Дом с неровными окнами

Обновлено: 17.05.2024

Кривой дом в Марьиной Роще

Пользователи “ВКонтакте” обсуждают опубликованные в паблике “Типичная Москва” фотографии строящегося в рамках программы реновации жилого дома в Москве.

На представленных фотографиях запечатлена постройка, на которой явно заметно, что окна не выстраиваются в одну линию.

Авторы публикации заявили, что такой “кривой” дом сейчас строят на улице Шереметьевской.

“Уберите перфекционистов от экранов: новый дом по реновации на улице Шереметьевской в Марьиной роще. Окна такими и задумывались?” – отмечается в посте.

Кривой дом в Марьиной Роще

Кривой дом в Марьиной Роще

Подписчики бурно отреагировали на публикацию. Многие раскритиковали строителей и посочувствовали жителям, которым придется жить в этой постройке.

“И так сойдёт…” – пишет Павел Цырульников.

“Попали фасадчики)) намучаются они на этом объекте))”, – посмеивается Аюб Чечеков.

“Мне игру в Nokia напомнил этот дом,я там так же строила”, – вспоминает Марина Стёпкина.

“Кто из жителей будет переезжать в такой дом?! Пусть строители сами в нем живут!” – предложила Ольга Хаткевич.

“Да это же жесть.. Кааак так можно было косякнуть то… ” – возмущается Анастасия Плис.

“Зато застройщик может смело сказать, что в квартирах разная планировка”, – шутит Наталья Мартынова.

“Да они плитку ровнее кладут!” – подмечает Сергей Изюмов.

Напомним, что программа реновации стартовала в Москве в 2017 году и наделала много шума. Правительство Москвы позиционирует ее как снос ветхого малоэтажного жилого фонда, построенного в 1957-1968 годах с последующим расселением жителей в новые дома и строительством на освободившихся территориях новостроек. Программа рассчитана на 15 лет. В нее войдет около 5 тысяч домов.

После объявления программы реновации жители “хрущевок” буквально разделились на два лагеря – сторонников и противников реновации: одни требуют включить их дома в программу, другие, напротив, выступают против сноса и в “защиту частной собственности”.

Вена — это не только торт «Захер», знаменитый оперный театр и дворцовый комплекс Бельведер. Это еще и Хундертвассер — знаменитый архитекор, работы которого украшают не один город, а манифесты и теории вошли в историю архитектуры

Фото: Roman Betik/flickr.com

Архитектор и художник Фриденсрайх Хундертвассер родился в Вене в 1928 году, а к середине века работы экстравагантного австрийца уже были известны по всему миру. Противник прямых линий, любитель улиток и автор идеи о третьей коже: рассказываем, что построил Хундертвассер и какого архитектурного стиля он придерживался.

Эксперты в статье:

  • Николай Фанеев, главный архитектор проектов архитектурной студии IND architects
  • Сергей Никешкин, генеральный директор бюро «Крупный план»

Кто такой Фриденсрайх Хундертвассер

Фридрих Штовассер — таково настоящее имя архитектора — нарисовал свой первый рисунок, когда ему было пять лет. Фридрих посещал школу Монтессори, любил природу, собирал засушенные растения и цветные камешки.

Фото:Hannes Grobe/wikipedia.org

Денег в семье было немного, поэтому обучение в школе продлилось около года. Мать Фридриха была еврейкой и, спасая сына от нацистских преследований, заставила его перейти в католичество и определила в гитлерюгенд. Штовассер так и не получил базового художественного образования, хотя некоторое время учился в Венской академии изящных искусств. Большое влияние на него оказало творчество экспрессионистов Эдмона Шиле, Вальтера Кампманна, Густава Климта, Пауля Клее.

В конце 1940-х Штовассер решил поменять имя: обнаружив, что первая часть его фамилии в славянских языках означает числительное «сто», он перевел его на немецкий и стал Хундертвассером. Вторая часть «вассер» («вода» в переводе с немецкого) осталась неизменной. Художник и архитектор очень любил эту стихию и вдохновлялся ей. К имени Фриденсрайх он пришел последовательным путем: сначала изменил Фридриха на Фредерика, затем стал Фридерейхом и только к 1961 году появился окончательный вариант. В переводе с немецкого «Фриденсрайх» буквально означает «богатый миром».

Фото:Esther Westerveld/flickr.com

Архитектор много путешествовал и всегда выходил за рамки традиционных представлений о работе художника и архитектора. У него не было собственной студии, он сам изготавливал краски и работал с разными материалами, не любил прямые линии, но обожал спирали.

Хундертвассер впечатлял публику не только своими решениями, но и поведением, внешним видом. Он несколько раз зачитывал свои манифесты перед аудиторией обнаженным, всегда ходил в разных носках и сам придумывал себе одежду.

Фриденсрайх избегал причислять себя к каким-либо направлениям в искусстве, предпочитая разрабатывать собственные теории и быть собой. Среди его знаменитых работ — Дом Хундертвассера, Мусоросжигательный завод (Австрия), Лесная спираль (Германия), Зеленая цитадель (Германия), Дом Рональда Макдональда (Германия) и другие.

Философия Хундертвассера в архитектуре

В живописи и архитектуре Хундертвассер придерживался только своих оригинальных взглядов, не оглядываясь на работы других. Он стал автором множества теорий, которые шокировали общественность и вызывали вопросы у коллег. Фриденсрайх любил природу: он был категорически против бездумного строительства и призывал как можно меньше вредить окружающему миру. Отдельными лейтмотивами в его работах всегда были форма спирали, неприязнь к прямым линиям и убежденность в том, что дом для человека — это его отражение, поэтому он должен быть максимально индивидуальным.

Сказал нет прямым линиям

Хундертвассер был убежден, что в природе нет безупречных прямых линий и острых углов. Поэтому они противоречат естественности, натуральности и гармонии. Архитектор избегал их в своих работах, считал, что они вызывают у людей раздражение, калечат психику. В большинстве его произведений все линии плавные. Такая любовь к природе и естественным изгибам роднит Хундертвассера с испанским архитектором Антонио Гауди.

Фото:Jürgen Thome/flickr.com

Выступал против рационализма в архитектуре

В 1958 году архитектор выпустил манифест, в котором категорично высказался против рационализма, функциональности и других идей баухауса, конструктивизма, авангарда. Хундертвассер настаивал на том, что строгость и расчет в архитектуре неуместны, в них нет души и индивидуальности. Эпоха прямых линий, разумность строительства, по его мнению, должна уйти в прошлое — в том числе и в массовой застройке. Каждый человек — яркая индивидуальность, поэтому и дом, в котором он живет, и снаружи, и изнутри должен полностью отражать его личность. Хундертвассер считал, что строить может любой человек вне зависимости от наличия диплома. Эти заявления вызывали недоумение, насмешки и возмущение его коллег.

Отстаивал «права» окон

Архитектору также не нравились одинаковые стандартизированные окна в каждом доме. Он считал, что окна должны быть разных размеров, форм, материалов. Позже в своей архитектуре он идеально реализовал свою задумку. По мнению Хундертвассера, человек имеет право разрисовать оконное пространство ровно настолько, насколько может вытянуть руку из окна. Благодаря этому уже с улицы будет видно, что здесь живет яркая индивидуальность.

Фото:Norbert Nagel/wikipedia.org

Сделал деревья «квартиросъемщиками» и посадил «леса на крыше»

Хундертвассер выступал за включение деревьев и другой растительности в интерьер помещений. По мнению архитектора, их рост должен пр оисходить максимально естественно. Поэтому в его идеальных домах деревья растут внутри помещений и их ветви выглядывают из окна, на полу и стенах — мох и другая растительность, на крыше — трава. Наполняя архитектурные сооружения зеленью, мы отдаем дань природе и компенсируем свое вмешательство в окружающий мир, считал Хундертвассер. Его идеальный дом похож на нору хоббита, которая вписывается в природный ландшафт.

Фото:pixabay

Был убежден, что дома — это третья кожа человека

Фриденсрайх придерживался теории, что у человека есть несколько защитных слоев: первый — его кожа, второй — одежда, а третий — жилище. Все они должны регулярно обновляться и меняться. Если этого не происходит, то слой каменеет и умирает.

Считал, что спираль — символ жизни

Полностью отвергая прямые линии и углы, Фриденсрайх Хундертвассер предпочитал спираль. Он считал ее символом жизни и смерти, предполагал, что вся наша жизнь идет по спирали, бывает плохая и хорошая спираль. Первая раскручивается вправо, как нацистская свастика, а вторая — влево. Хундертвассер также был убежден, что идеальная крыша должна быть в форме спирали: если смотреть на нее сверху, то она становится частью природного ландшафта и не нарушает его.

5 знаменитых зданий Хундертвассера

Произведения Хундертвассера узнаваемы, но совершенно непохожи друг на друга. Они сразу выделяются в архитектурном облике любого города и притягивают взгляд.

1. Дом Хундертвассера, Вена

Одной из первых архитектурных работ Хундертвассера стал жилой дом в Вене. В 1977 году мэр города предоставил возможность художнику воплотить в жизнь его идеи. Поскольку у Фриденсрайха не было большого опыта работы, в помощь ему предложили взять архитектора Йозефа Кравину. Они не сошлись во взглядах, но в итоге строительство все же завершилось. Правда, только в 1985 году.

Фото:pxhere

В Вене появился яркий цветной дом с хаотично расположенными окнами разного размера, где деревья растут в квартирах, а крыша покрыта травой и кустарниками. В нем нет прямых углов и линий, коридоры и лестницы неровные и имеют уклон, напоминая лесные тропинки. Гонорар за проект архитектор не взял: лучшей наградой за работу, по его мнению, было то, что на этом месте не построили ничего уродливого.

2. Башня Кухльбауэра, Нижняя Бавария

Башня Кухльбауэр спроектирована Хундертвассером, но начала строительства он так и не дождался. Она находится на территории пивоварни Kuchlbauer в Абенсберге и принадлежит собственнику завода Леонхарду Селекту, который и сделал знаменитому архитектору такой заказ.

Фото:Helmlechner/wikipedia.org

Несмотря на то что Фриденсрайх умер еще до начала стройки, сегодня по этому проекту сразу понятно, кто его автор. Красочную башню высотой 34,19 м украшают необычные окна, выделяющиеся пристройки и золотой купол — один из любимых символов архитектора.

Фото:Helmlechner/wikipedia.org

Каждая из комнат причудливой формы посвящена ключевому ингредиенту пива и процессу пивоварения. Помещения заполнены витражами и яркими художественными экспозициями, которые связаны с ингредиентом.

3. Вальдспираль, Дармштадт

Строительная ассоциация Дармштадта поручила Хундертвассеру спроектировать жилой комплекс из 105 квартир в районе Бюргерпарк. В нем также есть гараж, киоск и кафе на крыше. Архитектор хотел спланировать его так, чтобы комплекс возвышался на участке в виде лесистой спирали. Высота девятиэтажного дома 41 м , его крыша покрыта зеленым массивом.

Фото:Alexandre Prevot/flickr.com

Фасады Хундертвассер спроектировал как аллегорию слоев земли, которые откладывались на протяжении миллионов лет. Каждое из более чем 1 тыс. окон Вальдспирали уникально по своему дизайну, а двери и окна украшают разные по стилю ручки. Некоторые апартаменты оформлены в стиле Хундертвассера и отделаны красочной плиткой в ванной и на кухне, что характерно для его работ.

Сергей Никешкин:

— Здание начали строить в 1998 году, а закончили через два года, уже после смерти Хундертвассера. В доме 105 квартир. На верхних этажах расположены рестораны, кафе и бар. Во внутреннем дворе есть игровая площадка и небольшой искусственный пруд. Здание U-образной формы — воплощение авторской идеи об идеальной форме, в своих работах архитектор часто использовал спираль, называя ее символом развития. Уникальности фасаду придают разноразмерные окна, которые не придерживаются единой линии, а как бы танцуют. Покатая крыша засажена травой, деревьями и кустарниками. У здания нет прямых углов. Также использованы типичные для работ архитектора позолоченные купола.

4. Дом Хундертвассера, Плохинген

С 1985 по 1990 год архитекторы Хайнц М. Шпрингманн и Зигфрид Кальтенбах планировали строительство жилья на Маркштрассе Зюд в Плохингене. Их решением для района, расположенного на транспортной развязке, был комплекс с внутренним двором и магазинами. По просьбе мэра и спонсора строительства Хундертвассера пригласили спроектировать внутренний двор.

Фото:Fred Romero/flickr/Pjt56/wikipedia.org/

Архитектор согласился при условии, что он оформит весь внутренний двор, включая фасады, как единое целое. Хундертвассер превратил прямолинейный фасад в органичный, изменив форму и расположение окон и устранив систему решеток, которая была там раньше. С помощью башни, которую он добавил к комплексу, дом стал выделяться на фоне других. Кроме того, Хундертвассер спроектировал еще два входа и ворота. В городе появилась новая достопримечательность, которую можно увидеть с автострады и из окон проходящих мимо поездов.

5. Мусоросжигательный завод Шпиттелау, Вена

Здание впервые было построено в конце 1960-х годов, но нуждалось в капитальном ремонте после пожара в 1987 году. Это оказалось подходящим моментом, чтобы сделать из мусоросжигательного завода произведение искусства.

Фото:Bwag/wikipedia.org

Хундертвассер сначала не хотел браться за эту работу, но затем все-таки согласился — при условии, что завод будет причинять минимум вреда экологии.

Фото:pixabay

Цветная плитка, плавные, волнообразные линии, живые растения, интегрированные в дизайн, дымоход, увенчанный золотым шаром, — стиль, формы и цвета здания повторяют типичный почерк Хундертвассера.

Сергей Никешкин:

— Завод был построен в 1971 году. Помимо утилизации мусора, он питает энергией центр Вены. В 1987 году здание завода сильно пострадало во время пожара, в результате его решили реконструировать. Проект поручили Хундертвассеру. Условиями его работы было оснащение завода современным оборудованием, чтобы снизить до минимума вред от мусоросжигания, и введение в городе раздельного сбора мусора. Архитектура легко узнаваема — асимметричные окна, яркий разноцветный фасад, золотые шары на трубах, откуда выходит отфильтрованный воздух. В самом большом куполе на трубе расположены датчики мониторинга выбросов.

Николай Фанеев, главный архитектор проектов архитектурной студии IND architects :

— У Хундертвассера было уникальное восприятие мира и собственный стиль, лишенный стереотипов в области методологии, образов, мастерства и прочего. Его метод заключался в том, чтобы все пропустить через себя. На этот подход во многом повлияла его непростая судьба: будучи евреем, он находился в нацистской Германии и был вынужден делать все, чтобы не вызывать к себе подозрений. Это отразилось на его личности, и, вероятно, сложная судьба стала началом и его сложного стиля — смеси абстракционизма и модернизма. Его художественный язык хорошо виден как в живописи, так и в архитектуре, и, что немаловажно, в обоих этих направлениях прослеживается единство его подхода.

Хундертвассер не имел специализированного архитектурного образования, однако это не помешало ему обрести интересный взгляд на мир: он считал, что прямой линии не существует в природе и что это явление не естественно. Он противопоставлял себя школе Баухауса и функционализму, который активно применялся до Второй мировой войны и после, он не разделял утилитарный подход к архитектуре, где все параллельно и перпендикулярно.

Он начал выражать себя через живопись: в ней можно найти дома, которые похожи, скорее, на что-то живое, нежели на ультимативные постройки. Этот подход проявился позже и в архитектуре, в которой ярко прослеживается разнообразие формы и текстуры, полное отсутствие прямой линии. Также его особенностью было то, что он призывал всех создавать материалы для творчества — предлагал художникам самим делать краски для работы, а не использовать фабричные. Это тоже олицетворение его подхода — он не работал с заводскими красками, как не хотел использовать и готовые образы. Он создавал мир вокруг, который видел по-своему.

Высадка деревьев, активное озеленение города, по мнению Хундертвассера, могли нивелировать тот вред, который человечество приносит природе. Экология занимала очень важное место в его работе. По его мнению, здоровое общество, в отличие от современного, должно интересоваться природой и ставить ее на первое место. Ему не нравился урбанизм, и он считал, что город должен представлять из себя синтез природы и архитектуры.

Хундертвассер схож с Гауди свободой форм и отсылкой к природным мотивам, но, на мой взгляд, они говорили все же на разных языках. Гауди был больше архитектором, в то время как Хундертвассер в первую очередь был живописцем, который стал создавать тот материальный мир, который когда-то писал.

Его проект — смелые, яркие и узнаваемые архитектурные высказывания. Они делают мир многогранным. Художник смело работал со светом, и его архитектура вдохновляет на большую свободу самовыражения, поскольку каждый дом — манифест его взглядов, которые он не боялся транслировать.

RSS-трансляция
Читать в FaceBook
Читать в Twitter
Читать в ВКонтакте
Читать в Google+
Читать в LiveJournal

По задумке архитектора главная достопримечательность столицы Австрии Дом Хундертвассера-Кравины максимально приближено к естественной среде обитания людей. Внешне здание напоминает гряду разновеликих холмов. На крыше этого дома насыпан слой почвы, растёт трава и кустарники. Каждое окно в здании отличается собственной неповторимой формой, а после капитального привычную фасадную штукатурку заменили вентилируемые фасады.

Стоит отметить, что вентилируемые фасады, несмотря на свою серьёзную цену, имеют ряд существенных преимуществ: вентфасады крайне стойки к агрессивному влиянию окружающей среды, их отличает многообразие цветовой гаммы, фактур и форм, они изготавливаются из эко-материалов, чего не скажешь о штукатурках. К тому же вентилируемые фасады соответствуют принципам безопасности, рациональности, практичности и экономичности.

Такая неординарная оболочка скрывает 52 квартиры, 4 офиса, 19 террас и 250 кустарников и деревьев. Растительность высажена практически во всех комнатах, а её рост практически никем и ничем не ограничивается. Полы в этом здании напоминают тропинки в горах – они такие же извилистые и неровные.

Уже когда строительство здания было завершено, архитектор Хундертвассер от гонорара за выполненную работу отказался. Он посчитал, что такая необычная конструкция вместо серого и унылого панельного здания для него лучшая награда. Правда, смельчаков, которые решат приобрести квартиру в этом доме нужно ещё поискать: до ужаса неровный пол и толпы туристов ежегодно под окнами сведут с ума кого угодно.


Даже те, кто никогда не был в этом прекрасном городе на Неве, наверняка слышали о небольших внутренних дворах, окруженных жилыми сооружениями. Дворы-колодцы не отличаются функциональностью, как правило, там даже баки для мусора не ставятся. Но не это самое интересное. В таких двориках существуют закутки по углам. Их размеры приблизительно метр на метр. Зачем их делали, когда строили здания?

Дворы-колодцы, которые можно встретить в огромном количестве в Питере, не отличаются особой функциональностью / Фото: photosight.ru

И если с самими двориками все более или менее понятно, то для чего создавались эти закутки-уголки, многим неясно.

Существуют различные версии появления таких закутков-уголков / Фото: twitter.com

Даже у местных жителей есть несколько версий на этот счет. Одни утверждают, что в этих местах сооружались маленькие комнатки-каморки для прислуги. Другие говорят о том, что такое архитектурное решение необходимо, чтобы не задували ветра.

Возможно, во времена печного отопления жильцы таких домов хранили в этих закутках дрова / Фото: boltai.com

Есть и еще одна версия, которая заключается в том, что здесь хранились дрова во времена печного отопления. Жильцы набирали нужное им количество дров и несли в квартиры. Для того, чтобы доставить их на верхний этаж, устанавливались специальные лебедки, которые успешно справлялись с поставленной перед ними задачей. Чаще встречались эти уголки в доходных домах. Но и эта версия вызывает сомнения, так как с климатом этого города хранить дрова под открытым небом, как минимум, неразумно. Если бы они не намокли под дождем, то просто отсырели бы и были не пригодны для топки.

Скорее всего проемы делали для лучшей освещенности в отдельных помещениях / Фото: ndotlphotos.wordpress.com

Еще одно объяснение, пожалуй, самое правдоподобное, заключается в том, что такие проемы с окном делались для того, чтобы в отдельные помещения попадало больше света и их можно было проветрить. Чаще всего с этой стороны находились кухня или коридор.

ЗАЧЕМ ЯПОНИЯ СКУПАЛА У СССР БИТОЕ СТЕКЛО - узнаете из нашего видео:

В продолжение темы смотрите интересную подборку фотографий, отображающих прелести наших дворов, которые не увидеть больше нигде.


Быт жителей кавказского региона существенно отличается от того, что мы привыкли наблюдать в средней полосе России. Более того, в каждой кавказской республике есть собственные традиции, многие из которых соблюдаются и сегодня. Одна из них – особенность строительства жилого дома в Кабардино-Балкарии, а именно отсутствие выходящих на улицу окон.

1. Почему окна в домах смотрят во двор, а не на улицу

В кабардино-балкарских поселках действительно подавляющая часть домов окнами на улицу не смотрит / Фото: tridnyadozhdya.livejournal.com

В кабардино-балкарских поселках действительно подавляющая часть домов окнами на улицу не смотрит. Конечно же, они есть, вот только выводят их во двор. Кстати, ничего подобного больше нигде нет, даже в республиках, расположенных по соседству с КБР. В магазинах и других подобных заведениях все как обычно, но не в случае с частными домами.

Когда в кавказском регионе войны были обычным явлением, население строило дома таким образом, чтобы их было проще оборонять / Фото: maxrealt.ru

Фраза «мой дом – моя крепость» в КБР людьми воспринимается буквально. Когда в кавказском регионе войны были обычным явлением, население строило дома таким образом, чтобы их было проще оборонять, а враг не смог лишний раз получить доступ для проникновения внутрь. В период военного времени, действительно, в таком подходе к строительству был смысл и логика.

2. Зачем продолжают строить дома, как и раньше

В Кабардино-Балкарии издавна считают, что все, что происходит в доме, в нем должно и оставаться / Фото: nazaccent.ru

В наше время такой подход к возведению дома является традицией. Здесь издавна считают, что все, что происходит в доме, в нем должно и оставаться. Если окна лишь во дворе, то никто из посторонних в них не заглянет.

По той же причине здесь востребованы глухие заборы из камня и красивые, внушительных размеров ворота / Фото: ruzem.com

По той же причине здесь востребованы глухие заборы из камня и красивые, внушительных размеров ворота. Последние вообще считаются визитной карточкой дома. В связи с этим, каждый старается установить что-то особенное, например, с элементами ковки. Более того, чтобы ворота всегда оставались чистыми, их регулярно моют водой из шланга.

Почему между Европой и Африкой не построят мост, хотя расстояние между ними всего 14 км, смотрите в видео:

Читайте также: