Доска задач в доу для детей бережливом производстве

Обновлено: 02.05.2024

1. Повышение эффективности и улучшения качества услуг в старшей группе.

2. Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников группы, педагогов и родителей, формирование бережливого мышления.

Задачи:

  1. Активизировать новые современные способы работы с воспитанниками;
  2. Продолжать поддерживать свою профессиональную компетентность через реализацию этапов работы по программе саморазвития, посещения и участия в ММПО, педсоветах, семинарах-практикумах, мастер-классах и ОД (в формате онлайн)
  1. Внедрить бережливые технологии в образовательный процесс старшей группы;
  2. Начать работу над созданием творческой личностно-развивающей образовательной среды;
  3. Построить педагогический процесс, способствующий интеллектуально-творческому развитию детей;
  4. Изучить методики и технологии развития инициативы у детей старшего дошкольного возраста;
  5. Развивать стремление воспитанников старшей группы к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;
  6. Формирование личного положительного примера для воспитанников для эмоционального отношения ко всему живому, желания беречь и заботиться.
ВложениеРазмер
samorazvitie_veretenova_2020-2021_god.doc 160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городской округ город Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»

Принята на педагогическом совете №1

Протокол №1 от 28.08.2020г.

МБДОУ детский сад

комбинированного вида №7

от 01.09.2020г. №_121

Программа профессионального саморазвития

Воспитателя Веретеновой Олеси Вадимовны

на 2020-2021 учебный год


«Совершенству нет предела, а значит, всегда найдётся, что улучшить»

Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.

Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т.д. Образование в этом ключе имеет много специфических особенностей, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами.

Основной целью внедрения бережливых технологий является повышение безопасности детей, современную организацию рабочих мест, повышение информированности родителей воспитанников, «формирования бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам».

Изменения в современном мире, привели к созданию новых ценностей, смене одного поколения другим, что стало необходимым условием создания новой качественной образовательной среды в ДОУ.

Большинство представителей современных дошколят:

- проявляют индивидуальность и уникальность;

- охотно овладевают современными навыками и умениями.

С учетом анализа образовательной ситуации в ДОУ, особенностей микросоциума, потребностей, желаний воспитанников, их родителей, возможностей педагогического коллектива в образовательный и воспитательный процесс, мною будет включена игровая и познавательная деятельность по формированию бережливого отношения к труду воспитанников и взрослых ДОУ.

В рамках саморазвития планируется реализация конкретных мероприятий:

- применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников (в детском саду появятся разметки, указатели, надписи на шкафах и т.д.);

- разместить цветовые кодировки на траекторию открывания дверей в коридоре;

- вывесить указатели на входные двери ДОУ, групп; указатели местонахождения того или иного объекта в ДОУ (например, кабинет педагога-психолога или музыкальный зал);

- обеспечить наличие визуализированных инструкций и разметки;

- повышение информированности родителей через визуализацию и организацию открытых мероприятий;

- стандартизация ежедневных операций;

- организовать и оптимизировать рабочее пространство через визуализацию.

- организация электронного пространства персонала.

Одним из инструментов бережливого производства является принцип 5S. Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии, обязательна к внедрению и в детском саду. "Сортировка", подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних; "соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать; "содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности; "стандартизация" – поддержание порядка, необходимое условие для выполнения первых трех правил и "совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является картирование процесса – схема (алгоритм, изображающая каждый этап движения материальных и информационных потоков с целью выявления возможностей совершенствования текущего процесса и его приближения к идеальному состоянию. Задачи картирования - визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.

Принципы бережливого производства, внедренные в дошкольных и школьных учреждениях, своей главной задачей ставят воспитание в детях бережливого мировоззрения.

Корпорация «Российский учебник» запустила цикл вебинаров, посвященных бережливому производству в сфере образования. На одной из лекций кандидат педагогических наук Дмитрий Поляков представил весьма популярные инструменты эффективной организации работы и рабочего пространства. Разберем подробно каждый из них.

Прослушать статью

Тренд: бережливое производство

Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т.д. Образование в этом ключе имеет много специфических особенностей, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами. Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы. Можно провести параллель между педагогическими методами/приемами и методами/инструментами бережливого производства. Подробнее с методами можно познакомиться в гостах:

  • ГОСТ Р 12.4.026–2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.
  • ГОСТ Р 56020–2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь.
  • ГОСТ Р 56407–2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты.

Рассмотрим несколько известных инструментов бережливого управления.

Доска задач

Доска задач — это визуализация общего объема работы. Она позволяет определить уровень загруженности сотрудников и своевременно внести корректировки. Доска задач просто необходима, когда работа ведется сразу по нескольким направлениям и когда возможны внезапные существенные изменения в планах, новые срочные указания (например «спущенные сверху») — что актуально для любого образовательного учреждения.


Распространенные варианты «досок»:

  • На магнитно-маркерной доске.
  • На ватмане А1.
  • На пробковой доске.
  • В электронном виде.

Последний вариант, исходя из психологических особенностей людей, специалисты расценивают как наименее эффективный. Даже крупные it-компании часто использую именно доски из материалов, на которые можно физически прикреплять задачи и осязаемо выбрасывать их после выполнения.

Порядок определения задач зависит от размера штата и наличия различных подразделений. Представляем вам развернутый вариант работы с досками в организации:

Уровень рядовых сотрудников: в каждом структурном подразделении находятся доски со всеми задачами «на исполнении».

Уровень заместителей директора: у каждого заместителя есть доска с 3-5 наиболее значимыми задачами по каждому сотруднику.

Уровень директора: общая доска с 3-5 наиболее важными задачами по каждому подразделению.

Обычно «доски» делятся на два крупных блока: «В плане» и «В работе». На каждом стикере обозначается:

  • Название
  • Кто ответственен за выполнение
  • Дедлайн
  • % выполнения (он может зависеть от разных факторов: например, от качества или от соблюдения сроков).

Блок «В плане» содержит укрупненные задачи, которые нужно выполнить в ближайшие неделю-две. Например: «Проведение обучения для кураторов и тим-лидеров». Блок «В работе» — детализированные действия по каждой задаче. Например: «Направление информационного письма» или «Подготовка презентационных материалов».


На базе доски задач организовывать короткие ежедневные или еженедельные совещания на 10-15 минут, в формате руководство-подчиненные — чтобы определять перспективы дальнейшей работы. Доски задач можно и нужно использовать не только в решении педагогических вопросов, но и непосредственно при обучении детей (пример: технология «План — дело — анализ» в рамках популярной программы «Вдохновение» Лидии Свирской, доцента кафедры педагогики и психологии ОАОУ ДПО «Новгородский институт развития образования»). Уже в начальном обучении мы можем показать детям, как планировать свою деятельность и двигаться к достижению цели. Также имеет смысл посоветовать родителям внедрить доски задач в систему домашнего воспитания.

5S — популярная система организации рабочего места, разработанная в послевоенной Японии. Она выстроена на основе пяти принципов: Сортировка, Самоорганизация, Систематическая уборка, Стандартизация, Совершенствование. Достигнем знаменитой японской собранности и лаконичности за 5 шагов:

Шаг 1. Сортировка (Сэири)

Делим вещи на нужные и ненужные, и испытываем удовольствие и разрядку, выбросив все ненужные вещи. Для этого делим инструменты, оборудование, материалы на 3 категории:

  • Нужные всегда (то, что используем в данный момент).
  • Нужные иногда (то, что периодически используем, но не в данный момент).
  • Ненужные (то, что не используем, тара, посторонние предметы).

Ненужные предметы сразу выбрасываем (продаем, списываем, дарим). Увы, от некоторых вещей не так-то просто избавиться. Например, неизвестен хозяин вещи и его нужно найти, или есть большая вероятность, что она все-таки пригодится. В этих случаях используется инструмент «Кампания красных меток» — яркие ярлыки, которые постоянно напоминают о том, что пора решить судьбу неоднозначного предмета.


Шаг 2. Соблюдение порядка (Сэитон)

Делаем так, чтобы каждая вещь оказалась «на своем месте». Распределяя предметы по пространству, ориентируемся на принципы безопасности, качества вещей и их эффективность. Главные четыре правила расположения: на виду, легко взять, легко использовать, легко положить обратно. Клеим пиктограммы, поскольку с ними глазу проще ориентироваться в местах хранения оборудования и инвентаря, в рабочей зоне.

Виды пиктограмм и указателей:

  • На местах хранения (какие предметы здесь должны находиться).
  • На самих предметах (где этот предмет должен храниться).
  • Количество (сколько предметов здесь можно разместить).


Помимо пиктограмм, разобраться в расположении предметов помогает контурирование: четкое обозначение места предмета. Оно нужно, если на одном месте хранится много вещей (как правило, в беспорядке) и если инструменты походят один на другой. Благодаря контурированию сокращается время поиска предмета и возвращения его на место.


Шаг 3. Содержание в чистоте (Сэисо)

Развиваем привычку убирать рабочее место. Утренняя уборка обычно делается за 5-10 минут до начала работы, обеденная проводится в течение 5-10 минут после обеда, также стоит задуматься об уборке по окончании рабочего дня и во время простоев.

Если нужно организовать коллективную уборку, следуйте нехитрым правилам:

  • Разделите территорию на зоны, в зависимости от расположения рабочих мест и оборудования.
  • Закрепите каждую зону за определенной группой людей.
  • Обозначьте время уборки.

Шаг 4. Стандартизация (Сэикэцу)

Письменно закрепите правила содержания рабочих мест, технологии работы и другие процедуры. Стандартизация является необходимым условием для выполнения трех предыдущих шагов на пути к бережливому производству. Нужны инструкции по поддержанию порядка, а также новые методы контроля и поощрения сотрудников. Стандартизация может быть применена в разных направлениях: пример, как расположить мебель и оргтехнику, сколько личных вещей разрешено держать на столе и т.д.


Шаг 5. Совершенствование (Сицукэ)

Воспитывайте привычки точного выполнения правил. Педагоги часто жалуются, что дети не запоминают алгоритмы учебных, организационных действий и не применяют их на практике. Использование технологии 5S — отличная возможность продемонстрировать ученикам пользу алгоритмов и правил на собственном примере, ведь дети так или иначе копируют взрослых.

  • Наблюдайте за работой оргтехники, чтобы оптимизировать техобслуживание.
  • Делайте фотографии "до"/"после", чтобы в полной мере оценить результат преобразований (например, рабочее место до сортировки и после)
  • Прибегайте к помощи аудиторов.
  • Учитывайте возрастные особенности окружающих вас людей.
  • Подключите родителей: предложите им проект 5S для домашнего рабочего места ученика.

Только не доводите стремление к совершенству до абсурда. Например, маркировка шариковых ручек не создаст ничего, кроме повода для шуток.

Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления

Тони Бьюзен - родоначальник методики запоминания, творчества и организации мышления с помощью интеллект-карт - подробно объясняет, что такое интеллект-карта, как она работает и как ее можно использовать в любых сферах , чтобы улучшить свою жизнь.

Визуальный менеджмент

Визуальный менеджмент — отображение полезной информации здесь и сейчас для принятия правильных решений. Мы часто сталкиваемся с визуальным менеджментом на заводах и в поликлиниках: указатели объяснят нам, как преодолеть лабиринт помещений и не попасть в нежелательные, опасные зоны.

Визуальная навигация — один из инструментов бережливого производства. В школе и детском саду она нужна детям, родителям — то есть потребителям образовательных услуг. Если в образовательном учреждении несколько входов, корпусов, то необходима внешняя навигация. Внутри, соответственно, организовывается внутренняя навигация. Ориентируясь на детей, лучше использовать не буквенные и цифровые обозначения, а рисунки. Из указателей можно сделать настоящее украшение помещений!


Отдельное внимание стоит уделить визуальной разметке пространства: разделительным линиям, линиям открытия и закрытия дверей, линиям зон безопасности. Любая разметка должна быть стандартизирована:


Раз зашла речь об удобстве детей и родителей, стоит задуматься о клиентоориентированном дизайне помещений. Навигация — лишь его часть. Чтобы действительно вывести свою учебную среду на новый уровень, старайтесь использовать в пространстве дидактические элементы, создайте зону выполнения домашнего задания для учеников, обустройте зону комфорта для родителей с удобной мебелью, кулером, образцами заявлений и витриной ученических наград.

Внедрение любых методов — это лишь внешнее выражение настроя участников образовательного процесса. Без понимания идей бережливого производства, внутренней потребности людей в его организации, никакие методы не приживутся.

В одних школах инструменты бережливого производства уже используются во всю, в других — они пока в новинку. Делитесь своим опытом с коллегами на онлайн-площадках «Российского учебника»!

В рамках проекта планируется разработка и реализация следующих мероприятий:

Применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников;

Стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников;

Рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников;

Данные мероприятия не требуют значительных финансовых затрат, и улучшат качество оказываемых образовательных услуг

Проблемы: Наличие потерь времени при выполнении ежедневных операций детьми и педагогами в режимных моментах.

Несовершенство безопасности при передвижении воспитанников, родителей и сотрудников в коридорах ДОУ.

Нерациональное использование рабочих мест.

Ключевой риск – снижение эффективности воспитательно-образовательного процесса и повышение неудовлетворённости родителей качеством образовательных услуг

• Условия современного образования таковы, что традиционное обучение в дошкольном образовательном учреждении не может полностью соответствовать настоящим требованиям ФГОС. Использование инноваций в работе открывает воспитателю новые возможности сокращает время на выполнение необходимого действия, стандартизирует рядовые операции, уменьшает время, затраченное на организацию режимных моментов.

• Внедрение технологии бережливого производства в образование объясняется тем, что за довольно короткий срок, возможно, добиться значимых результатов, воспитать и обучить всесторонне развитую личность с определенным набором знаний, умений и навыков.

• Применение бережливых технологий, как одного из видов инноваций проектирования образовательного процесса влияет на формирование компетентности педагогов, развитие креативности, выработку у них исследовательских умений, поиска инновационных средств, что приводит к повышающую качества воспитательно-образовательного процесса.

Тип проекта : Групповой, среднесрочный, информационно-практико-ориентированный.

Длительность работы над проектом :

Старт проекта : 01.09.2020 г.

Диагностика, целевое состояние, разработка мероприятий по реализации проекта : 01.09. - 10.09.2020 г.

Внедрение улучшений: 11.09. – 09.10. 2020 г.

Закрепление результатов и закрытие проекта : 09.10. – 16.10.2020 г.

Применение визуализации в ежедневных операциях воспитанников и сотрудников ДОУ

Основные направления развития: Привитие любви к порядку (самодисциплина, аккуратность); развитие инициативы и личной ответственности (улучшение собственной деятельности); формирование умения работать в команде

(достижение общей цели и желание улучшения в работе).

Участники проекта : Педагоги, дети, родители.

Целевая группа : Подготовительная.

Цель проекта : Внедрение принципов «Бережливого производства» в практику работы детского сада с целью повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса и улучшения качества услуг в ДОУ.

• Повышение эффективности организации воспитательно- образовательного процесса;

• Развитие нестандартного мышление детей, умения самостоятельно находить решения и выстраивать логические связи.

• Апробировать на практике современные подходы к организации

образовательного процесса, призванные обеспечить формирование основ

бережливости у старших дошкольников.

• Активизировать формы сотрудничества с родителями воспитанников

по формированию основ бережливости у дошкольников.

• Освобождение времени для самообразования и творчества.

• Повышение удовлетворенности воспитанников и педагогов.

Формирование в ребенке организации личности для применения культуры бережливого мышления в жизни.

Минимизация потери (времени, финансов, материалов, усилий); исключение из них ненужных избыточных действий воспитанников и педагогов; эффективное использование времени педагогов и воспитанников.

Оптимизация и визуализация текущих процессов в детском саду.

Повышение качества образовательных услуг, взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, личного поведения и др.

• 1-й этап – подготовительный.

- Диагностика, целевое состояние, разработка мероприятий по реализации проекта :

• -изучение материалов по теме в интернет-источниках;

• -постановка целей и задач, определение актуальности, его результата;

• -подготовка презентаций для воспитателей и детей;

• -подготовка консультации для родителей;

• -разработка беседы для дошкольников.

2-й этап – основной.

- 1. Применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников (знаки, указатели, надписи на шкафах и т. д.) ;

2. Стандартизация ежедневных операций;

3. Организация рабочих мест и пространства персонала.

Работа с детьми:

В ходе реализации проектов проводилась следующая работа:

- беседа: «Надо вещи убирать –не придётся их искать» ;

- чтение сказок и историй;

- тематические игры-занятия: «Уроки волшебницы Природы», «Как сохранить воду чистой», «Как сохранить тепло»;

- обсуждение проблемных ситуаций, где не навязывалось мнение воспитателя, а наоборот, прилагались все усилия, чтобы не лишать ребенка возможности мыслить самостоятельно;

- включение детей в познавательно-практическую деятельность, проведение опытов и экспериментов;

- организация тематических сюжетно-ролевых игр;

- выполнение коллективных работ.

Для работы с детьми применялись различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации.

Бережём время

Создание система стандартизации ежедневных операций в режиме дня воспитанников детского сада: правила, схемы, подсказки, алгоритмы

Бережем место

Групповая комната условно разделена на стационарные зоны, каждая из которых отвечает за конкретное направление в развитии ребенка в целом и способствует всестороннему развитию в общем.

Бережем себя

Внедряются элементы применения визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников. Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической и организационной деятельности дошкольного учреждения.

3-й этап – заключительный.

1. Мониторинг результатов деятельности участников проекта.

2. Оформление презентации по результатам работы.

3. Оформление отчёта о проделанной работе.

Формы взаимодействия с семьей:

- Консультация «Порядок –залог ответственности, чистоплотности и бережливости».

-Сочинение с детьми рассказов «Как мы дома бережем тепло, воду и свет»

-Участие в организации среды по теме проекта – изготовление атрибутов для занятий, наблюдений.

-Совместные рисунки по теме проекта.

В течении всего времени реализации проекта по улучшению условий рационального использования рабочего времени при подготовке к образовательной деятельности: выполнялся план мероприятий по достижению целевого (идеального) состояния и целевых показателей процесса, велся мониторинг целевых показателей проекта и промежуточная оценка результатов реализации проекта, постоянно проходило обучение участников процесса на местах необходимым методам и инструментам бережливого производства.

Были определены пути достижения целевого (идеального) состояния и целевых показателей процесса;

проведен анализ влияния предлагаемых решений, определение рисков при реализации проекта и методов управления ими;

Для решения проблем и поставленной цели проекта :

проведена систематизация материала по развитию дошкольников и в педагогическом шкафу; созданы индивидуальные места для хранения материала; приобретены контейнеры для переноса материала;

подготовлен материал по списку за ранее в соответствии с задачами ООД и оборудованием.

Инициирована помощь детей в организации образовательной деятельности.

• Использование бережливых технологий как одного из видов инноваций проектирования повысило уровень профессиональной компетенции, стимулировало развитие интеллектуальной и творческой инициативы, расширило области специальных знаний, развитие аналитических, практических и информационных умений. Внедрение бережливых технологий привело к инновационным изменениям в педагогический процесс, способствовало гармоничному развитию личности ребенка, повышению качества образования дошкольников, вовлечению родителей в образовательный процесс и их удовлетворенности работой ДОУ

• Перспектива дальнейшего исследования данного опыта и профессиональной практики заключается в том, что совершенствование деятельности позволит обеспечить: профессиональный рост педагогов, формирование новых педагогических компетенций, создать документооборот в части внедрения бережливых технологий.

• Материалы опыта могут быть использованы в практической деятельности воспитателей и дошкольных организаций.

Фотоотчет «Бережливые»

Фотоотчет «Бережливые» В современном мире очень актуальна проблема энергосбережения, сохранения природных ресурсов. Мы должны с малых лет приучать детей беречь.

Конспект ООД с использованием проектной технологии для подготовительной группы «Секреты мыла»

Конспект ООД с использованием проектной технологии для подготовительной группы «Секреты мыла» Тема: Секреты мылаЦель: выяснить интересные моменты о знакомом предмете гигиены - мыле, с помощью проектной деятельности. Образовательные.

Среднесрочный проект для подготовительной группы «Хлеб — всему голова»

Среднесрочный проект для подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Вид проекта:информационно — исследовательский. Продолжительность проекта: среднесрочный. Сроки реализации проекта: сентябрь- октябрь.

Среднесрочный проект «Огород на подоконнике» в младшей группе

Среднесрочный проект «Огород на подоконнике» в младшей группе Проект на тему "Огород на подоконнике" в младшей группе Тип проекта: познавательный, групповой. Сроки реализации проекта: среднесрочный.

Среднесрочный познавательно — творческий проект «В мире геометрических фигур» Совместный проект с воспитателем Липисвицкой Галиной Анатольевной. Тип проекта: познавательно – творческий проект. Вид проекта: фронтальный.

Среднесрочный проект «Лето красное-распрекрасное» ранний возраст МКОУ Медвежьегорского района «Повенецкая СОШ» (дошкольные группы) Проект средней продолжительности: «Лето красное распрекрасное!» Автор:.

Среднесрочный проект «Золотая осень» Автор проекта: воспитатель Абдулова Д. С. Разработчик: воспитатель Абдулова Д. С. Вид проекта: познавательно-творческий, среднесрочный (3.

Среднесрочный творческий информационный игровой проект «Мы и космос» Тип проекта: Творческий, информационный, игровой. Продолжительность проекта: среднесрочный (8 недель) Актуальность проекта С самого рождения.

Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности, чтобы сократить так называемые «издержки» — непрофильную работу сотрудников, и в результате — повысить производительность труда, теперь применяются и в детских дошкольных учреждениях. Задача руководителей, методистов и старших воспитателей помощь педагогам научиться пользоваться инструментами бережливого производства, оптимизировать свою деятельность и внедрять бережливые технологии в работу с детьми, повышая тем самым свой профессиональный уровень и качество образования в ДОО.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_pedagogov_doo.docx 19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОО.

«Канбан – доска. Что это и зачем она нужна?»

Подготовила: старший воспитатель Любшина С.П.

«Канбан» - инструмент визуализации процессов (в переводе с японского «Рекламная вывеска»), позволит визуализировать и стандартизировать деятельность педагогов дошкольного учреждения.

Как доска со стикерами поможет соблюдать сроки?

Она позволяет увидеть главное: какие дела у вас (у нас) в приоритете и чего вы (мы) уже достигли. А также учит не распыляться на второстепенные, неважные в данный момент занятия и не брать на себя слишком много обязательств.

Наверное, всё это очень сложно?

Нет. В системе канбан всего два главных правила:

  1. 1.Нужно визуализировать свой рабочий процесс. Это помогает увидеть вашу реальную загрузку и, если нужно, изменить её.

2. Необходимо ограничить количество задач, над которыми вы работаете активно. Часто для иллюстрации этого правила приводят в пример жонглёра: чем больше предметов он берёт в руки, тем выше шанс что-то разбить.

Визуализировать — значит повесить доску со стикерами?

Не обязательно. Вы можете использовать любой удобный для вас вариант: доску, холодильник с магнитами (личный канбан), блокнот, специальные приложения и так далее. Главное, чтобы вы расчертили минимум три столбца: «Сделать» (To do), «Делаю» (Doing), «Сделано» (Done). Их нужно заполнить стикерами или надписями, чтобы в любой момент увидеть, какая у вас в данный момент загруженность.

Также можно добавить колонку «Ожидание» для несрочных задач. Либо любые другие колонки, например «Доработка». Для личного канбана актуальна и кнопка «Отдых» (с задачами «заказать пиццу», «покататься на лыжах» и так далее).

Работает это просто: вы переносите стикеры (или записи) из одной колонки в другую по мере выполнения задач

И что это нам даст?

Возможность получить эффективную обратную связь. Когда вы переносите стикер в столбец «Сделано», мозг получает конфетку: задача выполнена, можно отдохнуть или приступать к новой.

Со временем у вас выработается привычка приступать к новой задаче только после того, как предыдущая завершена. А значит, в идеале не будет незаконченных дел

Как определить, сколько задач я могу (мы можем) выполнить?

Опытным путём. Начните использовать персональный канбан, и со временем узнаете, какова ваша «пропускная способность». Она может меняться в зависимости от сложности задач, вашего состояния и настроения. Выберите минимум, а затем повышайте планку.

Кстати, это хорошая защита от выгорания на работе. Вы научитесь управлять своей нагрузкой без ущерба карьере.

Чем персональный канбан отличается от обычного списка дел?

Визуализация, возможность увидеть итоговый результат (сколько вы (мы) сделали за день (за неделю)) дают возможность провести анализ, определить, какие задачи вас (нас) вдохновляют, а какие выполняются со скрипом (их лучше выполнять первыми).

Обычный список дел не интерактивен, не даёт обратной связи, не снимает стресс, так как не структурирует рабочий день.

Что ещё нужно знать?

Канбан не подходит для работы с большим коллективом. Он создан для небольших и узкоспециализированных команд. Канбан не подходит для долгосрочного планирования. Если задача долго ползёт по доске и застревает на отдельных этапах, это противоречит принципам Канбана.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КАНБАН:

- уважать и использовать то, что есть сейчас: имеющиеся роли, обязанности и должностные инструкции;

- постоянно оптимизировать и совершенствовать процесс разработки, но не допускать слишком резких перемен;

- поощрять в команде стремление к лидерству.

Создавая такой КАНБАН, возможно:

- контролировать сроки проведения мероприятий, распределяя задания и разнообразные функции между педагогами (распределение задач по подготовке к педсовету);

- контролировать реализацию проектов (решение вопросов на этапах проекта).

Если кто-то не справляется, то страдает общее дело. Работу планируют на доске, поэтому каждый может увидеть свой вклад и ценность для проекта или иного мероприятия.

Источники : А.В. Шарина, Л.В. Сибирякова «Системный подход к управлению пространством в школе и детском саду»



В рамках проектных мероприятий по реализации проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад») предусмотрена реализация проектов с использованием бережливых технологий.

Одним из них является «Внедрение доски задач в планирование детьми старшего дошкольного возраста своей деятельности в группе» , в основу которого заложена технология Л.В. Свирской «План-дело-анализ». Технология предполагает активную запланированную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день, в ходе которых решается весь комплекс воспитательно-образовательных задач.

За весь период работы (1-1,5 часа) ребёнок имеет возможность спланировать и реализовать целостный план собственной деятельности, приобрести важнейшие навыки и способности. Воспитатель в это же время имеет технологическую возможность обучать, наблюдать, вести дифференцированную и индивидуальную работу.

Одним из важных моментов данной работы, является обогащение развивающей среды, а именно центров активности, интересным оборудованием, атрибутами и материалами для детской деятельности в зависимости от событий и ситуаций, которые происходят в группе. Продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребёнка к исследованию, проявлению инициативы и творчества.

Во ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является «содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений» (п.1.4.3).

Каким образом дети могут принять участие в планировании предстоящей деятельности? Одним из интересных способов является утренний (или групповой) сбор.

Утренний (групповой) сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время (и это определено в режиме дня), когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Он не является жестко обязательной для присутствующего ребёнка формой работы.

Утренний (групповой) сбор имеет четкую структуру и содержит основные этапы:

Сбор начинается с сигнала, который согласуется с детьми. Это может быть звук колокольчика, ритмическая музыка или весёлая песенка. Выбор остаётся за детьми. Далее короткое приветствие «глаза в глаза» для передачи настроения, доброты, внимания. Это могут быть приветствия: стихотворные, с действиями (прикосновение ладошек, плечиков и т.д.), с комплиментами («Ты красиво улыбаешься»), игровые по изучаемой теме (н-р, по теме «Фрукты» – «Здравствуй, Сливка»).

Не менее важный момент группового сбора – игра (или игровой тренинг), направленная на расширение информационного поля изучаемой темы или проекта. Игры, не требующие большой подвижности, пальчиковые, словесные, игры-цепочки, игры-фантазии.

Очень ответственная и очень значимая часть сбора – обмен новостями. Запретных тем не существует: детям предоставляется возможность высказать свои мысли, фантазии.

В следующей части группового сбора – презентация центров активности, педагог представляет и рассказывает о тех видах деятельности и заданиях, материалах и атрибутах, которые подготовлены в центрах активности. Дети могут задавать вопросы, обсуждать и уточнять, после чего осуществляется выбор – чем заняться сегодня. Для этого в группе подготовлены специальные инструменты: «Доска «Я выбираю», «Мои желания», «Мой выбор» и т.д., на которых обозначены центры активности, карточки или фото детей. Воспитатель предлагает каждому ребёнку выбрать и обозначить желаемый для него центр активности. Ребёнок опирается на свои желания и интересы, выбирая соответствующий вид деятельности.

Завершающим этапом утреннего (группового) сбора является подведение итогов (итоговый сбор). После того, как дети насладятся собственной познавательной и творческой деятельностью в центрах активности, выполнят все задания и поручения, сотворят что-то необычное и получат интересные результаты, все снова возвращаются в круг и презентуют итоги свои работы. Это могут быть обычные рассказы (что делал, что получилось, что понравилось) или демонстрация результатов своего труда (рисунок, поделка, постройка).

Читайте также: