Электронная шахматная доска принцип работы

Обновлено: 05.05.2024

Очень понравилась мне вот такая вещь: Посмотреть
Цена конечно нехилая. Поэтому возникла идея изготовить такую доску самостоятельно. Может в курсе кто о принципе работы устройства:
-как технически позиционируются фигуры на доске?
- как идентифицируются фигуры по цвету и типу?
Вообще любые возможные принципы работы можно обсудить.

shicl писал(а):
Очень понравилась мне вот такая вещь: Посмотреть
Цена конечно нехилая. Поэтому возникла идея изготовить такую доску самостоятельно. Может в курсе кто о принципе работы устройства:
-как технически позиционируются фигуры на доске?
- как идентифицируются фигуры по цвету и типу?
Вообще любые возможные принципы работы можно обсудить.

принцип тачпада - Посмотреть
все красивости - технология изготовления доски, + по..

Тачпад - емкостной датчик. Если, например, поставить 64 (в каждую клетку) емкостных датчика, то можно позиционировать фигуры. У такой доски будет следующий недостаток: игра возможна только с начальной расстановки - никаких задач или композиций. Та доска, что продается позволяет расставить любую позицию. Здесь такое условие - помимо позиционирования надо идентифицировать фигуру по цвету и типу.

shicl писал(а):
Тачпад - емкостной датчик. Если, например, поставить 64 (в каждую клетку) емкостных датчика, то можно позиционировать фигуры. У такой доски будет следующий недостаток: игра возможна только с начальной расстановки - никаких задач или композиций. Та доска, что продается позволяет расставить любую позицию. Здесь такое условие - помимо позиционирования надо идентифицировать фигуру по цвету и типу.

позиционирование - фиксируется тачпадом..
все красивости и условности - программно..
(а подумать??)

Вот хочу я задачу шахматную расставить. Причем хочется удобства. Ставлю например Кg1 и хочу чтобы тут же на мониторе Кg1 появился. Если фигуры не идентифицируются автоматически придется сначала расставить на доске, потом то же на экране и кликнуть ОК. Согласитесь - неудобно!

Борисыч писал(а):
Можно чипировать фигуры.

Вот об этом я и думаю. Каким конкретно чипом, чтоб считывалось все при постановке фигуры на клетку без электрического контакта? Первой мыслью было поставить в фигуру таблетки от домофона, но там контакты замкнуть надо, что опять же неудобно.

Еще! Желательно чтобы чип в фигуре без питания работал.

Кто-нибудь может пояснить, почему у доски такая цена. Лет 10 назад я покупал в Германии шахматный компьютер примерно такого типа. Правда, доска была поменьше и поскромнее, фигуры пластмассовые, движок встроенный в доску. Цена была порядка 100 марок (точнее не помню).

shicl писал(а):
Борисыч писал(а):
Можно чипировать фигуры.

Вот об этом я и думаю. Каким конкретно чипом, чтоб считывалось все при постановке фигуры на клетку без электрического контакта? Первой мыслью было поставить в фигуру таблетки от домофона, но там контакты замкнуть надо, что опять же неудобно.

Как электронщик могу предположить вариант миниатюрных индуктивных датчиков. Маленькая индуктивная катушка с плоской намоткой замоноличена в каждую шахматную клетку ближе к поверхности. В фигурки вделываются миниатюрные ферромагнитики разной намагниченности. Всего 6 уровней намагниченности. Через катушки проходит переменный ток с частотой в 20-30 кГц , пустая клетка имеет наименьший импеданс . Ставишь фигурку импеданс увеличивается благодаря воздействию магнитика в фигурке на строго определённую величину. Простенькая схема на ОУ измерит соответствующее изменение тока. Далее цифровая схема с быстрым опросом каждой клетки и контролем расположения фигур , заодно и с контролем правильности ходов .

dizZweet писал(а):
шесть уровней мало-белых от черных не отличит.

Можно 12 уровней сделать. Чисто условно:
пустая клетка - 10 Ом
белая пешка - 20 Ом
черная пешка - 30 Ом
и так далее.

Чисто утилитарный вопрос. Что используем в качестве ферромагнитиков? Устройство для намагничивания? Я не в курсе - долговечность намагничивания какая?

Однажды я решил научиться шахматам, взял в библиотеке книгу, купил маленькую шахматную доску и начал изучать. Научился ходить фигурами, разыграл один гамбит сам с собой, а потом решил сыграть против приложения на телефоне. Естественно проигрывал независимо от уровня сложности, но это не самое страшное: даже если я выигрывал у компьютера, я не очень то понимал смысл ходов. То есть мой уровень игры оставался одним и тем же, независимо от того как я играю.

Тогда я прочёл парочку журналов, где указывалось на победу компьютера над человеком в шахматах, то насколько он делает неочевидные для человека ходы. В итоге я решил, что компьютер не обыграть, а если обыграть, то ты не поймёшь сути ходов и это ничего тебе не даст. Тогда я бросил шахматы и больше к ним не возвращался.

И вот одним вечером, я наткнулся на статью в хабре, где было сказано, что ИИ победил тупой перебор вариантов. Я заинтересовался, как ИИ это сделал, и там рассказывалось, что некий Alphazero использует метод Монте-Карло и оценку позиции нейросетью. И я примерно представлял как нейросеть оценивает позицию, какие методы использует.

Метод Монте-Карло и Нейросеть

Для начала поймём, как выбираются ходы. Этот метод благодаря которому следующие ходы выбираются. Рандомно! Именно так выбирал ходы я в попытках обыграть приложение: судорожно метался, перебирая случайные варианты. Осталось понять по каким критериям Нейросеть выбирает лучшие ходы.

О тут всё тоже очень просто! Метод называется нравится-не нравится. Нейросеть смотрит на позицию и выдаёт оценку, а потом выбирается наилучшая позиция на следующем ходу. Оценка позиции меняется, если ход оказывается не самым лучшим и из этой позиции можно проиграть.


Всё что надо делать, это натаскать нейросеть на множество позиций. Ну и не забывать об алгоритме поиска наилучших путей.

Выводы

Исходя из найденного, я осознал, что новейшие шахматные движки думаю как люди. И за счёт этого побеждают обычный перебор вариантов. Это меня невероятно сильно вдохновило. То есть вся человеческая теория шахмат не является пустым звуком. Есть смысл учить человеческие методы игры в шахматы.

Чем больше я читал, тем больше в этом убеждался. Один шахматный блогер упомянул, что новейший Stockfish с нейросетью оценивают игру старых мастеров выше, чем это оценивает старый Stockfish. Потом я посмотрел за игрой гроссмейстера, где тот разрывал других гроссмейстеров за десять минут и причитал: о, эта позиция мне нравится. И да там был мат в восемь и более ходов. Мат гроссмейстер упустил, и потом долго думал, где ошибся, но ошибки не было, просто надо было перебирать слишком много вариантов и играть с компьютерной точностью. Однако даже так гроссмейстер просто продавил оппотента, потихоньку улучшая свою позицию.

Но ещё сильнее мне понравилась игра, где нейросеть жертвует материалом, позицией, делает всё, на что не пойдёт нормальный человек и старый движок, чтобы победить и побеждает. Я задался целью повторить подобное хотя бы раз в жизни.

Тренировки

Первым делом я начал тренироваться. Скачал программу и начал тренировать мат в один ход. Также зашёл на старую учётную запись и начал намеренно снижать рейтинг ELO со стартовых 400 до 100, ниже не получилось. Меня чуть за это не забанили, но мне нужен был чистый результат игры с самого низкого рейтинга.

В день я решал около ста задач на мат в один ход. Также я опускал своё ELO играя рандомно. Я выбирал случайные ходы и смотрел, как на них реагируют мои соперники. Также я немного учился перебирать ходы как компьютер.

Минимакс

Компьютер перебирает ходы по очень простой схеме. У каждой фигуры есть ценность. Думаю о ценности фигур подробнее вы сможете узнать в других статьях. Выбирает ход, делает его. Выбирает ход противника. А потом смотрит результат. Например, я сходил пешкой, враг сходит пешкой. Нулевой результат. Потом я снова хожу пешкой, враг выбирает ферзя. Снова нулевой результат. Потом я снова хожу пешкой и враг съедает мою пешку ферзём. Минус один. Я съедаю ферзя пешкой плюс восемь. Из этого делается вывод, что враг не будет есть пешку на этом ходу, ведь тогда потеряет ферзя. Значит он сделает другой ход.

Я перебирал варианты медленно. Очень медленно. Поэтому вместо обычного перебора всех вариантов я выбирал несколько и смотрел на результат. Но даже так я перебирал варианты очень медленно. Надо было ускорять игру и я тренировался.

Матуя в один ход, я научился быстро перебирать ходы одной фигурой. Если компьютер в начале партии на пешку тратил 2 такта, то есть сначала выбирал ход e2-e3, а потом e4, то я тратил на ход один мозговой такт: я сразу видел все варианты куда может ходить пешка. Я сразу видел все два варианта. Уже сейчас я чувствовал как превосхожу компьютер в вычислительной мощи. Однопоточный

Я начал наседать на решение задач в мат в один ход. Меня начало тошнить. Мне начали мерещиться ходы фигурами в обыденных вещах. Например, просматривая сериал, я видел на месте главного персонажа ферзя и как он защищает фигур рядом с ним. Я осознавал, что нейросеть в моём мозгу учится, ещё с первых двух задач нейросеть обучилась мату в один ход, проблема в человеческих мозгов в том, что они очень быстро учатся, но плохо закрепляют и улучшают изученное. То есть я сначала сыграл в две игры сделал рывок в 50%, а потом застопорился и сыграл сотни задач, прежде чем закрепить изученное на минимально приемлемом уровне.

Тем временем я научился в шахматах бегать по кругу избегая мата королём. Было забавно, на низких рейтингах не умеют ставить мат и получалась ничья повторением ходов или пат. Также я понял основы дебюта, вроде захвата центра и конртигры.

Я не учил дебют механически. Я просто ходил рандомно и подмечал сильные первые ходы. Так я отыграл несколько дебютов, даже не зная их. Из смешных моментов могу подметить, как меня не раз ловили в дебютные ловушки, дело в том, что я тогда видел ходы на один шаг вперёд и часто попадался на ловушки людей, которые заучили дебют по мемам.

Наконец-то мой рейтинг начал расти. Опыт тоже стал увеличиваться. И однажды играя в полную силу я сыграл с точностью выше 90%. Это сравнение игры с сильнешим шахматным движком.

Тем не менее рандом меня подводил. И иногда игра получалась хаотичной.

Мат в два хода

Когда шахматы начали сниться мне во сне, а это означает, что мой мозг начал более глубокий анализ моего шахматного опыта, я начал тренировать мат в два хода. Я начал более-менее чувствовать шахматы и очень быстро видеть все угрозы и нападения в один полуход. И тренируя мат в два хода, я также тренировал анализ игры в два полухода, мой и врага. Конечно тот факт, что ход я выбирал я рандомно сказывался на том, что иногда я зевал фигуру и проигрывал партию, просто потому что не увидел этого варианта, поскольку не просчитывал, но ощущение позиции со временем усиливалось и я начинал видеть больше. Для ускорения обучения я начал смотреть шахматные партии сильных игроков.

Чтобы разгрузить мозги я смотрел смешные ролики. По шахматам. Вроде типичных шахматистов такого-то рейтинга с показом ошибок. С анимацией револьверов, когда фигура делает вилку.

Обыграл компьютер

Меня завораживала жертва всего ради победы. Даже гроссмейстер в одной из партии пожертвовал фигуру с полной компенсацией в дальнейшем. Уже сейчас мой мозг оценивал позицию более гибко. Ферзь мог иметь нулевую ценность, и я легко им мог жертвовать, матуя в два хода, а в зависимости от того, где вражеский король, в какую сторону тот рокировался, цена коней на правом и левом фланге менялась. В интернете я наткнулся на партию, где человек обыгрывает шахматную программу. Я решил повторить его ходы, и у меня получилось. Вот только у меня возникли проблемы со Stockfish.

Он учится. Stockfish учится и больше не повторяет ошибок с жадным поеданием материала. Придётся очищать память, чтобы повторить трюк.

© мысли автора

Важно другое, я научился играть как компьютер с плохим ИИ на два шага вперёд. Самое главное я отошёл от рандомного перебора вариантов. Теперь выбираю следующий ход я сам, точнее нейросеть в моей голове. И пусть я думаю всего на ход вперёд, и не очень хорошо, но я могу красиво обыграть новичка.

Жертвуя всем

Я примерно знал как играют новички. Я поднял свой рейтинг с нуля до четырёхсот. На этот раз это был чистый рейтинг наработанный мною. Я имел стратегию и тактику. Я играю чёрными.

Довольно стандартное начало.

А вот здесь на ход коня я двигаю пешку на h6, чтобы конь не занял поле g5. Естественно вражеский конь съедает незащищённую пешку по центру. Я полностью ломаю дебют, теперь у новичка нет теории как играть дальше. Нет тиктоков, нет ютубов и книги.

Я нападаю на королевский фланг. Там нет коня. Я блокирую пешку f2 и она не может двигаться, так как защищает короля. Естественно моего ферзя отгоняют ходо g3. Но я также атаковал не только короля, но и центр. Съедаю пешку по центре и атакую короля.

4. g3 Qxe4+ 5. Be2 Qxh1+ 6. Bf1 Qxh2

Не желая терять в начале игры ферзя, белые защищаются слоном. Если я съем ферзём слона, логично, что я потеряю своего ферзя, поскольку тот будет съеден ферзём белых. Тем более, какой нормальный человек ходит ферзём в начале игры? Ням-ням, я съедаю ладью и даю королю шах. А потом подъедаю пешечку. Но самое главное атакую пешку на f2.

Белые хотят сделать вилку конём. Атакуя ладью и. Пустое место. Знаете, это очень опасно терять ладью. Не все решатся ходить как-то иначе чем ладьёй.

Спокойно атакую короля и подъедаю пешечку. Играя в шахматы, я крепко осознал, что иногда последовательность ходов важна. И в одном порядке я смогу получить больше, вынуждая соперника сделать ход, нежели в другом

Хладнокровно отдаю ладью. Ход d6 позволяет мне вывести слона. А конь стоит на краю доски и никак мне не мешает.

Вывожу слона и атакую короля. Белые попадают под неприятную связку и теряют ферзя.

11. Kd3 Bxd1 12. Bf7+ 0-1

0 - 1 победа чёрных

Белые атаковали и я хотел увести короля, чтобы не попадать под "вечные шахи" с компенсацией фигур. Конечно никаких вечных шахов нет, но ощущается позиция именно так. Я увожу короля - попадаю под коня, снова увожу - попадаю под слона. А потом и под вилочку коня с потерей ферзя. У меня было странное ощущение, что если сделаю неверный ход так и будет.

Один, два, много.

На самом деле у коня только два поля для отступления и попав под шах коня, я съедаю слона белых в любом случае. Размениваться нельзя, поэтому белые отступают слоном на поле c4. А дальше мат в "много ходов". Дальше одного хода я считать не умею, а два хода только при сильной концентрации и то слабо. Поэтому мат в много ходов. Однако белые тоже умеют считать до "много" отчего сдались и мне была засчитана победа.

Итоги

Я старался максимально понятным способом объяснить алогритм Минимакс, а также другие термины. После прочтения этой статьи у вас должно появиться хотя бы минимальное понимание некоторых вещей. Например, что современные шахматные движки играют как люди, то как они выбирают ходы. Пусть я играл не идеально, и делал грубые ошибки, мой соперник делал грубые ошибки, но я и мой соперник считаем на глубину один ход. Я намеренно играл плохо, словно вижу на один ход вперёд, и словно мой соперник также видит на один ход вперёд. Самое главное то, что я могу сделать ловушку в дебюте и мне не надо учить ловушки наизусть, чтобы потом теряться, если противник сделает не тот ход, что я ожидаю. Я просто сделаю новую ловушку.

Я играл творчески с полным пониманием происходящего на доске. Пусть и на уровне новичка. Собственно шахматы из этого и состоят. И я рад, что хотя бы раз в жизни сыграл такую красивую для новичка партию.

А ещё я понимаю дебюты, и даже не зная как они называются и какие там ходы, однажды я со 100% аккуратностью разыграл дебют, узнав об этом постфактум. Но самое главное я не растраиваюсь из-за того, что не могу обыграть компьютер и он считает мои ходы ошибкой. На самом деле ошибок на том уровне игры, который есть у меня, нет. Всё, что мне остаётся это доводить точность (Accuracy) игры до 100%, то есть тренировать органическую нейросеть на несколько миллионов позиций и может быть однажды я буду играть на уровне мощных шахматных программ. Также я понял, что человеческие методы игры не бесполезны.

Я сыграл красивую партию полную неточностей. Моя мечта исполнилась, желаю вам того же!

Но не очень мне пока понятно, что оно из себя представляет. Я так понимаю, что можно на обычной шахматной доске играть с компьютером, а так же с живым противником, и партии будут сохраняться в pgn. Вопрос в том, как это происходит. Я так понимаю, устанавливается на компьютер некое ПО, подключается доска по USB, открывается программа, например, Фриц, и в неё каким-то образом проецируются ходы, сделанные на такой доске. Поправьте меня, если я ошибаюсь.

У кого-нибудь есть такая доска? Хотелось бы разобраться в её возможностях и решить, стоит ли такие деньги в неё вкладывать. Заранее спасибо.



Возможно все! Лишь бы руки росли прямо и не из *опы и котелок варил!


Реклама не будет показываться, если вы зарегистрируетесь



Ну после таких программных заявлений прошу к станку!
Погуглил, поговорил, и пока вот такое мнение:
1. В каждую фигуру устанавливаем RFID метку. Метка стоит копейки и доступна.
2 В каждую клетку считывающее устройство. Например на микросхеме MCRF200.
3. Из считывающих устройств формируем матрицу с последующей адресацией по строкам и столбцам.
Какие соображения?

Только не забудьте при этом сделать совместимость с часами DGT XL (или свои сделаете?) и возможность подключения к оболочке Фриц и ЧессАссистант. Вот при таких условиях такая работа будет иметь ценность.



Часы это самое простое устройство здесь, с часами проблем не будет. Партию достаточно записать в PGN и можно подключаться к любой оболочке. Сейчас возьму метку и микросхему и буду экспериментировать. Надо сначала начинать - с приема и передачи.




Реклама не будет показываться, если вы зарегистрируетесь

Можно, конечно, помимо доски заодно и оболочку свою сделать, которая поддерживала бы UCI-протокол - тоже не архи-трудная задача.

Программа «Чудо техники» протестировала «умную» шахматную доску — фигуры на ней, словно по волшебству, делают ходы сами, когда играешь с онлайн. Цена — 70 тысяч рублей. Нужная эта штука или не очень?

Чтобы начать партию, нужно скачать на смартфон приложение и подключиться к доске по Bluetooth, а затем выбрать один из вариантов с другом или случайным пользователем известного шахматного сайта.

Физически находящийся за доской игрок передвигает фигуры сам. А его противник может управлять своими фигурами с помощью смартфона, находясь в любой точке мира. По его команде фигуры по доске передвигает специальная «механическая рука» с магнитом внутри доски. Как выяснилось, работает все не идеально. Игроку, который сидит за доской, надо сильнее нажимать на квадрат с нужной фигурой, а потом туда, куда он хочет сходить. И с первого раза это не получалось. Плюс доска периодически «съедала» две рядом стоящие фигуры, а иногда, наоборот, вводила на поле уже съеденные.

Также соревноваться с самой доской, без . Такая возможность есть — в приложении можно выбрать один из 20 уровней сложности. Оценить такой режим вызвался гроссмейстер, старший преподаватель Русской шахматной школы Георгий Кастаньеда. Стиль электронного оппонента оказался необычным: он как будто поддавался, долго думал над ходами. Производитель заявляет, что доска адаптируется под ваш стиль игры, но Георгию так не показалось. В итоге он одержал победу по времени, хотя доска и «съела» больше фигур. Гроссмейстер считает, что алгоритм проработан не очень хорошо.

Георгий Кастаньеда, старший тренер Русской шахматной школы: «Я думал, что он будет играть предельно сильно с самого начала (так очень часто происходит когда играешь с компьютером) и создает мне проблемы с самого начала, а он мне дал хороший шанс в дебюте в начале партии».

Впрочем, разработчики похожих шахматных программ объяснили, что такое могут делать намеренно: искусственный интеллект иногда специально поддается, чтобы интерес к игре не падал. Но сами шахматисты говорят, что никакие новые технологии не заменят настоящей, живой игры — со взглядами, мимикой, жестами. В этом и есть магия шахмат, а не в фигурах, которые делают ходы сами. Если же нужно сыграть с виртуально, хватит и бесплатных возможностей, которых полно в Интернете. В общем, задумка интересная, но немного недоработанная. Оценка программы «Чудо техники» — 3 звезды из 5.

В чем особенность цифровых шахматных часов Фото 0
В чем особенность цифровых шахматных часов Фото 1
В чем особенность цифровых шахматных часов Фото 2
В чем особенность цифровых шахматных часов Фото 3
В чем особенность цифровых шахматных часов Фото 4
В чем особенность цифровых шахматных часов Фото 5

Шахматные часы – особый прибор. Он необходим для того, чтобы контролировать время в настольных играх на двух человек. Такими играми, в частности, являются шахматы, го, шашки, рэндзю, реверси. Подобные устройства иногда называют по-другому: контрольные часы, шашечные часы (в шашках), игровые часы.

ВАЖНО! Специфика шахматных часов заключается в том, что сразу оба часовых механизма не должны действовать. Если часы переключаются с одной стороны, то начинает работать другой часовой механизм. В результате можно подсчитать время на обдумывание каждого игрока в отдельности.

Если взять механические часы, то, когда минутная стрелка переходит через 12, то это отмечается красным флажком. Как правило, флажок начинает подниматься за 2-3 минуты до того, как упадет. И он падает точно на шестидесятой минуте (на цифре 12). Но сейчас уже есть и активно распространяются электронные часы.

Когда начали использовать шахматные часы

В чем особенность цифровых шахматных часов Фото 1

В Европе шахматисты долгий период играли, но время не контролировали. Бывали такие случаи, когда игрок, который получил проигрышную позицию, пользовался нехорошим приемом. Он брал своего противника «на измор». В результате партии тянулись много часов подряд, и даже сутками.

И так продолжалось до тех пор, пока ни был проведен первый международный турнир 1851 года. На нем сложилась такая ситуация. Помощник судьи, который фиксировал ходы в партии Вильямс – Маклоу, написал о том, что партия так и не завершилась, так как противник заснули за шахматной доской.

Минуло два года после этого, и в матче Гарвиц – Левенталь впервые в истории шахмат соперников ограничили лимитом времени. Им предоставили по десять на обдумывание хода. Для этого применили песочные часы. Они были у каждого свои. А если какой-то шахматист превысил время, то с него взыскивался денежный штраф.

ВАЖНО! В 1866 году в матче Андерсен – Стейниц часы песочные заменили часами механическими. Это были отнюдь не шахматные часы, то есть часы с парой кнопок. Это были часы обычные.

Появилась необходимость в шахматных часах. И их изобрели. Впервые специальные шахматные часы разработал английский шахматист-любитель, а также инженер из Ланкашира Томас Брайт Уилсон (T.B.Wilson). Впервые такой прибор был использован на лондонском турнире в 1883 году. А уже через год после этого был выдан первый патент на промышленное производство шахматных часов. Его получил Амандус Ширвотер (Amandus Schierwater).

В 1886 году шахматные часы начали продавать в магазинах Ливерпуля. В 1899 году на шахматных часах впервые появился «флажок». Он индицировал интервал в три минуты до того, как будет исчерпан лимит времени. Идея «флажка» принадлежит Д. Б. Мейеру (D. B. Meijer). А прообраз современных механических шахматных часов с парой кнопок для переключения был разработан в 1900 году. Это сделал Винхофф (Veenhoff).

ВАЖНО! В двадцатых годах минувшего столетия появились первые электрические шахматные часы. Первые электронные шахматные часы сделали в Киеве в 1964 году. А уже в 1989 году патент на собственные часы получил великий шахматист Роберт Фишер. Это тоже были электронные шахматные часы. Они стали одними из самых популярных.

Основные функции шахматных часов

В чем особенность цифровых шахматных часов Фото 2

Шахматные часы нужны для того, чтобы осуществлять фиксацию времени, которое затрачивают игроки на обдумывание ходов. Они также сигнализируют, когда у кого-то из шахматистов истечет лимит времени, которое предоставляется игроку по турнирным правилам.

Шахматные часы обязательно имеют пару часовых механизмов. У них могут быть общие элементы, и они включаются попеременно. Когда один действует, другой простаивает.

На каждом из механизмов устанавливается лимит времени, которое отводиться каждому игроку. Если данный лимит подходит к концу, то часы визуально подают сигнал. Они напоминают о том, что лимит заканчивается.

ВАЖНО! Функция сигнализатора всегда была возложена на небольшую красную стрелку-флажок, которая закреплена на оси. Она, когда минутная стрелка приближалась к отметке «12», сперва поднималась, а потом резко падала. Это означает, что лимит времени вышел.

А еще есть, как минимум, две кнопки управления. Одна кнопка – на каждого игрока. Часы устанавливают вблизи игрового поля. Их предварительно настраивают. Запускаются часы в начале игры.

Первоначально нужно включить механизм со стороны того шахматиста, который должен делать ход первым. Шахматист делает ход, нажимает кнопку на своей стороне часов. После этого его часовой механизм останавливается, а механизм его визави включается. Противник, когда делает свой ход, в свою очередь опять делает переключение часов. И получается, что каждый из часовых механизмов действует лишь тогда, когда соответствующий игрок думает над очередным ходом.

В СССР и России шахматные часы выпускало лишь одно предприятии. Это был завод «Янтарь», что в городе Орел. После этого технологию и права на изготовление шахматных часов продали. Их купили в Азербайджане. И теперь в этой стране производят аналогичные по внешнему виду часы.

ВАЖНО! И эти часы отличаются от часов, которые делал «Янтарь». Там механизмы делали и металла. В Азербайджане механизмы делают из пластмассы.

Классическая механика шахматных часов

В чем особенность цифровых шахматных часов Фото 3

Классические шахматные часы – это пара обычных механических или электромеханических часовых механизмов. У каждого из них есть свой циферблат. Механизмы смонтированы в одном корпусе. Они снабжены механической системой переключения. Сама же система – это пара кнопок и несколько рычагов.

Флажок же представляет собой обычную маленькую стрелку. Она закреплена на оси на циферблате каждого из часовых механизмов. Положение флажка считается обычным, когда он висит на оси под собственным весом вертикально вниз.

Когда время игрока приближается к «нулевой отметке», то есть положение «12:00», то минутная стрелка начинает приподнимать флажок. Когда стрелка проходит крайнее верхнее положение, она выходит из-под флажка. Происходит «падение» флажка. Он возвращается в вертикальное положение.

ВАЖНО! Есть и такая конструкция, в которой стрелки идут против часовой стрелки, то есть в обратную сторону. Это нужно для того, чтобы по тому, как расположены стрелки на циферблате, в любой момент можно было узнать оставшееся у игрока время. Однако в данном случае механизм часов вполне традиционный.

Свой первоначальный вид шахматные часы приняли в 1900 году. На протяжении столетия в них меняли лишь материалы и внешнее оформление. Что касается принципа работы, то он нисколько не изменился. Такие шахматные часы и поныне используют на соревнованиях.

Отметим только, что на престижных турнирах все чаще стали использовать часы электронные. Эти часы обеспечивают автоматизацию систем контроля времени, которые более сложные.

Особенности электронных шахматных часов

В чем особенность цифровых шахматных часов Фото 4

Шахматные часы постепенно претерпевали изменения, но их было мало. Однако в 1970-х годах появились первые электронные часы. Их разработали в Корнельском университете. И в шахматах в итоге произошли изменения.

Отметим сразу, что электронные часы были более точными по сравнению с механическими. А еще они были хороши тем, что их можно было программировать. Это предоставляло возможность применять для партий самые неординарные контроли времени.

ВАЖНО! По сравнению с механическим часами простейший вариант таких часов отличается только принципом работы часовых механизмов и переключателя. Иначе говоря, цифровые часы представляют собой два таймера, которые попеременно включаются.

Сс появлением новых технологий появилась возможность изменить вид и принцип действия шахматных часов. Но не только. Также можно было уже придать часам новые функции. Электронные часы по сравнению со своими механическими предками способны:

- самостоятельно вести счет ходов, сделанных игроками;
- отследить некоторые последовательные периоды партии, при этом они делают переход от одного к другому в заданные моменты и автоматически переносят в новый период накопленное время;
- осуществлять поддержку разнообразных схем контроля времени, в том числе «Часы с задержкой», «Часы Бронштейна», «Часы Фишера», «Песочные часы» и пр.;
- подавать сигнал о том, что один игрок просрочил время, и останавливаться при этом автоматически (подчеркнем при этом, что нынешние правила шахмат таковы, что сами игроки обязаны следить за временем соперников).

Какие часы придумал Фишер

В чем особенность цифровых шахматных часов Фото 5

В основу часов Фишера положена здравая идея – хотя бы в некоторой степени уравнять шансы играющих в шахматы в конце партии, когда при нехватке времени на обдумывание ходов у одного игрока (или у обоих) «висит флажок». Тому, кто играл в шахматы с часами, знакомо чувство досады, если из-за цейтнота выигрышная позиция все-таки заканчивается ничьей или даже проигрышем.

Часы Фишера добавляют несколько секунд за каждый сделанный ход. В результате, если укладываешься в такой лимит, то «флажок» на часах никогда не упадет. Интересно также, что непотраченные секунды накапливаются. А потому оставшееся время не уменьшается. Есть прибавка.

ВАЖНО! Теоретически даже шахматист-перворазрядник, используя часы Фишера, может довести до финала любую позицию, которая является технически выигранной.

Часы Фишера поддержала международная организация ФИДЕ. Впервые новый контроль времени, как и новые часы, использовали в Югославии в 1992 году, где состоялся матч между Фишером и Спасским.

Читайте также: