Дом окно на площади гагарина

Обновлено: 04.05.2024

Почему монумент расположили именно здесь? Неужели первоначальный проект разработал архитектор А.Н. Душкин, а его коллеги взяли этот вариант за основу, лишь немного переработав? С какими сложностями столкнулись во время сооружения памятника? А также - почему скульптура на постаменте нравится не всем? И правда ли, что каждую полночь Гагарин поднимает руки вверх? Об этом и не только расскажу сегодня.

Сами в состоянии

Памятник Юрию Гагарину на одноимённой площади, 1980-1981. Фото с pastvu.com. Источник: "Москва". В. Ф. Промыслов. Издательство "Прогресс", 1984.

Памятник Юрию Гагарину на одноимённой площади, 1980-1981. Фото с pastvu.com. Источник: "Москва". В. Ф. Промыслов. Издательство "Прогресс", 1984.

Сразу решили, что конструкцию сделают из титана. Во-первых, материал прочный. Во-вторых, он использовался при строительстве ракет. То есть прослеживается связь с космосом. Есть версия, что некоторые чиновники предлагали создать монумент на деньги от международных пожертвований. Так как Гагарин, по их мнению, не просто космонавт, а сын Земли. Но советские власти в инициативе отказали, уточнив, что СССР страна не бедная, а значит и деньги на строительство найдутся.

Авторами монумента стали Павел Бондаренко, Яков Белопольский и Фёдор Гажевский. Хотя некоторые исследователи утверждают, что на самом деле проект ещё в 1973 разработал архитектор Алексей Душкин. Просто он покинул группу, когда узнал, что главным в ней назначат не его. Основываются эти заявления на визуальном сходстве некоторых деталей с предыдущими работами Душкина. Как бы там ни было, Алексей Николаевич уже не смог бы поучаствовать в строительстве как таковом. Архитектор умер в 1977 году.

В интернете можно даже найти изображение эскиза монумента, который придумал Алексей Душкин. Видимо, постамент должен был вызывать ассоциации с космической ракетой. Мне кажется, что больше похоже на айсберг.

В интернете можно даже найти изображение эскиза монумента, который придумал Алексей Душкин. Видимо, постамент должен был вызывать ассоциации с космической ракетой. Мне кажется, что больше похоже на айсберг.

Титанические усилия

Разместить будущий монумент решили на площади Гагарина. Она получила название в 1968 году после трагической гибели космонавта. До этого площадь именовалась Калужской Заставой. К тому же, именно по Ленинскому проспекту 14 апреля 1961 года Гагарин торжественно направлялся в Кремль из аэропорта "Внуково", чтобы предоставить доклад о своём космическом полёте. Также архитекторы планировали установить памятник таким образом, чтобы его можно было видеть даже от МКАДа. Однако задумка не удалась - монумент с этой точки не заметен.

Самым трудоёмким стал процесс изготовления конструкции. Ведь это был первый в мире настолько габаритный памятник из титана. Кроме того, чиновники выделили на работы мало времени - около года. Поэтому специалистам Балашихинского литейно-механического завода, на котором делали составные части конструкции, пришлось нелегко.

Больше всего проблем возникло с лицом Гагарина. Оно было очень тяжёлым, по сравнению с остальными частями головы. Даже форма, в которую сперва залили титан и поставили в печь, не выдержала такой нагрузки (она, честно говоря, и не было на неё рассчитана) и лопнула. Пришлось проявлять изобретательность, чтобы достичь результата. Всего же в скульптуре Юрия Гагарина было 238 литых сегментов.

"Любимец" туристов и городские легенды

В итоге получилась масштабная конструкция. Монумент высотой 42,5 метра и весом в 12 тонн. Внизу, у основания постамента, разместили копию спускаемого аппарата космического корабля "Восток", в котором Гагарин вернулся на Землю, с памятной надписью. Второй частью монумента является сам постамент ребристой формы. Он символизирует старт космической ракеты. Завершает композицию скульптура Юрия Гагарина, устремлённая ввысь.

Многолетняя история реконструкции площади Гагарина, как и формирование Ленинского проспекта, и освоение значительных территорий юго-запада Москвы, связана с историей строительства комплекса зданий Президиума и научных зон Академии наук. В 1936 году Академия наук СССР переехала из Ленинграда в Москву. Кто бы мог предсказать, какие градостроительные преобразования вызовет это в столице! Тогда ученым были переданы здания и сооружения в районе Калужского шоссе, а Президиум АН расположился в Нескучном дворце. Но вопрос создания единого крупного научно-организационного центра со значительным научным и техническим потенциалом, отвечающего роли и значению Академии наук вкультурной и общественно-политической жизни страны, оставался открытым.

Перед войной был проведен архитектурный конкурс на эскиз-идею комплекса Академии наук СССР. Для застройки предлагался участок за Калужской заставой. В конкурсе приняли участие лучшие советские архитекторы - Фомин, Щусев, Фридман, Троцкий, проектная мастерская ГИПРОГора. Лучшим признали проект, выполненный под руководством академика архитектуры А.В.Щусева. В 1938 году по личному предложению И.В.Сталина было принято решение возводить главное здание Академии наук СССР на новом участке, в непосредственной близости от центра города - на набережной Москвы-реки у Крымского моста, а в районе Калужского шоссе развивать академические институты и их подразделения. На Крымской набережной были проведены большие подготовительные работы, сделан мощный фундамент, но дальнейшее строительство прервала война.

Строительство главного здания Академии здесь кончилось тем же, что и строительство Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя. В обоих случаях дело дошло только до фундаментов. Вместо Дворца Советов появился бассейн, а на фундаменте главного здания Академии наук в конце концов был построен Центральный Дом художника.

После войны юго-западный район получил мощный импульс развития в связи с формированием научной зоны Академии наук на Ленинском проспекте. Здесь располагались институты физического, химического, биологического профиля. Между тем Академия по-прежнему нуждалась в новом представительском здании, которое отвечало бы ее статусу. Этот вопрос ставился в повестку дня неоднократно. Сохранились проектные разработки корифеев отечественной архитектуры - А.Щусева и И.Жолтовского, предлагавших разместить главное здание в пределах площади Калужской заставы (сейчас площадь Гагарина). Чутье мастеров подсказывало, что эта площадь имеет крупные градостроительные перспективы и станет одним из мощных планировочных узлов города.

В 1966-1997 годах, рассматривая варианты размещения главного здания, президент АН академик М.В.Келдыш и главный ученый секретарь академик Н.М.Сисакян приняли предложение Ю.П.Платонова, тогда главного архитектора ГИПРОНИИ АН ("Академпроекта"), считать участок на высоком берегу Москвы-реки вблизи площади Гагарина - основным. Конкурс проектов был объявлен в 1968 году. Работа предстояла ответственнейшая. Ведь Академия наук - это огромный комплекс, объединяющий сотни научных центров по всей стране. В нашем сознании она ассоциируется с именами Петра I, Екатерины Великой, Ломоносова, Менделеева, Лобачевского. Академия наук - один из краеугольных камней российской культуры и государственности. Поэтому объявленный конкурс был всесоюзным и стал одним из крупнейших в истории советской архитектуры.

Участники конкурса получили комплексное задание: не только разработать архитектурно-композиционное решение здания, но и предложить прогноз развития данного градостроительного узла и прилегающих территорий. В состав жюри вошли крупнейшие отечественные архитекторы, представители Академии наук и государственных учреждений. Решение жюри было для нашего коллектива триумфальным - первую, вторую и три поощрительных премии получили архитекторы мастерских ГИПРОНИИ АН. На конкурсе в полной мере проявились качества, свойственные школе "Академпроекта": прекрасное знание отечественной архитектуры, сочетание традиций и новаторства, умение мыслить широкими архитектурно-градостроительными категориями.

Во всех проектах предусматривалось частичное перекрытие русла окружной железной дороги, проходящей через площадь Гагарина, чтобы воссоздать связи пространств Нескучного сада и Воробьевых гор. Но, к сожалению, в силу экономических причин это так и не было реализовано.

В середине 80-х годов здание Президиума АН встало на берегу Москвы-реки в ряду парадной застройки Фрунзенской набережной, придав совершенно новое архитектурно-художественное звучание предлужниковской излучине реки. По отзывам коллег-архитекторов, зарубежных и отечественных, а главное - москвичей, трудно представить теперь панораму здешних высоких берегов без золотого блеска завершений-корон этих белокаменных корпусов. Однако при взгляде со стороны Ленинского проспекта было очевидно, что появление на периферии площади Гагарина такого масштабного сооружения требует переосмысления всей прилегающей застройки.

Впрочем, идея реконструкции площади Гагарина была изначально заложена в проектных предложениях авторского коллектива Президиума АН. В течение двух десятилетий мы разработали несколько вариантов застройки площади. Особый импульс эта работа получила в конце 80-х годов, когда возникла мысль о строительстве здесь, естественно, с включением и комплекса Президиума АН, - Центра науки, информатики и новых технологий. Во всех крупнейших столицах есть такие международные центры. Они быстро расширяются, подчас занимая целые кварталы. Именно так произошло в Токио, Лондоне. Стало ясно, что Центр - ключ ко всему проекту реконструкции площади Гагарина, в котором до этого не было единого стержня.

К тому времени в Париже в районе Дефанс создание такого Центра уже началось. Он должен был вобрать в себя достоинства всех аналогичных комплексов, существующих в других столицах мира. При поддержке Правительства Москвы наши архитекторы связались с авторами парижского проекта. В Москве была устроена выставка макетов, во время которой российская и французская стороны предложили совместные версии архитектурного решения темы. В качестве консультантов выступали выдающиеся архитекторы Франции: Жорж Кандилис - один из крупнейших зодчих современности - и знаменитый автор градостроительной идеи района Дефанс и парижского Центра науки, информатики и новых технологий архитектор Бернар Зерфюст. Возникшие в результате сотрудничества проекты были выставлены в Союзе архитекторов на общественное обсуждение. Так начала оформляться окончательная концепция реконструкции площади Гагарина. Важно, что в ней нашла место значительная социальная составляющая: реконструкция в границах проекта всего жилого фонда, снос "пятиэтажек", переселение людей.

К середине 90-х годов сформировалась градостроительная программа "Комплексная реконструкция площади Гагарина и прилегающих территорий". Правительство Москвы выделило территорию общей площадью около 50 га. Было создано совместное российско-французское акционерное общество. Но французы, не поняв "чудес" нашей действительности, ретировались. Пришлось налаживать сотрудничество с новыми российскими и германскими партнерами. Однако до настоящего времени дело продвигалось исключительно на голом энтузиазме. Причина банальна - отсутствие инвестиций.

Все эти годы создатель проекта "ТПО-5 - Архитектурное бюро "Платонов" сотрудничало с институтом Генерального плана Москвы и с Москомархитектурой. Ведь площадь Гагарина - это бывшая Калужская застава и входит в зону Камер-Коллежского вала, на котором в новом Генплане намечено создание крупных разгружающих историческое ядро города многофункциональных центров.

В наши дни работа над проектом получила второе дыхание, и дальнейшая судьба его оказалась тесно связанной со строительством Третьего транспортного кольца, начавшимся по решению Правительства Москвы после завершения реконструкции МКАД. В решении Московского Правительства указывалось, что на пересечениях с радиальными направлениями первоочередного участка Третьего кольца (площадь Гагарина - Сити) должны быть изменены трассы основных магистралей. В частности, это касается отрезка в районе площади Гагарина, где трассы Малой кольцевой железной дороги и Третьего автомобильного кольца совпадают. На главных пересадочных узлах - площадь Гагарина, Лужники, Сити, на новых, отчуждаемых от железной дороги и реабилитируемых территориях, предусмотрено строительство общественно-деловых центров.

Согласно проекту реконструкции Андреевский мост, связывающий между собой Лужники и площадь Гагарина, будет перенесен*. Железная дорога, проходящая по дну Андреевского оврага, и восьмиполосный хайвэй Третьего кольца уйдут в тоннели. На площади Гагарина автомобильная трасса и железная дорога пересекаются с радиальной веткой метро, а значит, здесь образуется крупнейший транспортный узел с пересадочной станцией. Но жителям окрестных домов беспокоиться нечего: и железная дорога, и автомагистраль перекроются сверху платформой. То есть мы получаем новый уровень земли - ни много ни мало 15 га. Здесь встанут новые общественные здания, будут устроены скверы, образуется естественная связь между территориями Президиума Академии наук и Нескучного сада. Ведь сегодня площадь Гагарина - экологически и эстетически враждебный людям гигантский перекресток магистральных автотрасс.

Железная дорога и новый восьмиполосный мост с низкого лужниковского берега вместе входят в высокий берег под площадь Гагарина. В точке пересечения этих трасс с метрополитеном (станция "Ленинский проспект"), как уже сказано, образуется пересадочный узел. Над ним планируется построить современный торговый центр, центр досуга и развлечений с катком и кинотеатрами, деловой центр, общедоступную трехзвездочную гостиницу "Метро". По периметру площади, вдоль существующих девятиэтажных домов располагаются традиционные для России двух- и трехэтажные торговые ряды. Вероятнее всего, в основном это будут книжные магазины и художественные салоны, ведь рядом - здание Академии наук и перед Домом ткани на Ленинском проспекте - Международный Российский Центр науки, информатики и новых технологий: дом-символ, дом-окно в третье тысячелетие.

Москве и москвичам предлагается эпохальный проект. Архитектоническая концепция Дома одновременно проста и фантастична: это образ современности и образ будущего. Здание, парящее над землей, состоит из двух связанных в единое целое параллельных мембран (160х160 м), которые образуют гигантский, диаметром около 100 м, круглый проем, открытый во Вселенную. Между мембранами фасадов, держащих Окно, сжаты диски 40 этажей, поднятые на 20 метров над стилобатом. Стилобат представляет собой платформу, занятую культурно-развлекательными и торговыми пространствами и площадью-форумом над Ленинским проспектом, где могут проводиться массовые мероприятия любого масштаба.

Каркас сооружения композиционно объединяет стеклянные призматические и цилиндрические элементы и несет выходящие на зеркальные плоскости фасадов информационные табло, цветные экраны и кольца лифтов обозрения. Двадцать скоростных лифтов связывают уровни здания и 45-50 метров пролетают в пространстве кольца - Окна. Динамические элементы, включенные в величавую статику, позволяют по-новому увидеть и пережить панорамы Москвы и Подмосковья.

 Реконструкция площади Гагарина

Общий вид со стороны центра.

Замечательную мысль высказал Ю.М.Лужков. Он предложил использовать Окно как своего рода сцену для феерических постановок, которые можно будет наблюдать почти во всех концах города: в дни общероссийских национальных праздников в проеме Окна вывешиваются гигантские полотнища стягов, проецируются с помощью лазерной техники изображения национальных святынь. Все это - свет, цвет, фантастические картины - превратит Дом-окно в дворец воздушных феерий.

Этот замысел - реконструкция площади Гагарина - вынашивался давно. В свое время упрощенный вариант замысла лег в основу проекта для конкурса Тэд-Дефанс в Париже. Проект вызвал большой интерес и после конкурса объехал с персональной выставкой автора ряд стран.

Мы считаем самым важным - улучшить условия проживающих здесь людей и не повредить границы Нескучного сада и территории Академии наук, потому что весь этот комплекс - уникальный ландшафтный, архитектурный и исторический памятник.

В проекте предусмотрен специальный раздел экологической защиты жителей. Прежде всего, будут изменены функции железной дороги - она станет пассажирской. Уже разрабатываются новые виды подвижного состава. Далее, на мостах и на подходах автомобильных и железнодорожных трасс к берегу Москвы-реки, до входа их под землю запроектированы шумоизолирующие конструкции. Предусмотрены системы очистки воздуха от выхлопных газов. Транспортные развороты в тех местах, где они близко подходят к поверхности, перекроются стеклянными шедами. Вообще подобные экологические решения являются обязательным условием для всех проектов, связанных с Третьим кольцом, как того требует новый Генеральный план развития Москвы.

Красивое и смелое предложение академика архитектуры Ю.П.Платонова намечает перенести Андреевский мост ниже по течению реки, в промежуток между 1-й Фрунзенской улицей и набережной ЦПКиО в районе Нескучного сада, и сделать пешеходным. Русло здесь шире, поэтому мост будет поставлен опорами в воду, удлинен переходами через Фрунзенскую и Пушкинскую набережные, перекрыт стеклянной галереей. В настоящее время мост практически подготовлен к транспортировке, которая сама по себе явится уникальным инженерным предприятием. Москва получит пешеходную эспланаду длиной около 1200 м между Комсомольским и Ленинским проспектами. -

«Дом -окно в Третье тысячелетие» задумывался еще в начале 1980-х. Тысячелетие давно началось, а «окно» в него для москвичей так и не открылось. Зато идея российского архитектора была реализована в ходе строительства парижского делового квартала Ла Дефанс. Теперь отцы города хотят наверстать упущенное. «Дом-окно» к 2015 году должен стать центральной темой нового архитектурного ансамбля площади Гагарина.

Согласно проекту, уникальное здание, в котором разместится Центр информатики и новых технологий, будет состоять из двух параллельных стен-мембран высотой 160 метров, в которых образован круглый проем диаметром 100 метров. Его зеркальные фасады планируется использовать в качестве информтабло и цветных экранов. Разные уровни здания будут связаны между собой 20 скоростными лифтами, двигающимися через пространство кольца. Поспорить с новой доминантой площади («Дом-окно» в три раза выше монумента Гагарину) сможет разве что деловой центр, строительство которого запланировано в районе пересечения Ленинского проспекта и третьего кольца.

Рядом с офисным комплексом будут построены объекты с торговой, гостиничной и развлекательной функциями: отель "Метро" площадью 29,3 тыс. кв. м, торговый пассаж "Третье кольцо" (18,9 тыс. кв. м), торговая галерея "Мелочи" (11,4 тыс. кв. м), многофункциональный выставочно-общественный центр (около 8 тыс. кв. м), двенадцатизальный мультиплекс (7,2 тыс. кв. м). Их будут обслуживать парковки общей вместимостью 1433 машиномест.

Второй этап реконструкции предусматривает строительство торговой галереи "Ряды", торгово-развлекательного комплекса "Верхний сквер", а также яхт-клуба и детского выставочного центра. Все эти объекты будут возводиться на территориях, прилегающих к площади Гагарина. Пятно застройки составит 20 га и частично захватит акваторию Москва-реки, уточняют в Москомархитектуре.

Эксперты предсказывают, что проблем с поиском инвесторов у горадминистрации не будет: поучаствовать в реализации престижного мегапроекта захотят многие. Основные риски, как всегда в Москве, связаны с транспортной загруженностью проспекта. Кроме того, прежде чем объявлять инвестиционный конкурс, проектировщикам необходимо разработать единый архитектурный облик будущей застройки, чтобы торговые и офисные объекты не диссонировали с «Домом-окном» и уже существующими на площади Гагарина сталинскими зданиями. Кстати, жителям последних можно только посочувствовать. Ближайшие 7-10 лет им придется жить в условиях непрекращающейся стройки.



Не в первый раз убеждаюсь: большое видится на расстоянье, и очень трудно рассказать про улицу, с которой связана почти вся жизнь, на которую равнодушно смотришь из окна маршрутки, не задумываясь о ее более, чем двухвековой истории. Но я все-таки попробую рассказать про "старую" часть Ленинского проспекта, двигаясь от окраины к центру и от середины века двадцатого вглубь времен.

Площадь Гагарина - парадные юго-западные ворота города. Памятник Гагарину с этой точки не виден, он остался справа. Полукруг площади образуют два помпезных здания, правое было завершено в 1940 году, а левое - в 1950-м. Второй строился силами заключенных, в частности, здесь работал А.И.Солженицын, эта стройка фигурирует и в мемуарах, и в его романе "В круге первом". Дома помпезные, элитные, здесь были хорошие отдельные квартиры, хотя почти вся страна еще жила в бараках и коммуналках.



Основную часть Ленинского проспекта от площади Гагарина к центру занимают жилые дома, которые с первого взгляда кажутся одинаковыми, а со второго - гораздо более интересными. Комплекс по четной стороне был построен в 1939-40-х годах для "номенклатурных" жильцов - высших чинов госбезопасности, обороны, а также президиума Академии Наук, переехавшей незадолго до этого в находящийся поблизости Александринский дворец
Здесь нет таких "архитектурных излишеств", как в домах на площади Гагарина, но детали отделки одинковой формы "коробок" достаточно интересны





Номенклатурные жильцы здесь были разные, мемориальных досок немало, вот одна из самых интересных.


Дома стоят вдоль Нескучного сада; вот так оформлен один из проходов к нему


Вот одно из любопытных зданий чуть более раннего времени: дом 19, Энергетический институт имени Г.М.Кржижановского. Дата постройки - 1934. Конструктивизм??


А комплекс домов под номером 27 относится к началу XX века. С 1903 года В 1903 году здесь были больница для тяжелых и неизлечимых больных и богадельня с двумя домовыми храмами. Здания построены в новорусском стиле с использованием мотивов псково-новгородской архитектуры архитектор С.Соловьев). Сейчас здесь находится клиническая больница святителя Алексия под покровительство Московского Патриархата (им же и финансируется), а также два больничных храма.


Несколько ближе к центру находится еще одно больничное здание примерно той же эпохи - Бывшая Городская больница имени М. И. Любимова - лечебница кожных и венерических заболеваний; сейчас в этом прекрасном здании находится кожно-венерологический диспансер





Чтобы немного "разбавить" больничную тему, покажу боковой вход в Парк Горького


И наконец два фото, относящиеся к самой большой больнице, которая сейчас носит номер один, а старожилы-москвичи все еще зовут ее "Первой градской".


Главное здание бывшей Голицынской больницы, 1796—1801, архитектор М.Ф.Казаков

На этом мы закончим нашу небольшую экскурсию, хотя многое осталось недосмотренным.

Как появился этот дом на Ленинском проспекте? В чём необычность его украшений, и что за смысл в них кроется? Правда ли, что у этого здания в Москве есть практически брат-близнец? А также - в чём особенность квартир в этом доме? У кого здесь была жилплощадь из известных людей в советское время? И как тут живётся сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.

Богато, но не слишком

Дом №11с1 на Ленинском проспекте создал известный архитектор Иван Жолтовский. Проектирование началось в 1940 году. Перед зодчим стояла не самая простая задача - сделать так, чтобы новое жилое здание смотрелось органично среди остальных строений новой магистрали. Ведь в 1930-х годах участок от будущего вестибюля "Октябрьской-кольцевой" до современной площади Гагарина превратили в широкий Ленинский проспект. Хотя официально это название закрепили только в 1957 году. Пока что улица именовалась Большой Калужской.

Согласованность дома требовалась не только с теми сооружениями, которые находились по той же стороне улицы. Напротив будущего здания располагались корпуса 1-й Градской больницы, созданные в 19 веке архитекторами Осипом Бове и Матвеем Казаковым. За сооружениями простирались территории Парка им. Горького и набережная Москвы-реки. Чтобы дом органично вписался в застройку, Жолтовский сделал его симметричным. С небольшими террасами по бокам. Они располагаются над флангами высотой в пять этажей.

Где искать брата-близнеца?

Оформление фасада можно назвать сдержанным. Лепных украшений немного: карнизы, полуарки в четырёх местах и узоры вокруг окон на флангах. По бокам заметны рельефные колонны. В декоре присутствуют растительные и цветочные мотивы. Исследователи архитектуры считают, что так Жолтовский хотел показать связь с ПКиО им. Горького, зелень которого было прекрасно видно из окон квартир на верхних этажах.

Во двор можно зайти сбоку или же воспользоваться центральной аркой. Оформление ворот сильно напоминает другое здание, о котором я недавно рассказывал. Ссылка на материал будет в конце статьи. Почитайте, если вам интересно. Конечно же, речь о доме №13/21 на Смоленской площади. Некоторые даже могут сказать, что эти сооружения абсолютно одинаковые. Действительно, Жолтовский работал над зданиями параллельно. Тем не менее, есть существенные различия. Дом на Ленинском проспекте симметричный. Основной приём на Смоленской площади - это, как раз, асимметрия. Поэтому там есть башня и странный балкон. Также в домах разное расположение подъездов. Но количество их одинаковое - четыре.

Один из подъездов дома №11с1 на Ленинском проспекте, 2021. Фото моё. Чтобы увидеть снимки подъезда, листайте вправо.

Один из подъездов дома №11с1 на Ленинском проспекте, 2021. Фото моё. Чтобы увидеть снимки подъезда, листайте вправо.

В остальном здания и правда сильно похожи. Даже со двора. Нижняя часть оснований балконов украшена абсолютно одинаково. Но хочется отметить, что дом на Ленинском проспекте находится в лучшем состоянии. Если здание на Смоленской площади просто разваливается, судя по внешнему виду, то здесь всё отремонтировано, выглядит ухожено и красиво.

Дом по адресу Смоленская площадь, 13/21 со двора. Отделка балконов практически одинаковая (сами узоры немного отличаются). Фото 2021, моё.

Всё продумано до мелочей

Отдельного внимания заслуживают квартиры. Жолтовский проектировал их необычным способом. Архитектор хотел, чтобы жильцы не чувствовали себя в огромном муравейнике. Наоборот - чтобы у них возникало ощущение проживания в практически индивидуальных домах. Поэтому здесь всего 4 подъезда. Два находятся во дворе. Столько же по бокам. За счёт этого лестничная клетка больше напоминает длинный коридор. На каждой площадке целых 8 квартир. Всего их в доме 196. Кстати, внутри подъезды богато украсили. Просторный холл, лестница из искусственного мрамора и живописные вставки на стенах.

Вид на дом №11с1 на Ленинском проспекте. Кстати, в той части здания, которая ближе к стеклянной высотке, раньше был магазин "Мелодия". Фото 1974-1983.

Вид на дом №11с1 на Ленинском проспекте. Кстати, в той части здания, которая ближе к стеклянной высотке, раньше был магазин "Мелодия". Фото 1974-1983.

У квартир изначально задумана интересная планировка. Рассмотрим на примере двухкомнатной. Коридор состоял из двух частей: той, что у входной двери, и просторного холла. Гостиную отделили от прихожей с помощью раздвижной перегородки. В спальню можно было пройти либо через большую комнату, либо через ту часть коридора, что располагалась у входной двери. Кухня делилась за счёт перегородок на два помещения: место, где готовили, и широкое пространство около окна, соединённое с гостиной. Видимо, его можно было использовать, как столовую. Также по всей квартире были встроенные шкафы. Как правило, со второго этажа имелись балконы. Историки отмечают, что все детали интерьера делали очень качественно.

Читайте также: