Дом окнами в поле вампилов анализ

Обновлено: 02.05.2024

Центральное место на театральных подмостках в период «оттепели» заняла социально-психологическая драма. Особой популярностью у зрителей пользовались социально-психологические пьесы В. Розова «В добрый час!» (1954) и «В поисках радости» (1956). Герои обеих пьес – романтически настроенные молодые люди, чутко реагирующие на утвердившиеся в жизни мещанство, лицемерие, ханжество. Примечательно, что и на рубеже XX-XXI веков театры разных регионов России обращаются к драматургии В. Розова. Так, например, его пьеса «В добрый час!» и в настоящее время ставится на театральных подмостках.

Со второй половины 1950-х годов советская драматургия все чаще обращала внимание на повседневные проблемы обычных людей. Исследуя же психологию человеческих отношений, драматурги изображали характеры в узнаваемых жизненных обстоятельствах. К любовной тематике обратились такие авторы, какА. Володин – «Фабричная девчонка» (1956), «Пять вечеров» (1957), «Старшая сестра» (1961); Э. Радзинский – «104 страницы про любовь» (1964), «Чуть-чуть о женщине» (1968). Обращаясь к теме войны, драматурги 1950-1960-х гг. отходили от публицистичности. Такие проблемы, как долг и совесть,героизм и предательство, честь и бесчестие, они рассматривали сквозь призму нравственных ценностей. Одной из лучших пьес репертуара тех лет стала пьеса А. Салынского «Барабанщица» (1958).

Особенности социально-психологической драмы:

  1. Лирическое начало в пьесах( В.Рощин «Валентин и Валентина» (1971), «Спешите делать добро» (1980)).
  2. Любовные и внутрисемейные коллизии.
  3. Интерес драматурга к ситуации нравственного выбора, к процессам нравственного взросления личности, познания себя.

Писатели активно использовали такие приемы, как создание «подводного течения», создание встроенного сюжета, расширения сценического пространства путем введения в действие поэтических или предметных символов, внесценические «голоса», фантастические видения героев.

С течением времени изменялась тональность социально-бытовойи социально-психологической драмы. В. Розов, А. Володин, А. Арбузов, А. Вампилов и другие авторы пытались разобраться в причинах нравственного кризиса общества. В центре внимания драматургов оказались те изменения, которые происходят во внутреннем мире человека, живущего по законам двойной морали«застойного времени».

В пьесах 1970-1980-х годов «Гнездо глухаря» (1978), «Хозяин» (1982), «Кабанчик» (1987) В. Розов обратился к теме постепенного разрушения изначально многообещающей личности. Переломный же момент в драматургии Розова отразился в пьесе «Традиционный сбор» (1966), посвященной теме подведения жизненных итогов, которые контрастируют с романтическими устремлениями героев его драм 1950-х гг.

Проблеме внутренней деградации внешне успешной личности посвящены пьесы А. Арбузова 1970-1980-х годов. Пафосом отрицания «жестоких игр», в которые вовлечены и взрослые и дети, в свое время обделенные родительской любовью, отмечены его драмы, посвященные теме взаимной ответственности людей за то, что происходит с ними. Драматург создал цикл «Драматическийопус», включающий три драмы – «Вечерний свет» (1974), «Жестокие игры» (1978) и «Воспоминания» (1980).

К притчевым формам обратились в своем творчестве А. Володин – «Мать Иисуса» (1970), «Дульсинея Тобосская» (1980) , «Ящерица» (1982) и Э. Радзинский – «Беседы с Сократом » (1972), «Лунин, или Смерть Жака» (1979), «Театрвремен Нерона и Сенеки» (1982). Предметом осмысления в пьесах Володина и Радзинского стали общечеловеческие ценности,вневременные ситуации, проблемы, характеры.

Комедия, ее жанровое многообразие

Расцвет жанра юмористической (натуральной) комедии в русской драматургии пал на 60-70-е гг. XX в. Главная причина, очевидно, в общественно-исторических условиях, так называемой «оттепели». Как и в далекие времена возникновения натуральной комедии, началось освобождение общества от тоталитарного мышления, высвобождение личностного начала. Радость личности (и общества), освобождающейся от изживших себя догм, питала оптимистическую идею доверия человеческой природе и общему ходу жизни, определяла особыйдоброжелательный интерес к индивидуальным проявлениям человеческой натуры.

В эти годы были созданы такие широко известные произведения, как «Прощание в июне» и «Старший сын» А. Вампилова, «Ирония судьбы» Э. Брагинского и Э. Рязанова, «Сказки старого Арбата», «Старомодная комедия» А. Арбузова. В это же время появились менее популярные натуральные комедии: «Дом окнами в поле» А. Вампилова, «Мужчина семнадцати лет», «Мост и скрипка»И. Дворецкого, «Притворщики» и «Родственники» Э. Брагинского и Э. Рязанова, «В этом милом старом доме» А. Арбузова. В том же жанре Э. Брагинскимнаписаны киносценарии «Суета сует», «Почти смешная история», «Поездки на старом автомобиле».

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Аня Кузина. "Дом окнами в поле" А.Вампилова

Одноактная пьеса Александра Вампилова «Дом окнами в поле» по форме – диалог. По сути – сцена прощания. Визуальный ряд - знакомая читателю картина, выхваченная из идеологического описания сельской жизни советской молодежи 60-х годов. Резиновые сапоги, белая косынка, муха, бьющаяся в оконное стекло, ковер с оленями. Поле и лес, молочная ферма, школа, дом культуры, избы и бесконечно длинная дорога, упирающаяся в горизонт…

Дело в том, что подобных описаний у Вампилова нет, как нет дословной точности быта. Драматург не поэтизирует село, но создает тон, который в сознании читателя самостоятельно рифмуется с таким, или похожим на это, описанием. Вампилов скорее портретист. Ему интересен человек, а не обстоятельства. И потому человека он пишет крупно.

Сцена прощания, кажется, рассмотрена драматургом сквозь увеличительное стекло. Рассмотрена с характерным автору желанием увидеть за бастионами формальных слов искренность переживаний, драматизм, величие, трагедийность и значимость повседневной жизни.

Короткий диалог пьесы заряжен, словно минное поле. От слова к слову, от фразы к фразе частота эмоциональных взрывов нарастает и переходит в откровенную борьбу.

Внешне тихую, но все же борьбу, и борьбу стратегическую, у Вампилова ведет женщина. Более того, 26-летняя заведующая молочной фермой в схватке за личное счастье всерьез претендует на победу.
Однако, Астафьева, во всей своей отчаянной попытке запрыгнуть в уходящий поезд замужества, далеко не Артемида. И все же это попытка, требующая смелости, и заслуживающая уважения. Вампилов не считает нужным объяснять, что такое шаг в неизвестность. Астафьева делает его на лету, не задумываясь. Она отдает мужчине возможность спасти себя или погубить.

Мне вспоминается героиня Клода Лелуша из фильма «Мужчина и Женщина». Анна в спешке диктует телеграмму: «Браво! Видела Вас по телевизору. Анна» и на просьбу телефонистки повторить мгновенно произносит: «Браво! Я люблю Вас. Анна».

Разница в том, что ни понятия, ни самого слова «любовь» в пьесе Вампилова нет. Оно не написано и не подразумевается. Зато есть одиночество, и тихое, словно ноющая боль, отчаяние. Астафьева не была любима, да и сама, кажется, всерьез никогда не любила. Вот уж, действительно, «грустная история». К слову сказать, в героинях последующих пьес Вампилова много общего: они сестры, жены, подруги, любовницы, хорошие знакомые и никогда - «любимые».

Довольно жестоко было, на мой взгляд, со стороны Вампилова-человека столкнуть Астафьеву с таким типом, как Третьяков. И тем больше восхищения вызывает Вампилов-драматург.

Аморфный, пассивный, слабый, колеблющийся Третьяков жалок, а в начале даже мил и вызывает сострадание. Но к финалу его сознательное нежелание принять решение, касающееся собственного счастья, а также попытки Астафьевой его к этому решению подтолкнуть, принимают формы абсурда и становятся своего рода гимном отчаяния, глупости и грусти. Отсутствующий, на первый взгляд, конфликт оборачивается мощным эмоциональным потрясением, фоном которому служит бесконечно-грустная деревенская песня…

Кажется, автора совершенно не интересует тот факт, что Третьяков остался-таки в доме Астафьевой. Для Вампилова трагедия развернулась гораздо раньше. Она – в равнодушии, дряблости, неспособности выкарабкаться даже с «дулом у виска». Вампилов за Третьякова ручаться не может. И потому в финале – многоточие.

Вампилов наблюдает за своими героями. Их речь, ее содержание - своего рода анамнез. На основании этой истории болезни диагноз кажется очевидным («…Ничего не было… даже грустно…») однако, в финале не подтверждается.

В этом, на мой взгляд, очередной эксперимент Вампилова, попытка проверить на подлинность собственное литературное произведение: драматический текст существует и развивается по законам жизни, а потому финал его непредсказуем и автору неизвестен.

Судя по всему, Вампилова всерьез интересует механизм создания драматического в малой форме. Это попытка приравнять слово к действию, во внешне формальном диалоге обозначить конфликт и вскрыть его не явно, а через эмоциональное восприятие читающего. Главный инструмент автора – внешний и внутренний планы. На них драматург делает ставку, оставляя за читателем право «додумать» финал.

«Дом окнами в поле» - подарок режиссерской фантазии. Не нарушая структуры и атмосферы, созданной автором, пространство пьесы, вполне могло бы занять как подоконник в доме Астафьевой, так и бескрайний Марьин лог. В тишине или шуме, на пороге, при свечах, на фоне ковра с оленями, произнесенная шепотом или в суете пьеса Вампилова будет жить, своего простого и проникновенного тембра не утратит.

Дорога современного Третьякова к своей Астафьевой была бы полна приключений. Возможно, он даже не дошел бы к ней. На пути из города в деревню молодой учитель непременно стал бы жертвой СМИ и героем заголовков в стиле «Молодые москвичи бегут из города», «Выпускников педвузов ссылают в деревни» или «Три года без Интернета. Кто он?». Тем интереснее, каким способом современный режиссер приведет зрителя к своему Третьякову, и через что придет Астафьева к фразе: «Я вас не пущу!».

Герои Вампилова в масштабах современности слишком тактичны и воспитаны. Их диалог - перпендикуляр сегодняшнему образу мысли и способам общения. Он – крайне нетипичен, но мог бы состояться, и наверняка вызвал бы в современном зрителе еще больше вопросов, непонимания, размышлений и догадок. Пьеса Вампилова – ситуация.
Ее интересно «примерить на себя». Так, например, герои Вампилова в дне сегодняшнем - ровесники Валерии Гай Германики и Ярославы Пулинович, а также, одновременно, - Марка Захарова, Валентина Гафта и Андрея Кончаловского.

Подозреваю, что Вампилов лукавил, называя свою пьесу комедией. Впрочем, как говорили в свое время французские моралисты: «Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Особенности драматургии Вампилова в комедии «Дом окнами в поле».

Познакомить с одной из пьес раннего периода «Дом окнами в поле».

На приме комедии проследить особенности драматургии Вампилова:

а) его драматургия восходит к истокам народной (русско-бурятской) культуры.

б) бесконфликтная основа драмы, общение героев, психологический поединок.

в) авторское назначение ремарок, направленность их не на выявление деталей интерьера или сценического поведения, а вглубь характера.

Оборудование: портрет А. Вампилова, афиша к пьесе.

Сценический талант Александра Вампилова

был по-настоящему недюжинным.

В нем, было нечто и от чеховской сценической

сложной простоты, нечто от гоголевской

сатирической химеры, нечто от Салтыкова-Щедрина.

Но и отличное от Чехова, от Гоголя,

от Салтыкова- Щедрина- своё, молодое,

Александр Штейн (драматург)

Зритель, приходя в театр на Вампилова,

невольно попадает под нелегкое нравственное

испытание, своего рода исповедь- его, зрителя,

исповедь, в которую он, один раньше, другой позже,

так или иначе вовлекается еще во время

спектакля и которая долго продолжается после спектакля.

Я пишу о том, от чего не спится.

В год своего 80-летия, получая Звезду и звание Героя социалистического труда, известный русский писатель Корней Иванович Чуковский сказал: «В нашей стране, чтобы быть признанным, надо или долго жить, или рано умереть.» Чуковский прожил долго.

А чаще в русской литературе было наоборот:

«И мнится, очередь за мной,»- предчувствовал незадолго до гибели А.С. Пушкин.

«Может быть и мне пора в дорогу бренные пожитки собирать,»- говорил Сергей Есенин. И совсем не за горами был тот день, когда он покончил с собой.

Михаил Лермонтов, Александр Грибоедов, Николай Добролюбов, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Николай Рубцов, Владимир Высоцкий, Александр Вампилов- все они ушли из жизни молодыми.

Трудно представить себе Александра Вампилова 60-летним. Он вошел в литературу молодым, и молодым в ней остался.

«Я смеюсь над старостью, потому что никогда не буду старым,»- писал А. Вампилов в своей записной книжке.

Мы уже знакомы с биографией писателя, его рассказами. Вчера мы знакомились впервые с его драматургией, пьесой «Дом окнами в поле».

Сегодня на уроке мы поработаем над анализом пьесы и на ее примере попытаемся выделить особенности драматургии Вампилова, а также разрешить проблему, сформулированную близким другом писателя, Валентином Распутиным.

Запись в тетради: дата,

Тема урока «Особенности драматургии Вампилова в комедии «Дом окнами в поле»

Эпиграф (Распутина)

Определите жанр пьесы, дайте литературоведческое определение этому жанру, назовите его основные отличительные черты.

Комедия – вид драмы, изображающий жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

Комедия-особая форма комического.

Комическое – смешное в жизни и в искусстве.

Юмор – жизнеутверждающая и сложная форма комического. В нем серьезное высказывается с усмешкой, в незначительном и ничтожном всегда просматривается важное и глубокое. Юмор не отрицает явления, а указывает на его несовершенство.

Ирония – насмешка, притворство- отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние, истинный смысл высказывания замаскирован. Автор не удовлетворен окружающим миром. Идейно-художественный принцип писателя в отражении мира. Ирония может относиться к отдельным персонажам равно используемых для создания характеров (например, ФИО героев пьесы: Третьяков Владимир Александрович, Астафьева Лидия Васильевна). Ирония относится ко всему произведению, так передается авторское осуждение действительности. Сущность иронии в иносказании, в тонком намеке.

Посмотрим афишу. Познакомимся с героями.

Третьяков Владимир Александрович,

Астафьева Лидия Васильевна

Из толкования имен:

Лидия – любопытная, всегда «ушки на макушке», энергичная, доброжелательна, всегда утешит добрым словом, но редко – решительные действия, на работе безотказна, не задает вопросов.

Василий- царский, царственный

Владимир – владеющий миром

Александр – защитник

Герои в пьесе не соответствуют своим именам (= ирония)

Помним некоторые моменты комедии. (чтение по ролям (не менее 15 мин)

а) Определить идейно-тематическое содержание комедии.

Тема- основной круг жизненных вопросов в произведении (о чем это произведение)

Идея – основной принципиальный смысл произведения (главная мысль)

В центре комедии Вампилова- обыденная житейская ситуация: человек, отъезжая, прощается со знакомыми.

Идея: чтобы добиться признания, необходимо умереть или уехать.

Темы: о любви, о понимании, о признании.

Авторский прием: казалось- оказалось

Ему казалось, что все к нему равнодушны, оказалось- все его любят, даже второгодники

Ему казалось, что все, что окружает его, не представляет для него ценности;

Оказалось-он любит все это: лес, поле, деревню, людей, Лидию Васильевну.

Ему казалось, что он спокойно уедет в город,

Оказалось- что он не хочет уезжать, а ищет повод остаться.

б) Назовите основные отличительные черты драматического произведения.

Драма – род литературы, в основе которого лежит действие. Действия показаны через конфликт (столкновение, противоборство) в форме диалога (разговор 2 и более лиц).

Запись в тетрадь: особенности драматургии Вампилова в комедии:

1. Бесконфликтность драмы

У Вампилова нет конфликта. Человек прощается со знакомыми перед отъездом. Действие на сцене разворачивается не как цепь занимательных событий, а как психологический поединок (= душевные переживания, которые тщательно маскируются обоими героями). Такое явление в литературе называется психологизм.

Психологизм – углубленное изображение психических, душевных переживаний.

Внешне идет вроде бы обычный разговор двух людей, случайно подслушанный автором. Но как искусно схватывает автор главные черты характера, как легко и весело он ведет зрителя к серьезным проблемам, возникающим исподволь, ненавязчиво.

В репликах видим мы не просто забавную игру слов, но и скрытую иронию, глубокую печаль и даже едва скрываемую досаду. (Записать в тетрадь)

Итак, все это можно назвать словом «психологизм пьесы»

в) Каково назначение ремарок в пьесе?

Ремарки – авторские пояснения в драме для уточнения места действия, внешнего и духовного облика персонажей, различных психологических состояний.

Запись в тетрадь: особенности драматургии Вампилова в комедии:

3. Особое назначение ремарок, направленных на понимание характера героя.

- На что направлены ремарки у Вампилова?

Не на выявление деталей интерьера или сценического поведения, а в глубь характера:

1) описание комнаты Астафьевой (одинокой женщины, грусть)

2) внешность Астафьевой

3) внешность Третьякова (это характер, а не внешность)

г) – Какого характера песни использует Вампилов в своей комедии? (песни народные: частушки)

Запись в тетрадь: особенности драматургии Вампилова в комедии:

4. народные традиции

Саморазоблачающие реплики – это своеобразная интерпретация мотива самоистязания, мученичества героя- мотива фольклорного из УНТ.

В город едут сумасшедшие.

Все едут из города, на дачи, в поле, в лес.

Летом в городе душно.

Летом город пуст.

Извините все я придумала.

Не боюсь я никаких разговоров, никакого мнения.

Пошутила я. На прощанье. Взяла и пошутила, что мне?

В конце 60 годов в Иркутске на гастролях был Московский театр «Скоморох». После посещения спектаклей Вампилов восхищенно говорил: «Вот наши корни, вот на чем нужно учиться».

Вывод: можно говорить о народных истоках драматургии Вампилова, о народных традициях в основе его театра.

д) – Дома вы выписали замечания автора, реплики героев, касающиеся картин природы в комедии

-Каков же пейзаж в комедии?

Рем. На дворе сумерки

Аст. На дворе луна, светло, как днем.

Трет. В ваши окна не видно дорог. Там нынче покосы за Марьиным логом.

Пейзаж у Вампилова – Образ мироощущенческий, философский

Вампилов безгранично любил свою «малую Родину» и не уставал повторять: «Нет, что и говорить, нигде на свете небо не бывает таким ясным и нигде, если долгая непогода, оно не томит так своей безысходностью. Травы пахнут здесь сильнее, чем где-либо, и нигде и никогда я не видал дороги заманчивей этой вот, что по дальней горе вьется среди берез и пашен».

Архитипы (высшие типы):

Дом- символ мира, покоя, корни жизни

Цветы- символ красоты

Земля – символ жизни, покоя, гармонии

Поле, лес- символы вечности, гармонии, веры в природу.

2) Герои Вампилова испытываются на прочность в атмосфере быта, в конкретной житейской ситуации. Но по мере развития действия конкретный быт расширяется в сознании людей до мира всеобъемлющего. Личные чувства конкретных героев понимаются обобщенно: мы, зрители, понимаем их чувства, любовь, грусть расставания и радость встречи, совесть, честь, достоинство, взаимопонимание – это вечные нравственные ценности, которые существовали и будут существовать всегда.

Заурядный житейский случай превращается в нравственное испытание героев.

Запись в тетрадь: особенности драматургии Вампилова в комедии:

5. Житейский быт расширен до мира всеобъемлющего. Обобщающий характер пьесы.

VII . Подведем итог.

– Какие же отличительные черты драматургии Вампилова проявились в его комедии «Дом окнами в поле»?

– Как вы понимаете слова В.Распутина, сформулированные нами в начале урока как проблема? (открыть на доске значения слов нравственность , истина)

IX . Обратимся к словам драматурга Александра Штейна о драматургии А.Вампилова.

Прочтите их. Согласны вы с тем, что у Вампилова в его сценическом таланте было свое, молодое, вампиловское?

До конца понять смысл этих слов мы сможем, когда познакомимся с творчеством Чехова и Салтыкова-Щедрина

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Драматургия А. В. Вампилова (1937-1972)

1. В шестидесятые годы интересы драматургии были обращены на особенности вхождения человека в мир и его утверждения в этом мире, на характер конфликта, который ложится в основу драмы. Автопортрет "потерянного поколения", экзистенциальные вопросы, действие как эксперимент, атмосфера всеобщего комически-абсурдного лицедейства – комбинация всех этих и многих иных элементов оформилась в специфическом жанре вампиловской трагикомедии.
Отличительные черты вампиловской трагикомедии заключаются в следующем:
Полупародийный мелодраматизм. Вампилов подчеркнуто утрирует черты мелодрамы: его герои либо сознательно моделируют свои собственные житейские ситуации по мелодраматическим моделям, либо с ощутимой иронией оглядываются на них ("подкидыш" в "Старшем сыне", злодей-соблазнитель и его жертвы в "Утиной охоте). В то же время Вампилов усиливает традиционную для мелодрамы роль случайности, придавая ей особое философско-психологическое значение.
Лицедейство персонажей. Критик Вл. Новиков писал об "Утиной охоте": «Зилов играет со всеми и каждым. Все и каждый играют с Зиловым.»
Система характеров. Через всю драматургию Вампилова проходит система достаточно устойчивых драматургических типов, по-разному освещаемых в различных ситуациях и конфликтах. Эти характеры образуют достаточно устойчивые пары. В его пьесах обязательно есть характер юродивого чудака – возвышенный Кузаков в "Утиной охоте".
Острая нравственная коллизия, на разрешении которой сосредоточено все действие. Одна и та же морально-этическая ситуация, связанная с темой взаимоотношений личности и общества, рассматривается, все более усложняясь, одна и та же проблема - выбор пути и нравственное самосохранение человека.
Отказ автора от окончательного и однозначного приговора своему герою был знаком новой эстетике, последовательно замещающей авторскую оценку авторским вопрошанием. Вампилов подвел черту под социальной эйфорией 1960-х годов. "Утиная охота" зафиксировала момент перелома в жизни общества, момент открытия нового нравственного и личностного опыта.

2. Экзистенциональный мотив вины в пьесе «Старший сын» становится сюжетообразующим. «Сверхвина» Бусыгина - обман семейства Сарафановых - возникает после того, как Сильва придает конкретное значение метафоре «страждущий брат».
А. Вампилов в своих пьесах ставит вечные вопросы, его произведения пронизаны аллюзиями к священному писанию. Сам материал «навязывает» методологию исследования в логике христианских представлений. Всю свою жизнь Сарафанов пишет кантату «Все люди - братья». Именно в этой формуле и заключается смысл его жизни и, по его мнению, смысл жизни каждого человека. Он понял высшую истину. Эту же истину понял и Бусыгин. И только тогда, когда Бусыгин узнал, по каким законам живет «праведник», «блаженный», «святой», произошло его «перерождение». Он действительно становится сыном Сарафанова, сродненным с его душой.
Кроме того, при внешнем тождестве завязки и развязки в финале пьесы герои предстают перед зрителями-читателями не такими, какими были в исходной ситуации. В начале пьесы Бусыгин - нагловатый молодой человек, который выдает себя за «сына» только для того, чтобы найти ночлег. В финале - духовно породненный с Сарафановыми, истинный «сын» своего отца. Возникает особая драматическая ситуация, которая интересна тем, что до конфликта как такового, открытого, между Бусыгиным и Сарафановым, дело не доходит. Конфликт возникает только в душе Бусыгина. Это обусловлено включением в основной, «явный» сюжет нескольких «тайных», часть которых относится к так называемым «бродячим сюжетам». Сюжет строится на пересечении нескольких экзистенциальных мотивов, один из которых мотив маски ориентирован на узнаваемость вечных, общечеловеческих, бытийных ситуаций и проблем.
«Все люди - братья» - это закон жизни Сарафанова. Именно так называется его сочинение, «то ли кантата, то ли оратория», труд всей его жизни и жизнь, положенная в основу его произведения. Это - закон, по которому живет он сам и должны жить все люди, ведь «все люди - братья» Для Сарафанова не важно, какого жанра его произведение, главное - его мысль. По его мнению, «каждый человек в своем деле и каждый по мере своих возможностей и сил должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него.
Мотив «братства» объединяет Бусыгина с семьей Сарафанова, и именно поэтому, он смог в нее войти.
Действия пьесы целенаправленно концентрируются вокруг концепта «дом». Неслучайно, вес герои пьесы с первых картин «направлены» драматургом домой и к дому. Дом становится центром мотивной системы пьесы, ее лейтмотивом.

3. Лицедейство персонажей. Критик Вл. Новиков писал об “Утиной охоте”: “Зилов играет со всеми и каждым. Все и каждый играют с Зиловым. Лицедейство — осознанное и неосознанное выглядывает отовсюду”. Но то же самое можно сказать и о других пьесах Вампилова. В “Старшем сыне” у каждого из персонажей свой спектакль: Бусыгин играет роль “блудного сына”, Сарафанов изображает, будто он по-прежнему играет в филармоническом оркестре, а не на кладбищах, его дети делают вид, что они об этом ничего не знают, Нина изображает любовь к деревянному Кудимову, Макарская играет, как кошка с мышкой, с Васенькой.
Отношение Вампилова к игре в жизни невозможно свести к какой-то однозначной реакции: с одной стороны, его герои постоянно ищут подлинности в поведении и в человеческих отношениях, стремясь пробить стену лицедейства; с другой стороны, только в игре, шутовстве, непрерывном дуракавалянии реализуется невостребованная жизненная сила вампиловского героя, его азарт, его бьющая через край талантливость — именно энергия игры выделяет этого героя среди окружающих его масок. Именно с лицедейством связаны у Вампилова переходы комических ситуаций в трагические и наоборот. Невозможность разделить игру и жизнь, превращение игры в единственно доступную личности форму душевной активности, объясняет, почему более или менее безобидный розыгрыш (“Старший сын”, “Утиная охота”) переворачивают всю жизнь человека.

4. Композиция пьесы «Утиная охота» является «центростремительной». В ней варьирует одна и та же морально этическая ситуация, связанная с темой взаимоотношений личности и общества, рассматривается, все более усложняясь, одна и та же проблема- выбор пути и нравственное самосохранение человека. В «Утиной охоте» центральный персонаж – Виктор Зилов стягивает на себя все сюжетные линии, все воспроизводимые ситуации, положения действующих лиц соотнесены именно с ним.
«Утиная охота» состоит из трех действий, каждое из которых представлено в двух картинах. Основное место действия-квартира главного героя, особенность пьесы заключается в том, что время и пространство действия расширяются посредством воображаемых героями ситуаций и воспоминаний. Так возникает 3 временных пласта: настоящее, прошедшее, предполагаемое будущее. Так, видения предполагают развитие в будущем времени, но место действия этих цен автором не уточняется. Воспоминания же переносят нас в прошлое, В них показывается жизнь героя в период с середины июля по конец августа. Картины прошлого не располагаются в едином пространстве. Пласт прошлого самый долгий, тогда как настоящее показано только одним днем, а будущее составляет короткий разговор действующих лиц о якобы погибшем Зилове, занимающий несколько минут.
Сосредоточенность Зилова в момент воспроизведения картин видений и воспоминаний позволяет считать его наблюдателем.

5. С ядовитой силой запечатлены в пьесе «Утиная охота» равнодушие, наплевательство и даже цинизм Зилова и его коллеги Саяпина к своим служебным делам. Хрестоматийную известность обрели те эпизоды из пьесы, где Зилов и Саяпин, из-за лени и наплевательства ничего не сделавшие по годовой плановой теме, решают, сознаться ли в своей вине честно в отчете, который предстоит написать, – или по обыкновению солгать. Для «объективности» решения этого «рокового» вопроса они, как помним, прибегают к анекдотичному способу получения ответа: подбрасыванию монеты. И подбрасывают они её до тех пор, пока монета, хоть и после нескольких попыток, не упала на нужную им сторону, то есть не разрешила им написать в отчете откровенную ложь. Таким образом, сопоставляя варианты отношения к работе, к профессиональным делам, вырисовывающиеся перед нами в пьесе «Утиная охота» Вампилова, приходится признать, что по этому пункту нравственный уровень героев, представляющих советскую действительность, оказывается не просто более низким, чем у «разлагающихся» представителей Западного мира, но поистине достигает предела аморализма.
Герой Вампилова Виктор Зилов просто не желает иметь детей. Его жена Галина говорит об этом с сожалением, а затем, разочаровавшись и в других сторонах характера мужа, покидает его. Но, трактуя эту тему, драматург не ограничивается в пьесе лишь изображением чисто внешнего хода вещей. Он показывает, что такое отношение его героя к детям, к потомству отражает ужасную, страшную проблему морального плана: разрушение связей, которые всегда считались, были первоосновой бытия: связей между родителями и детьми.
Как помним, Зилов с презрением и даже ехидством рассказывает о «проделках» своего живущего далеко престарелого отца. Отец, мол, время от времени рассылает разъехавшимся по белу свету детям телеграммы: приезжайте, очень заболел, могу помереть.
Дети, личности вроде самого Зилова, съезжаются и чувствуют себя обманутыми, ведь отец жив-здоров, он, оказывается, дал ложный сигнал ради того, чтобы они приехали, он тоскует, не видя их подолгу, а теперь тихо радуется, видя их возле себя. Этим детям, подобным Виктору Зилову, становится ясно из пьесы, уже не понять тоски отца, его любви к ним; те уголки души, где у человека хранятся эмоциональные связи с родными людьми, чувство близости с ними, очевидно, уже затянулись паутиной безразличия и равнодушия, что наводит на мысль о странных процессах, происходящих в душах определенной части наших современников, процессах, неотвратимо ведущих к духовному распаду.

6. В пьесе "Утиная охота" наш герой опутошен и находится в напряженном поиске этих идеалов. Критик В.Лакшин пишет: ":не найдя, ради чего жить, он теряет себя, становится пошловатым потребителем, Ему остаются разве что какое-то механическое изживание суток, редкие подстегивания себя, своего вялого душевного тонуса выпивкой и любовной интрижкой да еще мечтой об утиной охоте. Однако, похоже, что сама охота - подмена деяний и страстей жизни. Зилов сродни тем охотникам, которые больше снаряжаются на охоту и рассуждают о ней, чем стреляют дичь. Есть соблазн трактовать образ утиной охоты у Вампилова как возвышенно - поэтическое. В самом деле - природа, тишь, сосредоточенность души. Но оставлена ли здесь Зилову автором надежда на возрождение? "Знаешь, какая это тишина? - объясняет герой. - Тебя там нет, ты понимаешь? Нет, ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет". Но пьеса А.Вампилова ставит весьма серьезные вопросы своей эпохи , да и сам герой далеко не конченный человек, ведь при всех его грехах нет равнодушия, при всей своей пошлости в первом действии он пытается найти выход из бесцельной жизни.
Во втором действии мы видим как Зилов одинок. Своими выходками, не поддающиеся здравому смыслу, он восстанавливает против себя всех. Зилов мечется. Нет конкретной, категорической оценки поступков, мыслей. Все развитие действия в пьесе доказывает, что желание утиной охоты не прихоть, а потребность, свидетельствующая о нежелании примириться с пошлым бытом, с бесцельностью существования. И поведение Зилова - это своего рода протест.
Зилов одинок, и "одинокость" его усиливается после скандала. "Друзья" присылают венок. И Зилов готов принять их вызов - покончить счеты с жизнью, не хочет ехать на охоту, гонит своих "спасателей".

7. В драмах психологически тонко Вампилов мотивирует поведение всех без исключения героев. В разных объектах автор использует различные приемы. Мотивация чрезвычайно подробно детализирована автором, максимально выявлено в репликах и жестах. Важную роль в раскрытии психологического подтекста Вампилова играют эмоционально насыщенные паузы, придающие ей предельную внутреннюю напряженность. У всех персонажей свои повседневные дела, будничные заботы, но все они переживают случившееся накануне, каждый по-своему. Многоактные пьесы писателя в своей совокупности представляют собой единое полотно русской жизни во всем ее многообразии и сложности, во всей остроте её противоречий и неочевидности перспектив их преодоления, что отражается в художественном комплекс театра Вампилова в целом, в том числе и на жанровом уровне.

Как мы видим из истории одноактной пьесы, она наиболее актуализировалась в переломные моменты в жизни общества. Поэтому в 70-е - 80-е годы, как следствие атмосферы периода застоя в поствампиловской драматургии, в драматургии новой волны, наблюдается «возрождение» одноактных пьес. Причиной этого обновления стали художественные открытия в области драматургии А. Вампилова.

Новаторство драматургии А.Вампилова.

А.Вампилов был главной фигурой драматургии второй половины 1960-х -первой половины 1980-х годов. За свою короткую жизнь им было написано четыре больших пьесы и целый ряд одноактных пьес. Его новаторство в драматургии значительно повлияло на жанр одноактной пьесы, в том числе и в идейно-эстетическом плане. Одноактная пьеса стала мыслиться как произведение, способное вместить в себя глубокое психологическое содержание, чего не было раньше. Маяком в безбрежном море одноактной драматургии становится внутренний мир человека. Этот этап «взросления» одноактной пьесы знаменовал переход к жизненно важным вопросам души, бытия человека. Герои пьес А. Вампилова зачастую изображаются на фоне провинциального быта, который поедает их. Об этой особенности пьес А.Вампилова писал Пронин А.М.: «Провинциальный быт в драматургии А. Вампилова – это не просто внешний атрибут косного, отсталого образа жизни и мышления, но и – символ обмельчания души»[Пронин]. Драматург выводит на новый уровень конфликт, делая его двойственным, многоступенчатым, охватывающим все действие пьесы. Важным становится не внешний конфликт, а внутренние противоречия героев, которые, как лакмусовая бумажка, выявляют нравственные качества противостоящих персонажей. Рассмотрим ученическую одноактную пьесу А.Вампилова «Дом окнами в поле». Пьеса была опубликована в 1963 году и была вторым опытом автора в сфере одноактной драматургии после одноактной пьесы «Двадцать минут с ангелом». Пьеса «Дом окнами в поле» на первый взгляд кажется незамысловатой историей, в которой к заведующей молочной фермой Астафьевой приходит попрощаться учитель Третьяков, который уезжает в город. Но сюжет неожиданно поворачивается, когда в ходе долгого прощания выясняется, что герои любят друг друга. Три года они питали друг к другу чувства, но так и не решались признаться в этом. Так, очень часто люди не решаются на что-то в своей жизни из-за каких –то внутренних преград, из страха что-то изменить, что что-то не получится. Ведь проще оставить всё, как есть, так как изменения требуют определённых усилий и порой борьбы с самим собой. Именно внутренний конфликт с самим собой мешал героям открыть своё сердце. И вот сейчас, на пороге отъезда, они готовы вступить в новую жизнь вместе. «А.Вампилов сумел в жанре бытовой комедии создать «страсти» по духовной близости людей, по доброте и взаимопониманию[11]». Автор намерено сосредотачивает действие на двух персонажах. Главным и самым важным становятся психология героев, игра их чувств, которая разворачивается в их сердцах и находит выход в их репликах и поступках. А. Вампилов прописывает ремарки, как руководство по психофизическому действию и самочувствию актёров. Ценной оказывается каждая деталь. В самом начале пьесы подробно описывается комната героини, и автор вскользь делает небольшое замечание о внутренней жизни героини. «Обстановка говорит о том, что в этом доме живет одинокая женщина». Поэтому говорящими оказываются вещи, обстановка и детали. Далее ремарка расширяется и через действия героини передаёт её волнительное состоянии в ожидании прихода мужчины, к которому она не равнодушна. «Перебирая белье, она с некоторой грустью задерживает в руках рубашку. Думает в это время, вероятно, о том, что время, в сущности, летит так быстро. Вдруг выключила утюг, быстро подошла к окну. Наблюдает, ждет, взволнована. Вот - увидела. Бросилась в спальню, вернулась, включила утюг, принялась гладить. В эту минуту раздается стук в дверь». Ей важно скрыть свои чувства, спрятаться за повседневными занятиями, лишь бы он только не заметил, не почувствовал то, что она на самом деле испытывает к нему. Далее между героями разворачивается небольшой разговор, который перемежается различными недосказанностями, желаниями задеть, уколоть друг друга. « - Хороший вы были преподаватель. Вот только чуткости вы мало проявляли и активности. - Откуда у меня активность, если я меланхолик?» Говоря о нехватке у него «чуткости» и «активности» Астафьева имеет в виду не только его преподавательские качества. Это своего рода намёк на его нерешительность в отношении нее. Она всё ждёт, что Третьяков оставит свою разумность, откроет ей свои чувства, скажет, по крайней мере, о том, как он будет скучать. Но этого не происходит. «- Да. Дом ваш последний. В хорошем он месте! Окнами в поле. И в лес. Уеду и буду вам завидовать. - Спасибо и на этом. » И только хор за окном не даёт героям расстаться, ведь неизвестно, что еще о них люди подумают. Далее разговор перерастает в выяснение несуществующих отношений. «- Что же все-таки делать? Может, мне жениться на вас? Из деликатности. - Да я за вас никогда и не пошла бы.- Да ну? Вы же ко мне были неравнодушны. Скажете - нет? За вас вся деревня переживала. - Симпатизировала, пока не знала, какой вы есть. - Какой я есть?- Грубый, каких много. » Каждый из них боится обнажить вои чувства. У Астафьевой уже был муж, она ушла от него, потому что не могла терпеть его грубости. Третьяков же сам по себе малоактивный и нерешительный человек. Создаётся ощущение, что он всё время находится в каком–то «футляре», как чеховский герой, Беликов. Но только сильное чувство, такое , как любовь, способно освободить его от самого себя и своих страхов. «-Скажите, а вот приедет учитель вместо меня - его тоже здесь все полюбят.- А как же? Полюбим. Три года любить будем. Как полагается.- Мальчишка приедет, пижон с новеньким глобусом. Откроете мою квартиру, покажете мою школу и - полюбите. Грустная история.- (отчаянно). Ничего. Переживем!» Желание любить и быть любимым берёт вверх и Третьяков решает остаться со своей возлюбленной. «- Перешагнуть порог, чего проще. – “Перешагнуть порог. ” Это сложная задача. Дураков полно по ту и по другую сторону порога. » Но главный герой принимает решение остаться и «перешагивает порог» навстречу любви и новой жизни. Яркая палитра красок всех оттенков человеческих чувств и эмоций становится главным предметом изображения в руках такого художника, как А.Вампилов. А форма одноактной пьесы позволяет «сгустить» эти краски, сделать их более насыщенными, дать перспективу развития чувств и характеров и вывести на первый план человеческую душу.

Читайте также: