Цоколь в архитектуре древней греции

Обновлено: 27.04.2024

Как я уже писала в предыдущей статье , еще в эпоху архаики сложились главные принципы архитектуры Древней Греции, которая дошла до нас в виде храмовых построек. На всякий случай повторю их:

1. все здания состояли из вертикальных опор – колонн и, поддерживаемых ими, прямых горизонтальных перекрытий ;

2. основные типы колонн и соотношение несущих и несомых частей здания оформились в систему, называемую о́рдерной (от лат. «о́рдер» - «норма, порядок»);

5. эстетические принципы древнегреческой архитектуры основывались на сочетании соразмерности и простоты.

Главным достижением же греческого зодчества стало создание ордерной системы , которая позволила привести строения к строгой упорядоченности всех конструктивных и декоративных деталей.

Ордерная система прежде всего была представлена колоннами (дорической, ионической и коринфской) , которые являлись главным элементом построек. Чередование колонн рождали ритм, который, как в музыкальном произведении, приводил к ощущению порядка, гармонии, а значит к красоте.

Напомню, что для греков, склонных всё вокруг себя наделять антропоморфными свойствами (это ярко выразилось в высказывании "Человек - мера всех вещей" ), каждый из трёх ордеров сопоставлялся с качествами и внешностью человека. Дорический - с мужскими образами, ионический - с женскими, а коринфский - с нарядными юными девами. Таким образом выбор ордера греческими архитекторами, при строительстве храмов, зависел от того, какому божеству этот храм посвящался.

Святилища богов-мужчин (Зевса, Посейдона, Гефеста и т. д.) строились, как правило, в дорическом ордере.

Храмы, посвященные богиням, были украшены ионическими колоннами.

Были и такие богини, которые отстаивали своё право на безбрачие (например, Афина, Артемида, Гестия и др.), они удостаивались храмов, выполненных в коринфском стиле.

Также в коринфском стиле могли быть встроены храмы, с особым статусом - например, посвящённые верховному божеству - Зевсу. В таком случае коринфский ордер должен был способствовать созданию впечатления большей репрезентативности строения.

Однако встречались исключения из данного общего правила. Так, например, в период архаики, большинство храмов было выполнено в дорическом стиле (исторически ионический и коринфский ордер возникли позже дорики).

А знаменитый Парфенон Афинского Акрополя , выполнен в дорическом ордере, но посвящён богине Афине. Однако, нужно вспомнить, что "совоокая дева Афина-Паллада" покровительствовала отнюдь не женскому делу - она была богиней войны. Так что закономерность в выборе типа ордера всё же здесь есть. И так далее.

Важно отметить, что антропоморфность греческой архитектуры выражалась ещё и в том, что единицей всех измерений конструктивных деталей зданий, и их соотношений, выступали пропорции и части человеческого тела . Так в основе системы измерения при строительстве, лежали длины разных частей тела - пальца, ступни, ладони, локтя и т.д. Об этом говорил и целый ряд названий различных архитектурных элементов.

Типы конструкций греческих храмов различались не только ордером, применяемым в их оформлении. Их особенности также определялись количеством и расположением колонн, украшающих снаружи их стены.

Витрувий - древнеримский архитектор и теоретик искусства, выделял среди греческих храмовых конструкций мегарон , простиль , амфипростиль , периптер, диптер и пр.

Самое большое распространение получили храмы – периптеры ( от perí — вокруг и pterón — крыло), то есть, по мысли греков - «оперённые» , окружённые колоннадой со всех сторон.

Колонны устанавливались на платформу - стилобат , которая состояла из нескольких ступеней - стереобат.

Крыша храма обычно была двускатной. На фасадах здания скаты крыши образовывали треугольники, которые принято называть фронтоны.

Пространство внутри фронтона - тимпан , служило площадкой для творческой активности скульпторов и живописцев - он обильно украшался цветными скульптурными рельефами.

Святилище – внутреннее помещение храма, в котором находилась скульптура бога-покровителя и, зачастую, казна полиса, называлось или на́ос (лат. - це́лла ) .

Внимание привлекал прежде всего внешний облик храма – многие его детали ярко раскрашивались , и украшались рельефами и скульптурами, рассказывающими определенные истории из мифологии. В этом сказывался греческий эстетический принцип калокагатии - когда внешняя сторона вещей оказывалась приоритетной, т.к. подразумевала соответствующее содержание (вспомните поговорку - "в здоровом теле - здоровый дух" ).

Греками были рассчитаны и точные пропорции храма-периптера , соотношение его длины и ширины, измеряемое количеством окружающих наос (целлу) колонн. На фасаде святилища, количество колонн всегда было чётным. Число опор, необходимое для украшения его боковой – длинной стороны, рассчитывалось согласно следующей формуле: количество колонн фасада, умножалось на 2, и к полученному числу прибавлялась ещё одна опора.

Эту пропорцию можно представить в виде уравнения: Х = 2Y + 1 (где: X – количество колонн боковой части, Y - количество колонн фасада). Она даёт в результате сочетание сторон, называемое "золотым сечением" или "золотой пропорцией" .

Например, если на фасаде (короткой стороне) здания 4 колонны, то, чтобы рассчитать количество колонн сбоку, необходимо 4 умножить на 2 , и прибавить ещё 1 .

Принципы архитектуры, созданные в Древней Греции, до сих пор считаются эталоном, и являются образцом для построек в классическом стиле.

Toggle navigation

Ремонт в регионах

Древнегреческая архитектура - европейская архитектура ставшая классической в современной цивилизации. Основы греческой архитектуры - колонны это образцы для подражания при обустройстве квартиры в классическом стиле

Античные архитектурные формы оказали сильнейшее влияние на последующее развитие мировой архитектуры от эпохи Возрождения и до наших дней.

Наиболее полное выражение архитектура Древней Греции, воспринятая Древним Римом, получила в храмах

классическая архитектура древней греции

  • В основании греческого храма — стилобат - цоколь, состоящий обычно из трех ступеней.
  • На стилобате вокруг прямоугольного святилища - целлы размещаются колонны. В большинстве храмов на главном и заднем фасадах ставилось по 6 или 8 колонн; на боковых — соответственно по 13 или 17.
  • Колонны поддерживали перекрытие — антаблемент, состоящий из трех частей:
  • нижней горизонтальной балки — архитрава, непосредственно опирающегося на капители колонн;
  • вышележащей ленты - фриза
  • и, наконец, венчающего карниза.
  • Выше карниза на главном и заднем фасадах находятся фронтоны — треугольники, образуемые двускатной крышей.

В древнегреческой архитектуре существовало три стиля, или ордера

архитектура древней греции кратко

Первый из них — дорический ордер — отличается наибольшей массивностью. Колонны этого ордера не имеют баз, стволы непосредственно устанавливаются на стилобат, фриз же делится на чередующиеся элементы: прямоугольные — триглифы и квадратные пластины — метопы.

Капитель самой простой формы состоит из круглой подушки — эхина и прикрывающей ее квадратной плиты — абаки.

Ионический ордер характеризуется большой легкостью, изяществом своих частей. Ионические колонны имеют профилированные базы, своеобразную капитель со спиральными завитками - волютами и фриз в виде непрерывной ленты.

ордер в архитектуре древней греции

Третий - коринфский ордер. Основное, чем отличается коринфский стиль от ионического, это высокая капитель в виде перевернутого колокола с четырьмя угловыми волютами и двумя рядами акантовых листьев.

Различие в пропорциях колонн архитектурных стилей может быть выражено следующими данными:

  • ствол дорической колонны вместе с капителью имеет в высоту примерно 8 нижних дм,
  • ствол ионической колонны около 9 дм
  • и коринфский около 10 дм.

Высота антаблемента во всех стилях составляет примерно 1/4 часть общей высоты колонны.

Храмы в Древней Греции оформлялись скульптурой и орнаментально-декоративными деталями. Греческие монументальные сооружения строились целиком из мрамора, это придавало им особую красоту.

Основным мотивом греческой архитектуры является колоннада

Колоннады обрамляли не только храмы, но и общественные сооружения Греции. Для древнегреческой архитектуры характерна свободная асимметричная планировка ансамблей. При воспроизведении архитектуры храмов необходимо соблюдать верность их пропорций. Основные помещения греческих зданий, в том числе и жилых домов, группировались вокруг центрального двора. Дневной свет проникал в них через двери. Для древнегреческой архитектуры характерна предельная простота, умеренность, даже строгость в отделке сооружений.

архитектура древней греции примеры

Колоннада макета художника И. М. Рабиновича к «Лисистрате» Аристофана, выполненного им в 1923 для Московского Художественного театра, сохраняя главные черты дорического ордера Древней Греции, дает обобщенное представление о греческой классической архитектуре в целом. В этом макете очень точно отражены особенности архитектуры древней греции. Эти пропорции легких, тонких, удлиненных колонн являются одним из образцов древнегреческой архитектуры и служат образцом для современных дизайнеров и архитекторов.

Ствол готической колонны, а тем более романской, никогда не был ни коническим, ни выпуклым, это — правильный цилиндр. Давление, производимое им, должно распределиться по широкой опорной поверхности, а это приводит к тому, что между стволом колонны и поддерживающим его фундаментом вводятся ряды кладки, образующие расширенное основание. Рис. 248 показывает нам общие формы такого опорного массива.

Цоколь и база готической колонны. хор в Шартре. собор Парижской Богоматери
Рис. 248

В самых ранних зданиях он имеет квадратный план; но для того, чтобы этот массив возможно меньше мешал, его углы срезают, как показано на рис. 248, С (хор в Шартре), или же снимают вертикальное ребро целиком, как это показано на рис. 248, А (собор Парижской Богоматери).

В Шартрском и Реймском соборах (рис. 248, В) устои нефа фланкированы колонками: каждая колонка имеет свой цоколь, а под всем устоем помещается восьмиугольная платформа. Когда же количество колонок увеличивается (рис. 249), то сохраняют отдельные цоколи, но общую платформу уничтожают.

И в том и в другом случаях приходится создать переход к резкому уширению в том месте, где находится цоколь. Элементом перехода служит база: своим круглым профилем она связывается со стволом, а при помощи квадратной плиты, с которой она составляет единое целое, связана и с цоколем.

Цоколь и база готической колонны
Цоколь и база готической колонны. Профиль базы
Рис. 249 Рис. 250

Профиль базы

Общие очертания базы определяются первоначальной отеской каменной глыбы в форме двух поставленных друг на друга цилиндров (рис. 250); каждый цилиндр, слегка отесанный, превращается в вал, а между двумя валами прорезается скоция.

Это те же элементы, из которых состоит античная база, но несколько видоизмененные в силу практических требований, а именно:

1. Античный ствол (рис. 251, С) переходил в базу посредством выкружки с полочкой. Эта полочка, которая легко обламывалась и вызывала излишнюю трату камня, была уничтожена, и ствол колонны резко обрывался в плоскости X.

2. Выступ античной базы и ее высота определялись модулем колонны; размер готической базы определяется так же, как и капитель, — высотой обрабатываемой каменной глыбы: от этой высоты берут такую часть, которой достаточно для солидного плинта, а остальная часть идет на профилировку.

Это правило соблюдается настолько откровенно, что в соборе Парижской Богоматери, где в распоряжении строителей были камни неодинаковой толщины, профиль базы имеет различную высоту почти в каждой колонне: для баз, как и для капителей, единообразие размеров перестает быть обязательным.

Цоколь и база готической колонны. Последовательные видоизменения профиля базы
Рис. 251

Последовательные видоизменения профиля базы

XII век и начало XIII века. — Профиль А (рис. 251) почти классический; скоция, врезающаяся еще умеренно, образует между двумя валами разделяющий пояс, который вскоре уже покажется недостаточным.

С конца XII в. стремятся усилить впечатление, разделяя валы линией, создаваемой тенью; скоция углубляется (профили В и R) настолько, что это начинает угрожать прочности колонны. Одно время настолько сильно увлекались этим новым вариантом, что его стали применять даже во внешней отделке здания, рискуя тем, что вода сможет скопляться в углублениях, разъедать камень и при малейшем заморозке разрушить его.

Конец XIII века и XIV век. — В середине XIII в. отказываются от чрезмерного углубления скоции, но впадают в противоположную крайность: часто валы сближают почти до соприкосновения (профиль S).

XV век. — В XV в. этот дефект еще усиливается, скоция уничтожается, и валы нагромождаются один на другой.

Связь между профилями базы и плинта

До XIII в. собственно база профилированное кольцо, окаймляющее основание колонны — точно вписывается в прямоугольный периметр плинта и никогда не переходит за его границы. Таким образом, на четырех углах плинта остаются четыре свободных промежутка.

Чтобы передать давление на эти углы, их связывают с базой скульптурными грифами. Эти грифы, происхождение которых восходит к римской эпохе, входят в обычную практику в середине XII в. (Сен-Жермен де Прэ) и встречаются вплоть до XIV в. (Сен-Назэр в Каркассоне), но пора их наибольшего применения заканчивается около 1220 г. В это время приходят к мысли ограничить незанятое пространство, заставляя базу выступать над плинтом, а для того, чтобы выступающие края профиля меньше отбивались, их укрепляют маленькими консолями (рис. 252, IV).

Цоколь и база готической колонны. Связь между профилями базы и плинта
Рис. 252

Или, наконец, заменяют квадратный плинт многоугольным (R), что делает всякое прилаживание излишним. Начиная с XIII в. (в Сент-Юрбен в Труа), база получает прихотливые очертания, соответствующие очертанию вертикальных нервюр, которыми стремятся заменить колонки. Пример, приведенный на рис. 254, А, заимствован из церкви Сен-Назэр в Каркассоне (XIV в.).

Профиль плинта и цоколя

Вначале плинт имеет гладкую вертикальную поверхность и помещается с небольшим отступом на кладке, образующей цоколь (рис. 253, А). Затем плинт обрабатывается профилями (В и С). Вот каким образом последовательно возникают эти видоизменения: Когда профиль базы начинает выступать на поверхность плинта (рис. 253, А), выступ края получается посредством простой отески каменного блока, производимой в вертикальном направлении.

Цоколь и база готической колонны. Профиль плинта и цоколя
Рис. 253

Но вскоре замечают, что отеску можно ограничить уровнем t, а остальную часть камня использовать для уширения основания; каблучком отмечается тот уровень, на котором должна быть прекращена отеска, и тогда получается профиль В. Вслед за тем, чувствуя, что каблучок слишком явно напоминает о линии кладки, и с целью указать, что здесь налицо только отступ, удлиняют изгиб t, и он принимает очертание t. Из этого постепенного слияния органов, первоначально существовавших раздельно, получается профиль С; его применяют почти без изменений в XIV и XV вв.

Слияние цоколя с базой

В то время как завершаются эти последние изменения, начинают намеренно уничтожать горизонтальные линии; упраздняются капители, остается только одна горизонтальная
линия — линия баз, и она тем сильнее бросается в глаза, что находится близко к зрителю. Эту линию пытаются прервать, и с этой целью базы колонок помещают на разных уровнях.

Представим себе (рис. 254, В) главную колонну, сопровождаемую теми нервюрами, которыми в XV в. стремились заменить колонки; и вот базу самой колонны помещают непосредственно над цоколем, а базы нервюр — несколько выше.

Цоколь и база готической колонны. Слияние цоколя с базой
Рис. 254

На массивном устое, около которого группируются колонки различного значения, можно видеть один уровень для пят колонок подпружных арок, другой — для нервюр, третий — для колонок щековых арок. Таким образом получается каскад баз, идущих уступами; это предел последовательного осложнения форм, какого только можно достигнуть.

В XVI в., когда такое осложнение стало обычным, при обработке ствола устоя допускаются два варианта: либо нервюры сводов тянутся вдоль всего ствола, либо ствол остается гладким, а нервюры резко обрываются на уровне своих пят. Этим двум вариантам ствола соответствовали два варианта баз. Только что мы описали базу, которая соответствовала стволу с нервюрами; когда же ствол оставался гладким, база имела такой вид, какой показан на рис. 254, С.

Оба примера (В и С) заимствованы из одного и того же конструктивного ансамбля — из хора церкви Сен-Северен: архитектура XVI в. допускает одновременно оба варианта, В и С, из которых первый отличается скупыми и строгими очертаниями, второй — чрезмерным нагромождением сухих линий.

Глава «Цоколь и база готической колонны» раздела «Готическая архитектура» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L'Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Архитектуру Эллады можно назвать ориентированной на Человека, и даже «человекоподобной» (в определённом смысле). Высказывание «Человек – мера всех вещей» - заключало для греков мысль о том, что все предметы и явления окружающего мира должны не только оцениваться с точки зрения «удобства» для человека, но и создаваться при помощи расчётов, основанных на пропорциях человеческого тела. Искусство проектирования и возведения зданий греки рассматривали в таком же ключе.

До нашего времени не сохранились жилые строения эллинов, но мы можем судить о древнегреческой архитектуре по прекрасным храмам, обильно украшавшим их города.

Уже в период архаики в Древней Греции появились и в общих чертах утвердились основные принципы архитектуры:

1. греки не использовали арочные своды и купола, поэтому все их здания состояли из вертикальных опор – колонн и, поддерживаемых ими, прямых горизонтальных перекрытий ;

2. основные типы колонн и соотношение несущих и несомых частей здания оформились в жёсткую систему, называемую о́рдерной (от греч «о́рдер» - «норма, порядок»);

3. пропорции зданий , рассчитывались исходя из пропорций человека , а архитектурные элементы иногда уподоблялись (конечно, весьма условно) частям человеческого тела;

4. архитекторы бо́́́́льшее внимание уделяли экстерье́рам ( внешнему виду зданий) , чем интерье́рам.

5. эстетические принципы древнегреческой архитектуры основывались на сочетании соразмерности и простоты , что нашло выражение в «высказываниях» эпохи: «ничего сверх меры» (слова, написанные на храме Артемиды) или «мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности» (изречение правителя Афин – Пери́кла).

Главным достижением архаики считается появление и утверждение ордерной системы в архитектуре – соотношения опоры (колонны) и перекрытия, которое она держала.

Классическая греческая колонна состояла из трёх частей: базы – основы, на которой устанавливалось тело (или ствол ) колонны и капите́́ли – её самой верхней части, поддерживающей балки перекрытий.

Греки создали три типа колонн , ставших основой классических ордеров: дори́ческого, иони́ческого и кори́нфского . Каждый из них, был по-своему антропоморфным , то есть наделялся в воображении греков чертами, присущими человеку.

Так самый простой, «крепкий» и мощный – дорический ордер – был воплощением образа мужчины-атлета – его капитель была лишена каких-либо украшений, а тело имело некоторое утолщение – энта́зис , как если бы оно и в самом деле испытывало давление сверху, которое с усилием удерживало.

Ионический ордер имел более лёгкие и изящные пропорции и соответствовал женскому началу. Эта женственность особенно явно проявлялась в капители ионической колонны – её украшали спиралевидные завитки с обеих сторон – волю́ты – имеющие сходство с локонами волос, уложенными в прическу.

Несколько позже появился коринфский ордер – по мнению греков, соответствующий образу юной девушки. Его ствол строен и высок, а капитель, пышная и сложная, напоминает корзину со стилизованными листьями растения ака́нфа (аканта) .

Якобы, в далёкие времена, на острове Коринф жила девушка, удивительной красоты. Она была настолько хороша, что возгордившись, заявила, что прекраснее самой богини Афродиты. Ревнивая богиня не оставила это заявление без внимания, и при первой же возможности отомстила. Девушка встретила прекрасного юношу, они назначили свадьбу, но прямо накануне бракосочетания невеста умерла.

Безутешные родственники провели похоронный обряд, а на могиле оставили закрытую крышкой корзину с поминальной трапезой. Прошло время. Росток дерева аканф, пробил днище корзины, и пустил ветви. Но поскольку тоненькие побеги не могли приподнять крышку корзины, то они, извиваясь, стали прорастать сквозь прутья, пуская молодые листочки.

Случайно на этот некрополь забрёл талантливый архитектор Каллимах . Увидев корзину, с проросшей сквозь неё листвой аканфа, он и вдохновился на создание нового типа колонны.

От того, какого типа использовались колонны, зависело и то, как будут выглядеть и украшаться перекрытия этого здания, та часть строения, которая получила название антаблемент.

Антаблемент - несомая часть ордера, в свою очередь тоже состоял из трёх элементов (надо сказать, что греки очень любили трёхчастное деление). Эти элементы назывались снизу вверх: архитрав, фриз, карниз .

Архитрав и карниз усложнялись по мере увеличения "затейливости" и высоты колонны. То есть, самые простые архитравы и карнизы были у дорического ордера, а самые навороченные и вычурные - у коринфского.

Главную же эстетическую функцию в антаблементе нёс фриз - его центральный элемент в виде ленты.

Фриз дорического ордера был разделён выпуклыми полосами - триглифами на квадраты - метопы .


Храм Артемиды в Эфесе (в настоящее время г. Сельчук в Измире в Турции). Считался одним из семи чудес света. Был сооружён в середине 4 в. до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., несколько раз подвергался восстановлению и перестройкам.

Периоды в древнегреческой архитектуре

Архаичный период

В древнегреческой архитектуре различают архаичный период (7 в. до н.э. - 590 гг. до н.э.) В этот период народы, населяющие территорию Древней Греции, создавали сооружения, принципы конструкции которых легли в основу более поздних построек. Образцы древнегреческой архитектуры архаичного периода, в основном, сохранились на Апеннинском полуострове, в Сицилии, в Пестуме, Селинунте, Агригенте, Сиракузах. Композиция архитектурных ансамблей архаики создавалась постройками, расположенными в ряд.

Памятниками архаичной древнегреческой архитектуры были храмы Геры ("Базилика") в Пестуме, Афины ("Деметры"). Храм Геры ("Базилика") создан из туфа, его особенность заключается в нечетном количестве массивных колонн на торце. Сами колонны утолщаются книзу, создавая ощущение «одутловатости». Массивность строения сочетается с декоративной каменной резьбой.


Храм Геры в Пестуме. Середина 6 в. до н.э.


Колонны храма Геры в Пестуме.

Ранне-классический период

Следующий этап в развитии древнегреческой архитектуры – ранне - классический (590гг. до н.э. – 470 до н.э.). В этот период древнегреческая архитектура обогатилась египетскими и азиатскими элементами, которые вписывались в философию и религиозные воззрения общества. Сооружения стали менее вытянутыми, пропорции - более соразмерными и менее тяжеловесными. В тот период при установке колоннады начали придерживаться соотношения количества колонн торцового и бокового фасадов 6:13 или 8:17.

Образцом древнегреческой архитектуры переходного периода между поздней архаикой и ранней классикой является храм Афины Афайи на острове Эгине (около 490 г. до н.э.) Он имел небольшие габариты, соотношение колонн – 6:12. Храм создан из известняка, его стены покрывали росписи, фронтоны украшали мраморные скульптуры (сейчас они хранятся в Мюнхенской глиптотеке - Münchener Glyptothek).

К переходному периоду в древнегреческой архитектуре относится и храм в Селинунте в Сицилии. Он все еще был вытянут в длину, имел соотношение колонн 6:15. Сами колонны производили впечатление массивных и грузных. Типичным сооружением древнегреческой архитектуры ранней классики являются храм Посейдона в Пестуме и храм Зевса в Олимпии (конец 5 в. до н.э.). Он установлен на трехступенчатом основании. Имеет невысокий стилобат (верхняя часть стереобата - ступенчатого цоколя, на котором возводилась колоннада), низкие широкие ступени, соотношение массивных колонн с утолщением в нижней трети 6:14. Храм был построен с учетом особенностей зрительного восприятия. Издали он выглядит приземистым. По мере приближения к сооружению растет ощущение его мощи и величия. Такой прием расчета на восприятие объекта по мере удаления или приближения характерен для зодчества периода ранней классики в древнегреческой архитектуре.


Храм Посейдона в Пестуме.

Храм Зевса в Олимпии (468 и 456 гг. до н.э.) - произведение архитектора Либона, был самым крупным храмом Пелопоннеса (южная часть Балканского полуострова). Храм был построен из ракушечника. Соотношение колонн 6:13. На фронтонах были изображены состязание на колесницах Пелопса и Эномая, битва греков с кентаврами, на элементах фриза – подвиги Геракла.


Развалины храма Зевса в Олимпии.

Классический период

Классический период древнегреческой архитектуры (470 до н. э. — 338 до н. э.). В этот период продолжилось совершенствование стиля. Вместо песчаника использовался мрамор. Строения становились более легкими и изящными. Примером сооружений классического этапа являются храм Тесея в Афинах, храм в Иллисе (не сохранился) и храм Аптерос на входе в некрополь Афин.

Эллинский период

Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э.) в древнегреческой архитектуре развивался под влиянием мотивов Востока. Образец - храм Крылатой Афины в Тегее, храм Зевса в городе Немея. Множество строений с богатым декором было возведено в Малой Азии, например, монумент царю Мавсолу, храм Афины в городе Приена, храм Феба Дидимского в городе Милеет.


Руины храма Крылатой Афины в Теге.

Виды храмов в древнегреческой архитектуре

Самым ранним видом храма был дистиль («храм в антах»). В плане храма — прямоугольное или квадратное помещение - цела, передний фасад с входом, напоминающий лоджию с боковыми стенами (антами). Между антами на переднем торце стояли две колонны (отсюда название: «дистиль», что значит - «двуколонный»).


Схема храма в антах.

Храм в антах - Сокровищница афинян. Афины. конец 6 - начало 5 в. до н.э.

Храм простильный с одним портиком и колонами на одном торце (колонны заменяют анты).


Простильный храм с пристройкой.

Храм амфипростильный с двумя портиками с колоннами на двух торцах.


Храм Ники Аптерос с двумя портиками в Акрополе. Афины. 449 - 420 до н.э. Архитектор Калликрат.

Храм периптерический – в его основе амфипростильное или простильное сооружение, которое стоит на высоком фундаменте и имеет колоннаду по всему периметру. Примером может служить Парфенон.


Парфенон. 447 - 438 до н.э. Зодчие Иктин и Калликрат.

Храм диптерический имеет двойной ряд колоннады по периметру. Пример диптерического сооружения древнегреческой архитектуры - Храм Артемиды в Эфесе в 550 г. до н.э.


Храм Артемиды в Эфесе.

Храм псевдопериптерический – вместо колонн периметр здания украшали полуколонны, которые выступали на половину диаметра колонн из стен. Храм псевдодиптерический, у которого за наружным рядом колонн вдоль периметра стояли полуколонны, выступающие из стен. Древнегреческие колонны В древнегреческой архитектуре важную роль играла колонна, она служила определяющим модулем – в соответствии с ее размерами создавались все пропорции сооружения и его декор. Существует несколько типов колонн. Дорические колонны имели соотношение диаметра и высоты колонны приблизительно 6:1. Колонна наверху тоньше, чем внизу. Ниже середины колонна имела утолщение. Часто дорические древнегреческие колонны покрывались вертикальными желобками – каннелюрами, обычно их было 16-20. Колонны ставили прямо на пол сооружения или устанавливали на прямоугольный постамент.


Рисунок капители дорической колонны с каннелюрами.

Волюты – завитки на капители со стороны фасада. По боковым сторонам капители волюты соединяются между собой валами – балюстрами, напоминающими свиток. Волюты окантованы выпуклыми ободками, закручивающимися в виде спирали, сходящейся в центре в «глаз» - небольшую полусферу.

Древнегреческие колонны ионические изящнее дорических, их ставили на стилобат – широкое четырехугольное подножие, внизу у колонн база из валов, разделенных желобками. Ионическая колонна покрыта большим количеством глубоких каннелюр (24 и больше). Капитель колонны выполнена в виде двух противоположно расположенных волют.


Древнегреческая колонна коринфская отличалась особенной пышностью. Капитель коринфской колонны представляет собой корзину, окружённую двумя рядами акантовых листьев; наклонно стоящие четыре волюты. Архитекторы Римской империи и зодчие Ренессанса коринфскую колонну сделали образцом для подражания.


Капитель коринфского ордера.

Разнообразие сооружений древнегреческой архитектуры объединено общим конструктивным подходом к строительству, системой пропорций и элементами, дающими возможность определить этот стиль с первого взгляда.

Читайте также: