Дверь к счастью открывается наружу кьеркегор

Обновлено: 14.05.2024

Как известно, в психоанализе не учитывается возможность соматического генеза и ноогенеза невротических расстройств. Между тем неврозы не всегда коренятся в эдиповом комплексе или в комплексе неполноценности; причиной развития неврозов могут быть ещё и муки совести, душевная неудовлетворённость и экзистенциальный кризис.

Как учит нас психоанализ, человек стремится к удовольствию, а значит, существует и принцип удовольствия. Индивидуальная психология учит нас тому, что человеком движет стремление к власти, которое принимает форму потребности в самоутверждении. Но ещё глубже в душе человека коренится другая потребность, которую я называю стремлением к смыслу. Человек изо всех сил стремится в полной мере выполнить своё предназначение в жизни.

Так, значит, человеком изначально движет вовсе не стремление к счастью? А ведь ещё сам Кант утверждал, что человек стремиться к счастью, и при этом оговаривался, что человеку следовало бы стремится и к тому, чтобы быть достойным счастья. Я бы сказал так: человек стремится не к самому счастью, а к тому, что создаёт условия для счастья. Когда создаются такие условия, ощущение счастья и удовлетворения возникает само собой. При лечении пациентов, страдающих сексуальными невротическими расстройствами, — нарушением потенции и фригидностью, — врач постоянно убеждается в том, что эти люди не могут почувствовать себя счастливыми именно из-за того, что забывают о необходимости создавать условия для счастья. Вот что является патогенным фактором. Отчего же это происходит? Человек забывает о необходимости создавать условия для счастья, если он полностью сосредоточен на самом ощущении счастья и удовлетворения. Прав был Кьеркегор, когда говорил, что дверь, ведущая к счастью, открывается наружу, и поэтому ломиться в неё бесполезно.

Как мы можем истолковать эту метафору? Сказанное означает, что в силу своей потребности в смысле человек стремится не только определить и выполнить своё предназначение в жизни, но и сблизиться с другой человеческой индивидуальностью, полюбить другую личность. Именно выполнение своего предназначения и любовь создают условия для счастья и удовлетворения. Невротик сбивается с этого пути и напрямик устремляется к счастью, подменяя стремление к смыслу стремлением к удовольствию. Если у нормального человека ощущение удовольствия возникает лишь в виде побочного эффекта при выполнении своего предназначения и благодаря близости с другим человеком, то для невротика удовольствие становится целью, самоцелью. Невротик одержим желанием испытать удовольствие. И чем сильнее он стремится к удовольствию, тем меньше он заботиться о создании условий для возникновения этого ощущения, поэтому «эффект удовольствия» и не возникает.

Что же касается расхожего представления о самореализации, то я смею утверждать, что человек способен реализовать свой потенциал лишь в той мере, в какой он выполняет своё предназначение в жизни. Я бы развил мысль Пиндара, который утверждал, что человек может стать лишь тем, кем он изначально является, и выразил её словами Ясперса: «Человек обретает себя благодаря делу, которое он считает своим призванием». Бумеранг возвращается к охотнику только в том случае, если охотник промахнулся. Так и человек изо всех сил стремится к самореализации только в том случае, если он не способен выполнить своё предназначение в жизни или не может даже понять, каково его предназначение.

То же самое можно сказать о стремлении к удовольствию и к власти. Если ощущение удовольствия является побочным эффектом, возникающим при выполнении своего предназначения, то власть служит средством достижения цели, когда для выполнения этого предназначения необходимы определённые общественные и экономические предпосылки. В каких же случаях человек добивается лишь «эффекта удовольствия» и ограничивается стремлением к обладанию тем средством достижения цели, которое именуют властью? Стремление к удовольствию, как и стремление к власти, возникает в результате подавления стремления к смыслу, а значит стремление к удовольствию и потребность в самоутверждении — это невротические побуждения. Вот почему Фрейд и Адлер, которые сделали все свои открытия при лечении невротиков, упустили из виду изначальное стремление человека к смыслу.

Времена подавления сексуальности, о котором писал Фрейд, уже миновали. Наступила новая эпоха — эпоха экзистенциальной фрустрации, разочарования в жизни. И сильнее всего от неутолённого стремления к смыслу страдает молодёжь. «Какой толк современному молодому человеку в чтении Фрейда или Адлера? — вопрошает Бэкки Лит, главный редактор студенческой газеты университета штата Джорджия. — У нас есть контрацептивы, благодаря которым мы можем свободно удовлетворять свои сексуальные потребности, так что сейчас уже нет нужды сдерживать свои сексуальные влечения по медицинским соображениям. И у нас есть власть. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на американских политиков, которые, как и старая коммунистическая гвардия в Китае, до смерти боятся молодёжи. Между тем, по словам Франкля, в современном обществе царит экзистенциальный вакуум, а признаком этого является ощущение скуки. Скука — это уже нечто иное, не правда ли? О том, что такое скука, мы все знаем не понаслышке. Ведь среди наших знакомых, наверняка, наберётся немало людей, которые беспрестанно жалуются на скуку, хотя им стоит лишь захотеть, и они получат всё, включая сексуальное удовлетворение и власть, о которых писали Фрейд и Адлер».

И действительно, в последнее время к психотерапевтам всё чаще обращаются пациенты, страдающие от ощущения внутренней опустошённости, которое я называю экзистенциальным вакуумом. Они жалуются на то, что жизнь кажется им совершенно бессмысленной. Не стоит думать, что такое происходит только на Западе. Как заявил чешский психиатр Освальд Выметал, «никакие границы не могут сдержать распространение ощущения бессмысленности жизни, этой современной болезни, которая поражает главным образом молодёжь как в капиталистических, так и в социалистических странах». Председательствуя на чехословацком неврологическом конгрессе, доктор Выметал с восхищением отозвался о заслугах Павлова и вместе с тем признал, что в условиях экзистенциального вакуума психиатр уже не может довольствоваться психотерапевтическими методами, основанными на теориях Павлова. О том, что экзистенциальный вакуум ощущается даже в развивающихся странах, свидетельствуют статьи Л. Л. Клицке и Джозефа Филбрика.

Ныне сбывается предсказание Пауля Полака, который ещё в 1947 году, выступая с докладом перед членами Общества индивидуальной психологии, высказал такую мысль: «Если бы были решены все социальные проблемы, на первый план впервые выдвинулись бы вопросы духа. Человек впервые понастоящему смог бы задуматься о своей сущности и осознать собственные экзистенциальные проблемы». Полаку вторит и Эрнст Блох: «Сегодня людям перепала возможность ещё при жизни задуматься о том, о чём прежде они думали лишь в смертный час».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3.6. СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ

3.6. СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ ПРИМЕР 25. (Цитата) Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»И он уселся на землю, как раз между мной и Томом, прислонился спиной к дереву и вытянул ноги так, что одной ногой чуть не задел мою. Тут у меня зачесался нос. Так зачесался, что слезы

4. Воля к смыслу Исцеление с помощью смысла в логотерапии и экзистенц-анализе

4. Воля к смыслу Исцеление с помощью смысла в логотерапии и экзистенц-анализе Урок Освенцима состоит в том, что человек является существом, ориентированным на смысл. Если и есть нечто, что помогает ему выстоять в запредельной ситуации, то это знание о том, что жизнь имеет

2. Психотерапия и духовность Пути к смыслу?

2. Психотерапия и духовность Пути к смыслу? Не хлебом единым жив человек… Евангелие от Матфея, 4: 4 Только сердцем человек хорошо видит. Глазу главное невидимо. Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький

ЦЕЛЬ И СТРЕМЛЕНИЕ

ЦЕЛЬ И СТРЕМЛЕНИЕ Цель и стремление связаны с мотивацией. Это готовность человека остановиться, сконцентрироваться на определенной проблеме и немного подумать. В этот момент ему, пожалуй, не нужны никакие специфические методы. Все, что требуется, — это время, усилия и

Стремление к цели

Стремление к цели Индивидуальная психология как наука развивалась из настойчивого стремления постичь таинственную творческую силу жизни, силу, которая воплощается в желаний развития, борьбы, достижения, превосходства и даже компенсации поражения в одной сфере,

ВОЛЯ К СМЫСЛУ

ВОЛЯ К СМЫСЛУ Давайте теперь вернемея ко второму фундаментальному допущению: воле к смыслу. По дидактическим причинам мы, используя метод эвристического упрощения, противопоставляем волю к смыслу как принципу удовольствия, которым пропитаны психоаналитические

1. Стремление к превосходству

1. Стремление к превосходству Конфликтогены данного типа объединяет то, что все они предполагают в психологическом плане «пристройку сверху» к партнеру по общению. Они представлены несколькими видами.1. Непосредственное проявление превосходства: приказание, угроза,

Глава 3 ДОРОГИ, ВЕДУЩИЕ К СМЫСЛУ

Глава 3 ДОРОГИ, ВЕДУЩИЕ К СМЫСЛУ Умение различать варианты и принимать решения. — Смысл зависит от ситуации и от самого человека. — Три столбовые дороги к смыслу: ценности переживания, творчества и личных жизненных установок. — Как обходиться с неизбежным

Стремление к социализму

Стремление к социализму Социалистические движения и стремление к социализму существовали задолго до появления научного знания о социальных предпосылках установления социализма. Тысячелетия шла борьба обездоленных со своими угнетателями. Эта борьба позволила учёным

СТРЕМЛЕНИЕ. МОТИВАЦИЯ

СТРЕМЛЕНИЕ. МОТИВАЦИЯ Люди имеют замечательную возможность получать именно то, что им необходимо. Но существует разница между «необходимо» и «желаемо».Лучшая мотивация – это самомотивация. Некоторые говорят так: «Я хочу, чтобы появился кто-то и направил меня в нужное

Изначальное Стремление

Изначальное Стремление Как бы эгоистично это ни звучало, мы пришли в этот благословенный мир с единственным намерением: найти способы чувствовать себя хорошо не изредка, как обычно бывает, а почти всегда. Стремление к хорошему самочувствию вложено в каждого из нас,

6. Тоска по смыслу

6. Тоска по смыслу Существует также особый род тревоги, которую мы испытываем, когда наше бытие утрачивает смысл. Это ощущение абсурда, потерянности, уязвимости. Наш постоянный спутник, Франц Кафка, говорит об этом так: Я стою на площадке трамвайного вагона, и у меня нет

Стремление к свободе

Стремление к свободе Жизнь показывает, что когда ребенку предоставляется свобода в играх и занятиях, то он бывает бодр, активен, предприимчив. Наоборот, если его сильно ограничивают, он становится безразличным, а порой упрямым и агрессивным. Подобные наблюдения привели

Стремление заслониться

Стремление заслониться Стремление человека заслониться, укрыться подобно желанию спрятаться под зонтиком во время дождя. Оно не имеет ничего общего со страхом.Стремление заслониться от чего-либо означает защиту от грубой, негативной или низкоуровневой энергии.


«Двери счастья, к сожалению, открываются не внутрь, так что их нельзя растворить бурным напором; они отворяются изнутри наружу, и тут уж ничего не поделаешь». Эта красивая цитата из трактата Серена Кьеркегора «Или-или» имеет глубокий смысл и может означать, что источник счастья находится внутри нас и доступ к нему возможен только изнутри.

Можем ли мы согласиться с тем, что счастливым человек делает себя сам, и что источник счастья находится внутри человека?

Вот, например, мать говорит ребенку: «Ты мое счастье!». Он делает ее счастливой тем, что он есть в ее жизни, но этот источник ее счастья находится снаружи. Или любящие друг друга мужчина и женщина счастливы вместе от того, что нашли гармонию друг с другом.

Но с другой стороны, есть много людей, у которых растут дети, в их жизни есть любовь, но они не чувствуют себя счастливыми. То есть внешних факторов для счастья, конечно, недостаточно. Важно то, насколько человек способен чувствовать себя счастливым.

Формула счастья

Оказывается, существует некая предрасположенность, можно сказать, «готовность к счастью». Это подтверждает Илона Бонивелл в своем исследовании, посвященном счастью: «Счастье частично является врожденным. Все внешние жизненные обстоятельства в сумме отвечают не более чем за 10% варьирования уровня благополучия» (И. Бонивелл «Ключи к благополучию: что может позитивная психология»).

А основоположник позитивной психологии американец Мартин Селигман даже приводит формулу счастья (здесь речь пойдет о физиологической предрасположенности к тому, чтобы испытывать положительные эмоции, так сказать, о гормональной составляющей «счастья»): С = И + О + В, где С – счастье, И – индивидуальный диапазон, О – обстоятельства, В – факторы, поддающиеся волевому контролю. И – это генетически предопределенный уровень счастья, который остается относительно стабильным на протяжении всей жизни, и к которому мы возвращаемся вскоре после большинства значительных событий в нашей судьбе. Он определяет счастье примерно на 50%. О – это жизненные обстоятельства, которые отвечают примерно за 10%. Под факторами, поддающимися волевому контролю (В), имеются в виду сознательные, намеренные и требующие усилий действия, которые человек может выбрать для себя, – это примерно 40% счастья. То есть, получается, что в значительной степени «наше счастье в наших руках»!

Русского человека коробят такие попытки «количественно» измерить счастье, ведь в нашей культуре это понятие больше связано с душой, с духовными ценностями, которые не измеришь в процентах. Однако сам факт наличия исследований в этой области, причем достаточно серьезных, нельзя сбрасывать со счетов — хотя, повторю, они затрагивают только одну, «физиологическую» составляющую счастья.

Один и счастлив?

Еще один непростой вопрос заключается в том, может ли человек чувствовать себя счастливым вне социума? Например, Робинзон Крузо, найдя порох, испытал огромную радость, но мог ли он чувствовать себя счастливым, находясь на острове в изоляции? Чувствовать радость — несомненно, но быть счастливым — вряд ли. Дело в том, что радость — это одна из базовых эмоций, а функцией эмоций является оценка действующих на человека факторов, они способствуют возникновению реакции на то или иное событие и обычно непродолжительны.

Чувства являются более сложными и более продолжительными по времени, чем эмоции. Чувства (любовь, гордость, ревность, сочувствие, тщеславие, уважение и т.п.) — это целые букеты из эмоций, они возникают на основе относительно стабильных социальных и культурных потребностей. Следовательно, сложные чувства, в отличие от эмоций, возможны только в социуме и являются культурно и социально обусловленными.

Есть ли люди, которым не нужен социум для того, чтобы чувствовать себя счастливыми? На первый взгляд, да. Например, ученый, который доказывает теорему и погружен в это занятие; художник, который рисует картину и поглощен ею.

Американский психолог венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи, известный своими исследованиями на темы счастья и творчества, писал о состоянии потока, в которое погружается человек, занимаясь любимым делом («Поток: психология оптимального переживания»). Наверняка, такой человек счастлив. Но все равно для этого ему необходимо ощущение осмысленности его деятельности, а его дает только понимание, что он делает свое дело для людей, создает что-то для них. Что его картину увидят люди. Можно предположить, что у человека на необитаемом острове не возникнет состояние потока. Художник на необитаемом острове станет писать картину, только если у него есть надежда, что когда-нибудь он сможет попасть к людям, и они увидят его произведение. Пожалуй, если поискать, найдется ученый, который будет счастлив наедине со своими формулами и открытиями, даже если о них никто никогда не узнает, но таких людей единицы, и, видимо, это можно рассматривать как исключение, даже отклонение, явление, не свойственное человеку как социальному существу.

Удовлетворенность и счастье

А что же думает по поводу счастья наука? Если мы поищем определение «счастья» в психологическом глоссарии, то мы увидим ссылку «см. Удовлетворенность». То есть счастье не является самостоятельным научным понятием и не операционализируется (то есть не поддается измерению) в академической психологии.

В толковом словаре Д.Н.Ушакова счастье определяется как «состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью».

Возможно ли, что кому-то для счастья достаточно сытно поесть и сладко поспать? Вспомним пирамиду потребностей А. Маслоу, ее низший уровень — физиологические потребности. Второй уровень — потребности в безопасности. Третий уровень — потребности в любви и принятии, четвертый — в уважении и т.д. Вероятно, говорить о возможности счастья имеет смысл, начиная только с третьего уровня, а до этого можно говорить только об удовлетворении примитивных потребностей.

matrony_pic_30122016_2

Удовлетворение базовых потребностей не делает человека счастливым. А как же тогда бездомный, который спрятавшись от ветра под мостом, считает, что он счастлив? Или обкурившийся растаман на Ямайке, танцующий на пляже в абсолютной эйфории?

Научная психология имеет на этот счет понятие «удовлетворенность жизнью», для измерения которой даже есть тесты. Но, видимо, только в случае удовлетворения высших социальных и культурных потребностей (в любви, принятии, взаимопонимании, уважении) правомерно говорить о счастье. Все что находится на более низких уровнях — удовлетворение, довольство жизнью, но отнюдь не счастье.

В пирамиде Маслоу есть еще один (самый верхний) уровень — потребность в самоактуализации, использовании своего потенциала. Некоторым людям для счастья необходимо самореализовываться, развиваться, духовно расти, заниматься творчеством, помогать людям, отдавать.

Итак, опираясь только на свой внутренний мир, трудно быть счастливым, для этого нужны другие люди. Но невозможно быть счастливым и без опоры на внутренний мир, без готовности и умения чувствовать себя счастливым, что бы при этом ни происходило во внешнем мире. Эта внутренняя готовность должна встретиться с чем-то снаружи, а именно с удовлетворением социальной потребности высшего порядка.

Жить в полную силу

Если размышлять на тему счастья в ключе такого направления психологии, как экзистенциальный анализ, речь обязательно зайдет об «исполненной экзистенции», что означает: говорить жизни «да!», открываться тому, что приходит, чувствовать вкус бытия, вести настоящую наполненную и осмысленную жизнью, полную глубоких чувств, реализованных начинаний, собственных решений. Не хоронить свои мечты, отказываясь от них, ссылаясь, например, на их непрактичность. Среди вечной суеты и спешки, необходимости зарабатывать деньги — находить время не на то, что «нужно для чего-то», а на то, что «просто хочется», «нравится», «приносит радость», «всегда об этом мечтал», «давно хотел попробовать»… Воплощать свои творческие порывы. Не бояться идти навстречу новому, быть открытым самым разным впечатлениям, уметь быть спонтанным и иногда совершать необдуманные поступки, рисковать.

Жить вот так — в полную силу — бывает трудно, ведь если открываться жизни, это означает быть готовым принимать не только приятное, но и болезненное. Иногда хочется заковать себя в доспехи, как улитка заползти в свою ракушку, закрыться от отношений, опасаясь, что они могут причинить страдания. Но тогда мы закроемся и для того хорошего, что приготовила нам жизнь, станем невосприимчивы к прекрасному. Только весь спектр чувств и переживаний делает наше существование наполненным и приносит чувство удовлетворения.

Легко ли быть счастливым?

На мой взгляд, человек может легко сделать себя несчастным, а вот счастливым стать непросто. Не бывает так, чтобы что-то на человека снизошло — и он счастлив, а потом погода изменилась — и он несчастлив. Так бывает с настроением, но не со счастьем. С этой точки зрения, счастье — трудный путь ежедневных выборов между сиюминутным удовольствием и отсроченным социальным мотивом, это умение видеть на несколько шагов вперед и находить баланс между «хочу» и «надо». Мать, которая, желая счастья для своего ребенка, ограждает его от всего и позволяет ему идти на поводу у всех своих сиюминутных желаний, вырастит инвалида, неприспособленного к жизни. И другая крайность: родители, которые, желая, чтобы ребенок был счастлив и многого добился, записывают его в двадцать пять кружков и не позволяют просто бегать, играть, гулять, радоваться, — рискуют сломать что-то важное в нем, убить любую способность к счастью. Сохранять этот баланс и в своей жизни, и в воспитании детей не всегда просто.

Чтобы быть несчастным, можно ничего не делать, и это само произойдет. И можно будет страдать, оправдываться, идти по пути наименьшего сопротивления. Вот одинокий несчастный ворчливый человек, который сетует на то, что он никому не нужен. А почему он один? Что он сделал, чтобы быть кому-то нужным?

Быть счастливым и оставаться счастливым — это непростой путь. Очень легко сдаться, опустить руки и сказать, что «ничего не получается», «я никому не нужен», «меня никто не любит» и «все плохо». А, может, лучше сделать так, чтобы тебя любили, чтобы ты был нужен? А, может, лучше работать над собой, развиваться, расти — чтобы получилось то, о чем мечтаешь?

Чтобы иметь возможность сказать ребенку «Ты — мое счастье!», сначала нужно его родить и вырастить счастливым. А вырастить счастливых детей могут только счастливые родители. Начинать надо с себя.

Двери счастья открываются наружу? Думаю, они открываются в обе стороны. Но все-таки в значительной мере наше счастье — в наших руках.

Я не хочу, чтобы она была в духовной зависимости от меня; она должна быть вполне свободна: любовь может развиваться лишь на свободе, и одна свобода обусловливает приятное и вечно веселое времяпровождение.

Вечный смысл любви заключается именно в том, что влюблённые как бы рождаются друг для друга в самый момент возникновения их любви.

Двери счастья, к сожалению, открываются не внутрь, так что их нельзя растворить бурным напором; они отворяются изнутри наружу, и тут уж ничего не поделаешь.

Жизнь превратилась для меня в горький напиток, а мне еще приходится принимать его медленно, по счету, как капли.

Обыкновенно, чем больше развита у человека способность мыслить и соображать, тем быстрее и искуснее мысли его подбираются к предмету, осматривают его со всех сторон и затем вполне им овладевают.

Ничего не хочется. Ехать не хочется — слишком сильное движение: пешком идти не хочется — устанешь; лечь? — придется валяться попусту или снова вставать, а ни того, ни другого не хочется. Словом, ничего не хочется.

Мой взгляд на жизнь лишен всякого смысла, — мне кажется, что какой-то злой дух надел мне на нос очки, одно стекло которых увеличивает все до чудовищных размеров, а другое до такой же степени уменьшает.

Человек всегда надеется на то, что ему следовало бы вспоминать, и вечно вспоминает то, на что ему следовало бы надеяться.

Лучший мой друг — эхо, а почему? Потому, что я люблю свою грусть, а оно не отнимает её у меня. У меня лишь один поверенный — ночная тишина. Почему? Потому, что она нема.

Повесься, ты пожалеешь об этом; не повесься, ты и об этом пожалеешь, в том и другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостивые государи, резюме всей жизненной мудрости.

Прав был Кьеркегор, когда говорил, что дверь, ведущая к счастью, открывается наружу, и поэтому ломиться в неё бесполезно.

Человек раскрывается в служении своему делу или в любви. Чем сильнее он отдаётся своему делу или любви к ближнему, тем больше в нём человечности, тем ближе он к самому себе. По сути, человек может обрести себя только благодаря самозабвению, самоотречению.

Если мы принимаем человека таким, каков он есть, мы портим его. Если же мы считаем его таким, каким мы бы хотели его видеть, то мы даём ему возможность стать тем, кем он способен быть. Такого мой авиаинструктор из Калифорнии, конечно, не говорил. Эта мысль принадлежит Гёте.
У всех на слуху та

Человек раскрывается в служении своему делу или в любви. Чем сильнее он отдаётся своему делу или любви к ближнему, тем больше в нём человечности, тем ближе он к самому себе. По сути, человек может обрести себя только благодаря самозабвению, самоотречению.

Кант утверждал, что человек стремиться к счастью, и при этом оговаривался, что человеку следовало бы стремится и к тому, чтобы быть достойным счастья.

Именно в такие моменты, когда мы не в силах изменить обстоятельства, мы чувствуем, что нам самим необходимо измениться. Точнее всего это ощущение передал Иегуда Бэкон, который ещё ребёнком попал в Освенцим. После освобождения его преследовали навязчивые идеи: «Когда на похоронах я видел покойника в пышном гробу и слышал траурную музыку, меня пробирал смех, мне казалось, что нелепо так возиться с однимединственным трупом. На концерте или в театре я всё время прикидывал, сколько потребовалось бы времени, чтобы отравить газом всех зрителей в зале, и сколько потом можно было бы собрать одежды, золотых коронок и волос». Какой же смысл имели для него годы, проведённые в Освенциме? Иегуда Бэкон так отвечает на этот вопрос: «В детстве я думал, что расскажу всем о том, что мне довелось пережить в Освенциме, и тогда мир изменится. Но мир не изменился, а об Освенциме никто и знать ничего не хотел. Прошло много времени, прежде чем я понял, в чём заключается истинный смысл страданий. Страдания имеют смысл, если благодаря им меняешься ты сам».

Быть любимым больше всего на свете, беспредельной пламенной любовью — высшее наслаждение, какое только может испытать человек на земле.

Наша жизнь — это игра, правила которой нам неизвестны.

Я не хочу, чтобы она была в духовной зависимости от меня; она должна быть вполне свободна: любовь может развиваться лишь на свободе, и одна свобода обусловливает приятное и вечно веселое времяпровождение.

Вечный смысл любви заключается именно в том, что влюблённые как бы рождаются друг для друга в самый момент возникновения их любви.

Стремиться вперед — значит потерять покой, оставаться на месте — значит потерять себя.

У меня нет ничего, но я ни в чем не нуждаюсь.

Двери счастья, к сожалению, открываются не внутрь, так что их нельзя растворить бурным напором; они отворяются изнутри наружу, и тут уж ничего не поделаешь.

Чем больше стараешься спрятаться, тем неприятнее, если тебя откроют в твоем убежище.

Люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют той, которой у них нет.

Я не видел ничего потому, что слишком пристально смотрел.

Страх красив вовсе не сам по себе, а лишь в соединении с преодолевающей его энергией.

Мёртвая буква действует иногда сильнее живого слова.

Обыкновенно, чем больше развита у человека способность мыслить и соображать, тем быстрее и искуснее мысли его подбираются к предмету, осматривают его со всех сторон и затем вполне им овладевают.

Все существующее разумно; я был и буду оптимистом!

Жизнь превратилась для меня в горький напиток, а мне еще приходится принимать его медленно, по счету, как капли.

Что любит любовь? Бесконечность. Чего опасается любовь? — Границы.

Возмужав, я взглянул на жизнь открытыми глазами, засмеялся и с тех пор не перестаю.

Наша жизнь представляет собой результат преобладающих в нас мыслей.

Мой взгляд на жизнь лишен всякого смысла, — мне кажется, что какой-то злой дух надел мне на нос очки, одно стекло которых увеличивает все до чудовищных размеров, а другое до такой же степени уменьшает.

Теперь я грущу лишь по той первой грусти. Что такое юность? — Сон. Что такое любовь? — Сновидение.

Лучший мой друг — эхо, а почему? Потому, что я люблю свою грусть, а оно не отнимает её у меня. У меня лишь один поверенный — ночная тишина. Почему? Потому, что она нема.

Ничего не хочется. Ехать не хочется — слишком сильное движение: пешком идти не хочется — устанешь; лечь? — придется валяться попусту или снова вставать, а ни того, ни другого не хочется. Словом, ничего не хочется.

Человек всегда надеется на то, что ему следовало бы вспоминать, и вечно вспоминает то, на что ему следовало бы надеяться.

Повесься, ты пожалеешь об этом; не повесься, ты и об этом пожалеешь, в том и другом случае ты пожалеешь об этом. Таково, милостивые государи, резюме всей жизненной мудрости.

Страх — это головокружение свободы.

Жизнь может быть понята только назад, но она должна быть прожита вперед.

Старость, как известно, осуществляет мечты юности; пример — Свифт: в молодости он построил дом для умалишенных, а на старости лет и сам поселился в нем.

Пожар начался в театре за кулисами. Клоун вышел на сцену, чтобы предупредить зрителей об опасности. Они решили, что это шутка и начали аплодировать. Клоун с мольбой повторил предупреждение — в зале началась овация. Возможно и наш мир окончится так же: под аплодисменты зрителей, считающих, что это всего лишь шутка.

Нам была дана заповедь: «Люби ближнего, как самого себя», — но если правильно понять эту заповедь, то можно прочесть в ней и обратное утверждение: «Ты обязан любить себя должным образом».

Тиран умирает, и его могущество кончается, мученик умирает, и его могущество начинается.

Читайте также: