Дома с венецианскими окнами

Обновлено: 15.05.2024



Говорят, что архитектура Венеции - самый дорогой в мире архитектурный конструктор, а венецианцы - самые респектабельные грабители Европы, они скомпилировали из своих трофеев поистине гениальную и неповторимую архитектурную культуру. При этом издревле Венеция считалась родиной стекла, а впоследствии стала и родиной т.н. «венецианских окон», запоминающихся своей стрельчатой формой. Главное предназначение венецианского окна всегда было декорирование фасада здания, создание гармоничного интерьера. Классическое венецианское окно – это арочная конструкция, разделенная на три части, посередине покрупнее, по бокам – поменьше. Раньше вместо прозрачного стекла использовали разноцветные витражи – говорят, было красивее, но уж очень непрактично.
Путеводитель Афиши советует путешествовать по Венецианскому Гранд Каналу по принципу «от простого к сложному», от вокзала до Пьяццы, когда «впечатления нарастают, а не рушатся». По такому же принципу и посмотрим замечательные венецианские окна и балкончики)
Бурано, остров небогатых рыбаков, разноцветных домиков и кружев. Простенько, но так мило!

Мурано, полупустынный остров стеклодувов, сегодня существующий как будто только ради туристов

Терасса-балкон на Бурано (у нее даже есть какое-то специальное название, вспомню - допишу))

Окна на Гран Канал одной из десятка венецианских церквей - иногда попадаются вот такие не слишком "оптимистичные" варианты)

Дальше начинается классика жанра)


Так и хочется представить себе некую средневековую венецианскую красавицу, выходящую вечерком (в маске?) на свой балкончик подышать воздухом - поглазеть на прохожих и себя показать)

Здесь интересно сочетание не сочетаемого – архитектурные излишества и обыденное сушащееся белье))

Ну и наконец подлинная архитектурная роскошь – окна и балкончики с дворцов на Гран Канале!





Одни из самых известных и узнаваемых окошек – Ка Д’Оро (Золотой Дворец, сер.15в). Раньше, как известно, весь фасад здания был покрыт сусальным золотом..Но и сейчас, белоснежный, он поражает своими мраморными кружевами..



Эти – мои самые любимые, пожалуй) Палаццо Контарини-Фазан (середина 15 века), ровно напротив церкви Санта Марии Салюте. Он же «Дом Дездемоны» (по типу Дома Джульетты в Вероне) - якобы Дездемона жила здесь до встречи с Отелло. О строителе дворца Луке Росси известно только то, что он был маниакальным охотником и потому имел прозвище Фазан, что является частью названия строения.
Раньше в Палаццо Контарини каждую субботу пускали на экскурсии - «Дом Дездемоны» являлся частной собственностью большой семьи Бенатти. Но по недавним сведениям дворец был куплен на аукционе российским олигархом Владиславом Дорониным. Именно такой "скромный" подарок он подарил своей пассии – модели Наоми Кэмпбел))

Отель-дворец Bauer Palazzo 5*. Здание постройки 18в, один из самых дорогих и прославленных отелей Венеции. Говорят, там особенно впечатляют сьюты, с раритетной мебелью, каминами и венецианскими зеркалами.. ))

В дизайне загородных домов сейчас используют мотивы любых эпох. Конечно в основном это стилизация. Ведь архитектурный функционализм, возникший в 20 веке, укрепился, кажется, надолго. Однако любая такая стилизация крайне редко затрагивает окна коттеджа, хотя оконные проемы можно сделать практически любыми. Это особенно актуально для традиционных стилей домов.

Наш опыт разъездов по коттеджным поселкам Подмосковья говорит о том, что окна остаются прямоугольными даже при самом смелом декорировании стен. Поэтому мы решили провести краткий экскурс по непривычным для нас, «непрямоугольным» окнам.

Венецианское окно или бифорий

Сдвоенное арочное окно, с колонной посередине. Часто имеют пышный, декоративный вид.






Итальянское окно

Арочное окно, состоящее из трех частей, при этом арка одна общая для всех сегментов окна. Такие окна пошли от «термальных» окон, которые размещали вверху у основания сводов. А а те в свою очередь от римских терм.


Французское окно

Это узкий вытянутый проем с арочным завершением. Характерной чертой является мелкая расстекловка. Со стороны интерьера такое окно обычно вытягивается от пола до потолка.


Брамантово окно

Вышло из моды еще лет 200 назад. Это когда в прямоугольное обрамление вставлено полуциркульное окно. Обычно сопровождается пилястрами по бокам, которые держат арку. Наверху в антревольте фриз. Даже в Петербурге почти нет таких окон. Окно интересно своим контрастом полукруглых и прямых линий. Сейчас сохранились разные вариации по мотивам в неоренессансе.


Серлиана

Это трехчастное окно в среднем сегменте, которого есть полукруглый сегмент.




Палладиево окно


Это как бы одно окно в другом. Проем обычно арочный, а внутри две малые колонны или широкие импосты которые образуют по бокам от центрального окна еще два вертикальных проема. Название происходит от архитектора 16 века Андреа Палладио.

«Бычий глаз»

Окно овальной формы, расположенное над дверным проёмом.



Веерное окно

Окно, верхняя часть которого состоит из расположенных веером секторов. Также пришло из романской культуры.


Мезонинное окно

Если у вас высокие потолки, сверху можно сделать второй ряд небольших по высоте окон, это и будет мезонинные окна. Они применяются для лучшего освещения. И могут быть не только прямоугольными. Вот пример необычных мезонинных окон в виде розы.


Флорентийское окно

Состоит из нескольких арочек, объединенных одной большой аркой.


Окна модерна

Тут могут быть вялые скругления, асимметрия и прочие нестандартные красоты.







Многие из перечисленных архитектурных стилей окон требуют больших площадей фасадов. Именно модерн остается актуальным и органичным в классическом дизайне загородных домов, но он наиболее трудоемок в производстве.

Английский или итальянский? Вопрос стиля для дизайна загородного дома один из важнейших, потому мы продолжаем рассказ об узнаваемых чертах «английской» архитектуры, и сегодня речь пойдет о наследии великого итальянского архитектора Андреа Палладио.

Вилла Ротонда, Андреа Палладио — классика и эталон палладианского стиля.

Его ключевые идеи — симметрия, перспектива и следование принципам античной архитектуры определили облик не только «палладианских» английских домов, но получили признание во всем мире. Сформировалось английское палладианство в первой половине XVIII в., но его принципы звучат на удивление актуально, и в сознании современного архитектора они плотно ассоциированы с национальным, чисто английским архитектурным стилем.

Чиксвик Хаус

Чизик Хаус, Лорд Бурлингтон — это уже нео-палладианский стиль. Количество дымоходов и их помпезность заслуживает особого внимания.

Чем привлекает палладианский стиль сегодня?

Прежде всего гармонией пропорций, ясной формой, простотой и благородством линий. Соотношение частей и целого подчинено идее единства построек и окружающего пространства, где каждый элемент естественно проистекает из другого. Отсюда — скупость на украшения и обязательный учет особенностей ландшафта. Знаменитая вилла Ротонда одинакова со всех четырех сторон — чтобы прекрасно выглядеть с любой точки, ведь она стоит на открытом взорам холме.

Визитная карточка палладианского стиля — оформленные колоннами портики, трехчастные (с высоким арочным проемом в центре и двумя прямоугольными по бокам) окна и крестовая планировка (уходящая корнями в архитектуру древнеримских храмов). Вместо портиков часто планируются лоджии, нередко закрытые фронтонами — они придают особое звучание фасаду. Достоинство стиля Палладио в том, что он одинаково хорош и для величественных зданий, и для небольших загородных усадеб.

Типичная палладианская вилла чаще всего трехэтажная, имеет высокий главный дом (традиционно — с куполом) и крылья по сторонам от него, у основания — рустованные подвал или цокольный этаж со служебными помещениями. Через внешний лестничный проем портика открывается вход на бельэтаж, в мезонине — спальни и жилые помещения. Пропорции комнат задаются с помощью простых математических отношений типа 3:4 и 4:5.

«Подобно человеческому телу, имеющему как благородные и прекрасные части, так и менее благородные и красивые, однако не менее необходимые, без которых первые не могли бы существовать, дому следует иметь части достойные и почетные, и другие, не столь элегантные, без которых, однако, первые потеряли бы часть своего достоинства и красоты. Благословенный Создатель расположил наши члены таким образом, что наиболее красивые из них лучше всего видно, менее красивые — спрятаны. Так и в здании мы должны главные и значимые помещения делать доступными обзору, а менее красивые прятать как можно дальше.

Поэтому в нижней части дома я устраиваю погреба, кладовые, кухню, комнаты для мытья, печи. Отсюда следуют два преимущества: во-первых, парадные комнаты свободны от служб, во-вторых, они находятся на достаточном расстоянии от земли; к тому же они доступны обозрению, и из них открывается прекрасный вид. Маленькие комнаты делятся на кабинеты и библиотеки, в которых помещаются шкафы, чтобы прятать в них личное снаряжение и всякий хлам, и спальни, столовые и гостевые комнаты, которые следует освободить от лишних вещей».

Андреа Палладио
«Четыре книги об архитектуре»

Черты палладианского стиля

  • строгие формы (используются простейшие геометрические формы — квадрат, круг, треугольник, основанные на «золотом сечении» Витрувия)
  • симметричный фасад и в целом симметрия частей постройки
  • гладкие стены обычно светлых тонов: оштукатуренный кирпич или камень
  • в центре фасада — портики или лоджии, оформленные колоннами
  • крытые колоннады с обеих сторон главного дома
  • палладиевы (венецианские) окна
  • прямолинейные кровли
  • если у вас есть мансардный этаж, на высоких стенах под крышей можно сделать аттиковые окна
  • гармония с окружающим ландшафтом

Практикум

Как применить палладианство к своему коттеджу

  1. Не делать контрастно-выделяющиеся белые декоративные обрамления. Лучше оставить их в цвет стены. В крайнем случае они могут быть темней, но обязательно монохромными со стеной. Палладианство в более позднем английском прочтении полагает более свободные отношения с цветом.
  2. Украшений не должно быть много. Лучше, чтобы они были качественными и имели исторический, а не новодельный вид.
  3. Использовать благородные песочные оттенки, в идеале стукко, травертин, мрамор.
  4. Возможна стилизация окна под палладианское при помощи дополнительных фальш-окон.
  5. Сделать более парадной входную группу, устроить портик.
  6. Выбрать крышу цвета глухой красной глины. В идеале натуральную черепицу.
  7. Посадить южные кустарники, использовать глиняные вазоны.
  8. Заказать проект отделки фасада у нас.

Особые окна

Палладианское окно состоит из трех просветов: центрального большого, завершающегося полукруглой аркой, и двух маленьких боковых, отделенных от центрального пилястрами. Иногда вместо пилястр используются небольшие колонны.

Известные дома

Палладианские принципы, использованные при строительстве здания Белого дома в Вашингтоне (арх. Джеймс Хобан), утвердили значимость этой стилистики для архитекторов всего мира. Монтичелло — жилой дом Томаса Джефферсона, выдающегося американского государственного и общественного деятеля, третьего президента США — спроектирован им в палладианском стиле. Вилла Корнаро. Вилла Серачено. Андреа Палладио — пример относительно небольшой архитектуры палладио. Усадьба Роджера Морриса. Палладианская архитектура в демократичном размере. Усадьба Александра Блока в Шахматово: палладианский стиль стал излюбленным для проектирования русских загородных усадеб.

Палладианство в наше время

Импровизация в рамках палладианства: «английский дом», построенный Олегом Карлсоном в Подмосковье. Его фасады тщательно стилизованы под британский загородный дворец в палладианском стиле. Палладианские мотивы в небольших домах. Палладианские фасады коттеджей. Современная частная вилла в Подмосковье, спроектированная архитектурной мастерской SL*Project, задумана в соответствии с принципами Андреа Палладио.


Венецианские окна ( псевдоним Serlian окна) является большим трехсторонний окном , которое является ключевым элементом в палладианской архитектуре . Хотя он не изобрел ее, в основном она представлена ​​в работах итальянского архитектора Андреа Палладио (1508–1580 гг.) И является почти визитной карточкой его ранней карьеры. Настоящее палладианское окно - это тщательно продуманная версия.

СОДЕРЖАНИЕ



Пара палладианских окон на крыльях южного фасада Берлингтон-хауса , Вестминстер , самый ранний вид элемента в Великобритании.


Венецианское окно со слепыми сторонами, спроектированное Исааком де Каусом (ум. 1648) [1] около 1647 года, южный фасад дома Уилтон , Уилтшир, Англия.


Claydon House (начат в 1757 г.), здесь венецианское окно в центральном заливе окружено объединяющей глухой аркой.

Венецианское окно состоит из арочного центрального арочного светильника, симметрично окруженного двумя более короткими боковыми прожекторами . Каждый боковой свет обрамлен двумя колоннами или пилястрами и увенчан небольшим антаблементом . Антаблементы служат импостами, поддерживающими полукруглую арку, венчающую центральный светильник. В библиотеке в Венеции Сансовино изменил дизайн, заменив две внутренние пилястры колоннами. Неверно описывать его происхождение как палладианское или венецианское; мотив был впервые использован Донато Браманте [2] и позже упомянут Себастьяно Серлио (1475–1554) в его семитомной архитектурной книге. Tutte l'opere d'architettura et prospetiva, излагающее идеалы Витрувия и римской архитектуры, это арочное окно обрамлено двумя нижними прямоугольными проемами - мотив, впервые появившийся в триумфальных арках Древнего Рима.

Палладио широко использовал этот мотив, особенно в аркадах базилики Палладиана в Виченце . Это также особенность его входа на виллу Форни Черато . Возможно, именно такое широкое использование мотива в Венето дало окну альтернативное название венецианского окна; его также называют серлианским окном. Каким бы ни было название или происхождение, эта форма окна, вероятно, стала одной из самых прочных черт работ Палладио, замеченных в более поздних архитектурных стилях, развившихся из палладианизма. [3] По словам Джеймса Лиз-Милна , его первое появление в Великобритании было в реконструированных крыльях Берлингтон-хауса. , Лондон, где непосредственным источником был скорее дизайн Иниго Джонса для дворца Уайтхолл , чем сам Палладио. [4]

Палладио окно или «Палладио мотив» является разработка Палладио этого, как правило , используется в серии. Он размещает больший или гигантский порядок между каждым окном и удваивает маленькие колонны, поддерживающие боковые перемычки, помещая вторую колонку позади, а не рядом с первой. Он представлен в Базилике Палладиана в Виченце [5], где он используется на обоих этажах; эту особенность копировали реже. Здесь проемы не являются строго окнами, так как закрывают лоджию . Пилястры могут заменить колонны, как и в других случаях. Сэр Джон Саммерсон предполагает, что пропуск сдвоенных столбцов может быть разрешен, но «термин« палладианский мотив »следует ограничить» случаями, когда присутствует больший порядок. [6]

Вариант, в котором мотив заключен в облегчающую слепую арку , объединяющую мотив, не является палладианским, хотя Берлингтон, похоже, предположил, что это так, используя находящийся в его распоряжении рисунок, показывающий три таких элемента на простой стене (см. иллюстрация дома Клэйдон справа). Современные ученые приписывают рисунок Скамоцци . Берлингтон использовал этот мотив в 1721 году для возвышения Тоттенхэм-парка в Савернейк-Форест для своего зятя лорда Брюса (после реконструкции). Кент подобрал его в своих проектах для здания парламента, и он появляется в выполненных Кентом проектах северного фасада Холкхэм-холла . [7]

Венецианские окна ( псевдоним Serlian окна) является большим трехсторонний окном , которое является ключевым элементом в палладианской архитектуре . Хотя Себастьяно Серлио (1475–1554) не изобрел его, окно в значительной степени является частью работ итальянского архитектора Андреа Палладио (1508–1580) и является почти визитной карточкой его ранней карьеры. Настоящее палладианское окно - это тщательно продуманная версия.




Пара палладианских окон на крыльях южного фасада Берлингтон-хауса , Вестминстер , самый ранний вид элемента в Великобритании.


Венецианское окно со слепыми сторонами, спроектированное Исааком де Каусом (ум. 1648) [1] около 1647 года, южный фасад дома Уилтон , Уилтшир, Англия.


Claydon House (начат в 1757 г.), здесь венецианское окно в центральном заливе окружено объединяющей глухой аркой.

Венецианское окно состоит из арочного центрального арочного светильника, симметрично окруженного двумя более короткими боковыми прожекторами . Каждый боковой свет обрамлен двумя колоннами или пилястрами и увенчан небольшим антаблементом . Антаблементы служат импостами, поддерживающими полукруглую арку, венчающую центральный светильник. В библиотеке в Венеции Сансовино изменил дизайн, заменив две внутренние пилястры колоннами. Неверно описывать его происхождение как палладианское или венецианское; этот мотив был впервые использован Донато Браманте [2], а позже упомянут Серлио в его семитомной архитектурной книге Tutte l'opere d'architettura et prospetiva, излагающей идеалы Витрувия и римской архитектуры, это арочное окно обрамлено двумя нижними прямоугольными проемы, мотив, который впервые появился в триумфальных арках Древнего Рима.

Палладио широко использовал этот мотив, особенно в аркадах базилики Палладиана в Виченце . Это также особенность его входа на виллу Форни Черато . Возможно, именно такое широкое использование мотива в Венето дало окну альтернативное название венецианского окна; его также называют серлианским окном. Каким бы ни было название или происхождение, эта форма окна, вероятно, стала одной из самых прочных черт работ Палладио, замеченных в более поздних архитектурных стилях, развившихся из палладианизма. [3] По словам Джеймса Лиз-Милна , его первое появление в Великобритании было в реконструированных крыльях Берлингтон-хауса в Лондоне, где непосредственным источником был дизайн Иниго Джонса для дворца Уайтхолл, а не сам Палладио. [4]

Палладио окно или «Палладио мотив» является разработка Палладио этого, как правило , используется в серии. Он размещает больший или гигантский порядок между каждым окном и удваивает маленькие колонны, поддерживающие боковые перемычки, помещая вторую колонку позади, а не рядом с первой. Он представлен в Базилике Палладиана в Виченце [5], где он используется на обоих этажах; эту особенность копировали реже. Здесь проемы не являются строго окнами, так как закрывают лоджию . Пилястры могут заменить колонны, как и в других случаях. Сэр Джон Саммерсон предполагает, что можно допустить пропуск сдвоенных столбцов, но «термин« палладианский мотив »следует ограничить» случаями, когда присутствует более крупный порядок. [6]

Вариант, в котором мотив заключен в облегчающую слепую арку , объединяющую мотив, не является палладианским, хотя Берлингтон, похоже, предположил, что это так, используя находящийся в его распоряжении рисунок, показывающий три таких элемента на простой стене (см. иллюстрация дома Клэйдон справа). Современные ученые приписывают рисунок Скамоцци . Берлингтон использовал этот мотив в 1721 году для возвышения Тоттенхэм-парка в Савернейк-Форест для своего зятя лорда Брюса (после реконструкции). Кент подобрал его в своих проектах для здания парламента, и он появляется в выполненных Кентом проектах северного фасада Холкхэм-холла . [7]

Читайте также: