Дом горит свет горит из окна видна даль так откуда взялась печаль

Обновлено: 08.05.2024

На холодной земле
стоит город большой.
Там горят фонари, и
машины гудят.
А над городом ночь,
а над ночью луна,
И сегодня луна
каплей крови красна.

Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И, вроде, жив и здоров,
И, вроде, жить не тужить.
Так откуда взялась печаль?

А вокруг благодать
- ни черта не видать,
А вокруг красота -
не видать ни черта.
И все кричат: Ура!,
и все бегут вперед,
И над этим всем
новый день встает.

Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И, вроде, жив и здоров,
И, вроде, жить не тужить.
Так откуда взялась печаль? .

О чём эта песня? - О том же, что и "Звезда по имени Солнце". здесь тот же "город" - цивилизация "на холодной земле" и тяжёлое предчувствие скорой развязки.
Маленький человек со светом своего уютного домика, искусственными фонарями и гудением машин противопоставляется Ночи Мироздания, в которой "Луна, каплей крови красна"
. Люди социума "вроде живы и здоровы" и не лишены перспективы жизни - "из окна видна даль", но эта перспектива лишь в их "окне" - ограниченном индивидуальном потребительском взглядом на жизнь
. А в скорбной действительности уже ничего не видно, уже мир оголён от красоты, искренности и правды и движение масс "вперёд" под крики "Ура!" автоматично и никуда не направлено и не избежать разоблачения - "Встающего над этим всем Нового Дня"
. Это, конечно, и пророческая, и политическая песня, Смысл которой совершенно однозначен.

В песне «Печаль» предчувствие о трагической судьбе библейской цивилизации, а уже в песне «Свет прячется в ночь» прямое наблюдение оскудения жизни, мрачное осознание того, что этот конец закономерен.
Это как бы начало и конец одной трагедии жизни.

О песне 1000 не Цоя «Свет прячется в ночь»

Живём под тяжестью дней
И знаем крепость дверей,
И всё в порядке вещей.
Играем в честных людей,
Играем в лучших друзей
И тонем в море огней.

Здесь любят солнечный свет
И звон блестящих монет
Но сколько прожито лет
И сколько было завет
И сколько было побед,
Но ничего теперь нет.

Припев: Свет прячется в ночь, прячется в ночь.

Мы верим в это чуть-чуть,
Но стоит только заснуть,
Увидишь пройденный путь.
Но только здесь нужна суть,
Нужна хотя бы чуть-чуть,
А лучших дней не вернуть.

Пусть свет проснётся весной,
Хотя он будет другой
И пусть немного слепой
И нет тепла под луной
И под небесной звездой,
А волос станет седой.

Припев: Свет прячется в ночь, прячется в ночь.

Да, эта ещё недоработанная до конца песня Цоя о прежней чистой жизни, которая закончилась лицемерием номенклатурного общества ещё перед перестройкой.

Как в "Спокойной ночи" "крыши домов дрожат под тяжестью дней" также и здесь "живём под тяжестью дней".
"Знаем крепость дверей" - это о бюрократии, "и всё в порядке вещей" - о том, что люди привыкли к лицемерию , научились "играть в честных людей", "играть в лучших друзей" и утонули в "море огней" - в море соблазнов технократической цивилизации.
И не поймёшь, что здесь больше любят, "солнечный свет" примитивного быта, или "звон блестящих монет", заменивший искренний взгляд на социальную справедливость, и всё это несмотря на многие годы исполнения заветов Компартии и её победы. ничего больше от всего этого не осталось.

"Свет прячется в ночь. " - светлый мир будущего "прячется" в ночь потребительского рынка, точнее, рыночная номенклатура прикрывается светлым миром коммунистических отношений.
В светлое будущее люди ещё верят, но только "чуть-чуть" как в светлом сне: "снятся людям иногда голубые города".

А если трезвым взглядом увидеть суть того, что "прежних дней не вернуть". - На это никто пока в советском обществе не способен. могут только разрушать старое, а идти вперёд некому.

И уже совсем печально о том, что будет на земле Весна, но люди, предавшие на поругание свой чистый мир, встретят Её слепыми,
лишёнными человеческого тепла, без высоких идеалов своих предков, хотя и с седыми волосами.
Вроде бы должны люди стать к старости мудрыми, но ничего этого уже в них не будет заметно, никакого земного опыта, никакой гордости за честно прожитую жизнь. Как-то так.

А теперь задумаемся о том, как могут зазвучать песни Цоя, хотя бы отчасти передавая его энергетику, ежели никто не желает понять глубину смысла его текстов и своеобразие музыки?
Пустота в исполнении этих песен от пустоты мозгов тех, кто пытается их исполнить. У всех ступор какой-то. "Стой. Опасная зона. Работа мозга".

Виктор даже однажды как-то сказал, что по-китайски "Бошетунмай" переводится как "Не предавай!", хотя уж точно нет такого перевода. или о песне "Перемен", что это песня о школьных "переменках" .
Так не предавайте же себя сами, не понимая, что поёте и всё-таки стараясь спеть непременно "по-своему". оригинально, не так как другие.

Слова не скажут в простоте душевной, а петь на сцену лезут изо всех "своих" дюжинных сил.

В самом общем смысле все песни Виктора Цоя о том, что нужно идти, и не просто идти, но идти вместе с ближними и всегда идти вверх на Святую Гору, - восходить в шествии к Звёздам. Не спать, не останавливаться на достигнутом.
Это как у Эдгара По - Экзельсиор - вперёд и выше в страну Эльдорадо, но к субъективной романтике американца и к его желанию разобраться в тайнах мироздания нужно добавить любовь к ближним и удивительно наивное чистое восприятие мира.
Всё у Виктора во взаимодействии таинственной индивидуальной и свободной, живой Ночи и Солнечного Дня в ослепительных снах.
Такое богатство красок! Они переливаются драгоценными камнями, искрятся разноцветными гранями.
Ритмы, соединяясь с гармонией и словом творят воистину новую художественную картину мира, какой ещё не было ни в музыке, ни в изобразительном искусстве, ни в самой изысканной поэзии и сквозь всё это чудо звучит молитва, чистая как горный ручей. Молитва на праведном пути. А впереди Звезда с негасимым Светом.

***
Я знаю такое место,
где я бы поставил дом.
Там десять гектаров - не тесно,
не тесно, и даже - вдвоем.
И каждой капле дождя
я б крышу дарил легко.
И жил, без печали, шутя,
на дали прицелив окно.
Три вещи ценил бы взахлеб:
любимую, кофе и плед.
В камине б хрустел уголек,
И тишина. на весь свет.
И вроде и жив, и здоров,
и места заветного га.
И на перекресток миров
уже утвердилась нога.

И если не здесь, то Там, вселюсь я в прекрасный дом
Уж даль открывается нам. Читаю я часто о том. *)

*) - 3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому,
4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас,
5 силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время.
6 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, .
(1Петра,1 глава) - Библия онлайн.

«Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими» (2Кор 5:1,2). там же.

Антонина, спасибо! Стал уже забывать, что есть нечто другое.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

«Так откуда взялась печаль?» Виктор Цой и вечная тоска.

«Дом стоит, свет горит, из окна видна даль. Так откуда взялась печаль? И, вроде жив и здоров, и, вроде, жить не тужить. Так откуда взялась печаль. » А печаль – от того, что мы не святые. Печаль от того, что мы – не в раю. Печаль – это некий звоночек человеческой души о том, что ты не там, где должен быть, и ты не такой, каким должен быть. Ты можешь быть другим и должен быть другим. Иная жизнь тебя ожидает. Вот что такое печаль. И мы слушаем это…Это настоящая поэзия, между прочим.

Молодой человек…В конце жизни своей – культовая личность. Его раздирали на автографы буквально. Собирал стадионы. Но – и умный человек. Неподражаемо пишет. Просто. Хорошо. И слушается все. Проходят года – а оно все не умирает.

И почему – печаль? «Откуда взялась печаль?»

Я эту песню, конечно, хорошо знаю. Это песня моей юности. Я почитал про нее. Да – в 1985 году на одном из квартирных концертов, с Майком Науменко, Виктор спросил у хозяина квартиры: «Ну как дела?» И хозяин говорит Виктору: «Да ладно… Дом стоит, свет горит». Виктор: «Ну прямо первая строчка песни». Так и получилось потом…

«Дом стоит, свет горит, из окна видна даль. Так откуда взялась печаль? И, вроде жив и здоров, и, вроде, жить не тужить.

Вот, друзья мои…Это – вечная тоска… Григорий Нисский (брат Василия Великого) говорил: «Искусство и философия они – вечно беременны и вечно не могут разродиться». То есть – они вечно больны желанием вечности. Больны желанием конкретного смысла. А «конкретный смысл» – это Христос. Во Христе все решается. Здесь есть место и супружеству, и монашеству, и смерти, и жизни. И болезни, и подвигу, и науке, и искусству. Там все находит свое место. Но нужно же родить этот конечный смысл.

А философия беременна, но – не рожает. А искусство беременно, но – не рожает.

И вот этот юноша корейского происхождения с фамилией из трех букв, которые писали на заборах (Была шутка такая: «Что за слово такое из трех букв (не срамное) пишут на заборах? Не – «мир» – нет. Цой!»), он чувствовал, наверное, то же самое, что чувствовал Арсений Тарковский, когда писал: «Вот и лето прошло, словно и не бывало. На пригреве тепло, только этого – мало!» …Жизнь брала под крыло, берегла и спасала. Мне и вправду везло, только этого – мало. …Листьев не обожгло…Веток не обломало…Все горело светло…Только этого – мало». Мало!! Понимаете, мало человеку!

И вот этот юноша, который уже получил и славу, и известность, он тоже пропел такую хорошую песню про неосознанную боль души человеческой. Отчего же печаль? Откуда же взялась печаль? «Дом стоит, свет горит, из окна видна даль. Так откуда ж взялась печаль?»

Там есть и наезд на советскую действительность. «Там вокруг красота, не видать ни черта» …Идут… кричат… всякое такое. Но это советская вещь. Ее можно снять. Песня не меняется. Но важное то, что «…Вроде, жив и здоров и, вроде, жить не тужить. Так откуда взялась печаль?»

Кстати говоря, интересно, в одном диалоге Бродского с друзьями его, ему сказали, что «настоящая поэзия – это обилие существительных». Вот, скажем, если наложить на поэтический текст некую промокашку, которая просвечивает существительные и оставляет наречия, прилагательные, глаголы, запятые всякие, союзы, то промокашка должны быть плотная. И вот такие стихи у Виктора Цоя. У него все из существительных. «…На кухне синим цветком горит газ. Сигареты в руках. Чай на столе. Так начинается день». То есть – у него сигареты, чай, цветок, газ, вода. Так же и здесь у него. «Дом стоит. Свет горит. Из окна видна даль». То есть – у него много существительных. У него очень комплексное все… «Небесный пастух пасет облака…» У него много существительных. Он, действительно, называет мир по-новому. И в этом новом мире, который называется поэтическим вдохновением, он находит те же страсти, из которых главная – это печаль.

А печаль – от того, что мы не святые. Печаль от того, что мы – не в раю. Печаль – это некий звоночек человеческой души о том, что ты не там, где должен быть, и ты не такой, каким должен быть. Ты можешь быть другим и должен быть другим. Иная жизнь тебя ожидает. Вот что такое печаль. И мы слушаем это…Это настоящая поэзия, между прочим.

Откуда взялась печаль. Этого – мало…

Что бы ни было – «этого – мало». Потому что всего мира мало человеку. Не половины. Не целого. Всего мира – мало человеку.

Попросил меня человек в письме: «Скажите про это!» И я с большой любовью откликаюсь на это. Потому что в хорошей поэзии всегда слышны хорошие смыслы. А хорошие смыслы всегда приводят человека к Христу-Спасителю. Потому что – Он есть и жизнь, и истина, и путь в вечность. А без Него у нас печаль. И мы спрашиваем: «И, вроде, жив и здоров. И, вроде, жить – не тужить. Так – откуда ж взялась печаль?»

«Печаль» – песня Виктора Цоя, вошедшая в альбомы «Кино» «Звезда по имени Солнце» и «Последний Герой». Композиция неоднократно исполнялась на концертах коллектива в последний год его существования. Студийная запись была сделана в Москве на студии Валерия Леонтьева, а сведение трека для сборника «Последний Герой» производилось во Франции.

Кино – Печаль – слушать

Интересные факты

История песни «Печаль» Цоя известна по воспоминаниям Олега Ковриги, в 80-х годах организатора квартирных концертов, а сегодня – директора музыкального издательства «Отделение Выход». В январе 1985 года он устраивал совместный концерт Виктора и Майка Науменко дома у Александра Несмелова. Олег вспоминает, что между лидером «Кино» и хозяином жилища произошёл следующий диалог:

Цой : «Здорово, химия! Как дела?»
Несмелов : «Да всё нормально. Дом стоит, свет горит».
Цой : «О! Это прямо как слова из песни».

Спустя некоторое время в репертуаре «Кино» появилась композиция с такими словами.

Официальный клип

В 1989 году на песню «Печаль» был снят клип. Как и ролики «Звезда по имени Солнце», «Стук» и «Пачка сигарет» этот также сделала съёмочная группа программы «Взгляд». Кроме этого, существуют несколько качественных записей концертного исполнения песни. Эти съёмки датированы, в основном, 1990 годом.

Известные кавер-версии

Песню «Печаль» исполняли многие отечественные рок-музыканты. В частности, она входила в концертный репертуар группы «Ю-Питер». Кроме того, на сборнике «Кинопробы» эту композицию переосмыслила группа «Кукрыниксы». Также песню исполняла Земфира.

Виктор Цой – Печаль – текст песни

На холодной земле стоит город большой.
Там горят фонари, и машины гудят.
А над городом ночь, а над ночью луна,
И сегодня луна каплей крови красна.

Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И, вроде, жив и здоров,
И, вроде, жить не тужить.
Так откуда взялась печаль?

А вокруг благодать – ни черта не видать,
А вокруг красота – не видать ни черта.
И все кричат: «Ура!»
И все бегут вперед,
И над этим всем новый день встает.

Юрий Казакевич

Ну, не так уж, чтобы совсем молодости. Когда я услышал его впервые, мне было уже около 30. Молодость - это были сначала "Поющие гитары", а потом уже "Deep Purple" и "Pink Floyd".
Цой был позже.

Александр Смирнов

Ехал я в одном автобусе с Ю Шевчуком, с БГ встречался несколько раз . а вот с Цоем не сошлись тропинки .

Анатолий Шибаев

Юра, ну, условно можно принять годы молодости до 35-ти. Лично для меня этот русский андеграунд начался в конце 70-х. Я тогда впервые услышал "Машину времени", "Мифы", "Земляне". А отсчёт в открытом режиме пошёл с 1982 года, когда впервые в "Новогоднем огоньке" показали песню "Машины времени" "Поворот". А "Кино" начались, действительно, где-то с 1986-го.

Ольга Виноградова

А я жила в одном доме с Майком Науменко на Боровой. Узнала только потом об этом. Но я от андеграудной публики в те годы шарахалась. Меня только ребёнок в подростковом возрасте приучил к року, а это уже были 90-е. Но зато уж приучил, так приучил. Одно время я ходила на все рок концерты в СПб.

Юрий Казакевич

Oxana Balach

не могу представить его в этакой "возрастной категории". Честно, не стараюсь даже и банальности писать не хочу

Татьяна Рождественская

А мы жили на одной улице (тогда Софьи Перовской) с БГ и учились в одной 239-ой школе. Только он, естественно, младше. Помню, что когда мои студенты где-то на рубеже 80х-90х об этом узнали, то стали относиться ко мне с невероятным почтением. Ха-ха!

Ирина Мирошникова

На мою молодость пришлись "Земляне" (они когда-то в Сонетах играли). В тогдашнем составе были друзья моего мужа. Юра Зурман и сейчас с нами. Другой уехал и погиб в США. С Киселевым супруг "конфликтовал"-частенько нагло и демонстративно выпивал его коньяк. В годы перестройки как-то встретил его около Зимнего стадиона с двумя охранниками, но новоявленный миллионер зла не помнил и был рад встрече. Ещё помню группу "Аргонавты" в то время, когда там был Розенбаум. Мой тогдашний парень частенько брал с собой на их выступления в разных институтских общагах. Ехали туда на каком-нибудь арендованном автобусе и начинали распивать спиртные напитки уже в дороге. Как они потом играть умудрялись-не понимаю. Директором группы "Зоопарк" был друган и одноклассник мужа Сева Грач. Но Майк Науменко не был нашим кумиром. Как-то не зацепило. И "Кино"сначала не нравилось. Моя подруга училась в школе вместе с барабанщиком группы и рассказывала разные истории про него. Только позже мы открыли для себя эту музыку. Спасибо, Юра, что напомнил годы младые. Пойду-ка я послушаю разные Аквариумы.

Лариса Диканская

А вот я, а вот я. молчу. Ладно, в соседнем квартале, на нашей 4,5 метровой кухне столпы андеграунда, несколько лет. Витя, правда, бывал редко.

Ирина Мирошникова

Лариса, видать много могли бы порассказать, раз молчите. Эх, прошла молодость! Какой все же "маленький" был наш город Ленинград-все знакомы и все всех знают.

Ольга Виноградова

Рассказываю историю, свидетельницей которой я была в начале или в середине 90-х. Возможно, я ещё работала в ГОИ, или уже нет, я не помню. Но шла мимо корпуса ГОИ, что выходит на нынешнюю площадь Сахарова, напротив БАНа. На стене корпуса ( я не увепена, что он до сих пор пиинадлежит ГОИ ) находится мемориальная доска памяти академика Гребенщикова. Идут две девицы, читают доску, делают квадратные глаза и начинают бурно обсуждать новость: "Ого, в честь БГ уже доску в Питере повесили!"

А где этот дом? Я знаю два адреса Цоя ( на Ветеранов и на Блюхера). Не узнаю, хотя у меня была экскурсия ))Правда на эти адреса я не водила, маршрут был ППк- Камчатка- Богословское кладбище

Читайте также: