Декоративная отделка стен история

Обновлено: 27.04.2024

Потребность украшать свое жилище появилась у наших предков еще в древнейшие времена — на стенах пещер, в которых жил доисторический человек, были обнаружены рисунки, изображавшие различных животных и охоту на них. Всеобщее восхищение вызывают великолепные росписи стен дворцов и храмов древнего Египта, Вавилона, Греции, Рима, Византии.
Искусство внутренней отделки зданий, достигавшее иногда поразительной красоты и совершенства, развивалось параллельно с развитием внешних архитектурных форм.
Однако стенная, или, как ее иначе называют, фресковая живопись, мозаика, то есть картины, составленные
из кусочков разноцветного стекла, украшение стен врезкой в них различных материалов (так называемая инкрустация), большие картины — панно, затягивание простенков тканями или завешивание коврами — все это было доступно лишь очень и очень состоятельным людям. Да и в наше время такая отделка стен жилых помещений слишком дорога, чтобы ее можно было применять в широких масштабах.
Самая распространенная в настоящее время одежда стен — бумажные обои — появилась сравнительно недавно. Впервые их начали выделывать китайцы, в Евpoпy же обои проникли лишь триста лет назад, в XVII веке. Сперва их печатали на ручных станках и выпускали в ограниченном количестве. Лишь после изобретения в двадцатых годах прошлого столетия обойно-печатной машины производство обоев получило широкое распространение. Современная машина выпускает десятки тысяч метров обоев в сутки и печатает любые сложные и многокрасочные узоры — количество оттенков на некоторых сортах, например на «ковровых» обоях, доходит до двадцати четырех. И сейчас если вы надумаете купить квартиру в Троицке, то скорее всего вы купить квартиру именно с обями.
Но обои, наряду с неоспоримым достоинством, имеют и ряд существенных недостатков: они сравнительно быстро выцветают и легко подвергаются механическим повреждениям — заденешь стену углом шкафа, передвигая мебель в комнате, и на новеньких обоях останется непоправимая царапина. Да и всякое пятно, посаженное на ибои, ничем уже не удалить.
В конце концов с этими недостатками в жилых помещениях еще можно мириться — на два-три года хватит! Другое дело — в учреждениях, где постоянно бывает много народа: тут простые обои очень скоро приходят в полную негодность. В помещениях же с большой влажностью они вообще плохо держатся на стенах, коробятся, покрываются плесенью. И, наконец, представьте себе оклеенные бумажными обоями стены железнодорожных вагонов или пароходных кают. Во что бы они превратились после первых же рейсов от соприкосновения с чемоданами и корзинками пассажиров?
Лет двадцать с лишним назад появился новый вид покрытия стен — линкруст. Само название «линкруст» происходит от двух латинских слов: «линум» — полотно и «круста» — корка. Другими словами — покрытое коркой полотно. Конечно, о настоящем полотне здесь не может быть и речи, иначе линкруст обходился бы слишком дорого. «Коркой» покрывается либо плотная бумага, либо тонкий, гибкий картон. И вот как это делается.
Лента бумажной или картонной основы, получаемая с бумажных комбинатов в виде рулонов, сбегает с катушки и проходит через специальный механизм покрытия, укрепленный поперек стола, по которому движется лента. Этот механизм представляет собой узкий корытообразный резервуар, внутри которого на продоль-
ной оси вращается валик. Лента входит в узкую щель, расположенную в боковой стенке у дна резервуара, попадает под вращающийся валик, который наносит на нее слой специального тестообразного состава, и выходит через такую же щель в противоположной стороне. Основная часть состава, которым покрывается лента, — это полихлорвшшло-вая смола, применяемая в производстве пластических масс. По внешнему виду она напоминает обыкновенную муку. Из нее-то и делают «корку» линкруста.
Для отделки вагонов этот материал просто незаменим. Все, кто ездил в поездах московского метрополитена или в цельнометаллических железнодорожных вагонах, знают, как красив и прочен покрывающий их стены линкруст. Все чаще и чаще можно его увидеть и в различных учреждениях.
На ряду с одноцветным линкрустом, отечественная промышленность начала выпускать и мозаичные линкрусты, составленные из разноцветных масс — еще более красивую и разнообразную одежду для стен наших жилищ, учреждений, клубов, театров и других помещений.

история декора

Интерьер (по словарю Ожегова) - внутреннее убранство дома, декорирование (по Далю) - "украшение обстановки", а все вместе это создание красоты, уюта и гармонии в доме.

История возникновения "украшения обстановки" дома парадоксальна: украшения существовали уже тогда, когда еще нечего было украшать - собственно дома, как такового, еще не было. Например, раскопки первобытных стоянок человека в областях с теплым климатом показали, что во времена палеолита жилищем служила поляна с косторовищем посередине, но поляна уже была "декорирована" скорлупой страусиных яиц с нанесенными на них рисунками.

Искусство украшения жилища появилось практически одновременно с развитием культуры древних людей и даже имело своеобразные черты, характерные для населения отдельных больших областей.

Первая такая большая область охватывала Западную и Восточную Европу, в том числе Русскую равнину, замечательную своими древнейшими поселениями под открытым небом.

Вторая область охватывала юг Европы, Африку, Западную и Среднюю Азию, Кавказ часть Индии. Третья область занимала Экваториальную и Южную Африку, четвертая - Восточную Азию, Сибирь и Северный Китай, а пятая область была расположена в Юго-Восточной Азии.

Внутри каждой из этих больших областей, охватывавших в совокупности почти всю территорию расселения человечества времен каменного века, имелись, кроме того, отдельные районы, отличавшиеся дополнительными особенностями культуры и быта.

Современному человеку достаточно трудно представить себе "уютный интерьер", жилища, возможно, его непосредственного предка. Итак, адрес: деревня Костенки, на Дону, близ Воронежа. Кстати, свое название деревня получила во времена Петра I, заинтересовавшегося обилием ископаемых костей крупных животных. Внутреннее убранство жилища наших далеких предков тоже в основном состояло из костей. Жилая площадь в древности была несколько непривычной для современного человека - 600 кв.м., но не тесное, это жилище обогревалось 9 очагами. Здесь имелась и мебель - врытые вертикально в землю крупные трубчатые кости мамонта, очевидно, первый в истории человека стол и даже верстак. Кости эти были покрыты зарубками и насечками. Трудно себе представить, что вот с таких костей начинается история мебельного декора! Основная жилая площадка была окаймлена дополнительными помещениями - землянками, расположенными по ее контуру в виде кольца (прообраз коммунальной квартиры). Крыша землянок имела каркас из крупных костей и бивней мамонта. В этом жилище была даже кладовка - глубокая землянка в дальнем конце площадки без костровища. Любопытный бытовой штрих: в полу делали специальные ямки, служившие хранилищем для особо ценных вещей. В таких ямках найдены были скульптурные изображения женщин, животных, украшения из коренных зубов и клыков хищников. Найдены были и кусочки красящего минерального вещества, очевидно охры, хотя сама "живопись" в землянках не сохранилась.

В Швейцарии жилище того же времени имело ряд архитектурных особенностей: стенами в них служили черепа и лопатки мамонта, а его бивни - конструктивной основой низкой крыши. Швейцарские древнейшие "архитекторы" были оригинальны - крыша в их "домах" имела куполообразную форму.

Когда на смену относительно мягкому климату межледникового периода приходит похолодание, появляется новая деталь интерьера - шкуры на стенах и полу, это еще не ковры, но уже изделия ручной работы.

Франция - родоначальница моды и в то время уже отличалась своеобразием "оформления" жилья: в пещере Ля-Мадлен было обнаружено изображение мамонта на костяной пластине эта живописная миниатюра служила украшением жилища вместе со статуэтками женщин, имевших странные прически то высокие и пышные, то собранные концентрическими кругами, а иногда расположенные зигзагообразными вертикальными рядами (мода повторяется из такой пыльной глубины веков и уже с тех пор самые модные женщины - француженки).

Искусство ледникового времени - это прежде всего настенные росписи, своеобразная живопись в интерьере, правда отличающаяся простотой формы. Человек каменного века сначала ограничивался тем, что только раскрашивал свои контурные рисунки сильными и яркими тонами минеральных красок. Это было вполне естественно в темных пещерах, тускло освещенных еле горящими фитилями или огнем дымного костра, где полутона были бы попросту незаметны. Пещерные рисунки того времени представляют собой обычно фигуры зверей, выполненные только одним линейным контуром, обведенные красными или желтыми полосами, иногда сплошь заполненные внутри круглыми пятнами или залитые краской. А теперь представьте, насколько декоративно смотрелись бы такие "картины" в современном интерьере и, вероятно, назывались бы авангардной живописью.

Итак, в "интерьере" древнего жилища имелись все основные элементы, составляющие его и поныне: мебель, покрытие стен и пола, скульптура, живопись. Не хватает только посуды, но уже "скоро", в бронзовом веке будет изобретена формовка и обжиг глиняной посуды.

Шло время, новые племена и новые роды постоянно образовывались вследствие естественного прироста населения, рост населения, в свою очередь, вызывал недостаток средств к существованию, избыточная часть населения уходила из наиболее заселенных и ранее всего освоенных мест в пустынные до того области севера Европы и особенно Азии. Такое расселение было тем более естественным, что все эти события происходили в конце ледниковой эпохи, в период освобождения ото льда колоссального пространства суши. Освоение новых территорий на севере стало возможным благодаря усовершенствованию охотничьего вооружения, люди научились строить как прочные постоянные жилища на зиму, так и переносные легкие шатры из шкур. Появилась сшитая сухожильными нитями меховая одежда, быт усложняется, становится более удобным. Так человек вышел за пределы областей с умеренным и теплым климатом на север.

А в это время на юге в Северной Африке образ жизни существенно отличался от жизни населения приледниковых областей. Южане вели подвижный образ жизни. У них не было, как на Севере, постоянных или долговременных жилищ, укрытием от плохой погоды и зноя служили легкие шалаши, а также пещеры, навесы и гроты. Художественной обработки кости, как на Сервере здесь не было, как не было мамонта и северного оленя, а также длинных зим с большим количеством свободного времени. Зато специфическими украшениями жилищ под открытым небом здесь служили фрагменты скорлупы яиц страуса, украшенные рисунками из тончайших резных линий, в основном орнаментов или изображений животных. Не ограничиваясь тонкой декоративной резьбой и украшениями из скорлупы яиц страуса, жители Северной Африки с такой же тщательностью рисовали на гладкой поверхности скал или отдельных каменных глыбах, входящих в "интерьер" их жилищ замысловатые узоры и рисунки в своей ныне пустынной стране.

Таким образом закладывалось будущее разнообразие декорирования внутреннего убранства жилья, носящее ныне название этнического стиля.

Воображение переместило нас сквозь плотный слой веков, эпох и событий в условия жизни наших далеких предков, немного похожих на нас людей, которые тоже по мере своих ограниченных возможностей пытались сделать свой примитивный быт уютным а жилище - красивым. Искусство каменного века столь же неповторимо и своеобразно как и вся породившая его эпоха - подлинного "детства человечества".


Одной из фундаментальных потребностей человека, естественно, является тяга к эстетическому созерцанию окружающей среды. И немаловажное значение в этом вопросе имеет интерьер помещений, где каждый человек по ряду причин проводит определенное количество своего времени, будь то собственный дом, квартира, либо общественное заведение. Согласитесь, что при иных равных условиях, всегда невольно падает выбор на заведение, где интерьер выполнен более эстетично и презентабельно. Для создания современных интерьеров существует множество выразительных средств, таких, как, например, декоративная штукатурка. В настоящее время представлен широкий выбор этого материала для отделочных работ, поэтому купить декоративную штукатурку не составляет труда.

Но мало кто задумывается, откуда появилась популярность на этот вид отделки?

Существует расхожее мнение, что декоративная штукатурка появилась в эпоху Возрождения, когда мастера из Италии того времени много экспериментировали над усовершенствованием технологии использования мраморной пыли. На самом же деле это всего лишь один из этапов расцвета, так называемого «жидкого мрамора», более известного в современном обиходе, как «венецианская штукатурка». Этот вид покрытия и сейчас переживает очередной пик популярности. Но истоки он берет из Древнего Рима, когда в архитектуре одним из самых распространенных материалов был мрамор. Даже появилась красивая легенда, что изобретение этой штукатурки было абсолютной случайностью: в результате обработки камня, мраморная пыль попала в известковый раствор, и, когда мастер начал наносить получившуюся смесь на стену, то был поражен красотой покрытия. На самом же деле, точной технике изготовления декоративной штукатурки мы обязаны греческому философу Теофрасту, который подробно описал состав и технологию нанесения в своих трудах, посвященных естество–испытаниям, а мастера Древнего Рима дополнили состав мраморной пылью, которая была в избытке после обработки поверхностей из мрамора. В результате, полученный материал очень быстро покорил Древний Рим, так как позволял создавать идеально гладкие бесшовные поверхности, в точности имитирующие структуру самого мрамора, вызывая ощущение нерукотворности архитектурного творения, благодаря визуальной целостности конструкции. К сожалению, с закатом Римской цивилизации произошел и спад в развитии декоративной штукатурки и ее вековое забвение. Возможно, это связано с тем, что после эпохи Древнего Рима не наступило столь же значимой государственности, которая могла бы сравниться в помпезности и величии с ушедшей эпохой.


Декоративная штукатурка с самого начала своего изобретения носила исключительно эстетическую направленность, так как использовалась для оформления интерьеров в домах состоятельных людей. Но так же имела и ряд иных полезных особенностей. Использование штукатурки, имитирующей камень, в значительной степени облегчало конструкцию всего сооружения. Вместе с тем, штукатурка обладает отличными характеристиками влагостойкости и долговечности, что позволяет этому материалу сохранять свой внешний вид веками даже в очень влажном климате. Кроме этого, декоративная штукатурка служит помещению дополнительным слоем шумоизоляции. Если бы все эти преимущества материала были оценены по достоинству в свое время, то, возможно, развитие декоративной штукатурки не прервалось на столь длительное время.

Свой новый расцвет декоративная штукатурка получает, как уже указывалось ранее, в эпоху Ренессанса, когда ее начали изготавливать не только с добавлением мрамора, но и таких материалов, как гранит, кварц, известняк и т.д. Декоративная штукатурка своими высокими художественными качествами покорила таких выдающихся деятелей искусства, как Боттичелли, Да Винчи, Буонарроти и многих других. Великие архитекторы и художники того времени уже не мыслили свои творения без использования этого вида покрытия. С того времени декоративная штукатурка стала частью истории архитектуры и изобразительного искусства.

Стоит отметить, что прототипы декоративной штукатурки появлялись еще задолго до Древней Греции и в различных частях света, таких как Месопотамия, и в уже более позднее время в Древнем Египте, для оформления гробниц фараонов, Древних Индии и Китае, для декорирования дворцовых фасадов. Мастера того времени много экспериментировали с составом, добавляя даже вулканическую пыль, а в качестве натуральных красителей использовались сок, вино и даже кровь. Так, например, один из городов Древней Индии получил название «Розовый город», из-за полученного пигмента с добавлением крови. Так или иначе, все это создавалось для придания эстетических качеств грубым поверхностям и кирпичным стенам.

В настоящее время, естественно, больше не применяются подобные варварские смеси. Но, вместе с тем, выбор качественной декоративной штукатурки стал гораздо более богатым.


Самые распространенные виды декоративной штукатурки делятся на группы, в зависимости от их связующего элемента:

Минеральная декоративная штукатурка.

В ее основе лежит известь или цемент. Этот вид штукатурки имеет очень широкий спектр применения. Но, имеет свои недостатки. Не рекомендуется применение минеральной штукатурки в зданиях, которые подвергаются постоянным вибрациям, к примеру, непосредственная близость здания к автостраде или железнодорожному полотну.

Силикатная штукатурка.

В ее основе лежит жидкое калиевое стекло. Эта декоративная штукатурка более устойчива к вибрациям. Так же из преимуществ стоит отметить, что поверхность, обработанная этим материалом, практически не пачкается.

Акриловая штукатурка.

В ее основе лежат акриловые смолы. Довольно универсальный вид декоративной штукатурки. Применяется одинаково успешно и для отделки интерьеров, и для наружных работ. Служит идеальным покрытием для влажных помещений со значительным перепадом температур.

Силиконовая штукатурка.

Наиболее полным ассортиментом декоративной штукатурки обладают итальянские компании, специализирующиеся на отделочных материалах. В их каталогах в настоящее время представлены как классические популярные декоративные покрытия, к примеру: венецианская штукатурка, или имитация камня травертин, для создания помпезных интерьеров, так и штукатурки, имитирующие бетон или металл для современных интерьеров в стиле Loft.

Когда и как появились отделочные стеновые материалы

Облицовочные материалы используются в основном для декоративной отделки помещения. Рисунки, где были изображены звери и предки современного человека, наносили на стены пещер еще первобытные люди.

История появления и развития стеновых материалов

Неудивительно, что история облицовки стен декоративными материалами насчитывает несколько тысячелетий.

Про керамическую плитку в Египетском Царстве

Про керамическую плитку в Египетском цартсве

В Древнем Египте на необработанные стены укладывалась глазурованная обожженная плитка или кирпич. Чаще всего облицовывались этими материалами стены гробниц, храмов и жилища жрецов. Наиболее сохранившиеся образцы египетской керамической плитки обнаружены в стеновой отделке дворца фараона Рамсеса Третьего. На керамических плитках чаще всего изображались животные и люди. Особое внимание уделялась изображением кошек, которые на плитке были похожи на огромных пантер.Керамическая плитка с нанесенным на нее рисунком, сверху покрывалась бирюзовой глазурью.

Терракота и Средневековье

Египетская керамическая плитка попала во многие страны, в том числе и в такие центры гончарного ремесла в период Средневековья как Испания и Италия. В этих государствах ремесленники заметили, что дома, отделанные плиткой, меньше подвержены действию влаги, дождя и ветра. Особое внимание ремесленники уделили обожженным образцам керамики, которая в Италии стала называться «терракота» (от итальянского «terra cotta» - Первоначально терракота не покрывалась глазурью, так как даже в необожженном состоянии прекрасно чувствовала себя в неблагоприятных условиях средиземноморского климата. Терракота использовалась в отделке храмов, украшении античных домов Рима и Неаполя. Сегодня в Лувре хранится огромная коллекция терракотовой плитки.

Про терракоту и средневековье

До 13 века рисунок на керамическую плитку наносился преимущественно вручную. В огромных цехах трудилось несколько десятков наиболее талантливых мастеров, которые вырезали на мягкой, еще не обожженной плитке рисунок. Такая техника письма получила название резной, но уже в 13 веке труд рабочих заменили деревянные формы, которые на небольшой промежуток времени позволяли получать большое количество качественной плитки. Техника формования позволила значительно снизить стоимость готовой плитки, в результате чего облицовку домов керамической плиткой уже могли себе позволить богатые купцы и некоторые ремесленники.

О Восточной керамической плитке

В 10-13 веках резные плитки из терракоты получили большое распространение на Востоке. Восточные мастера гончарного ремесла сделали из художественной резьбы по плитке настоящее искусство. Примером тому могут послужить среднеазиатские храмы и мавзолеи. Рисунок, как и у европейских мастеров, вырезался на слегка влажных глиняных плитках, которые в дальнейшем подвергались тщательному обжигу.

О восточной керамической плитке

Некоторые здания на Древнем Востоке облицовывались орнаментированными керамическими плитками почти полностью — от цоколя до крыши. Восточная техника нанесения рисунка оказала огромное влияние на формирование керамического искусства в Испании, а позже и Италии, в которых и сегодня выпускаются отдельные коллекции дорогой керамической плитки в восточном стиле.

В 18 веке в большинстве европейских стран началось промышленное производство керамической плитки, которое привело к ее массовому приобретению. В середине 19 века в Германии в местечке Метлах (Mettlach) началось производство керамической плитки, которая позже получила название «метлахской». Метлахская плитка во многом была похожа на первые образцы итальянской терракоты — грубая, необработанная поверхность плитки без глазури. Метлахская плитка стала использоваться в качестве напольной плитки с начала 20 века и по сей день.

О керамической плитке в России

В России терракотовая плитка не получила особенного распространения. С 16 века на Руси начинает особым спросом пользоваться изразцовая плитка или просто — «изразец».
В отличие от терракоты, изразец имел более живой и яркий рисунок, но главное отличие заключалось в так называемой «румпе» — отверстии на оборотной стороне изразца, с помощью которого плитка крепилась к поверхности.

Керамическая плитка в России

До 17 века изразцы использовались в ракурсе византийского стиля, согласно которому украшать изразцами и другими декоративными отделочными материалами дозволялось только храмы и светские здания. Однако в 17 веке изразцы начинают использовать внутри зданий — для облицовки печей и в качестве декоративных вставок. Изразец для внутренней отделки представлял собой плитку с орнаментами и сюжетами, заключенными в рамку. В народе такие изразцы получили название «красных», что означало «красивых».

Середина 17 века была ознаменована тем, что «красные» изразцы стали вытеснять непрозрачные изразцы, покрытые зеленой и коричневой глазурью — муравленые изразцы. Однако мастера из Беларуси смогли пополнить цветовую гамму муравленых изразцов, предоставив для отделки Ново-Иерусалимского храма белые, бирюзово-зеленые, желтые и синие изразцы. Патриарх Никон приказал использовать для отделки храма не цветной мрамор, а и изразцы, изготовленные белорусскими мастерами.

При Петре Первом изразцы стали производиться промышленным способом и полностью утратили свою уникальность как художественное творение. Именно Петр Великий впервые использовал немецкое название изразцов — кафель, которое сегодня прочно закрепилось за облицовочной плиткой для кухни.

Видео: История вещей. Керамическая плитка


История штукатурки напрямую связана с историей развития человечества, она появилась с потребностью построения домов и необходимостью сохранения в них тепла.

Как выравнивающее покрытие ее появление засвидетельствовано в Древнем Египте еще 7000 лет назад. В составе смеси были глина и обожженный гипс. Постепенно этот древний состав претерпел эволюционные изменения: он менялся при введении в смесь таких материалов, как размельченные камни, яичный желток, смола и т. д. Еще через период времени состав штукатурки пополнился кварцевым песком и известью, которая заменила глину.

Известь с древности - один из основных строительных материалов. Пластичность - важнейшее свойство извести. Из нее изготавливают чисто известковые, известково-цементные, известково-гипсовые и другие строительные растворы. Пластичность извести связана с ее способностью удерживать воду. «Пылинки» гидроксида кальция, из которых состоит известь, удерживают на своей поверхности значительное количество воды. Поэтому известковые растворы удобны в работе, легко и равномерно распределяются тонким слоем на поверхности кирпича или бетона, хорошо сцепляются с пористыми основаниями. В помещениях, отделанных штукатурками на натуральной известковой основе, легко дышится - прежде всего из-за способности извести забирать и отдавать воду, адсорбировать пары из воздуха.

Штукатурку в далекой древности использовали по всему Востоку. Сохранившиеся архитектурные постройки (с нанесенной штукатуркой) свидетельствуют о том, насколько качественно изготавливался материал. А стремление египтян к исключительной ровности стен можно назвать поистине образцовым - прошло столько веков, а мы до сих пор восхищаемся обломками их культуры.

Что такое фреска? Это не просто существующая в единственном экземпляре картина на стене, как думают многие. Фреска - от итальянского аffresco («свежий») - это живопись по сырой штукатурке. В результате нанесения натуральных пигментов в сырой штукатурке происходит химическая реакция с участием воды и компонентов воздуха. Благодаря этому изображение становится долговечным, достигается непревзойденная стойкость к выцветанию и истиранию. Именно поэтому многие древние фрески сохранились до наших дней. Технология требует времени и особого тонкого мастерства, поэтому в наши дни в классическом виде используется редко.

Римляне прагматично заметили, что мраморная пыль, остающаяся после полировки и резки мраморных плит, может пойти в дело - ею можно выравнивать стены и потолок. На другом историческом витке эта технология была доработана, и нам она известна как "венецианская штукатурка". И если раньше перед штукатуром стояла задача сделать стену ровной, подготовив к дальнейшей работе, то с "венецианской" штукатуркой мастер должен был быть немного художником.

Венеция расположена на 118 островах, через которые протекает более 100 каналов. В древние времена в Европе лучшим материалом считался мрамор. Но архитекторы решили, что чрезмерное использование тяжелого камня в границах "плавающего города" будет иметь опасные последствия. Поэтому многие здания построены на возвышении, с использованием деревянных балок, а стены построены на основе комбинации кирпича и штукатурки.

Из-за микроклимата Венеции (постоянные туманы, соляные пары и повышенная влажность) возникали проблемы с краской на фасадах зданий. Это заставило искать материал, который по своим свойствам должен быть прочным как мрамор и иметь столь же престижный вид. В итоге венецианцы изобрели знаменитый продукт (из гипса, порошка измельченного мрамора или известняка) и соответствующую технологию, которые дошли в неизменном виде до современности. Техника «венецианской штукатурки» заключается в ручном нанесении на стену нескольких слоев для создания декоративных эффектов. Слои придают поверхности визуальную глубину и богатство, натуральную элегантность камня или мрамора. Со временем, по мере того как как известь кристаллизуется под действием воздуха (этот процесс называется карбонизация), штукатурка возвращает себе исходное состояние камня. Об этих стенах говорят, что с годами они становятся и красивее, и прочнее. И это совершенно справедливо.

В Санкт-Петербурге многочисленные здания XVIII века стоят в первозданном виде, некоторые до сих пор не реставрировались - нет необходимости. Все это благодаря качественным натуральным составам штукатурки, устойчивым к плесени. Считается также, что именно в России придумали и стали применять штукатурку с цементом, который дает поверхностям особую прочность и защиту.

Читайте также: