Дефекты бетонного покрытия дорог

Обновлено: 16.05.2024

Скопление воды в системе водоотвода, вызванное недостаточным или обратным поперечным уклоном, наличием деформаций и разрушений, нарушением работы системы водоотвода (дренажа, труб, водоотводных канав) или неудовлетворительной снегоуборкой

Повреждения откосов насыпей и выемок

Искажение профиля откосов в виде впадин, углублений, взбугриваний

Повреждения системы водоотвода (водосбросы, дренажи, водоотводные канавы и др.)

Размытые, заиленные, заросшие травой или кустарником водоотводные сооружения. Необеспеченный продольный уклон, свободный пропуск воды у водоотводных сооружений

Съезды с автомобильной дороги в неустановленных местах

Не обустроенные в соответствии с нормативными требованиями съезды с автомобильной дороги

Мусор и посторонние предметы

Наличие грязи, мусора на конструктивных элементах автомобильной дороги и (или) в полосе отвода

Наличие посторонних предметов (дорожных материалов, изделий, конструкций и др.), не предусмотренных проектом организации дорожного движения и создающих предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий

Дефекты элементов обозначения границ полосы отвода

Повреждение окраски и конструкции, ухудшение видимости элементов обозначения границ полосы отвода

Последствия обвалов, оползней, паводков, селевых потоков, пучин в результате несвоевременного проведения соответствующих мероприятий при содержании дороги

Наличие посторонних предметов (осыпи камней, валунов, остатков деревьев и т.п.), представляющих угрозу жизни и здоровью участникам дорожного движения, за исключением чрезвычайных ситуаций

2. Дорожная одежда

Деформации и разрушения

Нарушение целостности покрытия с удалением материала (выбоины, выкрашивание, шелушение, проломы, сколы кромок)

Деформации и разрушения

Изменение продольного и поперечного профиля покрытия без удаления материала. Нарушение целостности покрытия с удалением материала (выбоины, выкрашивание, шелушение, проломы, сколы кромок, гребенка)

Искажение профиля покрытия в виде впадин с пологими краями, нередко сопровождающееся сеткой трещин

Разрушение покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями (более 3 см глубиной и 200 кв. см по площади)

Разрушение дорожного покрытия за счет потери зерен минерального материала (менее 3 см глубиной и 200 кв. см по площади)

Разрушение поверхности покрытия за счет отслаивания тонких пленок и чешуек материала, разрушаемого под действием воды и мороза

Полное разрушение дорожной одежды на всю её толщину с резким искажением поперечного профиля, сопровождающееся сеткой трещин

Разрушение кромок швов и углов плит цементобетонных покрытий, разрушение кромок дорожных покрытий нежесткого типа в местах сопряжения их с обочинами

Необработанные места выпотевания вяжущего

Излишек вяжущего на поверхности покрытия с изменением его текстуры и цвета, площадью более 1 кв. м

Нарушение профиля, гребенка

Искажение профиля в виде впадин, углублений, взбугриваний, разрушение покрытий из щебня, гравия и грунта в виде поперечных выступов и углублений

Нарушение целостности покрытия без удаления материала с образованием узких щелей. Трещины произвольного очертания и расположения с шириной раскрытия более 3 мм на покрытии проезжей части с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора

Разрушенные и не заполненные мастикой деформационные швы на цементобетонном покрытии

Загрязнение, наличие посторонних включений, разрушение самих швов и покрытий около них, наличие и состояние деталей крепления и элементов швов

Искажение поперечного профиля покрытия вдоль полос наката, нередко сопровождающееся продольными трещинами и сеткой трещин (глубина до 30 мм) с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора

Разрушение дорожной одежды на участках с пучинистыми и слабыми грунтами

Нарушение целостности дорожной одежды до 50 , с выдавливанием грунта на поверхность или взбугриванием покрытия

Полосы загрязнения у кромок покрытия

Наличие загрязнения покрытия из пыли, грязи и мусора у кромок

Посторонние предметы на проезжей части

Наличие на проезжей части посторонних предметов, дорожных материалов, изделий, конструкций, не обозначенных соответствующими техническими средствами организации дорожного движения (дорожные знаки, ограждения и др.) и создающие предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий

3. Искусственные дорожные сооружения

3.1. Мостовые сооружения

Загрязнение мостового полотна

Загрязнения покрытия мостовых сооружений вдоль тротуаров и ограждений

Застой воды на проезжей части и тротуарах

Покрытие проезжей части и тротуаров не имеет уклонов к водоотводным устройствам, вода не сбрасывается водоотводными устройствами за пределы сооружения

Отдельные выбоины в покрытии тротуаров, проломы в тротуарных плитах

Местные разрушения покрытия тротуара в виде углублений разной формы с резко выраженными краями, сквозные локальные проломы (разрушения) тротуарных плит

Засорение водоотводных трубок и окон в тротуарных блоках

Разрушение конструкции и засорение, наличие мусора, снега и льда на водоотводных лотках перед мостом, под деформационными швами и водоотводными трубками

Ограждения проезжей части

Повреждения отдельных секций металлического барьерного ограждения

Высота ограждений не соответствует нормам, стойки и компенсаторы деформированы, отсутствуют световозвращающие элементы (катафоты), болтовые соединения барьерного ограждения отсутствуют, не закреплены

Перильные ограждения тротуаров

Повреждения отдельных секций перил

Механические повреждения стоек по высоте или в местах крепления, а также повреждение окраски поручня или решетки в отдельных секциях мостовых и перильных ограждений. Перильные ограждения 1,10 м, плоскость перильного ограждения не вертикальна

Трещины в покрытии над деформационными швами, протечки в деформационных швах

Нарушение герметичности деформационных швов под воздействием динамических нагрузок от транспортных средств. Засорение пазов для перемещения листов в деформационных швах перекрытого типа. Засорение резинового заполнителя, а также его разрывы и иные повреждения. Засорение зазора и отсутствие резино-битумной мастики в швах мастичного типа

Износ досок верхнего настила деревянных конструкций

Нарушение целостности верхнего настила покрытия с потерей материала

Загрязнение насадок опор, опорных частей, лестничных сходов, перил и ограждений безопасности на мостовых сооружениях и подходах к ним

Загрязнение, растительность, мох, снежно-ледяная масса в местах установки опорных узлов между пролетными строениями, опорами и насадками опор, лестничных сходов, перил и ограждений безопасности на мостовых сооружениях и на подходах к ним

Мусор, загрязнение, растительность на пролетных строениях, конусах, под тротуарными блоками, загрязнение подмостовой зоны

Наличие мусора, загрязнений, мха, древесно-кустарниковой растительности, лишний грунт и трава на конусах, посторонние предметы в подмостовой зоне

Дефекты болтов и заклепок

Отсутствие или потеря крепежной способности (ржавые, не затянутые и т.п.) болтовых и заклепочных соединений

Опоры и опорные части

Дефекты вант и пилонов вантовых мостов

Недостаточное натяжение ванта, дефекты пилонов (ржавление свыше 25%)

Разрушенные откосы регуляционных сооружений, конусов и насыпи

Нарушение целостности укрепленной поверхности откосов регуляционных сооружений, конусов и насыпи, лишний грунт не спланирован

Нарушение поверхностей и структуры отдельных элементов конструкции

Одиночные сколы бетона без обнажения арматуры, одиночные трещины и швы раскрытием более 0,3 мм, сколы бетона с обнажением арматуры, сколы и иные повреждения защитного слоя бетона, одиночные подтеки на наружных поверхностях пролетных строений и опор (в металлических конструкциях повреждение окрасочного слоя на отдельных участках без коррозии металла), ненадлежащее состояние соединения стальных балок с железобетонными плитами и фермами

3.2. Водопропускные трубы

Локальные разрушения укрепления откоса насыпи

Нарушение целостности укрепленной поверхности откосов водопропускных труб

Заиливание водопропускных труб

Отложение илистых частиц в сечении и у оголовков труб

Повреждения оголовков водопропускных труб

Нарушение целостности и выкрашивание материала оголовков водопропускных труб. Смещение оголовков и открылков от проектного положения

Размыв русел водотоков у оголовков водопропускных труб

Образование промоин у оголовков водопропускных труб вследствие вымывания грунта и материала укрепления русел водотоков

Смещение секций трубы в плане и в профиле

Нарушение целостности и геометрии в плане и профиле. Просадки, размывы, промоины в основании тела трубы

Раскрытие швов между звеньями водопропускных труб

Нарушение герметичности стыков между звеньями

3.3. Тоннели, галереи, пешеходные переходы

Локальные повреждения обделки тоннеля

Дефекты гидроизоляции, наличие сколов, трещин, выщелачивания, вымывания породы и раствора, образование наледей на стенах и сводах тоннелей

Оползание грунта над порталами тоннеля

Нарушение системы водоотвода, целостности укрепительных сооружений, отсутствие либо неработоспособное состояние противоэрозионного озеленения

Дефекты надземных (подземных) пешеходных переходов

Загрязнения и повреждения кровли и стен крытых надземных (подземных) пешеходных переходов

3.4. Подпорные стенки

Повреждение конструкции подпорных стенок

Наличие разрушений кладки, повреждение штукатурки и окраски, трещины, нарушение целостности обвязки, герметичности деформационных швов подпорных стенок, отклонение от проектных отметок в вертикальной плоскости, засорение (разрушение) дренажных окон, трубок и пр.

Подмывы и размывы

Не обеспечен водоотвод, водоотводные лотки загрязнены, наличие деревьев и кустарниковой растительности

3.5. Очистные сооружения

Мусор и посторонние предметы

Наличие мусора и посторонних предметов, находящихся в санитарной зоне очистных сооружений, водоподводящих и водоотводящих канавах (трубах), на приемных решетках, акватории буферной копани гидроботанических площадок и других конструктивных элементах очистного сооружения

Нарушение системы водоочистки

Отсутствие или несвоевременная замена (предусмотренная технической и нормативной документацией) фильтрующих элементов и их наполнителей. Наличие протечек и наличие негерметичных стыков в конструкции очистных сооружений, наличие масляных и нефтяных пятен на поверхности воды на выходе очистных сооружений

Скопление иловых отложений в канавах, прудах, отстойниках очистных сооружений

Наличие не скошенной растительности в канавах, на санитарной территории, прудах и отстойниках очистных сооружений (кроме предусмотренной технической документацией)

Дефекты конструктивных элементов очистных сооружений

Отсутствие, деформация, разрушения и повреждения конструктивных элементов очистных сооружений (люков очистных сооружений, ограждений санитарной территории, откосов прудов и отстойников, электрооборудования и др.)

Дефекты судовой сигнализации

Неисправность осветительных приборов судовой сигнализации, повреждения линз, отражателей и креплений, ненормативные размеры, недостаточная видимость сигналов светофоров судовой сигнализации

Дефекты паромных переправ

Наличие неисправностей двигателей, систем буксировки и других устройств паромных переправ, несоответствие нормативным требованиям зоны сопряжения причалов и автомобильных дорог, нарушение целостности конструкции и удерживающей способности ограждений на пароме и др.

4. Элементы обустройства автомобильных дорог

Дефекты установки технических средств организации дорожного движения

Технические средства организации дорожного движения, применяемые с отступлением от нормативных требований или отсутствие технических средств организации дорожного движения, предусмотренных соответствующими проектами организации дорожного движения

Дефекты дорожных знаков (в т.ч. табло с изменяющейся информацией), направляющих устройств (дорожных сигнальных столбиков, дорожных тумб и т.д.), противоослепляющих экранов, светофоров дорожных

Несоответствие их установки по высоте, расстоянию от края проезжей части (бровки земляного полотна), количеству, типоразмеру, условиям видимости, колориметрическим и фотометрическим характеристикам и др.

Нарушение правил нанесения линий горизонтальной (вертикальной) дорожной разметки

Нанесение горизонтальной и вертикальной дорожной разметки с отступлением от утвержденного проекта организации дорожного движения. Несоответствие линий по длине, ширине, толщине, коэффициенту сцепления, условиям видимости, светотехническим параметрам и др.

Дефекты дорожных знаков и табло с изменяющейся информацией

Дефекты табло с изменяющейся информацией, затрудняющие ее восприятие

Наличие повреждений (деформаций) знаков и элементов их крепления с нарушением символики, яркости элементов изображения, потеря световозвращающей способности и нормативной видимости

Дефекты дорожных контроллеров, детекторов транспорта, терминалов оплаты, камер видеонаблюдения, метеостанций и автоматических систем распределения противогололедных материалов

Находятся в нерабочем состоянии или имеются видимые механические повреждения, влияющие на безопасность движения

Дефекты направляющих устройств (дорожных сигнальных столбиков, дорожных тумб, буферов и т.д.)

Наличие деформаций, трещин, сколов на поверхности, влияющих на безопасность дорожного движения. Необеспеченный световозвращающий эффект, затруднение восприятия, в том числе из-за неудовлетворительной и не своевременной снегоочистки

Дефекты дорожных ограждений (в т.ч. пешеходных)

Отсутствие, деформация отдельных секций, стоек, болтов и др., дефекты крепления. Трещины и сколы на железобетонных конструкциях. Отсутствие антикоррозионного покрытия, наличие коррозии на поверхности

Дефекты дорожных светофоров

Наличие видимых повреждений и разрушений колонок, козырьков, рассеивателей, отражателей, равно как их отсутствие. Недостаточная распознаваемость сигналов (от 100 метров и более), а также символов, наносимых на рассеиватели (от 50 м и более). Применение нестандартных элементов, снижающих эксплуатационные показатели

Отдельные выбоины на покрытии тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек

Наличие деформации и разрушений на покрытии тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек

Дефекты дорожных зеркал

Наличие трещин и сколов, неправильный угол обзора, затрудняющий видимость

Видимые повреждения бордюров

Наличие разрушений и сколов открытой поверхности бордюров, занижений (высотой менее 15 см от уровня проезжей части до верхней плоскости), отсутствие линий вертикальной разметки

Дефекты стоек дорожных знаков (П, Г и Т-образные опоры)

Отклонение от вертикальной оси более чем на 5 градусов, наличие повреждений и открытой коррозии

Дефекты остановочных пунктов общественного транспорта, площадок отдыха, площадок для остановки и кратковременной стоянки транспортных средств

Наличие повреждений конструкции павильона, урн, скамеек, информационных табличек и т.д.

Деформации и разрушения покрытия посадочных площадок, площадок отдыха и мест стоянок автомобилей, наличие на них посторонних предметов, грязи, мусора, а также зимней скользкости, не обработанной противогололедными материалами, отсутствие мусоросборников

Дефекты линий наружного электроосвещения

Отказы в работе наружных осветительных установок, неисправные лампы, светильники, обрыв проводов, кабелей, поломка трансформаторов и других элементов электроосвещения, недостаточная освещенность конструктивных элементов автомобильной дороги, отклонение от вертикального состояния (более чем на 5 градусов), потеря несущей способности опор наружного электроосвещения, шелушение поверхности опор и др.

5. Зимнее содержание

Образование снежного наката, слоя стекловидного льда или гололеда, значительно снижающих сцепные свойства покрытий

Неуплотненный слой снега, откладываемый на дорожное покрытие во время снегопада и метелей

Лед на покрытии гладкой стекловидной пленки толщиной от 1 до 3 мм или в виде матовой белой шероховатой корки толщиной до 10 мм и более

Гладкая пленка льда толщиной от 1 до 10 мм, вызванная замерзанием жидких осадков (дождя, тумана и талой воды) на поверхности покрытия

Слой снега, уплотненный колесами проходящих транспортных средств

Снег, превращенный в жидкую массу применением противогололедных материалов и движением транспортных средств

Накопление снега, в виде продольного вала высотой не более 0,5 м, образованного в результате сдвигания снега с дорожного покрытия

Результат лавинных процессов, связанных с образование снежных завалов

Снежно-ледяные отложения в теле трубы

Наличие в теле трубы снежно-ледяных отложений, препятствующих пропуску весеннего паводка

Снежно-ледяные отложения на поверхности надземных пешеходных переходов

Наличие на крышах (козырьках) снежно-ледяных отложений, безопасный проезд транспортных средств не обеспечен

Необеспеченность работоспособной снегозащитой

Отсутствие (недостаточное количество) снегозащитных устройств (насаждений) на снегозаносимых участках автомобильной дороги, приводящее к образованию снежных заносов

Снежно-ледяные отложения на дорожных знаках, табло с изменяющейся информацией, световозвращающих элементов

Снег, ледяные отложения, иней, затрудняющие восприятие информации на дорожных знаках, табло с изменяющейся информацией, световозвращающих элементах с нормативного расстояния видимости

* Указаны вид и описание дефектов, встречающихся на других искусственных сооружениях (тоннели, пешеходные переходы, подпорные стенки).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

КАТАЛОГ
типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог

Дефекты весенне-летне-осеннего периода

- Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР"

- Государственным унитарным предприятием Саратовский научно-производственный центр "РОСДОРТЕХ"

- Государственным предприятием Дорожный учебно-инженерный центр (г.Павловск).

СОГЛАСОВАН ГУ ГАИ МВД России 19.05.1998 г.

УТВЕРЖДЕН Руководителем ФДС России В.Г.Артюховым 19.05.1998 г.

Настоящий "Каталог типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог" (далее по тексту - "Каталог") является неотъемлемой частью "Временного руководства по оценке уровня содержания автомобильных дорог" и содержит перечень дефектов, регламентируемый этим руководством.

Общие положения

1. "Каталог" предназначен для распознания и выявления типичных дефектов содержания конструктивных элементов автомобильных дорог путем визуального сличения изображения дефектов с реальными дефектами на автомобильных дорогах, при их обследовании службами ремонта и содержания.

2. "Каталог" состоит из двух томов. Первый том содержит типичные дефекты содержания конструктивных элементов автомобильных дорог в весенне-летне-осенний период года, второй том - в зимний период года.

3. В каждом томе каталога дефекты сгруппированы по четырем основным элементам автомобильных дорог:

- земляное полотно и полоса отвода;

- обустройство и обстановка дороги.

4. На листах каталога содержатся:

- цветные фотографии дефекта;

- описание определения площади поврежденного участка и порядок измерения количественных показателей дефекта;

- допустимые количественные показатели дефекта для конструктивного элемента дороги в зависимости от уровня содержания и категории дороги согласно "Временного руководства".

5. Фотографии дефектов, имеющих недопустимые количественные показатели, заключены в рамку красного цвета, а имеющие допустимые показатели - в рамку черного цвета.

6. Для распознания и сопоставления размеров дефекта при визуальном осмотре на фотографии имеются масштабные репера.

Масштабные репера представлены в трех видах:

- трехметровая рейка (желтый цвет);

- полутораметровая рейка (красно-белый цвет);

- столбики высотой 10 см.

Раздел 1

Дефекты проезжей части
(включая используемые съезды)


Наличие посторонних предметов на проезжей части,
создающих аварийную обстановку, при отсутствии соответствующих дорожных знаков


Определение

Брошенные на проезжей части автомобильной дороги посторонние предметы, дорожные материалы, изделия, конструкции, создающие аварийную обстановку при отсутствии соответствующих дорожных знаков.

Наличие на проезжей части посторонних предметов, создающих аварийную обстановку, недопустимо на дорогах всех категорий, при всех уровнях содержания.

Наличие полос загрязнения у кромок покрытия


Определение

Наличие полос загрязнения из пыли, грязи и мусора у кромок покрытия.

Площадь полосы загрязнения

Площадь полосы загрязнения определяется как произведение ширины и длины полосы загрязнения.

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по ремонту дорожных одежд, состоящих из цементобетонных покрытий, перекрытых асфальтобетонными слоями, на автомобильных дорогах общего пользования

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)"

Авторы: д-р. техн. наук, проф. В.В.Ушаков, д-р. техн. наук, проф. В.А.Ярмолинский

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1.1 Настоящие "Методические рекомендации" предназначены для разработки технологии ремонта дорожных одежд автомобильных дорог общего пользования, состоящих из цементобетонных покрытий, перекрытых асфальтобетонными слоями.

1.2 Методические рекомендации содержат основные методы ремонта и капитального ремонта дорожных одежд, состоящих из цементобетонных и асфальтобетонных слоев, а также вопросы контроля качества ремонтных работ.

1.3 В методических рекомендациях рассмотрены методы восстановления транспортно-эксплуатационного состояния дорожных одежд и необходимое технологическое оборудование.

2 Нормативные ссылки

В методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования

ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования

ГОСТ 32870-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Мастики битумные. Технические требования

ГОСТ 32872-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Герметики битумные. Технические требования

ГОСТ 32825-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости

ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 30740-2000 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия

ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжёлые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций

ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий

ГОСТ 12801-98* Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

* Текст документа соответствует оригиналу. Повтор (см. выше) - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 17624-2012 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия

ГОСТ 10585-2013 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия

ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия

ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования

ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ОСТ 218.010-98 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа СБС. Технические условия

ПНСТ 1-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ПНСТ 2-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Методы определения растяжимости

Примечание - При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения;

дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно;

дорожное покрытие: Верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия погодно-климатических факторов;

покрытие дорожное асфальтобетонное: Покрытие капитального типа, построенное из плотных асфальтобетонных смесей (горячих или холодных) и уплотнённое;

покрытие цементобетонное монолитное: Капитальное покрытие монолитное, устроенное из цементобетонных смесей, уплотняемых на месте работ;

асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него) с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии;

асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь;

полимерно-битумное вяжущее (ПБВ): Вяжущее на основе вязких дорожных битумов, полученное введением полимеров - блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол, пластификаторов и поверхностно-активных веществ (ПАВ);

полимерасфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка) взятых в регламентированных настоящим стандартом соотношениях, с ПБВ и перемешанных в нагретом состоянии;

полимерасфальтобетон: Уплотненная полимерасфальтобетонная смесь;

бетонная смесь: Рационально подобранная смесь вяжущего (цемента), заполнителей, воды и необходимых добавок до её затвердения и превращения в каменовидное тело. Бетонные смеси должны обеспечивать получение бетонов с заданными показателями по прочности, морозостойкости и водонепроницаемости (при необходимости) и другими нормируемыми показателями качества бетона;

бетонополимеры: Специальные бетоны на минеральном вяжущем, пропитанные мономерами или полимерами с их последующим отверждением;

пластификаторы: вещества, которые вводят в состав полимерных материалов для придания (или повышения) эластичности и (или) пластичности при переработке и эксплуатации;

полимерцементобетон: Искусственный материал, получаемый в результате затвердения рационально подобранной смеси щебня, песка, цемента, воды и полимерной добавки. В качестве добавок используют дивинильный и дивинильстирольный каучук, формальгидные полиэфирные и кремнийорганические смолы;

фибробетон: бетон с добавлением фибровой арматуры;

повреждение дорожного покрытия: Нарушение целостности (сплошности) или функциональности дорожного покрытия, вызванное внешними воздействиями, либо обусловленное нарушениями технологии строительства автомобильных дорог;

выбоина: Местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями;

износ покрытия: Уменьшение толщины покрытия в процессе эксплуатации за счёт истирания и потери износившегося материала в результате суммарного воздействия транспортных средств и природно-климатических факторов;

колейность: Плавное искажение поперечного профиля автомобильной дороги, локализованное вдоль полос наката;

вертикальное смещение дорожных плит: Смещение дорожных плит цементобетонного покрытия относительно друг друга в вертикальном направлении;

трещина: Разрушение дорожного покрытия, проявляющееся в нарушении сплошности покрытия;

сетка трещин: Взаимопересекающиеся продольные, поперечные и криволинейные трещины, делящие поверхность ранее монолитного покрытия на ячейки;

отраженное трещинообразование: Трещины на поверхности асфальтобетонного покрытия, возникающие из-за комплекса горизонтальных (растягивающих) и вертикальных (сдвиговых) деформаций у основания слоя асфальтобетона;

герметик (мастика): Герметизирующий материал горячего или холодного применения для заливки трещин и швов в покрытиях, обеспечивающий их водонепроницаемость и устойчивость к влаге в течение длительного времени;

герметизация швов и трещин (заливка): Технологическая операция заполнения камеры шва или паза трещины герметиком;

камера: Полученный в результате разделки трещины паз определенной формы, обеспечивающий оптимальную работу герметизирующего материала;


В статье описаны виды повреждений бетонного покрытия автомобильных дорог, а также причины и профилактика появления повреждений.

Ремонт мелких, крупных повреждений, и ремонт значительных разломов и проседаний участков дороги.

Виды и причины повреждений

Не секрет, что бетонные дороги в России служат гораздо меньше, чем в Европе, Корее, Китае или США. Причина не только в неправильных технологиях строительства дорог, и некачественных материалах. Одна из причин в том, что наши бетонные дороги не имеют такого тщательного ухода, который обеспечен за рубежом. Поэтому появившиеся незначительные повреждения перерастают в разрушение покрытия и выход дороги из строя.

Бетон – очень жесткий материал. При нагреве или охлаждении его геометрические размеры изменяются, от чего возникают температурные напряжения.

Если размер плиты покрытия слишком велик, или температурные(деформационные) швы забиты камнями, температурные напряжения начинают разрушать поверхность. В появившиеся небольшие трещины попадает вода, и при понижении температур разрушает бетон. Если при строительстве не был применен водостойкий бетон, то вода начинает разрушать его даже при положительных температурах. Твердость бетона уменьшается, износ увеличивается.

Не меньшее влияние на состояние покрытия оказывают правильно уплотненный и подготовленный грунт и правильно сделанное основание.

Профилактика

Обработка эмульсиями

Если бетонная дорога не имеет повреждений, срок ее службы можно сильно продлить недорогой профилактикой. Бетонное покрытие обрабатывается различными жидкостями, которые образуют на поверхности бетона тонкую полимерную пленку. Такая пленка стойка к износу и защищает бетон от воды, но серьезно снижает шероховатость, а значит и сцепление с колесами автомобилей. Наиболее популярны жидкости на основе битума и полиуретана.

Ежегодная профилактическая обработка позволяет продлить срок службы дороги в два-три раза.

Профилактика и ремонт бетонного покрытия дорог

Ежегодная профилактическая обработка бетонного покрытия автомобильных дорог позволяет продлить срок службы покрытия.

Укладка слоя износа

Еще одним способом профилактики является укладка слоя износа. Эта работа намного дороже профилактики жидкостями и более эффективна. Слой износа не только защищает покрытие от контакта с шинами, но и не снижает сцепления с колесами автомобилей, поэтому предпочтительней на скоростных трассах, спусках, подъемах и поворотах. Для слоя износа применяют литой или горячий асфальтобетон. Стоимость работ по укладке литого асфальтобетона немного выше, но он не боится воды, перепадов температур, и обеспечивает качественную гидроизоляцию бетона. Ремонт литого слоя износа очень прост и дешев.

Ремонт покрытия

Ремонт мелких(менее половины толщины покрытия) трещин

Мелкие трещины, глубиной менее чем на половину слоя, заделываются различными мастиками и шпатлевками. Трещину осматривают, чтобы убедиться, что края не стали рыхлыми. Весь рыхлый бетон необходимо вырубить отбойным молотком, или вырезать фрезой, диском или грунторезом. После чего трещину очищают от грязи железными щетками, продувают сжатым воздухом и обрабатывают различными, увеличивающими адгезию, жидкостями. Чаще всего это водные эмульсии полимеров. Мелкие трещины можно заделывать битумом. Технология такая же, как и с полимерами, а стоимость заметно меньше. После заделки мелких трещин бетон необходимо закрыть слоем износа.

Ремонт глубоких (более половины толщины покрытия) трещин

Ремонт глубоких трещин

При ремонте глубоких трещин необходимо вырезать поврежденный бетон, отступив от трещины на 15-20 см в каждую сторону.

Ремонт разломов и проседания покрытия

Если повреждение коснулось не только покрытия, но и основания, необходимо снять всю плиту покрытия, вырезать основание, и провести обследование грунта. Чаще всего такие трещины возникают в результате проседания грунта, вызванного вымыванием, плохим уплотнением, или пустотами.

Устранив причину проседания грунта, и уложив на место песчаную подушку и щебень, необходимо связать новую арматуру со старой. Для этого можно использовать крупные анкера. В старом основании сверлятся отверстия под анкерные болты, болты вставляются, забиваются или закручиваются, и к ним крепится новая арматура. После этого заливается бетонное основание, а через неделю заливается новая плита покрытия.


Для обеспечения постоянной эксплуатационной готовности дорожных покрытий необходимо своевременное проведение комплексов работ по их эксплуатационному содержанию и ремонту.

В статье описываются основные причины появления трещин и разломов асфальтобетонного покрытия автомобильных дорог и способы их ремонта.

Причины появления трещин и разломов

  • Замерзание воды внутри покрытия. Горячий уплотненный асфальтобетон, из которого построено большинство автомобильных дорог, имеет пористую структуру. Во время дождей, прорыва водопровода или канализации поверхность дорожной одежды покрывается водой. Вода проникает в поры и остается там. Понижение температуры до отрицательных значений приводит к образованию льда в порах. Лед разрывает материал покрытия, образуя трещины.
  • Неправильный состав асфальтобетонной смеси. При нарушении состава асфальтобетонной смеси(АБС) на асфальтобетонном заводе готовая смесь не имеет нужной прочности. К потере прочности может привести использование неподходящего или непромытого щебня, грязного песка, неподходящего битума, или неподходящих минеральных порошков и иных присадок.
  • Нарушение технологии укладки АБС. К основным нарушениям технологии укладки относятся излишнее охлаждение смеси, плохая подготовка основания, укладка в во время дождя или при температурах ниже расчётных.

укладка асфальтобетонного покрытия во время дождя

Плохие погодные условия, укладка асфальтобетонного покрытия во время дождя или при температурах ниже расчётных приводят к появлению трещин и разломов.

  • Нарушение технологии укладки основания. Недостаточное уплотнение или расклинцовка, неверный выбор материала или конструкции основания приведут к тому, что основание даст усадку. Неверный выбор формы проезжей части, недостаточный уклон или не соответствующая условиям система водоотведения приведут к частым затоплениям проезжей части.
  • Нарушение технологии подготовки грунта. Ошибки, допущенные во время геологической разведки, проектирования или подготовки грунта приведут к его усадке и движению. В свою очередь это приведет в движение основание и покрытие дороги.

Единственный способ избежать таких повреждений – качественная проектировка с учетом особенностей грунта, климата, интенсивности движения и строительные работы в полном соответствии с ГОСТ и СНиП.

Ремонт асфальтобетонного покрытия

Ямочный ремонт

Есть несколько видов ямочного ремонта:

  • Горячей асфальтобетонной смесью(АБС) с нарезанием карт. Во время такого ремонта поврежденный участок покрытия удаляется фрезерованием, нарезкой или вырубкой. Основание и покрытие обрабатываются водно-битумной эмульсией (ВБЭ) для увеличения адгезии латки с покрытием и основанием. После чего карта заполняется горячей АБС. Смесь уплотняется виброплитами, ручными или механизированными катками. Плюс этого метода в том, что в любой организации, занимающейся ремонтом или строительством дорог, есть оборудование для такого ремонта. Еще один плюс — в меньшей стоимости материала, чем для ремонта по литьевой технологии. Но такой ремонт не способен обеспечить герметизацию покрытия.

ямочный ремонт горячей асфальтобетонной смесью с нарезанием карт

При ямочном ремонте горячая асфальтобетонная смесь выгружается в нарезанную карту и уплотняется виброплитой или катком.

  • По литьевой технологии с нарезанием карт. Нарезка карт, удаление поврежденного асфальтобетона и обработка карты производится так же, как и для горячей АБС. При использовании рециклера поврежденный асфальт не вывозят на свалку, а пускают в переработку. При отсутствии рециклера снятый асфальт вывозят на свалку. После чего заливают карту литой АБС. Такая смесь не требует уплотнения. На ответственных участках дороги – поворотах, затяжных или крутых спусках и подъемах требуется сразу же после заливки посыпать поверхность отремонтированного участка черным щебнем и вдавить его в АБС. Это повысит сцепление заплатки с колесами автомобилей. Плюсы данной технологии – заплатка имеет лучшую адгезию к основанию и покрытию и обеспечивает герметизацию отремонтированного участка. Минусы – не в каждой строительно-ремонтной организации есть техника и оборудование для таких работ, да и сама смесь стоит дороже, чем горячая.

литая асфальтобетонная смесь

Литая асфальтобетонная смесь не требует уплотнения.

  • Струйно-инъекционный метод. Этот метод не требует нарезки карт. Поврежденный участок продувается сжатым воздухом для очистки от грязи и воды, обрабатывается водно-битумной эмульсией (ВБЭ) и засыпается черным щебнем. Щебень разравнивается, уплотняется и тщательно проливается ВБЭ. Единственный плюс данного метода в дешевизне и минимальных затратах на ремонт. Минусы – отремонтированный участок способен выдерживать небольшие нагрузки – поток легкового транспорта низкой интенсивности.
  • Заливка полимерами. Трещины очищаются сжатым воздухом от грязи и воды, обрабатываются различными эмульсиями (зависит от вида полимера) и заполняются жидким полимером. Плюсы – полная герметизация поврежденных участков, образование на большой площади тонкой полимерной пленки, защищающей от воды, высокая стойкость к нагрузкам, минимальное оборудование. Минусы – высокая стоимость материалов.

Ямочный ремонт позволяет устранить трещины и неровности покрытия, но не способен герметизировать покрытие и устранить дефекты основания или грунта.

Укладка слоя износа

Слой износа укладывается по литьевой технологии, что обеспечивает герметизацию покрытия. Литой слой износа является дешевым в ремонте, обладает достаточной прочностью для укладки на дорогах общего пользования. Требует наличия специального оборудования – кохеров — для доставки АБС и асфальтоукладчиков, работающих с литой АБС.

Для исправления дефектов основания или грунта требуется капитальный ремонт участка дороги.

Соблюдение норм ГОСТ и СНиП при проектировании и строительстве, тщательный уход и качественный ремонт асфальтобетонных дорог позволят им служить многие десятилетия, не уступая в надежности лучшим зарубежным дорогам.

Читайте также: