Деревянные сваи в воде

Обновлено: 12.05.2024

Деревянные сваи имеют сплошное поперечное сечение. Их изготовляют из бревен хвойных пород (сосны, ели, лиственницы, пихты) диаметром 22—34 см и длиной 6,5 и 8,5 м, отвечающих требованиям ГОСТ 9463—72.

Бревна для изготовления свай должны быть очищены от коры, наростов и сучьев. Естественная коничность (сбег) сохраняется. Сваи погружают в грунт тонким концом (рис. 8.2). Для предохранения верхнего конца сваи при ее забивке от размочаливания и раскалывания на него надевают нагретый стальной обруч из полосовой стали, называемый бугелем, который после остывания плотно обжимает голову сваи.

Нижний конец сваи обтесывают в виде трехгранной или четырехгранной пирамиды с притуплённой вершиной. При погружении сваи в плотный грунт или грунт с большим содержанием гравия, гальки и т. п. нижний конец ее во избежание повреждения укрепляют стальным башмаком.

Если требуются деревянные сваи большой длины, то их составляют из двух-четырех бревен или брусьев. Стыкуемые торцы бревен должны быть строго перпендикулярны оси сваи. Стыкование торцов можно осуществить с помощью четырех стальных накладок или отрезка стальной трубы. При стыковании накладками (рис. 8.3, а) по оси стыкуемых бревен ставят штырь; накладки попарно стягивают болтами. В случае стыкования с применением отрезка трубы в ней заранее прорезают отверстия, через которые в бревна забивают стальные ерши (рис. 8.3, б).

Стыки наращенных свай надлежит располагать на глубине более 3 м от поверхности грунта, где в сваях не возникает больших изгибающих моментов.

При необходимости использования свай большой толщины их изготовляют из двух — четырех бревен или брусьев, сплоченных по длине (рис. 8.4, а—в). Бревна или брусья пакетных свай через 50—70 см стягивают болтами. В практике строительства фундаментов мостов сечение пакетных свай достигает 50X50 см, а длина — 25 м.

При изготовлении пакетных свай отдельные бревна наращивают по длине (торцом к торцу). Чтобы избежать значительного ослабления сваи на каком-либо участке, стыки располагают вразбежку на расстоянии один от другого не менее 1,5 м. В местах расположения стыков болты, стягивающие бревна, ставят с меньшим интервалом, чем на участках без стыков. Часто стыки перекрывают стальными накладками, стягиваемыми болтами. На голову пакетной сваи насаживают бугель, а нижний заостренный конец ее укрепляют стальным башмаком (см. рис. 8.4, а).

Изготовление пакетных свай связано со значительным расходом металла, главным образом на болты и накладки. Более рациональны в этом отношении пакетные сваи, склеенные из досок специальным водостойким составом (рис. 8.4, г). Клееные сваи иногда применяют в портовом строительстве.

Деревянные сваи, располагаемые в пресной воде или в грунте ниже уровня подземных вод, имеют практически неограниченный срок службы. Если сваи попеременно увлажняются и высыхают, они быстро загнивают. В связи с этим головы деревянных свай следует располагать ниже уровня воды.

В морской воде деревянные сваи разрушаются древоточцами (морской шашень, лимнория). Некоторой защитой свай от гниения и разрушения может явиться пропитка их креозотом; однако для креозотирования требуется специальное оборудование и, кроме того, стоимость креозотирования высока. В связи с этим пропитку свай применяют редко.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 13 человек(а).

Установка свай в воде для поддержки дока или пристани может быть сделана посредством «вливания» воды или забиванием, если грунт под водой не слишком каменистый, но достаточно прочный, чтобы выдерживать подобные нагрузки. Забивание свай – процесс, требующий использования тяжелой техники, поэтому в данной статье мы сосредоточимся на процессе «вливания» свай.

Изображение с названием Install Posts in the Water for a Dock or Pier Step 1

Определите характеристики грунта в вашем озере, заводи или ручье, где вы устанавливаете сваи. В каменистом грунте эта технология не будет работать, а илистая почва не сможет удерживать конструкцию пирса. Песчаный материал идеально подойдет для вливания свай, но технологию можно применять на любом типе грунта.

Изображение с названием Install Posts in the Water for a Dock or Pier Step 2

Подготовьте ваши сваи. Они должны быть химически обработаны, чтобы противостоять гнили, обычно это пентахлорид натрия в концентрации 0.25%, арсенат хлорированной меди 0.25% или креозот. Вам понадобятся сваи достаточного размера, чтобы прикрепить ваши крепежные балки, и достаточной длины, чтобы позволить им быть утопленными на достаточную глубину и способными выдерживать вес, который вы запланировали. По мере вашей загрузки, можно использовать различные донные материалы, не существует правил, которые бы регулировали глубину свай, но эта длина должна быть не менее 4 футов (1.2 м), чтобы конструкция имела жесткость и была безопасной. Попробуйте углубиться на 6 футов (1.8 м) в песок. Отметьте сваи аэрозольной краской с интервалом в 12 дюймов (30 см), чтобы знать глубину погружения. Сваи диаметром от 6-8 дюймов (15-20 см) используются для небольших доков для гидроциклов (до 10000 фунтов или 4 500 кг).

Изображение с названием Install Posts in the Water for a Dock or Pier Step 3

Арендуйте 2-3 дюймовый (5-8 см) бензиновый водяной насос, шланг для всасывания или подъема, достаточной длины, чтобы брать воду из озера или моря для установки свай. Также возьмите сливной шланг, достаточной длины, чтобы достать до конца пирса от места, где вы планируете устанавливать насос. Альтернативой насоса может быть подключение пожарного гидранта, если ваша локальная ситуация позволяет выполнить это действие, но в этом случае придется использовать обратный поток.

Изображение с названием Install Posts in the Water for a Dock or Pier Step 4

Постройте трубу для «вливания». В зависимости от глубины свай, могут быть использованы секции от 6 до 12 дюймов (от 15 до 30 см). Это также может быть труба на ¾ дюйма (17 мм), с фитингом на одном конце для подключения шланга от насоса. Эта конструкция сможет поставлять воду для струи. Подключите втулку-редуктор или расплющите противоположный конец. Это обеспечит поток воды для вашей струи, чтобы вымывать и задувать отверстие для установки свай.

Изображение с названием Install Posts in the Water for a Dock or Pier Step 5

Вымостите места под сваи деревянными брусками 2х4 дюйма (5х10см), вставленными в грунт возле берега, а другие расположите на дне заводи за пределами расположения последней сваи. Свяжите строительной лентой обе разметочные сваи (на берегу и в воде), измерьте расстояние от бруска до бруска, разметьте ленту спиртовым маркером. Лента должна висеть над водой на высоте верхушек свай, которые будут установлены. Установите пластиковый угольник с углом в 45 градусов и обрежьте на длину бамбуковых снастей, привязанных к нему.

Изображение с названием Install Posts in the Water for a Dock or Pier Step 6

Установите сваи в воде, поднимая реактивную трубу рядом с ними при включенном насосе. Вода, вырываясь через маленькое реактивное сопло, будет «выдувать» отверстие под сваю, а свая должна постепенно погружаться. С помощью перемещения струи вокруг нижней части конструкции, можно определять направление образовавшегося отверстия. При перемещении струи с одной стороны сваи в другую, можно «управлять» напором. В хорошем грунте (песок) вы сможете проделать отверстие за несколько секунд, если у вас достаточное давление воды. Песок редко бывает чистым, обычно, могут попадаться корни, грязь и т.д., так что используйте 6-ти дюймовый (15 см) скребок, чтобы пробиваться. Корни могут загонять сваи не в том направлении. Сваи всплывают, так что понадобится их подталкивать вниз для достижения нужной глубины (см. советы ниже). 12х6 дюймов (30х15) или 16х6 дюймов (35х15 см) сваи могут легко вставляться одним или двумя людьми (до размера 12х8 дюймов (30х20 см)). Укладка больших свай потребует использования крана, т.к. они весят свыше 500 фунтов (25 кг) (20х8 дюймов в диаметре (50х20 см)). Кран можно построить из 24 дюймового (60 см) понтона, 2 дюймовой (10 см) стальной водяной трубы, стального троса и 12 вольтовой автомобильной лебедки. Проектирование и изготовление нужно проверить на безопасность перед непосредственной эксплуатацией. При использовании крана вам понадобится оператор струи, один направляющий и один крановщик. Попробуйте работать в спокойной воде. Однако если свая установлена не по направляющей, ее несложно выдуть струей и поставить правильно. Можно устанавливать около 10 свай за день. Используйте защитные резиновые костюмы, сапоги и перчатки, чтобы препятствовать натиранию кожи во время пребывания в воде.

Изображение с названием Install Posts in the Water for a Dock or Pier Step 7

Сделайте отвес из двух уровней и резинового отвеса, чтобы быстро удостовериться, что сваи установлены вертикально до того, как почва осядет обратно в отверстие. После трамбовки почвы сложно будет изменить положение свай.

Изображение с названием Install Posts in the Water for a Dock or Pier Step 8

Отмойте сваи от песка и грязи с помощью реактивной струи после того, как сваи установлены. Это не обязательно, если вы работали в песке, т.к. он сам достаточно быстро опадет.

За сотни лет до наших дней назначение свай из дерева для организации фундамента под жилые дома не изменилось совершенно. И в наше время сваи из дерева используют для того, чтобы под простые жилые дома делать фундамент.

сваи из дерева в воде

Сваи из дерева в воде

Кроме того, таким образом фундамент делают для дачных домиков, дач, усадеб. Этажность является ограничением по части применения. Максимальной нагрузкой на сваи из дерева можно назвать двухэтажный дом (речь идёт именно о конструкциях из дерева). Под кирпичные дома, или конструкции, сделанные из панелей, для устройства фундамента дерево использовать не принято.

фундамент из дерева

Деревянный фундамент

Чем же обусловлено ограничение по этажности? Тут всё дело в пределах нагрузки на материал. Если в устройстве фундамента нагрузки ожидаются слишком большие – применять следует бетон и сталь. Существует и другое ограничение, которое, скорее, является рекомендацией о целесообразности использования свай из дерева. С экономической точки зрения есть смысл использовать деревянные сваи там, где традиционно произрастают дубовые рощи или хвойные леса. Это имеет самое прямое отношение к традиции применять древесину при строительстве домов (устройство фундамента – не исключение). Да и просто элементарная логистика, которую нельзя недооценивать.

Какие породы деревьев подходят для сооружения деревянных свай?

Чтобы изготовить деревянные сваи, преимущественно выбирают древесину хвойных пород. Чаще всего это ель, сосна, пихта, лиственница. Самыми лучшими качествами, и соответственно – плюсами в использовании, отличается лиственница. Это легко объяснить: в составе клетчатки данной древесины самое большое количество смол, если сравнивать с прочими хвойными деревьями. Смола является природным консервантом, обеспечивает дереву защиту от гниения. На прочности свай также положительно сказывается то, что все они имеют поперечное сечение.

лиственница

Лиственница – лучший вариант для свай из дерева. На фото брус из лиственницы.

Чуть реже выбирают дуб для того, чтобы делать сваи. Морёный дуб могли бы использовать гораздо чаще, но осуществлять его заготовку нецелесообразно – себестоимость слишком высока. Применяют лишь то, что находят в природе – к примеру, стволы, которые лежали в воде много лет. Впрочем, у этого материала исключительная твёрдость, которую можно сопоставить, разве что, с грантом.

Есть народный способ для того, чтобы обезопасить древесину от гниения – концы брёвен следует обжечь. Это делают в глубину на три сантиметра. За счёт этого материал становится прочнее (бензопила будет брать с большим трудом, далеко не сразу получится пропил). Защитное действие от гниения гарантируется минимум на 25 лет.

Процесс установки деревянных свай.

Сваи деревянные принято классифицировать на ряд видов:

  • Есть из одного бревна;
  • Есть также срощенные (то есть, которые скрепили по длине);
  • Существуют также шпунтовые и пакетные.

Как правило, чаще всего используют первые два вида. Если говорить про второй вариант (сваи срощенные), по количеству брёвен в монтаже есть ограничения – допускается использование не более двух. Хотя, нередко это правило нарушается и применяют большее количество (но не более четырёх – это факт). Чтобы между собой скрепить брёвна (Сделать стяжки), применяются хомуты, нередко также используют накладки на болтах. Обрезки стальных труб также выбирают часто для скрепления – за счёт этого монтаж становится более надёжным и прочным.

забивка деревянных свай

Забивка деревянных свай в зимнее время года

Важно, чтобы цельные брёвна имели диаметр не менее 18 см, а если говорить про пакетные – то там не менее 16 см. Для одиночной сваи норматив длины находится в интервале 4-12 м. Важно, чтобы брёвна были очищены от сучьев и коры. Нижний конец заостряют у цельных свай из одного бревна (придают ему или четырёхугольную, или треугольную форму), затем сюда набивают башмак из стали (если фундамент обустраивается в плотном грунте, или же грунт содержит большой процент нерудных материалов, например – гравий и проч.). Верхний конец называется комель. Его армируют бугелем, чтобы молотом не расплющивало. Бугель – это стальная полоска, толщина которой составляет 12 мм, а длина – около 70 мм. Обруч надевают тогда, когда он раскалён – а когда он остывает, комель сваи обхватывается очень плотно, что и требуется строителям.

Чтобы вбивать сваи, используется паровоздушный молот, также нередко для такой работы выбирается вибромолот. Вибропогружателем тоже пользуются часто, но при необходимости вы всегда можете использовать самую простую кувалду. Кто-то применяет пресс – это нормально.

Деревянные сваи – недостатки и достоинства

Во-первых, учтите – дом, который стоит на сваях – это достаточно прочная конструкция. У сваи из дерева есть три серьёзных преимущества, по сравнению с изделиями из бетона и стали:

  • Обладают малым весом (при этом несущие характеристики более высокие, чем у свай из железобетона);
  • Материал для производства повсеместно доступен;
  • Сам материал является очень дешёвым, процесс устройства такого фундамента также стоит не дорого.

Если при строительстве соблюдаются все правила – можете не сомневаться, такой фундамент из древесины будет служить вам десятилетиями. Но для этого сваям надо обеспечить защиту от гниения. Конечно, их всегда можно пропитать креозотом или же специальными соединениями меди, но стоимость процесса сразу из-за этого увеличится.

Деревянные сваи

На фото подгнившие сваи из дерева — последствия долгого использования в воде

При строительстве фундамента проще всего располагать головки свай ниже, чем находится уровень грунтовых вод (не менее, чем на 50 см). Сваи не боятся пресной воды, но в морской воде виной разрушений является не в такой степени соль, как древоточцы. Поперечного намокания и высыхания свай допускать не следует.

Устройство деревянных мостков и причалов: варианты конструктивных решений

Строительство деревянных мостков и причалов всегда организуется с целью обеспечения удобного и безопасного доступа людей к воде. С течением времени к способам возведения данных надводных сооружений, добавляются новые технологии, основанные на применении современных строительных материалов. Сейчас можно выбирать, построить деревянный причал на свайном фундаменте, который прослужит не один год, или возвести за пару дней понтонную конструкцию для сезонного использования. На выбор конструкции причала и способа ее возведения оказывают влияние особенности грунта в прибрежной зоне водоема, рельеф береговой линии, скорость течения реки, а также нагрузки, создаваемые в весенний период таящим ледовым панцирем. Габариты сооружения зависят от его назначения и интенсивности эксплуатации.

Пристани и причалы можно использовать для купания и загорания, швартовки маломерных судов (весельных и моторных лодок, катамаранов, водных мотоциклов, катеров), романтического отдыха на воде в беседках, установленных прямо на деревянном настиле.

Участок берега водоема, оборудованный специальными приспособлениями для швартовки маломерных судов, а также их стоянки, ремонта и технического обслуживания, называют причалом. С точки зрения инженерного устройства данные сооружения подразделяются на следующие подвиды:

  • причальные стенки, возводящиеся вдоль берега водоема из габионов и железобетонных изделий;
  • понтонный причал, устраивающийся на плавучей платформе из пластиковых бочек, труб, специальных емкостей;
  • причал на деревянных или металлических винтовых сваях, вбитых или вкрученных в дно водоема;
  • пирс – причал, располагающийся перпендикулярно к береговой линии водного объекта.

Оформление спуска к водоему

Оформление спуска к водоему с помощью сооружения пристаней и причалов увеличивает привлекательность места отдыха и обеспечивает необходимый уровень безопасности

Строительство причалов на свайном фундаменте

В русских деревнях, раскинувшихся по берегам полноводных рек, можно увидеть деревянные причалы для рыбацких лодок, построенных на свайном фундаменте. Ранее в качестве свай использовались твердые породы дерева. Чаще всего в ход шли лиственничные, дубовые или ольховые бревна. В настоящее время предпочтение больше отдается металлическим сваям, которые могут быть забивными и винтовыми. Данные виды свай отличаются друг от друга строением, а также способом установки.

Забивные сваи изготавливают в виде стальных труб, снабженных заостренным наконечником. В грунт данные сваи забиваются копрами (сваебойными машинами). Подобный способ монтажа может негативно отразится на состоянии металла. Сваю может «повести» и даже скрутить спиралью. В случае такой деформации металла свая не дойдет слоя твердого грунта, а значит, не сможет быть полноценной опорой для сооружаемого причала. Не всегда спецтехника может подъехать к месту строительства причального сооружения. Поэтому при устройстве свайного фундамента своими руками используют винтовые сваи.

Винтовая свая, как и забивная, изготавливается из металлической трубы. Около ее нижнего конусообразного конца приваривается лопасть определенной конфигурации, а на другом конце – оголовок, необходимый для крепления основы будущего причала. Благодаря этой лопасти-винту свая легко вкручивается в донный грунт, при этом не приходится прикладывать слишком больших физических усилий. Во время плавного вращения винтовая свая равномерно входит в грунт. Риск деформации стенок трубы при этом минимален. Длина винтовых свай может достигать 11 м. При необходимости труба может наращиваться или, наоборот, обрезаться.

Монтаж причала в зимнее время

Монтаж деревянного причала сложной формы в зимнее время существенно упрощает ведение работ. По льду можно легко добраться до любого места строительства

Чем большую нагрузку должна выдерживать свая, тем больше должен быть диаметр ее ствола. При этом имеет значение и толщина ее стенок.

Правила монтажных работ

Перед началом монтажных работ необходимо рассчитать точное количество свай, подобрать нужный диаметр с учетом нагрузки. Вычислить минимальное расстояние между соседними сваями, при котором материал ростверка не будет провисать. Длина свай подбирается исходя из типа грунта и глубины его промерзания в данной местности.

После завинчивания винтовой сваи на определенную глубину в полость ее ствола заливают бетон (марка М300 и выше). Этот прием увеличивает несущую способность опорного элемента. При монтаже свайного фундамента в зимнее время в бетонный раствор добавляют специальные присадки. Кстати, установку свай для причала предпочтительнее проводить зимой. На льду гораздо удобнее и дешевле проводить работы, чем в воде. Если грунт неоднороден по структуре, то сваи устанавливают на различную глубину, после чего выравнивают по заданному уровню.

Схематичное изображение причала на свайном фундаменте

Схематичное изображение деревянного причала, построенного на свайном фундаменте. Длина винтовых свай определяется методом пробного бурения, во время которого можно узнать глубину залегания твердых слоев грунта

Винтовые сваи подходят для многоразового использования. Их можно вкручивать, а при необходимости демонтажа надводной конструкции – выкручивать. Правда, при этом заливать бетоном ствол сваи не рекомендуется. Прослужить винтовые сваи могут несколько десятилетий, особенно, если их поверхность обработана специальным химическим составом. Это значит, что причал, возведенный на свайном фундаменте, можно будет эксплуатировать в течение длительного времени.

Отдельно стоящие сваи объединяют в единую конструкцию с помощью швеллера, приваренного к их оголовкам. Иногда в качестве связующего звена используется брус. Все сварочные швы нуждаются в обработке специальной составом, изготовленным на основе эпоксидной смолы, эмали или краски. Данное покрытие защищает швы, находящиеся во влажной среде, от коррозии.

На грунтах из скальных пород монтаж свайного фундамента произвести невозможно. В этом случае рассматриваются иные варианты устройства причалов и пирсов.

В качестве материалов, используемых для укладки настилов на причалах и пирсах, применяется водостойкая древесина ценных пород (лиственница, акация, ипе, кумару, гарапа, бангирай, массарандуба, мербау). Каждый сорт дорогостоящей древесины обладает своим неповторимым цветом и особенной текстурой. Удешевить строительство можно за счет использования современных водоотталкивающих полимерных и древесно-полимерных материалов, на основе которых изготавливаются специальные палубные и террасные доски. Эти материалы идеально подходят для строительства надводных сооружений, так как:

  • не поддаются процессу гниения и разложения от воздействия влажности и атмосферных осадков;
  • не подвержены деформации, потому что не усыхают, не разбухают, не выгибаются и не перекашиваются, не коробятся и не растрескиваются (в отличие от многих сортов натуральной древесины);
  • способны без потерь декоративных качеств переносить значительные перепады температур, воздействие ультрафиолетового излучения;
  • обладают высокой стойкостью к истиранию;
  • выдерживают большие ударные нагрузки;
  • имеет нескользящую рифленую поверхность, позволяющую безопасно передвигаться по причалу во время или после дождя.

Полимерная палубная доска, используемая для монтажа настилов на причалах и пирсах, не нуждается в защите лаками и маслами, что значительно упрощает уход за ее поверхностью.

Монтаж деревянного настила

Монтаж деревянного настила на жесткий каркас, закрепленный на свайном фундаменте. Обработка досок защитными составами, предохраняющими их от преждевременного износа

Монтаж деревянного настила проводят путем использования технологии скрытого крепежа. При отделке готового причала устанавливают перильные ограждения, спуски в воду, а также швартовые кранцы и другие приспособления, необходимые для эксплуатации маломерных судов.

Пример сборки простейшего понтонного причала

Для построения небольшого причала понтонного типа приобретают деревянный брус, строганные доски, гвозди, саморезы, металлические уголки, 200-литровые бочки и веревки для их закрепления. Квадратный каркас конструкции собирают из бруса сечением 100 на 50 мм на берегу. Длина стороны квадрата равна 2,5 метра. Рама усиливается по углам с помощью деревянных брусков, устанавливаемых дополнительно. Углы рамной конструкции должны быть прямыми (90 градусов).

Сборка понтонного причала

Конструкция, собранная из деревянного бруса и герметичных бочек, является примером простейшего причала понтонного типа, обеспечивающего подход к водоему

Плавучесть причала обеспечивается четырьмя 200-литровыми бочками, используемыми ранее для хранения нефтепродуктов. Бочки должны быть абсолютно герметичными. Для обеспечения этого требования вокруг пробок наносят герметик или силикон, предотвращающий попадание вовнутрь емкостей воды. Для лучшего крепления бочек к рамной конструкции используйте дополнительные бруски (50 на 50 мм), которые прикрепите к основному каркасу с помощью металлических уголков. В данных брусках сверлят отверстия, через которые протягивают веревки для надежного закрепления бочек, расположенных по обеим сторонам каркаса, параллельно друг другу.

Перевернутая рама, готовая к спуску на воду

Перевернутая рама, готовая к спуску на воду, переносится в водоем без настила, который утяжелит ее вес в несколько раз

Затем деревянную раму прямоугольной формы переворачивают, при этом бочки оказываются снизу сооружения. В таком положении конструкция устанавливается в водоеме около берега. Для ее крепления используется якорная система. Можно также привязать конструкцию к свае, ввинченной в грунт на берегу водоема, или столбу, вкопанному в землю и забетонированному. На последнем этапе прибивается к каркасу настил из строганных досок. Также сооружается небольшой мостик, обеспечивающий доступ к причалу с берега водоема.

Окончательный вид понтонного причала

Окончательный вид понтонного причала, используемого в летний период. С наступлением холодов надводное сооружение разбирается и убирается на хранение до следующего сезона

Еще один вариант устройства мостков

Из грузовых автошин, отработавших свой срок, сооружают столбы. Для этого резиновые покрышки связывают друг с другом тросами или прочными веревками. Затем связанные шины закатывают в воду и устанавливают на дно водоема. Импровизированные столбики должны торчать из воды. Устойчивость столбов в воде обеспечивается с помощью речных булыжников, закидываемых внутрь покрышек. Затем на сооруженные столбы устанавливают деревянные мостки.

Что делать, если ваш причал уплыл?

Простые надводные сооружения владелец участка, выходящего к реке или озеру, может построить своими силами. Пирсы, уходящие на несколько метров от берега вглубь водоема, должны возводить компании, располагающие компетентными специалистами и профессиональным оборудованием. Если сэкономить на проектировании и строительстве причала, пригласив сомнительные фирмы для выполнения работ, то можно «потерять» надводное сооружение. Оно просто уплывет от берега.

Про Венецию часто пишут так: строения там стоят на вбитых в дно лагуны сваях из дерева определенного сорта, не портящегося в воде. Обычно говорят об «альпийских лиственницах», якобы не гниющих, а только крепчающих от воды, иногда – что лиственницы были привезены из Сибири.

И, хотя очень многие видели фотографии обмелевших или осушенных для очистки дна каналов, на которых не видно никаких свай, в качестве доказательств показывают результаты археологических раскопок, на которых такие сваи есть.

Почвы островов, на которых расположена Венеция, действительно требуют углубленных фундаментов, и дерево для них привозить было гораздо удобнее и дешевле, чем камень. И это дерево могло стать надежной основой для строений, при условии, что эти бревна не просто под водой, а в бескислородной среде, где древесина не будет разлагаться.

Потому что, например, так называемые «брикколы», вбитые в дно венецианской лагуны указатели судоходных маршрутов в виде связки из двух, трех или пяти бревен, портятся очень быстро и меняются каждые пять-десять лет. И быстрее всего эти дубовые, чаще всего, бревна, портятся в районе ватерлинии, где одновременно на дерево воздействует морская вода и воздух.

Навигационные указатели, брикколы, в Венецианской лагуне: на правом хорошо видно, что морская вода делает с деревом

Навигационные указатели, брикколы, в Венецианской лагуне: на правом хорошо видно, что морская вода делает с деревом

Так вот, если верить снимкам археологических раскопок, здания Венеции должны стоять на «свайных полях». То есть сваи были вбиты вплотную друг к другу, затем, вероятно, плотно засыпаны песком и обложены камнем, чтобы исключить доступ воздуха к дереву (еще, говорят, в Венецианской лагуне особый ил, который закупоривает все подводные поверхности и препятствует поступлению кислорода к древесине).

Например, есть информация, что при строительстве в 16-м веке церкви Санта-Мария-делла-Салюте было использовано сто тысяч четырехметровых деревянных балок, вбитых в грунт. Иногда экскурсоводы говорят, что балок было миллион, но, наверное, это уже слишком для четверти гектара, которые вместе с прилегающей территорией занимает базилика Салюте.

Площадь островной части Венеции, на сотне островов в лагуне – около двухсот квадратных километров (а еще примерно такая же часть города расположена на материке). Если экстраполировать данные по базилике Салюте и посчитать, сколько балок нужно, чтобы забить это пространство под фундаменты стоящих стена к стене домов, то получаются какие-то безумные цифры типа восьми миллиардов свай.

Конечно, Венеция – это не только плотно стоящие дома, но еще и тротуары, площади, часть мелких островов вообще не населена. Да и, вероятно, среднему венецианскому дому не требуется столько свай в фундамент, как массивной церкви, и про количество свай под базиликой тоже могли раз в пять приврать. Но даже цифра в миллиард свай кажется слишком невероятной – есть ли столько деревьев во всех Альпах?

Мне встретилась более правдоподобная цифра: при строительстве Венеции потрачено около миллиона свай. Применительно к количеству свай под всего лишь одной базиликой эта цифра совсем невелика.

Под церковью Сан-Заккария (15 век) археологи насчитали максимум семь тысяч свай - вероятно, это более реальная цифра даже для массивного здания, чем сотни тысяч, о которых говорят краеведы

Под церковью Сан-Заккария (15 век) археологи насчитали максимум семь тысяч свай - вероятно, это более реальная цифра даже для массивного здания, чем сотни тысяч, о которых говорят краеведы

Похоже на то, что в Венеции свайными полями укреплены фундаменты совсем не везде, а только под крупными и тяжелыми объектами, стоящими на ненадежных берегах, такими, как базилика Салюте. Вероятно, знаменитые венецианские палаццо вдоль центрального канала действительно держатся на укрепленном многочисленными сваями фундаменте, а для среднего дома в Венеции сваи если и использовали, то не в таких значительных количествах.

Кстати, особенность венецианской архитектуры – очень воздушные и декоративные фасады палаццо, выходящих на канал. Это потому, что у многих таких палаццо несущие стены – боковые и задняя, но не фасадная, еще и таким способом венецианцы приспособили свои дворцы к нестабильной местности.

Вот как строилась Венеция: ее первые поселенцы, бегущее от готов племя венетов в 5-м веке н.э., строили свои дома на болотистых островах лагуны из подручных материалов и на деревянных столбах, но это все рассматривалось как временное убежище. Постоянное городское поселение сформировалось в восьмом веке, а начиная с девятого века Венеция стала перевалочным пунктом для перевозки в Европу предметов роскоши с Востока – пряностей, тканей, драгоценных камней.

Положение на торговых путях послужило источником огромных богатств Венецианской республики, поэтому у города было достаточно средств для дорогостоящего строительства на топких берегах. Для строительства привозили дерево из северной Италии и известняк из славянского Дубровника.

Там, где почвы островов были рыхлыми, под строящиеся дома вбивали деревянные сваи, достигая ими слоя плотной глины. Чем более массивное строилось здание, и чем глубже залегали плотные слои почвы, тем более массивная требовалась установка свай. Верхний уровень свай подрезали до получения ровной площадки, и на ней выкладывали блоками известняка каменную часть фундамента и черновой пол.

Поскольку традиционно основным средством передвижения в Венеции были лодки, к домам прорывались неглубокие каналы, стенки которых укреплялись сначала деревом, а потом были замощены камнем или, уже совсем недавно, забетонированы.

Большинство современных зданий Венеции построено уже после 16-го века, но фундаменты под ними более старые. То есть первоначальные свайные основы строений 11-14 веков были построены настолько добротно, что смогли использоваться повторно.

Например, известно, что башня Сан-Марко была построена на месте сгоревшей в 15-м веке предшественницы, на ее фундаменте, который до сих пор отлично держит.

Читайте также: