Дом карла буллы крыша

Обновлено: 02.05.2024

Что для нас сейчас фотография? Достать смартфон из кармана и сделать моментальный снимок. Но давайте посмотрим, с чего всё начиналось.

Фотосалон Карла Буллы - небольшой, очень уютный и приятный музей в самом сердце Санкт-Петербурга, на Невском проспекте. На шумном проспекте легко пройти мимо него, но советую заглянуть в находящийся на втором этаже музей дома номер 54. Это дом примечателен также тем, что здесь находилась блокадная парикмахерская, открывшаяся до революции и работавшая во время блокады Ленинграда и до 2006 года. В память о парикмахерской №9 осталась мемориальная табличка.

Кстати, еще один повод посетить это место: в музее есть небольшая смотровая площадка, с которой открывается вид на Гостиный двор и Невский проспект.

В 1908 г. фотоателье на Невском, 54 приобретает Карл Карлович Булла, который в это время был уже известным фотографом с множеством почетных званий и наград. По фотографиям Карла Буллы в разных изданиях выпущено более 1000 открыток с видами Санкт-Петербурга.

Именно Карл Булла снимал спуск на воду крейсера «Аврора», делал портреты императора Николая II, а так же Льва Толстого в кругу семьи. Карл Карлович стал «отцом» репортажного фотоискусства. Мастер одним из первых начал снимать на улицах и оставил огромное наследие из своих фотоснимков.

Сам музей небольшой, в нем несколько комнат. Самые основные-это комната с фотоаппаратами, кабинет фотографа и съемочное пространство. Итак, начинаем рассматривать экспозицию музея: в ней представлено множество старинных фотоаппаратов, больших, громоздких, в деревянных корпусах. Сравните их с тем, что вы сейчас держите в руке)

На стенах портреты Карла Буллы и его сыновей.

У Буллы и сыновей фотографировался весь Петербург, включая таких знаменитостей, как Есенин, Маяковский, Гиппиус, Куприн, Шаляпин, Горький, Малевич и Распутин.

Карл Булла фотографировал даже царскую семью почти до их последних дней. Я лично даже не задумывалась, кто автор фоторепортажей о их жизни. В музее представлено множество редких снимков. Например, на фотографии ниже великие княжны в походе за грибами. И еще много теплых семейных фотографий, на которых царская семья предстает обычными людьми.

Таким образом, Карл Булла умел запечатлеть не только торжественные и важные для целой страны события (такие, как празднование 300-летия дома Романовых), но и настоящую жизнь, со всеми ее радостями и трагедиями.

Немного истории: в 1917 г. Карл Булла уехал в Эстонию, а его сыновья, Виктор и Александр, продолжили дело отца и работали до 1928 года. В этом году Александр был отправлен в ссылку, а Виктор арестован и приговорен к расстрелу как "немецкий шпион". Все негативы были конфискованы и частично уничтожены. Но то, что осталось, а это, внимание, более 130,000 единиц хранения, составляет на данный момент основу коллекции Государственного фонда кино-фотодокументов.

После революции фотоателье продолжало работать уже в качестве государственного учреждения и не прекращало свою работу даже в годы Великой Отечественной Войны и блокады Ленинграда.

На месте бывшей комнаты, в которой проводились съемки, сейчас небольшая оранжерея, залитая светом, ведь потолок и одна стена стеклянные. Отличное место для фотографий и по сей день. Даже в пасмурную погоду здесь будет достаточное освещение.

В рабочем кабинете Карла Буллы помимо интерьера с оригинальной мебелью, мы можем увидеть экспозицию из фотоаппаратов разных эпох. Например, советский фотоаппарат ЛОМО или один из первых аппаратов Polaroid. Интересно увидеть наглядно, как менялась их форма и конструкция.

На стенах множество фотографий, сделанных рукой мастера и его сыновьями.

Не только в кабинете, но и по всему музею развешаны фотографии, на которых изображены как люди известные, например царская семья, поэты и писатели, так и не известные совсем, обычные люди, которые приходили в фотоателье сделать фото на память. А в своих репортажах Карл Булла снимал представителей абсолютно всех сословий – от бедняков до высшего общества.

Семьи с маленькими детьми, влюбленные парочки, завидные женихи и невесты. так приятно было перенестись на мгновения в прошлое, увидеть незнакомые лица и представить, как и чем они жили. Казалось, что фотографии оживут, и их герои помашут ручкой, как на старой черно-белой кинопленке.

Всем рекомендую посетить этот душевный музей! Всматривайтесь, "вчувствывайтесь", ловите мгновения на свои фотоаппараты!

Напишите в комментариях, любите ли вы фотографировать? Какое впечатление осталось от музея?

Фотосалон-музей имени Карла Буллы

Фотосалон-музей имени Карла Буллы — это одно из старейших фотоателье Санкт-Петербурга. Сегодня здесь располагаются частный фотосалон, музей и фонд исторической фотографии. Экспозиция учреждения нацелена на изучение истории фотоискусства рубежа XIX—XX вв.

Панорама музея с Невского проспекта:

Историческая справка

Точная дата основания фотоателье в доме на Невском проспекте неизвестна. Историки считают, что это произошло до 1858 года. Музей носит имя своего последнего частного владельца Карла Буллы. После Октябрьской революции фотосалон национализировали, одного из сыновей Карла Буллы отправили в ссылку, второго — расстреляли.

Карл Булла считается основоположником репортажной фотографии, он прославился не только своими пейзажными фотографиями Санкт-Петербурга и портретами известных современников, но и известен как настоящий мастер светописи.

Известно, что до Буллы хозяевами ателье были несколько человек. О первом владельце — Карле Людвиговиче Кулише практически не сохранилось информации, кроме нескольких фотопортретов его работы. Второй владелец — Иван (Джованни) Бианки стал одним из первых городских фотографов, работающих в жанре репортажа.

Фотосалон-музей имени Карла Буллы

Фотосалон работал непрерывно даже в период блокады в годы Великой Отечественной войны. В начале 2000-х помещение снова вернулось в частные руки. Его новый владелец — Валентин Евгеньевич Эльбек — вернул фотосалону не только исторический облик, но и имя последнего хозяина. А также создал фонд исторической фотографии.

Сегодня фотосалон-музей имени Карла Буллы проводит выставки фотографий, картин, книг, участвует в международных фотоконкурсах. Самый известный из них — «Эпохи зримые черты» — проводится один раз в два года. В нем участвуют фотографы из разных стран, представлены несколько номинаций. Следить за анонсом событий можно на официальном сайте музея Карла Буллы, а также в группе ВКонтакте.

Фотосалон-музей имени Карла Буллы

Что посмотреть

Фонд исторической фотографии включает действующий фотосалон, музей, галерею и смотровую площадку. Располагается музейный комплекс на 4 этаже (лифт отсутствует). Начинается музей уже с вестибюля. Его стены украшены работами Карла Буллы, есть даже автопортрет мастера.

В зале музея воссоздан старинный интерьер, здесь можно увидеть оригиналы и репродукции фоторабот начала ХХ века. Кроме фотоснимков, в музее выставлена образцы старинных фотоаппаратов, в том числе, принадлежавших самому Карлу Булле. В исторической фотомастерской со стеклянной крышей, высажено множество цветов, это место больше похоже на оранжерею.

Музейный зал совмещает историческую экспозицию с выставочной галереей, где проходят выставки. Из нее можно пройти к самой увлекательной локации — смотровой площадке фотомузея Карла Буллы. Она представляет собой небольшую террасу, с которой открывается шикарная панорама на Невский проспект. Часто на смотровую площадку приходят фотографы, работы некоторых из них можно увидеть в музее.

Фотосалон-музей имени Карла Буллы

Фотосалон-музей имени Карла Буллы

Режим работы и билеты музея имени Карла Буллы

Фотосалон-музей работает ежедневно, с 10:00 до 20:00.

Стоимость билетов: входной — 50 рублей, дети до 12 лет — бесплатно, фотосъемка — 100 рублей.

Фотосалон-музей имени Карла Буллы

Как добраться

Фотосалон-музей имени Карла Буллы находится на любимом у туристов Невском проспекте, в доме № 54. Это сердце города, напротив музея находятся Екатерининский сквер и Гостиный двор. Из отдаленных районов Санкт-Петербурга, а также от вокзалов, удобнее всего добираться сюда на метро. Станция «Гостиный двор» (зеленая ветка) находится через дорогу от здания музея.

Фотосалон-музей имени Карла Буллы

Автобусы № 7, 24, 191 и троллейбусы № 1, 7, 10, 11 останавливаются на остановке «Метро Гостиный Двор», прямо возле главного входа в музей. Возле соседнего дома, со стороны Садовой улицы есть остановка «Невский проспект (Садовая)». Здесь ходят автобус № 49 и ночной 2 М, а также маршрутка № 212.

Автомобильных парковок рядом нет, поэтому удобнее ехать на такси. В Санкт-Петербурге работают Яндекс. Такси, Uber, Таксовичкоф, Конкорд, Везет, Gett, Maxim.

На улице Малая Садовая в Санкт-Петербурге 27 мая открылась фотовыставка «Страна Победы. Победа Страны», посвященная российским чемпионам и призерам 22-х зимних Олимпийских игр в Сочи.

Фотосалон Карла Буллы

Фотосалон Карла Буллы

На этой же улице — памятник фотографу. Место для скульптуры выбрано не случайно. В доме, рядом с которым установлен памятник, с начала XX века располагалось фотоателье знаменитой династии фотографов Булла.

Фотосалон Карла Буллы

Если честно, в фотосалон Карла Буллы, расположенный по адресу Невский 54, я отправилась ради вот этой цветущей террасы, с которой открывается замечательный вид на Невский проспект:

Фотосалон Карла Буллы

Но оказалось, что кроме смотровой площадки, в этом историческом месте можно увидеть еще много чего интересного.

Дом, в котором располагалось фотоателье, был построен в 1740 году архитектором Трезини. Другой известный архитектор С. И. Чевакинский расширил дом, надстроив еще один этаж:

Фотосалон Карла Буллы

В 1825 г. дом купил промышленник Н. Н. Демидов. Дом в то время был оформлен в классическом стиле и в нём находились меблированные комнаты — «Демидовская гостиница». В результате последующих перестроек, появились третий и четвертый этажи, а фасады оформили в стиле зрелой эклектики.

Первое фотоателье на Невском 54 открыл Карл Людвигович Кулиш, снимавший портреты. Фотосалон сменил еще несколько владельцев, пока в 1908 году его не приобрел Карл Карлович Булла.

Фотосалон Карла Буллы

Родился Карл Булла в Пруссии в 1855 году, но еще в детском возрасте он оказался в России. В Санкт-Петербурге он работал посыльным в фирме «Дюнант», которая занималась фотографических принадлежностей. Карл увлекся фотографией, стал лаборантом, а в 20 лет уже открыл своё первое фотоателье. Фотография стала делом всей его жизни. «Отец российского фоторепортажа» — так его называли. Его фоторепортажи с улиц города принесли ему известность. Он снимал все непростые периоды в жизни города: пожары, наводнения, революцию 1905 года. Только ему было поручено сделать фотографии для издания, посвященного 200-летию города, для которого Булла сфотографировал каждый дом на Невском проспекте. По его фотографиям выпущено более 1000 открыток с видами Санкт-Петербурга.

Фотосалон Карла Буллы

Его снимки печатались в популярном журнале «Нива», принеся ему всероссийскую известность. Он снимал М. Горького, Ф.Шаляпина, М.Кшесинскую, А.Павлову. В.Стасова, ездил в Ясную Поляну к Л. Н. Толстому. Кроме того, снимал императора Николая II и его семью:

Фотосалон Карла Буллы

Интерьер фотосалона Карла Буллы на Невском 54 был роскошен, оборудование — по последнему слову техники. В этом же доме Карл Карлович поселился со своей семьей. Два его сына Александр и Виктор также были увлечены фотографией и продолжили дело отца, после того как в 1917 году К. Булла уехал в Эстонию.

Фотосалон Карла Буллы

Дальнейшая судьба семье сложилась трагично: в 1928 году Александр Булла был арестован и отправлен в ссылку. В 1929 года в Эстонии умер Карл Булла, а в 1938 году арестовали и приговорили к расстрелу Виктора. При обысках в фотоателье были уничтожены накопленные за десятилетия негативы, те, что остались сейчас хранятся в Государственном фонде кино-фотодокументов.

Фотосалон Карла Буллы

Фотосалон на Невском 54 стало государственным учреждением. Оно работало даже в годы блокады. А в послевоенное время «Фотография № 1» была популярным семейным фотоателье города.

Фотосалон Карла Буллы

В 2002 году новый владелец помещения известный врач и общественный деятель Валентин Евгеньевич Эльбек провел реконструкцию здания, был воссоздан стеклянный купол фотосалона:

Фотосалон Карла Буллы

Фотосалон по-прежнему работает на своем историческом месте (портретная, семейная, свадебная съемка, фото в ретро-стиле):

Фотосалон Карла Буллы

Фотосалон Карла Буллы

А еще здесь находится Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы.

Фотосалон Карла Буллы

Фотосалон Карла Буллы

Фотосалон Карла Буллы

Фотосалон Карла Буллы

Фотосалон Карла Буллы

Здесь проводятся разнообразные фото и художественные выставки.

Фотосалон Карла Буллы

Фотосалон Карла Буллы

В дни нашего посещения в фотосалоне работала документальная фотовыставка «1930-е годы. Ленинград и ленинградцы», посвященная жизни города в те годы и конечно людям, жившим в то нелегкое время. Фотовыставка была основана на фотографиях из семейных архивов горожан:

Фотосалон Карла Буллы

Ну и наконец, та самая терраса, с которой открывается, наверно, самый узнаваемый вид на Невский проспект, Гостиный двор и башню Городской Думы:

Всё время думать одну и ту же мысль нельзя! Это очень вредно! От этого можно соскучиться и заболеть.

Музей-фотосалон Карла Буллы.

Если свернуть с Невского проспекта на Малую Садовую улицу, то можно увидеть памятник петербургскому фотографу. Установлен он в 2001 году и представляет собой 2,5 метровую бронзовую фигуру фотографа, который готовится к съёмке. Фотографируются по примете — взяв фотографа под правую руку. Для финансового благополучия с фотографом «мирятся» за мизинец.



Появилась это скульптура в этом месте не случайно. Именно здесь, по адресу Невский проспект 54 , с начала ХХ века и до 1930-х годов располагалось фотоателье знаменитой династии фотомастеров Булла . Их работы увековечили знаменитых политиков, учёных и художников, важнейшие события российской истории , шедевры Петербургской архитектуры .


Фотоателье имени Карла Буллы действующее. Но это не просто фотоателье, это музей, фонд исторической фотографии. Поднимаемся по лестнице на четвёртый этаж.


Фотоателье на месте нынешнего Фонда было создано в 1850-е годы, точная дата неизвестна, установлено лишь, что это было до 1858 года (по информации на обороте сохранившейся фотографии). Первый владелец его — Карл Людвигович Кулиш. Первоначально фотоателье имело длинное название — Фотография Кулиша в Петербурге на Невском проспекте против Александрийского театра в доме Демидова № 55. Демидов — это хозяин всего дома, купец, а № 55 — потому что это было до перенумерации домов 1858 года . Сохранилось лишь несколько фотографий-портретов малого формата этого мастера. В 1866 году владелец сменился — ателье приобрёл фотограф-итальянец Иван (Джованни) Бианки. Он в числе первых фотографирует город, работает в жанре фоторепортажа. Впоследствии, начиная с 1872 года , фотоателье неоднократно меняло владельцев. В 1882—1883 годах здание, в котором располагалось ателье, было перестроено по проекту Павла Сюзора . Примерно в 1906 — 1908 годах (точная дата неизвестна) владельцем фотоателье становится Карл Карлович Булла , ему помогали сыновья Виктор и Александр.


Сейчас тут спокойствие и благодать, приятная атмосфера искусства фотографии, переплетающегося одновременно с историей и современностью. Музей-фотосалон Карла Буллы обставлен стилизованной мебелью, обстановка дополнена цветами и деревьями. Главным украшением являются работы Карла Буллы, кроме этого, здесь периодически проходят не менее интересные временные экспозиции.







Из салона можно выйти на смотровую площадку, с которой открывается вид на Невский проспект.


Внузу Гостинный двор.


И улица Садовая. Кстати, обратите внимание, трамваи здесь уже не ходят, однако рельсы и контактная сеть сохранены. Этому есть причина, о которой я скажу чуть позже.


Российская национальная библиотека - уникальное место. Её богатейшие фонды книг, газет и журналов ставят её на второе место в мире.



Вид на Екатериненский сад.





Но, возвращаемся снова в музей.


Во время проведенной реконструкции, был восстановлен стеклянный купол помещения. С четвертого этажа открывается потрясающий вид на город, на фоне которого любят фотографироваться посетители.



Родился Карл Карлович Булла в немецкой семье в прусском местечке Леобшютц, но работал почти исключительно в Петербурге. В 1875 году он открыл свое собственное фотоателье, которое в начале XX века помещалось в здании Пассажа на Невском.
Еще в 1886 году он получил в Министерстве внутренних дел «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга» которое позволило ему много лет позже в 1894 наладить типографское производство открыток в стандарте Всемирного почтового союза.
С 1897 года фотографии Карла Буллы стали печататься в массовом и популярном журнале «Нива». С этого времени его имя стало известно по всей Российской империи.
После 1916 года Карл Булла передал свое фотографическое дело сыновьям — Александру и Виктору, а сам поселился на острове Эзель. Там же он и умер в 1929 году.




Сотрудниками НКВД у семьи Буллы был конфискован результат их творческого труда – негативы, накопленные за десятилетия кропотливой работы. Часть негативов была варварски уничтожена при обыске, оставшиеся негативы были изъяты и в настоящий момент составляют основу коллекции Государственного фонда кино-фотодокументов (более 130000 единиц хранения!).





В 2002 году по инициативе и на средства нового владельца помещения Валентина Евгеньевича Эльбека к 300-летию Санкт-Петербурга в фотосалоне была проведена масштабная реконструкция, позволившая сохранить для города мемориальное помещение фотосалона Карла Буллы. Была произведена полномасштабная реставрация съемочных павильонов, в которых творили Карл Булла и его сыновья.




Андрей Иоффе

Карл Карлович Булла
Karl Bulla
( 26.02.1855 года [Леобшютц][о. Эзель (ныне Сааремаа)])
Россия (Russia)

Он оставил после себя 230 тысяч негативов фотографий эпохи конца XIX — начала XX века и стал родоначальником отечественной журналистики, но его имя сейчас известно немногим. Немец по происхождению, он вошел в российскую элиту и занимает особенное место в отечественной истории.

Автор: Алексей Китаев

Небольшой фирменный вензель Карла Буллы на коричневатом картоне «реальных картинок» дореволюционной эпохи знаком каждому историку: серьезное изучение важнейшего периода жизни страны невозможно без привлечения иллюстративного материала, одним из главных творцов которого являлся Карл Карлович: Булла сохранил для потомков «настоящих» Николая II и Льва Толстого, изготовил серию потрясающих фотозарисовок «нового смутного времени» (революции 1905-1907 гг.).

Главной особенностью Карла Карловича была его потрясающая контактность. Он легко мог разговорить и расположить к себе незнакомых людей.

Трудно переоценить вклад К. К. Буллы и его сыновей в историю Петербурга в целом. На снимках сохранены приметы времени, отражены все стороны общественной жизни России на одном из важнейших этапов его истории. Фотографии дают нам поразительную возможность узнать, увидеть, стать участниками практически всех событий, происходивших в столице. Невозможно перечислить все темы съемок патриарха русской фотожурналистики. Наряду со снимками светской хроники, запечатлевшими конгрессы, парады, балы, банкеты, приезды иностранных гостей, интерьеры имений, дворцов и особняков знатных особ, сохранились снимки повседневной жизни приютов, детских благотворительных учреждений. Фотограф снимал последнего русского царя Николая II и его семью, деятельность Государственного Совета, Государственной Думы, местных городских органов власти. Социально-экономическая жизнь представлена репортажными снимками производственных процессов, фасадов и оборудования предприятий, заводов, фабрик, ателье и мастерских; фотографиями, запечатлевшими быт и отдых рабочих и служащих.

Пожалуй, впервые эпитет «известный» внятно прозвучал в адрес фотографа Карла Карловича Буллы в 1895 году в «Русском фотографическом журнале». В приложении № 2 была опубликована фотография «Лес» с пояснением: «Негатив изготовлен нашим известным фотографом и фабрикантом К. К. Булла». И далее: «В последнее время броможелатинные пластинки лаборатории К. К. Булла были превосходны и мы крайне сожалеем, что К. К. Булла закрыл свою лабораторию как раз тогда, когда производство пластинок было уже доведено им до известной степени совершенства…»

В год этой публикации ему исполнилось сорок лет, и он принадлежал к поколению родившихся после изобретения светописи. Так что фотография для него была делом обычным — его становление в ней пришлось на время, когда чудо получения изображений, «нарисованных самим солнцем», уже перестало удивлять и прочно вошло в быт и сознание многих людей. В 1895-м за его плечами был уже тридцатилетний опыт работы, как тогда говорили, «по фотографии». Мы очень мало знаем об этом периоде жизни Карла Карловича Буллы, но, несомненно, начинать выстраивать фотографическую карьеру ему пришлось в плотной конкурентной среде, созданной поколением первопроходцев, родившихся раньше фотографии.

Андрей Иоффе

Между тем, как это ни покажется странным, сегодня наши знания об этом известнейшем в былом Петербурге человеке не отличаются полнотой. Мы не знаем достоверно, когда он уехал из Петербурга — в 1916, 1917? Или — позже? Разные источники сообщают oб этом весьма противоречивые сведения. Мы не знаем, почему, находящийся на пике столь блестяще выстроенной карьеры, он уехал. Говорят, не все было ладно в семье. Мы не знаем, почему уехал именно в Эстонию. Говорят, любил там проводить отпуск. Мы многого о нем не знаем.

Карл Освальд (Карл Карлович) Булла родился в Пруссии в провинции Леобшютц 26 февраля 1855 года в семье купца. Его отец — Карл Освальд Булла, мать — Анна, урожденная Шефлер. В возрасте 10 лет (по другим данным — в 12 лет) его привезли в Петербург и определили на службу в фирму по изготовлению и продаже фотопринадлежностей «Дюпапт».

Вначале — посыльный, затем лаборант и ученик, Карл Булла постигал основы фототехники с азов. Будучи пытливым молодым человеком, он изучил по иностранной литературе способы полива и очувствления эмульсии для изготовления фотопластинок. Пройдя долгий и трудный путь освоения ремесла, Карл Булла открыл свою небольшую фотолабораторию. Эта фотолаборатория завоевала широкую известность. Можно с уверенностью сказать, что это было производство «моментальных пластинок», пригодных для самых разнообразных фотографических работ, как моментальных, так и с выдержкой. Сухие фотографические пластинки фотолаборатории К. К. Буллы пользовались широким спросом. В одной из реклам можно было прочесть: «Фотографическая лаборатория К. Булла. С-Петербург, Невский проспект, 110. Специальность: фабричное производство фотографических сухих пластинок». Сухие броможелатиновые пластинки продавались не только в столице. Через оптовую фирму «Лиман и Рикс» они высылались в другие города России.

В феврале 1876 года Карл Карлович подал прошение министру внутренних дел о разрешении принять присягу на подданство России и после этого вместе с женой «приписаться в С.-Петербургское мещанство». Так как Карл Булла, по сведениям, был «поведения и образа жизни хорошего», не был уличен в каких-либо противоправных действиях, служил в коммерческой конторе, прошение его было удовлетворено. В июле 1876 года Карл Булла принял присягу на подданство России.

Незадолго до этого события, в 1875 году он открыл свое первое фотоателье на Садовой улице, в доме № 61. С этого времени началась его работа в качестве профессионального фотографа. Еще в пору работы в фирме «Дюнант» Карл Булла стал постигать тайны фотомастерства.

Андрей Иоффе

Его фотографии были естественными и непринужденными, а потому нравились клиентам. И, безусловно, молодого фотографа отличало необычайное трудолюбие. На Садовой улице в течение 10 лет Карл Булла занимался павильонной съемкой. Спустя много лет, уже будучи известным фоторепортером, Карл Карлович не оставил это занятие. Наоборот, он открыл новое фотоателье на Екатерининском канале в доме № 66, на Невском проспекте в доме № 110, позже — на Невском проспекте в доме № 48 (в здании «Пассажа»). В 1908 году Карл Карлович купил помещение по Невскому проспекту в доме № 54. На Невском проспекте, 110 Карл Булла владел маленьким съемочным павильоном, состоявшим из 2-х небольших комнат. Последнее фотоателье известного петербургского фотографа было оборудовано по последнему слову техники, с купеческой роскошью. Оно было самым респектабельным и очень популярным среди петербуржцев и гостей столицы. Сфотографироваться у «знаменитого Буллы» хотели многие, фотоателье было переполнено заказами. Сюда спешили чиновники и гимназисты, военные и студенты, гусары и фрейлины, ученые и композиторы, художники и артисты. Да и как не зайти, если в рекламном объявлении сообщалось: «В павильоне производятся: портреты и группы с натуры. Увеличение портретов с визитных или кабинетных карт, в какой угодно форме. Переснятие копий с визитных или кабинетных карточек, картин, гравюр, рисунков. Съемка всяких технических предметов для клише, кои легко могут быть доставлены в павильон».

Испрошенное в министерстве внутренних дел и полученное в 1886 году «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга» не могло иметь серьезных коммерческих последствий, ибо в это время интерес к петербургской архитектуре и ее репрезентации в изобразительных искусствах упал, а полиграфия еще не научилась изготавливать клише с фотографических запечатлений. А Карл Карлович был не из тех, кто стал бы снимать что-либо «для себя» «из любви к искусству». Время воспользоваться этим документом придет позже, после того, как в 1894 году тем же министерством будут разрешены «бланки открытых писем частного изготовления», да еще в стандарте Всемирного почтового союза. Это дало возможность фотографам и существенно повысить тиражи изображений и рекламировать свое дело на международном уровне. Булла мгновенно открыл типографию и начал выпускать в ней открытки.

С этого времени он официально занялся фоторепортажем и в качестве фоторепортера снимал все значимые события, происходившие в столице, а также повседневную жизнь горожан, их быт, развлечения, традиции и обряды. Внимание фотографа привлекало все. В рекламе К. Булла сообщал, что снимал «…всякие архитектурные предметы, как внутренние, так и наружные фасады, дома, фабрики, мастерские с рабочими, машины, железные дороги, памятники, магазины, виды. Различные сцены и типы, снимки с древних и старинных предметов, открытие и освящение зданий, юбилейные торжества. Моментальные снимки спорта всякого рода, с лошадей, собак и других животных». Многие снимки продавались непосредственно в фотографии К. К. Булла. Многочисленные репортажные снимки с подписью «фото Булла» или «фото К. К. Булла» публиковались на страницах самых известных русских и зарубежных газет и журналов.

Андрей Иоффе

К концу 19 века усовершенствовалась полиграфическая техника, и стало возможным воспроизведение в печати репродукций с фотографий одновременно с текстом. Неимоверные тиражи иллюстрированных изданий привели к подлинному перевороту в фотографии и создали совершенно новые возможности для использования фотографических изображений в общественной практике. С 1897 года фотографии Буллы начали появляться в одном из самых популярных российских журналов «Нива», «собственным автором» которого он стал на долгие годы. Вот тут-то Карл Карлович и обретает подлинную известность. Тем более что спектр фотографических работ, которые выполняли мастера его фирмы, к этому времени был чрезвычайно широк.

Но плоды с нивы известности ему предстояло собрать позже, уже после юбилейного для Петербурга 1903 года. В 1904-м Карл Карлович Булла сфотографировал «первое лицо государства» — императора Николая II.

6 сентября 1904 г. К. К. Булле было выдано специальное свидетельство за № 15705 от Главного Морского Штаба, разрешающее производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни». Свидетельство Главного Штаба Военного министерства позволяло К. Булле «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа».«С 16 августа 1904 года ему было выдано разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии», то есть снимать особ царствующего дома.

Андрей Иоффе

Рекламное объявление 1912 года лаконично: «Старейший фотограф-иллюстратор К. К. Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во всякое вечернее время, при искусственном свете»«.

Он был официальным иллюстратором журналов „Нива“, „Огонек“, „Петербургская жизнь“, „Столица и усадьбы“, специальным представителем иллюстрированных изданий А. Шерла в Берлине. В российские журналы в начале 20 века К. К. Булла помещал объявления и рекламировал себя „как старейшего фотографа-иллюстратора, занимающегося фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня“, снимающего „все, в чем только встретится потребность“: „всегда подготовлен к выезду и отправляется по приглашению, куда бы то ни потребовалось. Снимает все, не стесняясь помещением, везде и всюду, как днем, так и во всякое вечернее время — при своем искусственном свете“.

Известно, что Карл Карлович Булла занимался благотворительной деятельностью в Ведомстве учреждений императрицы Марии Федоровны. В августе 1904 года он стал попечителем Мариинской школы глухонемых и неоднократно снимал повседневную жизнь школы. В этом же году он предложил Всероссийскому Обществу Красного Креста „безвозмездно производить фотографические снимки санитарных поездов, различных обозов, грузов, транспортов, фургонов, санитарных отрядов“.» Булла обязывался доставлять снимки Красному Кресту для составления альбомов, что и выполнял на протяжении всех последующих лет.

В 1910 году он стал поставщиком Двора короля Сербии, спустя два года — поставщиком Двора великой княгини Марии Павловны.

По непроверенным сведениям, Карл Карлович Булла после 1916 года передал свое фотографическое дело сыновьям, а сам уехал из Петрограда на остров Эзель (современный Сааремаа), где продолжил снимать этнографический материал, повседневную жизнь островитян, обучать фотографическому делу местных мальчишек. Здесь же на острове он умер в 1929 году. В доме, где жил К. К. Булла, расположилась поселковая школа с библиотекой.

Карл Карлович Булла не просто был непревзойденным мастером фоторепортажа, он стал родоначальником фотографической династии. Оба его сына — Александр и Виктор стали профессиональными фотографами, оставив потомкам удивительное по своим масштабам и уникальности документальное наследие. Снимками богатейшей коллекции нельзя не восхищаться и не удивляться. Поражают их количество и высокое мастерство фотографов, а также невероятная работоспособность, умение оперативно выполнить самые трудные съемки и, вместе с тем, незаурядная предприимчивость и предусмотрительность.

Читайте также: