Два часа в благородном семействе или о чем скрипела дверь

Обновлено: 14.05.2024

В «Русской антрепризе» состоялась премьера водевиля «Два часа в благородном семействе, или О чем скрипела дверь…»

Театр «Русская антреприза имени Андрея Миронова» под руководством народного артиста России Рудольфа Фурманова предложил зрителям свое прочтение пьесы «Два часа в благородном семействе, или О чем скрипела дверь…». Водевиль написан известным русским сатириком и публицистом Александром Амфитеатровым более ста лет назад, но прозвучал он в изобретательной и одновременно бережной к тексту режиссуре Евгения Баранова и в зажигательном исполнении актеров на удивление современно и свежо.

«Либерализмом нас не удивишь!»

Измываться над русской классикой, вставляя в текст пошлую отсебятину и «украшая» видеоряд голой натурой, - стало, увы, привычкой театральных «новаторов». Они даже не заметили, пока с умным видом цитировали «ретроградам» Мейерхольда, как такие извращенные постановки сами стали рутиной. Теперь поистине революционно смотрятся спектакли, где актеры одеты соответственно эпохе и играют в обстановке, приближенной к той, что задумана автором, где к тексту пьесы относятся уважительно и к тому же хорошо понимают роль художника-осветителя, музыкального оформителя и других, не видимых зрителю создателей театрального действа.

Именно такой предстает премьера «Русской антрепризы». Как говорит герой Рудольфа Фурманова, Дедушка-генерал, в этой постановке: «Либерализмом нас не удивишь!». Не счел за диво театральный либерализм и режиссер спектакля, известный актер «Русской антрепризы» Евгений Баранов и поставил внятный, четкий, динамичный спектакль, где слышно каждое слово Амфитеатрова и срабатывает каждая реплика автора. Результат? Зритель не скучал ни минуты!

Про дверь скрипучую

1909-й год. Петербург. Благородное семейство. Хозяин дома, как обычно, отсутствует. Он чиновник высокого ранга, занимается продовольствием и близок к безотчетным суммам госбюджета, его прочат в министры, так что он весь в делах и на сцене так и не появляется. Зато все его домочадцы в полном сборе. Они потрясены случившимся в их доме в три часа ночи. Бабушка (Татьяна Захарова) услышала скрип двери, и, выйдя в коридор, увидела, как лакей Федор (Михаил Драгунов) босиком пробирается из людской на господскую половину. К кому?!

Разбор инцидента и поиск «дамы сердца» вытекает в комедию положений. Под подозрением оказываются все дамы, а также горничная (Анастасия Русакова). Мужчины же проговариваются о столь пикантных ситуациях, что их высоконравственный облик мутнеет на глазах. Мелкая причина - скрип двери - приводит к разоблачению «благородного» семейства. Ничтожность, скука, кривляние - вот черты, которые отличают кичащихся своим дворянством, своей избранностью и своим богатством людей.

Единственный чистый голубь - Друг дома (Евгений Баранов), потому что он всегда ночует в другом месте, дабы не опорочить почти двадцатилетней идиллической любви к хозяйке благородного семейства, Матери (Елена Симонова). Правда, по мере развития событий безупречный воздыхатель теряет осторожность и что-то уж с очень основательным знанием дела рассказывает Дяде (Николай Дик), как грамотно и прилично взять на содержание горничную…

От Адама или от Дарвина?

Кстати, первой пострадавшей от скрипа двери стала горничная Надя, которую выгнали из дома немедленно, хотя она была виновата лишь в том, что хороша собой: даже Дедушка-генерал встает из инвалидного кресла, пытаясь обнять «девушку-малину».

Чуть позже выгонят с «волчьим билетом» и лакея Федора. Ни за что, играючи. Со спокойной душой. Потому что, как считает Дедушка, Федор - не мужчина. И даже не тварь по образу и подобию Божию. «Это мы, дворяне, от Адама, - убежден генерал, - а хамы - они от Дарвина».

Чем заканчиваются такие противопоставления, зритель, в отличие от автора, написавшего «Скандал в благородном семействе» за восемь лет до 1917 года, хорошо знает. Водевильные мелодии и беззлобный смех над их благородиями сменяются куда более суровыми звуками. Режиссер позволяет нам услышать их и впервые серьезно задуматься о том, как тяжелы будут последствия ничтожной жизни и высокомерия благородных семейств, когда к власти придут уволенные с «волчьими билетами» Надя и Федор. Петербуржцы могут увидеть сами, как энергичный и уморительно смешной водевиль превращается в мощное гневное предостережение. При этом режиссер не прибавил к авторскому тексту ни одного слова. Как ему это удалось - можно узнать, придя в «Русскую антрепризу».

Сил достаточно

Спектакль поставлен таким замечательным образом, что любой участвующий в нем актер может играть его в свой бенефис. У каждого есть козырной номер, и есть, где себя проявить. Особенно показательна в этом смысле роль Дедушки, сыгранная основателем и художественным руководителем театра Рудольфом Фурмановым. Высказывается его персонаж не часто, но исключительно эффектно. Заметим, что смех и аплодисменты после реплик Фурманова обратились в шквал восторга, когда Рудольф Давыдович, легко поднявшись из кресла, «отжег» темпераментную пляску. Таких удачных находок у режиссера Евгения Баранова оказалось в избытке.

Невольно задаешься вопросом: если столько творческих сил у коллектива, честно работающего в жанре русского психологического театра, нужно ли было приглашать московского гостя Константина Богомолова для предстоящей в скором будущем постановки «Бесов»? Разумеется, Богомолов широко известен, увешан призами за оригинальное и нетрадиционное прочтение классики. Но близка ли его манера «Русской антрепризе»? Ведь последнюю его постановку - «Князь» по мотивам «Идиота» Достоевского в столичном Ленкоме критики назвали смесью Достоевского и Сорокина, зрители обругали за новаторство - в основном непечатно, а Марк Захаров снял ее с репертуара.

Но думается, что и здесь - хитрая задумка. Вполне возможно, что Рудольф Фурманов решил провести собственный эксперимент, обратив способного, но замороченного режиссера в свою веру.

Стоит ли тратить на это силы? А почему нет? Судя по пляске в спектакле «Два часа в благородном семействе», этих сил у Фурманова более чем достаточно. А судя по творческому пути создателя «Русской антрепризы», эти силы всегда идут во благо зрителю и авторам пьес.


Александр Амфитеатров родился в 1862 году. Писатель. Артист. Драматург. Масон. Человек-легенда. Его жизнь - авантюрный роман.

Выдающийся стилист, чьим слогом и языком восхищался Иван Шмелёв. Автор более 30 романов, журналист, публицист (писавший под псевдонимами Old Gentleman и Московский Фауст), критик всех режимов - и царского (Амфитеатров поплатился за свой фельетон "Господа Обмановы", в котором изобразил царскую семью), и большевистского. Бежавший из Петрограда в августе 1921 года на лодке в Финляндию. Упокоившийся в Леванто, в Италии, где его сыновья снискали славу выдающихся уже итальянских музыкантов. Может быть поэтому в советской России такого писателя как будто никогда и не было.

Его пьеса "Два часа в благородном семействе, или о чём скрипела дверь. " написана в июне 1909 года на итальянской Ривьере. То есть в самом начале ХХ века, 108 лет назад под лазурным небом Италии. А время и место действия "Двух часов. " происходит ещё раньше - где-то в конце века ХIХ в Петербурге на Сергиевской улице (ныне Чайковского), может быть даже рядом с особняком Кочубея-Строганова-графа Игнатьева. На улице, которая, и правда считалась одной из самых аристократических улиц Петербурга.

И только на первый взгляд "Два часа. " просто лёгкая водевильная штучка, чистокровная комедия положений, герои которой на протяжении двух часов реального времени жарко выясняют только один вопрос - к кому же ночью через барскую гостиную пробирался в "дезабилье" статный красавец лакей Фёдор.

Прежде всего это человеческая комедия.

А режиссёр и актёр Евгений Баранов (поставивший на сцене театра имени Андрея Миронова уже пять спектаклей: "Нахлебник", "Сны в летнюю ночь", "Грабёж", "Паола и львы" и "Обыкновенная история") увидел в "Двух часах. " точные параллели с сегодняшним днём. Этим, признаётся, пьеса Амфитеатрова его и покорила.

Роль Генерала в спектакле со дня премьеры играл Народный артист России Рудольф Фурманов. После его ухода из жизни театр принял решения не снимать с репертуара один из любимых спектаклей Рудольфа Давыдовича. И тогда Евгений Баранов нашел выход. Постановщик спектакля теперь сам играет роль Генерала, на которую назначил при создании спектакля своего старшего друга. Светлой памяти неугомонного создателя театра имени Миронова Рудольфа Давыдовича Фурманова и посвящает этот спектакль его театр.


Александр Амфитеатров родился в 1862 году. Писатель. Артист. Драматург. Масон. Человек-легенда. Его жизнь - авантюрный роман.

Выдающийся стилист, чьим слогом и языком восхищался Иван Шмелёв. Автор более 30 романов, журналист, публицист (писавший под псевдонимами Old Gentleman и Московский Фауст), критик всех режимов - и царского (Амфитеатров поплатился за свой фельетон "Господа Обмановы", в котором изобразил царскую семью), и большевистского. Бежавший из Петрограда в августе 1921 года на лодке в Финляндию. Упокоившийся в Леванто, в Италии, где его сыновья снискали славу выдающихся уже итальянских музыкантов. Может быть поэтому в советской России такого писателя как будто никогда и не было.

Его пьеса "Два часа в благородном семействе, или о чём скрипела дверь. " написана в июне 1909 года на итальянской Ривьере. То есть в самом начале ХХ века, 108 лет назад под лазурным небом Италии. А время и место действия "Двух часов. " происходит ещё раньше - где-то в конце века ХIХ в Петербурге на Сергиевской улице (ныне Чайковского), может быть даже рядом с особняком Кочубея-Строганова-графа Игнатьева. На улице, которая, и правда считалась одной из самых аристократических улиц Петербурга.

И только на первый взгляд "Два часа. " просто лёгкая водевильная штучка, чистокровная комедия положений, герои которой на протяжении двух часов реального времени жарко выясняют только один вопрос - к кому же ночью через барскую гостиную пробирался в "дезабилье" статный красавец лакей Фёдор.

Прежде всего это человеческая комедия.

А режиссёр и актёр Евгений Баранов (поставивший на сцене театра имени Андрея Миронова уже пять спектаклей: "Нахлебник", "Сны в летнюю ночь", "Грабёж", "Паола и львы" и "Обыкновенная история") увидел в "Двух часах. " точные параллели с сегодняшним днём. Этим, признаётся, пьеса Амфитеатрова его и покорила.

Создание спектакля осуществлено при поддержке субсидии негосударственным театрам Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

Александр Амфитеатров родился в 1862 году. Писатель. Артист. Драматург. Масон. Человек-легенда. Его жизнь – авантюрный роман.
Выдающийся стилист, чьим слогом и языком восхищался Иван Шмелёв. Автор более 30 романов, журналист, публицист (писавший под псевдонимами Old Gentleman и Московский Фауст), критик всех режимов – и царского (Амфитеатров поплатился за свой фельетон "Господа Обмановы", в котором изобразил царскую семью), и большевистского. Бежавший из Петрограда в августе 1921 года на лодке в Финляндию. Упокоившийся в Леванто, в Италии, где его сыновья снискали славу выдающихся уже итальянских музыкантов. Может быть поэтому в советской России такого писателя как будто никогда и не было.

Его пьеса "Два часа в благородном семействе, или о чём скрипела дверь. " написана в июне 1909 года на итальянской Ривьере. То есть в самом начале ХХ века, 108 лет назад под лазурным небом Италии. А время и место действия "Двух часов. " происходит ещё раньше – где-то в конце века ХIХ в Петербурге на Сергиевской улице (ныне Чайковского), может быть даже рядом с особняком Кочубея-Строганова-графа Игнатьева. На улице, которая, и правда считалась одной из самых аристократических улиц Петербурга.
И только на первый взгляд "Два часа. " просто лёгкая водевильная штучка, чистокровная комедия положений, герои которой на протяжении двух часов реального времени жарко выясняют только один вопрос – к кому же ночью через барскую гостиную пробирался в "дезабилье" статный красавец лакей Фёдор.

Прежде всего это человеческая комедия.

А режиссёр и актёр Евгений Баранов (поставивший на сцене театра имени Андрея Миронова уже пять спектаклей: "Нахлебник", "Сны в летнюю ночь", "Грабёж", "Паола и львы" и "Обыкновенная история") увидел в "Двух часах. " точные параллели с сегодняшним днём. Этим, признаётся, пьеса Амфитеатрова его и покорила.

Спектакль идет с одним антрактом.

Спектакль «Два часа в благородном семействе» - это комическая зарисовка из жизни приличного петербургского семейства, переносящая нас на сто с лишним лет назад. Как и все произведения Амфитеатрова — писателя удивительной судьбы и таланта — эта пьеса буквально очаровывает публику, поскольку она не только жизненна и легка для восприятия, но и дает некое чувство веры и надежды на лучшее будущее. Спектакль «Два часа в благородном семействе» в театре «Русская антреприза» - это два часа смеха до слез, а еще — отличное настроение от встречи с прекрасными артистами, и конечно, петербургские зрители уже знают, где купить билеты на «Два часа в благородном семействе» - конечно, в сети театральных касс ДТЗК .

В спектакле нам встретится огромное разнообразие характеров и персонажей, а интрига будет закручиваться все сильнее и быстрее. Из небольшого конфуза — подумаешь, слуга в не совсем одетом виде был замечен ночью в коридоре — раздувается настоящий скандал, в котором замешаны все возможные участники и их чувства. В конце концов все запутываются и замучиваются настолько, что и концов не найти, так что остается только пожалеть несчастных героев, если, конечно, они не найдут чем еще нас рассмешить. Но это уже узнают только те, кому повезет купить билеты на спектакль «Два часа в благородном семействе» театра «Русская антреприза», а мы скажем лишь, что в постановке задействованы такие звезды, как Рудольф Фурманов, Татьяна Захарова, Елена Симонова, и даже сам Евгений Баранов, выступивший как режиссер, сыграет в спектакле заметную роль.

Дѣйствіе въ Петербургѣ. — Нѣчто въ родѣ семейнаго совѣта.

Богатая гостиная въ большой барской квартире; на Сергіевской. Самодовольный шикъ округленнаго капитала. Обстановка въ стилѣ модернъ лишаетъ комнату всякой физіономіи и оригинальности. Видно только, что господа живутъ тысячъ на двадцать въ годъ, не хуже и не лучше другихъ господъ съ тѣ;мъ же доходомъ. Рояль, зеркала, картины, objets d'art, этажерка съ показными красивыми книгами.

МАТЬ — лѣтъ 45, еще красивая, пышная, съ прекрасными глазами. Взглядъ растолстѣвшей мадонны. Зовутъ Еленой Николаевной, а по-домашнему — Лили.

ДРУГЪ ДОМА — всегда подлѣ нея — пятидесятилѣтній безукоризненный господинъ, къ сожалѣнію, нѣсколько сухопарый и похожій на теленка, который какъ-то ухитрился состариться, не сумѣвъ сдѣлаться быкомъ. Полное имя его никому не надобно. Въ общежитіи Пьеръ.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ Клодина, Клавдія или Клодя: институтскій фруктъ, засушенный въ кіевское варенье приблизительно въ концѣ восьмидесятыхъ годовъ прошлаго столѣтія. Очень прямa. Фаса не имѣетъ, а въ профиль напоминаетъ закладку, долго пролежавшую въ толстой книгѣ.

ДЯДЯ Поль, за сорокъ лѣтъ, бойкій господинъ въ пенснэ. Совершенно искренно считаетъ себя краснымъ. Служитъ, конечно, по министерству внутреннихъ дѣлъ и — весьма на виду.

ДѢДУШКА ГЕНЕРАЛЪ — въ креслахъ на колесикахъ: не владѣетъ ногами, но въ прочемъ здоровъ, какъ слонъ. Кончилъ седьмой десятокъ лѣтъ. Насчетъ смерти скептикъ и увѣренъ, что это изобрѣтеніе его не касается. Происхожденія столбового и даже хорошей фамиліи, но въ отставномъ и безногомъ старчествѣ успѣлъ нажить бурбонскій ароматъ.

БАБУШКА — всегда подлѣ Дѣдушки — моложе его лѣтъ на пять. Когда-то ходила въ полонезахъ даже и Зимняго дворца, но одичала, слѣдуя за мужемъ въ передвиженіяхъ полковой службы, а, главное, въ деревнѣ, послѣ того, какъ «обидѣли» эмансипаціей. Царствуетъ въ домѣ Мать, но управляетъ Бабушка.

ЗЯТЬ, мужъ МАТЕРИ и номинальный хозяинъ дома. Лицо ни въ домашнемъ совѣте;, ни въ пьесѣ не участвующее, но къ упоминанію необходимое. Всегда въ отсутствіи, а потому въ семьѣ — лицо полумиѳическое. Какъ-то ужъ очень доходно служитъ и вѣчно обрѣтается въ дальнихъ командировкахъ. Не то кандидатъ въ государственные люди, не то просто прохвостъ. Если не выгонятъ со службы за растрату, то когда-нибудь будетъ министромъ. Семейныхъ пенатовъ заочно чтитъ весьма, и денегъ у Матери поэтому всегда обильно.

Всѣ — кромѣ безногаго генерала — въ великомъ волненіи. Генералъ же, возлежа, какъ нѣкій индійскій богъ, читаетъ «Новое Время».

БАБУШКА. Повторяю тебѣ, моя милая: это не могло быть съ хорошимъ намѣреніемъ. Онъ крался съ огаркомъ, какъ воръ.

МАТЬ. Это очень странно.

БАБУШКА. Когда скрипнула моя дверь, онъ дунулъ на свѣчу и пропалъ въ коридорѣ, точно нечистый духъ.

ДЯДЯ. Вамъ слѣдовало окликнуть его, остановить, разспросить.

БАБУШКА. Покорно благодарю. Уменъ, батюшка! Я была въ туфляхъ и въ одной сорочкѣ. Самый подходящій туалетъ, чтобы разговаривать съ мужчиною, который шляется по квартирѣ босикомъ и въ ночномъ бѣльѣ.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Мамаша!

ДѢДУШКА. Положимъ, Ѳедоръ не мужчина.

ДЯДЯ. Не женщина же, папаша?

ДѢДУШКА. И не женщина. Лакей.

БАБУШКА. Все же, тварь по образу и подобію Божію.

ДѢДУШКА. Врешь! Это мы, дворяне, отъ Адама, а хамы — они отъ Дарвина.

ДРУГЪ ДОМА. Установимъ факты. Итакъ, наша добрая бабушка, случайно пробудясь отъ сна въ три часа ночи, услыхала у дверей своей спальни странный шумъ.

БАБУШКА. Шумъ. Прекрасно сказано: именно, шумъ.

ДРУГЪ ДОМА. Будто кто-то ступаетъ босыми ногами.

БАБУШКА. Вѣрно. Златоустъ, батюшка! Именно, босыми.

ДРУГЪ ДОМА. Выглянувъ изъ двери, бабушка открыла лакея Ѳедора, который крался по коридору.

БАБУШКА. Какъ воръ. Я стою на своемъ: онъ крался, какъ воръ.

МАТЬ. Ѳедоръ живетъ у насъ третій годъ, и за все время въ домѣ ничего не пропало.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Напротивъ. Когда я теряю свое портмоне, — вы знаете, какая я разсѣянная…

ДЯДЯ. Ты теряешь свое портмоне, самое меньшее, три раза въ сутки.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Когда я теряю мое портмоне, Ѳедоръ сейчасъ же находитъ, и я каждый разъ провѣряю деньги, и никогда не бывало, что бы меньше хоть гривенникомъ. Напротивъ.

ДЯДЯ. То есть какъ же, напротивъ? Больше, что ли?

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Ты всегда смѣешься надо мною, Поль. Развѣ я виновата, что меня не выучили хорошо выражаться по-русски? Напротивъ.

ДЯДЯ. Однако, ты кончила курсъ въ патріотическомъ институтѣ.

ДРУГЪ ДОМА. Мы ушли опять Богъ знаетъ куда. Такъ нельзя, господа. Вы хотите сказать, дорогая.

МАТЬ. Я никогда не повѣрю, чтобы Ѳедоръ насъ обокралъ.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. И я. Напротивъ!

БАБУШКА. А я готова хоть присягу взять, такъ крадутся только воры.

ДЯДЯ. Или любовники.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Поль.

ДЯДЯ. Конечно, мои милыя и цѣломудренныя сестрицы. Если Ѳедоръ не воръ, то любовникъ. Когда мама застала его, онъ пробирался на любовное свиданіе.

ДѢДУШКА. Хо-хо-хо-хо-хо-хо!

ДЯДЯ. Это совершенно разбиваетъ гипотезу, что Ѳедоръ не мужчина, но…

ДѢДУШКА. Хо-хо-хо-хо!

МАТЬ. Но Поль, подумай: кто же могъ назначитъ ему свиданіе?

ДЯДЯ. Ахъ, наивность! Развѣ ты не держишь женской прислуги?

ДѢДУШКА. Хо-хо-хо-хо!

ДЯДЯ. Это ваша… какъ ее. Лиза, Маша, Надя. Препикантная!

ДѢДУШКА. Хо-хо-хо-хо! Хоть кому!

МАТЬ. Ты, какъ всегда, циникъ, Лоль!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Ты заставишь меня уйти!

ДЯДЯ. Напротивъ!

ДРУГЪ ДОМА. Дорогая! Предположеніе нашего друга Поля проливаетъ совершенно новый свѣтъ…

МАТЬ. Вы находите вѣроятнымъ?

ДЯДЯ. Да отчего же — нѣтъ?!

ДРУГЪ ДОМА. Тѣмъ болѣе, что особа, на которую указываетъ Поль, дѣйствительно, обладаетъ извѣстною привлекательностью.

МАТЬ. Вы находите?

ДѢДУШКА. Надька — орелъ! Хо-хо-хо-хо!

БАБУШКА. Стыдись!

ДѢДУШКА. Сама стыдись… не желаю. Хо-хо-хо-хо!

МАТЬ. Вотъ ужъ не ожидала отъ Нади такой неблагодарности!

БАБУШКА. Это еще хуже воровства.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Такъ отплатить за наши благодѣянія!

МАТЬ. Полагайтесь, послѣ того, на этихъ тварей!

БАБУШКА. За это, въ наше время, дѣвкамъ косу стригли.

ДѢДУШКА. А холоповъ сдавали въ рекруты.

БАБУШКА. На скотный дворъ ссылали подлянокъ!

ДѢДУШКА. А то и на поселеніе — въ дальніе хутора.

БАБУШКА. Я надѣюсь, моя милая, что ты не потерпишь разврата въ своемъ домѣ?

МАТЬ. Не безпокойтесь, мама: я знаю свои обязанности.

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Мнѣ, какъ дѣвицѣ, неловко выражать свое мнѣніе, но… (внезапно визжитъ) я бы минуты не потерпѣла! минуты! Чтобы духомъ ея не пахло! Напротивъ!

МАТЬ. Безстыдная! Неблагодарная!

БАБУШКА. Пройдоха!

НЕЗАМУЖНЯЯ ТЕТЯ. Дрянь!

ДЯДЯ. Позвольте, мамаша! Позвольте, сестры! Вѣдь все это покуда лишь мое предположеніе.

Читайте также: