Электрические устройства безопасности контролирующие закрытие дверей шахты предназначены для

Обновлено: 28.04.2024

5.5.4.1 Срабатывание электрического устройства безопасности должно предотвращать пуск электродвигателя главного привода или вызывать его остановку.

Электрические устройства безопасности должны быть включены в цепь безопасности, за исключением концевого выключателя, действующего в цепи главного тока электродвигателя.

а) один или несколько контактов безопасности, соответствующих требованиям 5.5.4.5 и отключающих питание контакторов включения электродвигателя главного привода и тормоза лифта по 5.5.4.1;

- одного или несколько контактов безопасности по 5.5.4.5, напрямую не отключающих питание контакторов включения электродвигателя главного привода и тормоза лифта;

Выходной сигнал, поступающий от электрического устройства безопасности, не должен изменяться при воздействии внешнего сигнала, поступающего от другого электрического устройства, размещенного в этой же цепи.

Электрические цепи, предназначенные для регистрации или задержки сигналов, искрогашения, даже в случае неисправности не должны препятствовать или задерживать размыкание цепи безопасности при срабатывании электрических устройств безопасности.

5.5.4.3 Совмещение в электрическом устройстве безопасности функций устройства безопасности и рабочего устройства с использованием гальванически связанных контактов не допускается.

5.5.4.4 Для передачи выходного сигнала в электрических устройствах безопасности должны быть применены аппараты с контактным разрывом электрической цепи. Применение магнитоуправляемых контактов (герконов) не допускается.

5.5.4.5 Срабатывание контакта безопасности должно происходить за счет его принудительного размыкания.

Допускается использовать контакты непринудительного размыкания при условии контроля их разрыва механическим и/или электрическим способом.

5.5.4.6 Допускается подключение к электрической цепи безопасности устройств для сбора информации. Применяемые для сбора информации устройства должны отвечать требованиям к электрическим цепям безопасности 5.5.4.2. Не допускается включение параллельно электрическим контактам устройств безопасности каких-либо других электротехнических устройств или их шунтирование, за исключением случаев, приведенных в 5.5.3.11, 5.5.3.14, 5.5.4.13, 5.5.4.14, 5.5.4.19, 5.5.4.21.

После переключения лифта в режим "нормальная работа" из режимов, указанных в 5.5.3.12, 5.5.3.13, 5.5.4.19, движение кабины должно быть возможно только после размыкания цепей, шунтирующих контакты электрических устройств безопасности и восстановления их действия в системе управления.

Допускается параллельно контактам выключателей безопасности включать элементы для искрогашения или улучшения коммутации. Такие элементы должны соответствовать требованиям 5.5.4.2 к электрическим цепям безопасности.

- контроля закрытия двери шахты для технического обслуживания оборудования, аварийной двери или смотрового люка в шахте (см. 5.5.4.17);

- контроля срабатывания устройства, ограничивающего подскок натяжного устройства уравновешивающих канатов (см. 5.5.4.2);

- контроля положения съемного устройства для ручного перемещения кабины (положения съемного штурвала) (см. 5.5.4.28);

а) кабиной лифта уровня крайней нижней этажной площадки, но до соприкосновения кабины с ее буферами (упорами);

б) кабиной лифта, оборудованного в нижней части шахты буфером (упором) для взаимодействия с противовесом, уровня крайней верхней этажной площадки, но до соприкосновения противовеса с этим буфером(упором);

в) кабиной лифта, оборудованного уравновешивающим грузом, уровня крайней верхней этажной площадки не более чем на 200 мм. При размещении буфера на кабине концевой выключатель должен сработать до соприкосновения буфера с соответствующим упором в шахте.

При нахождении кабины (противовеса) на сжатых буферах контакты концевого выключателя должны быть разомкнуты. После срабатывания концевого выключателя лифт не должен автоматически возвращаться в режим "нормальная работа".

5.5.4.9 Концевые выключатели должны размыкать цепи питания двигателя и тормоза согласно 5.5.4.5. Допускается включение концевых выключателей в цепь безопасности в случаях, указанных в 5.5.4.11.

В лифтах с лебедкой с канатоведущим шкивом или барабаном трения допускается отключать электрическую цепь питания катушек контакторов, включенных в цепь питания электродвигателя главного привода и тормоза, электрическим устройством безопасности по 5.5.4.5.

Срабатывание концевого выключателя в лифтах с регулируемым приводом постоянного или переменного тока должно вызывать остановку лифта за минимальное для данной системы управления время.

5.5.4.10 При установке концевого выключателя в цепи управления лифта, оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом или барабаном трения, должно быть предусмотрено двойное прерывание электрической цепи главного тока электродвигателя двумя независимыми электромагнитными аппаратами. Контакты этих электромагнитных аппаратов должны быть включены последовательно в цепь главного тока электродвигателя; при этом допускается одно прерывание цепи главного тока осуществлять бесконтактным устройством [при соблюдении требований 5.5.2.3, перечислений в), г)].

Если при остановке привода один из электромагнитных аппаратов или бесконтактное устройство не прервали цепь главного тока электродвигателя, возможность дальнейшего перемещения кабины лифта должна быть предотвращена не позднее следующего изменения направления движения.

5.5.4.11 Допускается установка концевых выключателей в цепь безопасности лифта, оборудованного барабанной лебедкой или лебедкой со звездочкой. В этом случае следует устанавливать не менее двух концевых выключателей, действующих в каждом из направлений движения кабины и приводимых в действие независимыми элементами.

Концевые выключатели должны действовать на отдельные электромагнитные аппараты цепи управления, обеспечивающие двойное прерывание электрической цепи главного тока электродвигателя. Если при остановившейся кабине один из электромагнитных аппаратов не прервал цепь главного тока, возможность дальнейшего перемещения кабины лифта должна быть предотвращена не позднее следующего изменения направления движения.

5.5.4.12 Электрическое устройство безопасности, контролирующее по 5.4.1.14 закрытие дверей шахты, должно размыкать по 5.5.4.5 цепь безопасности; движение кабины должно быть исключено, если хотя бы одна из створок дверей шахты не закрыта, за исключением случаев, указанных в 5.4.1.13.1, 5.5.3.14.

5.5.4.13 Для обеспечения трогания кабины с уровня этажной площадки при незапертом автоматическом замке двери шахты по 5.4.1.13.1 допускается шунтирование контактов электрического устройства безопасности, контролирующего запирание автоматического замка при нахождении кабины в пределах ±200 мм от уровня этажной площадки.

5.5.4.14 Электрическое устройство безопасности, контролирующее натяжение ремней по 5.4.3.7, должно размыкать цепь безопасности при ослаблении натяжения ремней.

5.5.4.15 Электрические устройства безопасности, контролирующие по 5.4.1.13.3 запирание автоматических замков дверей шахты, должны размыкать цепь безопасности при незапертых дверях.

5.5.4.16 Электрическое устройство безопасности, контролирующее по 5.4.1.14 закрытие непосредственно не связанных и не запираемых створок двери шахты, должно размыкать цепь безопасности при открытой любой одной створки двери шахты.

5.5.4.17 Электрическое устройство безопасности по 5.4.1.16.5, контролирующее закрытие двери для технического обслуживания оборудования, аварийной двери или смотрового люка, должно размыкать цепь безопасности при их открытии.

5.5.4.18 Электрическое устройство безопасности по 5.4.4.8.10, контролирующее закрытие двери кабины, должно размыкать цепь безопасности при ее открытии.

5.5.4.19 Электрическое устройство безопасности по 5.4.4.11, контролирующее запирание аварийной двери или люка кабины, должно размыкать цепь безопасности при их отпирании.

Возврат в режим нормальной эксплуатации должен осуществлять обслуживающий персонал. В режиме "Пожарной опасности" не контролируют несанкционированное открытие дверей шахты.

5.5.4.20 Электрическое устройство безопасности, контролирующее по 5.4.7.8 срабатывание ограничителя скорости, должно размыкать цепь безопасности до достижения движущейся вниз кабиной скорости, при которой происходит срабатывание ограничителя скорости. У лифта с номинальной скоростью не более 1,0 м/с допускается размыкание цепи управления при срабатывании ограничителя скорости.


6.3.15. В режиме «Ревизия» допускается движение кабины лифта, оборудованного автоматически открывающимися дверями шахты, с помощью электродвигателя при шунтировании контактов электрических устройств безопасности, контролирующих закрытие и запирание дверей шахты контактом (контактами) специального устройства (кнопки, выключателя и т.п.).

В режиме «Ревизия» допускается движение кабины лифта с ручным открыванием дверей шахты с помощью электродвигателя при шунтировании контактов электрических устройств безопасности, контролирующих закрытие дверей шахты (при условии, что цепь замков дверей шахты собрана), или электрических устройств безопасности, контролирующих выключатели неавтоматических замков дверей шахты (при условии, что цепь контроля закрытия дверей шахты собрана), контактом (контактами) специального устройства (кнопки, выключателя и т.п.).

Включение устройства должно осуществляться с крыши кабины и/или из машинного помещения или с устройства по п. 4.4.8.1, при отсутствии машинного помещения.

Включение устройства должно автоматически отключать все режимы работы лифта, за исключением режима «Ревизия».

6.3.16. Кабина должна быть оборудована специальным устройством, контролирующим в соответствии с п.5.4.15 загрузку кабины, которое должно предотвращать движение кабины, в том числе и для повторного выравнивания, при размещении в кабине груза, масса которого превышает номинальную грузоподъемность лифта на 10%, но не менее чем на 75 кг. При этом должен включаться сигнал «Лифт перегружен». Автоматические двери лифта при перегрузке должны оставаться открытыми; двери, открываемые вручную, должны оставаться незапертыми.

Сигнализация о перегрузке по п. 5.4.15 должна быть выполнена в виде звукового и (или) светового сигнального устройства с надписью «Лифт перегружен» или с соответствующим графическим символом. Допускается указанную надпись или графический символ размещать рядом со световым сигнальным устройством.

6.3.17. Кабина лифта, в котором осуществляется перевозка людей, должна быть обеспечена двусторонней переговорной связью между кабиной и местом нахождения обслуживающего персонала.

6.3.18. При верхнем расположении машинного помещения между машинным помещением и кабиной, машинным помещением и нижней этажной площадкой или приямком, а при нижнем расположении машинного помещения между машинным помещением и кабиной, машинным и блочным помещениями должна быть предусмотрена возможность осуществления ремонтной телефонной или другой двусторонней связи.

6.3.19. Система управлением лифтом, оборудованным лебедкой с канатоведущим шкивом или барабаном трения, должна ограничивать время работы двигателя и отключать привод если:

а) кабина не приходит в движение после подачи команды на пуск;

б) кабина или противовес были остановлены во время движения, что вызвало проскальзывание тяговых элементов на канатоведущем шкиве или барабане трения.

Время работы двигателя до момента его остановки не должно превышать:

б) время, необходимое для прохождения всего пути перемещения кабины плюс 10с, но не менее 20с.

Возврат к нормальной работе не должен осуществляться автоматически.

При работе лифта в режимах «Ревизия» и «Управление из машинного помещения» ограничение времени работы двигателя должно быть исключено.

6.3.20. На одной из этажных площадок могут быть установлены различные выключатели и переключатели ручного действия для осуществления обслуживающим персоналом операций по отключению (включению) цепей управления или изменению режима работы лифта (лифтов).

Эти выключатели (переключатели) должны быть недоступны для посторонних лиц.

6.3.21.При возникновении токопроводящих цепей, шунтирующих контакты контролирующих состояние дверей шахты и кабины электрических устройств безопасности, цепь безопасности должна размыкаться контактом (контактами) электрического устройства безопасности не позднее полного открытия тех дверей, на контактах безопасности которых имеется перемычка.

Восстановление работоспособности лифта должно быть возможно только после воздействия на соответствующее устройство в машинном помещении или на панели управления.

6.4 Электрические устройства и цепи безопасности

6.4.1 Электрическое устройство безопасности должно состоять из:

а) одного или нескольких контактов безопасности, соответствующих требованиям п.6.4.6 и напрямую отключающих питание контакторов включения электродвигателя главного привода и тормоза лифта в соответствии с п. 6.4.3.

б) электрических цепей безопасности, соответствующих требованиям, указанным в Приложении 7 и состоящих из следующих деталей или их сочетаний:

— одного или нескольких контактов безопасности, соответствующих п. 6.4.6 напрямую не отключающих питание контакторов включения электродвигателя главного привода и тормоза лифта;

— контактов, не удовлетворяющих требованиям п. 6.4.6;

— электронных компонентов, указанных в Приложении 7.

Срабатывание одного из электрических устройств безопасности, необходимых в соответствии с настоящими Правилами, должно предотвращать дальнейшую работу электродвигателя главного привода или вызывать его немедленную остановку.

Выходной сигнал, поступающий от электрического устройства безопасности, не должен изменяться под действием какого-либо внешнего сигнала, поступающего от другого электрического устройства, размещенного в той же цепи.

Электрические цепи, предназначенные для регистрации, искрогашения или задержки сигналов, даже в случае неисправности, не должны препятствовать или задерживать остановку электродвигателя при срабатывании электрических устройств безопасности.

Номинальное напряжение изоляции для контактов безопасности должно быть не менее:

250В – при степени защиты корпуса не менее IP4Х;

500В – при степени защиты корпуса менее IP4Х;

Истирание проводящего материала не должно приводить к короткому замыканию контактов.


6.4.2 Электрическими устройствами безопасности в лифтах являются:

  • концевые выключатели (п.6.4.9);
  • контроля закрытия двери шахты (п.6.4.12);
  • контроля косвенной связи кабины с устройством, предназначенным для передачи информации о положении кабины во время выравнивания или повторного выравнивания (п.6.4.14)
  • контроля запирания автоматического или неавтоматического замков двери шахты (п.6.4.15);
  • контроля закрытия створки двери шахты, не оборудованной замком (п. 6.4.16);
  • контроля закрытия двери шахты для технического обслуживания оборудования, аварийной двери или смотрового люка в шахте (п.6.4.17);
  • отключения цепей управления из зоны расположения привода (п.6.4.18);
  • контроля закрытия двери кабины (п. 6.4.19);
  • контроля запирания замка аварийной двери или люка кабины (п.6.4.20);
  • контроля срабатывания ограничителя скорости кабины (п. 6.4.21);
  • контроля возврата ограничителя скорости кабины в исходное положение (п.6.4.22)
  • устройство для остановки лифта (выключатель, кнопка «Стоп») (6.4.23).
  • контроля срабатывания ловителей (п.6.4.24);
  • контроля обрыва или относительного перемещения тяговых элементов (п.6.4.25);
  • контроля обрыва или вытяжки каната ограничителя скорости (п.6.4.26);
  • контроль натяжения уравновешивающих канатов (6.4.27)
  • контроля срабатывания устройства, ограничивающего подскок натяжного устройства уравновешивающих канатов (п.6.4.28);
  • контроля положения съемного устройства для ручного перемещения кабины (положения съемного штурвала); (п.6.4.29);
  • контроля возвращения в исходное положение буфера энергорассеивающего типа (п.6.4.30);
  • отключения цепей управления из приямка (п.6.4.32);
  • отключения цепей управления из блочного помещения (п.6.4.33).
  • контроля положения площадки обслуживания (6.4.34);
  • контроля положения подвижных упоров (п.6.4.35);
  • контроля положения механического устройства, блокирующего движение кабины (6.4.37);
  • дополнительный концевой выключатель (п. 6.4.38).

6.4.3. Электрические устройства безопасности, при срабатывании, должны предотвращать пуск электродвигателя или вызывать его остановку и отключать питание тормоза. Электрические устройства безопасности должны быть включены в цепь безопасности, за исключением концевого выключателя, действующего в цепи главного тока электродвигателя.

6.4.4. Совмещение в электрическом устройстве безопасности функций устройства безопасности и рабочего устройства с использованием гальванически связанных контактов не допускается.

6.4.5. В качестве электрических устройств безопасности должны быть применены аппараты с контактным разрывом электрической цепи (контактные аппараты), при этом не допускается применение магнитоуправляемых контактов (герконов).

6.4.6. Срабатывание контакта безопасности должно происходить за счет принудительного размыкания отключающих устройств.

Принудительное размыкание обеспечивается в том случае, если все детали, предназначенные для разрыва электрической цепи, пришли в свое разомкнутое состояние и если на значительной части перемещения между движущимися контактами и частью исполнительного механизма, к которой приложено усилие срабатывания, отсутствуют упругие элементы (например, пружины). Таким образом, должны разделяться даже спаянные между собой контакты.

6.4.7. Подключение к различным точкам электрической цепи безопасности допускается только для целей сбора информации. Применяемые для этого устройства должны отвечать требованиям к электрическим цепям безопасности п.6.4.1. Не допускается включение параллельно электрическим контактам выключателей безопасности каких-либо других электротехнических устройств или их шунтирование другим путем, за исключением случаев, приведенных в п.п. 6.3.12, 6.3.15, 6.4.12, 6.4.13, 6.4.14, 6.4.20.

После переключения лифта в нормальную работу из режимов, указанных в пп.6.3.13, 6.3.14, 6.4.20, движение кабины должно быть возможно только после размыкания цепей, шунтирующих контакты электрических устройств безопасности и восстановления их действия в системе управления.

Допускается параллельно контактам выключателей безопасности включать элементы для искрогашения или улучшения коммутации. Такие элементы должны соответствовать требованиям п. 6.4.1 к электрическим цепям безопасности.

Шахта лифта — это пространство, в котором перемещается кабина, противовес и (или) уравновешивающие устройства кабины. Она должна быть отделена от примыкающих к ней площадок и лестниц, на которых могут находиться люди или оборудование, стенами, перекрытием и полом или расстоянием, достаточным для обеспечения безопасности.

Шахта может быть полностью или частично огражденной (рис. 2.9), а также приставной (рис. 2.10).

В качестве строительных материалов для ограждения шахт применяют кирпич, железобетон, металлическую сетку, стальные листы, стекло, стеклоблоки, перфорированные листы. Ограждение стеклом шахты лифта самостоятельного пользования в жилом доме со стороны, доступной пассажиру, запрещено.

Общий вид наружной установки лифтов

Рис. 2.9. Общий вид наружной установки лифтов в частично огражденной шахте

  • кабина;
  • противовес;
  • направляющие кабины и противовеса;
  • этажные переключатели или датчики;
  • двери шахты;
  • электропроводка;
  • подвесной кабель;
  • канаты кабины и противовеса;
  • канат ограничителя скорости; я приборы освещения;
  • уравновешивающие элементы (цепи, канаты или резиновые тросовые ленты).

Приставная шахта лифта

Рис. 2.10. Приставная шахта лифта:
1 — приямок; 2 — средняя секция шахты; 3 — верхняя секция шахты; 4 — секция машинного помещения; 5 — несущая рама; 6 — опорная балка

Часть шахты, расположенная ниже уровня края нижней этажной площадки, называется приямком. В нем размещается следующее оборудование: буферные устройства или упоры кабины и противовеса, натяжное устройство каната ограничителя скорости, выключатель приямка и др. (рис. 2.11).

Оборудование приямка

Рис. 2.11. Оборудование приямка (общий вид):
1 — буферное устройство кабины; 2 — буферное устройство противовеса; 3 — натяжное устройство каната ограничителя скорости

Буферные устройства и упоры служат для амортизации и остановки движущейся вниз кабины (противовеса) при переходе нижнего рабочего положения. Буферные устройства могут быть пружинными и гидравлическими (рис. 2.12).

Гидравлический буфер

Рис. 2.12. Гидравлический буфер:
а — с изменяющейся площадью кольцевого отверстия: 1 — гайка; 2 — втулка; 3, 20 — амортизаторы; 4 — шток; 5 — корпус; 6 — фасонная шайба; 7 — контактное устройство; 8 — цепь (канатик); 9 — резервуар; 10, 16 — кольца; 11 — втулка гидроцилиндра; 12 — фасонная гайка; 13 — пружина; 14 — чехол; 15 — плунжер; 17 — пружинное кольцо; 18 — торцевая шайба; 19 — кронштейн; 21 — линейка; 22 — сливная пробка;
б — с изменяющимся числом калиброванных отверстий: 1 — плунжер; 2 — сжатый азот; 3 — щуп; 4 — крышка; 5 — резервуар; 6 — масло; 7 — калиброванное отверстие; 8 — корпус (цилиндр); 9 — шток; 10 — контактное устройство; 11 — линейка

Натяжное устройство каната ограничителя скорости (рис. 2.13) предназначено для натяжения каната ограничителя скорости.

Натяжное устройство

Рис. 2.13. Натяжное устройство каната ограничителя скорости:
1 — буфер; 2 — направляющая кабины; 3 — концевой выключатель; 4 — блок; 5 — рычаг; 6 — груз

Электрическое устройство контроля обрыва или вытяжки (выключатель) натяжного устройства каната ограничителя скорости необходимо для размыкания цепи управления лифтом при ослаблении крепления или вытяжении каната ограничителя скорости.

Выключатель приямка служит для размыкания цепи управления лифтом при выполнении электромехаником кратковременных работ в приямке.

Также в приямке размещают приборы освещения и лестницу или скобы, необходимые для входа в приямок.

Противовес (рис. 2.14) служит для уравновешивания массы кабины и части полезного груза, находящегося в кабине. Противовес связан с кабиной несущими канатами, которые прикреплены к каркасу противовеса при помощи пружинной подвески. Противовес состоит из каркаса, башмаков и наборного груза. На противовесе могут быть установлены ловители, если под шахтой возможен проход людей.

Противовес

Рис. 2.14. Противовес:
1 — вертикальный стояк; 2 — направляющий башмак; 3 — верхняя балка; 4 — пружинная подвеска; 5 — упор; 6 — груз; 7 — стяжка; 8 — нижняя балка; 9 — пластина

Гибкие уравновешивающие элементы применяются на пассажирских лифтах при высоте подъема более 45 м, так как при большой высоте подъема и его значительной грузоподъемности существенно возрастает масса тяговых канатов, приближаясь к величине, соизмеримой с номинальной грузоподъемностью лифта.

Гибкие уравновешивающие элементы необходимы для компенсации или уменьшения влияния перетекающих масс на работу лифтовой установки. В качестве гибких уравновешивающих элементов на лифтах с номинальной скоростью движения кабины до 1,4 м/с используют сварные цепи, при скоростях свыше 1,4 м/с — стальные канаты, на лифтах зарубежных конструкций — резинотросовые ленты.

Направляющие предназначены для направления движения кабины и противовеса в шахте. Они удерживают кабину и противовес от горизонтального смещения, обеспечивая тем самым необходимые зазоры между кабиной, противовесом и оборудованием шахты. На направляющих удерживается кабина (противовес) при срабатывании ловителей.

Направляющие кабины и противовеса, а также элементы их крепления рассчитывают на нагрузки, возникающие при рабочем режиме лифта и при его испытаниях.

Размещают направляющие, как правило, с боковых сторон кабины и противовеса (по две направляющие на кабину и противовес) по всей высоте шахты. Изготавливаются направляющие из специального металлического профиля (рис. 2.15).

Сечения направляющих

Рис. 2.15. Сечения направляющих:
а—е — неспециальные прокатные профили; ж -— трубчатый профиль; з — профиль с металлической облицовкой; и — специальный тавровый прокат

Канаты, применяемые на лифтах, по назначению подразделяются на тяговые, ограничителя скорости и уравновешивающие.

Тяговые канаты предназначены для передачи тягового усилия от подъемного механизма (лебедки) кабине и противовесу, а также для преооразования вращательного движения канатоведущего органа в поступательное движение кабины и противовеса.

Канаты должны соответствовать ГОСТ 3241—80 и иметь документ (сертификат) о качестве.

Шестипрядный канат

Рис. 2.16. Шестипрядный канат односторонней свивки (а) и его сечение (б):
1 — проволока; 2 — прядь; 3 — сердечник

На лифтах применяются стальные канаты односторонней свивки (рис. 2.16). Они обладают высокой гибкостью, прочностью, долговечностью. Канаты изготавливают из стальных проволок, которые скручивают в пряди вокруг сердечника из органического или искусственного волокна, пропитанного смазкой.

Кабина пассажирского лифта закрепляется не менее чем на трех канатах, каждый из которых имеет не менее двенадцатикратного запаса прочности. Номинальный размер диаметра тяговых канатов должен быть не менее 8 мм для лифта, в котором допускается транспортировка людей, и 6 мм для лифта, в котором не допускается транспортировка людей.

Для крепления канатов к подвесным устройствам кабины и противовеса их концы заделывают разными способами (рис. 2.17).

Заделка концов канатов

Рис. 2.17. Заделка концов канатов для укрепления к подвесным устройствам:
а — заплеткой; б — зажимами; в — заливкой во втулке; г — клином во втулке; 1 — коуш; 2 — зажим; 3 — втулка; 4 — клин

На концах каната делают петлю с коушем, который закрепляют за-плеткой или зажимами. Число пробивок каната прядями и количество зажимов определяют при проектировании лифта.

Зажимы состоят из скобы с резьбой на обоих концах, фигурной планки с двумя отверстиями и двух гаек. Планка должна прилегать к рабочей ветви каната для того, чтобы скоба ее не пережимала. Расстояние между зажимами и длина свободного конца каната после последнего зажима составляет не менее шести диаметров каната.

Кроме того, применяется заделка концов каната путем его заливки в стальной конусной втулке легкоплавким сплавом или закрепления во втулке с помощью клина. Применение чугунных конусных втулок не допускается.

Распашные двери шахты (рис. 2.18) представляют собой каркасы, сваренные из стальных уголков.

Распашная дверь шахты

Рис. 2.18. Распашная дверь шахты:
1 — створки; 2 — дверь; 3 — вызывной аппарат; 4 — смотровое отверстие; 5 — притворная планка

Распашные двери шахты пассажирского лифта прикрепляются к порталу, открываются наружу, имеют остекленные смотровые отверстия и оборудованы автоматическими и неавтоматическими замками (рис. 2.19).

Неавтоматический и автоматический замки

Рис. 2.19. Неавтоматический и автоматический замки дверей шахты:
1 — засов; 2 — шток; 3, 4, 6 — выключатели контроля притвора двери шахты, выхода ригеля и запирания двери шахты неавтоматическим замком соответственно; 5 — ригель; 7 — ролик; 8, 9 — рычаги; 10 — ручка

Автоматический замок установлен на портале с внутренней стороны шахты и предназначен для запирания двери шахты перед тем, как кабина отойдет от уровня этажной площадки на 150 мм.

В корпусе автоматического замка установлены электрические устройства безопасности (выключатели), контролирующие закрытие двери шахты, выход ригеля (запирание двери шахты автоматическим замком) и запирание двери шахты неавтоматическим замком. Если замок не заперт или дверь не закрыта, кабина не должна прийти в движение.

Для запирания и отпирания автоматических замков предназначена электромагнитная отводка, расположенная на кабине. На рис. 2.20 изображена электромагнитная отводка с вертикальным перемещением якоря типа ЭМО-602.

Электромагнитная отводка

Рис. 2,20. Электромагнитная отводка с вертикальным перемещением якоря типа ЭМО-602:
1 — электромагнит; 2 — тяга; 3 — рычаг; 4 — линейка

Неавтоматический замок установлен на створке двери шахты и предназначен для запирания и отпирания двери вручную и удержания ее в закрытом положении, когда кабина стоит на этаже.

Двери шахты грузового и больничного лифта имеют две створки, открывающиеся наружу, с остекленными смотровыми отверстиями. В зависимости от модели лифта двери имеют конструктивные различия.

Одна модель имеет автоматический замок, который установлен на верхней балке шахты и запирает дверь шахты прежде, чем кабина отойдет от этажа на 150 мм. Когда кабина стоит на этаже, двери удерживаются от открытия специальными фиксаторами.

Другая модель имеет ригельный (автоматический) замок, который также установлен на верхней балке двери шахты и служит для запирания двери шахты прежде, чем кабина отойдет от уровня этажа на 150 мм, и шпингалетный (неавтоматический) замок, установленный на створке двери шахты и запирающий дверь шахты, когда кабина стоит на этаже. Вместе эти устройства образуют шпингалетно-ригельный замок (рис. 2.21).

Шпингалетно-ригельный замок дверей

Рис. 2.21. Шпингалетно-ригельный замок дверей шахты грузовых лифтов:
1 — шпингалет; 2 — упор; 3, 7 — пружины; 4 — шестерня; 5 — ригель; 6 — выключатель; 8 — ролик

Электрические устройства контроля закрытия двери шахты и запирания автоматического замка (выключатели) в обеих моделях установлены на верхней балке двери шахты.

Выключатель контроля закрытия двери шахты размыкает цепь управления лифтом при открытой двери шахты.

Выключатель контроля запирания ригельного (автоматического) замка размыкает цепь управления лифтом, если не заперт ригельный (автоматический) замок.

Электрические устройства контроля закрытия двери шахты и запирания автоматического замка (выключатели) в обоих случаях устанавливаются на верхней балке двери шахты и при необходимости размыкают цепь управления лифтом.

Автоматические раздвижные двери шахты (рис. 2.22) открываются автоматически при помощи электропривода дверей кабины. Две створки дверей прикреплены к кареткам, которые перемещаются по наклонной линейке при помощи роликов и контрроликов. Линейка закреплена на верхней балке двери шахты.

Раздвижная дверь

Рис. 2.22. Раздвижная дверь (а) шахты с автоматическим замком (б):
1 — линейка; 2 — каретка; 3 — рычаг; 4, 8 — выключатели; 5, 6, 11 — ролики; 7 — контрролик; 9 — двуплечий рычаг; 10 — приводной ролик; 12 — защелка; 13 — створка; 14 — порог; 15 — балка; 16 — кронштейн; 17 — упор

На верхней балке двери шахты расположены автоматические замки, предназначенные для запирания и отпирания дверей шахты от воздействия элементов кабины.

На верхней балке двери шахты установлены электрические устройства безопасности (выключатели), контролирующие работу замков и закрытие створок дверей шахты.

Два выключателя контролируют запирание автоматических замков, а один, установленный в точке смыкания створок, — закрытие дверей.

Выключатель контроля закрытия двери шахты размыкает цепь управления лифта при незакрытых дверях шахты. Выключатель контроля запирания автоматического замка размыкает цепь управления лифта при незапертом автоматическом замке. Если двери шахты останутся незапертыми или дверной проем будет открыт, то выключатели не должны допустить движение кабины.

Читайте также: