Дом окнами в поле краткое содержание

Обновлено: 28.04.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Аня Кузина. "Дом окнами в поле" А.Вампилова

Одноактная пьеса Александра Вампилова «Дом окнами в поле» по форме – диалог. По сути – сцена прощания. Визуальный ряд - знакомая читателю картина, выхваченная из идеологического описания сельской жизни советской молодежи 60-х годов. Резиновые сапоги, белая косынка, муха, бьющаяся в оконное стекло, ковер с оленями. Поле и лес, молочная ферма, школа, дом культуры, избы и бесконечно длинная дорога, упирающаяся в горизонт…

Дело в том, что подобных описаний у Вампилова нет, как нет дословной точности быта. Драматург не поэтизирует село, но создает тон, который в сознании читателя самостоятельно рифмуется с таким, или похожим на это, описанием. Вампилов скорее портретист. Ему интересен человек, а не обстоятельства. И потому человека он пишет крупно.

Сцена прощания, кажется, рассмотрена драматургом сквозь увеличительное стекло. Рассмотрена с характерным автору желанием увидеть за бастионами формальных слов искренность переживаний, драматизм, величие, трагедийность и значимость повседневной жизни.

Короткий диалог пьесы заряжен, словно минное поле. От слова к слову, от фразы к фразе частота эмоциональных взрывов нарастает и переходит в откровенную борьбу.

Внешне тихую, но все же борьбу, и борьбу стратегическую, у Вампилова ведет женщина. Более того, 26-летняя заведующая молочной фермой в схватке за личное счастье всерьез претендует на победу.
Однако, Астафьева, во всей своей отчаянной попытке запрыгнуть в уходящий поезд замужества, далеко не Артемида. И все же это попытка, требующая смелости, и заслуживающая уважения. Вампилов не считает нужным объяснять, что такое шаг в неизвестность. Астафьева делает его на лету, не задумываясь. Она отдает мужчине возможность спасти себя или погубить.

Мне вспоминается героиня Клода Лелуша из фильма «Мужчина и Женщина». Анна в спешке диктует телеграмму: «Браво! Видела Вас по телевизору. Анна» и на просьбу телефонистки повторить мгновенно произносит: «Браво! Я люблю Вас. Анна».

Разница в том, что ни понятия, ни самого слова «любовь» в пьесе Вампилова нет. Оно не написано и не подразумевается. Зато есть одиночество, и тихое, словно ноющая боль, отчаяние. Астафьева не была любима, да и сама, кажется, всерьез никогда не любила. Вот уж, действительно, «грустная история». К слову сказать, в героинях последующих пьес Вампилова много общего: они сестры, жены, подруги, любовницы, хорошие знакомые и никогда - «любимые».

Довольно жестоко было, на мой взгляд, со стороны Вампилова-человека столкнуть Астафьеву с таким типом, как Третьяков. И тем больше восхищения вызывает Вампилов-драматург.

Аморфный, пассивный, слабый, колеблющийся Третьяков жалок, а в начале даже мил и вызывает сострадание. Но к финалу его сознательное нежелание принять решение, касающееся собственного счастья, а также попытки Астафьевой его к этому решению подтолкнуть, принимают формы абсурда и становятся своего рода гимном отчаяния, глупости и грусти. Отсутствующий, на первый взгляд, конфликт оборачивается мощным эмоциональным потрясением, фоном которому служит бесконечно-грустная деревенская песня…

Кажется, автора совершенно не интересует тот факт, что Третьяков остался-таки в доме Астафьевой. Для Вампилова трагедия развернулась гораздо раньше. Она – в равнодушии, дряблости, неспособности выкарабкаться даже с «дулом у виска». Вампилов за Третьякова ручаться не может. И потому в финале – многоточие.

Вампилов наблюдает за своими героями. Их речь, ее содержание - своего рода анамнез. На основании этой истории болезни диагноз кажется очевидным («…Ничего не было… даже грустно…») однако, в финале не подтверждается.

В этом, на мой взгляд, очередной эксперимент Вампилова, попытка проверить на подлинность собственное литературное произведение: драматический текст существует и развивается по законам жизни, а потому финал его непредсказуем и автору неизвестен.

Судя по всему, Вампилова всерьез интересует механизм создания драматического в малой форме. Это попытка приравнять слово к действию, во внешне формальном диалоге обозначить конфликт и вскрыть его не явно, а через эмоциональное восприятие читающего. Главный инструмент автора – внешний и внутренний планы. На них драматург делает ставку, оставляя за читателем право «додумать» финал.

«Дом окнами в поле» - подарок режиссерской фантазии. Не нарушая структуры и атмосферы, созданной автором, пространство пьесы, вполне могло бы занять как подоконник в доме Астафьевой, так и бескрайний Марьин лог. В тишине или шуме, на пороге, при свечах, на фоне ковра с оленями, произнесенная шепотом или в суете пьеса Вампилова будет жить, своего простого и проникновенного тембра не утратит.

Дорога современного Третьякова к своей Астафьевой была бы полна приключений. Возможно, он даже не дошел бы к ней. На пути из города в деревню молодой учитель непременно стал бы жертвой СМИ и героем заголовков в стиле «Молодые москвичи бегут из города», «Выпускников педвузов ссылают в деревни» или «Три года без Интернета. Кто он?». Тем интереснее, каким способом современный режиссер приведет зрителя к своему Третьякову, и через что придет Астафьева к фразе: «Я вас не пущу!».

Герои Вампилова в масштабах современности слишком тактичны и воспитаны. Их диалог - перпендикуляр сегодняшнему образу мысли и способам общения. Он – крайне нетипичен, но мог бы состояться, и наверняка вызвал бы в современном зрителе еще больше вопросов, непонимания, размышлений и догадок. Пьеса Вампилова – ситуация.
Ее интересно «примерить на себя». Так, например, герои Вампилова в дне сегодняшнем - ровесники Валерии Гай Германики и Ярославы Пулинович, а также, одновременно, - Марка Захарова, Валентина Гафта и Андрея Кончаловского.

Подозреваю, что Вампилов лукавил, называя свою пьесу комедией. Впрочем, как говорили в свое время французские моралисты: «Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит».

Александр Вампилов - Дом окнами в поле

Александр Вампилов - Дом окнами в поле краткое содержание

Одноактная пьеса. Написана в 1963 г. Впервые опубликована в журнале «Театр» (1964). С этой пьесы начинался для читателей Вампилов-драматург. По пьесе поставлен телеспектакль.

Дом окнами в поле - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Дом окнами в поле

Комедия в одном действии

АСТАФЬЕВА – заведующая молочной фермой.

АСТАФЬЕВА. Да-да! Пожалуйста!

ТРЕТЬЯКОВ. Добрый вечер, Лидия Васильевна!

АСТАФЬЕВА. Добрый вечер, Владимир Александрович.

ТРЕТЬЯКОВ. Вот… Зашел, так сказать, откланяться…

АСТАФЬЕВА. А я думала, чего доброго, не попрощавшись уедете.

ТРЕТЬЯКОВ. Ну что вы, как можно! Я с чемоданом с самого обеда. Обошел всю бригаду…

АСТАФЬЕВА. Ко всем, значит, зашли… Устали.

ТРЕТЬЯКОВ. Знаете, устал.

АСТАФЬЕВА. Устали… А тут еще к Астафьевой надо зайти. Вежливый вы, Владимир Александрович, через вежливость и страдаете…

ТРЕТЬЯКОВ. Нет, всех хотел видеть… Три года – все-таки не шуточки. Три года… И знаете, только сегодня, вдень отъезда, вдруг выясняется, что меня здесь все любят!

АСТАФЬЕВА. А почему бы вас, Владимир Александрович, не любить.

ТРЕТЬЯКОВ. Второгодники, оказывается, и те меня любят! Очень трогательно.

АСТАФЬЕВА. А что, вы хороший были преподаватель…

ТРЕТЬЯКОВ. Говорят, чтобы добиться признания, надо умереть. Не обязательно. Можно просто уехать…

АСТАФЬЕВА. Хороший вы были преподаватель… Вот только чуткости вы мало проявляли и активности…

ТРЕТЬЯКОВ. Откуда у меня активность, если я меланхолик?

АСТАФЬЕВА. Самодеятельность бы подняли, раз меланхолик…

ТРЕТЬЯКОВ. Меланхолики ничего не поднимают. Им и так трудно… (Садится.) Через полчаса уходит автобус.

АСТАФЬЕВА. Спасибо, что зашли… Уважили.

ТРЕТЬЯКОВ. Лидия Васильевна, разве я мог уехать, не повидавшись с вами?! К вам – последний визит. Для памяти…

АСТАФЬЕВА. Дом мой последний стоит. По пути…

На улице возникла песня. Она медленно приближается.

ТРЕТЬЯКОВ. Да… Дом ваш последний. В хорошем он месте! Окнами в поле. И в лес. Уеду и буду вам завидовать.

АСТАФЬЕВА. Спасибо и на этом…

ТРЕТЬЯКОВ. Вы, конечно, замечали, что я был к вам неравнодушен. Да, да! Да и вы, Лидия Васильевна… Скажете – нет? Помните май! Все могло быть по-другому… Ничего не было… Даже грустно. Вам не грустно?

АСТАФЬЕВА. К чему это вы говорите.

ТРЕТЬЯКОВ. Я уезжаю, могу я быть откровенным?

Песня совсем рядом.

АСТАФЬЕВА. Я помню май… Вы веселый были… Никогда я вас таким больше не видела.

ТРЕТЬЯКОВ. Лидия Васильевна, скажите откровенно, на прощание – что было бы, если бы я тогда сел в ваш ходок?

АСТАФЬЕВА. Что ж… ничего. Поехали бы вместе…

ТРЕТЬЯКОВ. Да… Я так и думал.

АСТАФЬЕВА. Я май хорошо помню… Вы пели, у вас ведь голос хороший, никогда бы не подумала…

ТРЕТЬЯКОВ (засобирался). Нет у меня никакого голоса… Пойду, Лидия Васильевна, я житель городской и не могу петь без аккомпанемента…

АСТАФЬЕВА. А из леса тогда мы за вами следом ехали… Вы видели.

ТРЕТЬЯКОВ. Да, да… Будем вспоминать…

АСТАФЬЕВА. А я думала, вы к нам в ходок сядете…

Хор останавливается под окном. Хорошо слышна мелодия, но слов не разобрать.

ТРЕТЬЯКОВ. Так вот… Прощайте, Лидия Васильевна! Я думаю, мы еще встретимся. Мир тесен…

Подают друг другу руки.

Где-нибудь, когда-нибудь… Счастливо оставаться… (Отворил дверь.)

ХОР. Несет Галя воду,

Коромысло гнется,
Стоит Ваня подле
Над Галей смеется…

АСТАФЬЕВА (вдруг). Постойте!

ТРЕТЬЯКОВ (прикрыл дверь). Да?

Слышна лишь мелодия.

АСТАФЬЕВА (решительно). Я вас не пущу.

ТРЕТЬЯКОВ. В чем дело.

АСТАФЬЕВА (лукавит с большим искусством). Сейчас я вас не пущу.

ТРЕТЬЯКОВ. Почему, Лидия Васильевна?

АСТАФЬЕВА. Они остановились под окном.

АСТАФЬЕВА. Вы что, не слышите?

ТРЕТЬЯКОВ. Поют. Ну и пусть…

АСТАФЬЕВА. Садитесь, Владимир Александрович, послушаем… (Приоткрыла дверь.)

Ой ты, Галя, Галя,
Дай воды напиться
Может быть, я, Галя,
Не буду журиться…

ТРЕТЬЯКОВ. Я опаздываю, Лидия Васильевна.

Я не дам тебе воды,
Вода ключевая,
Ты не любишь меня,
У тебя другая…

АСТАФЬЕВА (закрыла дверь). Славно поют!

ТРЕТЬЯКОВ (мягко). Это не имеет никакого значения. Я должен ехать. Даже если бы за окном был хор Пятницкого. Все равно. Даже тем более.

АСТАФЬЕВА. Сейчас я вас не пущу.

ТРЕТЬЯКОВ (в недоумении). Мне понятно ваше настроение… Я сам… Я тронут, но… мне некогда.

АСТАФЬЕВА. Вы уйдете…

ТРЕТЬЯКОВ. Откройте же!

АСТАФЬЕВА. Но не сейчас…

ТРЕТЬЯКОВ. Что случилось?

АСТАФЬЕВА. Сейчас десять часов вечера.

ТРЕТЬЯКОВ. Ну и что?

АСТАФЬЕВА. Я говорила – вы нечуткий…

ТРЕТЬЯКОВ (задумчиво). Так… И неактивный?

АСТАФЬЕВА. Это уж само собой…

Подходит к Астафьевой.

Если я правильно понимаю, вы хотите, чтобы я ушел от вас утром?

Пытается обнять Астафьеву. Попытка, впрочем, довольно робкая.

АСТАФЬЕВА (останавливает его). Вы ничего не поняли!

ТРЕТЬЯКОВ (обескуражен). Объясните! Сейчас мне уйти нельзя, утром – тоже… Когда в таком случае? Ночью? Днем? Завтра? Послезавтра?

АСТАФЬЕВА (с достоинством). Вечером.

ТРЕТЬЯКОВ. Но почему, Лидия Васильевна?! Вы, кажется, издеваетесь?

АСТАФЬЕВА. Десять часов вечера… Подумайте, что они скажут, если вы выйдете в такое время из моего дома?

Дом окнами в поле кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме-спектакле

Геннадий Павлов

Вадим Биберган

Лариса Мурашко

Станислав Любшин , Ирина Купченко

По одноименной пьесе Александра Вампилова.

Нерешительность и застенчивость сельского учителя Третьякова мешает ему объясниться в любви заведующей молочной фермой колхоза Астафьевой. Не понимая, что его любовь взаимна, Третьяков намерен уехать из села. Однако героиня сама приходит ему на помощь.

последнее обновление информации: 04.10.17

кадры из фильма >>

Дом окнами в поле (1979) фотографии

Дом окнами в поле (1979) фотографии

Дом окнами в поле (1979) фотографии

дополнительная информация >>

обсуждение >>

Первый раз спектакль я услышал по радио , впечатление было невероятное , такое же впечатление было когда увидел спекталь на телевидении. читать далее>>

В юности показался жуткой нуднятиной. Тогда ещё не понимала, что это Вампилов. Надо пересмотреть. А хорошо, что есть такая возможность! читать далее>>

Тут некоторые не согласны с трактовкой образа колхозницы Ириной Купченко. Дык это ж НЕ простая колхозница, а заведующая фермой, у нее образование как минимум среднее техническое, значит обучалась в городе. А. читать далее>>

Одноактную мелодраму «Дом окнами в поле» Александра Вампилова, можно считать комедией, если под эти окна дома пришли петь доярки и пастух с гармонью по команде их заведующей фермой Лидии Васильевны Астафьевой. Любимая. читать далее>>

Дом окнами в поле кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

актеры и роли

Станислав Любшин

Станислав Любшин

Ирина Купченко

Ирина Купченко

Вы хотите зарегистрироваться?

Ошибка

кадры из фильма >>

Дом окнами в поле (1979) фотографии

Дом окнами в поле (1979) фотографии

Дом окнами в поле (1979) фотографии

дополнительная информация >>

обсуждение >>

Первый раз спектакль я услышал по радио , впечатление было невероятное , такое же впечатление было когда увидел спекталь на телевидении. читать далее>>

В юности показался жуткой нуднятиной. Тогда ещё не понимала, что это Вампилов. Надо пересмотреть. А хорошо, что есть такая возможность! читать далее>>

Тут некоторые не согласны с трактовкой образа колхозницы Ириной Купченко. Дык это ж НЕ простая колхозница, а заведующая фермой, у нее образование как минимум среднее техническое, значит обучалась в городе. А. читать далее>>

Одноактную мелодраму «Дом окнами в поле» Александра Вампилова, можно считать комедией, если под эти окна дома пришли петь доярки и пастух с гармонью по команде их заведующей фермой Лидии Васильевны Астафьевой. Любимая. читать далее>>

Дом окнами в поле кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

отзывы

Первый раз спектакль я услышал по радио , впечатление было невероятное , такое же впечатление было когда увидел спекталь на телевидении.

В юности показался жуткой нуднятиной. Тогда ещё не понимала, что это Вампилов. Надо пересмотреть. А хорошо, что есть такая возможность!

Тут некоторые не согласны с трактовкой образа колхозницы Ириной Купченко.
Дык это ж НЕ простая колхозница, а заведующая фермой, у нее образование как минимум среднее техническое, значит обучалась в городе.
А вы, граждане, вообще видели когда-нибудь колхозниц? Да некоторые из них по тем временам не хуже городских интеллигенток выглядели , а некоторые даже умудрялись одеваться модно. Этот спектакль впервые услышала в аудио-варианте по радио, слушается он прямо-таки "на одном дыхании", видео-версия даже проигрывает малость. Вампилов был очень талантливым драматургом, одним из немногих, пьесы которых было интересно смотреть, а главное то, что НЕ БЫЛО В ЕГО ПЬЕСАХ ЛИЗОЖОПСТВА относительно властей предержащих, а была просто жизнь с ее непредсказуемыми поворотами. Жаль, рань помер. Царство небесное!

Одноактную мелодраму «Дом окнами в поле» Александра Вампилова, можно считать комедией, если под эти окна дома пришли петь доярки и пастух с гармонью по команде их заведующей фермой Лидии Васильевны Астафьевой.

Любимая женщина должна быть обязательно завоёвана, но как быть, если робкий, стеснительный, неуверенный сельский учитель географии Владимир Александрович Третьяков никак не может объясниться в любви? Выход есть! Взять в «плен» избранника и «позволить» ему добиться себя.

Герой Станислава Любшина: «Говорят, чтобы добиться признания, надо умереть. Необязательно. Можно просто уехать».

Или сделать вид, что уезжаешь.

И хотя порог и замок были виртуальными, а реквизит бутафорский, чувства были настоящими.

Ирина Купченко и Станислав Любшин прожили в экранизации правдоподобное, поучительное, запоминающее действие. Никогда не забуду их блестящие глаза от слез, от слез радости, от радости. Их большое искусство лукавить.

Талантливый сибиряк, автор пьесы «Дом окнами в поле» Александр Валентинович Вампилов трагически погиб на озере Байкал 17 августа 1972 года, за день до 35-летия.
Я буду всегда помнить его: «Прошлым летом в Чулимске» (1972),
«Старший сын» (1968), по произведению в 1976 году снят одноименный фильм,
«Утиная охота» (1970), по мотивам пьесы в 1979 году снят телефильм «Отпуск в сентябре».

Купченко - заведующая фермой. Кастинг потрясающий. Чего же не Терехова. Было бы еще гармоничнее и естественнее.

Действительно, чудесный маленький телеспектакль!
…Наверное, в жизни так и бывает, что самые важные решения приходится принимать в эти самые последние, главные минуты. Как остро чувствуется эта быстротечность времени, как она требует от героев успеть сказать самые главные слова и не расплескать эти драгоценные минуты в пустоту… Удивительная игра талантливейших актёров Ирины Купченко и Станислава Любшина! Нет, не игра! Жизнь! Настоящая! Простая и сложная, счастливая и полная боли и разочарования, радостная и грустная… В эти неполные тридцать минут мы ни на секунду не перестаём волноваться и переживать за Владимира и Лидию. Невозможно передать словами те чувства, которые проникают в душу и затрагивают самые тонкие её струны! Как же дорого сердцу это ощущение сопричастности долгожданному настоящему счастью.
И всегда, когда вновь и вновь смотрю спектакль, понимаю, насколько важна эта запертая только на простой крючок дверь. Ведь главному герою без труда можно было откинуть его, открыть дверь и уйти. Но что-то не даёт ему этого сделать – просто переступить порог и покинуть этот дом… Дом окнами в поле…
Потрясающий, пронзительный спектакль!

Конечно, это ещё ранний Вампилов, но это уже Вампилов. А Ирина Купченко играет всё-таки не рядовую доярку, а заведующую фермой, которая где-то (по тем временам), значит, училась и некоторые "городские" манеры приобрела и усвоила. Всё очень естественно и гармонично. Спасибо нашим замечательным артистам!

Читайте также: