Датчик уровня топлива показывает пол бака

Обновлено: 04.05.2024


Когда я купил X-Trail, датчик уровеня топлива (далее ДУТ) показывал, что у меня пол бака бензина (они достались мне от предыдущего хозяина), я отъездил до "лампочки" и снова залил пол бака, а потом еще и ещё, и всё мне казалось хорошо.
Но однажды, когда лампочка загорелась, я решил залить полный бак, как же я удивился когда в бак влезло всего чуть больше 30 литров, которые я обычно и заливал, но ДУТ показывал, что у меня всего пол бака, и теоретически еще как минимум 30 литров должно было влезть((
Я почитал форумы и увидел, что проблема достаточно распространённая для Х-Трейлов.
Лечат её разными способами:
1. Лют всякие очистители в бак — сомнительное решение, моё мнение что в баке кроме бензина других жидкосте быть не должно.
2. Льют только 92-й — но из жалующихся много народу, у которых эта проблема есть и на 92-м бензине.
3. Забивают и забывают про проблему и с ней живут.
4. Разбирают и чистят ДУТ — что я решил сделать.

Итак начнём:
Датчиков два, с каждой стороны, надо чистить оба.
Снимаем заднее сиденье и обшивку — благо на Хитром это 2-3 минуты времени
Видим пробку, оцепляем все провода и магистральный топливный шланг.
Важно: перед снятием топливного шланга откройте и открутите заправочную крышку, что разрядить давление, иначе при выдергивании шланга выльется бензин — выльется мало, но будет вонять — не повторяйте моих ошибок)))


Далее берем брусок и молотком откручиваем крышку — идёт очень туго:


Достаем блок с датчиком:


вот он, видно что сильно загрязнён:


в автозапчастях взял самую дешевую промывку инжекторов (по сути простая солярка):


и абразивную часть от губки для мытья посуды:


и почистил всю эту грязь, тереть пришло долго и с достаточным усилием, просто так легко не смывается (не пнимаю, как некоторые чистят это ватной палочкой?)
и вот результат::


второй датчик тоже грязный, до чистки:



собираем всё обратно и вуаля! Уровень теперь показывает чётко один в один как есть на самом деле.

А теперь рекомендации из наблюдений за характером набравшегося налёта:
Видно, что основная часть налёта у меня была где-то на 1/3 заполнения бака, а сам налёт был в диапазоне 10-30 литров, т. е. в среднем у меня в баке всегда было где-то 10-30 литров.
Думаю, чтоб продлить жизнь ДУТу надо заполнять бак под завязку, и ездить до того, пока не загорится лампочка — в этом случае бегунок будет ходить по всей шкале равномерно и налёт не будет образовываться в определённом месте.

Стрелка указателя топлива показывает пустой бак

Если указатель уровня топлива в комбинации приборов постоянно показывает пустой бак (или почти пустой), хотя бензин в него только, что залили «под завязку» — налицо неисправность либо самого прибора — указателя, либо его датчика.

Контрольная лампа резерва топлива при этом может как гореть так не гореть.

Вот несколько простых способов самостоятельной диагностики причин этой неисправности на примере стрелочного указателя уровня топлива в комбинации приборов и работающего в паре с ним датчика (ДУТ), в бензобаке автомобиля ВАЗ 2109 (2109, 21099).

Указатель уровня топлива показывает пустой бак, что делать?

1. Проверяем исправность датчика указателя уровня топлива (ДУТ) в бензобаке.

Поднимаем заднее сиденье автомобиля. Снимаем лючок доступа к заборнику топлива в бензобаке. Включаем зажигание.

Отсоединяем от датчика уровня топлива фишку с проводами. Проводов в фишке два. Розовым проводом, с вывода «Т» касаемся «массы» (например, соединив его с кузовом другим отрезком провода). Параллельно наблюдаем за поведением стрелки указателя в комбинации приборов. Если стрелка отклонилась от начала шкалы в сторону полного бака, ДУТ неисправен или нарушено его соединение с «массой». Если стрелка не подает признаков жизни, проверяем исправность указателя в комбинации приборов.

Причиной того, что указатель уровня топлива постоянно показывает пустой бак может быть заклинивание поплавка датчика в опущенном вниз положении, повреждение обмотки реостата или контактов внутри него. При возникновении таких проблем ДУТ лучше всего заменить на новый.

Положение деталей датчика уровня топлива при пустом топливном баке

Положение деталей датчика уровня топлива (ДУТ) при пустом бензобаке

2. Проверка указателя уровня топлива в комбинации приборов.

Для проверки отсоединяем комбинацию приборов и не вынимая из нее колодок проводов включаем зажигание. После чего соединяем отрезком провода вывод указателя, связанный с выводом «13» в белой колодке с «массой» (вывод «11» для ВАЗ 2108, 2109, 21099 с «высокой» панелью).

Вывод указателя уровня топлива, соединенный с выводом

Вывод указателя уровня топлива, соединенный с выводом «13» белой колодки проводов (розово-красный провод на ДУТ)

Если стрелка отклонилась в сторону полного бака, неисправна цепь от указателя до датчика («обрыв»).

Если стрелка не отклонилась, неисправен сам указатель или на него не поступает напряжение.

Выводы указателя уровня топлива

Выводы указателя уровня топлива в белой колодке комбинации приборов («низкая» панель)

Проверяем подачу напряжения на прибор. Для этого отсоединяем от комбинации белую колодку проводов и проверяем на ее выводе «12» наличие напряжения. «Масса» указателя — вывод «5». Для проверки можно использовать вольтметр или контрольную лампу. В комбинации автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 с «высокой» панелью вывод красной колодки «7» — «масса» указателя, а вывод «2» — «плюс».

Проверка подачи напряжения на указатель уровня топлива

Проверка подачи напряжения на указатель уровня топлива при помощи контрольной лампы. Горит — напряжение есть, не горит — напряжения нет.

Если с напряжением все нормально, заменяем прибор. Если его нет, ищем причину исчезновения по схеме. См. «Схема подключения датчика уровня топлива на ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Примечания и дополнения

— На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях применяется датчик уровня топлива 24.3827 и его разновидности. Характеристики его следующие: напряжение -12 В, полное сопротивление реостата-350 Ом, длина рычага поплавка-115 мм, угол наклона рычага при пустом баке-27,5 градусов.

Уровень в баке низкий, поплавок опущен – сопротивление большое 285-335 Ом (стрелка указателя уровня топлива на нуле), стрелка указателя показывает пол бака – сопротивление 100-135 Ом, полный бак (стрелка до отказа вправо, поплавок поднят)– 7-25 Ом.

Почему не работает лампа резерва топлива

На примере контрольной лампы резерва топлива в комбинации приборов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 разберемся почему она может не работать.

Признаки неисправности

— Известно, что бензобак почти пустой (стрелка указателя уровня топлива почти на нуле), но контрольная лампа резерва топлива ни как не загорается.

— Не смотря на то, что в бензобаке достаточно бензина (стрелка указателя достаточно отклонена вправо), контрольная лампа резерва топлива постоянно горит и не гаснет ни при каких обстоятельствах (вернее гаснет только после выключения зажигания).

Почему не работает контрольная лампа резерва топлива в комбинации?

1. Почему лампа резерва топлива в комбинации приборов не загорается? Хотя бензина в баке мало и двигатель уже глохнет.

— Возможно не замыкаются ее контакты в датчике уровня топлива (ДУТ) при опускании поплавка в нижнее положение (когда уровень топлива в бензобаке снижается до минимума).

Должно быть так. В нижнем положении поплавка, когда уровень топлива самый минимальный (4-7 л), замыкаются контакты лампы резерва — подвижный контакт на ползунке и неподвижный контакт на корпусе ДУТ. Это «масса». Плюс на лампу подается постоянно, после включения зажигания. После чего лампа резерва топлива загорается.

Но, если по каким-то причинам (например, при механическом повреждении) подвижный и неподвижный контакты внутри датчика уровня топлива остаются разомкнуты, то лампа резерва ни когда не загорится.

Контакты лампы резерва топлива замкнуты - она горит

Если подвижный и неподвижный контакты лампы резерва топлива при опускании поплавка не замыкаются, то лампа не будет гореть никогда, так как ее электрическая цепь разорвана. На изображении они замкнуты, как и положено.

Для проверки необходимо снять фишку с ДУТ и соединить с «массой» ее вывод «W» (голубой с пурпурным провод). И включить зажигание. Если лампа резерва топлива загорелась — контакты лампы внутри ДУТ не замыкаются. Нужно извлечь его из бака, разобрать и устранить неисправность.

— Имеется «обрыв» в электрической цепи лампы резерва топлива.

Если лампа так и не загорелась, то скорее всего имеется «обрыв» в ее электрической цепи (окислились или слабо соединены контакты, переломан провод), либо перегорела сама лампа. Для проверки отсоединяем комбинацию и меняем местами лампы резерва и, например, подсветки приборов (они одинаковые). Включаем зажигание. Лампа загорелась — значит все дело в ней, нет — нужно «прозванивать» провода и проверять соединения колодок по схеме и искать, где «обрыв».

датчик уровня топлива 2108, 2109 до 1998 схема

Датчик уровня топлива (ДУТ) и контрольная лампа резерва топлива автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г.в., схема подключения

2. Почему постоянно горит лампа резерва топлива в комбинации приборов? Бензина в баке больше 7 литров.

— Имеется замыкание на «массу» в ее электрической цепи.

Либо имеет место постоянное соприкосновение контактов с «массой» (например, при механическом повреждении) внутри датчика уровня топлива, либо провод от ДУТ к комбинации приборов замкнут на «массу».

Контакты лампы резерва топлива разомкнуты

Если бензина в топливном баке много (более 7 литров) поплавок всплывает и контакты лампы резерва топлива размыкаются — лампа не горит

Для проверки необходимо снять фишку с датчика уровня топлива и включить зажигание. Если лампа погасла — проблема в ДУТ, если нет — имеется замыкание на «массу» в проводах от ДУТ к комбинации приборов.

ДУТ можно разобрать и починить, провода придется «прозванивать» по схеме.

Примечания и дополнения

— На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях применяется датчик уровня топлива (ДУТ) 24.3827 и его разновидности. Характеристики его следующие: напряжение -12 В, полное сопротивление реостата-350 Ом, длина рычага поплавка-115 мм, угол наклона рычага при пустом баке-27,5 градусов.

Уровень в баке низкий, поплавок опущен – сопротивление большое 285-335 Ом (стрелка указателя уровня топлива на нуле, лампа резерва горит), стрелка указателя показывает пол бака – сопротивление 100-135 Ом, полный бак (стрелка до отказа вправо, поплавок поднят)– 7-25 Ом.

Указатель уровня топлива показывает полный бак

Если указатель уровня топлива в комбинации приборов постоянно показывает полный бак (или почти полный), хотя бензина в нем на самом деле не так много, значит имеются проблемы с его датчиком или им самим.

Вот несколько простых способов самостоятельной диагностики причин этой неисправности на примере стрелочного указателя уровня топлива в комбинации приборов и работающего в паре с ним датчика (ДУТ), в бензобаке автомобиля ВАЗ 2109 (2109, 21099).

Указатель уровня топлива показывает полный бак, что делать?

1. Проверяем исправность датчика уровня топлива (ДУТ).

Поднимаем заднее сиденье автомобиля. Снимаем лючок доступа к заборнику топлива в бензобаке. Включаем зажигание.

Отсоединяем от датчика уровня топлива провод (розовый на вывод «Т») и наблюдаем за поведением стрелки указателя в комбинации приборов. Если стрелка упала в начало шкалы, ДУТ неисправен.

Причины. Возможно поплавок заклинил в верхнем положении. Или этот розовый провод где-то замыкает на «массу». Или неисправен сам стрелочный указатель уровня топлива топлива в комбинации приборов.

В такой ситуации, для начала, нужно снять топливозаборник и выяснять причину заклинивания поплавка датчика или залипания подвижного контакта на реостате внутри него. Если все в порядке, прозваниваем розовый провод и проверяем исправность самого датчика.

Поплавок ДУТ всплыл (бензобак полный)

Положение деталей датчика уровня топлива (ДУТ) при полном топливном баке (поплавок поднят вверх — всплыл)

2. Проверяем исправность указателя уровня топлива в комбинации приборов.

Для проверки необходимо подать на него напряжение в обход его электрической цепи. Для этого отсоединяем комбинацию приборов. Снимаем с нее белую колодку проводов (на комбинации «низкой» панели), соединяем вывод «5» в гнезде под колодку с «массой», а на вывод «12» подаем плюс с АКБ. В комбинации автомобиля ВАЗ 2108, 2109, 21099 с «высокой» панелью это будут, вывод красной колодки «7» — «масса», вывод «2» — плюс.

Провода на указатель уровня топлива ВАЗ 2108, 2109, 21099

Выводы «массы» и «плюса» указателя уровня топлива в комбинации приборов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 («низкая» панель)

Если указатель уровня топлива исправен, стрелка будет на нуле, если нет, в конце шкалы (показывать полный бак). Если установлено, что указатель неисправен, то смело меняем его на новый или заведомо исправный. Ремонтировать и перематывать его обмотки, либо менять магниты, имеющиеся в его конструкции не имеет смысла.

Примечания и дополнения

— На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях применяется датчик уровня топлива 24.3827 и его разновидности. Характеристики его следующие: напряжение -12 В, полное сопротивление реостата-350 Ом, длина рычага поплавка-115 мм, угол наклона рычага при пустом баке-27,5 градусов.

Датчик уровня топлива неправильно показывает причины ремонт

Как известно, ДУТ (датчик уровня топлива в баке) является важным элементом в устройстве топливной системы автомобиля. Вполне очевидно, что если указатель не показывает уровень топлива на приборной панели или неправильно показывает уровень горючего, возникают сложности в процессе эксплуатации ТС.

В подобной ситуации водитель неизбежно сталкивается с тем, что точно определить уровень в баке не удается, сложно рассчитать, когда необходимо заправляться, высчитать расход горючего и т.д. Далее мы рассмотрим, почему неправильно показывает датчик топлива или не работает указатель уровня топлива в топливном баке, а также как устранить подобные неисправности.

Почему неправильно показывает датчик уровня топлива или не работает уровень топлива

Датчик уровня топлива не работает причины

Начнем с того, что многие ошибочно полагают, если не работает датчик уровня топлива, на общей функциональности двигателя и его систем это не сказывается. На самом деле в подобном случае существует не только большой риск остаться без топлива в самый неподходящий момент (например, вдали от АЗС на трассе), но и вывести определенные устройства автомобиля из строя.

Если точнее, речь идет о бензонасосе. В двух словах, бензонасос в устройстве системы питания инжекторных моторов погружной, постоянно находится в топливе, при этом охлаждается за счет горючего.

Именно по этой причине нормально работающий датчик уровня топлива показывает, что горючего нет и нужна заправка. Когда уровень снижен до предела, горит сигнальная лампа. При этом в самом баке еще остается не менее 3-5 литров топлива, что позволяет частично охлаждать насос, избежать попадания мусора и грязи со дна бака в систему топливоподачи, а также проехать еще несколько километров при такой необходимости.

Если же датчик показывает неправильно или не работает, водителю часто приходится ездить с горящей лампочкой уровня, в баке постоянно слишком мало топлива, насос перегревается (особенно в жару) и быстро выходит из строя. Также грязью со дна бака могут преждевременно забиваться фильтр бензонасоса (сеточка-фильтр), а также сам топливный фильтр и т.д.

Другими словами, если в машине не работает датчик топлива, это может стать причиной не только неудобств, но и ряда других неприятностей. Чтобы не заниматься чисткой топливной системы, а также увеличить срок службы топливного насоса или избежать его замены, рекомендуется как можно скорее устранить неполадки ДУТ.

Неправильно показывает уровень топлива: что делать водителю

Устройство датчика уровня топлива в авто

Прежде всего, если стрелка уровня топлива показывает неверные данные, нужно приступать к диагностике основных элементов датчика уровня топлива. Начнем с того, что на разных авто могут стоять различные типы датчиков уровня топлива:

  • самым простым и распространенным на легковых авто является рычажный ДУТ;
  • трубчатый датчик чаще стоит на крупных машинах;
  • бесконтактные датчики уровня топлива используют для моторов на метаноле или этаноле;

При этом датчики уровня топлива с потенциометром преобладают, причем рычажного типа. Если такой датчик выходит из строя или неправильно показывает уровень топлива, причина зачастую сводится к тому, что контакты потенциометра окислились, дорожки или бегунок резистора изношены, сам резистор пришел в негодность или не соответствует номиналу.

  • Как правило, если окислились контакты потенциометра, информация об уровне топлива в топливном баке не соответствует действительности. При этом указатель может периодически показывать точный уровень, однако затем снова показания не верны. При этом лампочка уровня топлива срабатывает нормально.

Чтобы проверить переменный резистор ДУТ, сначала его нужно осмотреть визуально. В случае, когда видны окислы, которые явно отличаются по своему цвету, следует обратить внимание на общее количество и масштабы окисления.

Если количество окислов не большое, тогда их можно просто почистить. Также можно воспользоваться решением переместить бегунок. Способ подойдет тогда, когда окислилась всего лишь часть дорожек.

В ситуации, когда окисления масштабные, не остается ничего, кроме как заменить датчик уровня топлива. Также замена нужна в том случае, если повреждены дорожки или бегунок.

Основным признаком того, что бегунок или дорожки износились, является полный выход датчика из строя. Реже бывает так, что датчик работает, но только в определенных секторах. При осмотре видно, что дорожки затерты, бегунок имеет повреждения и т.д.

Кстати, если есть возможность подогнуть бегунок на рабочий участок, тогда работоспособность датчика уровня топлива можно восстановить. Однако если сам бегунок поврежден или дорожки сильно повреждены, лучше оставит попытки ремонта датчика уровня топлива. В таком случае целесообразнее сразу купить и поставить новый датчик.

Проверка датчика уровня топлива мультиметром

После визуального осмотра также может потребоваться проверка при помощи мультиметра. Другими словами, чтобы понять, почему не работает датчик топлива, указанный датчик также проверяется в режиме омметра.

Дело в том, что резистор может со временем изменить сопротивление, что приводит к неверным показаниям датчика. Сопротивление нужно проверять на пустом баке, заполненном на 50% и полном. Если выявлено, что сопротивление не соответствует норме, лучше сразу ставить новый датчик.

Также добавим, что если после установки нового ДУТ датчик не точно определяет уровень топлива в баке, часто это происходит по причине того, что сопротивление отклоняется от номинального. Фактически, можно говорить о том, что установлен неподходящий датчик.

Как правило, при выборе важно учитывать, что хотя датчики уровня топлива визуально похожи, при этом обычно имеют разные номиналы сопротивлений. На деле, именно это и приводит к ошибкам. По этой причине нужно приобретать именно такой датчик, который имеет нужное сопротивление.

Поплавок датчика уровня топлива и другие неполадки

Проверка датчика уровня топлива

В случаях, когда не работает указатель уровня топлива, в ряде случаев напрямую связаны с поплавком. Поплавки могут быть двух типов:

  • пустотелый поплавок, выполненный из пластика или тонкого металла;
  • так называемый «пенопластовый» поплавок, который изготовлен из пористой основы;

В первом случае поплавок может постепенно изнашиваться и повреждаться, стрелка указателя уровня топлива постепенно все сильнее и сильнее не доходит до максимума при заправке полного бака.

Внутрь полого поплавка может проникать топливо, в результате чего датчик уровня показывает неверные данные. Чтобы устранить проблему и выполнить ремонт, необходима замена поплавка датчика уровня топлива в баке.

Также нужно понимать, что если врет датчик топлива, не следует исключать вероятность механического повреждения самого бензобака. Если бак поврежден, тогда поплавок может попросту заедать.

Как правило, в этом случае указатель точно работает, однако диапазон сильно ограничен. Еще стрелка уровня топлива может «застревать» только в одном положении. На деле проблема не самая безобидная и часто для решения требуется полная замена бензобака.

Кстати, часто при покупке машины с пробегом можно услышать от продавца, что недавно выполнялась чистка сетки бензонасос а или замена топливного насоса, после чего перестал работать датчик уровня топлива и т.д.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как проверить ток утечки в автомобиле. Из этой статьи вы узнаете, какой ток утечки является нормой, а также почему важно измерять ток утечки и своевременно устранять неисправности, если утечка тока слишком большая.

При этом продавец утверждает, что просто нет времени устранить такую мелкую поломку. На самом деле, если в машине не работает датчик уровня топлива, это может быть вызвано как выходом из строя самого датчика или поплавка, так и деформацией бензобака. Естественно, менять бак получается достаточно дорого.

Еще отметим, что если ДУТ неправильно показывает уровень топлива, также причиной может быть изгиба рычага. В этом случае стрелка указателя не способна дойти до крайних отметок.

Завершает список возможных проблем с ДУТ индикатор уровня топлива. Чтобы понять, почему не работает датчик топлива, необходимо учесть, что проблема может быть не только в датчике, но и в указателе.

В таком случае неправильный уровень топлива отображается по причине того, что происходит подклинивание подвижной обмотки индикатора. В свою очередь, это приводит к тому, что свободно перемещаться нет возможности, а сами данные на индикаторе будут неточными.

Что в итоге

С учетом вышесказанного становится понятно, что хотя датчик уровня топлива конструктивно прост, различные поломки (как механические, так и по части электрики), могут вывести данный элемент из строя или стать причиной сбоев в его работе.

Так или иначе, проблему нужно решать, иначе водителю придется постоянно отдельно фиксировать данные, сколько километров было пройдено с момента последней заправки, сколько еще можно проехать и когда нужно заправляться.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как почистить сетку бензонасоса своими руками. Из этой статьи вы узнаете, как выполняется чистка сеточки бензонасоса, для чего нужно чистить указанную сетку, когда необходима очистка сетки топливного насоса и почему.

При этом часто в подобной ситуации допускается критическое понижение уровня топлива в бензобаке, что сокращает срок службы топливного насоса и приводит к ряду других неисправностей.

Напоследок отметим, что часто оптимальным вариантом будет замена ДУТ на новый, также параллельно может потребоваться менять поплавок датчика уровня топлива. Реже удается выполнить ремонт, удалив окислы, сдвинувшись на рабочие сектора и т.д.

При этом самой серьезной неприятностью, которая приводит к неверным показаниям уровня топлива, принято считать поврежденный бензобак. Чтобы датчик топлива нормально работал, в таком случае необходим ремонт или замена топливного бака.

Забита сетка бензонасоса

Для чего необходима чистка сетки бензонасоса. Когда лучше менять и чем очистить сетку бензонасоса. Как правильно снять бензонасос, тонкости и нюансы.


Для чего предназначен датчик уровня топлива ДУТ: устройство топливного датчика, виды датчиков топлива и особенности, принцип работы ДУТ.

Электробензонасос замена

Как поменять бензонасос. Расположение бензонасоса, стравлиание давления в системе,откручивание топливных магистралей, снятие насоса, обратная сборка.

Почему сетку бензонасоса нужно менять. Как самостоятельно снять бензонасос для замены фильтра. Особенности обратной сборки после замены сеточки бензонасоса.

Электробензонасос

Причины свиста и повышенного шума во время работы бензонасоса, перегрев насоса. Как самому провести диагностику и устранить поломку. Советы и рекомендации.

Проверка бензонасоса

Как определить, почему бензонасос не качает или плохо работает. Давление в топливной рампе, диагоностика насоса. Проводка, реле, предохранители бензонасоса.

Читайте также: