Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов

Обновлено: 03.05.2024

Иоханнес Иттен — швейцарский художник и преподаватель Баухауса. В своей книге «Искусство цвета» он описал основные законы колористики и объяснил принципы субъективного восприятия цвета.

Ниже мы рассмотрим основные положения его теории и на примерах покажем, как работают разные типы цветового контраста.

Согласно Иттену, цвет — это не просто оттенок акрила или html код, это ещё и субъективное восприятие. Для одного человека чёрный — цвет траура и печали, который вызывает тревогу и чувство опасности, а для другого — это чувство спокойствия, уютной уединённости. Каждый человек уникален — точно так же уникально и его восприятие цвета.

Иттен пишет, что человек лучше всего воспринимает цвета в сравнении. При этом один и тот же цвет в двух случаях ощущается по-разному:

Жёлтый на белом фоне воспринимается как мягкий и тёмный цвет, в то время как на чёрном тот же оттенок воспринимается ярче и насыщеннее

Это связано с тем, что окружение влияет на цвет. Если мы хотим, чтобы жёлтый на белом фоне сиял, для него понадобится куда больше места, чем если бы задний план был чёрным.

Цвета влияют друг на друга — поэтому важно рассматривать палитру целиком, чтобы понимать, какой результат она даст.

Иттен выделяет первичные, вторичные и третичные цвета, которые вместе составляют круг из 12 основных цветов.

Первичные цвета — это красный, жёлтый и синий. Из них можно создать все остальные цвета.

Вторичные — это оранжевый, фиолетовый и зелёный. Мы получаем их при смешивании первичных цветов.

Третичные — все остальные оттенки, полученные при смешении первичных и вторичных цветов.

Опираясь на этот цветовой круг, можно подобрать гармоничную или контрастную палитру.

Контраст — это противопоставление двух и более цветов. С его помощью можно удержать внимание зрителя и выделить главное в сцене.

Иттен выделил семь типов контрастов:

Это самый простой способ создания контраста — надо лишь взять достаточно удалённые друг от друга по кругу цвета.

Самый сильный контраст по цвету между первичными цветами, считал Иттен:

«Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности»

Ниже — подборка иллюстраций с таким контрастом:

2) светлого и тёмного

Самый простой способ — поставить рядом два разных по яркости оттенка одного цвета:

Однако это может быть и контраст двух разных цветов. Иттен объясняет, что каждый цвет имеет собственную шкалу яркости, которую можно представить в виде квадрата ниже:

Мы видим, что фиолетовый — самый тёмный, а жёлтый — самый светлый. Если поставить их рядом, они будут контрастировать не только как удалённые по кругу Иттена цвета, но и как тёмный и светлый.

3) холодного и тёплого (по температуре)

Иттен считает «красно-оранжевый» и «сине-зеленый» двумя полюсами контраста холода и тепла. Теплохолодность остальных цветов зависит от окружения: один и тот же жёлтый может восприниматься тёплым рядом с голубым и холодным — рядом с красным:

Как выглядит этот тип контраста:

4) дополнительных (комплементарных) цветов

Это контраст противоположных по кругу Иттена цветов. Художник выделяет три основные пары: «зелёный-красный», «оранжевый-синий», «фиолетовый-жёлтый».

Как этот тип контраста выглядит в 3D:

5) симультанный контраст

В этом типе контраста Иттен делает упор на субъективное восприятие цвета, на его окружение. Например, слева чисто серый того же уровня яркости, что и оранжевый, приобретает оттенок фона:

А серый квадрат справа кажется чисто серым, потому что в нём есть оттенок дополнительной пары оранжевого — синего.

6) по насыщенности

В этом типе контраста насыщенные цвета противопоставляются блёклым:

7) по площади цветовых пятен

Этот контраст возникает, когда в палитре преобладает какой-то один цвет. Тогда другие цвета становятся акцентными и подчёркивают детали:

Нет какого-либо универсального решения и палитры, которая подойдёт к каждой сцене. Чтобы правильно подобрать цветовую палитру, необходимо экспериментировать и смотреть на получающийся результат. Рассматривайте все цвета в целом и по отдельности: как они влияют друг на друга? какое впечатление создаёт это сочетание? выделяет ли контраст главное на сцене?

«…подсознательное восприятие, интуитивное мышление и позитивные знания должны составлять одно целое, чтобы из многообразия доступных нам возможностей выбрать истинные и правильные» (с) Иоханнес Иттен

Нас на градостроительстве учили быстро строить районы на основе круга Итенна: какими цветами отражать высотки, а какими малую застройку, чтобы человек сразу ощущал масштабность на плане и перспективе.

. правда в конечном итоге все равно надо генплан со стандартными цветами подавать. =)

Илюх, ты чего меня за гифку с золотым ВВП забанил))

сделаешь пост на тему градостроительства? а то иногда смотрю урбанистов, хочется мнение изнутри узнать

Что именно интересует? Я работаю в реконструкции и капитальном ремонте, именно урбанистикой не занимаюсь. Я учился на факультете городское строительство и хозяйство. Про урбанистику можно почитать издательство стрелка и по тегам на Киберленинке ( там много проходных статей конечно).

Если вы об урбанистах вроде Каца, то вас, скорее всего, интересует не столько градостроительство, сколько городское проектирование и дизайн городской среды. Это немного разные вещи.

Добавлю один важный момент - нейтральный серый используется в примерах, но вообще не следует использовать его в цветных работах, поскольку он "грязнит" цвета. Лучше брать либо теплый, либо холодный серый.

Для интересующихся глубже и больше есть Colour and Light : A Guide for the Realist Painter, James Gurney - одна из лучших книг по цвету на сегодняшний день.

Шикарное издание Дмитрия Аронова! у меня тоже такая есть)))

Нет какого-либо универсального решения и палитры, которая подойдёт к каждой сцене. Чтобы правильно подобрать цветовую палитру, необходимо экспериментировать и смотреть на получающийся результат.

Вообще то есть. И именно понятные правила лежат в основе подбора цветов. Иначе зачем тогда вообще нужна теория цвета, если подбирать надо экспериментальным путём?

Работает это примерно так: На любых имеющихся 2-3 цветах можно построить цветовую гармонию, используя эти правила. И таким образом сочетать даже не сочетающиеся цвета путем добавления связующих, гармонизирующих общую палитру.
Я много лет назад записывал видео по цветовым гармониям. Как их собирать, и как с ними управляться. И не раз уже тут скидывал ссылку. Судя по комментариям, люди признали это видео лучшим объяснением конспекта по Иттену.

Искренне интересует ваше видео, обязательно посмотрю и надеюсь почерпну что-то важное, можно пожалуйста ссылочку?
(До Джеймса Гарни пока ручки не дошли, хоть и имеется в наличии)

Вообще то есть. И именно понятные правила лежат в основе подбора цветов
Работает это примерно так: На любых имеющихся 2-3 цветах можно построить цветовую гармонию, используя эти правила.

Разве палитра - это не набор цветов, а гармония это не то как они друг с другом соотносятся с точки зрения восприятия.
И эти 2-3 цвета для построения гармоний должны откуда-то взяться. И где из взять если не из экспериментов?
Разве не об этом вот тут речь?

чтобы правильно подобрать цветовую палитру, необходимо экспериментировать и смотреть на получающийся результат.

Берутся они обычно из ТЗ. Например, есть несочетающиеся цвета какого-нибудь бренда и надо сделать цветовую гармонию, чтобы бренд выглядел приятно, не отталкивал.

А если ТЗ плохое? Или там нету цветов, или его самого нету, и ты сам творишь свои цвета?
Почему только о брендинге речь зашла?

Потому, что всегда есть какая то задача - сделать мрачно, веселенькое, жизнерадостное и тд. Или в каких то определенных тонах. Вводная какая то всегда есть.

Если ты сам что-то делаешь, то вводной нету. Творчества все дела.
Понятно что если у тебя есть идея изобразить пустыню, ты, скорее всего, используешь что-то жёлто оранжевое. Но остальное уже зависит от того что ты ещё захочешь туда добавить. Конечно, для соблюдения гармоничности у тебя будут некоторые ограничения, но в целом это всего лишь один "якорный цвет", остальные могут быть почти любыми.

Ну и, иногда, вводная есть только на определённую часть. Вот в статье приводят пример Гаморры из Guardians of the galaxy, и судя по её изображению в игре и фильмах единственные вводные это оттенок кожи и, может, волос. Всё что касается костюмов, особенно альтернативных, сделано было исключительно теми кто их придумывал.

Если оттенок кожи зелёный,то ты уже имеешь какую-то основу цветов, которые лучше всего сочетаются.
А создание своего творения обычно происходит после того, как ты придумал что-то создать) например, если плохой персонаж, то явно должно быть больше чёрного и красного. Я к тому, что я не могу представить людей, которые рисуют не зная что именно они рисуют.
(Начал рисовать человека, а вышла машина, так что ли?)

Если решил что-то рисовать то уже заранее знаешь цвета.

Напоминает какой-то детерминизм. Все цвета уже давно определены потому что мы космическая пыль.

Вообще всё зависит от определения, если считать рисование, затенение и покраску сугубо составными частями последовательного конвейера по создания 2д изображения, то да. Тогда почти всё будет предопределено. Но, на мой взгляд, такой подход имеет место быть только в случае срисовывания \ создания реплики чего-то готового Создание \ достраивание чего-то хотя бы частично из головы неизбежно требует творческого подхода в додумывании и экспериментировании поэтому какие-то вещи художник сам для себя решает.

(Начал рисовать человека, а вышла машина, так что ли?)

Иногда такое бывает. Есть такая практика, обычно у концепт художников, работать с разными полу-случанйыми формами в поисках чего-то интересно , выходящего за рамки привычного им. И иногда бывает так что в каше форм мозг может увидеть как основу для машины(автомобиль), так и основу для человека.

Цветовой круг - основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году.

Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов.

Цветоведение. Цветовой круг

Основные цвета

Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Ниже приведен пример простейшего цветового круга с использованием только основных цветов.

Основные цвета

Вторичные цвета

Вторичные цвета - это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Ниже приведен пример цветового круга, с добавленными вторичными цветами на внешнем кольце.

Вторичные цвета

Третичные цвета

Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Ниже приведен пример цветового круга с третичными цветами на внешнем кольце.

Цветовой круг с двенадцатью цветами

Цветовой круг не ограничивается двенадцатью цветами, поскольку за каждым из этих цветов имеется вереница разных оттенков. Их можно получить при добавлении белого, черного или серого. При этом цвета будут изменяться в сторону насыщенности, яркости и светлоты. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично.

Цветовой круг

Основные приемы создания цветовых схем

Цветовые Сочетания

Цветовая Гармония - основные приемы создания цветовых схем

Красный, синий и желтый являются основными цветами. Когда смешивается красный и желтый, получается оранжевый; смешать синий и желтый, получится зеленый цвет; при смешивании красного и синего, получится фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый являются вторичными цветами. Третичные цвета, как красно-фиолетовый и сине-фиолетовый получаются путем смешивания основных цветов с вторичным цветом.

Согласно теории цвета, гармоничные цветовые сочетания получаются из двух любых цветов, расположенных друг против друга на цветовом круге, любые три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу, образуя треугольник, или любые четыре цвета, образующие прямоугольник. Гармоничные сочетания цветов называются цветовыми схемами. Цветовые схемы остаются гармоничными вне зависимости от угла поворота.

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Основные цветовые схемы

Комплементарные или дополнительные цвета

Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым.

Комплементарные или дополнительные цвета

Классическая триада

Классическая триада это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Классическая триада в цветоведении

Аналоговая триада

Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Аналоговая триада в цветоведении

Контрастная триада (сплит - дополнительных цветов)

Использование сплит - дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.

Контрастная триада (сплит - дополнительных цветов)

Тетрада - сочетание четырех цветов

Эта схема включает в себя один основной и два дополнительных цвета, плюс дополнительный цвет, который подчеркивает акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.

Это самая сложная схема. Она предлагает большее разнообразие цвета, чем какая-либо другая схема, но если все четыре цвета используются в равных количествах, то схема может выглядеть несбалансированной, поэтому нужно выбрать один цвет доминирующим. Надо избегать использования чистого цвета в равных количествах.

Тетрада - сочетание четырех цветов

Квадрат

Сочетание 4 цветов, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Эти цвета отличаются друг от друга по тону, но также дополняют друг друга. Пример: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.

Квадрат

Теплые и холодные цвета

В цветовом круге, есть еще одно разделение: теплые и холодные цвета. У каждого цвета своя цель передать эмоции. Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир. Разделение на цветовом круге дает представление о том, какие цвета теплые, а какие холодные.

Иттен, Йоханнес (Itten, Johannes) — выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник.

Очень хорошо тем, кто уверен в своём чувстве цвета, и умело применяет своё чутьё на практике. Но не у всех эта уверенность есть. Как раз тем, кто не уверен в своём чувстве цветовой гармонии, хотя это чувство присуще каждому человеку, предлагаю в помощь цветовой круг Йоханнеса Иттена. Этот цветовой круг очень хорошо помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации, состоящие из двух, трех, четырех и более цветов.

Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. Всего содержится 3 основных первичных цвета — это синий, желтый, красный. Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга.

Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3 — это фиолетовый, оранжевый и зелёный. Эти цвета получаются путём смешивания в равном соотношении цветов первого порядка.

Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем 6 цветов третичного порядка.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 1

Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.

Внутри каждого круга имеется фигура; линия, треугольники, прямоугольник, квадрат, шестиугольник, вращая фигуру, мы получаем нужную комбинацию сочетания цветов.

Комплиментарные (дополнительные) цвета

Комплиментарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 2

Классическая триада

Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу Иттена цвета. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 3

Аналоговая триада

Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатисекторном цветовом круге. При использовании этой схемы, возможно выбрать один цвет главным, второй — поддерживающим, а третий использовать для акцентирования.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 4

Контрастная триада

Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 5

Прямоугольная схема

Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых — комплиментарные.

Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проще было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные — вспомогательными.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 6

Квадратная схема

Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудалённые по кругу. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 7

Шестиугольная схема

Шестиугольная схема сочетания цветов более сложная, но тем не менее применяема. В двенадцатисекторный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать и шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трёх парах дополнительных цветов.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 8

Однако вполне справедливо можно заметить, что для подбора гармоничных цветов, 12 цветового круга недостаточно. Вернее не то, что бы недостаточно, а просто это еще не всё. Просто в нашем круге получились насыщенные, яркие цвета. А мы ведь пользуемся разными оттенками этих цветов, а получаются они при добавлении белого или черного цветов. Так при добавлении белого цвета получим пастельные оттенки вплоть до практически белого и наоборот при добавлении черного цвета насыщенность будет увеличиваться. В итоге получается большой цветовой круг с множеством оттенков исходных цветов.

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 9

Цветовой круг Иттена делится на холодные и тёплые цвета. Мы видим, что жёлтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый — фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными. Красно-оранжевый, — самый теплейший, а сине-зелёный, — самый холодный цвет.

Вариации цветовых сочетаний:

Цветовой Круг Иттена для создания гармоничных цветовых комбинаций, фото № 10

Сильно теорией не увлекайтесь, дайте волю своей фантазии и смело импровизируйте!

Хочу поделиться интересной, на мой взгляд, и полезной информацией.

Возможно, кто-то уже слышал о Цветовом круге Иттена, который предлагает нам освоить 5 способов, чтобы научиться сочетать самые сумасшедшие цвета без ошибок.

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 1

Иттен Йоханнес (Itten, Johannes) — швейцарский художник, теоретик нового искусства и выдающийся педагог. Получил всемирную известность благодаря сформированному им учебному курсу Баухауза, так называемому форкурсу, который лёг в основу преподавания многих современных начальных художественных учебных заведений.

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 2

Вдумчивый исследователь, свои теоретические и педагогические взгляды и, что особенно ценно, саму систему подготовки художников, Иттен изложил в своих знаменитых книгах о цвете и форме, изданных на многих языках.

Его система призвана не подавлять личность, а помогать художнику выбрать свой путь, не теряя уверенности в своих силах.

Его элементарная таблица отучит вас бояться разноцветных вещей и поможет гармонично их сочетать.
Способ № 1: Сочетание первичных цветов

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 3

Существует три первичных цвета:

Они находятся в центральном треугольнике, для более легконо восприятия они соединены между собой. Эти три цвета удивительно гармонично смотрятся в одном образе как все вместе, так и в сочетании по парно.

Комбинация этих трех основных цветов — сильная, яркая и эмоциональная. В нем отсутствует контраст дополнительных оттенков. А выразительность достигается разницей оттенков.

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 4

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 5

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 6

Выберите один из этих базовых цветов и купите, например, красную водолазку, а к ней — желтую юбку и голубое платье-комбинацию (см.фото 1) или выберите основной цвет и дополните аксессуарами из этой «цветовой тройки».

Все! Образ готов! :)

Способ № 2: Сочетание аналоговых цветов

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 7

Это один из самых простых способов сочетания цветов в одежде.

Аналоговые цвета стоят в круге рядом и последовательно. Вы выбираете один из них, например, зеленый — и смело сочетаете его с вещами аналоговых цветов, стоящих в круге по соседству, кроме того, в такой образ отлично впишется и небесно-голубой и бирюзовый. Как пример — образ девушки на картинке слева (см.выше): бирюзовая дубленка, платье-комбинация цвета морской волны и голубая сумочка — необычно, стильно и весьма элегантно!

Или же на фото ниже. Говорят, что фиолетовый — это цвет депрессии и одиночества. Возможно где-то это и так, если это изо дня в день повторяющиеся монотонные образы, но когда один фиолетовый разбавляешь родственными ему тонами и полутонами, добавляешь соседний к нему фуксию, то здесь сразу на лицо весна, цветы, пение птиц и прекрасное настроение! :)

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 8

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 9

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 10

Смотрятся аналоговые цвета в одном образе всегда очень гармонично, спокойно и
располагающе и между ними не возникает яркого контраста.

Способ № 3: Сочетание противоположных цветов

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 11

Для этого способа сочетания используют противоположные друг другу цвета.

В качестве примера рассмотрим пару синий-оранжевый или фиолетовый-оранжевый, что, казалось бы, на слух воспринимается критично). К примеру, худи темно-синего (иссине-черного) цвета, придает образу строгости и элегантности, а шелковая оранжевая юбка в бельевом стиле — яркости и романтичности — смотрится роскошно!

Для эксперимента выберите любой оттенок на палитре и, чтобы не запутаться, соедините его линией с противоположным.

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 12

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 13

Способ № 4: Сочетание цветов по принципу треугольника

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 14

Этот способ еще называют классической триадой.

(Кстати, есть еще способ по принципу квадрата или четырехугольника, где получается больше цветов в образе, но это уже для более смелых девушек, склонных к творческим экспериментам).

Для способа «треугольник» достаточно выбрать на круге один базовый для образа цвет и соединить с ним еще два таким образом, чтобы получился треугольник.

Допустим, мы выбрали ярко-синий (электрик) и строим треугольник — в двух его вершинах окажутся желтый и один из красных тонов. Вы можете совместить в одном образе три отдельные вещи, используя эти цвета, либо купить любую вещь с принтом, где присутствуют все эти цвета.

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 15

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 16

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 17

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 18

Способ № 5: Усложненное сочетание противоположных цветов

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 19

Наверное, это самый не простой метод, но усложненное сочетание противоположных цветов в одежде выглядит невероятно стильно.

Здесь ваша задача будет заключаться в следующем: необходимо выбрать три аналоговых цвета (смотри способ № 2) и один контрастный с противоположной стороны круга. На нашем примере схема получилась следующая: желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый — аналоговые цвета, голубой — контрастный, противоположный.

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 20

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 21

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 22

Цветовой круг Иттена. 5 способов сочетать цвета правильно, фото № 23

Обязательно попробуйте собрать хотя бы один образ с помощью цветового круга Иттена, используя один из способов.

Двенадцатеричный цветовой круг / Цветовой круг Йоханнеса Иттена.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 1

Двенадцатеричный цветовой круг — классический. Он помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации из двух, трех, четырех и более цветов.

Круг разделен на 12 частей:

Основные цвета — желтый, синий и красный.

Дополнительные цвета — оранжевый, зеленый и фиолетовый.

Между основными и дополнительными оттенками есть переходные цвета.

В круге есть разделение на холодные/теплые оттенки:

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 2

Ключевые параметры цвета:

Оттенок/Насыщенность/Яркость/Светлота

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 3

Оттенок — разновидность цвета из цветового круга.

Насыщенность — интенсивность определенного тона. От полного отсутствия до максимальной интенсивности.

Яркость/Осветление — градиент от наиболее яркой точки к более темной.

Цветовые гармонии

Монохром

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 4

Начнём с самого простого варианта — монохром. Использование только одного цвета, всех его оттенков, тональностей и теней. Например, синего (как на первой картинке).

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 5

Аналогичные цвета

Используются те цвета, что находятся рядом друг с другом в цветовом круге: два или три цвета.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 6

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 7

Комплиментарные/противоположные цвета

Самая распространённая гармония, основана на контрасте двух удаленных или предельно удаленных цветов.

На цветовом круге они расположены друг напротив друга.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 8

Комплиментарные цвета часто используются в кино:

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 9

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 10

Четыре гармоничных цвета

Это сдвоенные комплиментарные цвета — используются противоположные оттенки.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 11

Вот несколько примеров:

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 12

Раздельные комплиментарные цвета

В данной гармонии цвету на одной стороне круга противостоят два на противоположной стороне.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 13

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 14

Гармонические триады

В этой гармонии происходит разделение на три основных цвета.

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 15

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 16

Крутая шпаргалка по сочетанию цветов, фото № 17

Композиция цвета

Композиция цвета основана на пропорции одного цвета. Помогает выделять главное и второстепенное.

Очень часто пропорциональное распределение оттенков в кадре используется в мультфильмах, кино, фотографии.

Например, на первом фото фон в оттенках коричневого, а герои в синих и белых цветах. Но выделяется синий цвет и белый, хотя коричневого в кадре больше. Это сделано для того, чтобы зритель обратил внимание на героев, а задний фон стал не так важен.

Читайте также: