Добротность динамиков для установки в двери

Обновлено: 07.05.2024

Мы ещё в прошлый раз собирались воспользоваться цифрами, сопровождающими динамики, но остановились на время, чтобы понять, откуда они взялись. А теперь, поскольку поняли, можно и пользоваться.

ЗАДАДИМ СЕБЕ ВОПРОС. ПОЧЕМУ ЭТО МЫ, БОРЦЫ за автомобильный звук, так озабочены параметрами динамиков, а те, кому ближе звук домашний, об этом говорят очень мало. Или совсем не говорят. В том ли дело, что в автозвуке пустил гораздо более прочные корни естественно-научный подход к электроакустике, а в домашнем хай-фае-хай-энде — скорее чувственный? Отчасти да, но это не главное. Главнее то, что в домашнем звуке этого всего можно не знать. Есть такая возможность. Причин для этого как минимум две.

ПРИЧИНА ПЕРВАЯ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

Суть её в том, что домашняя акустика приходит к владельцу в завершённом виде. Параметры заложенных в неё компонентов в большинстве случаев нельзя не то что изменить, а даже узнать без полной разборки готового, красивого и дорогого изделия. А кто и, главное, зачем это будет делать? Исключения бывают, но раз на тысячу или реже. Оттого так популярны в домашнем звуке игры с проводами: больше-то ничего изменить нельзя. И ценовой гипноз: стоит акустика тыщу — значит, должна сыграть на тыщу, а эта, за пять сотен, как она на тыщу может сыграть? У нас всё по-другому.

То, что для нас готовое изделие, в домашнем звуке означало бы радиодеталь. Да и для нас, строго говоря, динамик не готовое изделие, конечный продукт — это система в машине, но готовыми системами не торгуют (заводские не в счёт, сами знаете почему).

Если бы торговали готовыми аудиосистемами, мы бы тоже могли позволить себе роскошь ничего не знать о параметрах динамиков, туда установленных. Садись и слушай, кому положено, всё уже учёл. Но нам в обмен на деньги выдают динамик, который сам по себе никак не звучит, даже если его к чему-нибудь подключить. Как понять, чего от него ожидать, подходит ли он, а если подходит — то для чего, в смысле, что для него надо сделать, чтобы он раскрыл свои возможности?

Пока, напомним, мы говорим только о работе динамиков на низких частотах. В своё время будем заходить и выше по частоте, но значительная часть технических решений, которые приходится принимать при выборе динамических головок, связана именно с их работой в басовом регистре. И почти вся теория, на основе которой, не прибегая к эксперименту, можно спрогнозировать поведение акустики, тоже выведена для низких частот. А мы именно к этому стремимся — понять, как будет работать динамик до того, как стали его хозяином.

На низких частотах в машине, в общем случае, работают два типа акустики. Фронтальные мидбасы (или басовики трёхполосной системы, здесь не важно) и сабвуфер. Подход к прогнозу и расчёту для этих типов акустики принципиально разный. Большинство сабвуферных головок предназначены для установки в то или иное сознательно построенное акустическое оформление. Его характеристики выбираются так, чтобы вместе с «врождёнными» параметрами динамика дать требуемые итоговые значения резонансной частоты и добротности, которые и определят форму АЧХ в машине, многие другие характеристики и в итоге — характер звучания. Исключение составляют сабвуферы, предназначенные для работы в акустическом экране (более популярным стало название free air). Для них объём ящика, куда они установлены, — это объём багажника, который всегда настолько велик, что никак не сказывается на итоговых значениях параметров динамика в оформлении. Динамик перестаёт «чувствовать» действие объёма ящика, в который он установлен, когда этот объём в 5 раз больше эквивалентного объёма динамика Vas. «Перестаёт чувствовать» означает, что резонансная частота и полная добротность изменяются не более чем на 10%. Типичные значения Vas для 12-дюймовых, например, головок, крайне редко превышают 80 л, следовательно, типовой багажник для них — это уже безграничный простор. Это если считать багажник действительно закрытым ящиком, которым он, в сущности, не является, но об этом чуть позже, в другом контексте. Поэтому для сабвуферных головок параметры Тиля — Смолла — это совсем уже «информационное сырьё», до поры до времени никак не означающее характеристики готового изделия.

Совсем иная ситуация с мидбасовыми компонентами фронтальной акустики, отрабатывающими значительную часть басового материала. Типовая схема установки фронтальных мидбасов — в дверь. Формально дверь — тот же закрытый ящик объёмом 30 — 50 л (крайние случаи). Типичные значения Vas компонентных мидбасов (или коаксиалов такого же калибра) таковы: 90% 5-дюймовых головок попадают с этим параметром в коридор 6 — 10 л, для 6-дюймовых это 8 — 15 л. То есть получается, в принципе, что объём двери где-то на границе просторного закрытого ящика и бесконечного экрана. Это — говоря формально. На самом деле дверь — это никакой не ящик. Судите сами: если бы нечто, отштампованное из листа толщиной 0,6 мм, без каких-либо существенных элементов жёсткости обшивки, с многочисленными прорехами (для дверных ручек, ограничителя хода, опускного стекла, слива воды и пр. и пр.) можно было бы считать серьёзным корпусом акустической системы, чего ради во всём мире уже которое десятилетие корпуса для домашней акустики строят из толстых досок, с многочисленными рёбрами и распорками, причём тем более толстых и с тем более многочисленными, чем лучше акустика? Подойдите к машине (лучше — своей) и нажмите пальцем на центр двери. Миллиметр прогиба особого усилия не потребует. Проделайте то же самое с самой затрапезной домашней колонкой. Здесь можно воспользоваться и чужой, ущерб исключён, если ваша фамилия не Кличко.

Что такое миллиметр? Примерно амплитуда колебаний диффузора мидбаса на всех частотах, кроме предельно для него низких. А площадь его куда меньше, чем площадь дверной панели, поэтому вибрация металлического листа двери в значительной мере компенсирует пульсации давления во внутреннем объёме, то, на чём основано действие закрытого ящика как акустического оформления. Так что сам по себе объём без учёта жёсткости — фикция. Если не убедил, доведём ситуацию до абсурда: поставим на место корпуса акустической системы полиэтиленовый мешок, пусть и требуемого объёма. Это он для мусора 60 л, а для акустики — сам мусор. Поэтому, говоря об условиях работы дверных мидбасов, следует отдавать себе отчёт в том, что они работают не в закрытом объёме в акустическом смысле. Такое оформление ближе всего соответствует акустическом экрану, и тем ближе, чем тщательнее устранены условия для акустического короткого замыкания между лицевой стороной диффузора и тыльной, находящейся в двери.

Есть ли исключения из этого принципа? Разумеется. Назовите мне такой, из которого нет, я запомню. Одно исключение (или почти) — суперустановки, какие делают для побед на соревнованиях, и то, как правило, не ради наслаждения партикулярной персоны, а во славу крупной установочной студии или пафосной торговой марки. Второе — время от времени (последнее время — всё чаще) появляющиеся установки, в которых мидбасы помещают в действительно закрытый и жёсткий объём, когда выгораживая его в дверях, когда — в кикпанелях, когда (новейшее веяние) — в виде напольной конструкции, одна такая есть в этом номере. Но здесь и подходы иные, и динамики требуются особые, их не так и много. Подавляющее же большинство моделей мидбасовых головок изначально рассчитывались на дверную установку со всеми её реалиями, как бы мы временами ни язвили по поводу просчётов конструкторов, они чаще всего своё дело знают.

Так что общее правило будет такое: для сабвуфера параметры головки мы используем для расчёта, по которому делаем оформление, считающееся оптимальным. Кроме фри-эйрных установок, в которых параметры Тиля — Смолла головки станут и итоговыми параметрами головки в оформлении. Но таких меньшинство. А для мидбасов, обречённых на работу во фри-эйрных условиях, в акустическом экране, параметры головки и будут финальными, здесь расчёт не «проектировочный», а «поверочный», как принято говорить (исключение — «ящичные» установки мидбасов). А на основе поверочного расчёта, да иногда и просто прикидки, можно попытаться понять, чего мы вправе ожидать от того или иного мидбасового динамика, зная о нём только параметры Тиля — Смолла. На низких частотах — это почти всё, что надо знать. Но здесь, неподалёку — вторая причина столь разных подходов в акустике дома и в машине.

ПРИЧИНА ВТОРАЯ, АКУСТИЧЕСКАЯ

Да, вы правильно сейчас подумали: акустика салона. У нас была в своё время была статья про передаточную функцию салона, на мой взгляд, это одна из лучших публикаций в этом журнале за всё время его существования. Если есть возможность — загляните, это было в «АЗ» №8/2000, с. 68 и дальше. Коротко суть в следующем: в салоне машины ниже 100 Гц создаваемое любой акустической системой звуковое давление будет расти со снижением частоты со скоростью 12 дБ/окт. С какой именно частоты начиная? Это вопрос интересный. В Интернет-конференциях нередко находятся буквоеды, требующие, чтобы им разыскали передаточную функцию ровно для их автомобиля, чуть ли не с учётом года выпуска и климат-контроля. Наши же выводы (отчасти совпавшие с выводами американских коллег) были такие: АЧХ салона в полосе частот 80 — 100 Гц предугадать невозможно, она очень индивидуальна, а ниже 80 поведение машин даже с разными размерами салона, напротив, весьма сходно. И мы предложили некоторую обобщённую передаточную функцию, достаточную для предварительных расчётов. Да и не только для предварительных. Сопоставив накопившиеся за несколько лет результаты моделирвоания АЧХ сабвуферов с копящимися уже несколько месяцев данными, полученными в реальных установках с помощью RTA-анализатора, мы обнаружили очень неплохое совпадение, так что к предложенной скоро как пять лет назад функции нам сейчас добавить нечего.

Как влияет передаточная функция на критерии выбора параметров акустики? Как нетрудно догадаться — драматически, именно процессы и результаты дома и в машине при прочих равных оказываются разными, разными будут и подходы к вопросу.

Возьмём акустическую систему (динамик в оформлении типа «закрытый ящик»). Будем пока придерживаться этого типа оформления как наиболее универсального, включающего и случай акустического экрана, для нас весьма важный. Форма АЧХ такой акустической системы на низких частотах будет исчерпывающим образом определяться двумя параметрами: резонансная частота в оформлении Fc и полная добротность (тоже в оформлении) Qtc. Смена «s» на «с» как раз и означает, что от «голого» динамика мы перешли к «одетому».

Как можно «и невинность соблюсти, и капитал приобрести»? Ну как: снизить резонансную частоту. Картинка получается точно такая же, но сдвинутая по частоте вниз пропорционально Fc. Чего реально можно ожидать от перебора нашего неограниченного запаса акустики (вот жизнь!), понятно по серии графиков, где при одной и той же добротности берутся колонки с разными Fc (из ряда 40 — 60 — 80 — 100 Гц). Видите, при Qtc = 0,5 даже с низкой резонансной частотой АЧХ выходит на уровень -3 дБ на 70 Гц, а если резонансная частота высокая — начинает валиться уже на 180 Гц. И напротив, при высокой добротности (Qtc = 1,2) акустика с низким резонансом прилично басит уже на 35 Гц, и даже при высокой Fc нижняя граничная частота не опускается ниже 85 Гц. Ценой, правда, горба на АЧХ (его видно) и ухудшения импульсных характеристик (этого не видно, но поверьте на слово). В общем, набор опций для выбора очевиден. Теперь вспомним, что мы не домоседы, и взглянем, как то же самое выглядит в машине. Не забыв при этом, что если динамики стоят в дверях, то можно считать Fc = Fs и Qtc = Qts, то есть необходимо и достаточно знать параметры «голого» динамика. Почему, собственно, мы и стремимся их знать.

Теперь снова пойдём по пути выбора головок с разными значениями резонансной частоты при одной и той же добротности. Ряд частот мы взяли тот же. Вот первый случай: головка с низкой добротностью. Какая бы у неё ни была резонансная частота (в пределах реально ожидаемого), у нас всегда будет слегка проваленный самый верхний бас (100 — 120 Гц), причём тем больше, чем выше резонансная частота головки (или её же — в двери). Зато с низкодобротной и низкорезонансной головкой появляется перспектива создания широкополосной бессабвуферной системы, правда пока — довольно призрачная. Более реальной она становится при более высоком значении добротности, как раз баттервортовской. Здесь при значении Fc между 40 и 60 Гц АЧХ становится или совсем ровной, или с подъёмом именно там где надо (при низкой добротности было ниже, чем надо). И главное — при таком сочетании параметров, если в системе сабвуфер всё же предусмотрен, настраивать ФВЧ фронтальной акустики можно практически без ограничений: в полосе 50 — 100 Гц фронт работает идеально.

Если полная добротность повышенная, равная единице, картина существенно меняется. Теперь Fc = 60 Гц — это залог заметного горба в системе, лишённой сабвуфера, динамик с низким резонансом даёт совсем грамотную АЧХ в области низкого баса, а если в системе есть сабвуфер, то выгоднее взять динамик с резонансом повыше, 80 — 100 Гц, и спокойно делить частотные полосы на 80 — 100 Гц., как обычно и делают.

А при совсем высокой добротности, равной 1,2? Здесь получается интересно: у динамиков с совсем низким резонансом АЧХ выходит, в принципе, интересная, правда такое сочетание параметров — большая редкость, почему — вы должны были бы знать из «В.В.-4». Зато именно высокое значение Fc даёт возможность безбедно отфильтровать фронт на наиболее часто используемых частотах: 70 — 80 Гц, даже с гарантией, что в полосе частот сабвуфера фронты будут культурно отдыхать, не внося сумятицы одновременной работы двух излучателей в одной полосе.

Подмывает на основе только что проведенного разбора дать какую-нибудь короткую и вескую рекомендацию, типа: если так, то брать вот это, а если эдак — то вот то. Но вы сами видите: взаимодействие внутрисалонного пространства с характеристиками акустики однообразием не отличается, здесь есть масса вариантов, требующих более вдумчивого анализа, нежели следование простой рекомендации.

И если всё делать правильно, полдела будет сделано. Почему только «пол»? Потому, что без сабвуфера, как оказывается, в большинстве случаев всё равно нельзя. Для выяснения, почему нельзя, для следующего выпуска мы тут подготовили интересную штуку: попытались вывести из экспериментальных данных идеальную АЧХ в салоне машины. И, что любопытно, вывели. Она отвечает на многие вопросы, остаётся только их задать, что мы и сделаем в следующий раз.

Книжки и компьютерные программы предлагают обычно ввести частоту, с которой начинается подъём на низких частотах в зависимости от размера машины: чем больше, тем ниже. Наше универсальное решение — частота начала подъёма около 80 Гц, при этом на совсем низких частотах график реальной передаточной функции уходит вниз от теоретического, в силу той же нежёсткости и негерметичности кузова

Слева — как влияет величина добротности на ход АЧХ домашней акустической системы. Справа — тот же случай в машине, с учётом передаточной функции. То же, да не то же.

При более низкой резонансной частоте акустики дома АЧХ просто съезжают вниз, не изменяя формы. В машине (справа) форма частотных характеристик меняется самым очевидным образом

Пусть теперь добротность остаётся постоянной, дома при различных значениях Fc по-прежнему АЧХ безропотно сдвигаются по частоте. В машине характеристики становятся совсем непохожими: на этой серии графиков это наиболее наглядно

Случай баттервортовской добротности: дома всё как-то обыкновенно, а в машине есть возможность подобрать такое сочетание Fc и Qtc, которое обещает волшебные АЧХ

Дома — ну что, всё обыденно. В машине при повышенной добротности акустики появляются сочетания параметров, которых желательно избегать, иначе горб на АЧХ неизбежен. Или трудноустраним. В то же время именно при высоком значении добротности появляется возможность эффективно использовать фронтальную акустику с высокой резонансной частотой в системе с сабвуфером. Возможность, которая у низкодобротной акустики, при других её достоинствах, сильно ограничена

В случае совсем высокой добротности Qts выше 1,2 у нас встречается исключительно редко, выбор акустики с высокой резонансной частотой — вообще прописан доктором. Так что не бывает плохих параметров. Бывают неправильно использованные сочетания.


Решил написать памятку для себя о том, как рассчитать объем акустического оформления для низкочастотного динамика. Меня интересует закрытый ящик, поэтому и формулы именно для его рассчёта. Кто-то их знает, а кому-то они могут быть полезны. Так как в текстовом редакторе написание формул затруднительно (корни, дроби и т.д.), я буду использовать известные математические правила.

Ну что же… Перед тем, как приступим, давайте вообще определим: какой динамик лучше всего подойдёт для ЗЯ. В разъяснения о мех. свойствах я вдаваться не буду, так как не владею достаточными знаниями. Всё, что я повествую, взято из книг и статей.
Так вот, для нас при выборе динамика очень важны три параметра: fs (резонансная частота), Vas (эквивалентный объем воздуха в литрах) и Qts (полная добротность динамика).

Для определения навскидку о пригодности динамика для ЗЯ существует параметр EBP.

Если результат будет меньше или равен 50, то это однозначно наш вариант. Но в некоторых источниках приемлемо и 80.

Для беглой прикидки мы смотрим на параметр Vas.
Если поставим динамик ровно в такой же объем, что и Vas, то fc и Qtc увеличатся в 1.4 раза.
Если мы хотим установить динамик в двое меньший объем, чем Vas, то fc и Qtc увеличатся в 1.7 раза.
Если втрое меньший объем, то в 2 раза…
Суть понятна, правда? Не каждый динамик в желаемом нам объёме заиграет.

Теперь более сложные расчеты:

1. Qtc = Qts√(Vas÷Vb+1), где Vb — это объем желаемого ящика.

2. fc = fs√(Vas÷Vb+1)
или
fc = fs•Qtc÷Qts

Ну вот вроде бы и всё.

P.S.: решил-таки привести пример. За основу взял свой саб Rocford Fosgate p2d2-8.
fs = 39.6
Vas = 9.9
Qts = 0.46
На данный момент динамик стоит в ЗЯ 7.5 литров.

Для начала определимся с параметром EBP=39.6÷0.46=86
Да, не лучшее значение. Динамик тяготит к ФИ. Ну да ладно.
Далее…
Qtc = 0.46√(9.9÷7.5+1)=0.701 отличный показатель.
fc = 39.6√(9.9÷7.5+1)=60.3 Гц — не плохо, а можно рассчитать этот параметр и так:
fc = 39.6•0.701÷0.46=60.3 Гц — совпало!
Проверяем объем:
Vb = 9.9÷((60.3÷39.6)²-1)=7.506 литра.

Теперь посчитаем "инструментальный" саб в ЗЯ с желаемой добротностью Qtc=, скажем, 0.6
Дам сразу ответы:
Если Qtc=0.6, то
fc = 51,6 Гц
Vb = 14,06 литра
Т.е., чтобы понизить добротность с 0.7 до желаемых 0.6, мне нужно увеличить объем ЗЯ до 14 литров.

И на последок приведу цитату с форума вегалаб: "Немного о добротности…
Грубо говоря для закрытого ящика чем больше результирующая добротность тем меньше нужен объем но тогда бас станет горбастым и через чур жестким, кислотным, вытерпеть сможет только очень современная молодежь. Но вот что есть по этому поводу, цитата из статьи в "АвтоЗвуке"(за 2000 год, №5, статья: "Саб, который построил Дженн")
Как известно, акустическое оформление в виде закрытого ящика характеризуется коэффициентом полной добротности Qtc. Чаще всего в качестве оптимального объема предлагается тот, который соответствует значению добротности 0,707 — выравнивание Баттерворта, что дает наиболее плоскую характеристику. Однако при этом, как правило, чаще всего получается очень большой объем.
С другой стороны — наиболее плоская характеристика может быть и хороша для дома, однако в машине она ни к чему. Человеческое ухо в области низких частот имеет уменьшающуюся чувствительность с понижением частоты, а внешние шумы при этом как раз растут. Поэтому для улучшения восприятия суббасов частотную характеристику следует немножко приподнять около частоты спада. Это соответствует добротности в диапазоне 0,8 — 0,9. В этом случае получается существенно меньший объем ящика — около 40 литров. Именно этот вариант выравнивания, принадлежащий Чебышеву, и был положен в основу конструкции.
Может ли это быть выход из положения, если добротность делать более высокой, а саб будет находиться в авто типа "седан"?
Вот цитата из того же автозвука, www.avtozvuk.com/az/Az_0401/p70-75-1.htm
Чебышевские характеристики (Qtc больше 0,707) реализуются, обеспечивая АЧХ с выбросом. АС с такими характеристиками годятся только для прослушивания музыки неклассических направлений, причем многим современным потребителям аудиопродукции нравится колбасящий бас, создаваемый чебышевскими бумбоксами. Если стремиться к максимальной громкости, придется с этим смириться."

Теперь о выборе:
Почитав интересные статьи журнала "Автозвук" за март и апрель 2006 года (кому надо, тот найдёт), я сделал следующие выводы:
1. В салоне автомобиля существует передаточная функция, т.е. с определенного значения частоты на низах начинается усиление частот с крутизной 12 дБ/окт
2. Спад АЧХ в ЗЯ начинается после частоты резонанса с крутизной 12 дБ/окт. Для ФЭ — 6 дБ/окт. Для ФИ — 18 дБ/окт.
3. Рассчитывается (приблизительно) частота, с которой начинается работа передаточной функции салона, по формуле пол скорости звука деленная на максимальную длину салона (170 м/с ÷ 2.60 м (в моём случае) = 65 Гц). С этой частоты начинается "помощь зала" на басах.
4. В аудиофильном варианте (при Qtc = 0.707 для получения ровной АЧХ), так же как и в варианте "народного баса" (Qtc >0.707) желательно, чтобы резонансная частота (fc) совпала со значением частоты, на которой начинается передаточная функция салона.
Вот такие умозаключения.

Просто тут всё
Дверь - ящик, пусть и с фиговым Ql.
Считаем объем двери эквивалентным ящику 25-50 л.
При установке дина в такой ящик общая (итоговая) Qts должна быть примерно 0.7, а Fs - не сильно высокой, не выше герц 80.
Дин, который по ссылке - не дверной. При установке в дверь Qts будет примерно 0.4, что слишком мало.

А вообще, информации о том, какие параметры Тиля-Смолла для какого оформления, в инете и в журналах навалом.

Просто тут всё
Дверь - ящик, пусть и с фиговым Ql.
Считаем объем двери эквивалентным ящику 25-50 л.
При установке дина в такой ящик общая (итоговая) Qts должна быть примерно 0.7, а Fs - не сильно высокой, не выше герц 80.
Дин, который по ссылке - не дверной. При установке в дверь Qts будет примерно 0.4, что слишком мало.

А вообще, информации о том, какие параметры Тиля-Смолла для какого оформления, в инете и в журналах навалом.

т.е. для дверного мида надо чтобы Qts был не меньше 0,6 примерно?


Для грубой оценки можно использовать следующие соображения - при установке в объем, равный Vas, величины Qts и Fs увеличиваются в 1,4 раза.
Т.е. для дина по ссылке с Vas около 30л (примерно равен объему двери) требуемый Qts равен 0.5

а на какие тогда миды Вифа, скан или Пирлес можно обратить внимание ценой 100-120 долларов за штуку и на 4 Ома?
для работы в дверях?


А вы от них какой диапазон, чтоб они играли хотите?
Если, чтоб до твитера доигрывали - не пойдут, а вот диапозон 40-120 гц, до каких нибудь СЧ - будет самое то. ИМХО.
Fs/Qts у них 134, этот дин для открытого ящика. Дверь при определенной подготовке может быть таковой. Получим почти не изменную Fs при установке в дверь. Можно будет попробовать обойтись без саба (не на всех жанрах, конечно)

А вы от них какой диапазон, чтоб они играли хотите?
Если, чтоб до твитера доигрывали - не пойдут, а вот диапозон 40-120 гц, до каких нибудь СЧ - будет самое то. ИМХО.
Fs/Qts у них 134, этот дин для открытого ящика. Дверь при определенной подготовке может быть таковой. Получим почти не изменную Fs при установке в дверь. Можно будет попробовать обойтись без саба (не на всех жанрах, конечно)

интересует диапазон двушки. 100-2000 герц

Alpine 9812 (2002 гв) - фронт: миды hand made (6,5 2 дюйма, резонанс 45 Гц) + СЧ Morel Hybrid Ovation + пищи EOS AL-267, усь EOS AE 100-F, Chellenger Ergo 70.2, два моноблока Challenger ER-1000.1D (2х700 RMS на 4 Ома) + два 12-х hand made в ЗЯ (3 дюйма, резонанс 25 Гц), Оптима в багажнике.

чтобы дин играл в любой двери, его Vas должен быть минимум в 2-3 раза меньше объема двери. тогда дверь для него будет экраном и плевать ему на объем. обычно дверные динамики 6" имеют Vas 7-10л. добротность может быть любой. с низкой добротностью будет меньше уровень мидбаса, но лучше его фактура и лучше проработка СЧ.

динамики с Vas 20-30л - это динамики для ящика объемом равным двери, или для фазика. поскольку из двери ЗЯ сделать практически нереально, то и результат с такими динамиками плохо предсказуемый.

Про Vas уже сказали, для "классического" дверного динамика еще крайне желательно иметь собственную резонансную частоту соизмеримую с размером динамика. Т.е. для 5"- около 90Гц, для 6"- 70-80Гц, для 18см- около 60, для 8"- возможно и 50Гц. Ну и добротность в районе 0,6. Тогда АЧХ будет максимально гладкой.
ИМХО, типа.

динамики с Vas 20-30л - это динамики для ящика объемом равным двери, или для фазика. поскольку из двери ЗЯ сделать практически нереально, то и результат с такими динамиками плохо предсказуемый.


Все зависит от резонансной ,если она низка в районе 40гц ,то при гибком подвесе,20-30л, дин можно запихнуть в небольшой ящик ,литров 10-12,а это уже реально накладной ящик с неплохой резонансной для дина в районе 70-80 гц .

Приветствую.Какое значение добротности НЧ динамика в двери оптимально? Универсальное значение для всежанровости? И как определить добротность в оформлении ? Или обьем двери мало влияет на работу динамика?Короче куча вопросов,динамик Hertz HV165L,Qts-0,6,Vas-9,50,Fs-60

Для дырявого оформления (коим является автомобильная дверь даже подготовленная по всем канонам) понятие "добротность в оформлении" справедливо как для оформлений с обоесторонним излучением или акустической режекцией. То есть более справедливо понятие "добротности динамика без оформления" применительно к вашим вариантам их исполнения.

Только после того, как ваш любимый диск засияет интермодуляцией - вы поймете на сколько примитивен ваш тракт.

Ящиг не дыряв как дверь. И является оформлением с односторонним излучением. Если вас интересует бас, то оптимальная добротность для его излучения 0,707. Если вас интересует что то выше баса на на 5-7 октав, то понятие добротность в оформлении теряет смысл вообще.

Конкретно автомобиля и мидбаса в дверях для двушки лучше ориентироваться на симуляцию АЧХ в связи с эффектом влияния салона (лучше реально промеренного), и тут скорее всего добротность в оформлении может стать много ниже 0,707. К примеру и Qtc=0,5 может отыграть все что нужно.

Только после того, как ваш любимый диск засияет интермодуляцией - вы поймете на сколько примитивен ваш тракт.

Интересно, много ли кто измеряет добротность мидбаса в машине?

Интересно, много ли кто измеряет добротность мидбаса в машине?

Согласен на все сто! Но ежели настало время возможностей и мат.моделей, то может быть кто то выложит когда нибудь это золотое сечение необходимых добротностей для дырявых оформлений. Особенно для двушки и ШП.

P.S. Если конечно его тут же не выживут по причине раскрытия всех секретов

Только после того, как ваш любимый диск засияет интермодуляцией - вы поймете на сколько примитивен ваш тракт.

Благозвучнее, на мой вкус, играют динамики с низкой добротностью. Но, для любителей ОЧЕНЬ громко такие динамики не подойдут.

Благозвучнее, на мой вкус, играют динамики с низкой добротностью. Но, для любителей ОЧЕНЬ громко такие динамики не подойдут.

Все зависит от оформления. К примеру, в рупоре динамики с очень низкой добротностью могут оглушить рыбу в реке.

Только после того, как ваш любимый диск засияет интермодуляцией - вы поймете на сколько примитивен ваш тракт.

Говорят мид ящичный или дверной.Как определить по добротности динамика?

Eclipse CD8053(Ad8620,823,black gate)

PPi PCX-480(tweak)&Kicker ZR600

Rainbow 27silk+Rainbow mr100 profi

(pass.cross)+RF T1692+Pioneer 12prs

Говорят мид ящичный или дверной.Как определить по добротности динамика?

По степени необходимого подъема на басе в том или ином оформлении. В ограниченном щите, к примеру, считается и 1,2-1,6 норма. Правда, есть люди, которые считают, что можно в магнит динамика зафигачить гвоздь и подвесить к стене, имея добротность не более 0,3. Ну да им и объяснять внятно и понятно что они имели в виду под понятием басов? Я про запах от баса или сам бас, про фактуру баса или фактуру от остатков баса.

В принципе все давно уже придумано, и есть в литературе, которую еще возможно скачать и почитать.

Если кому интересно, то добротность (полная) и объясняет сколь диби будет на басе относительно того, что творится на тройку октав выше. Если нужна формула, то дам ссыль или напишу - ноу проблем.

Только после того, как ваш любимый диск засияет интермодуляцией - вы поймете на сколько примитивен ваш тракт.

Приветствую.Какое значение добротности НЧ динамика в двери оптимально? Универсальное значение для всежанровости? И как определить добротность в оформлении ? Или обьем двери мало влияет на работу динамика?Короче куча вопросов,динамик Hertz HV165L,Qts-0,6,Vas-9,50,Fs-60

Если объём двери примерно 4 Vas динамика и более,то ни добротность,ни резонанс практически не возрастут.

Напрямую не продают, но тем, кому надо купят и накривую. Другое дело, что надо-то очень и очень немногим.А ещё с учётом неоднозначности самих этих параметров.

Так один параметр сам по себе ещё мало о чём говорит. Факторов море.

К примеру, у меня Qtc мидбасов в ящиках было 0.43, саба - 0.39. На бас никто не жаловался вообще.

У Саши Пастухова Qtc мидбасов в дверях немного выше 0.5, многие говорили, что при этом не покидает ощущение, что стоят в ящиках.

При этом в обоих случаях, в сведённых системах нет проблем ни с атакой, ни с наполнением по басу.

Благозвучнее, на мой вкус, играют динамики с низкой добротностью. Но, для любителей ОЧЕНЬ громко такие динамики не подойдут.

Соглашусь с первым и не соглашусь со вторым. Динамики с более низкой добротностью как правило имеют более высокую чувствительность.

Т.е. способны играть громче.

Исключение составляют случаи, когда повышение общей добротности связано только с более жёсткими подвесом/шайбой.

Мелочи не имеют решающего значения, они решают всё. (с)

Так один параметр сам по себе ещё мало о чём говорит. Факторов море.

К примеру, у меня Qtc мидбасов в ящиках было 0.43, саба - 0.39. На бас никто не жаловался вообще.

У Саши Пастухова Qtc мидбасов в дверях немного выше 0.5, многие говорили, что при этом не покидает ощущение, что стоят в ящиках.

При этом в обоих случаях, в сведённых системах нет проблем ни с атакой, ни с наполнением по басу.

Ты лучше скажи, что даёт тебе (и звуку) знание циферок этих самых параметров. Ну вот Игорь Карло теперь спит по ночам спокойно, а тебе какой профит?

Ты лучше скажи, что даёт тебе (и звуку) знание циферок этих самых параметров. Ну вот Игорь Карло теперь спит по ночам спокойно, а тебе какой профит?

Не парюсь за общую добротность ))) Важно, чтобы за Qtc выше 0.7 не вылазить, а остальное корректируется, и опять же, зависит от поставленных задач.

Мелочи не имеют решающего значения, они решают всё. (с)

Я вообще не парюсь за добротность ))) Важно, чтобы за Qtc выше 0.7 не вылазить, а остальное корректируется, и опять же, зависит от поставленных задач.

Как корректируется и что именно "остальное", я не очень понял.

Нету этой передаточной салона! Я же тебе еще в твоей теме про это говорил. Есть две гадости, сам знаешь про них, они и курочат до неузнаваемости АЧХ по низам. Как мерить и моделировать писал тебе в личку.

А так по формуле спад или подъем АЧХ на резонансной частоте в оформлении вычисляется по формуле P=10Log Qt. Где P - подъем/спад АЧХ относительно 0 дб (или установившейся АЧХ на более высоких частотах, где T-S параметры уже не работают); Qt - полная добротность в данном акустическом оформлении.

Как корректируется и что именно "остальное", я не очень понял.

Для ответа нужно много вводных. Обсуждать сферического коня хоть и принято на блюзе, но нет желания.

Простой пример - регулировка гейнов усилителей позволяет получить от гд с более низкой добротностью звук, как от более высокодобротных.

Мелочи не имеют решающего значения, они решают всё. (с)

Для ответа нужно много вводных. Обсуждать сферического коня хоть и принято на блюзе, но нет желания.

Простой пример - регулировка гейнов усилителей позволяет получить от гд с более низкой добротностью звук, как от более высокодобротных.

Да я понял, что ты сферических коней не любишь ещё по теме про искажения. Но "звонкое и короткое слово" не всегда является верным Кстати, как считаешь, отчего с ростом добротности уменьшаются нелинейности ( при прочих равных)?

Да я понял, что ты сферических коней не любишь ещё по теме про искажения. Но "звонкое и короткое слово" не всегда является верным Кстати, как считаешь, отчего с ростом добротности уменьшаются нелинейности ( при прочих равных)?

А где они уменьшаются ?

Мелочи не имеют решающего значения, они решают всё. (с)

А где они уменьшаются ?

Обычно там, где их ищут.

есть два динамика с практически одинаковыми "электрическими" параметрами, но разными механическими: второй значительно жёстче и имеет более высокую добротность и , соответственно, более высокий резонанс. Замер нелинейностей всегда в пользу более жёсткого и высокодобротного.

Обычно там, где их ищут.

Пример:

есть два динамика с практически одинаковыми "электрическими" параметрами, но разными механическими: второй значительно жёстче и имеет более высокую добротность и , соответственно, более высокий резонанс. Замер нелинейностей всегда в пользу более жёсткого и высокодобротного.

Вот видишь, как только появляются какие-то вводные, можно хотя бы немного понимать, о чём речь. А то как правило более высокодобротный - тот, у которого выше Qes, и там при прочих равных искажений в рабочей полосе меньше не будет.

Каковы условия измерения нелинейностей ?

Мелочи не имеют решающего значения, они решают всё. (с)

Вот видишь, как только появляются какие-то вводные, можно хотя бы немного понимать, о чём речь. А то как правило более высокодобротный - тот, у которого выше Qes, и там при прочих равных искажений в рабочей полосе меньше не будет.

Каковы условия измерения нелинейностей ?

Костя, условия не важны, они одинаковы для обеих головок. Понятно, что речь идёт о замере в экране, а не в боксе.

И вот про бокс второй вопрос: один дин (тот, который был с низкой добротностью и большим ВАСом) поставили в бокс т.о., чтобы его Qtc и Fc стали равны Qts и Fs второго, который был жёстким. Что происходит с искажениями, как по-твоему?

Вот бы сюда еще списочек мидов(хотя бы втрешку), тех которые из опыта Павла и Папы , могут хорошо себя чувствовать в двери не взирая на Qts; от формул всеж голова может опухнуть

Eclipse CD8053(Ad8620,823,black gate)

PPi PCX-480(tweak)&Kicker ZR600

Rainbow 27silk+Rainbow mr100 profi

(pass.cross)+RF T1692+Pioneer 12prs

Вот бы сюда еще списочек мидов(хотя бы втрешку), тех которые из опыта Павла и Папы , могут хорошо себя чувствовать в двери не взирая на Qts; от формул всеж голова может опухнуть

Да почему только в трёшку? И в двушку.

Только что за "списочек" имеется в виду и каковы признаки "хорошего чувствования" дина в дверях?

Ну х.з как сказать
Просто интересно на практике,что из отслушеного можете порекомендовать, чтоб и басок хороший и не гудели и конских усилков не надо
Ведь не у всех есть возможность замеров,высчитывания формул,постоянного перебора мидов
В итоге у каждого из вас_должен быть свой топик любимчиков(речь об экране,двери)

Eclipse CD8053(Ad8620,823,black gate)

PPi PCX-480(tweak)&Kicker ZR600

Rainbow 27silk+Rainbow mr100 profi

(pass.cross)+RF T1692+Pioneer 12prs

Да почему только в трёшку? И в двушку.
Только что за "списочек" имеется в виду и каковы признаки "хорошего чувствования" дина в дверях?

Тут вы речь ведете о более высоких материях,а вот для обычного обывателя,если отбросить все параметры
Тестов у вас много было, но фовариты должны быть,это ведь многим интересно
Тема эта, так или иначе закручена вокруг мида в двери

Eclipse CD8053(Ad8620,823,black gate)

PPi PCX-480(tweak)&Kicker ZR600

Rainbow 27silk+Rainbow mr100 profi

(pass.cross)+RF T1692+Pioneer 12prs

Полная добротность влияет только на воспроизвидение низких частот? Для СЧ динамика будет иметь значение?

Полная добротность влияет только на воспроизвидение низких частот? Для СЧ динамика будет иметь значение?

Все параметры т.-С. описывают поведение дина вблизи резонансной частоты. Другое дело, что если "зажать" головку объёмом основательно, то и середина пострадает изрядно, но это уже не к добротности.

Костя, условия не важны, они одинаковы для обеих головок. Понятно, что речь идёт о замере в экране, а не в боксе.

И вот про бокс второй вопрос: один дин (тот, который был с низкой добротностью и большим ВАСом) поставили в бокс т.о., чтобы его Qtc и Fc стали равны Qts и Fs второго, который был жёстким. Что происходит с искажениями, как по-твоему?

Первый вопрос до конца не понятен, вернёмся к нему позже.

Второй вопрос. Приведу свой пример:

Нч динамик с резонансом около 45 Гц и эквивалентным в районе 30л. При помещении в объём Vas выходил на Fc 63-65 Гц

После разминки динамика Fs упал до 40 Гц, добротность так же снизилась, а эквивалентный соответственно увеличился, и Fc осталась примерно той же )))

Т.е., конструктивно не изменилось ничего, кроме жёсткости шайбы/подвеса.

Первый вариант давал больше искажений, имел худшую ачх, микродинамику и играл гораздо менее линейно - динамику приходилось "вваливать", дабы получить требуемую атаку на басе.

Мелочи не имеют решающего значения, они решают всё. (с)

Первый вопрос до конца не понятен, вернёмся к нему позже.

Второй вопрос. Приведу свой пример:

Нч динамик с резонансом около 45 Гц и эквивалентным в районе 30л. При помещении в объём Vas выходил на Fc 63-65 Гц

После разминки динамика Fs упал до 40 Гц, добротность так же снизилась, а эквивалентный соответственно увеличился, и Fc осталась примерно той же )))

Т.е., конструктивно не изменилось ничего, кроме жёсткости шайбы/подвеса.

Первый вариант давал больше искажений, имел худшую ачх, микродинамику и играл гораздо менее линейно - динамику приходилось "вваливать", дабы получить требуемую атаку на басе.

Костя,я ведь не ради поболтать ниочём примеры с динамиками привожу.

А я, как раз, хотел сказать, что с изменением в сторону увеличения добротности и резонанса, нелинейности уменьшаются. Причём, не важно, будет это увеличение достигнуто за счёт помещения в объём или за счёт увеличения жёсткости подвесов. Ситуация, когда подвес разминается понятна, но тут не об этом речь, если шайба *****, то она разомнётся, а если хорошая- не особенно-то. Тому есть примеры, но, повторюсь, сейчас не об этом.

Почему же нелинейности уменьшаются с ростом добротности , вот вопрос какой был и это я хотел обсудить.

Читайте также: