сохранение и укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения, в том числе его психоэмоционального благополучия. В частности, в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» одна из задач направлена на развитие эмоциональной стороны личности дошкольника: эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости.

Также в требованиях к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования ФГОС ДО подчеркивает, что «результатом реализации указанных требований должно быть создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая обеспечивает эмоциональное и морально нравственное благополучие воспитанников».

Находясь в ситуации эмоционального дискомфорта, ребенок находится в поиске и выбирает тот или иной способ психологической самозащиты активного или пассивного характера [1].

Проблема развития эмоциональной сферы и ее роли в возникновении мотивов как регулятора деятельности и поведения ребенка, является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста тесно связано с личностным развитием, с формированием мира чувств и эмоций. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. По данным многочисленных исследований, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки [2].

Эмоциональная память дошкольника фиксирует и длительно сохраняет эмоциональные образы пережитых событий.

Преобладание негативного эмоционального фона может оказать пагубное воздействие, как на его психическое здоровье, так и на процесс личностного становления [1].

Л. С. Выготский говорил о том, что «эмоциональная сторона личности имеет не меньшее значение, чем другие и составляет предмет и заботу в воспитании в той же мере, как ум и воля» [3].

Выделяя факторы, влияющие на содержание и способы выражения эмоциональных состояний дошкольников ряд исследователей (Урунтаева Е. П., Лисина М. И.) подчеркивают роль взрослых, семьи и значимость отношений со сверстниками, т. е. социальные условия развития детей. По мнению Л. С. Выготского, развитие эмоций детей, в частности социальных, — это процесс управляемый, позволяющий сделать эмоции культурными [1].

А. Д. Кошелева в своих работах высказывает свое мнение о том, что значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье [4].

Выготский Л. С., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Неверович Я. З. отмечали интенсивное развитие эмоций под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Запорожец отмечал, что эффективность обучения во многом зависит от эмоционального отношения ребенка к обучающему, к заданию, предлагаемому взрослым, к чувствам, возникающим у ребенка в данной ситуации, и к переживаниям, связанным с успехами и неудачами [1].

Приходится признать, что некоторые взрослые не знают, как заботиться об эмоциональной грамотности детей. В нашем рациональном современном мире главные ценности это знания, логика, суждения, оценки. В случае же непослушания свое недовольство мы выражаем повышенным тоном, игнорированием, критикой, наказаниями, а стоящие за всем этим эмоции — и наши собственные и наших детей остаются не замеченными.

Для действительного освоения этого мира детям необходимо живое общение с нами, взрослыми. Причем общение особенное, такое при котором «дисциплинарные» проблемы перестают быть в центре внимания, а на передний план выступает эмоциональная сторона жизни — переживания, рассказы о них, выслушивание их, обмен ими [5].

На сегодняшний день, отмечается тенденция к увеличению численности детей с нарушениями эмоциональной сферы. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. п., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром [2].

Исходя, из собственных наблюдений и основываясь на психодиагностических данных, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день в основном делается акцент на развитие когнитивных функций, при этом развитию эмоциональной сферы уделяется недостаточно внимания. Наблюдается сокращение времени, уделяемого чтению художественных произведений, которые знакомят с миром человеческих эмоций и чувств, а также бесед по ним. Причем, это происходит не только в семьях, но и в образовательных учреждениях.

О последствиях и ошибках подобного воспитания говорит современная литература по психосоматике детского развития. Тело (сома) заболевает под влиянием эмоциональных перегрузок. Директивные действия взрослых с раннего возраста блокируют у детей эмоциональное самовыражение, что приводит к возникновению неврозов, фобий, дезадаптационных форм поведения [6]. Заботиться об эмоциональной жизни ребенка также важно, как о его физическом и умственном развитии.

Анализ журнала индивидуальных обращений за последние два года, позволяет сделать вывод о том, что увеличилось количество обращений педагогов по следующей тематике: повышенная тревожность; отсутствие познавательного интереса; агрессивность. В свою очередь обращения родителей затрагивают вопросы: адаптации; отсутствия у детей выраженных интересов; агрессивность, повышенная возбудимость, обидчивость, робость; несоблюдение правил, непослушание.

Ежегодное обследование детей подготовительных групп в начале года, направленное на выявление группы детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, свидетельствует об увеличении численности таких воспитанников. Однако при углубленном индивидуальном обследовании уровня актуального развития дошкольников и определения потенциальных возможностей, выявляется достаточный уровень развития когнитивной сферы, однако при обследовании особенностей эмоциональной сферы определяется ряд проблем, которые мешают ребенку в полной мере проявить себя и в полной мере проявить себя.

Качество освоения образовательной программой зависит в большей мере от эмоционального отношения ребенка к процессу обучения, его содержанию, успехам и неуспехам. Поэтому в содержание понятия готовности к обучению в школе относят личностную, эмоциональную и интеллектуальную составляющие. Познавательную и интеллектуальную деятельность и все виды психических функций необходимо исследовать сквозь призму состояния эмоциональной сферы ребенка, т. к. негативные и позитивные эмоции могут повлиять и на выполнение заданий, исследующих ВПФ, которые пронизываются эмоциями и влияют на их формирование, протекание и нарушение.

Изучение данного вопроса, анализ запросов педагогов и родителей, по вопросам трудностей освоения образовательной программы дошкольной организации и межличностного взаимодействия воспитанников, показали, что на сегодняшний момент существует социальный заказ, ориентированный на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Главное направление в развитии эмоциональной сферы является появление способности управлять эмоциями — произвольность поведения. В этом случае эмоции начинают подчиняться мышлению с опорой на имеющиеся знания, нормы и способы поведения.

Согласно утверждению американского писателя и психолога Дэниеля Гоулмана успешность и самочувствие человека зависит от способности лавировать в мире эмоций. Каждый человек должен учитывать их в своей жизни, справляться с негативными эмоциями, чувствовать и проявлять позитивные [7].

Несформированность эмоциональной сферы дошкольников ведет:

− к неумению дифференцировать собственные переживания, и как следствие к недостаточному развитию эмоциональной саморегуляции;

− непониманию эмоциональных переживаний окружающих, и как следствие трудности в межличностном общении. Кроме того — это, безусловно, сказывается на образовательной деятельности детей и порой приводит к трудностям освоения образовательной программы в целом.

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста является важным аспектом в современном образовании и воспитании. Эмоциональный мир ребенка играет важнейшую роль в развитии умственных и волевых процессов, в усвоении вырабатываемых социумом нравственных норм и правил.

  1. Ермолаева М. В. «Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников», М., 2008
  2. Ежкова Н. С. «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» Ч.1, М., 2010
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991
  4. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. М.,2002.
  5. Гиппенрейтер Ю. Б. «Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем», М., 2015
  6. Котова Е. В. «В мире друзей» Программа эмоционально-личностного развития детей. М., 2007
  7. Что такое эмоциональный интеллект дошкольника: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. М., 2016 № 11

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, эмоциональная сфера, образовательная программа, дошкольное образование, ребенок, эмоция, полная мера, психическое здоровье, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная сфера дошкольников.

Читайте также: