Экраноплан своими руками из пенопласта

Обновлено: 14.05.2024

При создании экраноплана Т. Каарио взял бумагу для черчения, где изобразил сани и снабдил их крылом, расположенным на небольшой высоте от поверхности земли. На испытаниях новая машина сначала буксировалась специально оборудованными аэросанями, а затем на нее был установлен двигатель внутреннего сгорания мощностью 16 л. с. с воздушным винтом. С этим двигателем «крылатые сани» после небольшого разбега отрывались от поверхности замерзшего озера, на котором проходили испытания, и переходили на режим околоэкранного полета со скоростью около 25 км/ч. Машина Каарио хорошо слушалась руля направления, но ее продольная устойчивость оказалась неудовлетворительной. Особенно опасной была тенденция к опрокидыванию назад, возникающая при встречном и порывистом ветре. Изобретателю изрядно пришлось поэкспериментировать, чтобы устранить этот недостаток. В результате в конструкцию экраноплана были введены два небольших горизонтальных стабилизатора, прикрепленных на профилированных пустотелых балках к хвостовой оконечности полозьев. Полностью устранить продольную неустойчивость, однако, так и не удалось.

В последующих машинах конструктор применил управляемые закрылки, выполнявшие двоякую роль: они отклоняли струю воздуха от винта под крыло для создания зоны повышенного давления при разгоне аппарата, а в режиме околоэкранного полета позволяли бороться с «клевками» и взмываниями машины.

Несмотря на отрицательные особенности экранопланов Т. Каарио, они обладают по сравнению с другими аналогичными конструкциями рядом бесспорных достоинств. Будучи рассчитанными на полет около твердого экрана (лед, плотный снег), они проще в доводке и регулировке, нежели экранопланы, предназначенные для использования только над поверхностью воды. Эксплуатация машины, которая всегда находится на твердой почве, проще, дешевле и безопаснее, а сам околоэкранный полет более стабилен. Короче говоря, Т. Каарио, учитывая климатические и природные особенности своей страны (большое количество водоемов, на которых более полугода держится крепкий ледяной покров), правильно решил стоявшую перед ним задачу.

Мы рекомендуем его конструкцию (рисунок) для постройки кордовой модели экраноплана, летающей над поверхностью льда или ровно укатанного, плотного наста. Модель можно изготовить в двух вариантах: неуправляемом, с использованием только одной корды, укрепленной на пилоне в центре круга (так же, как запускаются кордовые модели автомобилей), и управляемом с помощью двух корд и ручки управления (как при полетах кордовых моделей самолетов). Последний вариант, несомненно, интереснее, хотя и сложнее. Целесообразно использовать энергию выхлопных газов двигателя, направив ее вниз, под крыло, для создания зоны повышенного давления, что значительно облегчит разгон.

Рис. 1. Модель экраноплана Т. Каарио — общая компоновка и детали: А — схема в трех проекциях; Б — шаблоны воздушного винта; Б — шаблоны крыльевых профилей и качалки управления закрылком. 1 — предкрылок; 2 — горизонтальная полка балки; 3 — боковина фюзеляжа; 4 — переднее крыло; 5 — двигатель «Ритм»; 6 — топливный бачок; 7 — пилон, на нем — отверстия для установки закрылка переднего крыла; 8 — закрылок переднего крыла; 9 — центроплан; 10 — хвостовая балка; 11 — горизонтальное оперение; 12 — вертикальное оперение; 13 — триммер горизонтального оперения; 14— горизонтальная полка хвостовой балки; 15 — кабанчик закрылка центроплана; 16 — рулевая тяга; 17 — закрылок центроплана; 18 — каркас центроплана; 19 — качалка управления закрылком центроплана; 20 — корда; 21 — полоз.

Рис. 1. Модель экраноплана Т. Каарио — общая компоновка и детали:
А — схема в трех проекциях; Б — шаблоны воздушного винта; Б — шаблоны крыльевых профилей и качалки управления закрылком.
1 — предкрылок; 2 — горизонтальная полка балки; 3 — боковина фюзеляжа; 4 — переднее крыло; 5 — двигатель «Ритм»; 6 — топливный бачок; 7 — пилон, на нем — отверстия для установки закрылка переднего крыла; 8 — закрылок переднего крыла; 9 — центроплан; 10 — хвостовая балка; 11 — горизонтальное оперение; 12 — вертикальное оперение; 13 — триммер горизонтального оперения; 14 — горизонтальная полка хвостовой балки; 15 — кабанчик закрылка центроплана; 16 — рулевая тяга; 17 — закрылок центроплана; 18 — каркас центроплана; 19 — качалка управления закрылком центроплана; 20 — корда; 21 — полоз.

На рисунке А показана схема модели в трех проекциях, Б и В — шаблоны винта и крыльевых профилей. Для упрощения и облегчения модели полозья сделаны в виде профилей из фанеры толщиной 3 мм, армированной по скользящей кромке полосками целлулоида. Полозья, помимо прямого назначения, выполняют в этой конструкции роль концевых шайб, повышающих аэродинамическое качество расположенного между ними крыла малого удлинения. Крыло делается наборным по обычной схеме, но переднюю кромку его необходимо усилить, чтобы исключить возможность повреждений при ударах мелкими льдинками и другими препятствиями на пути. Поэтому носик крыла до первого лонжерона зашивается тонкими пластинками липы или бальзы. Задняя часть крыла обтягивается снизу крафт-бумагой, сверху — более легкой, например длинноволокнистой. Боковые крылышки, кили и закрылок, которые чаще других деталей соприкасаются с подстилающей поверхностью, желательно изготовить из сплошной пластины легкого дерева (бальзы, липы, осины). Закрылок (на управляемой модели) соединяется с центральной качалкой, как руль высоты на обычных кордовых моделях самолетов. На неуправляемей модели надо предусмотреть возможность перестановки закрылка или его плавной регулировки между полетами.

Компрессионный двигатель «Ритм» на модели желательно оборудовать специальным коллектором, направляющим выхлопные газы под крыло.

В целом постройка модели экраноплана Каарио не представляет никаких трудностей для авиамоделистов средней квалификации. А для любителей, задумавших строить настоящий экраноплан по схеме Каарио, работа с его моделью, несомненно, принесет большую пользу. Первые запуски модели следует проводить на корде длиной 12—15 м в безветренную погоду, на хорошо расчищенном льду, сначала на средних оборотах двигателя, затем на полном газу. Модель очень чувствительна к углу установки двигателя на мотораме: если при запусках на полных оборотах обнаружится стремление модели круто взмыть вверх, необходимо наклонить ось винта вперед.

Для постройки модели планера нужен мелкозернистый, плотный пенопласт белого цвета (марка — ПС-4) с объемным весом 0,04—0,045 г/см 3 . Пенопласт, имеющий неравномерную плотность и крупнопористое строение, для наших целей непригоден.

ПЛАНЕР ИЗ ПЕНОПЛАСТА

Крыло 1 (см. рис.) изготовляется из пластины толщиной 10 мм, имеющей размер 600х100 мм. Для изготовления фюзеляжа 2 потребуется пластина размером 560х75х10 мм, для горизонтального оперения 3 — пластина размером 260х70х3 мм. Разметив заготовки в соответствии с чертежом, их выпиливают лобзиком или вырезают острым тонким ножом, после чего крыло обрабатывают по профилю — сначала рашпилем, а затем и наждачной бумагой. Для того чтобы крыло соответствовало чертежу, нужно пользоваться контршаблоном. После изготовления крыла в фюзеляже делают фигурную прорезь для крыла: оно должно входить туда с некоторым усилием. Затем кончики крыла («ушки») надо симметрично отогнуть вверх. Это можно сделать двумя способами: нагрев крыло над пламенем газовой плиты (но чтобы пенопласт не подгорел) или сделав на верхней поверхности крыла небольшой клиновидный надрез, смазать его клеем, зажать в стапель и в таком положении высушить. Чтобы крыло приобрело необходимую жесткость, на эпоксидном клее или казеиновом вклеивается усиливающая передняя кромка 4. Нитроклей и смола ПН-1 непригодны: они растворяют пенопласт марки ПС-4.

Фюзеляж также следует усилить деревянной накладкой 5, которую приклеивают снизу фюзеляжа. По верхнему контуру, имеющему кривизну, фюзеляж оклеивается ватманом или полоской тонкой стеклоткани. Горизонтальное оперение 3 приклеивают к верхней (торцевой) стороне вертикального оперения (киля) 6. Чтобы модель хорошо летала, ее центр тяжести должен быть расположен, как показано на рисунке. Для этого к носовой части фюзеляжа необходимо прикрепить полоску свинца толщиной 2 мм, весом около 10 г. Изогнув эту полоску в соответствии с формой носика, модель помещают на ребро какой-либо планочки и добиваются равновесия, убавляя или прибавляя количество свинца. Затем полоску тщательно приклеивают к фюзеляжу.

Теперь планер можно собрать и испытать в полете. Крыло вставляется в прорезь фюзеляжа и фиксируется в среднем положении. Если в дальнейшем планер не будет разбираться, крыло нужно вклеить на свое место; если же его придется перевозить, лучше оставить его разборным. В этом случае можно сделать фиксирующую шпильку из алюминиевой проволоки или спички.

Первый запуск планера производится так: взяв его в руку под фюзеляжем и слегка наклонив носом вниз, несильным толчком посылаем вперед. Если регулировка сделана правильно, модель должна пролететь, плавно снижаясь, 10—15 метров и совершить посадку без крена и разворотов. Если модель будет сразу взмывать вверх, а затем падать, сваливаясь на крыло, надо прибавить груза на нос; если, наоборот, сразу клюнет носом — груз придется уменьшить. Небольшие отклонения от нормального полета устраняются подгибанием рулей, расположенных на хвостовом оперении, в ту или иную сторону.

При желании окрасить модель или нанести на нее какие-либо знаки, цифры и т. п. надо применять акварельные, гуашевые или масляные краски. Нитроэмалевыми красками пользоваться нельзя, так как они растворяют пенопласт.

Модель можно запускать не только с рук, но и с леера, на открытых площадках, в тихую погоду. Для запуска с леера придется в нижней части фюзеляжа, под крылом, вклеить проволочные крючки, показанные на рисунке пунктиром. Их можно сделать из толстой канцелярской скрепки. В качестве леера можно использовать катушечные нитки № 10 или капроновую рыболовную леску толщиной 0,2 — 0,25 мм, на конце которой привязываются проволочное колечко и небольшой флажок из тонкого яркого шелка. Флажок облегчит поиск леера после его падения на землю.

Запуск с леера производится подобно тому, как запускают змей. Запускающий должен иметь помощника. Он держит планер в руках до тех пор, пока не получит команду от запускающего, который, размотав 30—40 м леера, уходит с ним против ветра. После того как помощник выпустит модель из рук, запускающий бежит против ветра с такой скоростью, которая обеспечивает плавный подъем модели вверх. «Затянув» модель, надо сбросить леер. Иногда это происходит автоматически, при его ослаблении, чаще же приходится слегка дергать леер, чтобы сбросить колечко с крючка. Такое движение быстро осваивается и в дальнейшем выполняется безошибочно.

Итак Господа, стремящиеся познать истину… После моей публикации видео файлов о создании летательного аппарата с принципом полета на электро гравитации в домашних условиях, поступило очень много предложений с просьбой «научить, рассказать как сделать и т.д.» До последнего момента как — то руки недоходили, да и времени особо небыло. Ну вот я исправился и рассказываю подробнейшим образом. Уберите из дома жён, детей, родителей и бабушек с дедушками, дабы не было экстремальных ситуаций и люди взрослого поколения не испытали шок…

Правила техники безопасности… 1. Информация передаваемая Вам в настоящий момент может быть использована Вами на свой страх и риск. 2. Аппарат запитывается высокочастотным напряжением около 20000 Вольт, что опасно для жизни любого человека, поэтому риск использования данной поделки в плане сохранения жизни и здоровья себя и окружающих Вы берете на себя. 3. Аппарат имеет оголенные части конструкции, находящиеся под высоким напряжением. Вследствии замыкания разнополярных частей либо проводов конструкции происходит короткое замыкание, с образованием высоковольтной дуги, что может привести к выходу из строя используемой аппаратуры. Риск порчи используемой техники, а так же любые последствия произошедшие по причине короткого замыкания Вы берете на себя.

Итак само действие…

Материалы: 1. алюминиевая пищевая фольга 2. веник 3. «крокодильчики» — электрические зажимы. 4.нить 5. клей БФ 6. медная проволока (я брал диаметр 0.1)

Требуемая аппаратура: Рабочий телевизор или монитор (НАЛИЧИЕ КИНЕСКОПА ОБЯЗАТЕЛЬНО!)

Аппарат очень критичен к своей массе. Использование волокон веника обусловлено малым весом данного материала. Даже использование очень тонких полосок бамбука настолько утяжелило конструкцию, что аппарат не взлетел. С другой стороны, использование в качестве блока питания телевизоров или мониторов с большим кинескопом усиливает вероятность взлета, т.к. чем больше кинескоп, тем большее напряжение на него подается.

Изготовление: Выбираем из веника самую прямую жилу отрезаем её и разрезаем вдоль на 4 равных части.

10 минут) нижнюю часть каркаса оборачиваем 1

слоем алюминиевой фольги

Верхний провод аппарата запитываем от «присоски», А фольгу запитываем от массы (я запитываюсь от силового каркаса монитора, т.к. он заземлен)

Простейший экранолет своими руками

«Летающая тарелка» – своими руками


Дисколет? Антигравилет? Вихрелет!

В № 5 «ТМ» за 1990 год упоминается отрывок из санскритской рукописи («Самарангана Сутрадхара»), содержащий описание летательного аппарата – «вимана», который, по предположению некоторых исследователей, есть не что иное, как «корабль инопланетян». В таком случае запечатленные в древних источниках «чертеж» и «спецификация» – еще одно подтверждение палеоконтакта 3-го рода. Но насколько все это близко к реальности? Для того чтобы дальнейший ход наших рассуждений был понятен, снова вчитаемся в описание «вимана»:

«Сильным и прочным должно быть его тело, сделанное из легкого материала, подобное большой летящей птице. Внутри следует поместить устройство с ртутью и с железным подогревающим устройством под ним. Посредством силы, которая таится в ртути и которая приводит в движение несущий вихрь, человек, находящийся внутри этой колесницы, может пролетать большие расстояния по небу самым удивительным образом. Четыре прочных сосуда для ртути должны быть помещены внутрь. Когда они будут подогреты управляемым огнем из железных приспособлений, колесница разовьет силу грома благодаря ртути. И она сразу превращается в «жемчужину в небе».

Итак, «устройство с ртутью», «подогревающее устройство», «несущий вихрь». – что бы это значило?

Для начала напомним, что подогреваемый сосуд с ртутью является основой простейшего диффузионного вакуумного насоса (ДВН). Не с его ли помощью предлагают нам древние подняться в воздух?

Из различных конструкций насоса я остановился на одной, напоминающей это описание – тороидального типа. Внешне она представляет из себя плоский цилиндр, наполненный жидким металлом – ртутью. Под ним – микроволновая печь («подогревающее устройство») и электромагнитные катушки – статор. Последний создает «бегущее» магнитное поле, приводящее во вращение ртуть, которая становится как бы ротором асинхронного двигателя. Скорость его вращения – несколько сотен тысяч оборотов в минуту. Под действием центробежной силы ртуть примет форму бублика-тороида, в котором из-за неравномерного нагрева возникает еще и внутреннее вихревое движение (спираль, уложенная в бублик). Благодаря «подогревающему устройству» ртуть из жидкости перейдет в состояние перенасыщенного пара.

Вследствие вращения «парового бублика» и диффузии в него специально подаваемого воздуха в цилиндре образуется очень высокое разрежение. Из-за внутренних вихрей в «роторе» поглощенный воздух оказывается на его периферии и выжимается к внутренней стенке. Далее он собирается специальной рубашкой и выбрасывается наружу через реактивное сопло. Но этот поток толкает аппарат вперед, а отрывает его от земли другое.

Воздух поступает к ДВН сверху. Он устремляется к отверстию воздухозаборника, причем не прямолинейно, а закручиваясь по спирали. Над верхней обшивкой аппарата, вокруг отверстия, скорость его вращения превысит 500 км/ч, что приведет к резкому падению давления, образованию зоны вакуума. Это, по известному закону Бернулли, означает возникновение огромной подъемной силы («несущий вихрь»), сравнимой с силой торнадо.

Кроме внушительной подъемной силы и простоты конструкции, ДВН тороидального типа (или, как я их назвал, ДВН «Торнадо») обладают еще, по крайней мере, двумя ценными свойствами. Во-первых, у них значителен гироскопический эффект. Это очень важно, ибо на больших скоростях дисколеты обладают малой устойчивостью. Компоновка из четырех турбин-гироскопов повысит устойчивость многократно. Второе нужное качество – способность насоса левитировать из-за чудовищной скорости вращения ртутного ротора. При этом его вес компенсируется.

Вернемся к рисунку в санскритской рукописи. Очевидно, показан разрез летательного аппарата. Видим две турбины ДВН по 4 насоса в каждой. С инженерной точки зрения соосное расположение насосов с общим воздухозаборником – оптимальное для увеличения мощности двигателя при заданном диаметре «бублика».

ПОЛЕТ НА ВЫСОТЕ САНТИМЕТРОВ

Модель экраноплана «Экспромт»


Попалось мне на Ютюбе вот это видео.

Уж очень мне понравилось, как летает аппарат, так медленно, плавно, я бы сказал величаво. И захотелось мне соорудить такой же экраноплан. Как стоить, с чего начинать? Никаких чертежей нет, весь интернет перекопал. Скопировал все надписи, которые были в видеоролике, сделал перевод. Из перевода понял, как управляется аппарат.

Для этого надо сделать РН (руль направления) и изменять угол наклона оси маршевых двигателей. Решил сделать управляемый канард – ПГО, на котором двигатели стоят.

Сделал несколько фотографий с этого видео, прямо с монитора компьютера фотографировал. Так, что извините за качество некоторых фотографий.

Потолочная плитка (потолочка). Деревянные рейки линейки и оконный штапик. Утеплитель «Пеноплекс». Клей водостойкий, универсальный «Титан». Цветной и двухсторонний скотч. Электроника. Моторы – АХ 2308 N 1100 Kv. Регуляторы – 30А. Сервомашинки – НХТ900. Аккумулятор – 2200 3S.

Вырезал боковины фюзеляжа, и потихоньку начал добавлять детали, сразу вырезая их по месту и приклеивать.

Вся конструкция ПГО, вместе со стоящими на нём моторами вращается на скобе из алюминия 2 мм. Скоба крепиться к деревянной рейке, приклеенной к фюзеляжу двумя саморезами.

Внутрь скобы вставлен кусочек деревянной рейки, к которой саморезами крепится крыло ПГО.

Остаолсь поставить сервомашинки, кабанчики и подсоединить тяги. Отыскал на Ютюбе ещё одно видео про этот экраноплан.

Вот такая получилась модель «Экспромт».

После недолгого размышления, подарил я эту модель в городской авиамодельный клуб «Сокол». В заключение хочу сказать, что много есть интресных моделей экранопланов.

Итак Господа, стремящиеся познать истину… После моей публикации видео файлов о создании летательного аппарата с принципом полета на электро гравитации в домашних условиях, поступило очень много предложений с просьбой «научить, рассказать как сделать и т.д.» До последнего момента как — то руки недоходили, да и времени особо небыло. Ну вот я исправился и рассказываю подробнейшим образом. Уберите из дома жён, детей, родителей и бабушек с дедушками, дабы не было экстремальных ситуаций и люди взрослого поколения не испытали шок…

Правила техники безопасности… 1. Информация передаваемая Вам в настоящий момент может быть использована Вами на свой страх и риск. 2. Аппарат запитывается высокочастотным напряжением около 20000 Вольт, что опасно для жизни любого человека, поэтому риск использования данной поделки в плане сохранения жизни и здоровья себя и окружающих Вы берете на себя. 3. Аппарат имеет оголенные части конструкции, находящиеся под высоким напряжением. Вследствии замыкания разнополярных частей либо проводов конструкции происходит короткое замыкание, с образованием высоковольтной дуги, что может привести к выходу из строя используемой аппаратуры. Риск порчи используемой техники, а так же любые последствия произошедшие по причине короткого замыкания Вы берете на себя.

Итак само действие…

Материалы: 1. алюминиевая пищевая фольга 2. веник 3. «крокодильчики» — электрические зажимы. 4.нить 5. клей БФ 6. медная проволока (я брал диаметр 0.1)

Требуемая аппаратура: Рабочий телевизор или монитор (НАЛИЧИЕ КИНЕСКОПА ОБЯЗАТЕЛЬНО!)

Аппарат очень критичен к своей массе. Использование волокон веника обусловлено малым весом данного материала. Даже использование очень тонких полосок бамбука настолько утяжелило конструкцию, что аппарат не взлетел. С другой стороны, использование в качестве блока питания телевизоров или мониторов с большим кинескопом усиливает вероятность взлета, т.к. чем больше кинескоп, тем большее напряжение на него подается.

Изготовление: Выбираем из веника самую прямую жилу отрезаем её и разрезаем вдоль на 4 равных части.

10 минут) нижнюю часть каркаса оборачиваем 1

слоем алюминиевой фольги

Верхний провод аппарата запитываем от «присоски», А фольгу запитываем от массы (я запитываюсь от силового каркаса монитора, т.к. он заземлен)

Самодельный экраноплан

Согласно определению, сформулированному во «Временном руководстве по безопасности экранопланов», принятом ИМО: экраноплан — это многорежимное судно, которое в своём основном эксплуатационном режиме летит с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью, без постоянного контакта с ней, и поддерживается в воздухе, главным образом, аэродинамической подъёмной силой, генерируемой на воздушном крыле (крыльях), корпусе, или их частях, которые предназначены для использования действия «экранного эффекта»
Основная цель, которую мы поставили перед собой, — создание спасательного средства, способного быстро оказать помощь тонущим или терпящим бедствие на воде людям и с минимальными потерями времени доставить пострадавших на берег для оказания неотложной помощи. Конечно, такой аппарат может быть использован и для связи. Нам казалось, что с помощью несложного навесного крыльевого устройства можно придать совершенно новые качества практически любому серийно выпускаемому нашей промышленностью судну — будь то мотолодка или катер.

Для начала мы избрали в качестве основы корпус мотолодки из стеклопластика, с обводами «тримаран», известный под названием «Кристалл» (эта лодка была выпущена небольшой серией предприятиями ОСВОДа). На ней установили легкосъемные плоскости стреловидной (в плане) формы, имеющие большое отрицательное V и погруженную в воду заднюю кромку (общий вид показан на рисунке 1, схема в трех проекциях — на рисунке 2). При этом сама лодка не подвергалась сколько-нибудь серьезным переделкам, если не считать усиления транца и вклейки бобышек для крепления моторамы.

В процессе испытаний мы предполагали опробовать два варианта движителей — сначала водяной, а затем воздушный винт, с приводом в обоих случаях от силовой головки подвесного лодочного мотора «Вихрь-25». В первом случае управление осуществляется поворотом всего мотора, во втором — с помощью воздушного руля площадью 1,2 м2, расположенного непосредственно за винтом.

Как уже говорилось выше, на больших скоростях многие моторные суда имеют тенденцию отрываться от воды и переходить в режим полета на очень малой высоте, определяемой, как правило, глубиной погружения водяного винта (в случае установки воздушного винта эта высота может быть значительно больше). Очень часто суда с водяными винтами, выскочив из воды, продолжают движение, совершенно не касаясь воды, как говорят специалисты, — «на одном винте».

Но такое движение практически является неуправляемым и даже опасным. Разработанная нами крыльевая система, благодаря ее особой форме, делает полет около поверхности воды более стабильным и, что самое главное, саморегулирующимся: при возникновении крена на опускающемся вниз крыле быстро растет подъемная сила, и прямолинейный полет сам собою восстанавливается. Вследствие такой саморегуляции отпадает надобность в установке элеронов самолетного типа, и управление таким судном не требует длительной тренировки водителя.

Сам полет (в случае установки обычного подвесного лодочного мотора) происходит следующим образом: в статическом положении, при нормальной осадке лодки, задняя кромка обеих плоскостей погружается в воду на глубину 80-100 мм; при трогании с места и на скоростях порядка 20-30 км/ч эти погруженные участки крыльев создают дополнительную подъемную гидродинамическую силу, способствуя «всплыванию» лодки; одновременно на непогруженной части крыльев возникает аэродинамическая подъемная сила, и при достижении лодкой воздушной скорости порядка 50-55 км/ч происходит отрыв крыльевой системы от поверхности воды. Узкая щель, образующаяся при этом между задними кромками крыльев и водой, способствует протеканию встречного потока вдоль корпуса лодки, увеличивая тем самым подъемную силу и как бы «выглаживая» волны и брызговые струи. Лодка взлетает и продолжает движение на высоте 0,3-0,5 м, используя эффект динамической воздушной подушки.

Из сказанного понятно, что наивыгоднейшим для быстрого взлета является движение против ветра — в этом случае его скорость суммируется со скоростью лодки, и необходимая воздушная Скорость достигается быстрее, В случае установки подвесного мотора высота полета регулируется автоматически; по мере выхода гребного винта из воды она может снижаться, поскольку тяга винта падает. Эта взаимозависимость облегчает управление аппаратом и позволяет надеяться на широкое распространение в недалеком будущем «летающих лодок» именно с подвесными моторами.

Винтомоторная установка с воздушным винтом значительно расширяет рамки применения «летающих лодок», поскольку они становятся независимыми от воды и способны продолжать полет практически над любой подстилающей поверхностью, будь то песок, заболоченные луга, молевые участки водоемов или лед. При этом высота полета может увеличиться (с описываемым крыльевым устройством) до 1-1,5 м.

Разработанная и построенная нами винтомоторная установка состоит из силовой головки подвесного лодочного мотора «Вихрь-25» с цепной передачей на воздушный винт. Редукция 1 : 3, что позволяет максимально использовать КПД винта. Поскольку двигатель «Вихря» имеет водяное охлаждение, его пришлось оборудовать водорадиатором и расширительным бачком емкостью 2 л. В качестве водорадиатора можно использовать маслорадиатор от автомобиля «Москвич-412» или один из имеющихся в ассортименте автомобильных водяных обогревателей, установив его так, чтобы он обдувался потоком воздуха от винта.

Модель экраноплана «Экспромт»


Попалось мне на Ютюбе вот это видео.

Уж очень мне понравилось, как летает аппарат, так медленно, плавно, я бы сказал величаво. И захотелось мне соорудить такой же экраноплан. Как стоить, с чего начинать? Никаких чертежей нет, весь интернет перекопал. Скопировал все надписи, которые были в видеоролике, сделал перевод. Из перевода понял, как управляется аппарат.

Для этого надо сделать РН (руль направления) и изменять угол наклона оси маршевых двигателей. Решил сделать управляемый канард – ПГО, на котором двигатели стоят.

Сделал несколько фотографий с этого видео, прямо с монитора компьютера фотографировал. Так, что извините за качество некоторых фотографий.

Потолочная плитка (потолочка). Деревянные рейки линейки и оконный штапик. Утеплитель «Пеноплекс». Клей водостойкий, универсальный «Титан». Цветной и двухсторонний скотч. Электроника. Моторы – АХ 2308 N 1100 Kv. Регуляторы – 30А. Сервомашинки – НХТ900. Аккумулятор – 2200 3S.

Вырезал боковины фюзеляжа, и потихоньку начал добавлять детали, сразу вырезая их по месту и приклеивать.

Вся конструкция ПГО, вместе со стоящими на нём моторами вращается на скобе из алюминия 2 мм. Скоба крепиться к деревянной рейке, приклеенной к фюзеляжу двумя саморезами.

Внутрь скобы вставлен кусочек деревянной рейки, к которой саморезами крепится крыло ПГО.

Остаолсь поставить сервомашинки, кабанчики и подсоединить тяги. Отыскал на Ютюбе ещё одно видео про этот экраноплан.

Вот такая получилась модель «Экспромт».

После недолгого размышления, подарил я эту модель в городской авиамодельный клуб «Сокол». В заключение хочу сказать, что много есть интресных моделей экранопланов.

Руководство по сборке экраноплана Касатка-1

oflin

Full Member

Двухместный экраноплан Касатка-1 предназначен для активного отдыха, обучения пилотированию, а также может быть использован в иных целях. Экраноплан спроектирован по схеме «полутандем», что дало возможность значительно уменьшить габариты конструкции . Известный недостаток тандемного расположения крыльев — затенение заднего крыла, устранен за счет сближение крыльв до такой степени, когда начинает проявляться щелевой эффект.

1. Лицензионный договор 2. Описание экраноплана Касатка-1 2.1. Назначение 2.2. Основные размеры 2.3. Летно-технические характеристики 2.4. Аэродинамическая компоновка 2.5. Гидродинамическая компоновка 2.6. Управление 2.7. Материалы и комплектующие 3. Сборка экраноплана 3.1. Днище 3.2. Силовой набор фюзеляжа 3.2.1. Чертежи и сборка шпангоутов 3.2.2. Продольный набор каркаса фюзеляжа 3.2.3. Дополнительные элементы фюзеляжа 3.3. Обшивка фюзеляжа 3.4. Киль 3.5. Остекление 3.6. Крылья 3.7. Управление 4. Испытания экраноплана 5. Приложения

Вложения

Yakut-AZ1

Живущий небом.

oflin

Full Member

oflin

Full Member

Габариты (длина, ширина, высота) 5,5х5,5х2 м Кабина (длина, ширина, высота) 2,0х0,75х1,2 м Ширина транспортировочная 2,0 м Осадка 0,2 м Вместимость 2 чел Фюзеляж Каркасный, стекло-базальтопластиковый, расширенный Крылья Стеклопластиковые, с удлинением 4 и 8 Несущая площадь 10 кв. м Удельная нагрузка на площадь 40-55 кг / кв. м Топливная система Бак емкостью 40-50 л Двигатель Rotax, 65 или 80 л.с Воздушный винт 3-лопастный, переставного шага, D 1600 мм Тяга статическая 140-180 кг Порожний вес экраноплана 300-350 кг (до 200 кг фюзеляж, 60 кг СУ, 50 кг крылья) Грузоподъемность 200 кг Полезная нагрузка 33-40 % Макс. скорость движения на экране(лед/вода/снег/песок) >200/170/200/200 км/ч Крейсерская скорость на экране 150/140/140/140 км/ч Скорость отрыва 65-70 км/ч Дистанция отрыва 50-100 м Аэродинамическое качество До 25 экран, до 12 самолетный режим Расход топлива 10-15 л/ч Дальность хода 500 км Оптимальная высота полета 0,5 м

oflin

Full Member

oflin

Full Member

Таким образом, для продольной стабилизации экраноплана, одновременно используются четыре фактора. Рассмотрим работу аэродинамической системы в некоторых режимах:

А. В результате порыва ветра, экраноплан начал поднимать нос. Для прекращения кабрирования необходимо, чтобы подъемная сила на заднем крыле росла быстрее чем на переднем, что происходит за счет: 1. Незначительного относительного увеличения угла атаки основной части заднего крыла. 2. Значительного увеличения угла атаки консольной части заднего крыла. 3. Более резкой зависимости коэффициента подъемной силы по углу атаки у заднего крыла. 4. Увеличения интенсивности вихревого жгута за передним крылом, в результате чего уменьшается перетекание воздуха через концы задних крыльев.

Б. От порыва встречного порыва ветра, экраноплан начал уходить с экрана.

1. Подъемная сила на переднем крыле уменьшается, поскольку ослабляется экранный эффект. 2. Интенсивность вихревого жгута за передним крылом растет, что приводит к увеличению подъемной силы на заднем крыле. 3. Увеличивается скорость воздушного потока, а с увеличением скорости подъемная сила на заднем крыле растет быстрее. В результате, у экраноплана появится пикирующий момент, который вернет судно на экран.

В. Экраноплан снижается из самолетного режима на экран.

1. Подъемная сила на переднем крыле увеличивается, поскольку появляется экранный эффект. 2. Из-за экранного эффекта интенсивность вихревого жгута за передним крылом уменьшается, что приводит к уменьшению подъемной силы на заднем крыле. 3. Уменьшается скорость полета, из-за чего подъемная сила на заднем крыле быстро падает. В результате экраноплан поднимает нос до тех пор, пока рост угла атаки и усиливающиеся за передним крылом концевые вихри не увеличат подъемную силу на заднем крыле до полной компенсации кабрирующего момента системы. Угол стабилизации зависит от скорости экраноплана, чем скорость ниже, тем сильнее экраноплан будет задирать нос, пытаясь удержать высоту.

oflin

Full Member

Первые пробежки и взлеты лучше выполнять зимой, по снегу, при температуре воздуха не выше – 5 градусов. Если теплее, снег становится липким, экраноплан медленнее набирает скорость, но в целом это не является большой помехой. На испытаниях должны присутствовать помощники. Помощников нужно сразу обучить двум простым правилам: 1. Никогда не входить в плоскость вращения винта 2. По команде пилота: «От винта», нужно быстро отойти от экраноплана, и не подходить пока двигатель не остановится. Люди часто не понимают важности указанных правил, бывали случаи когда после запуска двигателя, кто-то бросался чего-то поднимать или поправлять, в итоге получал травму. Подав команду, пилот должен осмотреться, и только убедившись, что команда выполнена включать стартер. Пилоту необходимо почувствовать экраноплан, для чего делаются пробежки со скоростью не более 40 км/ч. Пробежки нужно делать до тех пор, пока ноги не начнут давить на педали сами, без участия головы. То есть, действие нужно отработать до автоматизма. На время пробежек можно не цеплять задние крылья, достаточно передних, функция которых не дать экраноплану перевернуться при чрезмерно резких поворотах. Задача пилота на первом этапе — научится удерживать экраноплан на прямой. Далее цепляются задние крылья и скорость пробежек увеличивается до 60 км/ч. Теперь нужно научиться работать сектором «газа». Рычаг требуется двигать плавно, никогда не убирая обороты резко. Потеря оборотов на малой скорости равносильна потери путевого управления, поскольку рули работают в потоке винта. Не стоит уменьшать обороты менее 30%. Если экраноплан начинает заносить, нужно добавить обороты и парировать педалями начинающийся занос. Когда экраноплан достигает скорости около 60 км/ч, и обороты сбрасываются, уменьшается момент от винта, прижимающий нос на разбеге. Экраноплан «вспухает», и пролетает несколько десятков метров на сантиметровой высоте. То есть, это уже подлеты. Их нужно хорошо почувствовать прежде чем набирать скорость более 70 км/ч. Работая ручкой по тангажу, добейтесь максимальной длинны подлетов. Затем берите ручку «на себя» и смотрите на поведение экраноплана. Если экраноплан будет слишком резко поднимать нос, следует сдвинуть вперед цент масс. Если экраноплан не вспухает, центр масс сдвинуть в сторону кормы. Перемещение центра масс можно осуществить при помощи перестановки аккумулятора или добавлением небольших грузов в носу или хвосте. На скорости около 70 км/ч, экраноплан перейдет в режим полета на низком экране – 10-20 см над поверхностью. Здесь нужно не давать экраноплану разогнаться более 80-90 км/ч. Убирайте потихоньку обороты и привыкайте к экрану. Пора осторожно поработать ручкой по крену. Не бойтесь зацепится крылом, воздушная подушка не даст. Давая ручку влево-вправо почувствуйте работу элевонов. Экраноплан будет идти за ручкой, смещаясь боком в выбранном направлении. Сбрасывая газ, помните о моменте от винта. Экраноплан будет поднимать нос, и пилот обязан вовремя погасить тенденцию. Вы не должны давать экраноплану поднять нос более чем на 10 градусов, а если опоздали, приготовьтесь к «подхвату». Переднее крыло начинает быстро увеличивать подъемную силу после угла атаки 20 градусов. Не забывайте, что установочный угол у крыла 10 градусов. На небольшой скорости заднее крыло работает менее эффективно, потому погасит кабрирование на угле экраноплана градусов 40. Вы должны дать ручку полностью от себя, и следить за креном. Экраноплан снизит скорость, опустит нос и сядет. После освоение малых скоростей и уточнения центровки можно разгонять экраноплан сильнее, но постепенно. Прибавляйте по 10 км/ч и смотрите на тенденции. 120-130 км/ч ваш предел, пока не налетаете хотя бы 50 часов, и не почувствуете аппарат основательно. Пилот самолета ошибается один раз, пилот экраноплана ошибается пол раза, после чего снова становится строителем экраноплана.

Читайте также: