Дома с соломенными крышами на холме

Обновлено: 27.04.2024

Очередной комментарий о том, что " в Российской империи повсеместно были соломенные крыши ", побудил меня сделать очередную подборку и показать, какими разнообразными были крыши в домах простых людей.

Во-первых, конечно, они были соломенными. Думаю, преимущественно таковыми они были в южных областях, а также тех регионах, где мало леса, а солома (или камыш) — самый доступный и дешевый вариант.

Хотя, иногда соломенные крыши встречались и на севере. Тут соломой свои крыши покрывали, как правило, бедные крестьяне.

Изба бедняка под соломенной крышей. Волосовский р-он, деревня Кикерино (деревня Арбони близ станции Кикерино), 1927.

Изба бедняка под соломенной крышей. Волосовский р-он, деревня Кикерино (деревня Арбони близ станции Кикерино), 1927.

Мать с ребенком на крыльце дома. Волосовский р-он, деревня Кикерино (деревня Арбони близ станции Кикерино), 1927.

Мать с ребенком на крыльце дома. Волосовский р-он, деревня Кикерино (деревня Арбони близ станции Кикерино), 1927.

Но и у середняков могли быть крыши, покрытые соломой.

Изба крестьянина-середняка под двухскатной соломенной крышей. Волосовский р-он, деревня Кикерино (деревня Арбони близ станции Кикерино). 1927.

Изба крестьянина-середняка под двухскатной соломенной крышей. Волосовский р-он, деревня Кикерино (деревня Арбони близ станции Кикерино). 1927.

Солома — недолговечна, но как я понимаю, ее и не клали сразу на века. В принципе, было достаточно, чтобы солома послужила с осени до весны. Весной, пока травы мало, солому потихоньку снимали с крыши и скармливали скоту. А летом уже крышу покрывали заново.

Но в основном на северных территориях Российской империи соломенных крыш не встречалось. Даже бедняки редко крыли крыши соломой, потому что для этих целей вполне хватало дерева: леса на Русском севере полно. Даже когда крестьянам самовольную вырубку лесов запретили, все равно почти все имели доступ к необходимым для строительства ресурсам.

Из дерева изготавливали два типа покрытия кровли: тёс и дранку. Тëс это тонкая доска, а дранка (гонт, лемех) — дощечки; деревянная черепица. Вот пример покрытия крыши тесом. На фото дом зажиточного крестьянина на Мезени. Автор фото — Шабунин, снято оно в самом начале ХХ века.

А вот это, согласно авторской подписи Шабунина, жилища бедняков. Крыша также покрыта тесом. Просто у бедняка она прохудилась, так как, видимо, у человека не было возможности своевременно менять гниющие доски.

Вот опять тёс, но уже не в Архангельском регионе, как на фотографиях выше, а в Олонецком районе Карелии (время съемки 1926-27 год; автор — Беликов).

Не знаю, красили ли крестьяне крыши, покрытые тесом: в начале века цветных фотографий практически не было. Думаю, что зажиточные крестьяне вполне могли это делать. Зато у Прокудина-Горского видно, что казенные постройки крыли тёсом, а затем его еще и красили (не всегда и не везде, но кое-где точно красили). Это делало дома более нарядными, и лучше защищало дерево от порчи.

Про дранку и лемех я уже писала отдельную статью. Если интересны подробности, почитать их можно тут. Но в общих чертах, это такая деревянная "черепица", которой издавна крыли крыши, а также обшивали дома. Дранка от лемеха отличается формой и технологией изготовления. Дранка — это по сути просто щепа прямоугольной формы. А лемех выпиливается из доски и бывает трех типов: заостренный, закругленный, городчатый. Вот дом, покрытый дранкой (это строение до сих пор стоит в поселке Повенец, прямо у первого шлюза Беломорканала).

Вот тут тоже дранка на старом доме в Карелии, в деревне Уница. Казалось бы, в этой деревне сейчас много современных домов, но среди них мы увидели такую древность. Причем, обратите внимание, что на самом доме дранка позднее была перекрыта рубероидом.

Лемехом крыли в основном церкви и часовни.

Если говорить о Русском Севере, то больше всего крыш, покрытых дранкой, можно увидеть на территории нынешней Ленинградской области, Карелии и Вологодской области (ранее же это была частично Санкт-Петербургская, частично Олонецкая губерния). Севернее уже использовали почему-то преимущественно именно тёс.

Как я понимаю, солома, тёс и дранка были самыми распространенными вариантами покрытия кровли. Хотя, были и более экзотичные материалы. Кое-где в Российской империи могли также крыть крыши дерном (и даже целые дома изготавливать из него).

Круковский М.А. Постройка хаты из дерна богатым переселенцем из Харькова. Новосибирская область, Карасукский р-он. 1912-1913 гг.

Круковский М.А. Постройка хаты из дерна богатым переселенцем из Харькова. Новосибирская область, Карасукский р-он. 1912-1913 гг.

Кое-где дома крыли глиняной черепицей. У старых фотографий качество редко бывает хорошим, и потому мне ее сложно опознать: не факт, что я вообще отличила бы черепицу от гонта. Вполне вероятно там, где я принимаю покрытие за дранку, как раз таки лежит черепица. Вот как на этом фото. Правда, это уже не РИ, а СССР.

Тихоницкая Н.Н. Дом Ф.И. Комышева, крытый черепицей. Кировская область, Вожгальский район, "Вичевский" колхоз (коммуна). 1939 год.

Тихоницкая Н.Н. Дом Ф.И. Комышева, крытый черепицей. Кировская область, Вожгальский район, "Вичевский" колхоз (коммуна). 1939 год.

Кое-где покрывали кровлю камышом, и обмазывали глиной.

А вот еще вариант необычного покрытия. Тут, правда, не дом, а временное жилище — шалаш углежога. Не могу понять, чем он покрыт, но похоже, что обмазан глиной. А сверху, возможно, уложен дерн, либо береста/кора, и все это дело прижато коротким бревном.

Вот такие интересные кровли. Кое-что дошло до нашего времени, а кое-что растворилось во времени. Так, например, крыши из черепицы и дранки и сейчас считаются очень хорошим и эстетичным покрытием; я бы даже сказала, это элитное покрытие, потому что и стоит оно недешево, и укладывать его сложно. А вот крыши из теса в наше время никто уже не делает, доску в любом случае покрывают шифером, железом или иными материалами. Солома же с дерном и вовсе уже вряд ли где-то используется в современных домах; разве что хипстеры могут что-то такое наворотить для пущей аутентичности. Кстати, в заключение еще замечу, что и наш дом, а так же двор (да и все дома в нашей деревне) изначально имели тесовые крыши. Позднее этот тес был просто перекрыт шифером без всяких изменений, но об этом, возможно, я расскажу позже.

Ван Гог «Домики с соломенными крышами в Кордевилле»

Картина художника Винсента Ван Гога «Домики с соломенными крышами в Кордевилле» 1890 г.
Холст, масло. 72.0 x 91.0 см. Музей д’Орсэ, Париж, Франция.

Ещё картины

Ван Гог «Вороны на пшеничном поле (Пшеничное поле с воронами)». Описание картины

Ван Гог «Вороны на пшеничном поле (Пшеничное поле с воронами)». Описание картины

Ван Гог «Пшеничные поля и Овер на заднем плане»

Ван Гог «Пшеничные поля и Овер на заднем плане»

Ван Гог «Пшеничные поля в Овере под облачным небом»

Ван Гог «Пшеничные поля в Овере под облачным небом»

Ван Гог «Пшеничное поле с васильками». Описание картины

Ван Гог «Пшеничное поле с васильками». Описание картины

Ван Гог «Пшеничное поле под облачным небом». Описание картины

Ван Гог «Пшеничное поле под облачным небом». Описание картины

Ван Гог «Вид на Овер и церковь». Описание картины

Ван Гог «Вид на Овер и церковь». Описание картины

Ван Гог «Две женщины идущие в поле»

Ван Гог «Две женщины идущие в поле»

Ван Гог «Корни и стволы»

Ван Гог «Корни и стволы»

Ван Гог «Песчаниковые домики с соломенными крышами в Шапонвале»

Ван Гог «Домики с соломенными крышами у холма»

Ван Гог «Домики с соломенными крышами у холма»

Ван Гог «Равнина близ Овера»

Ван Гог «Равнина близ Овера»

Ван Гог «Пейзаж в Овере в дождь»

Ван Гог «Пейзаж в Овере в дождь»

Ван Гог «Стога сена под дождливым небом». Описание картины

Ван Гог «Стога сена под дождливым небом». Описание картины

Ван Гог «Роща»

Ван Гог «Роща»

Ван Гог «Поля»

Ван Гог «Поля»

Ван Гог «Поле с пшеничными скирдами II»

Ван Гог «Поле с пшеничными скирдами II»

Ван Гог «Поле с пшеничными скирдами»

Ван Гог «Поле с пшеничными скирдами»

Ван Гог «Сад Добиньи III»

Ван Гог «Сад Добиньи III»

Ван Гог «Сад Добиньи II»

Ван Гог «Берег Уазе в Овере»

Ван Гог «Берег Уазе в Овере»

Ван Гог «Здание Городского собрания Овера, 14 июля 1890 года»

Ван Гог «Здание Городского собрания Овера, 14 июля 1890 года»

Ван Гог «Сад в Овере»

Ван Гог «Сад в Овере»

Ван Гог «Молодая крестьянка в соломенной шляпе в пшенице»

Ван Гог «Молодая крестьянка в соломенной шляпе в пшенице»

Ван Гог «Девушка и пшеница на заднем плане»

Ван Гог «Девушка и пшеница на заднем плане»

Комментировать Cancel reply

ПОИСК КАРТИНЫ

Картины








Гоген. Ранние работы

Гоген. Бретонский период

Гоген. Таити 1

Гоген. Париж

Гоген. Таити 2

Биографии

В конце октября (22 или 23 число) в Арль приезжает Гоген, наконец убежденный уговорами Тео, желавшего не только помочь брату, но и извлечь материальную выгоду от картин Поля, работы которого можно было конвертировать в деньги. Совместная пленэрная работа двух противоположных по характеру личностей начинается прекрасно, но по мере того, как погода стала портиться, и работа переместилась в студию, отношения ухудшались стремительно, и в канун Рождества размолвка достигла апогея.

Ван Гог «Домики с соломенными крышами у холма»

Картина художника Винсента Ван Гога «Домики с соломенными крышами у холма» 1890 г.
Холст, масло. 50.2 x 100.3 см. Тейт Британия, Лондон.

Ещё картины

Ван Гог «Вороны на пшеничном поле (Пшеничное поле с воронами)». Описание картины

Ван Гог «Вороны на пшеничном поле (Пшеничное поле с воронами)». Описание картины

Ван Гог «Пшеничные поля и Овер на заднем плане»

Ван Гог «Пшеничные поля и Овер на заднем плане»

Ван Гог «Пшеничные поля в Овере под облачным небом»

Ван Гог «Пшеничные поля в Овере под облачным небом»

Ван Гог «Пшеничное поле с васильками». Описание картины

Ван Гог «Пшеничное поле с васильками». Описание картины

Ван Гог «Пшеничное поле под облачным небом». Описание картины

Ван Гог «Пшеничное поле под облачным небом». Описание картины

Ван Гог «Вид на Овер и церковь». Описание картины

Ван Гог «Вид на Овер и церковь». Описание картины

Ван Гог «Две женщины идущие в поле»

Ван Гог «Две женщины идущие в поле»

Ван Гог «Корни и стволы»

Ван Гог «Корни и стволы»

Ван Гог «Песчаниковые домики с соломенными крышами в Шапонвале»

Ван Гог «Равнина близ Овера»

Ван Гог «Равнина близ Овера»

Ван Гог «Пейзаж в Овере в дождь»

Ван Гог «Пейзаж в Овере в дождь»

Ван Гог «Стога сена под дождливым небом». Описание картины

Ван Гог «Стога сена под дождливым небом». Описание картины

Ван Гог «Роща»

Ван Гог «Роща»

Ван Гог «Поля»

Ван Гог «Поля»

Ван Гог «Поле с пшеничными скирдами II»

Ван Гог «Поле с пшеничными скирдами II»

Ван Гог «Поле с пшеничными скирдами»

Ван Гог «Поле с пшеничными скирдами»

Ван Гог «Сад Добиньи III»

Ван Гог «Сад Добиньи III»

Ван Гог «Сад Добиньи II»

Ван Гог «Берег Уазе в Овере»

Ван Гог «Берег Уазе в Овере»

Ван Гог «Здание Городского собрания Овера, 14 июля 1890 года»

Ван Гог «Здание Городского собрания Овера, 14 июля 1890 года»

Ван Гог «Сад в Овере»

Ван Гог «Сад в Овере»

Ван Гог «Молодая крестьянка в соломенной шляпе в пшенице»

Ван Гог «Молодая крестьянка в соломенной шляпе в пшенице»

Ван Гог «Девушка и пшеница на заднем плане»

Ван Гог «Девушка и пшеница на заднем плане»

Ван Гог «Сад Добиньи». Описание картины

Ван Гог «Сад Добиньи». Описание картины

Комментировать Cancel reply

ПОИСК КАРТИНЫ

Картины








Гоген. Ранние работы

Гоген. Бретонский период

Гоген. Таити 1

Гоген. Париж

Гоген. Таити 2

Биографии

Художественный стиль ему очень нравится, многое от него он переносит в свое творчество, но подчиняться целиком диктату импрессионизма, не собирается. Отчетливо заметен переход от реализма голландского периода, еще присутствующего в первых парижских картинах. Теперь очень тщательно изучается цвет и можно проследить, как готовится взрыв желто-синего цвета, который сыграет главенствующую роль в работах заключительного периода творчества.

Винсент Ваг Гог знаком нам всем по светлым и ярким картинам, полным цвета и жизни. Но, что если я скажу, что первые работы художника импрессиониста были тусклыми и мрачными? Верится с трудом, но это действительно так.

Более того, из-за недостатка художественного образования, у Ван Гога были проблемы с реалистичным изображением человеческой фигуры. Я не говорю уже о анатомической точности.

В тексте — обрезанные миниатюры картины. Чтобы посмотреть работы в полном размере — на них нужно кликнуть мышкой. Вот так прямо взять и смело, без колебаний кликнуть, глядя в лицо опасности.


«Домики». Ранняя картина Ван Гога. С трудом верится, что Звездную ночь и это — написал один и тот же человек.


«Ферма и кипы торфа» — еще одна серятина.

Каким же образом недоучке удалось завоевать человеческие сердца? На многих сайтах это преподносится так, будто Ван Гог сидел на печи 30 лет, а потом внезапно встал и стал богатырем начал писать гениальные картины.

Это миф, ребята. Ван Гог начал рисовать еще с раннего детства. В дальнейшем его интерес к живописи то иссякал, то набирал обороты, пока не достиг почти маниакальной стадии примерно к 27-28 годам. Он, конечно, не получил классического художественного образования, но учиться можно и по другому.

Автопортрет в соломенной шляпе

Автопортрет в соломенной шляпе. Потрясающая разница с ранними работами.

Конечно, немаловажную роль в известности Ван Гога сыграли сплетни и скандалы вокруг его непростой личности. Люди такое любят. Чтобы оторванное ухо. Чтобы сифилис и сумасшествие как у Лотрека и Врубеля. Чтобы драма да трагедия, как у той же Фриды Кало. Или фарс и эксцентричность, как у Сальвадора Дали.

Но основной секрет успеха этих художников и Ван Гога в частности — титанический труд, который они проделали. Ван был настоящим трудоголиком в живописи. Посмотрите на его некоторые ранние работы — там нет и следа будущей гениальности. Кривые лица и тусклый колорит. Да, да, я знаю, что многие искусствоведы закидают меня сушеным гуано. Но мне все равно. Поэтому, на всякий случай, скажу, что это моей личное и, несомненно, заангажированное мнение.

Домики с соломенными крышами у холма

«Домики с соломенными крышами у холма». Это уже картины «состоявшегося» Ван Гога.

Берег Уазе в Овере

Берег Уазе в Овере

Ван Гог работал как сумасшедший и наконец развил свой художественный язык, свой собственный стиль. Да, в его картинах нету объема и воздушной перспективы. Зато он добился поражающей точности передачи пресловутого впечатления, за которым гонялись и гоняются все импрессионисты. Глядя на «ветку цветущего миндаля в стакане» так и ощущаешь весеннюю свежесть нежных бутонов и мягкое тепло солнца, пробивающегося через окно.

Художественная манера Ван Гога отличается умением вычленить главное и отсечь второстепенное. Замечательное владение цветом и органичная стилизация, где-то даже с намеками на модерн — неотъемлемая часть работ художника.

Ветка цветущего миндаля в стакане и книга

Ветка цветущего миндаля в стакане и книга

Вспаханное поле с восходящим солнцем

Вспаханное поле с восходящим солнцем

Ван Гог утрировал оттенки цветов в своих картинах и получил контрастные, но приятные глазу сочетания. Полотна художника — словно гиперболизация того, что видит человеческий глаз. Именно поэтому Ван Гог так удачен как импрессионист. Хорошо, хорошо — постимпрессионист, не надо кидаться тапками. ИМХО — нет особой разницы, хотя дьявол кроется в деталях, но… это совсем другая история.

Как невролог, я, конечно, не могу пройти мимо состояния здоровья Винсента. Есть гипотеза, что ярким цветам на картинах Ван Гога мы обязаны обострению височной эпилепсии, которой скорее всего болел художник. Да, симптомы заболевания весьма похожи на те, что были у Ван Гога. Усиление восприятия цветов, психотические эпизоды (периоды «сумасшествия»), доходящее до фанатизма религиозное рвение, галлюцинации, болезненные изменения личности — все это имелось у Винсента.

Два срезанных подсолнуха 3 версия.

Не исключено наличие у художника и биполярного расстройства — болезни при которой чередуются приступы депрессии и чрезмерно приподнятого настроения (маниакальная стадия). Впрочем, колебания настроения могут быть частью симптомов височной эпилепсии — заболевания «хамелеона» в неврологии и психиатрии.

Конечно, болезнь (или болезни) повлияла на творчество художника, не могла не повлиять. Но глупо списывать талант Ван Гога только на недуг. Невозможно добиться такого умения владеть цветом без многолетней практики и врожденного таланта.

Самые знаменитые картины Ван Гога с названиями

Картины Ван Гога, Дорога с кипарисом и звездой

Дорога с кипарисом и звездой.

Картины Ван Гога, Ночная терасса кафе

Ночная терраса кафе.

Картины Ван Гога, звёздная ночь

Звёздная ночь.

Эта статья о картине Ван Гога. Чтобы узнать об элементе архитектурного дизайна, см . Соломенная крыша .

Коттеджи и дома с соломенными крышами
Картина маслом с соломенными коттеджами и домами. Небо ярко-синего цвета, дополняющего желтый цвет растительности на переднем плане. Посередине есть диагональная полоса зеленого цвета, которая подчеркивается одной красной крышей справа. Тени на домах окрашены в синий цвет. Атмосфера спокойная и безмятежная, дым из труб вьется вертикально вверх в тихий день.
ХудожникВинсент Ван Гог
Год1890 г.
СерединаМасло на холсте
Габаритные размеры60 см × 73 см (24,0 дюйма × 27,8 дюйма)
Место нахожденияГосударственный Эрмитаж , Санкт-Петербург (F750/JH1984)

Коттеджи и дома с соломенными крышами — картина Винсента Ван Гога , написанная маслом в мае 1890 года, когда он жил в Овер-сюр-Уаз , Франция. [1]

Ван Гог провел последние несколько месяцев своей жизни в Овер-сюр-Уаз , маленьком городке к северу от Парижа, после того как в мае 1890 года покинул приют в Сен-Реми .

Считается, что « Соломенные коттеджи и дома » - это исследование, о котором он упоминает в своем письме от 21 мая 1890 года своему брату Тео и жене Джо сразу после прибытия в Овер: «. когда я писал вам, я еще ничего не сделал. Теперь У меня есть этюд старых соломенных крыш с цветущим гороховым полем и пшеницей на переднем плане, холмистый фон. Этюд, который, я думаю, вам понравится». [2]

Халскер считает, что эта картина входит в группу примерно из 20 работ, написанных Винсентом сразу после его прибытия в Овер, 20 мая и до конца месяца: «. мы сразу же видим в этой картине яркие цвета, которые, вообще говоря, , характерны для периода Овера и несколько отличают их от картин, написанных в Сен-Реми, хотя, естественно, не может быть и речи о реальном разрыве с прошлым от одной недели к другой». [3]

Читайте также: