Демонстрационные стеллажи для выставок в школьной библиотеке вдоль стены можно устанавливать

Обновлено: 05.05.2024

Используйте пространство над рядами книг, чтобы разместить стопочки изданий потоньше, а под книги можно подложить неформатные издания. Если книги стоят в два ряда, и с краю полки еще есть место, можно перпендикулярно расположить один-два тома между рядами.

В каком порядке расположены книги в библиотеке?

Книги в библиотеке расположены и в алфавитном порядке, и по тематическим разделам (например «Сказки», «Русская литература», «Зарубежная литература», «Техника», «Математика») Page 12 Книги разделены полочными разделителями, за разделителями стоят книги, фамилии авторов которых начинаются с буквы, указанной на .

Как правильно расставить книги в школьной библиотеке?

  1. Книги на полках расставлены слева направо
  2. Книги стоят по областям (отраслям) знаний и каждая область в системе библиотечной классификации имеет свое цифровое обозначение. Это и есть индекс раздела библиотечного фонда

Как разложить книги в шкафу?

Для начала рассортируйте книги по размеру так, чтобы ряды были ровными, более крупные издания будут служить полками для мелких, а совсем тонкие издания можно разложить перпендикулярно основной массе. В том случае, если места совсем мало, вспомните детство и используйте при размещении принцип тетриса.

Как расставить книги по цветам?

Если вы всё-таки решились выставлять книги по цвету обложек, обязательно поставьте пару красных книг к чёрным, белых к синим, а старых к новым.

Как называются ряды полок на которых располагаются книги в библиотеке?

Это книжные стелла- жи — от слова «стелить» — на книжных стеллажах, на полках книги как бы стелятся ровными акку- ратными рядами. Все стеллажи имеют свои па- спорта, на которых указано не только какие книги здесь находятся, но и кому эти книги адресованы, для читателей какого возрас- та, то есть дан адрес книги.

Где можно найти нужную информацию об истории и хранении книг?

Историю хранения книг можно найти в энциклопедиях, например «Всё обо всём», а также в книге Николая Павловича Смирного-Сокольского «Моя библиотека».

Как расставить стеллажи в библиотеке?

  1. Способы расстановки стеллажей
  2. «ёлочкой» – стеллажи стоят парами под постоянным углом друг к другу;
  3. «салонная» – под углами друг к другу, в результате чего выстраиваются многоугольные отсеки;
  4. «веерная» – стеллажи установлены под одним углом в несколько рядов;

Какое расстояние между стеллажами в библиотеке?

проходы между стеллажами — не менее 75 см; ● главный проход между торцами стеллажей — не менее 120 см; ● расстояние между стеной и стеллажами, параллельными стене, — не менее 75 см; ● расстояние между стеной и торцом стеллажа — не менее 45 см.

Как называется расстановка фонда которая предполагает расположение изданий по отраслям знания?

РАССТАНОВКА БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА, порядок размещения произв. печати в библиотеке.

Как правильно расставить книги на полках?

Используйте пространство над рядами книг, чтобы разместить стопочки изданий потоньше, а под книги можно подложить неформатные издания. Если книги стоят в два ряда, и с краю полки еще есть место, можно перпендикулярно расположить один-два тома между рядами.

Как должны стоять книги на полке?

Книги должны стоять (или лежать) в шкафах на полках. Книга должна полностью помещаться на полку и не выставляться за ее пределы. Расстояния от верха книги до полки должно быть не менее 5 см., для вентиляции. Полки могут быть как открытые, так и закрытые.

Как правильно расставить книжные полки?

Книжные полки должны находиться в двух блоках от стола, на том же уровне или на один блок выше него. При правильном расположении, когда между полками и столом не будет посторонних объектов, из полок в сторону стола начнут вылетать символы.

Как красиво расставить на полках?

  1. Ограничьте количество используемых цветов .
  2. Скройте все лишнее .
  3. Помните о правиле треугольника .
  4. Используйте высоту и глубину полок .
  5. Оставляйте свободное пространство .
  6. Используйте парные предметы .
  7. Тяжелое – вниз, красивое – наверх

Можно ли ставить книги друг на друга?

Не ставьте книги слишком плотно друг к другу, оставляйте место для циркуляции воздуха. Если книги стоят слишком близко — могут испортиться переплеты, особенно, их выпуклые части. Ставьте книги так, чтобы любую из них можно было без труда вынуть.

Л.А.Борисова

Стремительное развитие информационных технологий в последние два десятилетия сделало актуальным вопрос о роли библиотеки в современном обществе, которая рассматривается как информационный центр, дающий доступ к оцифрованным ресурсам всех библиотек мира, и культурно-досуговый центр, делающего упор на различных формах массовой работы с читателем.

Мы, разработчики и производители библиотечного оборудования «Радуга-ЛИК», видим библиотеку информационным, культурным и духовным центром, своеобразным мостом между классическим культурным наследием и современностью. В первую очередь это касается школьной библиотеки, которая, на наш взгляд, может достойно выполнять воспитательную функцию образования.


К сожалению, плотность школьной программы не позволяет педагогам подолгу задерживаться на изучении отдельных произведений классиков, не говоря уже о воспитании в учащихся умения читать в традиционном смысле этого слова - не пробегая глазами текст с целью выхватить основные события, а примеряя на себя мысли и поступки героев, ловя намёки и ссылки, рассыпанные автором, задаваясь в итоге теми же вопросами, которые побудили автора написать книгу. Аспект нравственного развития при чтении классической литературы, таким образом, остаётся не затронут. Кто же, если не работник библиотеки, может и должен встать на защиту вечных ценностей, оплотом которых для предыдущих поколений читателей была классическая литература?



Исходя из триединой концепции современной школьной библиотеки — информационная, культурная и духовная, — мы и проектировали библиотечное пространство петербургской средней школы «Центр образования "Кудрово"».

Библиотека школы включает в себя абонемент, читальный зал, фонд учебников и медиатеку.

В соответствии с принципом многофункциональности, пространство читального зала оборудовано трансформируемой мебелью и разделено на несколько зон.

В зоне свободной работы предусмотрено место для различных видов групповой интеллектуальной деятельности. Например, в развитии самостоятельного мышления школьников, умения анализировать информацию и аргументированно отстаивать свою позицию большую помощь оказывают дискуссионные клубы.

Мы видим библиотекаря организатором и ведущим таких клубов, фокусирующим внимание учеников на острых проблемах современности, а также прививающим навыки культуры дискуссий.

Не менее важно живое участие библиотекаря и в других школьных объединениях. Допустим, при постановке пьес в школьном театре библиотекарь может порекомендовать литературу о быте, нравах, манерах того времени, критические статьи, помогающие понять замысел автора. Он может вести политический кружок, в котором, помимо анализа текущих событий, разбирается их социально-экономическая подоплека и изучаются методы воздействия на электорат. Киноклуб, знакомящий школьников с великими фильмами, поэтический кружок, исторический клуб, редакция школьного сайта - аналога традиционной стенгазеты - всё это может раскрыть интеллектуальный и нравственный потенциал ученика, стать местом живого общения детей и взрослых.



Изготовленная нами многофункциональная мебель — такая как мультимедийный стеллаж с компьютером и панелями для рисования маркером, а также трансформируемые модули типа «горки», из которых можно создавать и разноуровневые ряды для сидения, и сцену для выступлений, - предназначена для всех вышеперечисленных видов деятельности. Помимо прочего, этот мебельный комплекс позволяет проводить уроки и семинары, требующие подключения к мировой компьютерной сети.

Актуальные занятия на стыке нескольких дисциплин уместны именно здесь, а участие библиотекаря, способного помочь отыскать нужные сведения, порекомендовать интересные ресурсы, новые работы, касающиеся исследуемой темы, будет как нельзя более кстати.

Для младших школьников предусмотрена отдельная территория со стеллажами в форме паровозика с вагончиками,ёлочек и домиков. На игровом подиуме-горке с мягкими подушками можно рассаживать детей при проведении мастер-классов или представлений в кукольном театре с ширмой, также входящей в комплект мебели. Столы-трансформеры на колёсиках, кресла и стулья предназначены для групповой работы. Как показала практика, эта зона пользуется большой популярностью среди детей.

Мультимедийная зона, предназначенная для индивидуальной работы с информацией, включает в себя акустическое кресла- шары, мягкие модули-кабины и открытые кресла для работы с ноутбуками и планшетами, а также отдельные столы — каждый может выбрать себе место в соответствии со своими предпочтениями. По всей территории разбросаны островки отдыха — удобные кресла для одиночек и диванчики для компаний.



В целом дизайн помещений направлен на то, чтобы пришедший сюда человек чувствовал себя комфортно и непринуждённо как во время работы, так и во время досуга. Насколько можно судить, замысел себя оправдал: библиотека пользуется большой популярностью среди учащихся, которые приходят сюда и заниматься, и общаться, и просто отдохнуть между уроками.

Разумеется, новые формы работы предполагают особые требования к сотруднику библиотеки: разносторонняя эрудированность, коммуникабельность, умение ориентироваться в интернет- ресурсах. А использованные нами современные решения - лишь инструмент в работе педагога-библиотекаря. Ему предстоит стать проводником по сетевым лабиринтам как для учащихся, так и для преподавателей. Только он может «одухотворить» библиотечное пространство, помочь современному школьнику преодолеть «культурную пропасть» между проблемами общества, ориентированного на потребление, и вечными вопросами человечества, которыми проникнута мировая классическая литература.


К счастью, именно такой человек стоит во главе библиотеки новой кудровской школы - Юлия Вячеславовна Коваленко. И мы позволим себе выразить надежду, что совместными усилиями педагогов и библиотекарей интернет из виртуального мира, в котором ребёнок предпочитает проводить свободное время, превратится для него в обычную информационную базу. А библиотека станет интеллектуальным, культурным и духовным центром школы.

У каждого учебного заведения есть потребность в хранении большого книжного фонда – учебники, пособия, методические разработки, словари и справочники, научная литература и наглядные пособия. Библиотека – незаменимый элемент обустройства учебного пространства. Даже в эпоху цифровых технологий, бумажные издания всё еще активно используются.

Библиотека нуждается не только в отдельном помещении, иногда даже в нескольких, но и в специальной мебели для библиотек. Именно удобная мебель обеспечивает хранение книг и удобный доступ к ним.

Какие виды мебели для библиотеки существуют

Самое главное и очевидное из элементов мебели – это, конечно, всевозможные шкафы и стеллажи для хранения книг. Ведь главная задача библиотеки хранить большое количество книг и предоставлять их читателю по требованию, соответственно иметь удобный доступ к книжному фонду. Самые распространенные модификации библиотечных стеллажей - двухсторонние стеллажи, которые незаменимы при оборудовании библиотечного помещения рядами. В этом сегменте популярны двухсторонние стеллажи из ЛДСП и двухсторонние стеллажи на металлокаркасе. Кроме того, неизменным спросом пользуются открытые демонстрационные стеллажи из ЛДСП и демонстрационные стеллажи на металлокаркасе, которые незаменимы при организации выставок.

Однако стеллажи для хранения книг, это далеко не вся мебель, которая вам потребуется.

В библиотеке работает библиотекарь, а значит у него должно быть оборудовано рабочее место, специально разработанное для выписывания карточек книг, выдачи-получения изданий, комфортного пребывания на рабочем месте.

Библиотека также предполагает работу с книгами без выдачи на руки – редкие книги, хрупкие издания, книги в маленьком тираже, такие экземпляры требуют более аккуратного и оперативного использования. Это означает что в библиотеке должны быть оборудованные места для учеников, которые могли бы сидя за партами изучать книги, делать необходимые записи, копировать страницы книг и т.д.

Для систематизации книжного фонда необходимо предусмотреть картотеку, которая располагается в специальных шкафах для картотеки с ящиками. В этой же категории мебели присутствуют такие изделия как шкаф для читательских формуляров.

Мебель для библиотеки сочетает в себе функциональность и удобство, ведь с одной стороны, перед ней стоит непростая задача размещения большого количества книг в маленьком помещении, но с другой стороны работа с книгами должна быть максимально удобна, а пребывание в библиотеке учеников максимально комфортно и безопасно.

Мебель для библиотеки

Требования к мебели для библиотек

К библиотечной мебели, как и ко всякой мебели для заведений с детьми предъявляется масса требований:

  • Прежде всего экологичность материалов – такая мебель не должна выделять вредных веществ в окружающую среду.
  • Безопасность в использовании – надежность мебельной конструкции требование, которое, пожалуй, сложно переоценить. Стеллажи должны быть надежно зафиксированы: те, что стоят вдоль стен должны быть закреплены к стенам, те что в середине иметь прочное и устойчивое основание. Сами мебельные стеллажи должны быть рассчитаны на используемый вес книг.
  • Удобство мебели – также важное требование. Книжные полки должны быть оптимального размера и высоты, столы и стулья располагать к длительной работе, рабочее место библиотекаря оборудовано всем необходимым и т.д.
  • Разумное соотношение цена-качество. Чаще всего библиотеки обустраиваются в учебных заведениях и государственных учреждениях, которые зачастую стеснены в средствах, а значит не могут позволить себе излишки в оформлении мебели. Однако качество мебели не должно снижаться за счет снижения цены, ведь речь идет о безопасности использования.

Особенности мебели для библиотек

Особенности мебели для библиотек обусловлены прежде всего функциональностью данной мебели.

Мебель для библиотек призвана сохранять книги, периодические издания, пособия и наглядные материалы на долгие годы. Это означает что мебель должны быть выполнена из качественных материалов, что гарантирует, что в книгохранении не заведется грибок, насекомые или плесень.

Хранение большого количества книг, изданий и т.д. предполагает систематизацию. Благодаря просторности библиотечной мебели издания могут быть выставлены в алфавитном порядке или тематически. Это облегчает поиск книги, а значит продлевает срок их жизни. Для этих целей существуют специальные поворотные конструкции витринного типа.

Демонстрация изданий. Функция демонстрации изданий, книг часто востребована в библиотеках для оборудования тематических выставок, уголков, приуроченных к праздникам и памятным датам.

Компания «Ретомебель» предлагает полный ассортимент мебели для обустройства библиотек. Для заказа мебели, получения дополнительной консультации необходимо воспользоваться телефонами, указанными на сайте. Специалисты компании с удовольствием помогут выбрать оптимальный вариант оснащения библиотеки исходя из ваших индивидуальных требований.


Школьная библиотека представляет собой в первую очередь хранилище учебной и методической литературы, а во вторую очередь уже является местом досуга для преподавателей и учеников.

Структура библиотеки состоит из следующих основных частей: абонемент, читальный зал, зал учебной литературы, зал методической литературы.

Именно школа отвечает за предоставление помещений под библиотеку, оснащение всей необходимой литературой согласно школьной программе и учебному плану, организацию рабочих мест для сотрудников библиотеки и для посетителей, проведение ремонта, оснащение компьютерной техникой и всеми необходимыми канцелярскими принадлежностями.


В соответствии со школьным уставом за сохранность, комплектовку, оснащенность несет ответственность директор. Заведующая библиотеки организует рабочий процесс, определяет время работы в соответствии с внутренним распорядком в школе, делает заказ на поставку учебно-методической литературы, следит за правильным функционированием всего аппарата.

К главной задаче библиотеки относится приобщение школьников к чтению. Через книгу ребенок познает о быте русского народы, о культуре и о исторических событиях. Все это способствует формированию у ребенка целостной картины мира, формированию восприятия и расширяет его кругозор.

Организация работы школьной библиотеки должна быть четко отлажена. Максимальное использование фондов библиотеки обеспечивается правильностью их хранения. Необходимо организовать легкий доступ к любому из фондов, обеспечить санитарно-гигиенические условия хранения, максимально комфортно устроить место для чтения.


Существует три способа размещения читательского фонда: горизонтальный, смешанный, вертикальный. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки. При горизонтальном способе удобно менять местами разные категории фонда, просто организовать доступ, есть возможность выделения отдельных мест для читателей. Вертикальный способ позволяет сэкономить пространство, в условиях маленького помещения, но при этом появляется трудность в доступе к литературе. Без механизированной помощи не обойтись.

Согласно технике пожарной безопасности организация школьной библиотеки должна соответствовать следующим нормам: расстояние между стеллажами не менее 75 см, главный проход между стеллажами не менее 120 см, расстояние между стеной и стеллажом — 45 см. С помощью несложных подсчетов можно сделать вывод, что для хранения десяти тысяч документов на стеллажах с шестью полками, понадобится около 50 квадратных метров площади. Количество стеллажей будет зависеть от варианта планировки.

Площадь абонемента и места библиотекаря должно занимать около 6 квадратных метров, а на одного ученика отводится примерно 1,5 квадратных метра от площади абонемента.


Пространство для читального зала выделяется в зависимости от количества столов, полок и стеллажей. Для каждой библиотеки площадь зала для чтения различна, так как проходимость читателей индивидуальна. Расстояние между двухместными столами с учетом места для стульев должна быть равно 70 см, а если столы предназначены для трех и более человек, то расстояние увеличивается до 90 см. Расстояние между торцами столов — 60 см, это позволяет удобно перемещаться по залу читателям. При расстановке мебели нужно учитывать геометрию помещения и его вместимость.

Мебель для школьной библиотеки заказывается по индивидуальным эскизам, либо же выбирают из представленного ассортимента. Необходимо при выборе столов и стульев для учеников учитывать их анатомические особенности. Стеллажи подбираются в зависимости от выбранного способа размещения фондов. Количество полок, их высота может варьироваться. Важно, чтобы стеллажи вмещали максимальное количество книг, и обеспечивался легкий доступ к желаемому тому. Мебель библиотеки должна быть прочной и долговечной, прогнутые под тяжестью книг полки, отломленные уголки и кромки смотрятся небрежно. Не стоит забывать об интерьере, мебель должна гармонично вписываться и дополнять интерьер. Лучше делать стеллажи на заказ, под размер помещения и в соответствии с фондом библиотеки.

Важно позаботиться об освещении помещения. Наличие только искусственного света не допустимо для читального зала. Так как это оказывает пагубное воздействие на органы зрения молодых читателей. Наличие дневного света очень важно. Помимо общего источника света на каждом столе для чтения размещается дополнительный источник в виде лампы.


Интерьер школьной библиотеки можно украсить разными декоративным элементами: полочки, искусственные цветы, картины, портреты писателей, поэтов, других выдающихся лиц. Помимо всего этого можно организовывать выставки работ самих учащихся школы. Библиотека не должна ассоциироваться с серым, унылым помещением с запахом старых пожелтевших книг.

Можно выделить основные проблемы школьной библиотеки: маленькая площадь помещения, которая неспособна вместить всю необходимую литературу; плохое финансирование, в связи с этим происходит устаревания имеющихся фондов, что приводит к неспособность утолить потребности читателей; неправильное хранение книг и их порча.

Хочется заметить, что сейчас библиотеки потеряли свою привлекательность в связи с развитием сети интернет. Практически всю информацию студент и школьник предпочитает получать, не выходя из дома, одним щелчком мыши.

Проектирование библиотечных помещений. Габариты стеллажей. Высота стеллажей. Ширина проходов между стеллажами для книг. Основные форматы книг. Вместимость и вес в заполненном состоянии стеллажей для книг. Оптимальная освещенность библиотечных помещений. Размеры полезной площади библиотек в зависимости от количества книг.

Габариты стеллажей книгохранилища определяются форматом книг (рис. 1 и 2) и связанной с ним глубиной книжных полок (рис. 3). Большая часть книг (около 65%) имеет формат в 1/8 листа, что соответствует стандартному размеру А 5 по DIN; 12% книг имеет формат в 1/2 листа (инфолио). Поскольку форматы старых книг очень разнообразны, глубина стеллажей в отдельных библиотеках различается. Для книг в 1/8 листа эти глубины колеблются от 16,5 до 21 см, для книг в ¼ листа — от 21,5 до 28 см, для книг в ½ листа — от 30 до 34 см.

Глубина обычного сдвоенного стеллажа (с установкой книг в два ряда) составляет 72 см. Нормальная длина полок 100 см. На 1 м длины полки размещается 15 — 30 книг; на 1 м2 вертикальной проекции стеллажа размещается около 80 книг; на одном погонном метре стеллажа (рис. 7) — около 200 книг. На 1 м2 площади пола, включая проходы, размещается 200 — 250 книг.

Высота стеллажей устанавливается из условий досягаемости книг для стоящего рядом со стеллажом читателя (рис. 1). Эта высота, достаточная для размещения восьми рядов книг форматом в 1/8 листа или же для одного ряда книг форматом в ¼ листа и семи рядов форматом в 1/8 листа. В высоких помещениях стеллажи можно устраивать более высокими, используя при этом передвижные лестницы или устраивая специальные галереи (рис. 9). В новых библиотечных зданиях высота этажей принимается 2,25 м, что соответствует нормальной высоте стеллажей. Толщина перекрытий составляет около 8 — 10 см (решетчатые перекрытия, способствующие нежелательной циркуляции воздуха в книгохранилищах, устраивать не рекомендуется).

Ширина проходов между стеллажами для книг, пользующихся большим спросом, 85 см; обычная же ширина проходов — от 72 до 77 см (рис. 12). Книги берут с полок и ставят на место обычно вручную; при значительной длине проходов книги подают на специальных тележках (рис. 10). На другие этажи книги перемещают с помощью лифтов или автоматических транспортных устройств (ленточных транспортеров и т.п.). Расположение окон показано на рис. 13. Чем больше света, тем большей может быть глубина книгохранилища и тем дешевле обходится его строительство и эксплуатация. Для защиты от чрезмерной инсоляции применяют литое стекло с волнистой поверхностью. Лестницы должны устраиваться через каждые 25 м. В многоэтажных книгохранилищах следует предусматривать лестницы на случай аварий. Температура воздуха в книгохранилище около 15°С Во избежание интенсивного запыления необходима хорошая вентиляция книгохранилища; предпочтительно устройство искусственной вентиляции, действующей при закрытых зонах (см. также рис. 6).

4. Деревянные книжные стеллажи с переставными штифтами для читальных залов (в книгохранилищах не допускаются).

5. Стеллажи для книг, изготовленные из листовой стали, со скрытой зубчатой направляющей для перемещения полок. Полки с книгами поднимаются и опускаются вручную.

6. Разрез к плану на рис, 13. М 1:400. Проветривание через размещенные «вразбежку» проемы в перекрытиях (простейшая схема проветривания книгохранилищ).

9. Галерея для прохода к второму ярусу стеллажей; галерея обычно рассчитана на суммарную нагрузку от собственной массы и временной нагрузки, составляющую 250 кг/м2.

Массовая библиотека предназначена для обслуживания всех слоев населения. Благодаря соответствующему подбору книг такая библиотека служит целям общего и музыкального образования, ознакомления с популярной литературой, повышения квалификации и профессионального образования. Полезная площадь библиотек зависит от количества книг (рис. 2), В отличие от научно-технических библиотек, где стремятся к полноте подбора книг по определенной тематике, в массовых библиотеках подбор книг определяется полезной площадью помещений и финансовыми возможностями. Для перемещения книг используются ленточные транспортеры и роликовые тележки, движущиеся по направляющим.

Максимальный уклон ленточных транспортеров 30° (рис, 1). При соответственной ширине книгохранилище целесообразно устраивать сборные ленточные транспортеры (рис. 1), располагаемые под углом 90° к подающим транспортерам. Книжный фонд самых маленьких библиотек должен состоять примерно из 150 томов литературы для взрослых и 500-700 томов детской и юношеской литературы.

Оптимальная освещенность библиотечных помещений 1000 лк. Рекомендуется устройство системы кондиционирования воздуха. Приточная вентиляция должна обеспечивать подачу 50 — 60 м3/ч свежего воздуха на 1 чел.

1 – входной вестибюль, 2 – каталог; 3 – периодика; 4 – литература по естественным наукам; 5 – научно-техническая информация; 6 – литература по гуманитарным наукам; 7 – литература по искусству и музыке; 8 – поэзия.

Читайте также: