Эбзеев конституция закладывает фундамент правового регулирования

Обновлено: 02.05.2024

Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. Учебное пособие / Эбзеев Б.С.; Гл. ред.: Эриашвили Н.Д. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - 349 c.

Тип : Издание
Авторы : Эбзеев Б.С., Гл. ред.: Эриашвили Н.Д.
Издательство : Закон и право, ЮНИТИ
Место издания : Москва
Количество страниц : 349
Год издания : 1997 г.


Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
I. Конституция Российской Федерации: сущность, прямое действие, формы
реализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
1. Сущность Конституции Российской Федерации: краткий теоретический очерк . . 11
2. Прямое действие Конституции Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . 40
3. Формы реализации конституционных норм . . . . . . . . . . . . . . . . . . .69
II. Конституционный Суд Российской Федерации - высший орган судебной власти
по защите конституционного строя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
1. Правовое государство и судебная власть в системе конституционных гарантий .88
2. Конституционный Суд Российской Федерации, его состав и юридическая
природа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .112
3. Судьи Конституционного Суда: порядок избрания, статус, гарантии
независимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .131
4. Компетенция Конституционного Суда и формы се реализации . . . . . . . . . 147
5. Решения Конституционного Суда: виды и юридическая сила . . . . . . . . . .162
6. Организационные формы конституционного судопроизводства . . . . . . . . . 168
III. Политические партии и правовое государство: конституционные аспекты
взаимоотношений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .172
1. Партия и власть в правовом государстве: некоторые вопросы теории
и практики конституционного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . .174
Методологические подходы, содержание понятий, критерии конституционности . . 174
КПСС - КП РСФСР: политическая партия или государственная структура? . . . . .187
Прекращение существования Союза ССР и пределы разрешения дела
о конституционности общесоюзного общественного объединения . . . . . . . . . 195
Президент и правовое регулирование создания и деятельности политических
партий и иных общественных объединений: пределы полномочий . . . . . . . . . 197
Изъятие имущества КПСС и КП РСФСР сквозь призму Конституции . . . . . . . . .211
Политические партии, общественные организации и массовые движения в системе
демократии: краткие выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 214
2. Власть и партия в интерпретации Конституционного Суда, Постановление
Конституционного Суда Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . 222
IV. Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
1. Указы Президента Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255
2. Ходатайства сторон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .259
3. Решения Конституционного Суда, принятые в ходе процесса. Протокольное
решение Конституционного Суда Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . 274
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 292
Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской
Федерации" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297

Адвокатура в России: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" →

Конституция и современная государственность России: государство, демократия, личность сквозь призму практического конституционализма →

Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд

Учебное пособие для вузов. – М.: Закон и право, Юнити, 1996. - 349 с.

Современный этап социально-экономического и политико-юридического развития Российской Федерации объективно обусловил потребность в практическом переосмыслении и пересмотре конституционного регулирования. Необходимо формирование адекватной данному этапу государственно-правового строительства теории конституционализма. Автор исследует ряд актуальных вопросов теории Конституции: ее сущность, прямое действие и непосредственное применение, правовые и организационные основы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, конституционные аспекты взаимоотношений государства и политических партий.
Книга вносит существенный вклад в разработку отечественного конституционного права.


Оглавление
I. Конституция Российской Федерации: сущность, прямое действие, формы реализации
Сущность Конституции Российской Федерации: краткий теоретический очерк
Прямое действие Конституции Российской Федерации
Формы реализации конституционных норм

II. Конституционный Суд Российской Федерации – высший орган судебной власти по защите конституционного строя
Правовое государство и судебная власть в системе конституционных гарантий
Конституционный Суд Российской Федерации, его состав и юридическая природа
Судьи Конституционного Суда: порядок избрания, статус, гарантии независимости
Компетенция Конституционного Суда и формы ее реализации
Решения Конституционного Суда: виды и юридическая сила
Организационные формы конституционного судопроизводства

III. Политические партии и правовое государство: конституционные аспекты взаимоотношений
Партия и власть в правовом государстве: некоторые вопросы теории и практики конституционного регулирования
Методологические подходы, содержание понятий, критерии конституционности
КПСС – КП РСФСР: политическая партия или государственная структура?
Прекращение существования Союза ССР и пределы разрешения дела о конституционности общесоюзного общественного объединения
Президент и правовое регулирование создания и деятельности политических партий и иных общественных объединений: пределы полномочий
Изъятие имущества КПСС и КП РСФСР сквозь призму Конституции
Политические партии, общественные организации и массовые движения в системе демократии: краткие выводы
Власть и партия в интерпретации Конституционного Суда. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации

IV. Приложение
Указы Президента Российской Федерации
Ходатайства сторон
Решения Конституционного Суда, принятые в ходе процесса. Протокольное решение Конституционного Суда Российской Федерации
Заключение
Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"

Оно представляет собой нормативно-организационное воздействие на определенные общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития, имеет целенаправленный характер и осуществляется с помощью определенной системы правовых средств (конституционно-правовых норм, правоотношений и др.), специфического метода правового регулирования, которые обеспечивают достижение желаемых результатов.

Чащевсего конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью субординации, то есть юридического воздействия на основе властно-императивных начал: обязывания и запрещения.

Метод координации в конституционном праве встречается реже. Он заключается в том, что субъектам предоставляются права на собственные активные действия, обусловленные необходимостью согласования воль, например: «Президент Республики может до промульгации закона мотивированным посланием палатам потребовать нового обсуждения» (ст. 74 Конституции Италии). Данный пример говорит о способе разрешения конфликта между Президентом и Парламентом по поводу содержания закона.

Главные средства воздействия конституционного права на общественные отношения – установление правоспособности, определение правового статуса и реализация прав и обязанностей через правоотношения.

Конституционное право предоставляет физическим лицам и общественным образованиям общие права, то есть устанавливает их правоспособность и дееспособность, которые в данной отрасли права часто совпадают. Содержание правоспособности включает общие права, определяющие положение субъектов данного права в обществе. При этом государство выступает не как субъект правоотношений, а как властный институт.

Конституционно-правовая правоспособность физических лиц определяется нормами конституций. Ее элементами являются конституционные права и свободы – право избирать и избираться, свобода слова и др.

Конституционное право устанавливает правоспособность, то есть задачи и функции, государственных органов. Так, Конституция Франции следующим образом определяет правоспособность главы государства: «Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства. Он является гарантом национальной независимости. » (ст. 5); «Президент Республики является главой вооруженных сил» (ст. 15); «Президент Республики является гарантом независимости судебной власти» (ст. 64). Правоспособность государственных органов и организаций является специальной для каждого их вида, то есть определяется целями и задачами, для достижения которых эти органы или организации созданы.

Правовой статус субъектов конституционного права – это совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав и обязанностей, не отделимых от лиц, органов и организаций. Конституционное право распространяет основные права и обязанности на всех индивидов независимо от обстоятельств, включая личные способности и социальное положение, хотя в жизни для реализации прав и обязанностей эти и иные обстоятельства могут иметь существенное значение.

Права и обязанности (т. е. полномочия) государственных органов как часть их правового статуса определяются конституциями и законами. Так, в дополнение к приведенным выше положениям ст. 5, 15, 64 Конституции Франции, определяющим правоспособность Президента Республики, Конституция Франции устанавливает такие его полномочия, как назначение Премьер-министра и по его предложению других членов Правительства, промульгация законов и возвращение их в Парламент (право вето), роспуск Национального собрания, объявление чрезвычайного положения и др.

Таким образом, конституционное право устанавливает специфическое правовое состояние – правосубъектность участников определенных общественных отношений и тем самым активно воздействует на них.

Определенный вид общественных отношений представляют собой конституционно-правовые отношения. Это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе, индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права. Содержанием этих отношений является социальное поведение (деятельность) субъектов конституционного права, обеспечиваемое и направляемое государством путем определения их конкретных прав и обязанностей.




Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, что индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.

«Все граждане имеют право свободно объединяться в партии. » – гласит ст. 49 Конституции Италии. В конституционно-правовых отношениях, которые возникают на основе этой нормы, общему дозволению корреспондирует обязанность государственных органов и других субъектов права не препятствовать дозволенному поведению. Общему праву в конституционно-правовом отношении всегда корреспондируют определенные юридические обязанности.

«Все обязаны участвовать в государственных расходах. » – гласит ст. 53 Конституции Италии. В конституционно-правовых отношениях, которые возникают на основе данной нормы, общей обязанности граждан корреспондирует право компетентных органов требовать уплаты налогов. Общей обязанности в конституционно-правовом отношении всегда корреспондируют субъективные права.

Конституция РФ играет ключевую роль во всех отраслях права. В Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, зало­жены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

Можно выделить две группы конституционных норм:

· ст. 1 - РФ есть демократическое федеративное правовое государство; демократичность Российского государства должна проявляться, в том числе, в демократических процедурах участия населения, общественных объединений в процессе принятия экологически значимых решений;

· ст. 2 - человек, его права и свободы являются высшей ценностью, что реализуется, в частности, в принципе приоритета экологических прав человека

· ст. 7 - РФ социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; к таким условиям, несомненно, следует отнести и благоприятную окружающую среду;

· ст. 10 - разделение властей

2) специальные экологические:

· установление прав и обязанностей:

o ст. 42 - три основных экологических права человека: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду; достоверную информацию о ее состоянии; и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением;

o ст. 58 - обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

o ст. 9 - земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов. Определено место и роль природных ресурсов, закреплена экологическая роль государства. Ст. 9 также устанавливает многообразие форм собственности на природные ресурсы.

o ст. 36 прямо закрепляет право частной собственности на землю.

Общая характеристика ФЗ "Об охране окружающей среды". Иные федеральные законы - источники экологического права.

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Сменил Закон РСФСР от 19.12.1991.

Структура Федерального закона включает:

• глава I. Общие положения;

• глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды;

• глава III. Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружаю­щей среды;

• глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;

• глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды;

• глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и эко­логическая экспертиза;

• глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

• глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычай­ных ситуаций;

• глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной;

• глава X. Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);

• глава XI. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);

• глава XII. Научные исследования в области охраны окру­жающей среды;

• глава XIII. Основы формирования экологической культуры;

• глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в об­ласти охраны окружающей среды;

• глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды;

• глава XVI. Заключительные положения.

В контексте концепции устойчивого развития важное значе­ние имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допусти­мого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объ­ектов животного мира, в отношении недр в действующем законо­дательстве требования о нормировании не установлены.

Законом определен юридический критерий уровня проектиро­вания предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий.

Повышению эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на совмещение функций государст­венного контроля в области охраны окружающей среды и функ­ций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65).

Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоре­тическом плане с учетом специфики и сложности объекта регули­рования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права.




Устанавливаемые Законом общие правовые механизмы управления охраной окружающей среды и рациональным природопользованием включают:

  • экологическое нормирование и стандартизацию,
  • оценку воздействия планируе­мой деятельности на окружающую среду,
  • экологическую экспер­тизу,
  • экологическую сертификацию, экологический аудит,
  • лицензирование,
  • меры экономичес­кого стимулирования, планирование, финансирование, страхова­ние,
  • мониторинг,
  • экологический контроль

и некоторые другие. Данные механизмы применимы как к охране природы в целом, так и к охране отдельных природных ресурсов (объектов).

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I. Конституция в демократическом обществе: сущность и действие
1. Демократизация общества и сущность конституции . . . . . . . . . . . . . . 10
2. Конституция - действующая часть законодательства . . . . . . . . . . . . . 28
Глава II. Права человека и гражданина: развитие общественной
мысли и конституционная практика
1. Становление прав человека и гражданина и их конституционное
развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .50
2. Политические декларации КПСС и советские конституции
о правах человека и гражданина: отвергнутые ориентиры . . . . . . . . . . . . 72
Глава III. Человек в демократическом обществе
1. Человек, личность, гражданин: соотношение прав
и их социально-правовая природа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .114
2. Конституция в механизме правового регулирования свободы
и прав человека и гражданина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
3. Декларация прав и свобод человека и гражданина
от 22 ноября 1991 года: общая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . 150
4. Суверенитет и права человека и гражданина . . . . . . . . . . . . . . . . 160
Глава IV. Эффективность конституционного регулирования прав и свобод
человека и гражданина: теоретические основы и пути повышения
1. Теоретические основы исследования эффективности конституционного
регулирования прав и свобод человека и гражданина . . . . . . . . . . . . . .187
2. Критерии и условия эффективности конституционного регулирования
прав и свобод человека и гражданина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203

Конституция и современная государственность России: государство, демократия, личность сквозь призму практического конституционализма →

Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: Монография. - М.: Юрид. лит., 2005. →

Читайте также: